Энциклопедический справочник "Африка"
Статьи на букву "Т" (часть 2, "ТАН"-"ТЕН")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Т" (часть 2, "ТАН"-"ТЕН")

Танзания. Политические партии, профсоюзы

Чама ча мапиндузи (ЧЧМ, суахили - Революционная партия Танзании), правящая и единственная политическая партия. Создана в 1977.

Союз танзанийских рабочих («Джувата»). Основан в 1978, состоит из почти 3000 первичных организаций и насчитывает более 300 тыс. членов.

В. Я. Кацман.

Танзания. Природа

Статья большая, находится на отдельной странице.

Танзания. Театр

В годы колониализма на территории Танзании в ряде городов при английских клубах возникали театральные любительские труппы. В Дар-эс-Саламе и Аруше были построены небольшие театральные помещения («Литл-тиэтр»; около 100 зрительских мест). В 40-е гг. преимущественно при школах появились индийские и африканские театральные кружки.

Установление независимости (1961) и провозглашение Арушской декларации (1967) способствовали более интенсивному развитию театра. Появились пьесы молодых африканских актёров на темы хозяйственного и культурного строительства (на языках английском и суахили). Создавались кружки в рабочей среде. Наиболее интересный из них функционировал на текстильной фабрике «Дружба» в Дар-эс-Саламе. В сельской местности в деревнях-уджамаа художественные кружки проводят «вечера социалистического образования». В 1967 была организована Ассоциация юношеской драмы, которая ежегодно устраивает фестивали драматического искусства. В них участвует до 20 коллективов (на английском и суахили).

Правительство республики придаёт большое значение развитию искусства, росту культуры страны. Президент Дж. Ньерере перевёл на суахили трагедии У. Шекспира «Юлий Цезарь» и «Венецианский купец». В 1967 в университете Дар-эс-Салама открылось театральное отделение, его организаторы - Боб Лешоай и Годвин Кадума. Среди их постановок: «Блудный сын» Лешоая, «Венецианский купец» (на суахили), «Кинжекетиле» Ибрахима Хусейна (исторический эпизод колониальной борьбы), «Раковая опухоль» Кадума (сатира на современную жизнь Т.), африканизированная сказка Е. Шварца «Дракон» (под названием «Коршун»). В 1968 при молодёжной организации Национальная служба создана передвижная труппа, выступающая с агитационной программой. В конце 70-х гг. из числа окончивших театральное отделение университета сформирована драматическая труппа.

Танзания. Экономико-географический очерк

Статья большая, находится на отдельной странице.

Танис

Та́нис, древний город в Египте, на месте современного населённого пункта Сан-эль-Хагар-эль-Киблия. Многие исследователи отождествляют Т. с Аварисом. Руины храма Рамсеса II, так называемого большого храма (XIII—XII вв. до н. э.; 2 двора с обелисками, остатки 4 колоссов фараонов, колоннады; внутри ограды храма открыты гробницы фараонов XXI—XXII династий, руины «восточного храма»). Развалины храма богини Анат эпохи Рамсеса II.

Литература:

Montet P., Les nouvelles fouilles de Tanis, P.,1933;

Его же, La necropole royale de Tanis, t. 1—2, P., 1947—51

Р. Д. Шуринова.

Танта

Та́нта, город в Египте, в центральной части дельты Нила. Административный центр мухафазы Гарбия. 285 тыс. жителей (1976). Узел железных и шоссейных дорог. Предприятия текстильной и пищевкусовой промышленности, нефтепереработка. Кустарно-ремесленные производства.

Таос Маргерит

Тао́с Маргерит (Taos) (настоящее имя — Мари Луиза Таос Амруш) (р. 1913), алжирская писательница. Пишет на французском языке. Сестра Ж. Амруша. С 1945 живёт в Париже. В автобиографическом романе «Чёрный гиацинт» (1947) повествуется об атмосфере лицемерия в одном из частных католических пансионов Парижа. Героиня романа «Улица Тамбуринов» (1960) переживает драму своего изгнаннического происхождения. Память об утраченной, но хранимой в душе отчизне Т. творчески претворила в книге берберских сказок, легенд и песен «Волшебное зерно» (1966), записанных со слов матери.

Сочинения:

в рус. пер. — Волшебное зерно, М., 1974

Литература:

Déjeux J., Litérature Maghrébine de langue franchise, [Ottava], 1973.

В. П. Балашов.

Тарабрин Евгений Анатолиевич

Тара́брин Евгений Анатолиевич (р. 1918), советский историк. Доктор исторических наук. Окончил МАРХИ, ВДШ. Заведующий отделом ИА АН СССР. Основное направление научных исследований — вопросы глобальной стратегии империализма и национально-освободительного движения, межимпериалистических противоречий.

Сочинения:

Стратегия и тактика неоколониализма Англии, М., 1969;

Новая схватка за Африку, М., 1972;

Неоколониализм: стратегия и тактика, М., 1976;

Национально-освободительное движение: некоторые проблемы и перспективы, М., 1977.

Тарзиманов Рустам Фуадович

Тарзима́нов Рустам Фуадович (р. 1926), советский экономист. Окончил Институт внешней торговли. Начальник Управления торговли со странами Африки МВТ СССР. Основная проблематика научно-исследовательской и практической деятельности — разработка основных направлений торгово-экономической политики СССР со странами Африки, формирование договорно-правовой базы советско-африканских отношений.

Таро

Та́ро (Colocasia esculenta), многолетнее тропическое травянистое растение семейства ароидных. В диком виде в тропических лесах Гималаев, Бирмы, Новой Гвинеи, Филиппинских островов. Древнейшее культурное растение влажных тропических и субтропических районов. Клубни Т. (масса до 4 кг) употребляют в пищу варёными, жареными; из сырых клубней изготовляют крахмал, из сушёных — муку; клубни и зелёная масса — хороший корм для свиней. В Африке сосредоточены основные мировые площади Т. — 670 тыс. га, средняя урожайность 50—60 ц с 1 га. Наибольшие площади (1981, тыс. га): в Гане 140, Кот-Дивуаре около 200.

Г. В. Устименко.

Тасийская культура

Таси́йская культу́ра, археологическая культура раннего неолита в Среднем Египте (6-е — начало 5-го тысячелетия до н. э.). Названа по памятникам у деревни Таса. Открыты остатки поселений и могильники. Покойников хоронили в скорченном положении, завёрнутыми в шкуры или циновки. Характерная керамика — глубокие острорёберные чаши, ковши с ручками, прямоугольные корытца и колоколовидные кубки с резным орнаментом. Орудия из кремня и известняка (тёсла, лезвия серпов, зернотёрки), украшения из алебастра, кости, раковин. Основное занятие — земледелие (пшеница, ячмень), меньшую роль играли скотоводство (козы), охота и рыболовство.

Литература:

Чайлд Г., Древнейший Восток в свете новых раскопок, пер. с англ., М., 1956;

Brunton G., British museum expedition… Mostagedda and the Tasian culture, Z., 1937;

Baumgärtel E. J., The cultures of prehistoric Egypt, L. — [a.o.], 1960.

Тати-Лутар Жан Батист

Тати́-Лута́р Жан Батист (Tati-Loutard) (р. 1938), конголезский поэт, новеллист, литературовед. Автор поэтических сборников «Поэмы моря», «Конголезские корни» (оба — 1968), «Обратная сторона солнца» (1970), «Каноны времени» (1974); рассказов «Конголезская летопись» (1974). Составитель «Антологии франкоязычной конголезской литературы» (1976). С 1975 министр культуры и искусства.

Литература:

Развитие литературы в независимых странах Африки (60—70-е гг. XX в.), М., 1980, с. 208—09.

Н. Д. Ляховская.

Тауденни Синеклиза

Тауде́нни Синекли́за, крупнейшая впадина в Западной Африке, расположенная между Регибатским и Леоно-Либерийским массивами. На нижнедокембрийском фундаменте залегает платформенный чехол, состоящий из 3 комплексов: верхнедокембрийского, отделённого от фундамента «главным несогласием» (песчано-сланцевые отложения верхнего рифея и терригенн-карбонатные отложения венда); палеозойского (кварцитовые песчаники и глинистые сланцы верхнего ордовика — силура, песчаники, коралловые известняки и сланцы девона, глины, мергели, красноцветы карбона); мезозой-кайнозойского (промежуточная континентальная серия триаса, юры и мела и «верхняя континентальная серия» олигоцен-плиоцена). Широко развиты осадки движущихся дюн. На севере и юге впадины распространены траппы. В центральной части впадины слои залегают почти горизонтально. На западном и восточном бортах отложения верхнего докембрия смяты в складки и переходят в одновозрастные толщи складчатых систем Мавритании, Гурмы, Ахаг–гара.

Н. А. Божко.

Таунг

Та́унг (Taung), Таунгс, местонахождение останков австралопитека африканского в ЮАР (Капская провинция, к северу от Кимберли). В 1924 обнаружены череп детской особи и другие кости. Древность около 2,5 млн. лет.

Тауфик аль-Хаким Хусейн

Тауфи́к аль-Хаки́м Хусейн, аль-Хаким (р. 1898), египетский писатель и общественный деятель. В 1924 окончил Высшую юридическую школу в Каире, в 1924— 27 изучал в Сорбонне европейскую литературу и искусство. Был директором Каирской национальной библиотеки. Почётный член Академии арабского языка (1954). С 1956 постоянный член Высшего совета по делам искусства, литературы и общественных наук Египта. В период подъёма национально-освободительного движения в Египте выступил с патриотическими стихами и пьесой «Незваный гость» (1918), запрещённой цензурой за антибританскую направленность. В 1933 опубликовал первый в арабской литературе социально-бытовой роман «Возвращение духа» (русский перевод 1935). В повести «Записки провинциального следователя» (1937, русский перевод 1959) реалистически изобразил жизнь крестьян в колониальном Египте. Опубликовал пьесы-мелодрамы «Невесты», «Али-баба», «Новая женщина» (все — 1924), «Перед окошком кассы» (1926), романтические и символические драмы, объединённые общим определением «интеллектуальный театр»: «Спящие в пещере» (1933), «Пигмалион» (1942), «Путешествие в завтрашний день» (1950) и др. Социально-бытовая тематика нашла отражение в пьесах «Флейтист» (1934), «Сделка» (1956, русский перевод 1960), «Игра со смертью» (1959), «Дневной свет солнца» (1964), «Судьба сверчка» (1966). Творческую эволюцию Т. аль-Х. как художника отразили его автобиографическое произведение «Цвет жизни» (1943) и философский трактат «Равновесие. Моё направление в жизни и искусстве» (1956). В сборнике литературно-критических статей «Литература жизни» (1959) обоснованы принципы реалистического искусства. Вместе с тем его пьесы 60-х гг. («Взбирающийся на дерево», «Еда для всех») идейно-эстетически близки «театру абсурда».

Сочинения:

Кысас Тауфик аль-Хаким, ч. 1—2, Каир, 1949;

В рус. пер. — Пьесы, М., 1979;

Лотерея. Рассказы и драматические сценки, М., 1983.

Литература:

Коцарев Н. К., Писатели Египта, XX в., М., 1975, с. 241—45 (библ.);

Художественная литература стран Африки в советской печати, в. 1—2, М., 1967— 76;

Усманов Н. К. Проза Тауфика аль-Хакима, М., 1979;

Юнусов К., Драматургия Тауфика аль-Хакима, М., 1976;

Его же, Тауфик аль-Хаким. Биобиблиографический указатель, М., 1968.

3. А. Намитокова.

Тахерт

Тахе́рт, см. Тиарет.

Тахт

Тахт (буквально помост), арабский традиционный инструментальный ансамбль. В его составе — уд, канун (72-струнная цитра в форме трапеции), 1—2 кеманчи (скрипки в так называемом арабском строе), най, рикк (бубен) и дарабукка (1-мембранный барабан). Исполняет самостоятельные инструментальные композиции, а также интерлюдии и аккомпанемент (певцам) в таких музыкальных жанрах, как мувашшах, касыда, дор.

Литература:

Touma H. H., Die Musik der Araber, Wilhelmshaven, 1975.

О. В. Русанова.

Тахтави Рифаа Рафи

Тахта́ви Рифаа Рафи, ат-Тахтави (1801—1873), египетский просветитель и общественный деятель. Родился в семье богословов-улемов из рода сейидов. В 1817—25 учился в университете аль-Азхар, служил полковым имамом, в 1826—31 был во Франции в качестве имама первой египетской «культурной миссии». Вернувшись, опубликовал книгу «Тахлис аль-ибриз фи талхиз Париз» («Извлечение золота с целью описания сути Парижа», 1834), в которой впервые познакомил египтян с общественной и государственной жизнью Европы; первый переводчик «Марсельезы» на арабский язык. С 1836 директор Школы языков в Каире, с 1842 — бюро переводов при ней. Т. и его ученики перевели около 2 тыс. сочинений европейских авторов. Умеренный «западник», любимец и поклонник Мухаммеда Али, при Аббасе I подвергся опале, был выслан в Хартум (Судан). По возвращении (1854) вновь директор Школы языков, главный редактор правительств, вестника «Аль-Вакаи аль-Мисрийя», участник комиссий по вопросам культуры и просвещения. С деятельностью Т. этого периода связаны разработка и внедрение в общественное сознание понятий «родина» и «патриотизм»; основные труды Т. отражают общественно-политические взгляды либеральных реформаторов в правящих кругах Египта. Т. — один из первых среди арабов поборников женского образования.

Сочинения:

Анвар тауфик аль-джалиль фи ахбар Мыср ва таусик Бени Исмаил (Освещение истории Египта и арабов…), Каир, 1868;

аль-Муршид аль-амин ли-ль-банат ва-ль-банин (Необходимое руководство для юношей и девушек), Каир, 1872;

Манахидж аль-альбаб аль-мысрийя фи мабахидж аль-адаб аль-асрийя (Пути египетских умов в радостях современных наук), Каир, 1912.

Литература:

Крачковский И. Ю. Избр. соч., т. 3, М.— Л. 1956, с. 367—74;

Кахарова Н., Путешествие в Париж Рифата ат-Тахтави, Душ., 1968;

Крымский А. Е., История новой арабской литературы. XIX—начала XX в., М., 1971;

Левин 3. И., Развитие основных течений общественно-политической мысли в Сирии и Египте, М., 1972;

Наджар X., Рифаат ат-Тахтави, Каир, 1966;

El Tahtawi Fathy, Petit apercu historique de la vie et de l’oeuvre de Rfaah El-Tahtawi, Le Caire, 1958;

Stowasser K., At-Thatăwi In Paris, [Münster], 1966.

Н. А. Иванов.

Тахуа

Та́хуа (Tahoua), город в Нигере, Административный центр департамента Тахуа. 35 тыс. жителей (1980). Расположен на шоссейной дороге Арли—Бирнин-Конни. Торговля скотом, шкурами, зерновыми. Близ Т. — предприятие по первичной обработке фосфоритов.

Твинс Севен-Севен

Твинс Се́вен-Се́вен (Twins Seven-Seven) (р. 1944), нигерийский живописец и график. Учился в Ошогбо в Третьей летней школе У. Байера (1964—67). Первоначально делал рисунки пером и шариковыми ручками на бумаге, затем стал переводить их на фанеру большого размера (до 1,5—2 м), раскрашивать и покрывать лаком. С конца 60-х гг. начал писать маслом. Большинство сюжетов связано с фольклором йоруба. Иллюстрировал также романы А. Тутуолы. Произведения: «Собака дьявола» (шариковая ручка, гуашь), «Ева и Юпитер», «Сон охотника после трудной охоты», «Дого — похититель детей», «Несчастный случай с мотоциклом».

Литература:

Mundy-Castle Аю C., Mundy-Castle V., Twins Seven-Seven, «African Arts», 1972, v. 6, № 1;

Mount M. W., African art. The years since 1920, Newton Abbot, 1973.

Н. Е. Григорович.

Тебесса

«Ворота Соломона».

«Ворота Соломона».

535.

Входная арка.

Тебе́сса (рим. Тевеста), город на северо-востоке Алжира, в вилайе Аннаба. Основан как римский военный лагерь; древний торговый центр. Раскопками открыты амфитеатр, термы, храмы, маслобойни, фермы. «Храм Минервы» (начало III в., мраморные колонны, скульптурный декор фриза и аттика). Триумфальная арка Каракаллы (216; тетрапилон), в византийское время — ворота города-крепости (320 м×280 м; 14 квадратных в плане башен; восточные «ворота Соломона» — 2 мощные башни-пилона с надписью о восстановлении Т. в 535 Соломоном, префектом Африки). Монастырский ансамбль конца IV—VI вв.: базилика (385; на месте ранней церкви; квадратный в плане атрий с портиками из колонн из разных римских зданий, в центре — квадратная каменная купель; 3-нефный зал с 2-ярусной аркадой и апсидой с 2 капеллами; мозаики), капелла (в плане трилистник), баптистерий с мраморной купелью; перед базиликой — мощёный проспект (длина 52 м) с 2 входными арками; к югу — площадь-платформа с 4 бассейнами, к западу — 3-нефное здание (возможно, конюшня при гостинице для паломников). Современный город — центр художественных ремёсел (ковроткачество и др.).

Литература:

Sérée de Roch E. Tébessa, antique Théveste, [Alger, 1952].

Т. П. Каптерева.

Теймур Махмуд

Тейму́р Махмуд (1894—1973), египетский писатель, драматург, филолог. Действительный член Академии арабского языка в Каире (1949). В 1917 вошёл в литературное объединение «Новая школа», ратовавшее за реалистическое и демократическое искусство и создание национальной египетской литературы. В сборнике рассказов «Шейх Джума» (1925, русский перевод 1957), «Дядюшка Митвалли» (1925), «Шейх Сейид слабоумный» (1926), «Раджаб эфенди» (1928), «Аль-Хадж Шалаби» (1930) Т. выступил с позиций критического реализма и гуманизма. В конце 30—40-х гг. в творчестве Т. преобладают пессимистические настроения, ощущение бессилия человека перед судьбой (роман «Сальва в порывах ветра», 1947). После революции 1952 Т. вновь встаёт на позиции защиты народных интересов, активного вмешательства в жизнь (сборники рассказов и повестей «Уличный музыкант», 1953; «Революционеры», 1955; роман «Синие фонари», 1960, русский перевод 1970; социальный роман «Шамрух», 1958). В 60-е гг. Т. создаёт экзистенциалистские произведения, акцентирующие дух разобщённости людей, темы индивидуализма и одиночества (рассказы «Я убийца», «Летучая мышь», в сборнике: «Я убийца», 1961; «Неудачная судьба», в сборнике: «Рассказал рассказчик», 1972). Автор исследований по истории литературы и проблемам арабского литературного языка.

Сочинения:

в рус. пер. — [Рассказы], в сб.: Рассказы арабских писателей, М., 1955;

Египетские новеллы, М., 1956;

Место на земле, М. 1957;

Современная арабская проза, М.—Л., 1961;

Современная арабская новелла, М., 1963;

Шесть гиней, М., 1964;

Живи, Египет!, М., 1973.

Литература:

Крачковский И. Ю., Избр. соч., т. 3, М.—Л., 1956, с. 148—49, 255—60, 314—16;

Борисов В. М., Литературная жизнь арабских стран, «Новое время», 1956, № 20;

Его же, Современная египетская проза, М., 1961, с. 30—46, 88—111;

Крымский А. Е., История новой арабской литературы, XIX—начало XX в., М., 1971, с. 700;

Али-заде Э. А., Египетская новелла, М., 1974, с. 72—82;

Её же, Махмуд Теймур, М., 1983;

Коцарев Н. К., Писатели Египта, XX в., М., 1975, с. 212—16 (библ.).

Э. А. Али-заде.

Теймур Мухаммед

Тейму́р Мухаммед (1892—1921), египетский новеллист, драматург. Брат Махмуда Теймура. Основоположник жанра рассказа в египетской литературе. Один из создателей реалистического театра в Египте. Изучал юриспруденцию в Париже. В 1914, вернувшись на родину, основал «Общество любителей театра». Участвовал в постановках своих пьес, в основном социально-бытовых комедий, написанных на разговорном языке: «Птичка в клетке», «Абд ас-Саттар эфенди», «Добрая дружба», «Пропасть».

Т. — мастер рассказа-зарисовки, герои которого чаще всего городские и сельские труженики. Путь к устранению социального зла Т. видел в совершенствовании человеческой натуры, в просвещении народа. Цикл рассказов, опубликованных в 1917—18 в газете «Ас-Сабур» (отдельное издание под названием «Что глаза видят», 1927), был известен во многих арабских странах. Т. — автор статей, посвящённых истории арабского театра, актёрам и режиссёрам, современникам Т.

Сочинения:

Муалляфат, т. 1—3, Каир, 1922;

в рус. пер. — [Рассказы], в сб. Современная арабская проза, М.—Л., 1961;

Современная арабская новелла, М, 1963

Литература:

Крачковский И. Ю., Избр. соч., т. 3, М.—Л., 1956, с. 74—75;

Борисов В. М., Современная египетская проза, М., 1961, с. 26—27;

Крымский А. Е., История новой арабской литературы. XIX—начало XX в, М., 1971, с. 700;

Али-заде Э. А., О некоторых особенностях новеллистики Мухаммеда Теймура, в кн. Литература Востока, М., 1969;

Её же, Египетская новелла, М., 1974, с. 81—105;

Коцарев Н. К., Писатели Египта, XX в., М. 1975, с. 216—17 (библ.).

Э. А. Али-заде.

Тейта

Те́йта, таита, народ в Прибрежной провинции на юге Кении, живут в пограничных районах с Танзанией. Численность свыше 100 тыс. человек (1983, оценка). Язык относится к восточной группе банту языков, имеет несколько диалектов. Многие Т. владеют суахили языком. Основные занятия — мотыжное земледелие (бананы, кассава, батат, просо, бобовые) и скотоводство (крупный рогатый скот, козы). Ремёсла: гончарство (у женщин), резьба по дереву (у мужчин). Сохраняются традиционные верования.

Теке

Те́ке, Тио, Анзика (название, данное португальцами в XVI—XVII вв.), Макоко (по титулу правителя), раннегосударственное образование теке на берегах озера Маи-Ндомбе (на территории современных Конго и Заира).

Т. возникло, предположительно, в конце XV —начале XVI вв. (некоторые исследователи относят его образование к XIII в.). Власть макоко (верховного правителя) была сакрализована (по представлениям теке, дух умершего макоко переселялся в озеро). У макоко была постоянная резиденция — Мбее. Т. было разделено на 8 провинций, которые в свою очередь делились на округа, объединявшие деревни. Управляли деревнями вожди, которые занимались сбором дани в пользу центральной власти и отправляли ритуальные функции.

Население Т. составляли преимущественно свободные общинники. Раннее участие теке в европейской работорговле привело к большему, чем у соседних народов, распространению рабства в стране, но и здесь оно существовало лишь как уклад. Основой экономики было земледелие переложного типа. Важную роль играла посредническая торговля. С XVI—XVII вв. теке стали главными поставщиками слоновой кости из глубинных районов материка на побережье Атлантического океана и европейских товаров из прибрежных европейских фортов. Основные постоянные рынки возникли на берегах Мадебо. Значительная часть населения занималась караванной торговлей, страна была покрыта хорошими дорогами с пунктами для остановки торговцев. По мнению некоторых исследователей, возраставшее участие теке в посреднической торговле тормозило развитие внутренних производительных сил: к XIX в. ремёсла пришли в упадок, уровень земледелия был низок.

В 1880 макоко Илоо подписал договор с П. Саворньяном де Бразза; это стало началом французской оккупации Т. Большая часть его вошла в состав Французской Экваториальной Африки, меньшая стала частью «Независимого государства Конго», затем колонии Бельгийского Конго. Формально макоко был включён в административный аппарат французской колонии, фактически — полностью утратил власть; однако династическая линия продолжала существовать. После образования Народной Республики Конго пост макоко номинально сохранялся до 1964.

Литература:

Vansina J., The Tio Kingdom of the Middle Congo, L. — [a. o.], 1973.

Э. С Львова.

-----------------------------------

Те́ке, тио, дзинг, народ в пограничных районах Конго и Заира, живут в низовьях р. Касаи и её притоков Квилу, Кванго, Лукение. Численность в Заире 850 тыс., в Конго 285 тыс. человек (1983, оценка). Говорят на одном из нигеро-конголезских языков.

Создали государство Геке. Традиционные занятия — мотыжное земледелие (сорго, маниок, бананы, арахис, таро, пальмы), охота, рыболовство, ремёсла (кузнечество, ткачество, гончарство, резьба по дереву). Сохраняются материнский счёт родства, традиционные культы. Есть католики. Т. имеют богатый фольклор.

Теке искусство

Маска.

Маска.

Раскрашенное дерево.

те́ке иску́сство. Традиционная пластика теке представлена фигурками фетишей «бутти», приносящими успех в охоте и торговле и предохраняющими от болезней. Для них характерна подчёркнутая геометричность форм, слабая расчленённость объёмов и зависимость от первоначального деревянного блока. Руки не отделяются от туловища, составляя с ним единое целое, иногда отсутствуют, иногда прижаты к бокам или согнуты под прямым углом и сложены на животе, слегка расставленные ноги полусогнуты в коленях. Туловище и голова, расширенная книзу, имеют цилиндрическую форму. Черты лица передаются схематично — треугольный нос, прямоугольный или полукруглый рот, узкие щелевидные глаза. Щёки, начиная от глаз, покрыты тонкими вертикальными полосками, в отдельных скульптурах переходящими на шею и грудь. Почти все фигуры имеют прямоугольное углубление в животе (реже в голове), куда помещают магическую субстанцию («бонга»). Другая разновидность фетишей — «битеке», близких по стилю предыдущим, предназначаются для охраны детей.

Маски-личины теке белого, красно-коричневого и черного цвета в форме плоского круга или квадрата с сильно закруглёнными углами почти полностью лишены рельефа, черты лица, разделённого на 2 симметричные части горизонтальной полосой, условно передаются расписным геометрическим орнаментом круглящихся очертаний. Глаза обозначаются 2 вертикальными овалами или вытянутыми миндалевидными формами, повторяющимися 2 раза — в верхней и нижней части. Свободное пространство расписывается кругами, полукругами и розетками.

Литература:

Hottot R., Teke Fetishes, «Journal of the Royal Anthropological Institute», 1956, v. 86, pt. 1.

Н. Е. Григорович.

Фетиш.

Фетиш.

Дерево.

Частное собрание.

Нью-Йорк.

«Голова воина».

«Голова воина».

Теке.

Современная работа.

Текрур

Текру́р (Tekrur), географический термин, появившийся впервые на карте А. Дульсерта (1388) и употреблявшийся историками средневековья по отношению к части Западного Судана, расположенной к западу от внутренней дельты р. Нигер, в противоположность названию Судан, которым обозначались государства народа хауса на территории современных Северной Нигерии и Южного Нигера. Средневековые арабские авторы нередко распространяли наименование Т. на области Западной Африки, где население было обращено в ислам.

Л. Е. Куббель.

-----------------------------------

Текру́р, средневековое государственное образование в середине 1-го тысячелетия — XV в. в Западной Африке (на территории современных Сенегала и Мали). Сложилось в районе нижнего и среднего течения р. Сенегал; центр Т. находился на левом берегу в области Фута, а столица — в районе современного селения Подор. Этническую основу Т. составили кочевники-скотоводы, предки фульбе и оседлые земледельцы, предки волоф и серер. Первое упоминание о возникновении Т. в письменных арабских источниках относится к середине X в. — времени правления фульбской династии Дьяого. В последней четверти X в. её сменили правители из клана Ньяхате, принадлежавшего к мандеязычному сонинке. В XI—XII вв. Т. представлял обширное царство, ведшее активную торговлю с Северной Африкой. Политическое влияние Т. распространялось от Атлантического океана на западе до впадения в р. Сенегал её левого притока Фалеме на востоке. Сведений о социально-экономических отношениях в Т. нет. Арабские источники середины XII в. сообщают, что правитель Т. «владел рабами и войском», однако прямых указаний на применение рабского труда в общественном производстве Т. нет. По-видимому, основной формой зарождавшихся эксплуататорских отношений было данничество. Экономика Т. основывалась на сочетании земледелия и скотоводства. Ремёсла были развиты сравнительно слабо. Ткани, как шерстяные, так и хлопковые, составляли одну из главных статей импорта и ввозились из Северной Африки. Вывозились из Т. главным образом золото и невольники, поступавшие в Т. с юга от более слабых соседних народов. В первой половине XI в. при правителе Уар-Ндиайе из клана Ньяхате общество Т. подверглось исламизации, ко второй половине XIII в. население Т. было полностью мусульманским. Принятие ислама способствовало союзу Т. с Альморавидами в борьбе против Ганы во второй половине XI в.

В конце XIII в. Т. был включён в сферу политического влияния Мали и оставался в даннической зависимости от него до начала XV в. По сообщению арабского учёного аль-Омари, Т. в 40-х гг. XIV в. являлся одной из областей царства Мали. В XIV—XV вв. история Т. отмечена смутами и династическими усобицами, в результате которых Т. оказался раздробленным на множество мелких владений. Ко второй половине XV в. большинство их вошло в состав государства Джолоф, остальные в конце XV—начале XVI вв. были включены в состав государства Сонгай.

Литература:

History of West Africa, v. 1, L., 1971;

Ki-Zerbo J., Histoire de l’Afrique Noire. D’hier à demain, P., 1972;

The Cambridge history of Africa, v. 3 — From c. 1050 to c. 1600, Camb. — [a. o.], 1977;

General history of Africa, [v.] 4 — Africa from the twelfth to the sixteenth century, L. — [a. o.], 1984.

Л. E. Куббель.

«Тексты пирамид»

«Те́ксты пирами́д», древнейший религиозный и литературный памятник Древнего Египта. «Т. п.» получили своё название по месту нахождений; нанесены иероглифами, окрашенными в зелёный цвет, на стенах внутренних помещений пирамид фараонов V (Унас) и VI династий (Тети, Пиопи I, Меренра, Пиопи II) в Саккаре (некрополе фараонов в Мемфисе) во второй половине 3-го тысячелетия до н. э. Их содержание — описание ритуала царского погребения, представляющее собой собрание магических формул, гимнов богам, отрывков мифов, имеющих целью обеспечить умершему фараону вечную жизнь. «Т. п.» были открыты Ф. О. Мариетом в 1880, с 1881 (после смерти Мариета) раскопки пирамид вёл Г. Масперо. Он издал «Т. п.», снабдив их переводом (издание 1894). Лучшее критическое издание с переводом и комментарием — К. Зете (Sethe K., Übersetzung und Kommentar zu den altägyptischen Pyramidentexten, Bd. 1—6, Glückstadt—Hamb., 1935—62; русский незавершённый перевод: Коцейовский А. Л., Тексты пирамид, т. 1,Од., 1917).

Литература:

Матье М. Э., Тексты пирамид — заупокойный ритуал. (О порядке чтения «Текстов пирамид»), «Вестник древней истории», 1947, № 4.

«Тексты саркофагов»

«Те́ксты саркофа́гов», заупокойные ритуальные тексты Древнего Египта, относящиеся в основном ко времени Среднего царства. «Т. с.» сохранились на стенках деревянных саркофагов и на стенах некоторых гробниц номархов и знати, а также в отдельных (трёх) папирусах. Их назначение такое же, как и «Текстов пирамид», но в них царский погребальный ритуал распространяется на любого умершего. Многие из текстов на саркофагах повторяли «Тексты пирамид». Отдельные изречения писали на стенах гробницы, хотя в основном там изображались сцены земной жизни умершего, которая благодаря магическому смыслу росписи должна была вместе с умершим ожить в царстве мёртвых. Лучшее издание «Т. с.» — The Egyptian Coffin texts (ed. by A. de Buck and A. H. Gardiner, v. 1—7, Chi., 1935— 62).

Телантроп

Тела́нтроп (от греч. télos — конец, завершённость и ánthrōpos — человек), название ископаемого высшего примата, близкого питекантропам. Обломки двух нижних челюстей, верхней челюсти и лучевой кости были найдены Дж. Робинсоном в пещере Сварткранс (ЮАР) в 1949—52. Некоторые исследователи (Р. Дарт и др.) относят Т. к австралопитекам.

Телеки Шамуэль

Те́леки Шамуэль (Teleki) (1845—1916), венгерский граф, путешественник, исследователь Северо-Восточной Африки. В 1888 с австрийским моряком Л. Хёнелем двинулся на север от озера Баринго, открыл озеро Рудольф и исследовал его восточное побережье, обнаружил устье р. Омо, известной лишь в верховьях, а далее к северо-западу — озеро Стефани (современное Чоу-Бахр). В октябре, завершив исследование огромного Восточного рифта, вернулся на побережье Индийского океана. Л. Хёнель опубликовал на немецком языке работы: «Восточная… Африка между Пангани и… озером Рудольф» (1890) и «К озерам Рудольф и Стефани» (1892).

В. И. Магидович.

Теллем

Телле́м, полулегендарный народ, живший в пограничных районах современных Мали и Сьерра-Леоне. По одной версии, являются предками догон, по другой — курумба (исследование Ж. Лод). Догон называли этим именем скульптуру теллем (исследование Ф. Виллета), которую принято рассматривать как истоки или ранний этап развития искусства догон. Самым древним произведением Т., по-видимому, является каменная скульптура из селения Санга, найденная в конце 1950-х гг.

Она обладает некоторыми сходными чертами со статуэтками «помдо» кисси (предположительно XVI в.). Немногочисленные деревянные фигурки и группы Т., найденные в покинутых пещерных святилищах и местах захоронений (чаще всего также в пещерах), относятся к числу древнейших памятников традиционной скульптуры (возможно, XVII—XVIII вв.). Обычно это мужские и женские фигуры с поднятыми руками (иногда фигуры с признаками обоих полов). Реже встречаются сидящие фигуры, иногда парные, с руками, сложенными на животе или закрывающими уши. Известны предельно обобщённые коленопреклонённые фигуры, а также сидящие верхом на различных животных. Позы, жесты и композиции скульптур Т. подчёркнуто экспрессивны и динамичны.

Литература:

Laude J., La statuaire du pays dogon, «Revue d’Esthétique», 1964, v. 17, fasc. 1—2.

H. E. Григорович.

Тель-Атлас

Тель-А́тла́с, Телль-Атлас, общее название прибрежных горных хребтов Атласа на севере Алжира и Туниса. Высота до 2308 м (гора Лалла-Хедиджа) в хребте Джурджура. На западе чередуются средневысотные массивы с куэстовым рельефом и крупные межгорные равнины; в восточной части преобладает холмисто-грядовый рельеф со следами вулканической деятельности. На северных склонах до высоты 800 м — заросли маквиса, выше — леса из пробкового и каменного дуба и листопадных пород, до 1500 м — пояс алеппской сосны, выше — можжевельники, туя и кедровники.

Тель-эль-Амарна

Тель-эль-Ама́рна, см. Амарна.

Тем

Тем, темба (самоназвание), тим, тиму, котоколи, народ, живущий в Того, к югу от г. Бассар, и в соседних областях Бенина и Ганы. Численность в Того 200 тыс., в Бенине 100 тыс., в Гане 30 тыс. человек (1983, оценка). Близки к кабре и ламба, говорят на одном из вольтийских языков. Занимаются мотыжным переложным земледелием (просо фонио, сорго, арахис, фасоль, ямс, рис, батат), местами с применением севооборотов и ирригации. Распространяются товарные культуры (хлопок, арахис). Разводят в небольшом количестве крупный и мелкий рогатый скот. Развито ремесло (ткачество, плетение, резьба по дереву и кости). Сохраняются большие семьи, традиционные культы. Часть Т. — мусульмане-сунниты.

Тема

Те́ма (Tema), город на востоке Ганы.126 тыс. жителей (1984). Крупный порт (главным образом по импорту) на берегу Гвинейского залива. Транспортный узел. Нефтеперерабатывающая, алюминиевая, химическая, цементная, текстильная, пищевкусовая промышленность. Рыболовство.

Город создан в 1960—62 на базе небольшого рыбачьего посёлка близ Аккры. Главные градообразующие факторы — промышленная зона и порт. В планировочной структуре — чёткое функциональное зонирование территории, увязанное прямоугольной сетью транспортных коммуникаций. Зоны: жилая (север и центр), промышленная (восток), отдыха (юго-восток). Жилая зона делится на 4 района, рассчитанные на 50—70 тыс. жителей, каждый из них состоит из микрорайонов (по 10—15 тыс. жителей), обслуживающихся своими административными и культурными учреждениями, торговыми предприятиями, школами и т. д. Общегородской общественный центр площадью 41 га пересекает всю территорию города с севера на юг, решён в нескольких уровнях по вертикали.

Тенда

Те́нда, общее название близкородственных народов: бадиаранке (бедьяра), коньяги (самоназвание авоен), басари, или тенда-басари (самоназвание алиан), кобиана, бедик. Живут в Гвинее, часть — в Сенегале и Гвинее-Бисау. Общая численность около 60 тыс. человек (1983, оценка). Языки относятся к западноатлантическим языкам. Занятия: переложное тропическое земледелие (просо фонио, суходольный рис, кукуруза и др.), у части Т. — животноводство (в основном мелкий рогатый скот). Развито прикладное искусство (изготовление ритуальных масок, керамических изделий, резьба по дереву). Большинство Т. сохраняют традиционные верования (культы предков, сил природы, вера в общего мифического предка), часть — мусульмане.

Тенерифе

Тенери́фе (Tenerife), вулканический остров в Атлантическом океане, в группе Канарских островов, автономная область Испании. Площадь 1946 км2. Население свыше 500 тыс. человек. Высота до 3718 м (действующий вулкан Тейде). Вечнозелёные кустарники и леса. Тропическое земледелие. Рыболовство. Главный город — Санта-Крус-де-Тенерифе. Климатический курорт.

Тенрейру Франсишку Жозе ди Васкиш

Тенре́йру Франсишку Жозе ди Васкиш (Tenreiro) (1921—1963), поэт, географ и социолог Сан-Томе и Принсипи. Был депутатом Национального собрания Португальской республики от острова Сан-Томе. В сборнике стихов «Остров Святого имени» (1942) попытался преобразовать европеизированную, стилизованную «под Африку» современную ему поэзию португальских колоний в подлинно африканскую. В поэзии Т. звучит осознание общности, генетического родства негров разных стран света и мотив их трагической разобщённости. Поэт выступил против социальной и расовой несправедливости, занимающей в творчестве Т. наиболее важное место. Т. писал романсы, романсейро (циклы романсов), соколе (народная разновидность песни-танца), песни, вводил в текст словосочетания и фразы на местном креольском языке форро, придавая своим стихам африканские ритмы.

Сочинения:

в рус. пер. — [Стихи], в сб-ках: Поэзия Африки, М., 1973;

Поэзия борьбы, М., 1976;

Поэзия Африки, т. 2, М., 1979.

Е. А. Ряузова.

Тенреки

Тенре́ки, щетинистые ежи (Tenrecidae), семейство млекопитающих отряда насекомоядных. 11 современных родов, 31 вид, все эндемики Мадагаскара, лишь обыкновенный Т. обитает также на Коморских островах и акклиматизирован ещё на некоторых островах, в том числе на острове Маврикий. Длина тела от 4 до 39 В результате длительной географической изоляции Мадагаскара Т. образовали ряд специализированных форм, внешне похожих на кротов, ежей, ондатру и землероек. Так, рисовые Т. (Oryzorictes) ведут роющий образ жизни, как кроты; ежовый, или большой, Т. (Setifer setosus) имеет подобно ежу иглы; длиннохвостые Т. (Microgale) — самые маленькие из Т., с длинным хвостом — похожи на землероек. Т. населяют влажные и сухие леса, болота, редколесья, кустарники и степи. Питаются животной и растительной пищей, в основном насекомыми. Т. — наиболее плодовитые животные среди насекомоядных; например, обыкновенный Т. (Tenrec ecaudatus) рождает до 16 детёнышей. Большинство видов ведёт ночной образ жизни. Объект охоты местного населения (особенно ценится мясо ежового Т.). Иногда в семейство Т. включают выдровых землероек.

Ю. А. Мекаев.

Предыдущая страница Следующая страница