Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: Энциклопедический справочник.
Статьи на букву "А" (часть 1, "АБА"-"АКА")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 1, "АБА"-"АКА")

Абамелeк-Лазарева дома

Абамелeк-Лазарева дома (занимают участок между улицей Халтурина (дома 22-24) и набережной р. Мойки (дома 21-23)), комплекс зданий, памятник архитектуры. Дом 22 построен в 1735-37 для графа Ф. А. Апраксина, в 1770 х гг. перестроен (наружное крыльцо в центре главного фасада заменено 4 колонным портиком ионического ордера). В 1904 дом приобрёл князь С. С. Абамелек-Лазарев (отсюда название), корпус, обращённый на набережную р. Мойки (дом 21), построен в 1907-09 (архитектор Е. С. Воротилов), его фасад повторяет облик бывшего жилого дома Армянской церкви (Невский проспект, 40). В 1911 Абамелек-Лазарев купил дома 24 и 23. На месте последнего архитектор И. А. Фомин в 1913-15 построил новое 3 этажное здание - яркий памятник неоклассицизма. Фасад декорирован 6 пилястрами коринфского ордера, парапет украшен вазами, в круглых медальонах барельефные фигуры. В отделке интерьеров широко применены естественный и искусственный мрамор, декоративная скульптура и роспись, на плафоне зала домашнего театра живописное панно художника У. А. Боданинского «Аполлон на квадриге». В 1917-22 в здании помещалось Управление Петроградского угрозыска, в 1922-26 - Пушкинский Дом, с 1933 - комитет по физкультуре и спорту Ленгорисполкома (ныне Областной и Городской комитеты по физкультуре и спорту).

Абрамов Фёдор Александрович

Абрамов Фёдор Александрович (1920-1983), писатель. Член КПСС с 1945. В Ленинграде с 1938. В Великую Отечественную войну добровольцем ушёл на фронт с 3 го курса ЛГУ, участвовал в боях под Ленинградом. Окончил ЛГУ в 1948; в 1951-60 на преподавательской работе там же. С 1949 выступал как литературный критик. В 1958 в Ленинграде опубликовал роман «Братья и сестры», вошедший позже в тетралогию «Пряслины» - о драматической судьбе северной деревни в послевоенные годы: «Две зимы и три лета» (1968), «Пути-перепутья» (1973; за три романа государственная премия СССР, 1975) и «Дом» (1978). Эти и другие произведения А., в том числе публицистическое обращение к крестьянам «Чем живём-кормимся» («Правда», 1979, 17 ноября), повести «Безотцовщина» (1961), «Пелагея» (1969), «Деревянные кони» (1970), очерки, рассказы выявили сложные процессы и проблемы сельской жизни. Посмертно опубликованы документальные повествования А. «Дом в Верколе» (журнал «Наш современник», 1986, № 3-4) и др. Событием театральной жизни явилась постановка «Братьев и сестёр» и «Дома» в Ленинградском областном Малом драматическом театре (1985, режиссер Л. А. Додин; государственная премия СССР, 1986, совместно с другими за постановку двух спектаклей). А. жил на 3 й линии Васильевского Острова, 57.

Авдеенко Валентин Анатольевич

Авдеенко Валентин Анатольевич (1918-1943), один из зачинателей стахановского движения в машиностроении Ленинграда. Член КПСС с 1939. В Ленинграде с 1929. С 1934 фрезеровщик машиностроительного завода имени К. Е. Ворошилова (ныне ПО «Звезда»). В сентября 1935 добился рекордной производительности труда (400% нормы). Был самым молодым участником 1 го Всесоюзного совещания стахановцев в Москве (1935), где выступил с речью. С 1936 курсант Ленинградского танкотехнического училища. В годы Великой Отечественной войны участник обороны Ленинграда; смертельно ранен в бою. В ПО «Звезда» учреждён приз имени А. Его имя присвоено пионерской дружине ленинградской средней школы № 345.

Аверичкин Фёдор Степанович

Аверичкин Фёдор Степанович (1889-1933), политработник Красного Флота. Член Коммунистической партии с марта 1917. Ж.-д. рабочий. С 1911 на Балтийском флоте; минный унтер-офицер (1913). Участник революционного движения в Кронштадте. После Февральской революции депутат Гельсингфорсского совета, член Облисполкома армии, флота и рабочих Финляндии; один из руководителей Центробалта, участник ликвидации корниловщины; в дни Октябрьского вооруженного восстания член «тройки» Центробалта по руководству флотом. Участвовал в подавлении Керенского-Краснова мятежа. С ноября 1917 комиссар главного гидрографического управления и комендант главного Адмиралтейства. В 1918-19 командир отряда матросов-минёров на Балтийский флоте. В сентября 1919 организовал доставку угля с Урала в Петербург. С лета 1919 комиссар отряда моряков в боях с войсками генерала Н. Н. Юденича, затем комиссар Петроградского военного порта. В 1920 член РВС Балтийского флота. В 1920-21 комиссар Морских сил Каспийского моря. В 1921-22 член РВС Балтийского флота, командир Кронштадтского порта, затем на других постах в центральном аппарате ВМФ. Член ВЦИК. Именем А. названа улица в Кронштадте.

Авиагородок

Местность в южной части Ленинграда, между Пулковскими высотами на юге и линией Окружной ж. д. на севере. На западе ограничена ж.-д. линией Ленинград - Псков. Проектом планировки Ленинграда, разработанным в конце 20 х гг. под руководством архитектора Л. А. Ильина, предусматривалось создание в этом районе главного аэропорта Ленинграда с жилым городком (отсюда название) и вузом. Строительство А. началось в 1931. К лету 1941 сооружены аэродром, несколько жилых домов, общежитие, здание института инженеров ГВФ с клубом (архитекторы Г. В. Майзель, Е. В. Цейтц и др., ныне в нём Академия гражданской авиации), школа, здравпункт, магазин, служебные и производственные постройки, аэровокзал (1937-41, архитекторы А. И. Гегелло, Н. Е. Лансере, Л. Н. Ротинов, Ф. П. Шелоумов). Большинство построек А. разрушено в годы Великой Отечественной войны. В 1946-48 А. восстановлен силами треста «Аэропортстрой» (главный инженер С. И. Штейнберг). С 60 х гг. А. - район массового жилищного строительства (проект планировки и застройки - архитектор В. А. Потапов). В 1972 в южной части А. построен аэровокзал «Пулково». Улицы А. С 1976 носят названия, связанные с авиацией: Взлётная, Вертолётная, Пилотов, Стартовая, Штурманская (связывает А. С Пулковским шоссе). В А. имеются ДК, библиотека, школа, больница, поликлиника, гостиница, вычислительный центр аэропорта «Пулково».

Авиаторов парк

В южной части Ленинграда, между Ново-Измайловским проспектом, Кубинской улицей, Кузнецовской улицей и улицей Турку. Площадь 30 га. Заложен в 1966 (архитекторы Л. Н. Свечникова, Г. Л. Шолохова) на части территории бывшего Корпусного аэродрома (отсюда название). В 1968 в А. п. на берегу пруда открыт памятник героическим военным лётчикам: на бетонном основании самолёт-истребитель МИГ-19 (высота памятника 12 м; архитекторы А. С. Червякова, С. А. Ушаков, инженер А. И. Рыбин).

Авиационного приборостроения институт

Авиационного приборостроения институт (ЛИАП) (улица Герцена, 67), основан в 1941 как Ленинградский авиационный институт, современное название с 1945. В институте (1990): факультеты - приборов и автоматики летательных аппаратов, радиотехнический, систем управления и электрооборудования летательных аппаратов, вычислительных и радиоэлектронных систем; свыше 30 кафедр, аспирантура и докторантура, факультет повышения квалификации преподавателей вузов; фундаментальная библиотека (свыше 750 тыс. единиц хранения.). Ведётся интенсивная целевая подготовка специалистов, в том числе по индивидуальным планам. При институте имеются школы юного прибориста, программиста, радиста (для старшеклассников). В 1989/90 учебном году в институте было свыше 9 тыс. студентов, 800 преподавателей, в том числе свыше 70 докторов и свыше 500 кандидатов наук. За годы существования (к 1990) институт выпустил свыше 35 тыс. специалистов, среди которых учёные и общественные деятели В. Л. Коблов, М. М. Мирошников, С. В. Кулаков, А. П. Лукошкин, К. Н. Явленский, В. В. Симаков. Многотиражная газета «В полёт» (с 1963).

Аврамов Михаил Петрович

Аврамов Михаил Петрович (1681-1752), директор первой петербургской типографии. В 1697-1702 учился в Голландии. В 1711 назначен цейх-директором основанной по воле Петра I петербургской правительственной типографии (помещалась в доме А. на Петербургской стороне близ современной площади Революции, с 1713 - в специальном доме у въезда в Петропавловскую крепость). А. - инициатор издания и составитель «Книги Марсовой или воинских дел» (печаталась с 1713), которая прославляла царствование Петра I и содержала реляции о победах русской армии в Северной войне 1700-21. Среди изданий А.: первая русская газета «Ведомости», «Юности честное зерцало» (1717), «Книга мирозрения...» X. Гюйгенса (1717), «Истинный способ укрепления городов...» дю Фэ и де Камбре (1724, перевод В. И. Суворова, отца А. В. Суворова) и др. С передачей типографии в ведение Синода А. в 1721-24 служил в Берг-коллегии, с конца 1724 до ликвидации Правительственной типографии в 1727 вновь был её директором. После смерти Петра I А. выступал против Ф. Прокоповича и его сторонников в Синоде, отвергал церковную реформу Петра I, за что в 1732 был арестован, провёл 10 лет в ссылке и заточении, возвращён в Петербург императрицей Елизаветой Петровной, однако после подачи ей челобитной с наставлениями о том, как она должна царствовать, вновь арестован (1748); умер в темнице Тайной канцелярии.

Авров Дмитрий Николаевич

Авров Дмитрий Николаевич (1890-1922), военачальник и политработник, один из руководителей обороны Петрограда 1919. Член Коммунистической партии с 1918. Окончил школу прапорщиков (1915). Участник первой мировой войны; штабс-капитан. В 1917 - начале 1918 член Президиума армейского исполкома, комиссар первой А Северного Фронта. С 1918 на командных должностях в Красной Армии на Восточном фронте. С лета 1919 командир Петроградского УР, командир Особой бригады, начальник 55 й стрелковой дивизии Седьмой армии. В 1920-21 командующий войсками Петроградского ВО, одновременно член РВС, в 1921 командир 7 й А; участник подавления Кронштадтского мятежа 1921. С мая 1921 на хозяйственной работе. Похоронен на Марсовом поле. Именем А. названа улица в Петродворце.

Аврора

Статья большая, находится на отдельной странице.

Автобус

Регулярное автобусное движение в Ленинграде открылось 24 декабря 1926. Трасса первого маршрута проходила от главного штаба по Невскому проспекту, улице Гоголя, улице Дзержинского, Загородному проспекту, Звенигородской улице, улице Марата, Невскому проспекту до Московского вокзала. Курсировали 5 машин. В конце 80 х гг. ежедневно на городские магистрали выходили в среднем 3200 А., которые обслуживали около 200 маршрутов. За год А. в Ленинграде перевозят около 1 млрд. 200 млн. пассажиров. Первый в Ленинграде автобусный парк создан в 1926 на Конюшенной площади. В 1990 автобусное движение в городе обслуживали 7 парков. Самый короткий автобусный маршрут в Ленинграде - № 109 (протяжённость 2,3 км), самый длинный - № 178 (24,2 км).

Автово

1. местность в юго-западной части Ленинграда, между линией Окружной ж. д. на севере и р. Красненькая на юге. Название от деревни Аутово (Ауктово), которая существовала здесь в конце XVII в. В конце XIX-начале XX вв. рабочая окраина Петербурга, основная масса жителей А. работала на Путиловском заводе. В 20 х гг. началась реконструкция А., в 1937-41 сооружён жилой массив между проспектом Стачек (главная магистраль А.) и Краснопутиловской улице (руководители проекта - архитекторы А. А. Оль, С. Е. Бровцев). В 1941-44 к югу от А. проходила линия фронта, в А. размещались штабы и тылы многих частей (в том числе штабы 12 го и 14 го гвардейских артиллерийских полков, которые одними из первых на Ленинградском фронте начали контрбатарейную борьбу; улица Зенитчиков, 3, корпус 1). 8 июля 1945 в районе пересечения проспекта Стачек и р. Красненькая ленинградцы встречали возвращавшихся с победой советских воинов, в 1951 на этом месте установлен памятник «Танк-победитель». В 40-50 х гг. застройка А. велась по проектам группы архитекторов под руководством В. А. Каменского и С. Г. Майофиса. В 1955 открыта станция метро «Автово», в 1959 вступил в строй Автовский домостроительный комбинат (ДСК-3). Кварталы вдоль Краснопутиловской улицы - первенцы крупнопанельного домостроения в Кировском районе (1960 е гг., архитекторы Каменский, А. В. Жук, Майофис, Н. З. Матусевич). Планировочный центр А. - Комсомольская площадь. В 1968 в сквере между проспектом Стачек и Краснопутиловской улицей открыт монумент в честь 50 летия ВЛКСМ (скульпторы В. И. Гордон. О. И. Кузнецов, В. Г. Тимошенко, архитекторы В. Б. Фабрицкий, И. П. Шмелёв). Название сохранилось в наименовании Автовской улицы и станции метро.

2. станция метро Кировско-Выборгской линии. Открыта 15 ноября 1955. Архитекторы Е. А. Левинсон, А. А. Грушке. Наземный вестибюль - на проспекте Стачек, оформлен мощным двойным 6 колонным портиком и куполом на большом световом барабане; в интерьере вестибюля, на карнизе купола, надпись золотом: «Доблестным защитникам Ленинграда, в битвах отстоявшим город-герой, слава в веках!». Станция мелкого заложения, без эскалаторов. Перекрытие перронного зала плоское, поддерживается 2 рядами колонн, облицованных жёлтым мрамором и художественным стеклом. Декоративная отделка связана с темой воинской славы; отличается пышностью и сложностью. На торцевой стене мозаичное панно, изображающее женщину с младенцем на руках (художники В. А. Воронецкий, А. К. Соколов).

Автовокзалы

Первый А. открыт в 1955 на площади Мира в здании бывшей Гауптвахты Сенного рынка. Отсюда автобусы отправлялись в Таллинн, Ивангород, Кингисепп, Волосово. В 1987 в связи со строительством на площади новой станции метро А. временно перемещён к Варшавскому ж.-д. вокзалу. Отсюда ежедневно автобусы курсируют по около 180 внутриобластным маршрутам. Второй А. (набережная Обводного канала, 36) вступил в эксплуатацию в 1963. Сюда переданы все дальние маршруты (ежедневно свыше 100 рейсов в Прибалтику, Псковскую, Новгородскую и Вологодскую области, Петрозаводск).

Агрофизический институт

Агрофизический институт (АФИ) научно-исследовательский ВАСХНИЛ (Гражданский проспект, 14), создан в 1932 по инициативе академика А. Ф. Иоффе. Основные направления исследований: физические проблемы земледелия и растениеводства, технические разработки в области энергосберегающих технологий возделывания сельско-хозяйственных культур, программирования их урожайности, автоматизации процесса хранения растениеводческой продукции и др. Институт участвовал в разработке математической модели плодородия почвы (совместно с учёными ГДР). Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1982).

Адамини дом

Адамини дом (занимает участок между Марсовым полем (дом 7), набережной р. Мойки (дом 1) и Аптекарским переулком (дом 8) ), памятник архитектуры классицизма. Построен в 1823-27 (архитектор Д. Ф. Адамини, отсюда название). А. д. - трапециевидный в плане 3 этажный многоквартирный доходный дом. Фасад, выходящий на Марсово поле, оформлен 8 колонным портиком композитного ордера, закруглённый угол обработан пилястрами; центральная часть фасада, выходящего на набережную р. Мойки, акцентирована портиком из 8 композитных полуколонн. Оба фасада украшает богатый лепной фриз. А. д. продолжает линию здания Павловского полка казарм, создавая единое оформление западной границы Марсова поля; фасад, обращённый на Мойку, замыкает перспективу канала Грибоедова со стороны Невского проспекта До начала 1917 А. д. принадлежал Удельному ведомству, в 1830 х гг. в нём жил учёный П. Л. Шиллинг (мемориальная доска). В 1910 х гг. в А. д. помещалось так называемое Художественное бюро Добычиной, где в 1915-17 проходили выставки художников «Мира искусства». В 1914-19 в подвале А. д. - артистическое кабаре «Привал комедиантов» (своеобразный художественно-артистический клуб, один из центров культурной жизни Петрограда), росписи на его стенах (художники С. Ю. Судейкин, Б. Д. Григорьев и др.) погибли в наводнение 1924. 26 ноября 1941 А. д. сильно повреждён попаданием 2 авиабомб, восстановлен в 1946 (архитектор А. С. Гинцберг). В послевоенные годы в А. д. жили писатели Ю. П. Герман и В. Ф. Панова (мемориальные доски).

Адмиралтейская верфь

Первое промышленное предприятие Петербурга. Заложена по рисунку Петра I на левом берегу Большой Невы в ноябре 1704. Входила в состав главного Адмиралтейства. Первоначально на стапелях А. в. строились относительно мелкие корабли (первый 18-пушечный прам спущен на воду 29 апреля 1706), а также осуществлялась сборка кораблей из готовых деталей, доставлявшихся в Петербург с других верфей и из-за границы. В 1709-12 на А. в. построен первый крупный корабль - 54-пушечная «Полтава». В 1712 строительство мелких кораблей перенесено на новую верфь ниже по Неве (первоначально назывался Скампавейный двор, позднее - Галерный двор, с 1800 - Новое Адмиралтейство). В 1720 А. в. значительно расширена (стапеля и эллинги сооружены по обе стороны от здания Адмиралтейства), на ней начали строить линейные корабли (90-пушечный «Лесное», 92-пушечный «Гангут» и др.). В 1715 на А. в. около 10 тыс. рабочих (в 1711 - 4,7 тыс.). Созданные на А. в. корабли составили в XVIII в. ядро Балтийского флота. В 1712-1825 на А. в. построено 256 кораблей (не считая мелких судов). В 1844 А. в. прекратила существование, в 1870 х гг. Морское министерство продало территорию верфи городу под застройку, возникла Адмиралтейская набережная.

Адмиралтейская крепость

Сооружена по чертежу Петра I в сентябре - ноябре 1705 на левом берегу Большой Невы, на месте деревни Гавгуево (известной с XVI в.), на острове, образованном р. Мья (Мойка) (см. Адмиралтейский остров). Прикрывала подступы с суши к Адмиралтейской верфи и Адмиралтейству; прямоугольная в плане, включала земляные валы с бастионами, палисадом, рвы с подъёмными мостами и рогатками. К югу от А. к. эспланада (пространство, лишённое укрытий от огня пушек крепости), которая в XVIII в. называлась Адмиралтейским лугом. С 1736 с валов А. к. производился полуденный выстрел сигнальной пушки (в 1873 пушка переведена от Адмиралтейства на Нарышкин бастион Петропавловской крепости). В начале XIX в. в ходе реконструкции центра Петербурга укрепления А. к. срыты, на их месте разбит Александровский сад (см. Адмиралтейский сад) и проложен Адмиралтейский проспект.

Адмиралтейская набережная

Адмиралтейская набережная (в 1918-44 набережная Рошаля, в честь С. Г. Рошаля), на левом берегу Большой Невы, между набережными Дворцовой и Красного Флота; на противоположном берегу - Университетская набережная. В начале XVIII в. территорию будущей А. н. занимали Адмиралтейская верфь и Адмиралтейский луг, в районе которого в 1710 на берегу Большой Невы построена деревянная церковь Исаакия Далматского. С 1727 через Большую Неву наводился наплавной Исаакиевский мост (с 1732 ежегодно). В 1770-88 часть А. н. у Сенатской площади облицована гранитом. В 1819-21 сооружены облицованные гранитом береговые устои Исаакиевского моста (инженеры А. А. Бетанкур, Г. Треттер). В 1820-24 по обе стороны от нового здания главного Адмиралтейства построены Дворцовая и Петровская пристани (инженер. А. Д. Гетман). В 1832 Дворцовая пристань украшена медными фигурами львов и порфировыми вазами (в 1873 вазы перенесены на Петровскую пристань). В 1873-74 засыпаны доки и внутренние каналы Адмиралтейства, между пристанями построена гранитная набережная (проект инженеров В. П. Карловича, С. С. Селянинова). Название А. н. с 1874. В 1875 разбит бульвар, в 1879 по А. н. открыто движение. В конце XIX-начале XX вв. между боковыми павильонами Адмиралтейства сооружались доходные дома и особняки. В домах 12-14 помещались Дворянский земельный и Крестьянский поземельный банки, дом 8 (1900, архитектор М. Е. Месмахер) принадлежал великому князю Михаилу Михайловичу (ныне главное управление торговли Ленгорисполкома). В 1914-16 в связи с постройкой Дворцового моста одноименная пристань перенесена на новое место (против восточного павильона Адмиралтейства). В 1895 в оперном театре при Панаевском театре (дом не сохранился) пел Ф. И. Шаляпин. Девятого января 1905 по А. н. проходила мирная демонстрация. 25 октября 1917 вооруженные отряды на А. н. прикрывали тыл левого фланга наступления на Зимний дворец. Современная А. н. - место традиционных гуляний в праздники.

Адмиралтейская сторона

Историческое название части территории Ленинграда на левом берегу Большой Невы (в узком смысле под А. с. понимался Адмиралтейский остров).

Адмиралтейский канал

Прорыт в 1717-20 от рва Адмиралтейской крепости до р. Мойка в район Галерной верфи. Был транспортным путём между Адмиралтейской верфью и складами корабельного леса в Новой Голландии. В 1842 большая часть канала перекрыта кирпичным сводом и сверху засыпана землёй. В 1845 на месте А. к. создан бульвар (ныне бульвар Профсоюзов). Оставшаяся часть А. к., идущая вдоль Новой Голландии, в 1922 переименована в Круштейна канал.

Адмиралтейский остров

Историческое название территории в центральной части Ленинграда, ограниченной pp. Большая Нева и Мойка; возникло в начале XVIII в. после основания на месте деревни Гавгуево Адмиралтейской верфи и постройки Адмиралтейской крепости. В 1711 на А. о. на берегу Зимней канавки построен первый Зимний дворец Петра I. С начала 20 х гг. XVIII в. на А. о. начал формироваться центр Петербурга, набережная Невы застраивалась домами знати. В 1762-1865 в административно-полицейском отношении составлял 1-ю Адмиралтейскую (в 1865-1917 Адмиралтейскую) часть, в 1917 Адмиралтейский район. В XIX в. название А. о. постепенно вышло из употребления.

Адмиралтейский проспект

Адмиралтейский проспект (в 1922-44 проспект Рошаля, в честь С. Г. Рошаля), между Дворцовой площадью и площадями Декабристов и Исаакиевской. От А. п. против главного (южного) фасада главного Адмиралтейства начинаются Невский проспект, Дзержинского улица, Майорова проспект. А. п. складывался в XIX в. в районе бывшего Адмиралтейского луга. В связи с перестройкой Адмиралтейства в начале XIX в. срыты бастионы, в 1842 засыпан Адмиралтейский канал, высажены деревья. Образовалась площадь, которая воспринималась как единое целое вместе с Сенатской и Дворцовой площадями. Во второй половине XVIII - первой половине XIX вв. южная сторона А. п. застраивалась административными и жилыми домами (см. Лобанова-Ростовского дом), (см. Фитингофа дом). В 1872-74 разбит Александровский сад (см. Адмиралтейский сад). 14 декабря 1825 на А. п. стояли правительственные войска. На А. п. жил И. Н. Крамской. В доме 10 находилась Артель художников. Девятого января 1905 на А. п. была расстреляна мирная демонстрация. 25 октября 1917 на проспекте располагался левый фланг вооруженных отрядов, наступавших на Зимний дворец. В период блокады 1941-44 А. п. подвергался интенсивным бомбёжкам и артобстрелам.

Адмиралтейский сад

Адмиралтейский сад (до 1918 Александровский сад, до 1989 Сад трудящихся имени М. Горького), расположен в центре Ленинграда, делится на 3 участка: от Дворцовой площади вдоль южного фасада главного Адмиралтейства, перед северным фасадом Исаакиевского собора и на площади Декабристов (между западным фасадом главного Адмиралтейства и Сената и Синода зданиями). Площадь 10 га. До 1806 на месте сада находились укрепления Адмиралтейской крепости, после их ликвидации возникла Адмиралтейская площадь, в конце 1810 х гг. вдоль фасада главного Адмиралтейства разбит бульвар (в первой половине XIX в. модное место прогулок петербургской аристократии). В 1833 по углам центральной аллеи бульвара установлены скульптуры «Геракл Фарнезский» и «Флора Фарнезская» (копии XVIII в. с античных скульптур; взяты из Таврического дворца). В 1872-74 по проекту ботаника и садовода Э. Л. Регеля на территории площади разбит сад, названный Александровским (начало работ приурочено к празднованию 200 летия со дня рождения Петра I). В 1876-80 в центре сада, против башни главного Адмиралтейства, сооружён фонтан (городской архитектор Л. Р. Гешвенд). В 1887 в саду на участке, примыкающем к Дворцовой площади, открыт бюст В. А. Жуковского, в 1892 в противоположной стороне - памятник Н. М. Пржевальскому, в 1896 на площадке у фонтана - бюсты Н. В. Гоголя и М. Ю. Лермонтова, в 1899 - бюст М. И. Глинки. 9 января 1905 у решётки сада, обращённой к Дворцовой площади, войска расстреляли демонстрацию рабочих. В ходе Октябрьского вооруженного восстания в саду сосредоточились отряды моряков-кронштадтцев, 2 го Балтийского и Гвардейского экипажей и учебно-минного отряда, участвовавшие в блокаде и штурме Зимнего дворца. Осенью 1919 в саду оборудованы огневые позиции для артиллерийских орудий (см. Оборона Петрограда 1919). В начале 1920 х гг. сад реконструирован (архитектор И. А. Фомин), проложены 3 аллеи, открывающие вид на башню главного Адмиралтейства с Невского проспекта, улицу Дзержинского и проспект Майорова. В 1931 территория частично перепланирована. В 1936 саду присвоено имя М. Горького. В 1941-44 на территории сада располагались позиции зенитных орудий. В годы блокады ни одно дерево в саду не было срублено, однако он сильно пострадал от артобстрелов и бомбёжек (в первые послевоенные годы полностью восстановлен и благоустроен). В 1959 в части сада, обращённой к Исаакиевскому собору, создан розарий (архитектор Д. А. Рипп).

Адмиралтейское объединение

Адмиралтейское объединение (набережная р. Фонтанки, 203), судостроительное предприятие. Создано в 1972 на базе Адмиралтейского и Новоадмиралтейского судостроительных заводов. Ведёт свою историю от основанной в 1704 Петром I Адмиралтейской верфи, верфи Галерный двор (в 1800 сюда была перенесена главная Адмиралтейская верфь, с этого же года верфь стала называться Новое Адмиралтейство) и верфи Галерный островок, основанной в 1704 как место для стоянки и ремонта судов (первые построенные на верфи суда спущены на воду в 1724). В 1908 верфи Нового Адмиралтейства и Галерного островка объединены под названием Адмиралтейский судостроительный завод. Развитие верфей и их деятельность связаны с именами учёных и кораблестроителей А. А. Попова, П. А. Титова, А. Н. Крылова, В. П. Вологдина, Ю. А. Шиманского и др. На Адмиралтейских верфях зарождался отечественный военно-морской флот. До Октябрьской революции на верфях построено свыше 600 кораблей, в том числе большое число галер, линейных кораблей парусного флота, эскадренных броненосцев, крейсеров. В 1712 здесь построен первый русский линейный 54-пушечный корабль «Полтава», в 1872 спущен на воду самый совершенный в то время в мире броненосец «Пётр Великий». В 1874 построена первая русская торпеда изобретателя И. Ф. Александровского, в 1886 - корвет «Витязь», совершивший кругосветное плавание под командованием адмирала С. О. Макарова, в 1903 - крейсер «Аврора» (мемориальная доска), в 1911-14 - линкоры «Гангут» («Октябрьская революция») и «Полтава» («Марат»). На верфях впервые в практике отечественного судостроения было применено покрытие подводной части судов металлическими (медными) листами (в 1803), заложены первые корабли с полностью металлическими корпусами (1863). Рабочие верфей принимали активное участие в забастовочном и революционном движении, в борьбе за Советскую власть. Здесь работали С. Н. Халтурин, В. А. Шелгунов, В. А. Князев (в его комнате осенью и зимой 1894-95 собирался марксистский кружок, которым руководил В. И. Ленин), П. Л. Пахомов (один из создателей большевистской организации на верфях, председатель Петроградского губисполкома в 1918). В мае 1917 на заводе с речью о текущем моменте и задачах пролетариата выступил Ленин. В 1922 Адмиралтейский судостроительный завод возобновил работы на Галерном островке. С этого же года он называется завод имени А. Марти (с 1957 Адмиралтейский завод). В 1922-26 на правах филиала входил в состав Балтийского завода. В 1926 к нему присоединился (за исключением меднопрокатного и трубного отделений) Франко-Русский завод, основан в 1792 под названием завод Берда и работавший с этого времени в тесной экономической и технической кооперации с верфями (см. Красный выборжец). В 1931 на территории верфи Нового Адмиралтейства стал функционировать завод судовых механизмов («Судомех»), который с 1957 называется Новоадмиралтейским заводом.

В годы первых пятилеток адмиралтейцы строили лесовозы, первые отечественные танкеры, портовые ледоколы, в числе первых в стране - цельносварные суда. В 1941-45,5 тыс. человек сражались на фронтах, из их числа были сформированы 2 отделения пулемётно-артиллерийских батальона народного ополчения. На производстве выпускались снаряды, мины, миномёты, тральное вооружение, строились бронекатера, баржи, плашкоуты, ремонтировались боевые корабли. Работникам завода М. Д. Кононову и М. С. Сальникову присвоено звание Героев Советского Союза. В послевоенные годы строятся большие серии танкеров, ледоколов, рыбопромысловых судов, плавучих доков, океанских спасателей, научно-исследовательских судов. В 1959 на Адмиралтейском заводе построен первый в мире атомный ледокол «Ленин». В объединении проводится комплексная реконструкция и техническое перевооружение всех видов производств. Работники предприятия П. С. Арцибасов, В. И. Горшелев, Г. И. Краснопеев, А. Д. Мамлев, М. Ф. Поташев, Н. Т. Трофимов, Н. Ф. Ушкалов удостоены звания Героя Социалистического Труда. В. Н. Дубровский, Е. П. Корсак, В. И. Червяков - лауреаты Ленинской премии. Объединение награждено орденами Ленина (1960, 1966), Трудового Красного Знамени (1971), Отечественной войны первой степени (1985). На территории предприятия памятник в честь погибших в годы Великой Отечественной войны (автор Б. В. Пасиков). Мемориальные доски в память о выступлении на заводе В. И. Ленина, о награждении предприятия Красными знамёнами ГКО. В 1977 создан Народный музей. Имеются клуб «Маяк», стадион. Многотиражная газета «За коммунизм» (с 1928, первоначальное название «Стапель»).

Адмиралтейство

Статья большая, находится на отдельной странице.

Адресная экспедиция

Адресная экспедиция (см. Контора адресов).

Азиатский музей

Существовал в 1818-1930 при АН. Начало коллекции положили восточные монеты, рукописи и другие материалы, собранные в Кунсткамере со времён Петра I. В XIX в. А. м. стал крупнейшим в России хранилищем рукописей (главным образом на восточных языках) и книг (на восточных и европейских языках) по Востоку. Пополнение фондов шло преимущественно через закупки АН (по её поручению русскими дипломатами в странах Востока, участниками научных экспедиций и др.), путём дарений личных собраний. В А. м. работали X. Д. Френ (первый директор), Б. А. Дорн, С. Ф. Ольденбург, В. В. Бартольд, И. Ю. Крачковский, В. М. Алексеев и др. В его фондах в 1926 хранилось свыше 200 тыс. томов книг, журналов, инкунабул, ксилографов, рукописей. В 1930 в Ленинграде на базе А. м. и нескольких других востоковедческих учреждений основан институт востоковедения АН СССР (с 1950 в Москве, в Ленинграде имеет отделение). Помещался в главном здании АН (Университетская набережная, 5).

Академии наук СССР архив

Ленинградское отделение (Университетская набережная, 1), первый научный архив в России. Возник в 1728 как хранилище документов Конференции (впоследствии Общего собрания) членов АН и Канцелярии Конференции АН; кроме того, архив содержал личные фонды учёных. До конца XIX в. сдача дел в архив и их упорядочение велись нерегулярно, материалы размещались в различных помещениях здания АН (Университетская набережная, 5). С 1907 по инициативе непременного секретаря АН С. Ф. Ольденбурга упорядочено описание документов, в 1912 учреждена должность заведующего архивом. После Октябрьской революции документы архива вошли в состав Единого государственного архивного фонда. Архив стал общеакадемическим; с 1927 разместился в отдельном здании. В 1963 дирекция архива переведена в Москву, в Ленинграде осталось отделение. В 1990 в архиве 750 фондов, около 500 тыс. дел. Включает документы по истории АН и истории отечественной науки: протоколы собраний АН, фонды академических учреждений - Кунсткамеры, Ботанического сада, Астрономической обсерватории, Академической типографии, химической лаборатории, а также академических музеев - Геологического, Зоологического, Минералогического; комиссий - Археографической, Византийской, по истории знаний, материалы академических экспедиций. В архиве собраны рукописи М. В. Ломоносова, содержится фонд Российской академии (1783-1841). Значительное место занимают материалы по истории Петербурга - Ленинграда. Ценная информация содержится в фондах академических палат (рисовальной, гравировальной, инструментальной, переплётной и др.), например виды Петербурга, гравированные по рисункам М. И. Махаева, памятник середины XVIII в. - рукописная книга «Описание Санктпетербурга», которая состоит из 2 сочинений («Кратчайшее синопсическое описание Санктпетербурга» А. И. Богданова и «Описательная похвала Санкт-петербургу» Г. Бужинского). В документах советского времени отразилось развитие сети научных учреждений в Ленинграде, имеются материалы о деятельности академиков В. И. Вернадского, А. П. Карпинского, В. А. Стеклова, Ольденбурга, Н. И. Вавилова, А. Ф. Иоффе и др. Архив регулярно публикует сборники документов по различной тематике, а также издание «Архив Академии наук СССР. Обозрение архивных материалов» (тома 1-8, 1933- 86-).

Академии художеств СССР архив

Научно-библиографический (3 я линия Васильевского острова, 2а), основан в 1947 на базе архива Всероссийской АХ при её реорганизации в АХ СССР. В 1990 в архиве около 60 фондов, свыше 72 тыс. дел. Включает документы Всероссийской АХ, Президиума АХ СССР, НИИ теории и истории изобразительных искусств, Научно-исследовательского музея АХ, Научной библиотеки ИЖСА, Средней художественной школы имени Б. В. Иогансона, Управления мастерских и лабораторий, Хозяйственного управления АХ, а также 47 личных фондов, в том числе фонды художников, мемориальные музеи которых находятся в ведении АХ (И. Е. Репина, И. И. Бродского, С. Т. Конёнкова, а также Кружка памяти П. П. Чистякова) ; фонды художников А. П. Рябушкина, братьев Н. Г. и Г. Г. Чернецовых, И. И. Шишкина, В. В. Беляева, Д. Н. Кардовского, А. И. Сегала, П. А. Шиллинговского и др., скульпторов М. А. Керзина, И. В. Крестовского, В. В. Лишева, В. Б. Пинчука, архитекторов А. Е. Белогруда, С. В. Беляева, Л. Н. Бенуа, Г. И. Котова, М. Т. Преображенского и др., историков-искусствоведов Г. Г. Гримма, А. Г. Прокопе-Вальтер, Н. Д. Флиттнер и др. В состав архива входит Научно-справочный архив фоторепродукций (создан в 1965; содержит свыше 150 тыс. снимков-негативов). Начало его коллекции положил фонд негативов фотолаборатории АХ и её московского филиала, а также коллекция негативов основателя и художественного руководителя лаборатории С. Г. Гасилова.

В фонде содержатся снимки памятников монументальной скульптуры Ленинграда, зданий, улиц и площадей города, а также произведения членов АХ, русских, советских и зарубежных художников, их фотопортреты и др.

Академическая

Станция метро Кировско-Выборгской линии. Открыта 31 декабря 1975. Архитекторы А. С. Гецкин, В. П. Шувалова, В. Г. Хильченко. Расположена на перекрёстке проспектов Гражданского и Науки. Колонны и арки перронного зала отделаны штампованными профилями из нержавеющей стали. Стены облицованы белым мрамором.

Академическая гимназия

Первая в России государственная светская средняя общеобразовательная школа в 1726-1805. Открыта для подготовки молодёжи к поступлению в Академический университет. Имела 2 отделения: немецкие (3 года) и латинские (2 года) классы. Основные дисциплины: латынь, греческий, немецкий, французский языки, словесность; преподавались также история, география, математика, естествознание, рисование. В 1747 основным языком обучения стал русский, изменилась структура предметов. В 1758-65 А. г. возглавлял М. В. Ломоносов; он составил «Регламент» её учебно-воспитательной работы (1759), учредил ежегодные экзамены, обновил состав учебников (грамматика, риторика, физика и история России). В 1766 в А. г. были основаны классы для малолетних (план И. И. Бецкого), в 1770 в старших классах введена неполная университетская программа. После упразднения А. г. её ученики (50 человек) переведены в Петербургскую гимназию. Среди воспитанников - академики И. И. Лепёхин, Н. Я. Озерецковский, В. М. Севергин и др. Размещалась вместе с Академическим университетом на Троицком подворье (угол 5 й линии Васильевского Острова. и набережная Большой Невы), с 1765 в доме барона Строганова на Тучковой набережной (дом не сохранился).

Академическая типография

Академическая типография (ныне 1 я типография издательства «Наука») (Большой проспект Васильевского острова, 28), одно из старейших полиграфических предприятий Ленинграда. Основана в 1724, начала работать в 1727. Первоначально размещалась в бывшем дворце царицы Прасковьи Фёдоровны (на месте современного дома 1 по Университетской набережной), с 1825-26 по современному адресу. В XVIII в. крупнейшая типография России, печатала труды членов Петербургской АН, переводы, учебники, календари, правительственные документы, старейшую русскую газету «С. Петербургские ведомости» (с 1728) и др., В XIX - начале XX вв. - главным образом научную литературу. Уже к середине XIX в. А. т. обладала уникальным набором шрифтов (в том числе восточных и древних алфавитов), позволявшим выполнять самые сложные полиграфические работы. В 1730 х гг. А. т. освоила печатание нот. В 1753 (к 50 летию основания Петербурга) в А. т. отпечатан альбом «План столичного города Санкт-Петербурга» с картой и 12 видами города (трижды переиздан). В 1758 часть оборудования А. т. передана в так называемую Новозаведённую типографию (помещалась в доме 2/1 по 7 й линии Васильевского острова.). После переезда АН СССР в Москву (1934) А. т. выполняет главным образом заказы Ленинградского отделения издательства «Наука». В А. т. осуществлены факсимильные переиздания «Полярной звезды», «Колокола» и других изданий А. И. Герцена и Н. П. Огарёва, отпечатаны «Очерки истории Ленинграда» в 7 томах и многие другие издания. Награждена орденом. Трудового Красного Знамени (1978).

Здание А. т. сооружено в 1808-10 (архитектор А. А. Михайлов?), в 1959-64 к нему пристроен новый производственный корпус (во дворе).

Академический университет

Первое в России светское высшее учебное заведение. Основан в 1724 Петром I в составе АН. Начавшиеся в 1726 занятия велись нерегулярно. Содержание образования определялось научными интересами читавших лекции академиков. Сохранились учебные планы (с 1726) и списки студентов (1726-33). Первое время студентов было немного, большинство - иностранцы, среди русских - В. Адодуров, И. Магницкий и др. Позже в А. у. стали переводить лучших учеников из московской Славяно-греко-латинской академии и других духовных учебных заведений. Руководство АН игнорировало нужды университета; из-за недостаточного контингента слушателей лекции читались с перерывами и фактически прервались в 1732-38. Новый устав АН (1747) провозгласил самостоятельность А. у. В период ректорства С. П. Крашенинникова (1750-55) были организованы регулярные занятия, введены экзамены, укреплены связи с Академической гимназией. Лучшие студенты переводились по окончании университета в адъюнкты АН, получали степень магистра; для поощрения студентов было установлено 30 стипендий. В 1758-65 А. у. возглавлял М. В. Ломоносов (преподавал с 1742). Его деятельность способствовала совершенствованию и регулярной публикации учебных планов, улучшению преподавания. Попытки Ломоносова преобразовать А. у. в полноправный Петербургский университет не встретили сочувствия в правительственных кругах. После смерти Ломоносова А. у. пришёл в упадок. Во второй половине XVIII в. его функции частично выполняла Академическая гимназия (до 1805). Среди выпускников - А. А. Барсов, М. Е. Головин, В. Ф. Зуев, Крашенинников, И. И. Лепёхин. Некоторые ленинградские историки считают А. у. предшественником Петербургского университета. Размещался вместе с Академической гимназией на Троицком подворье (угол 5 й линии Васильевского острова и набережной Большой Невы), с 1765 - в доме барона Строганова на Тучковой набережной (дом не сохранился).

Следующая страница