Энциклопедический справочник "Латинская Америка"
Наука и культура. Литература

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Наука и культура. Литература

Наука и культура. Литература

Развивается главным образом на испанском, португальском, французском и английском языках (об англоязычной литературе стран Карибского бассейна см. Вест-Индская литература и разделы Литература в статьях о соответствующих странах Латинской Америки). В ряде районов литература включает фольклор и письменную литературу на языках коренного индейского населения (кечуа, аймара, гуарани, науатль). Сходство исторических судеб стран Латинской Америки, общие истоки романской культуры (в большинстве стран - испанской, в Бразилии - португальской, на Гаити - французской), некоторые общие черты социального строя (в ряде стран пережитки феодализма, экономическая отсталость и зависимость от империалистических государств) обусловили известную общность латиноамериканских литератур. Вместе с тем по мере формирования латиноамериканских наций стала возникать и усиливаться тенденция к их культурной и литературной дифференциации. Национальные (или региональные) особенности литератур Латинской Америки обусловлены разными факторами: историко-экономическим (разные сроки европейской колонизации, разные уровни экономического развития), этническим (разные фольклорные и языковые влияния: в Мексике, Центральной Америке и андских странах - индейское, в антильских странах и Бразилии - негритянское; в странах Ла-Платы - европейских народов и т. д.), географическим (разница природных условий и географического положения стран) и др.

Национальные литературы Латинской Америки прошли некоторые общие этапы развития, которые характеризуются параллельной по отношению к Европе сменой течений и школ, нередко происходившей с известным запозданием (в XIX в. большим, в XX в. меньшим) в зависимости от эпохи и страны. Однако одноимённые латиноамериканские течения и школы не тождественны европейским по содержанию, преобладающим мотивам и своей роли в формировании национальных литератур. В отличие от Европы, где многие течения и школы отчётливо дифференцировались и сменялись на протяжении длит, времени, в странах Латинской Америки их смена происходила менее чётко; они как бы накладывались друг на друга, сосуществовали, переплетаясь в творчестве одного и того же автора и взаимовлияя в пределах целых периодов. По сравнению с Европой слияние письменной литературы с местным фольклором началось значительно позднее (см. Фольклор в Латинской Америке). Фольклор гаучо начал проникать в литературу с конца XVIII - начала XIX вв., когда в Латинской Америке развернулась борьба за независимость, индейский фольклор - в основном во второй половине XIX в., негритянский - наиболее широко в 20-е гг. XX в.

От доколониального времени (до конца XV - начала XVI вв.) сохранились легенды, сказки древних племён и литературные памятники: ацтекские мифы и стихи, анонимные произведения культуры майя-киче (сакральный эпос «Пополь-Вух», жреческие книги «Чилам-Балам», драма «Рабиналь-Ачи»), инкские мифы, легенды и гимны, драма на языке кечуа «Апу-Ольянтай» и др. Индейский фольклор с его религиозными, мифологическими представлениями и символикой продолжает оказывать влияние на современный литературный процесс в Мексике, Гватемале, Перу, Эквадоре, Боливии, Бразилии.

Колониальный период (в конце XV - начале XVI вв. - первой четверти XIX в.) характеризуется процессом первоначального взаимопроникновения европейской (в основном испанской) культуры и культуры высокоразвитых цивилизаций майя, ацтеков и инков. С конца колониального периода развивается фольклор американских негров-рабов, насильственно вывезенных из Африки. До изгнания колонизаторов книжная (испанская и португальская) и фольклорная (индейская и негритянская) традиции существовали раздельно, почти не влияя друг на друга. В литературе колоний господствовал дух испанизма и католицизма. Наиболее распространённый жанр в XVI в. - так называемые хроники, где участники конкисты (чаще всего в прозе) описывали события, связанные с завоеванием Нового Света, природу и обычаи индейцев: Б. Диас дель Кастильо, Б. де Лас Касас (Мексика), Гарсиласо де ла Вега (Перу), А. Эрсилья, Ж. ди Аншиета (Бразилия) и др. В XVII в. в поэзии распространился стиль гонгоризм, с которым в значительной степени связано творчество Хуаны Инес де ла Крус, Б. де Вальбуэны (Мексика) и др. В литературе XVIII в. заметно подражание европейскому классицизму, усиление французского влияния.

Борьба за независимость дала толчок развитию жанров, связанных с политическими требованиями эпохи: ораторское искусство, журналистика, революционная поэзия и песня. Вместе с тем она способствовала утверждению самобытности и в литературе освобождавшихся от колониального гнёта колоний, формировавшейся в тот период в русле просветительского классицизма. В 1816 начал публиковаться первый в Латинской Америке роман «Перикильо Сарньенто» мексиканского писателя Х. Х. Фернандеса де Лисарди, отразивший влияние просветительских тенденций. Завоевание независимости на большей части территории Латинской Америки в конце XVIII - первой четверти XIX вв. способствовало сближению литературной традиции с местными фольклорными источниками. Война за независимость выдвинула плеяду выдающихся креольских поэтов-неоклассицистов - венесуэльца А. Бельо, эквадорца Х. Х. Ольмедо, кубинца X. М. Эредию, творчество которых оказало значительное влияние и на развитие романтической поэзии. С народной литературной традицией, с изображением национальной действительности связана поэзия Б. Идальго - родоначальника так называемой литературы гаучо в странах Ла-Платы, М. Мельгара (Перу), развивавшего традиции индейского фольклора.

Литература XIX в. отразила повсеместную борьбу между либералами, представлявшими креольскую буржуазию, и консерваторами - поборниками старых, колониальных порядков. Каудильизм. засилье католической церкви, социальная неустроенность породили обильную литературу протеста, ведущим направлением в которой до конца XIX в. был романтизм. Родоначальник романтической школы в Латинской Америке - аргентинский мыслитель и писатель Э. Эчеверрия. В прозе аргентинский романтизм, самый яркий на континенте, представлен просветителем, учёным и педагогом Д. Ф. Сармьенто. X. Мармолем и др. В русле романтизма развивалось творчество многих талантливых прозаиков, поэтов и эссеистов, среди которых колумбиец X. Исааке, эквадорец X. Монтальво, перуанцы М. Гонсалес Прада и Р. Пальма, уругваец X. Соррилья де Сан-Мартин, кубинка X. Гомес де Авельянеда и др. В романтической литературе Латинской Америки преобладали публицистические жанры, пафос исторического момента, тираноборческие, гражданские и патриотические мотивы.

С середины XIX в., почти одновременно с романтизмом, часто тесно переплетаясь с ним, появилось течение, ставившее основной задачей изображение народного быта отдельных стран в их неповторимом национальном своеобразии (см. Костумбризм). Став провозвестником реализма, это течение особенно распространилось в Чили, Аргентине, Колумбии и Мексике (Х. Х. Вальехо, Т. Карраскилья, М. Пайно и др.). Одно из первых произведений реалистической прозы - новелла «Бойня» Эчеверрии. Со второй половины XIX в. реалистические тенденции проявились во всех жанрах. В романе писателя А. Блеет Ганы «Мартин Ривас» (1862) они уже вытесняют романтические и костумбристские традиции. Яркое выражение реализм нашёл в поэме аргентинца X. Р. Эрнандеса «Мартин Фьерро» (ч. 1, 1872, ч. 2, 1879). Как течение он раньше и ярче всего проявился в Аргентине и Уругвае, которые более чем другие страны были открыты для европейских и мировых влияний. С последней четверти XIX в. стал развиваться натурализм, остающийся одной из специфических черт латиноамериканских литератур. Его последовательными приверженцами были Э. Камбасерес (Аргентина), X де Виана (Уругвай), Ф. Гамбоа (Мексика), К. Ловейра (Куба), Э. Инглес ди Соза (Бразилия) и др.

Рост с конца XIX в. экспансионизма со стороны империалистических кругов США способствовал распространению среди писателей и публицистов Латинской Америки идей континентальной солидарности. Одним из первых опасность империализма США для развития Латинской Америки увидел кубинец Х. Х. Марти. В этот период получил развитие жанр эссе, сочетавший научный анализ действительности с художественным и характеризовавшийся ярко выраженной антиимпериалистической направленностью. Большой вклад в эссеистику внёс уругвайский писатель и философ-гуманист X. Э. Родо, выступавший против приоритета североамериканской культуры и преклонения перед экономической мощью США («Ариель», 1900).

В конце XIX в. появился модернизм, достигший расцвета в 1888-1910, - течение (преимущественно в поэзии), в котором отразились, с одной стороны, подчёркнутый индивидуализм, разочарование в буржуазной цивилизации, с другой - стремление к самобытности в форме и содержании. Глава модернистской поэзии - Р. Дарио (Никарагуа), обогативший испаноязычную поэзию новыми художественными средствами. Латиноамериканские поэты-модернисты заимствовали многие мотивы и художественные приёмы прежде всего у французских «парнасцев» и символистов, однако черты декаданса не превалировали в латиноамериканском модернизме (в отличие от западноевропейского). Если представители раннего модернизма X. дель Касаль (Куба), X. А. Сильва, Г. Валенсия (Колумбия), Р. Хаймес Фрейре (Боливия), М. Гутьеррес Нахера, А. Нерво (Мексика) главным образом проповедовали уход от действительности в мир, созданный их фантазией, то в период зрелого модернизма для крупных поэтов-модернистов более характерен интерес к национальным проблемам. В их произведениях уже отчётливо звучат патриотические, гражданские мотивы. С антиимпериалистическими и антивоенными произведениями выступил Дарио (стихотворение «К Рузвельту», 1905, «Мир», 1915). Для творчества Л. Лугонеса (Аргентина), X. С. Чокано (Перу), М. Бандейры (Бразилия) характерны латиноамериканская тематика, обращение к национальной истории и фольклору.

В прозе на рубеже XIX-XX вв. влияние модернизма было менее значительным; модернистская проза не достигла тех высот, что в поэзии. Наиболее типичные представители модернистской прозы - М. Диас Родригес (Венесуэла), X. М. Варгас Вила (Колумбия), Э. Ларрета (Аргентина), А. Д’Альмар (Чили). Их героям свойственны крайний индивидуализм, эстетство, психическая надломленность.

Важным фактором, оказавшим большое воздействие на латиноамериканскую литературу, явился начавшийся под влиянием Октябрьской революции в России подъём рабочего и национально-освободительного движения. Выдающимися идеологами новой эпохи были первые философы и писатели, постигшие идеи марксизма-ленинизма, - аргентинцы X. Инхеньерос и А. Н. Понсе, кубинец X. М. Мелья и особенно перуанец X. К. Мариатеги, в сочинении которого «Семь очерков истолкования перуанской действительности» (1928) видное место занимает марксистский анализ литературы. Мариатеги являлся редактором литературно-политического журнала «Амаута» («Amauta», 1926-30), который был трибуной национальной культуры.

В 20-30-е гг. главным в литературе стало социально-критическое направление. Мексиканский философ, писатель и политический деятель X. Васконселос, аргентинский социолог и писатель М. М. Угарте, писатели Р. Бланке Фомбона (Венесуэла), Ф. Гарсия Кальдерой (Перу) и др. обличали политическую, экономическую и культурную экспансию США. В поэзии в этот период получил развитие так называемый постмодернизм, который явился идейной и эстетической реакцией на модернизм и значительной вехой реалистической поэзии. Для постмодернистов характерны отход от формализма и экзотики, насыщенный лиризм, простота языка, что свидетельствовало о возрастании интереса к национальной действительности. Постмодернизм распространился начиная ещё с 10-х гг. XX в. в странах Ла-Платы (Э. Карриего, Б. Фернандес Морено), в Перу (А. Вальделомар), Мексике (Р. Лопес Веларде, Э. Гонсалес Мартинес), Чили (Габриела Мистраль). В 20-е гг. в поэзии почти одновременно с постмодернизмом появился авангардизм, характерной чертой которого было увлечение формальным новаторством. Обусловленный стихийно-революционными настроениями интеллигенции и молодёжи и тягой к обновлению, он проявился прежде всего в Аргентине (в форме так называемого ультраизма - X. Л. Борхес), Чили (в форме креасьонизма - В. Уйдобро), Мексике (в форме эстридентизма - М. Маплес Арсе). В начале 30-х гг. авангардизм обнаружил признаки кризиса, многие его сторонники постепенно перешли на позиции реализма.

Обострение социальных противоречий способствовало быстрому изживанию модернизма и усилению реалистических тенденций в прозе. Борьба крестьян за землю и проведение аграрной реформы породили обильную социальную прозу. В Мексике, пережившей буржуазно-демократическую революцию 1910-17, появился так называемый роман мексиканской революции (М. Асуэла, М. Л. Гусман, Р. Ф. Муньос и др.) - художественное направление, ведущее начало от романа Асуэлы «Те, кто внизу» (1916). В Аргентине и Уругвае получила дальнейшее развитие так называемая литература гаучо, зародившаяся ещё в XIX в. и отразившая жизнь скотоводческого населения пампы. Аргентинцы Б. Линч. Р. Гуиральдес, уругвайцы К. Рейлес, Э. Аморим и др. реалистически показали процесс капитализации скотоводческого хозяйства.

Дальнейшее развитие капитализма, сопровождавшееся ростом крупных индустриальных центров и промышленных районов многих стран Латинской Америки, вело к обострению социальной борьбы и способствовало появлению в литературе новых тем, неизвестных в XIX в. Противоречия капиталистического города - в центре романов аргентинца М. Гальвеса, бразильцев А. Э. ди Лимы Баррету, Э. Верисиму, чилийцев М. Рохаса, X. Эдвардса Бельо и Э. Барриоса. Многие их романы содержат натуралистические и психологические черты. Однако наиболее ярко социальные противоречия города отразились в «пролетарском» (или «шахтёрском») романе и рассказе, часто тяготеющих к литературе социалистического реализма. Главный герой их - нещадно эксплуатируемый и борющийся за свои права рабочий класс. Это особенно характерно для литературы Чили (Б. Лильо, Д. Муньос, А. Гарафулик, Н. Гусман), Аргентины (А. Юнке, Э. Кастельнуово и др.; Мексики (X. Мансисидор).

Существование обширных тропических зон, не освоенных человеком, наложило отпечаток на художественную литературу Латинской Америки. Противоборство человека и природы, уже не столь характерное для Европы, определило жизнь периферийных районов Бразилии, Колумбии, Венесуэлы, Перу, Эквадора и других стран, способствуя появлению так называемой литературы зелёного ада (или «тропической» литературы), нашедшей наиболее яркое выражение в романах и рассказах X. Э. Риверы (Колумбия), О. Кироги (Уругвай), Р. Гальегоса (Венесуэла). Роман Риверы «Пучина» (1924) о гибели тысяч батраков-пеонов стал первым произведением, в котором понятие «зелёного ада» обрело отчётливый социально-политический смысл.

Расцвет реалистической поэзии и прозы в 30-е гг. связан с приобщением трудящихся к общественной и культурной жизни, стремлением передовой интеллигенции создать самобытную национальную культуру, широко используя индейское наследие, негритянский и испанский фольклор. На большей части территории андских стран, в Мексике и Центральной Америке это вылилось в возникшее ещё в середине XIX в. движение - индеанизм, с особой яркостью проявившееся в художественной литературе. Обострение аграрных противоречий и судьба эксплуатируемого коренного населения отразились прежде всего в индеанистском романе и рассказе, содержащих резкую критику феод, пережитков в деревне, а нередко и призывы к вооруженной борьбе. Из прозаиков-индеанистов особенно известны А. Аргедас (Боливия), X. Икаса (Эквадор), С. Алегрия и X. М. Аргедас (Перу), Г. Лопес-и-Фуэнтес и М. Магдалено (Мексика). С индеанистской литературой в андских странах тесно переплетается так называемая пролетарская литература, образцом которой явился роман С. Вальехо «Вольфрам» (1931).

В антильских странах, Бразилии, некоторых районах Колумбии и Венесуэлы эквивалентом индеанизма стал так называемый афроамериканизм (негризм).

Процесс усиления народно-фольклорных начал прослеживается в творчестве поэтов С. Вальехо (Перу) и П. Неруды (Чили), воплотивших во многих своих произведениях индейское мироощущение, а также Н. Гильена (Куба) и Ж. ди Лимы (Бразилия), связавших свою поэзию с народной поэзией американских негров и мулатов. Вальехо в сборниках стихов «Чёрные герольды» (1918) и «Трильсе» (1923) передал особенности мировосприятия трудящегося-индейца, а позже и жизнеутверждающие идеи пролетарского интернационализма («Человеческие стихи», 1939). Поэзия Неруды начиная со второй половины 30-х гг. наполняется гражданскими и патриотическими мотивами, любовью к родине и чувством солидарности с миром социализма («Испания в сердце», 1937; «Песнь любви Сталинграду», 1942-43; «Всеобщая песнь», 1950, и др.). Гильен в своих стихах использовал ритмику и образы негритянского народного сона («Мотивы сона», 1930; «Сонгоро Косонго», 1931). В 30-е гг. поэзия Гильена приобрела отчётливо выраженные социально-критические черты («Вест-Индская компания», «Песни для солдат и соны для туристов»); в его творчестве 40-60-х гг. интернациональное мироощущение сочетается с конкретно-национальным. Лима, один из наиболее крупных представителей афроамериканской поэзии, стремился раскрыть особенности бразильского национального характера, воспроизвести народный крестьянский быт и поверья, формы негритянского фольклора. На Кубе, в Венесуэле, Колумбии и особенно в Бразилии также получила большое распространение социально-критическая проза, посвящённая сельской тематике. В качестве главного персонажа здесь часто выступают негр и мулат. В 20-30-х гг. в Бразилии выделяется группа писателей-реалистов, именуемая «северо-восточной школой», - Г. Рамус. Ж. Амаду, Ж. Лине ду Регу и др. Темы их произведений - стихийные крестьянские движения, засуха и голод, характерные для северо-восточной Бразилии, упадок плантаторской аристократии, политическое прозрение сельского пролетариата. В творчестве писателей этой группы (главным образом у Амаду) большое место занимают афробразильские фольклорные элементы.

Американская экспансия против народов Латинской Америки нашла отражение прежде всего в литературе стран Центральной Америки. Антиимпериалистическим пафосом проникнуты романы и повести Э. Роблето (Никарагуа), К. Л. Фальяса (Коста-Рика), рассказы Л. Ф. Родригеса (Куба) и др. Крупнейший представитель антиимпериалистической прозы Латинской Америки XX в. - М. А. Астуриас (Гватемала), показавший в своих романах и рассказах борьбу латиноамериканских народов против банановых монополий и местных диктатур. Он же стал одним из зачинателей литературы так называемого магического реализма, представители которого А. Карпентьер (Куба), позднее А. Роа Бастос (Парагвай), Ж. С. Алексис (Гаити) и др. изображают жизнь, как бы преломляя её через призму мировосприятия индейцев (или негров), во многом сохраняющих мифологические, пантеистические представления. В творчестве сторонников «магического реализма» значительное место занимают созданные их фантазией мифологизированные картины латиноамериканской и национальной действительности.

Конец 40-х - начало 50-х гг. - своеобразный рубеж в истории латиноамериканских художественных литератур. История, победа советского народа над фашизмом во 2-й мировой войне, обострение общего кризиса капитализма, продолжавшийся распад колониальной системы империализма, укрепление мирового социалистического лагеря способствовали усилению прогрессивных тенденций в литературах Латинской Америки. Развитие реализма с начала 50-х гг. идёт по пути освоения новых тем, новых явлений действительности. Традиционный роман о земле с его конкретно-географическим и конкретно-социологическим пафосом, этнографической живописностью и склонностью к отражению чисто внешних явлений постепенно утрачивает своё значение. В прозе начинают доминировать урбанистические темы, раздвигаются границы повествования, усиливается интерес писателей к раскрытию индивидуальной психологии героев и стремление тематически и стилистически связывать своё творчество с мировым литературным процессом.

С конца 50-х гг. бурный расцвет переживает литература Вест-Индии. Резко направленная против колониализма, она разрушила проповедовавшийся эксплуататорами миф о классовой и расовой гармонии народов в колониальных владениях. Большой вклад в развитие литературы Карибского басе, внесли прогрессивные писатели Гаити Ж. Румен и Ж. С. Алексис. Ныне литература независимых карибских стран обращается к проблемам своего национального развития.

В прозе с 50-х гг. продолжают творчески осваиваться новые литературно-художественные формы познания и отражения действительности: интроспекция и ретроспекция, «поток сознания», «монтаж» временных планов, «магия» звучащего слова, использование фантастико-мифологических образов и т. д. Вслед за М. А. Астуриасом (роман «Сеньор Президент», 1946), положившим начало обновительным процессам в литературе, сохраняющей социально-критическую остроту, в 50-60-е гг. выступила группа писателей-новаторов. Они заложили основы нового латиноамериканского романа, который развивается в целом в русле социальной прозы: в Мексике - А. Яньес, X. Рульфо, К. Фуэнтес и др.; в Парагвае - А. Роа Бастос; в Бразилии - Ж. Гимарайнс Роза; в Перу - М. Варгас Льоса; в Аргентине - X. Кортасар; в Колумбии - Г. Гарсия Маркес; на Кубе - А. Карпентьер и др. Значительное место в латиноамериканской литературе 60-70-х гг. заняли произведения революционной прозы, в которых ярко проявились новаторские черты: эпический размах и глубокое проникновение во внутренний мир человека. Среди представителей этого направления - М. Отеро Сильва, X. В. Абреу (Венесуэла), Р. Прада Оропеса (Боливия), М. Скорса (Перу), X. Мурильо (Аргентина) и др. В поэзии 50-70-х гг., преодолевшей формалистические и декадентские влияния, выделяются поэты: Р. Гонсалес Туньон (Аргентина), Г. Валькарсель (Перу), Э. Ромеро (Парагвай), Р. Фернандес Ретамар (Куба), Э. Карденаль (Никарагуа). Как поэт особого интеллектуального склада, тяготеющий к философ, поэзии, предстаёт О. Пас (Мексика).

Большой вклад в развитие прогрессивной литературы Латинской Америки в 60-70-е гг. внесли писатели-коммунисты А. Варела (Аргентина), Ж. Амаду (Бразилия), Э. Аморим (Уругвай), В. Тейтельбойм (Чили), Р. Амая Амадор (Гондурас), Э. Хиль Хильберт (Эквадор) и др., публицисты Б. Санин Кано и Х. Саламеа (Колумбия).

Особое место среди литературы Латинской Америки занимает литература социалистической Кубы, реалистически рисующая успехи и трудности социалистического строительства. Кубинская революция оказала огромное влияние на литературный процесс всей Латинской Америки, внесла новую тематику в кубинскую литературу, ориентировала прозаиков и поэтов на создание произведений социалистического реализма, на поиски новых форм и их совершенствование на принципах марксистской эстетики. Плодотворна деятельность крупнейших писателей Кубы Н. Гильена и А. Карпентьера. В авангарде современной кубинской литературы - крупнейшие поэты Ф. Хамис, Р. Фернандес Ретамар, Э. Диего, прозаики X. Солер Пуиг, Э. Десноэс, Л. Отеро Гонсалес и др.

О конкретном своеобразии отдельных национальных литератур Латинской Америки см. раздел Литература в статьях о странах.

Литература:

Кутейщикова В. Н., Роман Латинской Америки в XX веке, М., 1964;

её же, Мексиканский роман, М., 1971;

Кутейщикова В., Осповат Л., Новый латиноамериканский роман, М., 1976;

Тертерян И., Бразильский роман XX века, М., 1965;

Формирование национальных литератур Латинской Америки, М., 1970;

Мамонтов С. П., Испаноязычная литература стран Латинской Америки в XX веке, М., 1972;

Художественное своеобразие литератур Латинской Америки, М., 1976;

Торрес-Риосеко А., Большая латиноамериканская литература, пер. с исп., М., 1972;

Sánchez L. A., Nueva historia de la literatura americana, B. Aires, 1950;

Zum Felde A., Indice crítico de la literatura hispanoamericana, v. 1-2, Méx., 1954-59;

Hamilton C., Historia de la literatura hispanoamericana, v.1-2, N. Y., 1960-61;

Valbuena Briones A., Literatura hispanoamericana, Barcelona, 1962;

Anderson Imbert E., Historia de la literatura hispanoamericana, v. 1-2, Méx.-В. Aires, 1967;

Harss L., Los nuestros, B. Aires, 1969;

Henríquez Ureña P, Las corrientes literarias en la América hispanoamericana, La Hab., 1971;

América Latina en su literatura, 2 ed., Méx., 1974;

Leguizamón J. A., Bibliografía general de la literatura hispanoamericana, B. Aires, 1954.

С. П. Мамонтов.

В начало энциклопедии