Энциклопедический справочник "Латинская Америка"
Статьи на букву "Г" (часть 3, "ГЕЯ"-"ГОН")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Г" (часть 3, "ГЕЯ"-"ГОН")

Гея—Бюно-Варильи договор 1903

Ге́я—Бюно́-Вари́льи догово́р 1903, Хея—Бюно-Варильи договор 1903, см. в статье Американо-панамские договоры 1903, 1936, 1955.

Гея—Паунсфота договор 1901

Ге́я—Па́унсфота догово́р 1901, см. Хея—Паунсфота договор 1901.

Гея—Эррана договор 1903

Ге́я—Эрра́на догово́р 1903, см. Хея—Эррана договор 1903.

Гидо Альфредо

Ги́до Альфредо (Guido) (1892—1967), аргентинский живописец и график. Учился в Национальной школе изящных искусств в Буэнос-Айресе (1912—15). В 1932—55 руководил Высшей школой изящных искусств в Буэнос-Айресе. Мастер декоративной стенной живописи (росписи и керамика на станциях метрополитена в Буэнос-Айресе). Иллюстратор произведений аргентинских писателей-классиков X. Р. Эрнандеса, Д. Ф. Сармьенто, Л. Лугонеса и др.; автор фресок и станковых полотен, посвящённых жизни аргентинского народа и истории Аргентины (фреска «Битва при Касерос» в муниципалитете провинции Буэнос-Айрес, 1939). Золотая медаль Всемирной выставки в Париже (1937).

Гилея

Горная гилея на внешних склонах Восточной Кордильеры Колумбийских Анд.

Северо-Западные Анды.

Горная гилея на внешних склонах Восточной Кордильеры Колумбийских Анд.

гиле́я (от греч. hýle — лес), влажный экваториальный лес, влажный тропический лес, тропический дождевой лес, бразильская сельва, класс растительных формаций с непрерывной вегетацией в течение года, приуроченный к экваториальному (в основном), субэкваториальным поясам и влажным тропикам. Г. занимают в Латинской Америки почти всю Амазонскую низменность, большую часть Гвианского и Северного Бразильского плоскогорий, значительную часть полуострова Юкатан и невысокие места побережий Карибского моря и Мексиканского залива, а также влажные склоны Северных и Перуанских Анд (горная Г.). Г. подразделяется на затопляемую (более или менее длительное время заливаемую водами крупных рек) и незатопляемую. Среди затопляемой Г. выделяют обеднённую по составу — игапо и более богатую — варзеа. Незатопляемая Г. (терра фирме, или этэ) богаче видами, особенно эндемичными.

Число видов деревьев в Г. достигает нескольких сотен, число видов трав — немногих десятков на 1 га. Кустарники редки. Деревья образуют несколько (не менее 3, часто до 5) ярусов, между которыми обычно трудно провести границы. Весьма обильны эпифиты. Среди последних для Г. Центральной и Южной Америки особенно характерны бромелиевые эпифиты, «с цистернами», в которых нередко возникают своеобразные «сообщества» животных и растений. Имеются лианы, лазающие при помощи корней, цепляющиеся и вьющиеся. Встречаются деревья-душители (например, фикусы), начинающие развитие в качестве эпифитов на каком-либо дереве, а затем удушающие его своими уплощающимися и сливающимися друг с другом корнями. В отличие от Г. Восточного полушария, в Г. Латинской Америки очень большая роль принадлежит пальмам, входящим в состав древостоя. Здесь широко распространены также бобовые, миртовые, лавровые, рутовые, мелиевые и др. Наиболее высокие деревья достигают 40—45 м; многие из них имеют досковидные корни, создающие дополнительную опору для стволов. Широко развита каулифлория (образование цветков и плодов непосредственно на стволах деревьев, как, например, у дерева какао), что связано, видимо, с участием муравьев в опылении этих цветков.

Животный мир Г. богат и разнообразен. Много лазающих по деревьям животных (обезьяны, ягуар, ленивцы, древесные дикобразы и многие другие). Из птиц интересны питающиеся плодами туканы; принимающие участие в опылении цветков колибри; гнездящиеся на деревьях представители куриных — краксы; многочисленные попугаи. Обильны змеи, в том числе и ядовитые (например, бушмейстер). Из насекомых существ, роль играют термиты, а также муравьи-листорезы и хищные. В Г. произрастают многие ценные, вошедшие в культуру растения: дерево какао, каучуконосное дерево гевея (Hevea brasiliensis) и др.

Л. Г. Воронов.

Гимарайнс Роза Жуан

Гимара́йнс Ро́за Жуан (Guimarães Rosa) (1908—1968), бразильский писатель. По образованию врач. В новеллах сборников «Сагарана» (1946), «Кордебалет» (1956), «Первые истории» (1962) и др. нашли отражение особенности бразильской народной психологии и народной речи. Роман «Тропы по большому сертану» (1956) представляет собой монолог крестьянина, рассказывающего о своей трагической жизни, о поисках справедливости и счастья.

Литература:

Em memória de J. Guimarães Rosa, Rio de J., 1968;

Mary L. D., J. Guimarães Rosa: travessia literária, Rio de J. — S. Paulo, 1968;

Brasil A., Guimarães Rosa, Rio de J., 1969.

Гиольди Орестес

Гио́льди Орестес (Ghioldi) (р. 1901), деятель рабочего и коммунистического движения Аргентины. Брат Р. Гиольди. С юношеских лет участвовал в деятельности Социалистической партии. В 1921 вступил в Коммунистическую партию Аргентины (КПА). В 1921 избран первым секретарём Федерации коммунистической молодёжи (ФКМ; основана в том же году) и находился на этом посту до её 2-го съезда (1922). В 1925—30 вновь первый секретарь ФКМ. Выступал одним из организаторов печати КПА. С 1922 член ЦК, в 1930—38 член Политбюро ЦК КПА. В 1933—34 представитель КПА при Исполкоме Коминтерна (ИККИ). На 7-м конгрессе Коминтерна (1935) избран кандидатом в члены ИККИ. В 1939—42 работал в редакции ЦО КПА. С 1963 член Исполкома и Секретариата ЦК КПА. За революционную деятельность неоднократно подвергался арестам, тюремному заключению, высылке из страны. Автор работ по вопросам аргентинского и международного рабочего и коммунистического движения. В 1976 награждён советским орденом Дружбы народов.

Сочинения:

El partido comunista tiene una misión histórica que cumplir…, B. Aires, 1964;

Algunas cuestiones de la lucha ideológica, B. Aires, 1969;

Es hora de poner fin a tanto desborde, B. Aires, 1971;

Democracia renovada o pinochetismo, B. Aires, 1976.

Глиссан Эдуар

Глисса́н Эдуар (Glissant) (р. 1928), мартиникский писатель. Пишет на французском языке Член Исполкома Африканского общества культуры и Организации антильских писателей. Испытал влияние эстетики французского сюрреализма. Автор сборника стихов «Тревожная земля» (1955), поэм «Две Индии» (1956), «Чёрная соль» (1958, русский перевод 1961), а также романов «Река Лезарда» (1958) и «Четвёртый век» (1964), в которых стремился воссоздать эпическую панораму народной жизни.

Сочинения:

Soleil de la conscience (essai), P., 1956;

Poèmes, P., [1965];

Le sang rivé, P., 1961;

L’intention poétique, P., 1969;

Malemort, P., 1975.

Литература:

Большаков В., «Четвертый век», «Современная художественная литература за рубежом», 1965, № 6.

А. С. Ковальская.

Гоацин

Гоацин с птенцами.

Гоацин с птенцами.

гоаци́н (Opisthocomus hoatzin), птица отряда куриных; единственный вид семейства гоацинов. Эндемик Латинской Америки. Распространён в бассейне Ориноко и Амазонки. Длина тела около 60 Крылья широкие, хвост длинный, на голове хохол. Оперение бурое со светлыми пестринами. Живёт на деревьях в прибрежных заболоченных лесах и мангровых зарослях. Летает плохо. Гнёзда на деревьях над водой. В кладке 2—4 яйца. Птенцы вылупляются почти голые с когтями на первом и втором пальцах крыла, что позволяет им ловко лазать по ветвям; у взрослых Г. когти отсутствуют. Питаются побегами, листьями и плодами, мелкими крабами и рыбками.

Гоацин.

Гоацин.

Говернадор-Валадарис

Говернадо́р-Валада́рис (Governador Valadares), город на юго-востоке Бразилии, в штате Минас-Жерайс. 127 тыс. жителей (1970). Порт на р. Риу-Доси. Железнодорожная станция, узел автодорог. Центр горнопромышленного района (добыча слюды и горного хрусталя, берилла). Торговый центр. Деревообрабатывающая, сахарная и др. промышленность. Г.-В. основан в 1808.

Годой Алькаяга Лусила

Годо́й Алькая́га Лусила (Godoy Alcayaga), см. Мистраль Г.

Годой-Крус

Годо́й-Кру́с (Godoy Cruz), город на западе Аргентины, в провинции Мендоса, у подножия Анд. 112 тыс. жителей (1970). Железнодорожная станция. Предприятия пищевой, текстильной, нефтеперерабатывающей промышленности. Близ Г.-К. — месторождение нефти. В районе Г.-К. — садоводство, виноградарство.

Голарктическая область

Голаркти́ческая о́бласть, наиболее обширная флористическая область суши земного шара. В пределах Латинской Америки находится южная часть лишь одной подобласти Г. о. — Североамериканской тихоокеанской, которая занимает северные районы Мексиканского нагорья и Тихоокеанского побережья Мексики. Характеризуется развитием хвойных лесов из пихты белой, сосны жёлтой и ладанной и других пород; чапараля — вечнозелёных кустарников с преобладанием дубов, толокнянки, аденостемы; пустынь и полупустынь с полынью трёхзубчатой, видами лебеды, креозотовым кустарником, сальным деревом и с примесью неотропических элементов — кактусов (цереусов, опунций), юкки и др. Среди культурных растений наряду с видами, свойственными умеренному поясу (кукуруза, сахарная свёкла, табак и др.), выращиваются субтропические и тропические (цитрусовые, сахарный тростник, ананасы, бананы и др.).

А. Г. Воронов.

Гольфо-Нуэво

Го́льфо-Нуэ́во (Golfo Nuevo), залив Атлантического океана у берегов Аргентины, омывает с юга полуостров Вальдес. Длина около 70 км, ширина у входа около 13 км, глубина до 168 м. Берега преимущественно низменные. Приливы полусуточные, величина их около 6 м. Небольшой порт Пуэрто-Мадрин.

Гольфстрим

Гольфстри́м (англ. Gulf Stream, буквально - течение залива), тёплое течение в северной части Атлантического океана. В широком смысле Г. - название мощной системы тёплых течений, простирающейся на 10 тыс. км от берегов полуострова Флорида до островов Шпицберген и Новая Земля. Собственно Г. начинается в южной части Флоридского пролива как сточное течение Мексиканского залива, при его слиянии с водами Антильского течения, и продолжается до Большой Ньюфаундлендской банки (примерно 40°с. ш. и 50°з. д.), затем пересекает Атлантический океан и в его северо-восточной части носит название Северо-Атлантического течения.

Причиной возникновения Г. является большой нагон воды пассатными ветрами через Юкатанский пролив в Мексиканский залив и существующая в результате этого значительная разность уровней между Мексиканским заливом и прилегающей частью Атлантического океана. При выходе в океан мощность течения составляет 25 млн. м3/с. (2160 км3 в сутки), после соединения с Антильским течением - 82 млн. м3/с; скорость 6-10 км/ч. Температура воды на поверхности от 24°С в феврале до 28°С в августе. Г. несёт большое количество тепла и минеральных солей и оказывает значительное влияние на гидрологические и биологические характеристики морей и отепляет климат стран Европы, прилегающих к Атлантическому океану. Течение открыто в 1513 испанским мореплавателем X. Понсе де Леоном.

Н. Г. Дубровская.

Гомес Xoce Мигель

Го́мес Xoce Мигель (Gómez) (1858—1921), кубинский государственный и военный деятель. Генерал в период национально-освободительной войны 1895—98. Член комиссии по выработке конституции 1901, один из лидеров Либеральной партии. Президент республики в 1909—13. Политика расовой дискриминации, мошенничество и коррупция в правительстве Г. вызывали недовольство ветеранов войны и другого населения.

Гомес Баэс Максимо

М. Гомес Баэс.

М. Гомес Баэс.

Го́мес Ба́эс Максимо (Gómez Báez) (1836—1905), один из руководителей национально-освободительной борьбы кубинского народа против испанского господства. Родился в Доминиканской Республике. В 1861—65 участвовал в войне за независимость Доминиканской Республики от Испании. В 1865 переехал на Кубу. С началом национально-освободительной войны 1868—78 на Кубе вступил в повстанческую армию и вскоре стал генералом. Одержал крупные победы над испанцами при Пало-Секо (1873), Наранхо (1874), Гуасимас (1874) и др. По окончании войны эмигрировал и вёл подготовку к новой борьбе против колонизаторов. В апреле 1895 высадился на Кубе (провинция Орьенте); главнокомандующий Освободительной армией в национально-освободительной войне 1895—98. После испано-американской войны 1898 и оккупации (январь 1899) Кубы США согласился на роспуск Освободительной армии, заняв фактически компромиссную позицию.

Гомес де Авельянеда Хертрудис

Х. Гомес де Авельянеда.

Х. Гомес де Авельянеда.

Го́мес де Авельяне́да Хертрудис (Gómez de Avellaneda) (1814—1873), кубинская писательница, драматург. Значительную часть жизни прожила в Испании. В 1840 поставлена первая пьеса Г. де А. «Леонсия», в 1841 опубликован лирический сборник «Стихотворения» и антирабовладельческий роман «Саб», действие которого происходит на Кубе. Автор пьес «Альфонсо Муньо» (1844), «Бальтасар» (1858), исторического романа о завоевании Мексики «Гуатимоцин — последний император Мексики» (1846) и др. Произведения Г. де А., выдержанные в духе романтизма, пользовались большой популярностью на Кубе и в Испании. В 1860 основала на Кубе литературный журнал «Альбум кубано де ло буэно и де ло бельо» («Album Cubano de lo Bueno у de lo Bello»), сыгравший значительную роль в литературной жизни страны.

Сочинения:

Sus mejores poesías, Barcelona, 1953;

Teatro, La Hab., 1965;

Poesías selectas, Barcelona, [1968].

Литература:

Ballesteros M., Vida de la Avellaneda, Madrid, 1949;

Bravo-Villasante C., Una vida romántica. La Avellaneda, Barcelona — B. Aires, 1967;

Bravo-Villasante C., Baguero J., Escarpanter J. A., G. Gómez de Avellaneda, Madrid, [1974].

С. Н. Табунов.

Гомес Кастро Лауреано Элеутерио

Го́мес Ка́стро Лауреано Элеутерио (Gómez Castro) (1889—1965), государственный и политический деятель Колумбии, лидер правого крыла Консервативной партии. По образованию инженер. С 1911 депутат Национального конгресса. В 1923—31 посол в Аргентине, в 1931—32— в Германии. Министр общественных работ (1925—26), сенатор (1931—44). С 1936 издатель консервативной газеты «Сигло» («El Siglo»). В годы 2-й мировой войны был одним из организаторов профашистской организации — Колумбийская фаланга. В 1948 министр иностранных дел. В 1950—53 президент Колумбии, установил в стране реакционную диктатуру. Занимал проимпериалистические позиции. Правительство Г. К. было единственным в Латинской Америке, пославшим войска для участия в военных действиях в Корее на стороне США. Всеобщее недовольство политикой Г. К. было использовано генералом Г. Рохасом Пинильей для совершения государственного переворота в 1953 и отстранения его от власти. До 1957 жил в Испании. В 1958—62 председатель сената Колумбии.

Гомес Педро Нель

П. Н. Гомес. «Сборщики кофе».

П. Н. Гомес.

«Сборщики кофе».

Картон для стенной росписи.

1934.

Го́мес Педро Нель, Гомес Агудело (Gómez Agudelo) (р. 1899), колумбийский архитектор, живописец и скульптор. Окончил Национальный университет Колумбии в Боготе (1922), Академию художеств во Флоренции (1925). Представитель функционализма в архитектуре (проекты Университетского городка, горной школы и жилого района в Медельине). В живописи близок к мексиканским монументалистам (в основном к Д. Ривере) гражданственностью и обобщённостью образов. Произведения: фрески на сюжеты народной жизни в ратуше (1934—39) и других общественных зданиях Медельина, картина «Похороны», портрет жены (1965).

Литература:

Флорес М., Народный художник Колумбии, «Латинская Америка», 1978, № 3.

Гомес Фариас Валентин

Го́мес Фари́ас Валентин (Gómez Farías) (1781—1858), мексиканский государственный и политический деятель, участник войны за независимость 1810—21. По профессии врач. Один из лидеров левых либералов (пурос). Республиканец. В 1833—34, когда Г. Ф. фактически возглавлял правительство, был принят ряд антиклерикальных законов. Весной 1834 под влиянием помещичье-клерикального блока был отстранён от власти. В 1846 избран вице-президентом; предпринял ряд мер, направленных на укрепление обороноспособности Мексики в период американо-мексиканской войны 1846—48. Вызвал недовольство консерваторов и в конце февраля 1847 изгнан из страны. После начавшейся в 1854 буржуазной революции и падения диктатуры Санта-Аны был избран (1855) председателем революционной хунты, в феврале 1856 — почётным председателем Учредительного конгресса. Многие идеи Г. Ф. легли в основу конституции Мексики 1857.

М. Ч.

Гомес Харамильо Игнасио

И. Гомес Харамильо. Фреска во дворце Муниципального совета в Медельине.

И. Гомес Харамильо.

Фреска во дворце Муниципального совета в Медельине.

Го́мес Харами́льо Игнасио (Gómez Jaramillo) (р. 1910), колумбийский живописец. Учился в Боготе, в 1929—31 — в Мадриде и Париже, посетил Мексику в 1936. Директор Школы изящных искусств в Боготе (1940—44). В творчестве Г. Х., близком социальному реализму мексиканских монументалистов, используются народные сюжеты, индейская тематика. Росписям и станковым работам Г. Х. свойственны строгость пластически выразительных форм, лаконизм характеристик. Основные работы: росписи театра «Колон» (1937—38) и Национального капитолия (1938—40) в Боготе, портрет матери (1938).

Литература:

Owen G., Ignacio Gómez Jaramillo, Bog., 1944.

Гомес Хуан Висенте

Го́мес Хуан Висенте (Gómez) (1857—1935), военный и государственный деятель Венесуэлы, президент и фактический диктатор страны в 1909—35. Выходец из бедной индейской семьи. Участвовал в перевороте 1899, приведшем к власти С. Кастро. В 1901—08 вице-президент Венесуэлы и главнокомандующий армией. В конце 1908 с помощью США совершил государственный переворот и установил диктатуру (с 1909). Главные государственные посты роздал ближайшим родственникам, неоднократно менял конституцию, запретил все политические партии и профсоюзы. Годы диктатуры Г. отмечены особой жестокостью властей и кровавым террором, значительными уступками иностранным монополиям в эксплуатации природных богатств страны, главным образом нефти.

Гомес Хуан Гуальберто

Го́мес Хуан Гуальберто (Gómez) (1854—1933), кубинский патриот, публицист, общественно-политический деятель. Учился в Париже, где начал заниматься журналистикой. По возвращении на Кубу основал газету «Фратернидад» («Fraternidad»). Участвовал в Малой войне 1879—80, за что был выслан в Испанию. Вернувшись на родину (1891), возобновил издание газеты. Выступал против расовой дискриминации и за равенство негров. Вместе с X. Марти участвовал в подготовке национально-освободительного восстания 1895. Был делегатом Кубинской революционной партии в провинции Гавана, Матансас и Пинар-дель-Рио, одним из руководителей борьбы с испанскими колонизаторами. Захвачен в плен (1895) испанскими войсками и вновь выслан с Кубы; амнистирован в 1898. Делегат Учредительной ассамблеи 1898—99 и 1901; возглавил группу патриотов, выступавших против принятия «Поправки Платта» 1901. Был членом палаты депутатов и сенатором. Активно выступал против диктатуры X. Мачадо.

Сочинения:

La cuestión de Cuba en 1884. Historia y soluciones de los partidos cubanos, Madrid, 1885;

La revolución del 95. Sus ideas directoras, sus métodos iniciales y causas que la desviaron de su finalidad, в книге: La lucha anti-imperialista en Cuba, t. 1, La Hab., 1960.

С. Н. Кислов.

Гомес-Паласьо

Го́мес-Пала́сьо (Gómez Palacio), город в центральной части Мексики, в штате Дуранго. Расположен на высоте 1136 м. Входит в агломерацию Торреон — Гомес-Паласьо — Сьюдад-Лердо. 136 тыс. жителей (1970). Железнодорожная станция. Переработка сельскохозяйственного сырья района орошаемого земледелия Ла-Лагуны (хлопкоочистительные, мукомольные, маслобойные, мыловаренные предприятия).

Гомис Алфреду Диас

Го́мис Алфреду Диас (Gomes), см. Диас Гомис А.

Гомис Антониу Карлус

А. К. Гомис.

А. К. Гомис.

Го́мис Антониу Карлус, Гомес (Gomes) (1836—1896), бразильский композитор и дирижёр. Учился у Дж. Джаннини в Рио-де-Жанейро, затем у Л. Росси в Милане (композиция). В 1861 поставил в Национальном оперном театре в Рио-де-Жанейро оперу «Ночь в замке» — первое бразильское оперное произведение В 1870-х гг. жил в Италии, с 1880 — в Бразилии (с 1895 директор консерватории в Белене). Главное в наследии Г. — оперы: «Иоанна Фламандская» (1863), «Гуарани» (1870, Милан), «Салвадор Роза» (1874), «Мария Тюдор» (1875), «Невольник» (1876), «Кондор» (1891). В операх Г. сказывается сильное влияние итальянской оперной школы, в частности творчества Дж. Верди. Г. принадлежат также кантаты (в том числе «Колумб», 1892), мессы, гимны, хоры, песни.

Гонаив

Гонаи́в (Gonaïves), город на западе Гаити, порт на побережье залива Гонаив. 29 тыс. жителей (1973). Табачная, мебельная, спиртоводочная промышленность. Торговый центр сельскохозяйственного района (кофе, сахарный тростник, бананы, рис, хлопчатник). Школа права. В Г. 1 января 1804 Ж. Ж. Дессалин провозгласил независимость страны.

Гонгоризм

Гонгори́зм (gongorismo), или культеранизм (culteranismo), поэтическая школа в испано-язычных и португалоязычных литературах, начало которой положил испанский поэт Л. де Гонгора-и-Арготе. В середине XVII в. широкое распространение получила в странах Латинской Америки: в Мексике - Б. Де Бальбуэна, К. де Сигуэнса-и-Гонгора, Хуана Инес де ла Крус; в Бразилии - Г. ди Матус; в Перу - X. де Эспиноса Медрано и др. Характеризуется «культом чистой формы», изощрённой метафоричностью, усложнённостью синтаксиса и образности. Интерес к Г. возродился в начале XX в.

Литература:

Henríquez Ureña P., Las corrientes literarias en la América Hispánica, La Hab., 1971.

Гондра договор 1923

Го́ндра догово́р 1923 «о предотвращении конфликтов между американскими государствами», подписан по предложению министра иностранных дел Парагвая М. Гондра (М. Gondra) на 5-й Межамериканской конференции (25 марта — 3 мая 1923, Сантьяго, Чили; в конференции не принимали участия Мексика, Боливия и Перу). Г. д. предусматривал передачу всех межамериканских споров, не разрешённых дипломатическим путём, на рассмотрение комиссии, состоящей из 5 представителей различных американских стран. Смысл договора сводился к созданию региональной системы межамериканского арбитража, противопоставленной Лиге Наций и исключающей возможность её вмешательства в дела республик Западного полушария. Г. д. отвечал экспансионистским планам США, их стремлению усилить свою посредническую роль в региональных спорах и изолировать латиноамериканские государства от влияния европейских держав (главным образом Великобритании и Франции), занимавших господствующее положение в Лиге Наций. Аргентина, ориентировавшаяся в своей внешней политике на Великобританию и стремившаяся использовать авторитет Лиги Наций для противодействия политике США, не ратифицировала этот договор.

Литература:

Гвоздарёв Б. И., Организация американских государств, М., 1960;

Burr R. N., Hussey R. D., Documents on Inter-American Cooperation. 1881—1948, v. 2, Philadelphia, 1955.

Ю. В. Годунский.

Гондурас

Статья большая, находится на отдельной странице.

Гондурас Британский

Гондура́с Брита́нский (British Honduras), до 1973 официальное название Белиза.

Гондурасский залив

Гондура́сский зали́в (исп. Golfo de Honduras), открытый залив Карибского моря, омывает берега Белиза, Гватемалы, Гондураса. Длинная коса отделяет от Г. з. бухту Аматике. Берега преимущественно низменные, местами заболоченные и заросшие манграми. Глубина от 22 до 54 м, у входа более 2000 м. В залив впадает р. Мотагуа. Порты: Пуэрто-Кортес (Гондурас), Пуэрто-Барриос и Ливингстон (Гватемала).

Гонзага Адемар

Гонза́га Адемар (Gonzaga) (р. 1901), бразильский кинорежиссёр, сценарист, кинокритик. Один из основоположников национального кино. Основатель журнала «Синеарти» («Cinearte», 1928), организатор кинокомпании «Синедия» (1931-51) по прокату фильмов. Первый социально-обличительный фильм Г. «Грязь человеческая» (1928) о бразильской молодёжи - значительный вклад в национальное киноискусство. Поставил около 50 художественных и документальных фильмов, среди них: «Губы без поцелуев» (1930, совместно с У. Мауру), «Где ты, счастье?» (1939), «Упавшие с неба» (1946. совместно с Л. ди Баррус), «Ангел из грязи» (1951, совместно с Л. ди Баррус).

Гонзага Томас Антониу

Т. А. Гонзага.

Т. А. Гонзага.

Гонза́га Томас Антониу (Gonzaga) (1744—1810), бразильский поэт и общественный деятель. Родился в Португалии, с 1782 жил в Бразилии. За участие в «инконфидентов» заговоре1789 был сослан в Мозамбик. Для сборника «Дирсеева Марилия» (ч. 1—2, 1792—99) характерны лиризм и гражданские мотивы. Стихотворный памфлет «Чилийские письма» (1788—89, приписывался И. Ж. ди Алваренге Пейшоту) — выдающийся образец просветительского реализма, одно из наиболее значительных произведений сатиры XVIII в. Одно из стихотворений Г. переведено А. С. Пушкиным («С португальского»).

Сочинения:

Obras completas, v. 1—2, Rio de J., 1957;

В русском переводе:

Лиры. Чилийские письма, пер. и вступ. ст. Инны Тыняновой, М., 1964.

Литература:

Алексеев М. П., Пушкин и бразильский поэт, «Научный бюллетень ЛГУ», 1947, № 14 — 15;

Тертерян И. А., Антиколониальная сатира Т. А. Гонзаги и её роль в развитии реализма в Бразилии, «Изв. АН СССР. ОЛЯ», 1961, т. 20, в. 4;

её же, Поэзия Томаса Антонио Гонзаги и становление бразильской литературы, в книге: Формирование национальных литератур Латинской Америки, М., 1970.

Гонионский Семён Александрович

Гонио́нский Семён Александрович (1916—1974), советский латиноамериканист, доктор исторических наук (1960), профессор (1961). Член КПСС с 1939. В 1943—46 на дипломатической работе в Колумбии. В 1947—62 заведующий кафедрой романских языков, одновременно в 1954—59 декан западного факультета и преподаватель кафедры всеобщей истории в Московском государственном институте международных отношений. В 1962—71 старший научный сотрудник, с 1972 заведующий сектором народов Америки Института этнографии АН СССР. Вице-президент (1959—66) и первый вице-президент (1966—74) Советской ассоциации дружбы и культурного сотрудничества со странами Латинской Америки.

Сочинения:

Латинская Америка и США. Очерки истории дипломатических отношений. 1939—1959, М., 1960;

Очерки новейшей истории стран Латинской Америки, М., 1964;

Сандино, М., 1965; Колумбия. Историко-этнографические очерки, М., 1973;

Гаитянская трагедия, М., 1974.

Гонсалвис Бенту да Силва

Гонса́лвис Бенту да Силва (Gonçalves) (1788—1847), один из руководителей республиканского восстания на юге Бразилии 1835—45 (см. «Фаррапус» восстание 1835—45). Владелец скотоводческой фазенды в провинции Риу-Гранди-ду-Сул, примыкал к либерально настроенной части помещиков, недовольных политикой имперского правительства и стремившихся к автономии. Участвовал в подготовке восстания и накануне выступления был назначен верховным командующим вооруженными силами восставших. Осенью 1836 попал в плен. После провозглашения повстанцами независимой республики Риу-Гранди-ду-Сул в ноябре 1836 был избран (заочно) её президентом. Занял президентский пост в сентябре 1837, бежав из плена. В связи с военными поражениями в борьбе с имперскими войсками и разногласиями среди руководителей республики в августе 1843 ушёл в отставку.

Гонсалвис ди Магальяйнс Домингус Жозе

Гонса́лвис ди Магалья́йнс Домингус Жозе (Gonçalves de Magalhães) (1811—1882), бразильский поэт, драматург, философ. Один из основоположников бразильского романтизма (сборник лирических стихов «Поэтические вздохи и песни тоски», 1836). Автор трагедии в стихах «Антониу Жозе, или Поэт и инквизиция» (постановка 1838, опубликована 1839), одного из первых национальных драматических произведений. В эпической поэме «Союз племён тамойю» (1856) отражена героическая борьба индейцев против португальских завоевателей в XVI в. Ему принадлежит идеалистическое философское сочинение «Данные о человеческом духе» (1858) и отмеченный спиритуализмом сборник стихов «Тайны и погребальные песни» (1858).

Сочинения:

Obras completas, v. 1—9, Rio de J., 1864—76.

Литература:

Castelo J. A., Gonfçalves de Magalhães, S. Paulo, 1946.

Гонсалес Xoce

Гонса́лес Xoce (González) (1916—1966), деятель рабочего и коммунистического движения Чили. С детских лет работал батраком, с 1932 — рабочим на селитряных копях в провинции Тарапака, где активно включился в профсоюзное движение; руководил местным профсоюзом и был избран членом провинциального совета Конфедерации трудящихся Чили. В 1935 вступил в Союз коммунистической молодёжи. С 1937 член Коммунистической партии Чили (КПЧ), с 1945 член ЦК КПЧ. Был секретарём комитетов КПЧ в провинциях Тарапака (1943—47), Кокимбо (1948—54), Талька (1954—55). С 1956 член Политической комиссии и Секретариата ЦК КПЧ. В 1956—63 секретарь ЦК КПЧ по организационным вопросам. В 1963—66 заместитель генерального секретаря ЦК КПЧ. Погиб в авиационной катастрофе.

Гонсалес Альберди Паулино

Гонса́лес Альбе́рди Паулино (González Alberdi) (p. 1903), деятель рабочего и коммунистического движения Аргентины. Окончил Высшее коммерческое училище и факультет экономических наук Университета Буэнос-Айреса. Активно участвовал в прогрессивном студенческом движении «Реформа». С 1923 член Коммунистической партии Аргентины (КПА). Член ЦК КПА с 1925, в 1932—38 член Исполкома ЦК КПА. В 1930—32 член Южноамериканского бюро Исполкома Коминтерна (ИККИ), в 1937—38 представитель ЦК КПА при ИККИ. В 40—50-х гг. редактор газеты КПА «Ора» («La Hora»). В 1964—76 директор теоретического органа ЦК КПА журнала «Нуэва эра» («Nueva Era»). Автор трудов по вопросам экономики, рабочего и коммунистического движения Латинской Америки. Неоднократно арестовывался и подвергался преследованиям.

Сочинения:

Por qué está en crisis la economía Argentina?, B. Aires, 1949;

Consecuencias económicas de la capitulación del gobierno argentino ante el imperialismo yanqui, B. Aires, 1951;

La crisis y el segundo plan quinquenal del gobierno y el programa de los comunistas. B. Aires, 1953;

Los estudiantes en el movimiento revolucionario latinoamericano, B. Aires, 1968.

В. М. Гончаров.

Гонсалес Армандо

Гонса́лес Армандо (González) (р. 1912), уругвайский скульптор. Член ЦК Коммунистической партии Уругвая с 1970. Учился в Кружке изящных искусств в Монтевидео (1923—29). Среди лучших произведений — реалистические скульптурные портреты X. Х. Артигаса (1964) и учительницы Э. Компте-и-Рикет (1956, памятник в г. Монтевидео); «Девочка с голубями» (1951), «Девочка» (1959), «Конь» (1960). Ряд национальных и международных премий. Посетил СССР, Чехословакию и другие европейские страны.

Гонсалес Вера Xoce Сантос

Гонса́лес Ве́ра Xoce Сантос (González Vera) (1897-1970), чилийский писатель, литературный критик. В 1923 выступил со сборником повестей «Незаметные жизни», посвященных судьбам городской бедноты. Автор сборника иронических зарисовок из деревенской жизни «Алуэ» (1928), автобиографической повести «Когда я был мальчишкой» (1956), проникнутой грустным юмором. В книге эссе «Некоторые» (1959) Г. В. дал литературные портреты чилийских писателей XX в.

Литература:

Алегриа Ф., Горизонты реализма, пер. с исп., М., 1974.

Гонсалес Видела Габриель

Гонса́лес Виде́ла Габриель (González Videla) (р. 1898), государственный и политический деятель Чили. В 1932—37 председатель Радикальной партии, в 1929—39 депутат Национального конгресса, в 1939—44 на дипломатической работе. В 1946—52 президент Чили от созданного левыми силами блока Демократический альянс. Придя к власти, Г. В. отошёл от программы Демократического альянса, встал на путь преследования демократов, террора против рабочего и коммунистического движения; в апреле 1947 он удалил из правительства коммунистов. Правительство Г. В. издало реакционный закон «О защите демократии» (1948), запретивший компартию, разорвало дипломатические отношения с СССР, Югославией и Чехословакией (октябрь 1947). В 1952—70 директор франко-итальянского банка для Южной Америки. В 1970 вышел из Радикальной партии в знак протеста против вступления её в блок Народного единства и примкнул к лагерю реакции. С 1976 заместитель председателя Государственного совета.

Гонсалес Диас Гало

Г. Гонсалес Диас.

Г. Гонсалес Диас.

Гонса́лес Ди́ас Гало (González Díaz) (1894—1958), деятель рабочего и коммунистического движения Чили. Родился в бедной крестьянской семье. В 1917—29 был чернорабочим на медных рудниках, затем портовым грузчиком в Вальпараисо. В 1925 организовал профсоюз транспортных рабочих Чили и стал его генеральным секретарём. В 1925 вступил в члены Коммунистической партии Чили (КПЧ). С 1930 член ЦК КПЧ. В 1931—33 и 1946—49 секретарь ЦК КПЧ по организационным вопросам, в 1934—46 председатель контрольно-кадровой комиссии ЦК КПЧ. В 1940—49 редактор теоретического органа КПЧ журнала «Принсипиос» («Los Principios»). В 1949—58 генеральный секретарь ЦК КПЧ. Руководил забастовками чилийского пролетариата, за что не раз подвергался арестам. Стойко боролся против сектантства и левых уклонов в КПЧ.

Сочинения:

La lucha por la formación del Partido comunista de Chile, S., 1958.

Литература:

Жизнь, отданная борьбе, М., 1964.

Гонсалес Камарена Xopxe

Х. Гонсалес Камарена. «Конституция 1917».

Х. Гонсалес Камарена.

«Конституция 1917».

Роспись в Национальном музее истории.

Мехико.

Гонса́лес Камаре́на Xopxe (González Camarena) (p. 1908), мексиканский живописец и график. Окончил Школу изящных искусств в Мехико (1933). Последователь Д. Риверы, иногда склонялся к сюрреализму. Основные работы: стенная роспись «Мексика» в здании Министерства социального обеспечения в Мехико (1950); росписи в Мексиканском банке в Веракрусе (1953); барельеф «Триумф культуры» в Монтеррее с использованием мозаики и керамики (1954). Г. К. принадлежат иллюстрации к книге «Церкви Мексики» X. Мурильо.

Гонсалес Леонильда

Гонса́лес Леонильда (González) (р. 1924), уругвайская художница, мастер гравюры. Окончила Национальную школу изящных искусств в Монтевидео, училась в Париже у А. Лота и Ф. Леже. Член-учредитель Клуба гравюры в Монтевидео (1953), объединившего передовых художников Уругвая. В пейзажных гравюрах Г. правдиво изображены облик страны, сцены народной жизни. Выступает как иллюстратор. Международная премия на биеннале гравюры в Гаване (1968).

Гонсалес Мантичи Энрике

Гонса́лес Ма́нтичи Энрике (González Mántici) (1912—1974), кубинский композитор и дирижёр. Учился у дирижёров Э. Клейбера в Гаване и А. В. Гаука в СССР. С 1960 главный дирижёр Национального симфонического оркестра и симфонического оркестра Национального театра. Концертировал во многих странах (в том числе в СССР). Основное место в творческом наследии занимали театральный и симфонический жанры — балет «Беглый невольник» (1960), увертюра «Куба», симфония и «Триптих» для струнного оркестра, концерт для скрипки с оркестром и др. Написал кантату «Убили Че» (на текст из речи Ф. Кастро 26 июля 1970).

Гонсалес Мартинес Энрике

Э. Гонсалес Мартинес.

Э. Гонсалес Мартинес.

Гонса́лес Марти́нес Энрике (González Martínez) (1871—1952), мексиканский поэт, дипломат. Начал как модернист, но уже сонет «Сверни шею лебедю» в сборнике «Тайные тропы» (1911) стал символом отхода от модернизма, дал толчок движению за обновление поэзии Латинской Америки. Поэзия Г. М. отличается проникновенным лиризмом, философской глубиной, острым чувством современности. Для многих его стихов характерны пессимистические настроения. Большой вклад в мексиканскую поэзию XX в. — сборники «Слово ветра» (1921), «Скрытые знаки» (1925), «Несбывшиеся стихи» (1932) и антивоенная поэма «Вавилон» (1949). Посол в Чили (1920—22), Аргентине (1922—24), Испании и Португалии (1924—31). С 1949 председатель Мексиканского комитета защиты мира.

Сочинения:

Poesía (1898—1938), v. 1—3, Méx., 1939—40;

Poesías completas, Méx., 1944;

El nuevo Narciso y otros poemas, Méx., 1952;

Cuentos y otras páginas, Méx., 1955;

В русском переводе:

Лирика, вступление О. Савича, «Иностранная литература», 1964, № 3.

Литература:

Обрегон Моралес Р., Человек выходит на первый план, «Иностранная литература», 1970, № 6;

Obra de Enrique González Martínez, Méx., 1951;

Marinello J., La cultura y la paz. Homenaje a Enrique González Martínez y Baldomero Sanín Cano, La Hab., 1952;

Topete J. M., El mundo poético de Enrique González Martínez. Ensayo de geografía poética, Air University, 1956;

Avilés R., Enrique González Martínez (Homenaje Antológico), Méx., 1964;

Brushwood J. S., Enrique González Martínez, N. Y., [1969].

И. В. Винниченко.

Гонсалес Пенья Карлос

Гонса́лес Пе́нья Карлос (González Peña) (1885—1955), мексиканский писатель, филолог. Автор учебника испанской грамматики (1921, 10 изданий), «Истории мексиканской литературы» (1928), повестей «Ночью» (1905) и «Малютка» (1907). В романе «Бегство химеры» (1919) обратился к событиям первых лет Мексиканской революции 1910—17.

Гонсалес Прада Мануэль

М. Гонсалес Прада.

М. Гонсалес Прада.

Гонса́лес Пра́да Мануэль (González Prada) (1848—1918), перуанский поэт, публицист и политический деятель. Зачинатель революционно-демократического направления в общественной мысли Перу. В 1884—85 основал литературный кружок, на базе которого в 1891 была создана партия Национальный союз (позднее Радикальная партия), объединившая передовую интеллигенцию. После перехода партии на позиции либерализма (1902) эволюционировал в сторону анархизма. С 1912 директор Национальной библиотеки Перу. В публицистических и социологических сборниках эссе «Свободные страницы» (1894), «Часы борьбы» (1908), «Под игом бесчестья» (1933), «Анархия» (1936), «Новые свободные страницы» (1937) и др. выступал против диктаторских режимов, религиозного обскурантизма, дискриминации индейского населения, за демократизацию страны. Поэтическое творчество Г. П. — циклы стихов «Перуанские баллады» (1871—79), «Свободные стихи» (1904—09), сборник «Пресвитерианцы» (1909) и др. Ввёл социальную тематику в перуанскую поэзию, обогатив её новыми формами и стихотворными жанрами. Демократизм и новаторство творчества Г. П., выдвинутая им программа культурного обновления Перу оказали большое влияние на последующее развитие национальной общественной мысли.

Сочинения:

Antología poética, Méx., 1941;

Antología del pensamiento democrático americano. Manuel González Prada, Méx., 1945;

В русском перереводе, в книге:

Прогрессивные мыслители Латинской Америки (XIX — начало XX в.), М., 1965.

Литература:

Самаркина И. К., Гонсалес Прада — революционный демократ, в сб.: Проблемы идеологии и национальной культуры стран Латинской Америки, М., 1967;

её же, Мануэль Гонсалес Прада как истолкователь и критик перуанской действительности, в книге: Перу: 150 лет независимости, М., 1971;

Chang Rodríguez E., La literatura política de González Prada, Mariátegui y Haya de la Torre, Méx., 1957;

Guerra L. F., González Prada. José Carlos Mariáategui, Lima, 1964;

Sánchez L. A., Don Manuel, 4 ed., Lima, [1964];

Blanco-Fombona R., Crítica de la obra de González Prada. Apéndice de José Carlos Mariátegui, Lima, [1966].

Т. В. Гончарова.

Гонсалес Ромеро Рауль

Р. Гонсалес Ромеро. Жилой район Пласа де ла Револусьон в Гаване.

Р. Гонсалес Ромеро.

Жилой район Пласа де ла Револусьон в Гаване.

1961—63.

Гонса́лес Роме́ро Рауль (González Romero) (р. 1932), кубинский архитектор. Профессор Школы архитектуры с 1960. До Кубинской революции в содружестве с архитектором Ф. Салинасом строил частные жилые дома. Основные работы после 1959: проект микрорайона № 2 (с Ф. Салинасом) в районе Гавана-дель-Эсте (1959—60); жилой район Пласа де ла Револусьон в Гаване (1961—63); экспериментальный сельский посёлок Менелао-Моро (1964, совместно с Ф. Салинасом) и др.; проекты общественного центра г. Нуэвитас (1966—67), Технического института в провинции Орьенте (1968), Экономической миссии СССР в Гаване (1973). Уделяет большое внимание связи построек с окружающей природой, следуя традициям национальной архитектуры.

Н. М. Филиповская.

Предыдущая страница Следующая страница