Энциклопедический справочник "Африка"
Статьи на букву "Ш"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ш"

Шаабан Роберт

Шааба́н Роберт (Shaaban) (1909—1962), танзанийский писатель. Основоположник современной литературы на суахили. Опубликовал автобиографическое сочинение «Моя жизнь» (1949, русский перевод 1968), философско-этнические повести «Кусадикике» (1951), «Адили и его братья» (1952), «Сити бинти Саад» (1960) и другие, в которых ставятся вопросы нравственного совершенствования. Автор сборников стихов и этюдов «Африканские алмазы» (1960), «Поэмы и этюды» (1958—60). Переводил рубаи Омара Хайяма. Творчество Ш. явилось переходом от классической суахилийской литературы, развивавшейся под влиянием арабо-мусульманской поэтической культуры, к современной национальной словесности; писатель стремился модернизировать язык суахили, раздвинуть рамки канонизированных литературных норм. Возглавлял Восточно-Африканский суахилийский комитет, был членом Восточно-Африканского литературного бюро.

Сочинения:

Diwani ya Shaaban, v. 1—14, Dar es Salaam, 1966—1970;

В русском переводе — Моя жизнь, М., 1981.

Литература:

Григорьева Т., Шаабан Роберт, «Азия и Африка сегодня», 1963, № 6;

Современные литературы Африки, М., 1974;

Allen J. W. T., The complete works of the late Shaaban Robert, «Swahili», 1963, v. 33, № 2;

Harries L., Tale from Tanga. A literary beginning «East African Journal», 1966, v. 3, № 2.

Е. Я. Суровцев.

Шабака

Шаба́ка, царь Мероэ в 716—702 до н. э. и первый фараон XXV (Эфиопской) династии в Египте в 715—702 до н. э. Сын царя Кашты, брат и преемник царя Пианхи. Его собственные египетско-язычные надписи и надписи периода его правления найдены в основном в Египте. Существует мнение, что Ш. — не имя собственное, а мероитский царский титул. В 715 совершил поход в Египет, взял в плен и сжёг заживо саисского правителя Бокхориса; провозгласил себя фараоном Египта. В ассирийской надписи царя Саргона II Ш. назван «царём Мероэ и Египта» (фактически он властвовал только в Верхнем и Среднем Египте; в Дельте правили ливийские царьки и князья). Продолжая вслед за Пианхи закреплять за Мероэ Фиваиду, Ш. передал основные жреческие посты в храме Амона Фиванского членам мероитской царской семьи (своей дочери, сыну, внуку). В Среднем Египте Ш. сделал г. Мемфис своей резиденцией, оказывал милости жрецам храма бога Пта. Поддерживая свой престиж египетского фараона, вёл храмовое строительство, одаривал храмы, участвовал в религиозных празднествах египтян. Также вёл строительство в Мероэ, делал дары мероитским храмам. Ш. поддерживал мирные отношения с Ассирией. Подобно Пианхи, был погребён в пирамиде царского мероитского некрополя Эль-Курру.

Литература:

Кацнельсон И. С., Напата и Мероэ — древние царства Судана, М., 1970;

Gomaá F., Die libyschen Furstentümer des Deltas;

vom Tod Osorkons II bis zur Wlederverelnlgung Agyptens durch Psametik I, Wiesbaden, 1974;

Kitchen K. A., The Third Intermediate Period In Egypt (1100—650 B. C.), Warminster, 1973;

Kapera Z. D., The rebellion of Yamani in Ashdod, Krakov, 1978.

С. Я. Березина.

Шабби Абу-ль-Касим

Ша́бби Абу-ль-Касим, аш-Шабби, (1909—1934), тунисский поэт. Учился в мусульманском университете аз-Зитуна (1921—1928), Школе права (1928—1930). Первые стихи опубликовал в 1926 в газете «Нахда». Творчество Ш. способствовало возникновению в поэзии ряда арабских стран романтической школы, идейно связанной с программой модернизации и реформации ислама. В литературно-критическом исследовании «Поэтическая фантазия у арабов» (1928) Ш. призывал к изображению многообразия и сложности современной жизни, уделяя основное внимание современному человеку. Положения своей эстетической программы Ш. развил в ряде статей. Значительное место в поэтическом наследии Ш. занимают национально-патриотические стихи («Тираны мира», «Прекрасный Тунис», «Песнь пастуха»). Сборник стихов «Песни жизни» опубликовал в 1956. Поэзия Ш. приобрела известность на арабском Востоке.

Сочинения:

В русском переводе, в сборниках: Новая арабская поэзия, М., 1958;

Из африканской лирики, М., 1967;

Голос Африки, М., 1969;

Поэзия Африки, М., 1973.

Литература:

Шустер Б., Заметки о литературе Туниса, «Звезда Востока», 1958, № 10, с. 72—77;

Намитокова З. А., Литература Туниса, в кн.: Современные литературы Африки. Северная и Западная Африка, М., 1973, с. 101—106.

З. А. Намитокова.

Шака

Ша́ка, см. Чака.

Шакалы

Шакалы.

Шакалы.

шака́лы, три вида хищных млекопитающих рода волков семейства волчьих. Длина тела до 90 длина хвоста около 30 см, масса 7—15 кг. Шакал (Canis aureus) — европейско-африканский вид, полосатый Ш. (C. adustus) и чепрачный Ш. (C. mesomelas) — эндемики Африки, распространены к югу от Сахары. Ареалы полосатого и чепрачного Ш. широко перекрываются. Ш. — обитатели саванн, приречных зарослей, полупустынь и пустынь. Активны преимущественно ночью. Держатся парами или семейными группами, изредка поодиночке. Контакты между членами групп поддерживаются, в частности, очень разнообразными звуковыми сигналами. Моногамы, пары образуются на длительный срок. В выводке 2—9, чаще 4 щенка. Воспитывают их самец и самка. У чепрачного Ш. при выводках часто держатся «помощники» — молодые Ш., рождения предыдущего года, подкармливающие и защищающие щенков. Обычная добыча Ш. — грызуны, зайцы, птицы, пресмыкающиеся, а также насекомые и другие беспозвоночные. До половины рациона может составлять падаль, остатки добычи крупных хищников. Около жертв льва наблюдали скопления чепрачных Ш. (до 20—30 особей). Мелких антилоп Ш. могут добывать самостоятельно. Способны бежать со скоростью до 50 км/час. Групповая охота Ш. на копытных вдвое эффективнее, чем одиночная. Крупные хищники отгоняют Ш. от своей добычи и преследуют их. Часто Ш. становятся жертвами леопарда. Приносят некоторый ущерб мелкому домашнему скоту и птице, однако чаще подбирают вблизи ферм падаль. «Зловещий» вой Ш. у части местного населения вызывает суеверное отношение к этим животным.

Е. Н. Матюшкин.

Шамбала

Шамба́ла, государство в Танзании. Возникло в XVIII в. в горах Усамбара. Наибольшего могущества достигло в середине XIX в. при Кимвери я Ньюмбаи (1815—1862) — внуке легендарного основателя государства Мбега. Границы государства в это время простирались от р. Умба на севере до р. Пангани на юге и Индийского океана на востоке. Столицей был г. Вуга (в 1857 — около 3 тыс. жителей). Верховный правитель принадлежал к клану Килинди и носил титул симбва на муэне («Лев небес»). Он обладал наследственной военно-административной, ритуальной и судебной властью. Государственный совет при правителе состоял из мдое — первого министра, мбони — командующего армией и мбека — командира личной гвардии. Государство делилось на районы, которыми управляли сыновья и дочери правителя. Наследник имел титул себуке. Он управлял районом Мумбуру, откуда мог выехать только после смерти отца с тем, чтобы возглавить государство. Основным источником дохода была дань, периодически взимаемая с подвластных племён военными экспедициями. Половина дани шла правителю и его семье (у Кимвери было около 300 жён и более 400 детей). Основу производственных отношений составлял труд свободных общинников — земледельцев, которые занимались также скотоводством и охотой. Существовало патриархальное рабство; рабами становились военнопленные, несостоятельные должники и преступники. Раб мог жениться, его нельзя было продать. После смерти Кимвери я Ньюмбаи государство распалось.

В. Я. Кацман.

-----------------------------------

Студентка шамбала из Дар-эс-Салама.

Студентка шамбала из Дар-эс-Салама.

шамба́ла, шамбаа, самбаа, васамбаа, народ на северо-востоке Танзании (область Усамбара). К Ш. близки зигуа, бондеи, дое, квере. Численность с зигуа 870 тыс. человек (1983, оценка). Говорят на одном из банту языков. Распространён также язык суахили. Основное занятие — земледелие, в долинах в небольшом количестве разводят крупный (в основном для обмена) и мелкий рогатый скот. В XVIII в. участвовали в торговле с суахилийским побережьем. Сохраняются традиционные культы, ритуалы, родовое и половозрастное деление. Распространяется ислам и христианство.

Шампольон Жан Франсуа

Шампольо́н Жан Франсуа (Champollion) (1790—1832), французский учёный, основатель египтологии. Член Академии надписей (1830). Почётный член Петербургской АН (1826). К 17 годам овладел греческим, латинским, коптским, арабским и другими восточными языками. В 1807—09 занимался в Школе восточных языков и Коллеж де Франс. В 1809—1821 преподавал в университете Гренобля. В 1821 переехал в Париж. После многолетней работы над прочтением надписи Розеттского камня Ш. в сентябре 1822 изложил основные принципы дешифровки иероглифического письма древних египтян; установил последовательность развития египетского письма — иероглифического, иератического, демотического. В 1828—30 возглавлял археологическую экспедицию в Египет, где было собрано и скопировано огромное количество текстов, изображений и памятников, опубликованных после смерти Ш. в издании «Памятники Египта и Нубии» («Monuments de l’Egypte et de la Nubie», v. 1—4, P., 1835—1845). С 1831 возглавлял созданную специально для него кафедру египтологии в Коллеж де Франс; составил первые грамматику и словарь египетского языка, изданные после его смерти.

Сочинения:

L’Egypte sous les Pharaons, v. 1—2, P., 1814;

Grammaire égyptienne, P., 1836;

В русском переводе — О египетском иероглифическом алфавите, М., 1950.

Литература:

Hartleben H., Champollion, sein Leben und sein Werk, Bd 1—2, B., 1906;

Pourpoint M., Champollion et l’enigme égyptienne, P., 1963.

Шамте Мохаммед

Шамте́ Мохаммед (Shamte) (р. около 1905), шейх, политический деятель Занзибарского султаната в период борьбы за национальное освобождение. Выходец из богатой африканской (ширазской) семьи. С 1957 член Афро-Ширази партии (АШП). В 1959 вышел из АШП и создал Народную партию Занзибара и Пембы (НПЗП), состоявшую из представителей феодально-буржуазных кругов африканского населения. Во время выборов 1957, 1959 и 1961 Ш. блокировался с Занзибарской националистической партией (ЗИП). В 1961 возглавил коалиционное правительство НПЗП и ЗИП самоуправляемого султаната. С 1963 премьер-министр первого правительства суверенного Занзибара. Во время народной революции 1964 Ш. отстранён от власти и арестован.

В. Я. Кацман.

Шангаанов восстание

Шанга́анов восста́ние, Гунгуньяны восстание, антипортугальское восстание на юге Мозамбика под руководством Гунгуньяны в 1894—1895.

Шанго

Культовые скульптуры Шанго.

Культовые скульптуры Шанго.

Ша́нго, в мифологии йоруба бог грома и молнии. Согласно мифам, Ш. живёт в облаках, в огромном сияющем медном дворце. Из своего дворца Ш. бросает в тех, кто вызывает его гнев, раскалённые камни (одно из его имён — «Бросающий камни»). Поражённых молнией людей йоруба добивали и не хоронили, так как полагали, что они нужны Ш. Дома, в которые попала молния, подвергались разграблению жрецами и почитателями Ш., а хозяев штрафовали — считалось, что Ш. наказывает молнией за ложь и нарушение клятвы.

Согласно более поздним мифам, Ш. — правитель могущественного древнего города-государства йоруба — Ойо. Он мог по желанию вызывать молнии, а после смерти ушёл под землю. В Ойо культ Ш. получил наибольшее развитие, там ежегодно совершались торжественные церемонии в честь Ш.

Ш. обычно изображали с луком и мечом, стоящим в окружении трёх жён (богинь рек Нигер, Ошун, Оба), которые держат ладони сложенными перед грудью.

Е. С. Котляр.

Шаревская Берта Исааковна

Шаре́вская Берта Исааковна (1904—1985), советский историк. Доктор исторических наук. Окончила МГУ. Научный сотрудник ИА АН СССР. Основное направление научных исследований — религии в Африке.

Сочинения:

Старые и новые религии Тропической и Южной Африки, М., 1964.

Шари

Ша́ри (Chari, Shari), река в ЦАР и Республике Чад и по границе последней с Камеруном. Образуется слиянием рр. Уам и Грибинги; впадает в оз. Чад. Длина 1450 км (от истоков р. Уам), площадь бассейна около 700 тыс. км2. Грибинги принимает справа большое количество притоков (Кукуру, Кейта и др.); в районе г. Сарх, на р. Грибинги, — внутренняя дельта. После слияния рр. Уам и Грибинги Ш. принимает справа р. Ая (Саламат), а ещё ниже — крупный левый приток р. Логоне, образуя с ней при впадении в оз. Чад общую разветвлённую дельту. Подъём воды в реках бассейна Ш. приходится на летний дождливый сезон и продолжается несколько месяцев; паводок постепенно сдвигается (добегает) вниз, поэтому в среднем и нижнем течении Ш. и Логоне наиболее высокая вода в осенние месяцы. Реки очень сильно разливаются, образуются временные озёра, соединения с реками бассейна Нигера. Средний расход воды 1230 м3/с. Судоходна от г. Батангафо на р. Уам (свыше 860 км). Рыболовство. На Ш. — столица Чада г. Нджамена.

Шари-нильские языки

Ша́ри-ни́льские языки́, макросуданские языки, группа нило-сахарских языков (по классификации Дж. Гринберга). Распространены преимущественно в бассейне Верхнего Нила и озёр Виктория и Рудольфа, на территории Судана, Кении, Уганды и Эфиопии.

Гипотеза Гринберга о нило-сахарском языковом единстве нуждается в строгом обосновании. Следует обосновать и наличие шари-нильской группы в рамках этой семьи, а также внутреннее членение группы. Слабая изученность многих Ш.-н. я., особенно в плане сравнительно-историческом, затрудняет верификацию гипотезы.

Группа делится на четыре ветви: восточносуданскую, центральносуданскую, кунама, берта. Последние две представлены каждая одним языком, первые две имеют сложное внутреннее деление. Восточносуданские языки включают 10 подгрупп — 1. нубийскую: а) нильские языки (кенузи-донгола, махас-фадиджа, сюда же относится древненубийский язык, известный по письменным памятникам VI—XIII вв.), б) горные (дайр, гарко, гульфан и др.), в) мидоб, г) биркед;

2. мурле, дидинга, масонго, лонгарим, сури, мекан;

3. бареа;

4. ингассана (таби);

5. ньиманг, афитти;

6. темейн;

7. тама, сунгоро, мерарит;

8. дагу, шатт, лигури и др.;

9. нилотскую: а) западные (бурун, шиллук, ачоли, алур, луо, динка, нуэр и др.), б) восточные (бари, кара-моджонг, тесо, туркана, масаи и др.), в) южные (нанди, сук, татога);

10. теусо.

Центральносуданские языки включают 6 подгрупп — 1. а) бонго, б) сара, багирми, кара, в) йулу;

2. крейш;

3. мору, мади, лугбара, лого и др.;

4. манг бету, асуа;

5. мангбуту-эфе и др.;

6. ленду.

В обоснование своей гипотезы о шари-нильском гипотетическом единстве Гринберг приводит более 100 этимологических сближений, а также соответствия морфологических показателей, которые почти полностью совпадают с морфологическими соответствиями, предлагаемыми учёным в качестве базы для нило-сахарской гипотезы.

Литература:

Greenberg J., Nilo-Saharan and Meroitic, CTL, v. 7, The Hague—P., 1971;

Bender M., Nilo-Saharan Overview. The Non-Semitic languages of Ethiopia, East Lansing, 1976.

В. Я. Порхомовский.

Шаркауи

Шаркауи́, Шаркави, аш-Шаркауи Абд ар-Рахман (р. 1920), египетский писатель, драматург, публицист, общественный деятель. Родился в крестьянской семье. В 1943 окончил юридический факультет Каирского университета. С конца 40-х гг. сотрудник и издатель ряда журналов демократического направления. В начале 50-х гг. — один из организаторов движения сторонников мира в Египте. Член Всемирного Совета Мира.

Публикуется с 1935. Зачинатель поэзии «свободного стиха» в Египте (поэма «Письмо египетского отца президенту Трумэну», 1952), создатель драматургии «свободного стиха»: пьеса в стихах «Джамиля» (1958) посвящена алжирской партизанке Джамиле Бухиред. Основная проблематика творчества Ш. — национально-освободительная борьба в Египте: сборник рассказов «Земля борьбы» (1953), романы «Пустые сердца» (1957), «Окраинные улицы» (1958). Действие самого известного романа. «Земля» (1954) развёртывается в деревне. С позиций реализма Ш. изображает своих героев, борьбу египетского крестьянства против власти феодалов, за их право на землю. В произведениях 60-х гг. проблемы социальной справедливости Ш. пытается соотнести с историей и идеологией ислама. В истории, повести «Мухаммад — посланник свободы» (1963) основатель ислама предстаёт борцом за социальную справедливость. В романе «Феллах» (1968, русский перевод 1973) социальные отношения в современной египетской деревне изображаются с позиций, близких духу мусульманской морали. Истории ислама посвящена драматургическая дилогия «Хусейн-борец» и «Хусейн-мученик» (1969).

Сочинения:

В русском переводе, в сборниках: Египетские новеллы, М., 1956;

Место на земле, М., 1957;

19 египетских рассказов, М., 1957.

Литература:

Борисов В. М., Современная египетская проза, М., 1961;

Коцарев Н. К., Писатели Египта. XX в., М., 1975, с. 271—274 (библ.).

В. Н. Кирпиченко.

Шарки Салах

Шарки́ Салах (р. 1923), марокканский композитор и музыковед. Один из организаторов музыкально-поэтического клуба «аль-Мустадраф» (1964, Рабат), ставившего целью изучение и популяризацию поэтического и музыкального искусства Марокко. Автор ряда инструментальных произведений. Ему принадлежат труды по теории марокканской музыки.

Сочинения:

аль-Канун фи-ль-мусики аль-Магриби (Канон марокканской музыки), Рабат, 1965;

эль-Мустадраф. Муаллифат аль-фунун ва-ль-мусики (Эль-Мустадраф. Произведения искусства и музыки), Рабат, 1972).

О. В. Русанова.

Шарпевильский расстрел 1960

Шарпеви́льский расстре́л 1960, расстрел южно-африканскими властями 21 марта 1960 мирной демонстрации в г. Шарпевиль (ЮАР), организованной Панафриканским конгрессом против дискриминационных «Законов о пропусках». В результате Ш. р. было убито 69 человек и более 100 ранено. В знак траура по жертвам Ш. р. 28 марта в ЮАР была проведена всеобщая политическая забастовка, организованная лидерами АНК А. Лутули и др., на которую власти ЮАР ответили введением чрезвычайного положения, массовыми арестами и запрещением АНК и Панафриканского конгресса.

В. П. Городнов.

Шауки Ахмед

Ша́уки Ахмед (1868—1932), египетский поэт и драматург. Окончил Высшую юридическую школу в Каире (1884) и курсы переводчиков при ней (1886). Изучал право во Франции (1887—91). Возвратившись на родину, до 1914 был придворным поэтом египетских хедивов. После установления в Египте британского протектората (1914) был выслан из Египта. В 1915—19 жил в Испании, где занимался изучением истории арабской мусульманской Андалусии. В Египет вернулся в 1920.

Панегирическая поэзия Ш. строго придерживается канонов, характерных для классических жанров арабского средневековья. Стихи на современные темы отражают идеи национального освобождения: «Воспоминание о Деншанвае» (1906), «Мустафа Камиль» (1908), «Послание лорду Кромеру» (1907). Многие стихи положены на музыку. Сторонник идеи развития арабской литературы на базе классического арабского наследия, Ш. остаётся одним из самых популярных поэтов арабского мира. Его поэтические произведения издавались в Каире в 4 сборниках — 1898, 1927, 1936, 1943.

Тематику драматургии Ш. объединяет стремление пробудить национальное сознание египтян во имя осуществления идеи всеарабского единства: пьесы «Великий Алибей, или Государство мамлюков» (1893; 2-й вариант, 1932), «Смерть Клеопатры» (1927), «Камбиз» (1931), «Антара» (1932). Прозаические произведения Ш. посвящены истории Египта и мусульманских государств: «Индийская невеста» (1897), «Последний фараон» (1899), «Арабские государства и столпы ислама» (1933). В 1932 была издана трагедия в прозе «Андалусская принцесса».

Сочинения:

В русском переводе, в сборниках: Стихи поэтов Египта, М., 1956;

Голос Африки, М., 1969;

Поэзия Африки, М., 1973.

Литература:

Крачковский И. Ю., Избранные сочинения, т. 3, М.—Л., 1956 (см. указатель);

Крымский А. Е., История новой арабской литературы XIX — начала XX в., М., 1971 (см. указатель);

аль-Фахури Х., История арабской литературы, пер. с араб., т. 2, М., 1961 (см. указатель);

Коцарев Н. К., Писатели Египта, XX в., М., 1975, с. 277—280 (библ.).

Т. А. Путинцева, З. А. Намитокова.

Шафиа Ахмед аш-Шейх

Ша́фиа Ахмед аш-Шейх (1924—1971), деятель суданского и международного рабочего движения. Окончил ремесленное училище, был рабочим-железнодорожником. Член Суданской коммунистической партии (СКП) с 1946. В 1951 избран членом ЦК, а затем секретарём ЦК и членом Политбюро ЦК СКП. С 1950 секретарь, а затем генеральный секретарь Федерации профсоюзов рабочих Судана. С 1957 вице-председатель Всемирной федерации профсоюзов. Несколько раз подвергался арестам и тюремному заключению. В октябре 1964 —феврале 1965 как представитель рабочих был министром переходного правительства Судана. С 1965 член Всемирного Совета Мира. Международная Ленинская премия «За укрепление мира между народами» (1970). Казнён в 1971 по обвинению в причастности к попытке государственного переворота.

А. А. Агарышев.

Шварция

Шва́рция (Swartzia), род растений семейства бобовых. Около 125 видов, преимущественно в тропической Америке. В Африке 2 вида, в тропиках, на Мадагаскаре и на Маскаренских островах, в листопадных лесах и в саваннах, иногда на каменистых почвах. Ш. мадагаскарская, или змеиный боб (S. madagascariensis), — дерево высотой до 15 м и диаметром 0,5 м, с непарноперистыми листьями. Цветки с единственным крупным белым лепестком и многочисленными тычинками. Плоды и семена ядовитые (отсюда второе название). Древесина плотная, тяжёлая, не повреждается термитами, используется в токарном деле. Корни и кору местное население употребляет в лечебных целях (бывают случаи отравления). В листопадных лесах западной Тропической Африки встречается Ш. дудчатая (S. fistulosa) — дерево высотой до 20 м, с белой древесиной, очень плотной, с тёмным красно-коричневым ядром. Пригодна для токарных изделий, а также идёт на топливо.

Н. А. Базилевская.

Швейнфурт Георг Август

Шве́йнфурт Георг Август (Schweinfurth) (1836—1925), немецкий натуралист, исследователь Африки. В 1863—66 занимался ботаническими исследованиями в бассейне Нила и описанием египетско-суданского побережья Красного моря от Эль-Кусейра до Суакина. В 1869—71 по поручению Прусской академии наук исследовал некоторые районы Восточного Судана. Посетил области, населённые джур, динка, бонго, мангбету, азанде, собрал этнографические материалы о них; первым из европейцев получил достоверные сведения о пигмеях акка. Ш. определил истоки р. Эль-Газаль, открыл р. Уэле и высказал правильную мысль, что эта река не относится к системе Нила. В 1873—74 вместе с Рольфсом исследовал в Ливийской пустыне оазис Харга. С 1876 по 1889 совершил ряд экспедиций на побережье Красного моря и остров Сокотра; в 1891—94 неоднократно посещал Эритрею. Написал книгу «В сердце Африки» (т. 1—2, 1874).

Швейцер Альберт

А. Швейцер оказывает медицинскую помощь африканцу.

А. Швейцер оказывает медицинскую помощь африканцу.

Шве́йцер Альберт (Schweitzer) (1875—1965), немецко-французский мыслитель, теолог, врач, музыковед и органист; всемирно известен антивоенными выступлениями. Образование получил в университетах Страсбурга, Берлина, Парижа. С 1899 доктор философии, с 1900 теологии, с 1913 медицины. Почётный доктор ряда европейских и американских университетов.

В 1913—17 построил в Ламбарене (Габон) на собственные средства больницу, которая долгое время оставалась единственным лечебным учреждением в этом регионе. Во время первой мировой войны Ш., как немецкий подданный, был интернирован французскими властями. В 1924 Ш. возобновил врачебную практику в Ламбарене, восстановил и в 1927 реконструировал больницу. В 1953—55 на средства от Нобелевской премии Ш. построил в Ламбарене лепрозорий. В работах, посвящённых Африке, Ш. показывал, что эксплуатация природных богатств колоний ведёт к обогащению метрополий; интенсивная колонизация тормозит развитие национального хозяйства и национальной культуры колонии: «невозможно примириться с тем, что нередко имеет место: колония процветает, а туземное население вымирает из года в год».

Ш. стремился познать особенности национального характера, быта и культуры африканских народов. Ш. придавал большое значение развитию местных ремёсел, народного искусства. В своей врачебной деятельности он применял народные лекарственные средства; при строительстве больницы использовал опыт свайных построек местных жителей. С пониманием и симпатией относился Ш. к освободительному движению на Африканском континенте.

Ш. погребён рядом с больницей, носящей его имя и на базе которой в 1976 был создан первый в Габоне центр научных исследований в области экологии. Нобелевская премия мира (1952).

Сочинения:

Das Spital im Urwald, Bern, 1948;

Friede oder Atomkrieg, Münch., 1958;

Kulturphilosophie, Tl 1—2, Münch., 1960;

Die Weltanschauung der indischen Denker, Mystik und Ethik, 2 Aull., Münch., 1965;

В русском переводе — Культура и этика, М., 1973;

Письма из Ламбарене, Л., 1978.

Литература:

А. Швейцер — великий гуманист XX века, М., 1970;

Носик Б., Швейцер, М., 1971;

Петрицкий В., Свет в джунглях, Л., 1972;

Фрайер П., А. Швейцер. Картина жизни, [пер. с нем.], М., 1982;

Woyttt-Seeretan M., A. Schweitzer baut Lambarene, Königstein im Taunus, 1957;

Langfeldt G., A. Schweitzer. A study of his philosophy of life, L., 1960;

Clark H., The philosophy of A.Schweitzer, L., 1964;

Winnubst B., Das Friedensdenken A. Schweitzer, Amst., 1974;

Cousins N., Dr. Schweitzer of Lambarene, Westport (Conn.), 1973;

Taap E., Lambarener Tagebuch, 10 Aufl., B., 1974;

Wenzel L, A. Schweitzer. Lambarene einst und jetzt, Stuttg., 1975;

Brabazon J., A. Schweitzer. A biography, L, 1976.

В. А. Петрицкий.

Шейх

Шейх (араб. шайх — старик, мудрец), в мусульманских странах обращение к пожилому человеку; титул вождя племени, главы дуара, клана, семьи, религиозного деятеля, главы дервишского ордена, иногда — правителя, крупного чиновника. Является также составной частью ряда титулов. Титул Ш. носили основатели династий Ваттасидов и Саадидов. С X в. крупных мусульманских теологов называли титулом шейх-уль-ислам, позднее так называли также некоторых муфтиев. Шейх ал-балад — титул градоначальника, шейх ал-мадина — титул начальника полиции. В Египте Ш. называли также мусульманских святых.

В. В. Наумкин.

Шелиф

Шели́ф, Уэд-Шелифф, река в Алжире. Длина от истока р. Туиль (Себгаг) 700 км, площадь бассейна около 35 тыс. км2. Берёт начало на северных склонах гор Амур (система Сахарского Атласа). На участке верхнего течения пересекает каменистую пустыню, маловодна, летом местами пересыхает; далее поворачивает на запад и течёт по широкой аллювиальной равнине, впадает в Средиземное море. Расход воды летом падает до 1 м3/с, после зимних дождей может достигнуть 1—5 тыс. м3

Шелла

Мавзолей, XIV в.

Мавзолей, XIV в.

Руины.

Ше́лла, архитектурно-археологический памятник в Марокко, примыкает к юго-восточной окраине Рабата. Место неолитического поселения; финикийская колония Шелла; римский г. Сала (руины построек I—II вв. — стен, форума, капитолия, курии, терм, триумфальной арки и др.); в средние века — военное укрепление, мусульманский некрополь, окружённый стенами с крепостными воротами (1339, декор — резьба по камню): мавзолеи Маринидов (1-камерные купольные, частично в руинах), остатки поминального комплекса (между 1310 и 1339) с мечетью, минаретом (призматическая башня с рельефным и изразцовым декором) и банями (фундаменты, часть помещений, облицованных керамической мозаикой).

Литература:

Basset H., Lévi-Provençal E., Chella. Une nécropole merinide, P., 1923.

Шериф

Шери́ф (араб. шариф — честный, благородный, высокий), у арабов первоначально человек, ведущий происхождение от знаменитых, видных предков. Ш. называли глав известных родов, градоправителей. Под влиянием шиитов, утверждавших особую роль потомков пророка Мухаммеда, Ш. (а также сейидами) стали называть потомков пророка. Среди Ш. обычно различают талибитов (потомков зятя Мухаммеда — Али ибн Аби Талиба) и аббасидов (потомков дяди Мухаммеда — Аббаса). В различных странах мусульманского Востока существует множество родов Ш.; некоторые из них становились во главе государств. Особо важную роль Ш. сыграли в истории Марокко. В 788 туда бежал праправнук Али — Идрис ибн Абдаллах, основавший династию Идрисидов, правивших страной до конца X в. В 1554—1659 в Марокко правили султаны из Ш. рода Саади (Саадиды), с 60-х гг. XVII в. — султаны (с 1957 — короли) из рода Ш. Филали (Алауиты, или Филалиды).

В. В. Наумкин.

Шериф Абдэль Рахман

Шери́ф Абдэль Рахман (р. 1939), эфиопский живописец. Учился в Колледже изящного и прикладного искусства Политехнического института, на факультете живописи и скульптуры Общей технической школы в Касселе (ФРГ; 1962), в Академии Художеств в Западном Берлине (1963—68). Преподаёт в Художественной школе в Аддис-Абебе (с 1970, директор с 1975). В произведениях отображает историю, народную жизнь, традиционные обычаи Эфиопии: «Церковный гимн», «Битва», «У фонтана», «Священник и женщина», «Уличная сцена».

Шериф Ахмед

Шери́ф Ахмед, аш-Шериф (1873—1933), глава дервишского ордена сенуситов в 1902—1916. В 1904—11 возглавлял военные действия сенуситов против французских колонизаторов, продвигавшихся из Центральной Африки в направлении оазиса Куфра. Во время итало-турецкой войны 1911—12 в январе 1912 обратился к жителям Триполитании и Киренаики с воззванием, призывая их к джихаду («священной войне») против итальянских захватчиков. В июле 1915 назначен турецкими властями правителем Триполитании. Осенью 1915 по согласованию с германо-турецким командованием начал наступление на позиции англичан и занял некоторые пункты на западе Египта. В феврале 1916 потерпел поражение, в марте 1916 отстранён от власти. В августе 1918 отбыл в Стамбул, однако до конца жизни отказывался сложить с себя полномочия главы сенуситов. Умер в Медине (Саудовская Аравия).

В. М. Федоренко.

Шермарк Абдирашид Али

Ше́рмарк Абдирашид Али (1919—1969), политический и государственный деятель Сомали. Окончил административную школу и Высшую школу экономики и права в Могадишо, юридический факультет Римского университета. Доктор политических и экономических наук. Один из основателей и руководителей Лиги молодых сомалийцев. После провозглашения независимости страны в июле 1960 — июне 1964 занимал пост премьер-министра. Сторонник политики укрепления афро-азиатской солидарности, Ш. выступал за развитие дружественных отношений со всеми странами. С июня 1967 президент страны. В октябре 1969 в обстановке осложнившейся внутриполитической борьбы был убит сотрудником личной охраны.

Ю. В. Куплянин.

Шершель

Римский акведук близ современного города.

Шершель.

Римский акведук близ современного города.

Шерше́ль, город на западе Алжира, на месте римской Цезареи (с I в. до н. э.), развившейся из финикийской колонии Иол (с IV в. до н. э. пунический порт; до 25 до н. э. столица Мавретании). От Цезареи (площадь 2,5 км×1,5 км, обнесённой стенами с воротами) сохранились руины амфитеатра (конец III в., первоначально театр), Восточных терм, Западных терм (облицовка мрамором, ониксом; обломки гранитных колонн), домов, цистерн, 2 акведуков (один длиной 28 км). Музей Ш. (основан в 1908). Музей античных мозаик (в парке Ш., под открытым небом, основан в 1960-х гг.).

Литература:

Gsell S., Cherchel. Antique iol-Caesarea, Alger, 1952

Г. П. Каптерева.

Маяк.

Шершель.

Маяк.

Шибейка Мекки

Шибе́йка Мекки (1910—1980), суданский историк. Окончил Американский университет в Бейруте. Один из основателей суданской общественной организации Генеральный конгресс выпускников, был его секретарём. В колониальный период преподавал историю в Хартумском колледже Гордона. После провозглашения независимости Судана (1956) профессор истории Хартумского университета, декан факультета гуманитарных наук. Был президентом Философского общества Судана. Ш. принадлежат исследования суданской истории на английском и арабском языке: «Британская политика в Судане в 1882—1902 гг.» (1952), «Независимый Судан» (1959) и др.

Сочинения:

British policy in the Sudan, 1882—1902, L.—[a. o.], 1952;

The independent Sudan, N.Y., 1959.

Л. Ф. Теплов.

Шибин-эль-Ком

Шиби́н-эль-Ком, город в Египте, в юго-западной части дельты Нила. Административный центр мухафазы Минуфия. 102,8 тыс. жителей (1976). Торгово-транспортный центр сельскохозяйственного района. Текстильные, хлопкоочистительные, табачные предприятия.

Шик Эндре

Шик Эндре (Sik) (1891—1978), один из первых африканистов-марксистов, автор первой марксистской многотомной «Истории Чёрной Африки». Родился в семье венгерского юриста, участвовал в первой мировой войне, с 1915 в плену в России, после Октябрьской революции остался в СССР, где жил до сентября 1945. На рубеже 20—30-х гг. стал организатором и руководителем первого советского научного Учреждения по изучению Африки — Африканского кабинета в Научно-исследовательской ассоциации по изучению национальных и колониальных проблем. В начале 30-х гг. изучал аграрные проблемы Африки в Международном аграрном институте. С середины 20-х до середины 30-х гг. преподавал в Коммунистическом университете трудящихся Востока. Работая в Институте истории АН СССР в 30-х — 40-х гг., написал разделы о Тропической и Южной Африке в «Новой истории колониальных и зависимых стран» (М., 1940), а во время Великой Отечественной войны, работая в Институте этнографии АН СССР, подготовил первые 2 тома своей «Истории Чёрной Африки». Последние 2 тома написал позднее, находясь на дипломатической работе (в 1958—61 Ш. — министр иностранных дел Венгрии) и на посту председателя Всевенгерского совета мира. Международная Ленинская премия «За укрепление мира между народами» (1968).

Сочинения:

The history of Black Africa, v. 1—4, Bdpst., 1970—1974;

В русском переводе — К постановке марксистского изучения социально-экономических проблем Черной Африки, «Революционный Восток», 1930, № 8;

Расовая проблема и марксизм, М., 1930;

Годы испытаний, М., 1969.

Литература:

Давидсон А. Б., Эндре Шик, «Народы Азии и Африки», 1981, № 2.

А. Б. Давидсон.

Шиллук

Старейшина-шиллук.

Старейшина-шиллук.

Судан.

шиллу́к, народ группы луо северных в Судане (левый берег Белого Нила и окрестности г. Малакаль). Численность 350 тыс. человек (1983, оценка). Основные занятия — тропическое земледелие, разведение крупного и мелкого рогатого скота, рыболовство. Развито кузнечное ремесло. Распространено отходничество. Сохраняются родоплеменное деление, возрастные классы, традиционные культы первопредка Ньяканга и др.

Шингетти

Шинге́тти, город в Мавритании (область Адрар). Основан около VIII в. Один из религиозных (ислам) и культурных центров Западного Судана. Сохранилась мечеть XVIII в. (прямоугольная в плане, 30 м×1 м) с минаретом (высотой 10 м) в виде 4-гранной башни. Центр художественных ремёсел (работы по серебру).

Шипохвосты

Шипохво́сты (Uromastyx), род ящериц отряда чешуйчатых пресмыкающихся. Длина тела до 80 см. Верхняя сторона тела покрыта чешуёй, на которой разбросаны шипы. Хвост короткий, плоский, покрыт большими чешуями с шипами, образующими правильные поперечные кольца.

13 видов, большинство в Северной и Восточной Африке, а также в Юго-Западной Азии. 5—6 видов эндемики Африки. Обитают в сухих скалистых и пустынных местностях. Роют глубокие норы (длиной до 4 м). Молодые питаются беспозвоночными, взрослые — растительноядны. Мясо и жир Ш. употребляются в пищу.

Б. Д. Васильев.

Шире

Ши́ре (Shire, Chire), река в Малави и Мозамбике, левый приток Замбези. Длина 600 км, площадь бассейна около 150 тыс. км2. Вытекает из оз. Ньяса (Малави), протекает по Восточно-Африканскому плоскогорью, при спуске с которого к долине р. Замбези образует пороги и водопады (Кабарега и др.). Наиболее высокие уровни с ноября по апрель. ГЭС Нкула-Фолс и Тедзи-Фолс. Судоходна ниже водопадов Кабарега.

Шойинка Воле

Шойи́нка Воле (Soyinka) (р. 1934), нигерийский писатель, театральный деятель. Пишет на английском языке. С 1959 выступал как поэт, драматург, актёр и режиссёр. В 1960 организовал театр, группу «Маски 1960», в 1964 — Оризун-тиэтр («Orisun Theatre-Company»). Пьесы «Лев и жемчужина» (1963, русский перевод 1973), «Танец леса» (1963, русский перевод 1983), «Испытания брата Иеронима» (1964), «Урожай Конги» (1967) содержат элементы сатиры. В 1965 опубликовал острокритический социальный роман «Интерпретаторы» (русский перевод 1972), в 1972 публицистическую книгу «Человек умер» (1972). Ш. снимается в кино, преподаёт, издаёт один из ведущих литературных журналов Африки «Транзишен» («Transition»). В 1973 опубликовал роман «Сезон беззакония», в 1976 — сборник эссе «Миф, литература и африканский мир». В 1981 опубликовал автобиографическую повесть «Аке, годы детства» (русский перевод 1984). В своём творчестве Ш. использует сюжеты и мотивы африканского фольклора и мифов. Его драмы (как и Дж. П. Кларка) стали истоком национальной литературной традиции. Для Ш. характерна острая постановка нравственных проблем, вопросов взаимоотношения личности и общества, а также роли художника в современном мире. Ш. выступает в разных жанрах — лирике и эпосе, трагедии, фарсе, иронической прозе. С 1985 президент Международного театрального института. Нобелевская премия (1986).

Сочинения:

Idanre and other poems, L, [1967];

A shuttle in the crypt, L., 1972;

Collected plays, v. 1—2, L., 1973—1974;

Death and the king’s horseman, L., 1975;

В русском переводе — [Стихи], в сборниках: Поэты Нигерии, М., 1966;

Голоса африканских поэтов, [М., 1968];

Поэзия Африки, М., 1973;

Избранные произведения драматургов Африки, М., 1983.

Литература:

Бейлис В. А., Воле Шойинка, М., 1977.

В. А. Бейлис.

Шона

Деревня шона.

Деревня шона.

Район Умали.

Зимбабве.

шо́на, машона, народ, в Зимбабве. Численность 5,4 млн. человек (1983, оценка). Часть живёт в Мозамбике (1,5 млн. человек). Говорят на шона языке. Предки Ш. создали культуру Зимбабве и государства Мономотапа. Основное традиционное занятие — подсечно-огневое мотыжное земледелие (кукуруза, просо, сорго, арахис и др.). Животноводство (крупный и мелкий рогатый скот) имеет подсобное значение. Развиты ремёсла: обработка железа и бронзы, кузнечество, обработка кожи, резьба по дереву, производство полихромной полированной керамики. Формируется рабочий класс Ш.

Большей частью Ш. придерживается традиционных верований, есть христиане. Развит фольклор, разнообразны танцы, музыкальные инструменты.

Шона язык

Шо́на язы́к, один из банту языков. Относится к зоне S (по классификации М. Гасри). Распространён в Зимбабве, где наряду с диалектом ндебеле (см. Зулу язык) является основным языком общения местного населения, по существу, межэтническим языком, стандартизованная форма которого основана на близкородственных языках, или диалектах, зезуру, каранга, маньика, корекоре и ндау. Число говорящих свыше 5 млн. человек (1978, оценка).

Строй Ш. я. типично бантуский. Фонологические особенности: наличие имплозивных согласных, «свистящих» щелевых, чередование согласных p/mh, t/nh, k/h. Развита система согласовательных именных классов (21 класс, форма префикса неполная), в том числе локативные и оценочные. Имеется тон со смыслоразличительным значением.

Письменность на основе латинского алфавита существует с начала XX в. Литературный Ш. я. сложился в основном в 30-е гг., на нём издаются книги, ведутся радиопередачи, проводится обучение в начальной школе. Язык используется в работе низшего звена администрации в сельских районах.

Литература:

O’Neil J. A., Shona grammar, L—N.Y., 1935;

Fortune G., An analytical grammar of Shona, L., 1955;

Standard Shona dictionary, ed. by M. Hannan, L., 1961.

А. Д. Луцков.

Шотт

Шотт (араб.), замкнутая бессточная впадина с солончаками и солёными озёрами на северо-западе Африки, в Сахаре и в горах Атласа. Площадь до нескольких тысяч км2. Некоторые Ш. расположены ниже уровня моря (Шотт-Мельгир — 26 м ниже уровня моря).

Шотт-Мельгир

Шотт-Мельги́р, Мельгир, солёное озеро (себха) на северо-востоке Алжирской Сахары, самое крупное в Алжире. Расположено в центре бассейна внутреннего стока, во впадине, лежащей на 26 м ниже уровня моря. Площадь до 6,7 тыс. км2. В период зимних дождей наполняется водой временных потоков (наибольший Джеди), стекающих с Сахарского Атласа и гор Орес, в сухое время года пересыхает и превращается в солончак.

Шпорцевые лягушки

Шпо́рцевые лягу́шки (Xenopus), род земноводных отряда бесхвостых, эндемичный для Африки. Длина тела до 8 12 видов. Распространены по всей Африке к югу от Сахары. Ш л. (Xenopus laevis) населяет болота и реки со слабым течением. Личинка обладает 2 длинными усиками, из-за чего ранее считалась одной из разновидностей сомовых рыб. Взрослые особи — исключительно водные животные, не способные перемещаться по суше. 3 внутренних пальца задних конечностей с когтями (отсюда название). Местами образуют большие скопления, где отлавливаются местным населением и употребляются в пищу. Широко распространённое лабораторное животное (используется для оценки гормональной активности щитовидной железы человека и ранней диагностики беременности). 1 вид Ш. л. в Красной книге Международного союза охраны природы.

Б. Д. Васильев.

Шрайби Дрис

Шра́йби Дрис (Дрисс, Идрис) (р. 1926), марокканский писатель. Пишет на французском языке. Живёт во Франции. Автор романов «Простое прошедшее» (1954), «Козлы» (1955), «Осёл» (1956, русский перевод 1973), «Толпа» (1961), «Завещание» (1962), «Вас навестит друг» (1966), «Это цивилизация, мама!» (1972, русский перевод 1976), «Смерть в Канаде» (1974), «Расследование на месте» (1981, русский перевод 1985) и сборник новелл «Со всех горизонтов» (1958). В своих произведениях Ш. выступает с критикой традиционализма и ислама как религии, мешающей подлинному прогрессу нации, рассматривает взаимоотношения Востока и Запада, разоблачает пустоту и бездуховность «общества потребления»; одним из первых в магрибинской литературе обращается к теме положения женщины в мусульманском обществе.

Сочинения:

В русском переводе: Наследники, М., 1975.

Литература:

Прожогина С. В., Дрисс Шрайби, в ее кн.: Литература Марокко и Туниса, М., 1968, с. 51—71;

её же, Дрисс Шрайби. Новое время в магрибинской литературе, М., 1986.

О. А. Власова.

Шрейнер Оливия Эмили Албертина

Шре́йнер Оливия Эмили Албертина, Шрайнер (Schreiner) (1855—1920), общественный деятель и писательница ЮАР. Родилась в Капской колонии в семье миссионера, выходца из Германии. В 1881—89 в Европе познакомилась со многими западноевропейскими социалистами. Была близка Э. Маркс-Эвелинг. Её социалистические идеи наиболее полно выражены в книге «Женщина и труд». Написала ряд очерков о различных сторонах южно-африканской жизни (после смерти Ш. они собраны в книге «Мысли о Южной Африке»). Протестовала против английского нападения на Трансвааль, приведшего к англо-бурской войне 1899—1902. Резко выступала против расистской политики на юге Африки. В публицистических работах поднимала актуальные проблемы — расовая дискриминация, неравноправное положение женщин, вопросы образования. Верой в человека проникнут сборник рассказов «Мечты» (1890). В повести «Рядовой Пётр Холькет» (1897, русский перевод 1900) звучит протест против колониальной войны в Южной Африке, против политики правящих кругов. Автобиографические романы «Африканская ферма» (1883, русский перевод 1974), «От одного к другому» (опубликован в 1926), «Ундина» (опубликован в 1928) объединены общей темой: судьба одарённой женщины, надежды которой рушатся в условиях рутины, ханжества, лицемерия и несправедливости.

Сочинения:

An English-South African’s view of the situation. Worlds in season, L, 1899;

Closer Union, Cape Town, 1908;

Thoughts on South Africa, L., 1923;

The letters of Olive Schreiner, 1876—1920, L., 1924;

В русском переводе: От одного к другому, Л., 1929;

Женщина и труд, М., 1912;

Избранное, М., 1974.

Литература:

Горький М., Аллегории Оливии Шрейнер, в его кн.: Несобранные литературно-критические статьи, М., 1941;

Картузов С. П., Саратовская Л. Б., Литература Южно-Африканской Республики, в кн.: Литература Африки, М., 1979;

First R., Scott A., Olive Schreiner, L., 1980.

А. Б. Давидсон, С. П. Картузов.

Шуринова Раиса Дмитриевна

Шу́ринова Раиса Дмитриевна (р. 1927) советский искусствовед. Окончила МГУ. Сотрудник школы-студии (ВУЗ) имени Немировича-Данченко при МХАТ имени Горького. Основное направление научных исследований — египетское, эллинистическое и коптское искусство.

Сочинения:

Коптские ткани, М.. 1960;

Фаюмские портреты, М., 1960;

Коптские ткани. Собрание ГМИИ имени А. С. Пушкина, [Л., 1967];

Искусство Древнего Египта, М., 1972.

Предыдущая страница Следующая страница