Энциклопедический справочник "Латинская Америка"
Венесуэла. Литература

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Венесуэла. Литература

Венесуэла. Литература

Литература развивается в основном на испанском языке. Народное поэтическое творчество индейцев В. до испанского завоевания не сохранилось. В XVI-XVII вв. литература ориентировалась на испанские образцы и представлена главным образом историческими хрониками; в поэзии господствовал гонгоризм. Собственно венесуэльская национальная литература начинает зарождаться с пробуждением национального самосознания креолов.

Просветительские идеи, проникшие в В. в конце XVIII в., воплотились в творчестве сатирика В. Салиаса (автора национального гимна), драматурга X. Д. Диаса, поэта X. А. Монтенегро и др. Большое влияние на формирование национальной литературы оказала патриотическая публицистика Ф. Миранды (1750-1816) и С. Боливара (1783-1830). В русле просветительского классицизма развивалась ранняя поэзия А. Бельо (1781-1865; поэма «Обращение к поэзии», 1823; «Ода в честь земледелия в тропиках», 1826) и др. Идеи Просвещения пропагандировал литературный журнал «Олива» («La Oliva», 1836-46). Поздние стихотворения Бельо предвещали приход романтизма, утвердившегося ко второй половине XIX в. Патриотическая тематика, гражданственность отличают произведения поэта Р. М. Баральта (1810-1860; элегическая поэма «Прощание с отчизной», 1844; героическая ода «К Колумбу», 1850), прозаика и драматурга X. В. Гонсалеса (1811-1866; кн. «Моё погребение Боливара», 1842; элегической поэмы в прозе «Месенианы», около 1852), прозаика Ф. Торо (1807-1865), публициста С. Акосты (1818-1881) и др. Национальная тематика нашла выражение в поэзии А. Лосано (1821-1866), Д. Р. Эрнандеса (1829-1893), X. Р. Епеса (1822-1881), X. А. Майтина (1804-1874), сатире Р. Арвело (1814-1878), X. В. Камачо (1829-1872), прозе X. А. Кальканьо (1827-1894). В творчестве поздних романтиков X. А. Переса Бональде (1846-1892; сборники стихов «Строфы», 1877, и «Ритмы», 1880; «Поэма о Ниагаре», 1883, и «Флор», 1883), X. Гутьерреса Колля (1836-1903) и других наметился поворот к модернизму, который утвердился в произведениях поэтов-декадентов М. Санчеса Пескеры (1851-1920), К. Борхеса (1875-1932) и др.

С середины XIX в. начали укрепляться позиции костумбризма (Д. Мендоса, 1839-1867; Н. Болет Пераса, 1838-1906, и др). В первых реалистических романах X. Хиля Фортуля (1862-1943), М. Э. Пардо (1868-1905), Г. Пикона Фебреса (1860-1918) и других проявились черты натурализма. Известность приобрёл роман «Пеония» (1890) М. В. Ромеро Гарсии (1865-1917), в котором впервые показано столкновение буржуазной «цивилизации» с феодальным «варварством» в социальном плане - мотив, типичный для последующего развития венесуэльской прозы. Реалистическая поэзия представлена творчеством Ф. Ласо Марти (1864-1912; поэма «Креольская сильва», 1914, посмертно). «Патриарх» венесуэльского модернизма М. Диас Родригес (1868-1927) в романе «Поверженные идолы» (1901), проповедуя «чистое искусство», вместе с тем отобразил общественные конфликты в стране, Л. М. Урбанеха Ачельполь (1874-1937) в своих произведениях воссоздал картины национальной жизни, проникнутые любовью к простому народу. К народной теме обращена также поэзия У. Переса (1871-1926), А. Маты (1870-1931) и др. Резкая критика диктаторского режима X. В. Гомеса дана в романах Р. Бланке Фомбоны (1874-1944) «Железный человек» (1907) и «Золотой человек» (1915).

В первые десятилетия XX в. реалистическое направление в литературе В. заняло основные позиции. Отойдя от эстетики модернизма, к национальным и народным истокам обратились так называемые постмодернисты Ф. Пас Кастильо (р. 1893), Л. Э. Мармоль (1897-1926), А. Э. Бланке (1897-1955), Э. Планчарт (1894-1953), X. Ф. Пачано (1901-1961) и др. Мировую известность получили романы «Донья Барбара» (1929), «Канайма» (1935) Р. Гальегоса (1884-1969), в которых дана разносторонняя картина жизни и социальных противоречий страны. X. Р. Покатерра (1888-1945) в романах «Тёмные жизни» (1916), «Доктор Бебе» (1918), в «Гротескных рассказах» (1922), в автобиографической хронике «Воспоминания венесуэльца времён упадка» (т. 1-4, 1927) приёмами социальной сатиры воссоздал жизнь страны в годы диктатуры X. В. Гомеса. В романах-воспоминаниях Т. де ла Парры (1890-1936) «Ифигения» (1924) и «Воспоминания матушки Бланки» (1929) поднят вопрос об эмансипации женщин.

В 20-30-е гг. в поэзии распространились также различные течения авангардистского, «левого» искусства. Вокруг журнала «Вьернес» («Viernes»), издававшегося прозаиком и драматургом А. Усларом Пьетри (р. 1906), сгруппировались поэты разных социально-эстетических концепций: А. М. Керемель (1899-1939), В. Хербаси (р. 1913), X. Р. Эредия (р. 1900), А. Э. Бланке и др. Позднее многие из них обращались преимущественно к национальной и социальной проблематике.

В 30-40-е гг. выдвинулась плеяда литераторов, объединённых стремлением к национальному освобождению, к социальному преобразованию общества, тревогой за судьбы мира в связи с наступлением фашизма: поэт А. Э. Бланке, эссеист П. Э. Колль (1872-1947), писатели М. Пикон Салас (1901-1965), А. Услар Пьетри, Р. Диас Санчес (1903-1968), писатели и поэты А. Арраис (1903-1962), М. Отеро Сильва (р. 1908), К. А. Леон (р. 1914), публицист М. Брисеньо Ирагорри (1897-1958).

В условиях диктатуры М. Переса Хименеса в литературе В. наблюдался спад; многие прогрессивные писатели жили в изгнании. Социальным протестом отличается творчество молодых поэтов А. Ламеды (р. 1923), П. Лайи (р. 1921), Л. Пастори (р. 1921), П. Дуно (р. 1933). В конце 50-х гг. в Мексике частично был опубликован роман Гальегоса «Огонь в клюве ворона» (полное издание под названием «Земля под ногами», 1971), посвящённый мексиканской буржуазной революции.

С 60-х гг. в литературе В. усилилась социальная и политическая заострённость. В творчестве прогрессивных писателей доминирует тема борьбы народных масс против засилья американских монополий и местной реакции: романы «Смерть Онорио» (1963) Отеро Сильвы, «Это называлось Н. Б.» (1965) и «Четыре Буквы» (1969) X. В. Абреу (р. 1927), сборники рассказов «Слово протеста» (1962) Г. Карреры (р. 1933) и «Три окна» (1970) Э. Мухики (р. 1927); поэзия Э. Суберо (р. 1931; сборник «Пока ещё ночь», 1963), Э. Коломбани (р. 1932; сборник «Сегодня я встаю и говорю», 1963) и др.

Литература:

Крылова В. П., О концепции «варварство - цивилизация» в общественной мысли и литературе Венесуэлы, в сборнике: Венесуэла. Экономика. Политика. Культура, М., 1967;

Мамонтов С. П., Литература Венесуэлы, в его книге: Испаноязычная литература стран Латинской Америки в XX в., М., 1972;

Земсков В., Особенности венесуэльско-колумбийской прозы, в сборнике: Художественное своеобразие литератур Латинской Америки, М., 1976;

Uslar Pietri A., Letras у hombres de Venezuela, Méx., 1948; Picón-Salas М., Comprensión de Venezuela, Car., 1955;

его же, Estudios de literatura venezolana, Car., 1961;

Bibliografía de la novela venezolana, [Car., 1963].

В. П. Крылова.

В начало энциклопедии