Энциклопедический справочник "Африка"
Йоруба искусство

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Йоруба искусство

Погремушка из тыквы.

Погремушка из тыквы.

Нигерия.

Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого.

Ленинград.

йо́ру́ба иску́сство. Происхождение Й. и. принято генетически связывать с культурой Ифе. Самые ранние (середина XVII в.) произведения Й. и.— ритуальные предметы тайного общества «Огбони»: бронзовые скульптуры различных божеств и духов, а также парные (мужские и женские) антропоморфные жезлы (эданы), обычно связанные цепью, которые использовались во время самых различных церемоний (инициации, ордалий, погребений и. т. д.). Они в значительной степени сохранили строгую каноничность и условность трактовки человеческих фигур и лиц вплоть до XX в.

Памятники традиционной деревянной пластики относятся к XVIII — началу XX вв. Они подразделяются на несколько устойчивых иконографических групп, соответствующих определенным религиозно-мифологическим персонажам и культам. Большим разнообразием отличаются фигурки ибеджи (близнецов), распространённые по всей стране и отмеченные местными особенностями. Они принадлежат к наиболее древним типам деревянной скульптуры. Об этом свидетельствуют их пропорции (голова составляет от 1/3 до 1/4 размера фигуры), широко распространённые в Тропической Африке, но не характерные для большинства йорубских скульптур. Островыразительны фигурки бога Эшу, встречающиеся на резных столбах, поддерживающих кровлю, в дверных рельефах и панелях, на барабанах, подносах для гадания и. т. д. Наиболее интересна стилистическая группа скульптур, связанная с культом бога Шанго. Коленопреклонённые фигуры его жриц принадлежат к числу высших достижений африканской традиционной скульптуры реалистического плана. Обычно они являются навершиями ритуальных жезлов и изображают женщину с подчёркнутыми половыми признаками, с ребёнком на руках или за спиной, иногда на коленях. Реже встречаются изображения самого Шанго, как правило, верхом на лошади (согласно одной из легенд, он был правителем и военачальником йорубской «империи» Ойо). Общим иконографическим признаком всех памятников круга Шанго является двойной топор, происхождение которого связывается с неолитическими каменными орудиями (так называемые стрелы Шанго).

Среди масок выделяются исключительно жизненные антропоморфные маски-наголовники тайного общества «Геледе». Их лицевая часть сохраняет канонические черты, характерные для скульптуры йоруба в целом (глаза в виде обращённого вниз треугольника, короткий, горизонтально срезанный нос, выступающие вперёд губы), а навершия отличаются исключительным разнообразием. Здесь встречаются мифологические и взятые из окружающей жизни персонажи, различные животные, птицы, змеи и неодушевлённые предметы (посуда и другая утварь, модели хижин и. т. п.), которые в прошлом наделялись символическим значением, а позднее стали использоваться как чисто декоративные мотивы. Маски типа «эпа» обычно имеют сложные многоярусные навершия, включающие отдельные фигуры и целые сцены. Лицевая часть этих шлемовидных масок сильно стилизована и маловыразительна. Как и маски «геледе», они покрыты яркой полихромией росписью. Особую группу составляют маски тайного общества «Эгун-гун». Они делятся на две большие группы — связанную с погребальными церемониями и маски агбегиджо, которые с XVIII в. использовались во время увеселительных представлений ряженых. Маски последней группы наделены чертами гротеска и иногда представляют собой карикатуры определенных социальных и этнографических типов. Их выполняли из различных подсобных материалов (перьев, растительных волокон, раковин и. т. п.), укреплённых на деревянном или плетёном каркасе, что делало их очень непрочными. На северо-востоке страны Й. известны маски-скульптуры, связанные с культом предков и пережитками тотемических представлений, в которых соединялись черты человека и животного, обычно барана.

Особым разделом традиционной скульптуры являются рельефы. Это, как правило, многоярусные композиции, изображающие исторические бытовые и реже мифологические сцены, в которых отсутствует обозначение места действия и нет связного последовательного повествования. Встречаются рельефы с изображениями различных символов и ритуальных предметов (эданов, «топоров Шанго») и декоративных геометрических мотивов. Типологически к ним примыкают разнообразные архитектурные детали, украшающие не только постройки, но и различные бытовые и ритуальные предметы (барабаны, подносы, шкатулки и. т. п.).

Литература:

Григорович Н. Е., Традиционная скульптура йорубов, М., 1977;

Beier U., The story of sacred wood carvings from one small Yoruba town, Lagos, [1957];

Carroll K., Yoruba religious carving, L.—[a. o.], 1967.

Н. Е. Григорович.

Церемониальный головной убор.

Церемониальный головной убор.

Нигерия.

Жрица бога Шанго.

Жрица бога Шанго.

Деревянная маска.

Деревянная маска.

Частное собрание.

Лондон.

Маска типа «эпо».

Маска типа «эпо».

Раскрашенное дерево.

Милан.

Сосуд из слоновой кости для соли и перца.

Сосуд из слоновой кости для соли и перца.

Нигерия.

Женская статуэтка.

Женская статуэтка.

Дерево.

Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого.

Ленинград.

В начало словаря