Города России. Энциклопедия.
Статьи на букву "К" (часть 3, "КОЙ"-"КРА")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К" (часть 3, "КОЙ"-"КРА")

Койвисто

Название города Приморск в Ленинградской области в 1918-49.

Кола

Районный центр в Мурманской области, в 12 км к югу от Мурманска. Расположен на Кольском полуострове, севернее Полярного круга, на реках Кола и Тулома, близ их впадения в Кольский залива Баренцева моря. Железнодорожная станция на линии Мурманск - Беломорск. Население 16,1 тыс. человек (1992).

Герб Колы

Герб Колы. В первой части щита герб Вологодский. Во второй части кит, в голубом поле. В знак того, что жители того города в ловле сих рыб упражняются. Высочайше утверждён 2.10.1781

Первое упоминание о поселении здесь поморов относится к 1264; в 1550 сооружен Кольский острог. В 1589-91 жители не раз отражали нападения шведов. Сохранились земляной вал и ров Кольской крепости, а также огромный дубовый крест (XVII в.), поставленный поморами на берегу залива. В XV-XVII вв. К. была отправным пунктом морских плаваний на промысел к островам Шпицберген (Грумант) и Новая Земля. В XVIII в. К. теряет своё экономии, значение как центр внешней торговли Московского государства на Севере. С 1784 - уездный город Архангельского наместничества, затем губернии. Со второй половины XIX в. заштатный город. В 1926 преобразован в сельское поселение; позднее развивался как спутник Мурманска. Город (вторично) - с 1965. В современной К.: мебельная и макаронная фабрики; пивоваренный завод. Центр сельскохозяйственного района. Близ К. находится звероводческий совхоз "Кольский". Филиал Мурманского краеведческого музея - отдел поморского быта. В К. сохранилось одно из первых каменных зданий на Кольском полуострове - Благовещенский собор (XIX в.).

К юго-западу от К., на правом берегу р. Тулома, расположен посёлок Мурмаши, известный как самый северный бальнеогрязевой курорт России. В окрестностях К. - неолитические стоянки (2-1-го тысячелетия до н. э.).

Литература: Шаскольский И. П., О возникновении города Колы, в сб.: Исторические записки, в. 71, М., 1962; Ушаков И. Ф., Дащинский С. Н., Кола, Мурманск, 1983.

Кологрив

Районный центр в Костромской области, в 339 км к северо-востоку от Костромы. Расположен в Заволжье, пристань на левом возвышенном берегу р. Унжа (приток Волги), в 81 км к северу от железнодорожной станции Мантурово на линии Буй - Киров. Аэропорт. Население 4,1 тыс. человек (1992; 2,6 тыс. в 1897; 3,1 тыс. в 1926; 4,2 тыс. в 1979).

Герб Кологрива.

Герб Кологрива. "В первой части щита часть герба Костромского... Во второй части щита в золотом поле лошадиная голова с крутою гривою, означающая имя сего города". Высочайше утверждён 29.3.1779

Образован в 1778 из села Кичина, при создании Костромского наместничества переименован в К. В современном К.: маслосырозавод; леспромхоз; завод железобетонных изделий. Краеведческий музей.

К. - родина художника Г. А. Ладыженского, революционера В. Д. Трефолева. Мемориальный дом-музей.

Коломна

Статья большая, находится на отдельной странице.

Колпашево

В Томской области, областного подчинения, районный центр, в 330 км к северо-западу от Томска (270 км воздушным сообщением). Расположен на правом берегу р. Обь. Пристань. Узел автодорог. Аэропорт. Население 31,1 тыс. человек (1992; 0,7 тыс. в 1897; 1,4 тыс. в 1926; 15,2 тыс. в 1939; 20,7 тыс. в 1959; 28,7 тыс. в 1979).

Возник в XVII в. как небольшое русское поселение. Основано "служилым человеком" Кецкого острога Колпашниковым. С 1878 - село Кетской волости, с 1924 - волостное, с 1926 - "пристанский посёлок", с 1933 - рабочий посёлок; в 1932-44 - центр Нарымского округа. Промышленные предприятия появились в 1930-х гг. Город - с 1938.

Современное К. - центр рыбной промышленности: рыбокомбинат, судоверфь (ремонт рыболовных судов). Завод "Металлист". Мясокомбинат, птицефабрика. Селекционная станция. Филиал Томского объединённого историко-архитектурного музея. Народный театр. Старые улицы города - широкие и прямые, вымощенные деревянными торцами, застроены в основном одноэтажными, в центре - 2-этажными деревянными домами; на многих улицах, которые пролегли по болоту, сооружены высокие деревянные тротуары на сваях. Ныне на окраинах и в центре разбросанно построены современные кирпичные и панельные дома. Береговая часть города (старый центр) подвержена оползням. К. сливается на северо-запад с посёлка Тогур, на востоке - с несколькими деревнями.

Литература: Сергеева Н. Я., Ефимова Е. М., Колпашево, Томск, 1987.

Колпино

В Ленинградской области, подчинён Санкт-Петербургской городской администрации, в 26 км к юго-востоку от Санкт-Петербурга. Расположен в пределах Приневской низины, на берегу р. Ижора (приток Невы). Железнодорожная станция. Население 144,6 тыс. человек (1992; 8,5 тыс. в 1897; 17,2 тыс. в 1926; 38 тыс. в 1939; 35 тыс. в 1959; 70 тыс. в 1970; 114,8 тыс. в 1979).

Возник в начале XVIII в., с 1722 развивался как посёлок при Ижорском заводе, основанном по указу Петра I. Позднее, с появлением железного, медного, якорного производств, завод получил название "Адмиралтейские Ижорские заводы". Здесь были построены первые в России землечерпательные снаряды, колёсные пароходы, судовые машины. Вплоть до 1917 основной продукцией завода были военные суда; в годы Гражданской войны производились бронепоезда и бронемашины. Город - с 1912. В годы Великой Отечественной войны в 1941-45 линия фронта проходила в непосредственной близости от территории завода, который подвергался вражеским артобстрелам (к 1944 в К. из 2183 домов сохранилось 327); в 1941 из рабочих завода был сформирован Ижорский батальон. В 1950-х гг. город полностью восстановлен и благоустроен.

Современное К. - самый крупный из промышленных спутников Санкт-Петербурга. ПО "Ижорский завод" (ныне - ведущее предприятие энергомашиностроения; производство оборудования для АЭС); заводы - литейно-механический, механический, синтетических материалов и деталей; производство стройматериалов; предприятия лёгкой и пищевой промышленности. Памятники: Бойцам Ижорского батальона (1959); мемориальный комплекс на Балканском воинском кладбище (1969, архитектор О. Б. Голынкин, скульптор В. И. Гордон).

Литература: Бейлин А. М., Ижорские были. (Очерки), Л., 1961; Поздняков О. А., Колпино, Л., 1962; Колпино. Альбом, Л., 1976.

Колывань (Алтайский край)

Посёлок городского типа в Курьинском районе Алтайского края. Расположен на склоне Колыванского хребта, в 106 км от железнодорожной станции Поспелиха на линии Барнаул - Семипалатинск. Население 1,6 тыс. человек (1989; 1,6 тыс. в 1979).

К. - старейшее городское поселение предгорного Алтая, ранее называлось Горная Колывань. Город образован из Берского острога. С 1783 - уездный город Колыванского наместничества, упразднён в 1797. В 1800 в село К. была переведена шлифовальная фабрика (основана в 1786 при Локтевском заводе), где изготовлялись декоративные изделия для дворцов - вазы, камины и др.; все работы производились по заказу и на средства императорского Кабинета, в ведении которого фабрика состояла до 1917. Изделия колыванских мастеров славились на весь мир. Каменные монолиты добывались в окрестных и отдалённых (северо-западные хребты Алтая) каменоломнях. После 1917 К. - сельское поселение, с 1939 - посёлок городского типа.

В современной К. - камнерезный завод имени И. И. Ползунова (технические и художественные изделия из яшмы, порфиров, кварцита, мрамора и др.). Музей (при заводе). Окрестности К. живописны. В 4 км от К. - сосновый бор, среди которого поднимается гранитная гора "Очаровательская Скала".

Литература: Розен М. Ф., Колывань и гора Змеиная, Барнаул, 1983.

Колывань (Новосибирская обл.)

Посёлок городского типа, районный центр в Новосибирской области, в 51 км к северу от Новосибирска. Расположен на р. Чаус (бассейн Оби). Население 10,6 тыс. человек (1989; 11,7 тыс. в 1897; 7,4 тыс. в 1926; 9,4 тыс. в 1979).

Герб Колывани (Новосибирская обл.)

Герб Колывани (Новосибирская обл.) "В верхней части щита - герб Томский, в нижней, пространной части в серебряном поле - соединённые вершинами два снопа на ржаной ниве, подле - серп". Высочайше утверждён 8 мая 1846

В 1713 был построен Чаусский острог для защиты от набегов киргизов. В 1822 из острога образован город К. С 1823 - окружной город, в 1856 - оставлен за штатом, с 1925 - сельское поселение, с 1964 - посёлок городского типа.

Литература: Горбачев В. Т., Город Колывань (историко-архитектурный очерк), в кн.: История городов Сибири досоветского периода (XVII - начало XX вв.), Новосиб., 1977.

Кольчугино (Владимирская обл.)

Во Владимирской области, районный центр, в 76 км к северо-западу от Владимира. Расположен в Юрьевском ополье, на р. Пекша (приток Клязьмы). Железнодорожная станция на линии Александров - Кинешма. Население 45,4 тыс. человек (1992; 11 тыс. в 1926; 29, 6 тыс. в 1939; 37,9 тыс. в 1959; 41,6 тыс. в 1970; 43,6 тыс. в 1979).

Город образован в 1931 из рабочего посёлка, выросшего близ медно-латунного завода (основан в 1871). В 1896 через К. прошла железная дорога, соединившая узловую станцию Александров с Иваново-Вознесенском. В современном К.: заводы - по обработке цветных металлов, "Электрокабель"; предприятия по производству стройматериалов; мебельная и швейная фабрики.

В 16 км от К., в селе Есиплево, сохранился храмовый комплекс из 2 церквей: бывшей усадебной Никольской (XVIII в.) и Покровской (1798).

Литература: Горшков П. Н., Кольчугино: город, заводы, люди. Исторический очерк, Ярославль, 1981.

Кольчугино (Ленинск-Кузнецкий)

Название города Ленинск-Кузнецкий в Кемеровской области до 1922.

Комсомольск

Районный центр в Ивановской области, в 59 км к западу от Иваново. Расположен в междуречье Волги и Клязьмы. Железнодорожной веткой соединён с г. Иваново. Население 11,5 тыс. человек (1992).

Возник как посёлок в 1931 в связи со строительством Ивановской ГРЭС, работающей на торфе. Город - с 1950. В современном К.: завод крановой электроаппаратуры; прядильно-ткацкая фабрика; молокозавод.

Близ К. ведётся добыча торфа.

Литература: Брусиловский К. М., Имени комсомола. Город Комсомольск и Ивановская ГРЭС, Иваново, 1958.

Комсомольск-на-Амуре

В Хабаровском крае, краевого подчинения, районный центр, в 356 км к северо-востоку от Хабаровска. Расположен на низменности в нижнем течении Амура, на его левом берегу. Транспортный узел, где пересекаются железнодорожные и водные пути. Железнодорожный узел (линии на Волочаевку, Советскую Гавань, Ургал (БАМ)). Речной порт. Аэропорт. Население 318,6 тыс. человек (1992; 71 тыс. в 1939; 177 тыс. в 1959; 266,3 тыс. в 1979).

Возник на месте села Пермского, основанного в 1860 крестьянами-переселенцами из Пермской губернии, и нанайского стойбища Дзёмги. В 1932 было принято решение о строительстве здесь предприятий тяжёлой промышленности - на обширной площадке вблизи Амура. В конце 1932 с. Пермское преобразовано в город К.-на-А. В 1932-39 построены Амурский судостроительный, авиационный и лесозаводы. В годы Великой Отечественной войны 1941-45 завершилось строительство завода "Амурсталь". В послевоенный период возведены предприятия лёгкой и пищевой промышленности.

Современный К.-на-А. - крупный промышленный и культурный центр Дальнего Востока и зоны Байкало-Амурской магистрали. Главные отрасли промышленности: судостроение (ПО "Завод имени Ленинского комсомола"), авиастроение (авиационное ПО), чёрная металлургия (завод "Амурсталь"), машиностроение (заводы - "Амурлитмаш", подъёмно-транспортного оборудования, электротехнический и др.). Нефте- перерабатывающий завод, работающий на нефти, поступающей с Сахалина по нефтепроводу от Охи. Деревообрабатывающие комбинаты; мебельная и швейная фабрики; производство стройматериалов. Пищевая промышленность. Институты: педагогический, политехнический. Драматический театр. Музеи: краеведческий, художественный. Город вытянут вдоль левого берега Амура более чем на 20 км. Долиной р. Силинка делится на 2 части. Улицы широкие, озеленённые, застроены многоэтажными зданиями.

Близ К.-на-А., на Амурском побережье, в бассейне рр. Бельго и Пивань, расположен Комсомольский заповедник (основан в 1963; площадь свыше 30 тыс. га). Здесь находится стык горной темнохвойной тайги Сихотэ-Алиня и более южных кедрово-лиственных лесов Приамурья.

Литература: Хлебников Г. Н., Дороднов Е.В., Мужество Комсомольска. Хроника героической стройки, Хабаровск, 1974: Дороднов Е. В., Знакомьтесь: Комсомольск-на-Амуре. Путеводитель- справочник, 3 изд., Хабаровск, 1980; Комсомольск-на-Амуре. Сб., Хабаровск, 1982.

Конаково

В Тверской области, областного подчинения, районный центр, в 82 км к юго-западу от Твери. Расположен на Верхневолжской низменности Пристань на берегу Иваньковского водохранилища. Железно- дорожная станция на ветке (36 км) от станции Решетниково на линии Москва - Санкт-Петербург. Население 43,1 тыс. человек (1992; 12 тыс. в 1939; 31 тыс. в 1970; 37,1 тыс. в 1979).

Вырос на месте села (затем - фабричный посёлок) Кузнецове, где с 1829 был расположен фарфорофаянсовый завод, первоначально основанный (1809) у деревни Домкино X. фон Бриннером; затем владельцем завода был А. Я. Ауэрбах, с 1870 - М. С. Кузнецов. На заводе выпускалась преимущественно ампирная фаянсовая посуда с печатными рисунками и ручной росписью; к 1890 было освоено также производство посуды из полуфаянса, майолики, фарфора, но её форма и декор отмечены снижением художественного качества, характерным для всей фабричной продукции конца XIX в. С середины 1920-х гг. к работе над формой и росписью сосудов и для создания скульптуры (главным образом анималистической) завод стал привлекать крупных художников, чьи произведения, различные по своим стилевым особенностям, содействовали в целом подъёму художественной стороны производства.

В 1930 Кузнецово переименовано в К. в честь революционера П. П. Конакова, работавшего художником по фарфору и погибшего во время Революции 1905-07. С 1937 - город.

Ведущие предприятия современного К. - фаянсовый завод и ГРЭС. Ныне завод выпускает из привозного сырья столовую посуду, декоративные изделия и сувенирную продукцию, которая экспортируется во многие страны; в 1958 на Всемирной выставке в Брюсселе она отмечена серебряной медалью, в 1962 на Всемирной выставке керамики в Праге - золотой медалью. При заводе открыт музей (образцы изделий). В городе также действуют предприятия по производству стройматериалов, заводы - стальных конструкций, механизированного инструмента.

В 4 км от К., на правом берегу Волги, в селе Карачарово, - бывшая усадьба Г. Г. Гагарина (середина XIX в.) с обширным парком, заложенным в 1860-х гг.

Литература: Герчук Ю. Я., Домшлак М. И., Художественные памятники Верхней Волги, 2 изд., М., 1976; Города и районы Калининской области, М., 1978.

Кондопога

Районный центр в Карелии, в 54 км к северу от Петрозаводска. Расположен на берегу Кондопожской губы Онежского озера, близ впадения р. Суна (пристань). Железнодорожная станция на линии Санкт-Петербург - Мурманск. Население 37,4 тыс. человек (1992).

Погост Кондопога известен с XVIII в. В 1929 в К. были построены первая бумажная фабрика Карелии и ГЭС (на р. Суна). Город - с 1937. В современной К.: ПО "Кондопогабумпром" (производит 1/3 газетной бумаги России); заводы - камнелитных изделий и минерального сырья, камнеобрабатывающий, шунгизитовый, деревообрабатывающий; предприятия пищевой промышленности.

Близ К. - открытые в середине XVIII в. месторождения (Белогорское и др.) тивдинского мрамора, имеющего более 30 разновидностей по цвету и рисунку (им в Санкт-Петербурге отделаны здания Зимнего, Мраморного, Таврического дворцов, Исаакиевского и Казанского соборов и др.). Неподалёку от К., на берегу вдающегося в Онежское озеро мыса, сохранилась деревянная шатровая Успенская церковь (1774, реставрирована в 1927 и в 1950-х гг.; высота 42 м; интерьер церкви перекрыт подвесным потолком с росписью; уцелели деревянный резной иконостас и иконы XVIII в.); с востока церковь завершает прямоугольная апсида с килевидным покрытием ("бочкой"), с запада к ней примыкает сруб трапезной с 2 наружными лестницами-входами, в интерьере потолок трапезной держат 2 резных столба с фигурными кронштейнами. В посёлке Кончезеро сохранились производств, корпуса основанного в 1706-07 медеплавильного и железоделательного завода.

К. и её окрестности пользуются популярностью среди туристов.

Литература: Ополовников А. В., Памятники деревянного зодчества Карело-Финской ССР, М., 1955; его же, Сокровища Русского Севера, М., 1989; Востряков А. П., Кондопога, Петрозаводск, 1975.

Кондрово

Центр Дзержинского района в Калужской области, в 40 км к северо-западу от Калуги. Расположен на р. Шаня, впадающей в Угру (бассейн Оки). Железнодорожная станция (Говардово) на линии Калуга - Вязьма. Население 17,8 тыс. человек (1992; 15,3 тыс. в 1979).

В 1790 в селе К. была построена бумажная фабрика, которая к концу XIX в. славилась высоким качеством бумаги. Город - с 1938. В современном К.: ПО "Кондровобумпром" (вырос из целлюлозно-бумажного комбината, построенного на базе старой бумажной фабрики); завод железобетонных изделий; предприятия лёгкой промышленности.

Константиновск

Районный центр в Ростовской области, в 169 км к северо-востоку от Ростова-на-Дону. Расположен на правом берегу р. Дон (пристань), в 25 км к юго-востоку от конечной железнодорожной станции Усть-Донецкая ветки от линии Лихая - Ростов-на-Дону. Население 18,4 тыс. человек (1992; 16,4 тыс. в 1979).

Возник в XVII в. как казачий городок Бабей (Бабский), с начала XVIII в. - станица Бабская, в 1864 объединена со станицей Ведерниковской под общим названием Константиновская (названа в честь великого князя Константина Николаевича); с 1941 - посёлок городского типа, город - с 1967. Современный К. - центр сельскохозяйственного района (возделывание зерновых и технических, в том числе подсолнечника, культур; молочно-мясное животноводство); заводы - рыбный, маслосыродельный; производство строй- материалов и др. Школа искусств. Город в основном сохраняет облик большой донской станицы. Возрождаются казачьи традиции, бытовая культура.

Литература: Каргин Н. С., Дербенев П. А., Константиновск. Краеведческий очерк о городе. Ростов н/Д., 1983.

Копейск

В Челябинской области, областного подчинения, в 20 км к юго-востоку от Челябинска. Расположен на восточном склоне Южного Урала. Железнодорожная станция. Население 78,2 тыс. человек (1992; 9 тыс. в 1926; 60 тыс. в 1939; 62 тыс. в 1959; 156 тыс. в 1970; 79,3 тыс. в 1979; в 1970-90-х гг. в связи с сокращением добычи угля наблюдается отток населения).

Возник из группы рабочих посёлков на месте Челябинских каменноугольных копей, где близ посёлка Тугайкуль в 1907 началась промышленная разработка угля. Город - с 1933. В годы первых пятилеток было построено несколько крупных шахт, часть которых действует поныне. Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 на заводах К. выпускались мины, снаряды, авиабомбы, детали для "Катюш".

В современном К. - добыча угля; заводы - машиностроительный (производство горных машин, проходческих комбайнов), пластмасс (стиральные машины "Заря" и "Чайка"), авторемонтный (включая производство большегрузных прицепов), ремонтно- механический, бытовой химии, по ремонту радиотелевизионной аппаратуры; фабрики - мебельная и 2 швейных; строится (1992) завод крупнопанельного домостроения. Краеведческий музей. Школа бокса (с 1969 проводится ежегодный мемориал по боксу имени С. В. Хохрякова). Памятники: первооткрывателю угольных месторождений на Южном Урале И. И. Редикорцеву, писателю П. П. Бажову, дважды Герою Советского Союза С. В. Хохрякову, красногвардейцам-шахтёрам и др.

К., вытянувшийся с севера на юг на 55 км, представляет собой конгломерат из 22 посёлков (с населением от 2 до 15 тыс. человек), выросших около шахт, карьеров и других промышленных предприятий. В 1970-90-е гг. ведётся застройка главных городских магистралей и новых микрорайонов (5-й, Северный и др.) типовыми 5-9-этажными зданиями. По специальному проекту строятся разнообразные по форме 6-14-этажные дома, составляющие единый градостроительный комплекс.

Литература: Шувалов Е. Л., Урал индустриальный, М., 1974; Козлов Л. А., Семенов М. Г., Копейск, 2 изд., Челябинск, 1987.

Кораблино

Районный центр в Рязанской области, в 89 км к югу от Рязани. Расположен на севере Окско-Донской равнины. Железнодорожная станция на линии Рязань - Ряжск. Население 15,7 тыс. человек (1992; 14,6 тыс. в 1979).

Впервые упоминается в 1676. Возникновение названия села связано с корабельными дубовыми рощами, откуда, якобы по указанию Петра I, вывозили древесину для строительства кораблей на Дону. Другие источники объясняют название села тем, что оно принадлежало потомку татарского мурзы Кичибея Коробью, от которого пошёл род рязанских бояр Коробьиных, их вотчина в XVI-XVII вв. называлась по фамилии владельцев - Корабьино; в конце XVIII в. это название было заменено на Кораблино. В 1859 в селе имелся 51 двор, проживало 530 человек. Росту К. способствовало проведение в 1860-70 Рязанско-Козловской железной дороги. В конце XIX в. близ К., в селе Благодатное, великий князь П. Н. Романов организовал школу скотников. В 1929 в селе проживало 1000 человек; работали винокуренный завод и махорочная фабрика. В связи с сооружением комбината шёлковых тканей с 1958 К. - рабочий посёлок, с 1965 - город. В современном К. действует комбинат шёлковых тканей; заводы - молочный, металлоконструкций. В застройке города выделяется Покровская церковь (XIX в.).

Близ К., в селе Филатово, - деревянная Никольская церковь (1880); в селе Ерлино - Архангельская церковь (1779) и парк, созданный в XIX в. помещиком С. Н. Худяковым (более 20 видов флоры занесены в Красную книгу); в селе Пехлец - Тихвинская церковь (1805).

Литература: Города и районы Рязанской области. Историко-краеведческие очерки, Рязань, 1990.

Кореновск

Районный центр в Краснодарском крае, в 64 км к северо-востоку от Краснодара. Расположен на Кубано-Приазовской низменности, на р. Бейсужек-Левый (приток р. Бейсуг). Железнодорожная станция на линии Тихорецк - Краснодар. Автомобильная дорога (Ростов-на-Дону - Новороссийск). Население 36,8 тыс. человек (1992; 34,6 тыс. в 1979).

Возник в 1794. В конце XIX в. - станица Кореновская Кавказского отдела Кубанской области, где проживало свыше 7 тыс. человек, имелись 2 церкви, школа, 11 мельниц и другие заведения. Город - с 1961. Современный К. - центр сельскохозяйственного района с промышленностью, ориентированной на переработку сельскохозяйственного сырья: молочно-консервный комбинат; заводы - сахарный, пивоваренный, сухой молочной сыворотки; птицезавод "Россия"; элеватор.

Коркино

В Челябинской области, в 42 км к югу от Челябинска. Расположен на восточном склоне Южного Урала, в 10 км от железнодорожной станции Дубровка- Челябинская на линии Челябинск - Карталы. Население 44,5 тыс. человек (1992; 44,4 тыс. в 1979).

В прошлом К. - казачий пост на р. Чумляк. С 1934 разрабатываются угольные месторождения (сначала открытым, затем шахтным способом). Город - с 1942. Современное К. - центр добычи угля (Челябинский буроугольный бассейн). Заводы - экскаваторно-вагоноремонтный, цементный, стекольный, молочный; комбинат асбоцементных изделий; швейная, кондитерская фабрики; хлебокомбинат.

Короча

Районный центр в Белгородской области, в 57 км к северо-востоку от Белгорода. Расположен на правом берегу р. Короча (бассейн Северского Донца), в 45 км к юго-востоку от железнодорожной станции Прохоровка на линии Курск - Белгород. Население 5,9 тыс. человек (1992; 4,4 тыс. в 1779; 6,5 тыс. в 1861; 14,4 тыс. в 1897; 14,1 тыс. в 1926; 5,4 тыс. в 1939; 3,9 тыс. в 1959; 5,6 тыс. в 1979).

Герб Корочи.

Герб Корочи. "В первой части щита герб Курский. Во второй части щита большие яблоки в серебряном поле для того, что сей город оными производит знатный торг". Высочайше утверждён 8.1.1780

В первой четверти XVII в. на р. Короча существовала русская сторожа, севернее которой сходились татарские дороги - Муравский и Изюмский шляхи. Город К. основан в 1638, при царе Михаиле Фёдоровиче, при устройстве Белгородской оборонной линии Белгород - Тамбов - Симбирск для защиты от набегов крымских татар. В 1708 К. приписана к Киевской губернии. В 1718 К. - город в Белгородской провинции той же губернии. С 1779 - уездный город Курского наместничества (затем - губернии). В конце XIX в. в К. числилось 27 каменных и 920 деревянных домов, имелись собор с богадельней при нём, 6 церквей, мужская гимназия, женская прогимназия, уездное и приходское училища; действовали заводы - кожевенный, 2 альбуминовых, восковой, крупорушный, медотопильный, маслобойный, водочный, анисово-масляный; велась торговля зерном, скотом, фруктами.

В 1890-е гг. в К. работал доктор сельскохозяйственных наук Н. И. Кичунов, организовавший здесь школу садоводства, огородничества и пчеловодства с питомником и метеостанцией. К. посетил И. В. Мичурин, назвавший К. "вторым Крымом".

Во время Великой Отечественной войны 1941-45 К. была оккупирована немецко-фашистскими войсками 30 июля 1942, освобождена 8 февраля 1943.

В современной К.: консервный, кирпичный заводы, маслозавод и др. Совхоз-техникум. К. - центр сельскохозяйственного района (плодовые сады, огородничество, пчеловодство).

Литература: Города Белгородской области, Воронеж, 1973.

Корсаков

В Сахалинской области, областного подчинения, районный центр, в 42 км к югу от Южно-Сахалинска. Расположен в южной части острова Сахалин, на берегу залива Анива. Самый крупный порт Сахалина. Железнодорожная станция на линии Озёрский - Южно-Сахалинск. Автомобильная дорога (Южно-Сахалинск - Новиково). Население 45,3 тыс. человек (1992; 43,3 тыс. в 1979; 33 тыс. в 1959).

К. - старейшее русское поселение острова, основанное в 1853 экспедицией адмирала Г. И. Невельского под названием пост Муравьёвский. В 1854 в связи с Крымской войной пост эвакуирован. В 1869 восстановлен как Корсаковский пост. Согласно Портсмутскому мирному договору 1905, завершившему русско-японскую войну 1904-05, поселение в составе южной части острова Сахалин отошло к Японии. В 1905-46 назывался Отомари. С 1945 - в России. В 1946 преобразован в город и назван в честь русского государственного деятеля М. С. Корсакова.

Современный К. - база океанического рыболовства. Рыбозавод, фабрика гофрированной тары, агаровый завод. Швейная фабрика, завод строительных деталей. Памятник русским гидрографам. Монумент в честь моряков-десантников, погибших за освобождение города в 1945.

Литература: Цилин А. П., Корсаков, Южно-Сахалинск, 1954; Города Сахалинской области, Южно-Сахалинск, 1978; Материалы к Своду памятников истории и культуры Сахалинской области, Южно-Сахалинск, 1983.

Коряжма

В Архангельской области, областного подчинения, в 835 км к юго-востоку от Архангельска. Расположен на левом берегу р. Вычегда (пристань), близ железнодорожной станции Низовка на линии Котлас - Микунь, в 40 км к востоку от Котласа. Население 43,1 тыс. человек (1992).

Возник в связи со строительством Котласского целлюлозно-бумажного комбината (основан в 1961, ныне - ведущее предприятие К.); город - с 1985. Котласский химический завод. Филиал Поморского педагогического университета. Сохранился монастырь XVI в.

Костерёво

В Петушинском районе Владимирской области, в 52 км к западу от Владимира. Расположен на северо-восточной окраине Мещерской низменности, на р. Липня (приток Клязьмы). Железнодорожная станция на линии Москва - Владимир. Население 11,5 тыс. человек (1992; 11,1 тыс. в 1979).

Город - с 1981. Образован из рабочего посёлка, сформировавшегося вокруг комбината, выпускающего технологическую оснастку для текстильной промышленности. Действуют также комбинаты: катушечно-челночный, лесо- промышленный и технических пластмассовых изделий.

Костино

Образован в 1940, включён в состав города Калининград в 1959.

Костомукша

В Карелии, республиканского подчинения, в 460 км к северо-западу от Петрозаводска. Расположен на севере Западно-Карельской возвышенности. Железнодорожная станция на ветке от Ледмозеро (в 90 км) на линии Суоярви-1 - Юшкозеро. Население 31,5 тыс. человек (1992; 1,6 тыс. в 1979).

Возник в 1977 как посёлок городского типа в связи со строительством (при сотрудничестве с Финляндией) горно-обогатительного комбината на базе Костомукшского железорудного месторождения (разрабатывается открытым способом с 1982). Город - с 1983. Музей истории комбината и города. Международные фестивали камерной музыки.

В окрестностях К. в 1983 создан Костомукшский заповедник (для охраны природных комплексов Карелии, а также изучения антропогенного воздействия на природу Костомукшского горно-обогатительного комбината).

Литература: Тимофеев В. И., Здравствуй, Костомукша!, Петрозаводск, 1984; Леонтьев П. Р., Костомукша, Петрозаводск, 1990.

Кострома

Статья большая, находится на отдельной странице.

Котельниково

Районный центр в Волгоградской области, в 190 км к юго-западу от Волгограда. Расположен на р. Курмоярский Аксай (близ её впадения в Цимлянское водохранилище). Железнодорожная станция на линии Волгоград - Сальск. Пристань (Цимлянское водохранилище). Аэропорт. Население 20,3 тыс. человек (1992; 18,6 тыс. в 1959; 20,2 тыс. в 1979).

До 1955 К. - посёлок, затем - город. Современное К. - центр сельскохозяйственного района. Заводы - сельскохозяйственных машин, стальной арматуры, консервный, молочный, кирпичный; предприятия железнодорожного транспорта.

Во время Сталинградской битвы 1942-43 немецко-фашистское командование в конце ноября 1942 сосредоточило в районе К. армейскую группу (в составе группы армий "Дон" генерал-фельдмаршала Э. Манштейна), которая 12 декабря перешла в наступление с целью деблокирования окружённых под Сталинградом войск. В ожесточённых оборонительных боях, продолжавшихся до 23 декабря, советские войска нанесли поражение ударной группировке противника и перешли в контрнаступление. После упорных боёв к утру 29 декабря К. было освобождено.

Литература: Мишин Б. А. Котельниково, Волгоград, 1982.

Котельнич

Статья большая, находится на отдельной странице.

Котлас

В Архангельской области, областного подчинения, районный центр, в 812 км к юго-востоку от Архангельска. Порт на Северной Двине, при впадении в неё р. Вычегда. Железнодорожный узел линий на Коношу, Киров, Воркуту. Аэропорт. Население 68,7 тыс. человек (1992; 0,6 тыс. в 1911; 4 тыс. в 1926; 27 тыс. в 1939; 53 тыс. в 1959; 56 тыс. в 1970; 61,2 тыс. в 1979).

Возник в 1890 как конечная станция на железной дороге Вятка (ныне Киров) - К., на месте древнего (известен с XIV в.) поселения коми. Превратился в пункт по перегрузке на речные суда пшеницы, леса, масла и пушнины. В начале XX в. жилая одноэтажная застройка располагалась на небольшой территории между рекой и железной дорогой. В 1917 станция (с паровозным депо и ремонтными мастерскими, а также окружающими её тремя деревнями) получила статус города. В 1941 введена в эксплуатацию железная дорога Коноша - К. - Воркута, в 1960-х гг. построена железная дорога на Микунь. В 1920-50-х гг. К. - пересылочный пункт для потоков раскулаченных, репрессированных и депортированных народов.

В современном К.: Лимендский судостроительно-судоремонтный завод; деревообрабатывающий комбинат; заводы - электромеханический, силикатного кирпича, керамзитобетонных изделий; предприятия пищевой промышленности. Лесоперевалочная база. Драматический театр. Краеведческий музей. Город вытянут с юга на север, состоит из трёх основных жилых районов, выросших близ крупных промышленных предприятий: Лименда, посёлок деревообрабатывающего комбината и Центральный район (близ электромеханического завода).

В 12 км к северо-востоку от К., в посёлке Вычегодский, - завод крупнопанельного домостроения, птицефабрика. В 40 км от К., в г. Коряжма, находится Котласский целлюлозно-бумажный комбинат (построен в 1961).

Литература: Парфенов А. Г., Старцев А. М., Котлас, Архангельск, 1959.

Котово

Районный центр в Волгоградской области, в 229 км к северу от Волгограда. Расположен в южной части Приволжской возвышенности, в 16 км от железнодорожной станции Лапшинская на линии Балашов - Камышин. Узел автодорог. Население 26,3 тыс. человек (1992; 23,1 тыс. в 1979).

До 1966 К. - посёлок, затем - город. Современное К. - центр сельскохозяйственного и нефтедобывающего района. Заводы - опытный буровой техники, железобетонных изделий, маслозавод.

В районе К. - Коробковское месторождение нефти и газа.

Котовск

В Тамбовской области, областного подчинения, в 13 км к югу от Тамбова. Расположен в центре Окско-Донской (Тамбовской) равнины, на правом лесистом берегу р. Цна. Конечная железнодорожная станция (Тамбов II) на ветке от Тамбова. Население 38,6 тыс. человек (1992; 8 тыс. в 1916 (в основном - строители); 26 тыс. в 1959; 33 тыс. в 1970; 38,5 тыс. в 1979).

Возник перед 1-й мировой войной 1914-18 как посёлок строителей государственного порохового завода (решение о его строительстве принято в 1912). До 1940 официально входил в состав г. Тамбов как посёлок под названием Пороховой Завод. В 1940 получил статус города и был назван в честь Г. И. Котовского, который в мае - июне 1921 участвовал в подавлении восстания крестьян Тамбовской губернии под предводительством А. С. Антонова. Строительство и функционирование порохового завода в 1930-60-х гг. дали начало развитию химической промышленности и химического машиностроения в Тамбове и Тамбовской области.

Современный К. - промышленный город-спутник Тамбова. Главная отрасль промышленности - химическая (заводы - пластмасс, лакокрасочный; фабрика искусственных кож и др.); комбинат сборного железобетона, кирпичный завод, макаронная и швейная фабрики и др. До 1960-х гг. считался наиболее благоустроенным и озеленённым городом Тамбовской области. Однако наращивание объёмов производства химической продукции резко ухудшило экологическую обстановку в К.

В окрестностях К., на берегу р. Цна (между К. и Тамбовом), - остатки сооружений Трегуляев-Предтеченского монастыря (вторая половина XVII-XVIII вв.). Близ К. - зона отдыха г. Тамбов.

Кохма

В Ивановском районе Ивановской области, в 6 км к юго-востоку от Иваново. Расположен в междуречье Волги и Клязьмы, на р. Уводь (приток Клязьмы). Железнодорожная станция на линии Иваново - Новки. Автомобильный шоссе (Иваново - Шуя). Население 27,0 тыс. человек (1992; 22 тыс. в 1970).

Известна с 1619 как село. В 1719 в К. появилась первая в междуречье полотняная фабрика. Город - с 1925. В современной К.: хлопчатобумажный комбинат; льнопрядильно- ткацкая фабрика; завод строительных машин и механизмов ("Строммашина"), завод по производству эмалированной посуды.

Литература: По земле Ивановской, Ярославль, 1983.

Красавино

В Вологодской области, в 648 км к северо-востоку от Вологды, подчинён Велико-Устюгской городской администрации, в 25 км к северу от г. Великий Устюг. Расположен на берегах Северной Двины, в 3 км от одноимённой железнодорожной станции на ветке (56 км) Ядриха - Великий Устюг на линии Коноша - Микунь. Население 9,3 тыс. человек (1992).

Город - с 1947. В современном К. - крупный льнокомбинат, одно из старейших текстильных предприятий России, принадлежавшее "Товариществу льнопрядильной и полотняной фабрики Якова Грибанова и сыновей"; производство "грибановских" льняных полотен (полотенца, скатерти, салфетки с художественными узорами). Промышленность стройматериалов.

В окрестностях К. геологом и палеонтологом В. П. Амалицким при раскопках 1899-1914 на берегах Северной Двины были найдены кладбища громадных пресмыкающихся пермского периода, в районе Малой Северной Двины - 5 цельных скелетов (длина до 4 м) и многочисленные скопления черепов и костей, принадлежавших рептилиям и древним земноводным (так называемая северодвинская фауна).

Литература: Край наш Вологодский, Архангельск. 1982.

Красноармейск (Московская обл.)

В Пушкинском районе Московской области, в 51 км к северо-востоку от Москвы и в 24 км к северо-востоку от г. Пушкино.

Расположен на юго-восточных склонах Смоленско-Московской возвышенности, на р. Воря (приток р. Клязьма), в 18 км к востоку от железнодорожной станции Софрино на линии Москва - Загорск. Связан автодорогой с Ярославским шоссе. Население 27,6 тыс. человек (1992; 18 тыс. в 1959; 22 тыс. в 1970; 26,2 тыс. в 1979).

На месте современного города с XVI в. существовало крупное село Муромцево. В 1834 здесь основана Вознесенская бумагопрядильная мануфактура (сохранились производственные корпуса - в перестроенном и реконструированном виде; кирпичные входные ворота, середина XIX в.; здания рабочих казарм, вторая половина XIX - начало XX вв.). В 1842-55 фабрикой владел купец С. Л. Лепёшкин; фабрика одной из первых в России переведена на более совершенное английское оборудование взамен бельгийского и французского. В 1916 на фабрике было занято около 3 тыс. рабочих. В 1928 отдельные посёлки, окружавшие фабрику (Новая Жизнь и Трудовой к югу от фабрики, Красный - к северо-востоку), слились в посёлке Краснофлотский (с 1929 - Красноармейский). В 1934-39 фабрика подверглась полной реконструкции. В 1946 посёлок был преобразован в город. Современный К. - центр текстильной промышленности. Ведущее предприятие - хлопчатобумажная фабрика, выпускающая высококачественную обувную ткань и некоторые виды технических тканей. Застройка города современными благоустроенными зданиями началась с середины 1950-х гг. В южной части К., на территории бывшего села Царёво-Никольское, сохранилась оригинальная по архитектурным формам Никольская церковь в стиле неоготики: завершённая массивным купольным барабаном ротонда со стрельчатыми порталами и окнами, пинаклями (1812-15; на стенах ротонды - барельефный фриз работы скульптора Г. Т. Замараева).

Литература: Памятники архитектуры Московской области, т. 2, М., 1975; Города Подмосковья, кн. 1, М., 1979.

Красноармейск (Саратовская обл.)

В Саратовской области, областного подчинения, районный центр, в 75 км к югу от Саратова. Расположен на Прикаспийской возвышенности, в истоках р. Голый Карамыш (бассейн Медведицы), в 18 км к северо-востоку от железнодорожной станции Карамыш на линии Саратов - Иловля ив 18 км от пристани Ахмат на Волге. Автомобильная дорога (Волгоград - Саратов). Население 24,8 тыс. человек (1992; 12,4 тыс. в 1926; 15,8 тыс. в 1939; 13,6 тыс. в 1959; 17,5 тыс. в 1979.

Основан в 1766. Город - с 1918. До 1926 назывался Голый Карамыш, затем - Бальцер, в 1942 переименован в К. В начале XX в. в городе было развито кустарное производство тканей (сарпинки и бязи); действовали механический завод (основан в 1884), кирпичный завод (основан в 1870). В современном К.: фабрики - ткацкая, швейная, трикотажная; ПО "Москвич"; заводы - механический, "Автосельмаш", маслобойный. К. - центр сельскохозяйственного района.

Литература: Котин В. Н., Город Красноармейск, Саратов, 1987.

Красноармейск (Сарепта)

(До 1920 - Сарепта), бывший город в Волгоградской области. С 1931 - в черте города Волгоград.

Красноборск

Село, районный центр в Архангельской области, в 856 км к юго-востоку от Архангельска. Расположено на р. Северная Двина, в 55 км к северо-западу от железнодорожного узла Котлас. Население 5 тыс. человек (1989; 671 человек в 1897).

Герб Красноборска.

Герб Красноборска. В верхней части щита - герб Вологодский, в нижней части в серебряном поле - две красного цвета сосны. Высочайше утверждён 2 октября 1781

В 1780 из Красноборской слободы образован уездный город К. Вологодского наместничества, затем оставлен за штатом, после 1917 - сельское поселение.

Литература: Земля Красноборская, Архангельск, 1991.

Красновишерск

Районный центр в Пермской области, в 489 км к северу от Перми. Расположен на западном склоне Северного Урала, на р. Вишера (пристань), в 100 км от железнодорожной станции Соликамск - конечной на линиях Пермь - Соликамск и Чусовская - Соликамск (сходятся у станции Няр). Население 19,2 тыс. человек (1992; 15,8 тыс. в 1979).

Основан в 1930 в связи со строительством целлюлозно-бумажного завода (велось силами заключённых) на месте посёлка Вижаиха, где в 1894-97 русско-французским Волжско- Вишерским акционерным обществом был построен металлургический завод. С 1926 в К. находилось 4-е отделение Соловецких лагерей особого назначения, с 1929 - самостоятельное управление Вишерских лагерей. Город - с 1942.

Основное предприятие современного К. - Вишерский целлюлозно-бумажный завод - производит высококачественную бумагу, пиломатериалы, древесноволокнистые плиты. Краеведческий музей. Мемориал землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941-45.

В районе К. - лесная промышленность (объединение "Вишералес"); добыча алмазов (прииск "Уралалмаз"), нефти (управление разведочного бурения).

Близ К., между деревней Писаное и деревней Акчим, на правом берегу Вишеры, - археологический памятник периодов неолита, бронзового века и начала железного века, так называемый Писаный камень с наскальными изображениями (геометрический орнамент, рисунки животных, птиц, человеческих фигур); в 8 км от Писаного камня, выше по течению реки, - памятник искусства и религии манси Моховой камень с плохо сохранившимися наскальными рисунками.

Литература: Кривощеков Н., Словарь Чердынского уезда, СПб., 1914; Памятники истории и культуры Пермской области, Пермь, 1986; Шаламов В., Вишера, М., 1989.

Красногвардейск

Название города Гатчина в Ленинградской области в 1929-44.

Красногорск (Московская обл.)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Красногорск (Сахалинская обл.)

В Томаринском районе Сахалинской области, в 291 км к северо-западу от Южно-Сахалинска. Расположен в юго-западной части острова Сахалин, на берегу Татарского пролива, при слиянии рек Айнская, Красногорка, Чёрная. Порт в 50 км к северу от железнодорожной станции Ильинск. Автомобильная дорога Горнозаводск - К. Население 5,5 тыс. человек (1992; 8,5 тыс. в 1959; 6,0 тыс. в 1979).

Основан после 1905. Согласно Портсмутскому мирному договору 1905, завершившему русско-японскую войну 1904-05, в составе южной части острова Сахалин (до 50-й параллели) отошёл к Японии. С 1945 - в составе России. С 1947 - город К. Судоремонт, лесотарный завод, леспромхоз. К. - центр сельскохозяйственного района.

Краснодар

Статья большая, находится на отдельной странице.

Краснозаводск

В Сергиевпосадском районе Московской области, в 88 км к северо-востоку от Москвы. Расположен на востоке Смоленско-Московской возвышенности, на правом берегу р. Кунья (левый приток р. Дубна), в живописной лесной местности с пересечённым рельефом, в 15 км к северу от Сергиева Посада; соединён железнодорожной веткой со станцией Бужаниново на линии Москва - Ярославль. Население 29,9 тыс. человек (1992; 12,5 тыс. в 1939; 19,6 тыс. в 1959; 21 тыс. в 1964; 27,4 тыс. в 1979).

В 1916 при механическом заводе возник посёлок. С 1939 - посёлок городского типа Краснозаводский. В 1940 преобразован в город К., в черту которого вошли также посёлки Возрождение, Нижний и др. В современном К. - небольшие предприятия по производству стройматериалов, а также пищевая промышленность. С начала 1950-х гг. в городе ведётся строительство 4- и 5-этажных домов, в 1960-е гг. были сооружены общественные здания (Дворец культуры "Радуга", 1966, и др.). Жилая застройка соседствует с обширными лесопарковыми зонами (площадь около 1,5 тыс. га).

В 7 км к северу от К. - село Богородское, центр старинного (вероятно, с XVI-XVII вв.) народного промысла - изготовления резных игрушек и небольших, часто объединённых в композиции на темы басен и сказок скульптур из мягких пород дерева. В начале XX в. основана артель (с 1923 - "Богородский резчик"), в 1960 преобразованная в фабрику художественной резьбы. Церковь Рождества Богородицы - в стиле барокко (1768).

Литература: Памятники архитектуры Московской области, т. 1, М., 1975; Города Подмосковья, кн. 2, М., 1980.

Краснознаменск

Районный центр в Калининградской области, в 163 км к северо-востоку от Калининграда. Расположен на берегах р. Шешупе (приток Немана), в 43 км от железнодорожного узла Советск. Население 3,9 тыс. человек (1992).

Основан в 1734, до 1945 назывался Лазденен в составе Германии (Восточная Пруссия). С 1945 - в составе России, в 1946 переименован в К. В современном К.: сыродельный завод, леспромхоз, торфопредприятие.

Центр сельскохозяйственного района. Застроен преимущественно 1-2-этажными домами; на высоком левом берегу реки - современный жилой массив. Промышленная зона - в южной части города.

Литература: Калюта Н. И., Краснознаменск, Калининград, 1971.

Краснокаменск

В Читинской области, областного подчинения, районный центр, в 535 км к юго-востоку от Читы. Расположен в Забайкалье, в предгорьях Аргунского хребта. Железнодорожная станция на ветке от линии Чита - Приаргунск. Аэропорт. Население 67,1 тыс. человек (1992; 52,0 тыс. в 1979).

Город - с 1969. Горно-химический комбинат; ремонтно-механический завод. Памятник первооткрывателям Краснокаменского железорудного месторождения (открыто в 1943) - трактор-вездеход, установленный в 1975.

Краснокамск

В Пермской области, областного подчинения, в 37 км к северо-западу от Перми. Расположен в Предуралье, пристань на р. Кама. Конечная железнодорожная станция на ветке от линии Киров - Пермь. Автомагистраль (Казань - Пермь). Население 57,5 тыс. человек (1992; 56,5 тыс. в 1979).

Вырос из посёлка, основанного в 1929 в связи со строительством целлюлозно-бумажного комбината. Город - с 1938. В 1933-36 на территории К. обнаружена нефть и начата её добыча; выявлена газоносность скважин (нефтегазодобывающее управление "Краснокамскнефть"). В современном К.: Камский целлюлозно-бумажный комбинат; бумажная фабрика Гознак; заводы - металлических и синтетических сеток (единственный в России), "Спецнефтехиммаш" машиностроительный (по производству запчастей для бурового и нефтепромыслового оборудования), бытовой химии; фабрика детской игрушки; предприятия пищевой промышленности; производство строй- материалов. Краеведческий музей. Ежегодные соревнования по самбо на приз лётчика-космонавта СССР П. И. Беляева. Город вытянут вдоль реки на 12 км и приблизился к юго-западной окраине Перми - Закамску. Закамская ТЭЦ.

В 12 км к юго-западу от К., на левом берегу Камы, в сосновом лесу, находится крупнейший на Урале бальнеологический курорт Усть-Качка (основан в 1935). Климат умеренно континентальный. Зима снежная, умеренно холодная; средняя температура января -16°C. Лето теплое; средняя температура августа 20°C. Осадков около 600 мм в год, главным образом в апреле - октябре. Главные природные лечебные факторы - минеральные сульфидные хлоридные натриевые рассольные воды, содержащие бром и йод. В 1972 бурением получена сульфатно-хлоридная натриево-кальциево- магниевая вода (используется для питьевого лечения); применяется озокеритолечение, 3 санатория (1993).

Литература: Гайдаш Г. Я., Елькина А. В., Курорт Усть-Качка, Пермь, 1970; Палкина Г. А., Краснокамск, Пермь, 1988.

Предыдущая страница Следующая страница