Города России. Энциклопедия.
Владивосток

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Владивосток

Центр Приморского края, в 9302 км к востоку от Москвы. Расположен амфитеатром на сопках южной оконечности полуострова Муравьёва-Амурского, вокруг бухты Золотой Рог и вдоль восточного побережья Амурского залива Японского моря. Климат муссонный. Осадков около 690 мм в год, большая часть выпадает весной и летом, часты тайфуны, осень - лучшее время года: солнечная, безветренная и тёплая. Зима короткая малоснежная и холодная. Средние температуры января -14°C, июля 24°C. В окрестностях В. леса из кедра, пихты, лиственницы, дуба, берёзы, клёна, липы, ясеня; встречается маньчжурский орех, виноград (дикий) и др.

Герб Владивостока.

Герб Владивостока. "В зелёном щите золотой тигр, подымающийся по серебряной скале, с червлёными глазами и языком; в вольной части влево - герб Приморской области. Щит украшен золотою башенною короною о трёх зубцах; за щитом два золотых якоря, накрест положенных и соединённых Александровскою лентою". Высочайше утверждён 16.3.1883

Порт на Тихом океане. Конечный пункт Транссибирской железнодорожной магистрали. Автомагистраль В. - Хабаровск. Аэропорт международного значения. В. - крупнейший город Дальнего Востока - население 648 тыс. человек (1992; 14,5 тыс. в 1890; 107,9 тыс. в 1926; 206,5 тыс. в 1939; 397 тыс. в 1959; 558 тыс. в 1979).

Район В. был исследован русскими мореплавателями в 50-х гг. XIX в. В 1860 на берегу глубоководной и закрытой от ветров бухты Золотой Рог командой русского парусника "Маньчжур" был основан военный пост, получивший название "В.". С 1862 он официально именуется портом, который с начала 1870-х гг. занял ведущее место на Тихом океане. В 1871 во В. была переведена (из Николаевска-на-Амуре) главная база Сибирской военной флотилии. Построены и усилены береговые батареи. Для подготовки штурманов и судовых механиков было открыто мореходное училище. Развитие судостроения и других отраслей промышленности сопровождалось увеличением роли В. как административного центра.

Постоянная пароходная линия связала В. с Петербургом и Одессой в 1879. В 1880 В. (с полуостровом Муравьёв-Амурский) был выделен в особое "военное губернаторство" и признан городом. С 1888 - центр Приморской области. В 1897 построена железная дорога Хабаровск - В., в 1903 открылось прямое железнодорожное сообщение с Москвой по Великой Сибирской железнодорожной магистрали. В конце XIX в. в городе действовали: 2 православные и протестантская церкви; мужские и женские училища, богадельня, морской госпиталь, лазарет сухопутных войск и др.; заводы - механический (при порте), 2 пивоваренных, 5 кирпичных и 2 известковых; 3 паровые мукомольные мельницы; 4 паровые лесопильни. Главную роль в жизни города играли судоходство и торговля. В порт В. приходили коммерческие суда, а также китайские и корейские шлюпки и джонки. Торговля находилась главным образом в руках иностранцев. Ввозились: мука, рис, чай, сахар, напитки, мануфактурные, бакалейные товары; вывозились: морская капуста, панты, древесина, крабы, сушёная рыба, трепанги и др. В 80-90-х гг. XIX в. В. постепенно превращается в место сосредоточения русской культуры на Дальнем Востоке. В 1883 начала издаваться первая в крае газета "Владивосток". В 1884 возникло Общество изучения Амурского края, в 1890 открыт музей Общества. В. стал центром экспедиционных работ русских путешественников и учёных - Н. М. Пржевальского, С. О. Макарова, В. К. Арсеньева, В. Л. Комарова (впоследствии президента АН СССР) и др. В 1899 во В. открыт Восточный институт.

После установления советской власти в 1917 в городе неоднократно менялись правительства. В апреле 1918 во В. высадились военные десанты японских, американских и английских войск. Во время мятежа Чехословацкого корпуса (май - ноябрь 1918) к власти во В. пришло Временное сибирское правительство, позже - адмирал А. В. Колчак. В январе 1920 власть перешла к областной земской управе, где решающую роль играли большевики. В 1920 В. - центр партизанской борьбы с японцами. В декабре 1920 власть перешла к Приморскому областному управлению Дальневосточной республики (ДРВ). В 1922 В. в составе ДРВ вошёл в РСФСР.

Современный В. - важный промышленный центр. Машиностроение, в том числе судостроение и судоремонт; производство оборудования для рыбной и деревообрабатывающей промышленности, горно-шахтного оборудования (заводы: "Дальзавод" "Дальприбор" "Радиоприбор" "Металлист" инструментальный и др.). Пищевая (рыбокомбинаты, мясокомбинат, кондитерская фабрика и др.), стройматериалов (завод железобетонных конструкций и др.) промышленность. В. - база рыбного промысла и добычи морепродуктов. Дальневосточные: университет и технический университет; Дальневосточная морская академия; Дальневосточные институты: искусств, коммерческий, технический рыбной промышленности и хозяйства, технологический бытового обслуживания; медицинский институт. Тихоокеанское высшее военно-морское училище имени С. О. Макарова. Приморский филиал Русского географического общества. Дальневосточный научный центр Российской АН. Тихоокеанский НИИ рыбного хозяйства (ТИНРО) и океанографии, Тихоокеанский институт географии и др. Театры: драматический, юного зрителя, кукольный.

Филармония. Музеи: Дальневосточного пароходства, Тихоокеанского флота, ТИНРО, краеведческий, минералогический; Картинная галерея. Объединённый музей имени В. К. Арсеньева (в том числе дома-музеи В. К. Арсеньева, К. А. Суханова и другие музеи). Океанариум.

Въезд во В. венчает колонна с моделью парусника "Маньчжур". Многоэтажные кварталы города с террасированными и крутопадающими улицами располагаются по склонам сопок, спускающихся к морю. Глубоко и причудливо вдающееся в сушу море придаёт городу своеобразный, неповторимый облик. Поверхность полуострова Муравьёва-Амурского гориста, в меридиональном направлении тянутся цепи отрогов Сихотэ-Алиня; небольшие низменности встречаются лишь по долинам коротких и мелководных речек, широко разливающихся при прохождении тайфунов. Высшая точка города - гора Орлиное Гнездо (214 м). Здесь установлена ажурная 180-метровая телевизионная башня, у подножия горы находятся телецентр и Дом радио. С сопки открывается панорама города и порта, на юге видны полуостров Голдобина и узкая полоса полуострова Шкота, прикрывающие вход в бухту Золотой Рог, лесистые берега бухты Диомид и Улисс. На западе - Амурский залив, в северной части В., на склонах сопок и в долине Первой Речки, среди жилых кварталов возвышаются корпуса промышленных предприятий, за ними располагается искусственное озеро Чан, далее - новые жилые микрорайоны, застроенные 5-, 9- и 12-этажными домами, и проспект 100-летия Владивостока. Вдоль бухты Золотой Рог - исторического центра В. - на многие километры протянулись причалы и склады торгового и рыбного портов, доки и цеха судоремонтных заводов. Сообщение между частями города осуществляется сухопутными и морскими трамваями, автобусами, троллейбусами, электропоездами, в "высотный" района Голубиной Пади из центра города можно подняться на фуникулёре. Ряд улиц (в том числе главная - бывшая Американская, ныне Ленинская, длиной 3,5 км) проложен ещё по плану 1868. До 1880 застраивался одноэтажными деревянными домами, позже каменными, с 1906 строительство велось по типовым проектам, в 1905-19 проводились работы по благоустройству города. С 1939 и с 1954 застраивался по плану реконструкции, построены крупные общественные и административные здания. В 1960 принято постановление "О развитии В." (генеральный план), по которому на берегах бухты Золотой Рог и Амурского залива создан новый городской центр. Планировка новых районов проводится с учётом сложного рельефа территории. Построены: морской вокзал (1965), Дом культуры (1967) и другие общественные сооружения. Памятники: "Борцам за власть Советов" (1961, скульптор А. И. Тенета), морякам торгового флота (1967, скульптор О. А. Иконников).

Удобные пляжи, высокая концентрация солей в морской воде и целебные грязи на дне залива Углового способствовали формированию в пригороде В. курортной зоны. Вдоль железной дороги и шоссе тянутся полосой курортные посёлки: Чайка, Седанка, Санаторная, Океанская, Сад-город. В районе Санаторной разместился Ботанический сад (165 га).

Владивосток,

Карта

Карта

Литература: Владивосток. (К 100-летию со дня основания). 1860-1960, Владивосток, 1960; Рябов Н. С., Обертас В. А., К истории застройки Владивостока, Владивосток, 1961; Климат Владивостока, Л., 1978; Алексеев А. И., Как начинался Владивосток, Владивосток, 1985; Владивосток. Штрихи к портрету, Владивосток, 1985; Марков В. М., Здравствуй, Владивосток! Путеводитель-справочник, Владивосток, 1988; Матвеев Н. П., Краткий исторический очерк г. Владивостока, Владивосток, 1990;Город морской судьбы. Фотоальбом, Владивосток, 1990.

В начало словаря