Энциклопедический справочник "Латинская Америка"
Афрохристианские культы

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Афрохристианские культы

Водуистский алтарь.

Водуистский алтарь.

афрохристиа́нские ку́льты в Латинской Америке, синкретические культы, объединяющие элементы различных африканских религий и верований с элементами христианства (католицизма). Сложились в колониальный период. Их последователями становились вывезенные из Африки рабы. Процесс синкретизации начался ещё на африканской почве (так, например, возник синкретический культ народов йоруба и дагомейцев). В Латинской Америке среди различных верований разноплемённых рабов утверждался, как правило, более развитый культ. Особенно широкое распространение среди негров-невольников получил синкретический культ йоруба и дагомейцев (в Бразилии, на Кубе, Тринидаде и Тобаго — с преобладанием элементов религии йоруба, на Гаити — дагомейцев). В условиях монополии в Латинской Америке католической церкви африканские культы вбирали в себя элементы католицизма; так появились афрохристианские культы. В процессе складывания афрохристианских культов исчезали многие прежние африканские божества — так называемые ориша (из почитавшихся в Африке народом йоруба 401 ориша в Латинской Америке сохранился культ лишь немногих), в пантеон были включены Иисус Христос, дева Мария, некоторые католические святые; в ритуал проникли элементы католических обрядов. Будучи принуждёнными принять католицизм, негры под видом поклонения Христу, христианским святым продолжали поклоняться своим африканским божествам: каждый ориша приобрёл двойника среди христианских мифологических персонажей (см. таблицу). После завоевания странами Латинской Америки независимости и отмены рабства афрохристианские общины стали отправлять свой культ открыто. Общины независимы друг от друга.

Отождествление ориша с персонажами христианской мифологии, святыми*
 Соответствующие христианские мифологические персонажи, святые
Африканский мифологический персонажБразилияКубаГаитиТринидад и Тобаго
Обатала́ (главный ориша)Иисус ХристосСв. Дева из Мерседеса
Шанго́ (ориша грома, молний и бурь)Св. Варвара,

Св. Антоний,

Св. Михаил,

Св. Иероним

Св. ВарвараСв. Иона
Эшу́ (Легба, посредник между людьми и ориша, а также злой дух)дьявол,

Св. Варфоломей

Св. Гавриил

Св. ПётрСв. Антоний 
Ошу́н (ориша вод и женской красоты)Богоматерь из Кандеяса,

Мария Магдалина

Св. Дева Мария из Каридад-дель КобреСв. Анна
Еманжа́ (ориша орей)Св. Дева Мария,

Св. Дева из Розариу

Св. Дева Мария из Реглы
Огу́н (ориша кузнечного дела, сельского хозяйства и войны)Св. Георгий,

Св. Антоний

Св. ПётрСв. ГеоргийСв. Михаил
Ибежи́ (ориша близнецов и покровитель детей)Св. Кои

Св. Дамиан

Св. Кои

Св. Дамиан

Св. Кои

Св. Дамиан

Ошо́си (ориша- охотник, хозяин лесов)Св. Михаил,

Св. Георгий,

Св. Себастьян

Св. Альберто,

Св. Умберто,

Омолу́ (ориша болезней)Св. Себастьян,

Св. Бенту

Иоанн Креститель,

Св. Лазарь

* Сокращённый вариант таблицы бразильского учёного В. Валенти.

Среди наиболее известных в Латинской Америке афрохристианских культов — водуизм, сантерия, кандомбле, шанго. Афрохристианские общины подчинены определённой внутренней духовной иерархии, обычно йорубско-дагомейского происхождения. Общину, как правило, возглавляет жрица — «мать» святого или жрец — «отец» святого. Главе общины помогают в отправлении культа и в уходе за храмом так называемые младшие матери, дочери и сыновья святых, на которых якобы нисходит во время ритуала вызываемый ориша. Ритуал сопровождается жертвоприношениями (животные), дарами (обычно злаки), песнями и танцами (для каждого ориша определена своя хореография танца) под звуки ударных инструментов. Каждому ориша посвящается ежегодный праздник, имеется фетиш, который его олицетворяет, и символы (предметы, а также сочетания цветов, которые указывают на связь человека с божеством). Цель отправления культа — добиться от ориша защиты от недугов и несчастий, а также заручиться их помощью в том или ином деле (например, рыбаки, отправляющиеся на промысел, обращаются к повелительнице морей Еманже с просьбой охранить их от бурь и непогоды, послать хороший улов; к ориша также обращаются для защиты от «дурного глаза», изгнания «нечистой силы» и т. д.).

Этнический и социальный состав последователей афрохристианских культов сложен. В деятельности общин участвуют не только негры, но также и мулаты, и белые — в основном выходцы из беднейших слоев населения; к этим общинам нередко присоединяются представители средних и зажиточных слоев населения.

В странах Латинской Америки наблюдается тенденция к десакрализации афрохристианских культов.

Литература:

Лаврецкий И. Р., Боги в тропиках. М., 1967;

Григулевич И. В., «Мятежная» церковь в Латинской Америке, М., 1972;

Ortiz F., Los negros brujos, Madrid, 1906;

Ramos A., Introducão à antropoligia brasileira, v. 1—2, Rio de J., 1943—47;

Carneiro Е., Candomblés da Bahia, 3 ed., Rio de J., 1961;

его же, Os cultos de origem africana no Brasil, Rio de J., 1959;

Rigaud M., La tradition voudoo et le voudoo haïtien, P., 1953;

Valente W., Sincretismo religioso afro-brasileiro, São Paulo, 1955;

Métraux A., Le vaudou haïtien, P., [1958].

К. А. Крауц.

Культ кандомбле. Негритянские божества.

Культ кандомбле.

Негритянские божества.

Баия, Бразилия.

Культ сантерии. Жрец (бабалоча).

Культ сантерии.

Жрец (бабалоча).

В начало энциклопедии