Энциклопедический справочник "Африка"
Статьи на букву "С" (часть 3, "СЕЙ"-"СЕР")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 3, "СЕЙ"-"СЕР")

Сейс Джон

Сейс Джон (Seys) (1799—1872), общественный деятель Либерии. Родился на острове Санта-Крус (Вест-Индия) в семье африканского происхождения. В 1829 получил сан священника методистско-епископальной Церкви и приход близ Нью-Йорка (США). В 1834 в качестве миссионера прибыл в Либерию. В 1839 стал издателем газеты «Африкас луминари», в которой критиковал Американское колонизационное общество и власти Либерии за недооценку, по его мнению, роли религии в жизни страны. Возглавил группировку «Партия Сейса», которая в 1847 призвала отклонить текст конституции Либерии и боролась против кандидатуры Дж. Дж. Робертса на пост президента Либерии.

М. Ю. Френкель.

Сейшельские острова

Статья большая, находится на отдельной странице.

Секото Жерар

Секо́то Жерар (Sekoto) (р. 1913), живописец ЮАР. С 1947 учился в частных студиях в Париже. В работах, выполненных в суровой реалистической манере, отражается жизнь народов африканского юга. Произведения: «Материнство», «Мать и дитя», «Девушка с ожерельем», «Негр-кларнетист», «Женский портрет».

Литература:

Mount M. W., African art. The years since 1920, Newton Abbot, 1973.

H. Е. Григорович.

Секу Туре

Секу́ Туре́, см. Type A. C.

Секьи Кобина

Се́кьи Кобина (Sekyi) (1892—1956), политический деятель Ганы. Получил философское и юридическое образование в Великобритании. Политическую деятельность начал как активист Национального конгресса Британской Западной Африки. В 1927—56 президент Общества защиты прав аборигенов Золотого Берега (создано в 1897). Во второй половине 20-х гг. возглавлял кампанию протеста против английских административных реформ, направленных на укрепление косвенного управления (см. Системы колониального управления). Автор политических памфлетов, статей. Активно пропагандировал «культурный национализм» в его крайнем проявлении.

Сочинения:

The Blinkards. A comedy, L., 1974.

Литература:

Langley J. A., Pan-Africanism and nationalism in West Africa. 1900—45, Oxf., 1973.

С. В. Мазов.

Селеби-пикве

Селе́би-пи́кве, город на востоке Ботсваны. 14 тыс. жителей (1980, оценка). Связан железнодорожной веткой с главной железнодорожной магистралью Габороне — Булавайо. Центр горнодобывающей промышленности; добыча и переработка медно-никелевой руды. Крупная ТЭС.

-----------------------------------

Селе́би-пи́кве (Selebi-Pikwe), медно-никелевое месторождение в Ботсване, в 75 км к юго-юго-востоку от г. Фрэнсистаун. Открыто в середине 60-х гг., разрабатывается с 1973. Запасы руды (1979) 41 млн. т (достоверные 28 млн. т и предполагаемые 13 млн. т) при содержании Ni 1,01%, Cu 1,16% и Co 0,06%. Месторождение разрабатывается шахтами (до 1981 — карьерами) компанией «Бамангвато конц.» (15% акций принадлежит государству). Годовая добыча руды около 2 млн. т (из руды производится медно-никелевый штейн, 47,99 тыс. т в 1983).

В. С. Боровкова.

Селезнёв Леонид Иванович

Селезнёв Леонид Иванович (р. 1931), советский философ. Доктор философских наук. Окончил МГИМО. Преподаватель ЛГУ. Основное направление научных исследований — национально-освободительные революции.

Сочинения:

Национально-освободительные революции современной эпохи, Л., 1972;

Развивающиеся страны в борьбе за экономическую независимость, Л., 1975;

Развивающиеся страны: идеология и политика, т. 1 — Африка южнее Сахары, Прага, 1981 (совм. с др.).

Селус

Се́лус (Selous), крупнейший резерват на юго-западе Танзании, в бассейне среднего течения р. Руфиджи. Основан в 1951. Площадь 5,5 млн. га. Восточно-африканская саванна; различны виды злаков, акации, баобаб. Создан главным образом для охраны африканского слона (около 110 тыс. особей), обычны также африканский, или кафрский, буйвол, бегемот, антилопы и др.

Сембен Усман

Сембе́н Усман (Sembène) (р. 1923), сенегальский писатель, киносценарист, режиссёр, общественный деятель. Пишет на французском языке и языке волоф. Окончив начальную школу, обучался в трёхгодичной школе керамики, был учеником каменщика и механика в Дакаре. В годы 2-й мировой войны был призван во французскую армию (1941). После демобилизации, в 1946—58 работал докером в Марселе, был профсоюзным руководителем и вступил во Французскую коммунистическую партию. С 1960 живёт в Сенегале, занимается литературной и кинематографической деятельностью. Первый роман «Чёрный докер» (1956) направлен против расизма. Романы «Родина моя, прекрасный мой народ!» (1957, русский перевод «Сын Сенегала», 1958), «Божьи деревяшки» (1960, русский перевод «Тростинки господа бога», 1962), «Референдум» (1964; 1-я часть трилогии «Харматтан — горячий ветер», русский перевод 1966) посвящены борьбе за независимость в Западной Африке. В них поднимаются проблемы социальных преобразований в африканской деревне, показано становление нового героя-борца, духовно раскрепощённой личности. 2 повести, составившие книги «Вехи-Чиосане» (1965; русский перевод первой повести «Почтовый перевод», 1966), полемизируют с концепцией негритюда. Романы «Хала» (1973), «Последний из империи» (т. 1—2, 1981) разоблачают неоколониализм, сатирически изображают новую национальную буржуазию, рисуют трудную жизнь африканской городской бедноты. С. — основатель и главный редактор (с 1971) выходящего в Дакаре литературно-общественного журнала «Кадду» (на языке волоф). Президент Сенегальского комитета писателей Азии и Африки. Большинство кинофильмов С. поставлены по собственным литературным произведениям. Столкновению простого человека с бюрократизмом, социальной несправедливостью посвящены первый короткометражный игровой фильм «Человек с тележкой» (1963), а также фильмы «Почтовый перевод» (1968), «Хала» (1975); критике пережитков патриархального общества — фильм «Ньяй» (1964); судьбе африканцев в иммиграции — фильм «Чернокожая из…» (1966), принёсший С. мировую известность; становлению национального самосознания — фильм «Эмитай» (1971); борьбе против колониализма, духовной экспансии, за свободу и независимость — фильм «Седдо» (1977).

Сочинения:

в рус. пер. — Чернокожая из…. в кн.: Современная африканская новелла, М., 1972;

Рассказ вольтийца, «Азия и Африка сегодня», 1973, № 5.

Литература:

Литературы Африки, М., 1979;

Сугу Ш., Образ положительного героя в творчестве Сембена Усмака и горьковские традиции, «Вестник МГУ. Сер. Филология», 1979, № 1;

Vieyra P. S., Ousmane Sem-bène. Cinéaste. 1-ère periode. 1962—71, P., [1972].

Т. М. Петрова.

Семе Пиксли Ка Исака

Се́ме Пиксли Ка Исака (Seme) (около 1880 — 1951), деятель Африканского национального конгресса Южной Африки. Родился в Натале (ныне провинции ЮАР). Получил юридическое образование в Колумбийском и Оксфордском университетах. В 1910 вернулся в ЮАС. Инициатор создания в 1912 южно-африканского туземного национального конгресса (ныне АНК), стал казначеем организации и редактором её печатного органа «Абанту-бато». В 1930—37 генеральный президент АНК. Будучи тесно связан с династическими семьями зулу и свази, С. с 20-х гг. занял в АНК умеренные позиции, резко выступив против Дж. Гумеде.

А. Б. Давидсон.

Семитские языки

Статья большая, находится на отдельной странице.

Семна

Се́мна, руины укреплений на левом берегу Нила у 2-го порога (начало 2-го тысячелетия до н. э.). Крепость (кирпичная, Г-образная в плане, длина большого крыла около 130 м); храмы Тутмоса III (каменный) и Тахарки (кирпичный) перевезены в Национальный музей Судана (Хартум).

Литература:

Dunham D., Janssen J., Semna Kumma. Excavated by G. A. Reisner, Boston, 1960 (Second cataract forts, [v.] 1).

Семогерере Пол Кауга

Семогере́ре Пол Кауга (Semogerere) (p. 1932), политический деятель Уганды. Уроженец островов Сесе (озеро Виктория). Получил образование в колледжах Кисуби и Макерере, учился в США. В 1959—60 преподавал в колледже Форт-Портала. Один из лидеров прозападной буржуазной Демократической партии (основана в 1956), с 1980 её председатель.

А. С. Балезин.

Сенак Жан

Сена́к Жан (1926—1973), алжирский поэт. Писал на французском языке. Первые стихи опубликовал в 1945. Участник национально-освободительной войны (1954—62), С. посвятил революции многие строки в сборнике «Стихи» (1954). Исполненные пафоса гражданственности, стихи С. близки к жанру народной героической песни, получившей распространение в Алжире в начале XIX в. Преемственность национальных поэтических традиций характерна и для сборников «Утро родины» (1961), «Граждане красоты» (1967), «Выступ» (1968), «Беспорядки» (1972). С. составил «Малую антологию молодой алжирской поэзии» (1964—69) и «Антологию новой алжирской поэзии» (1971).

Сочинения:

в рус. пер., в сб.: Поэзия Африки, М., 1973.

Литература:

Современные литературы Африки. Северная и Западная Африка, М., 1973 (см. указатель); Прожогина С. В., Франкоязычная литература стран Магриба, М., 1973 (см. указатель);

Déjeux J., La littérature algérienne contemporaine, P., 1975, p. 72, 88—90.

Сенга-Кюо Франсуа

Сенга́-Кюо́ Франсуа (Sengat-Kuo) (р. 1931), камерунский поэт, государственный и общественный деятель. В 60—70-х гг. занимал министерские посты. Член редакционного комитета журнала «Презанс африкен». Автор сборников антиколонистких стихов «Цветы на латерите» (опубликован в Париже в 1954), «Багряные часы» (1957), в которых нашло отражение трагическое прошлое Африки, многовековое угнетение колонизаторами её народов.

Н. Д. Ляховская.

Сенгор Леопольд Седар

Сенго́р Леопольд Седар (Senghor) (р. 1906), политический и государственный деятель Сенегала, поэт и философ. Родился в деревне Жоаль (область Син-Салум, Сенегал) в зажиточной крестьянской семье серер. Окончил филологический факультет Сорбонны (1933). В 1935—39 работал школьным учителем грамматики во Франции. В эти же годы присоединился к группе интеллигентов — выходцев из Африки и островов Карибского бассейна, выступивших за сохранение афро-негритянской культуры; стал одним из видных пропагандистов негритюда. Во время 2-й мировой войны С. служил во французский армии, в 1940—42 в немецком плену. После освобождения из плена в 1942 вернулся во Францию, принял участие в Движении Сопротивления. По окончании войны включился в активную политическую жизнь, был избран депутатом Учредительного собрания (1945—46), затем (до 1958) Национального собрания Франции от Сенегала. С 1948 политический директор Демократического блока Сенегала (ДБС) — ведущей сенегальской партии; после преобразования ДБС (1958) в Прогрессивный союз Сенегала (ПСС; с 1976 Социалистическая партия Сенегала, СПС) генеральным секретарем партии. В 1958 во время референдума в Сенегале С. выступил против немедленного предоставления стране полной независимости, за сохранение Сенегала в составе «французский сообщества». После провозглашения независимости Сенегала (1960) С. — президент страны (до 1981, в 1962—70 одновременно премьер-министр правительства). С 1981 почётный председатель СПС. По его инициативе ПСС в 1976 вступил в Социнтерн. С. — один из инициаторов создания Африканского социнтерна и его председатель (1981). С. — вице-президент Социнтерна (с 1976).

Е. Н. Корендясов.

Начал печататься в 30-е гг. В 1934—41 издавал в Париже газету «Этюдьян нуар» («L’etudiant noir») — орган студентов из африканских и антильских колоний Франции, где были заложены основы философско-эстетической концепции негритюда. В первом сборнике стихов «Песни в сумраке» (1945) С. прославляет Африку с её традициями и обрядами. Участие С. в Движении Сопротивления нашло отражение в лирико-публицистическом цикле «Чёрные жертвы» (1948). В 1949 публикует сборник стихов «Песни для Наэтт» и драматическую поэму в стихах «Чака», посвящённые героическому прошлому африканских народов. Поэма «Нью-Йорку» (сборник «Эфиопские мотивы», 1956) и многие стихи из сборника «Ноктюрны» (1961) написаны для чтения в сопровождении народных музыкальных инструментов. В поэме «Элегия ветрам» (1969) С. воспевает свободный и независимый Сенегал. Сборник «Осенние письма» (1973) — образец камерной, интимной лирики, тяготеющей к изысканной метафоре и усложнённому образу.

В 1948 издал «Антологию новой негритянской и мапьгашской поэзии». Автор книг по африканской культуре.

Сочинения:

Poèmes, P., 1974; в рус. пер. — [Стихи], в сб.: В ритмах там-тама, М., 1961;

Песнь ночи и солнца. Избр. стихи, М., 1965; Избр. лирика, М., 1969; в сб.: Поэзия Африки, М., 1973.

Литература:

Ерасов Б. С., Л. Сенгор и его концепция культуры, «Народы Азии и Африки», 1967, № 2;

Петрова Т. М., Поэзия Л. С. Сенгора как отражение его идейных исканий, там же, 1973, № 4;

Современные литературы Африки. Северная и Западная Африка, М., 1973 (см. указатель);

Никифорова И. Д., Сюрреализм и «негро-африканская поэзия», в кн.: Взаимосвязи африканских литератур и литератур мира, М., 1975;

Ляховская Н. Д., Поэзия Западной Африки, М., 1975;

Развитие литературы в независимых странах Африки (60—70-е гг. XX в.), М., 1980;

Guibert A., L. S. Senghor, P., 1961;

Mezu S. O., L. S. Senghor…, P., [1968] (библ.);

Milcent E., Sordet M., L. S. Senghor et la naissance de l’Afrique Moderne, [P., 1969].

Т. М. Петрова.

Сенгор Морис Сонар

Сенго́р Морис Сонар (р. 1926), сенегальский режиссёр. В 1948 организовал в Париже первый африканский ансамбль песни и танца. С 1954 директор дакарского «Театр дю Пале», ставшего центром художественной деятельности Западной Африки. Сформировав труппу из любителей, С. обучал их актёрскому мастерству. В 1965 труппа получила театральное помещение и театру присвоено имя Даниеля Сорано. Идейная направленность театра во многом определялась концепцией негритюда. С 1961 при театре С. создал коллектив Национальный ансамбль балетов, где поставил танцевально-драматическую пьесу «Синдьели», интермедию «Сатидонг», «Эйфок» и др. (в 1965, 1970, 1976 коллектив был на гастролях в СССР). Среди других работ С. — спектакли «Господин взяточник и компания» (по «Ревизору» Н. В. Гоголя, на языке волоф), «Фальшивый марабут» (по «Лекарю поневоле» Мольера) и др.

Н. И. Львов.

Сен-Дени

Сен-Дени́ (Saint-Denis), город, административный центр острова Реюньон. 109 тыс. жителей (1982). Порт на Индийском океане. Производство и вывоз сахара и рома. Предприятия пищевкусовой промышленности. Университет, академия, музей искусствоведения.

Сенегал

Статья большая, находится на отдельной странице.

Сенегал. Архитектура и изобразительное искусство

Статья большая, находится на отдельной странице.

Сенегал. Вооружённые силы

Вооруженные силы состоят из сухопутных войск, ВВС и ВМС. Верховный главнокомандующий - президент, он же возглавляет Высший совет национальной обороны. Непосредственное руководство вооруженными силами осуществляют Министерство обороны и генеральный штаб; их общая численность около 10 тыс. человек (1984), в том числе сухопутные войска - 8500, ВМС - 700, ВВС - 500 человек. Сухопутные войска состоят из 5 пехотных, 1 инженерного, 1 учебного батальонов, 1 разведывательного эскадрона, 2 парашютных рот, 2 рот коммандос, 1 артиллерийской батареи, подразделений спецназначения. ВМС имеют свыше 20 катеров и судов, ВВС - свыше 200 самолётов и вертолётов. Главная военно-морская база - Дакар. Вооружение и военная техника в основном французского производства. Комплектуются вооруженные силы на основе обязательной военной службы и по найму. Призывной возраст 20 лет, срок действительной службы 18 мес. Имеются военизированные формирования и организации численностью около 7 тыс. человек.

Сенегал. Здравоохранение

В 1975-80 рождаемость составила 47,8, смертность - 22,1 на 1 тыс. жителей; детская смертность - 92,9 на 1 тыс. живорождённых. Средняя продолжительность жизни 42 года. Распространены малярия, кишечные и детские инфекции, венерические болезни, лепра, трахома. В 1977 было 9 больниц, 35 медицинских центров, 60 центров охраны материнства и детства, 439 центров здравоохранения на 5827 коек (около 10 коек на 10 тыс. жителей; в 1960 - 4185 коек, то есть около 12 коек на 10 тыс. жителей); работали 334 врача (на 1 врача около 17 тыс. жителей), а также (1976) 90 фармацевтов, 37 зубных врачей, 2357 медсестёр и 380 акушерок. Имеется школа для подготовки врачей, стоматологов и фармацевтов.

Сенегал. Кино

Статья большая, находится на отдельной странице.

Сенегал. Литература

Статья большая, находится на отдельной странице.

Сенегал. Музыка

Музыкальная культура Сенегала, уходящая корнями в глубокую древность, представлена музыкой ряда народов. В силу истории, особенностей (один и тот же народ, например фульбе, малинке, проживает на территории нескольких государств) музыка С. и других стран Западной Африки (Гвинеи, Мали, Сьерра-Леоне и др.) имеет много общих черт. Существенное влияние на музыкальную культуру оказали арабы, принёсшие в С. ислам суннитского толка (отсюда широкое бытование суннитской ритуальной музыки), а с конца XV в. и в особенности с XVI в. - европейцы, благодаря чему начала развиваться городская культура европейского типа.

Музыкальный инструментарий С. представлен разнообразными ударными - круглые тыквенные барабаны различных видов, 2-мембранный барабан в форме песенных часов тама (у волоф), тыквенный барабан палиела (у тукулер), на котором играют только женщины, погремушки, трещотки, колокольчики и др. Популярны различные ксилофоны, балафоны. Среди струнных инструментов - однострунный лук, различные щипковые, в том числе кора (у малинке), гнагнур (у тукулер; состоит из полусферического корпуса, обтянутого кожей ящерицы, одной звучащей и 2 резонирующих струн); среди духовых - флейты, рога.

Богатый слой традиционной музыки составляют песни - лирические, трудовые, детские, а также историко-эпические сказания, восхваления духов предков. Особый пласт - ритуальное пение (нераздельно с танцем, инструментальным сопровождением). Мелодика сенегальских песен преимущественно диатонична, ладовой основой их служат 7-ступенные звукоряды и пентатоника (встречаются и нетемперированные звукоряды). Исключение - музыка суннитского ритуала (пение молитв), отличающаяся широким использованием микроинтервалов, орнаментики. Большинству песен свойственно вариационное развитие. Для музыки С. типично одноголосие (ансамблевое пение главным образом унисонное), лишь южные народы (основная их часть живёт в Гвинее) тяготеют к многоголосию (использование респонсория - чередование реплик солиста и хора). В С. популярно инструментальное музицирование (сольное и ансамблевое) - игра на коре у малинке, ансамбли, главным образом из ударных и различных шумовых инструментов, у южных народов. Основными исполнителями традиционной музыки являются гриоты.

Социальные и культурные преобразования в стране, связанные с ростом национального самосознания, коснулись и музыкальной жизни. Возникли учебные и научные учреждения, занимающиеся проблемами музыкального искусства, радиовещание (с 1926) и телевидение (с 1964), уделяющие большое внимание музыкальным передачам.

Развернулась в городах концертная жизнь. Крупнейшим музыкальным Центром С. является Дакар, где функционируют Национальный университет (с факультетом искусств), Национальный институт искусств (с 1972). После провозглашения независимости страны организован Национальный ансамбль балета С., в репертуаре которого - традиционная музыка и танцы (в 1965 и 1970 гастролировал в СССР). В Дакаре проводятся различные фестивали искусств, в том числе в 1966 прошёл 1-й Всемирный фестиваль негритянского искусства.

Сенегал. Народное образование и научные учреждения

Библиотека университета в Дакаре.

Библиотека университета в Дакаре.

Первая начальная школа была открыта в 1816, первый коллеж в 1843. В 1860 в начальных школах обучалось около 860 человек, в 1897 1,4 тыс. человек. Система образования сложилась по французскому образцу. К моменту провозглашения независимости около 95% населения было неграмотно. В 1963 был принят закон об обязательном начальном обучении с 6 до 12 лет (по другим источникам, с 6 до 14), но он не выполняется. Начальная школа 6-летняя, состоит из трёх 2-годичных циклов (подготовительный, элементарный и средний). В 1981/82 учебном году в стране было 1795 начальных школ, в них работало 11326 учителей и обучалось 452,7 тыс. учащихся (в том числе 40% девочек), что составляло 48% детей возраста начального обучения (в 1970/71 учебном году 38%).

Продолжительность обучения в средней школе 7 лет; 4 года в неполной средней (коллеж) и 3 года в полной (лицей). В 1980/81 учебном году в средних школах обучалось свыше 83,4 тыс. учащихся.

Профтехподготовка осуществляется на базе начальной школы в профшколах (3 года), технических коллежах (4 года), технических лицеях (7 лет). В 1980/81 учебном году в системе профтехподготовки было свыше 9,9 тыс. учащихся. Подготовка учителей для начальной школы осуществляется на базе неполной средней школы в течение 4 лет в педагогических училищах и педагогических коллежах (в 1980/81 учебном году свыше 2,2 тыс. учащихся), для средней школы - в университете. В 1980/81 учебном году во всех типах средних учебных заведений обучалось 10% молодёжи соответствующего возраста (в 1970/71 учебном году 9%).

Управление образованием осуществляют Министерство национального образования и Министерство высшего образования и научных исследований. На нужды образования в 1977 было выделено 4,1% ВНП, или 21,5% государственного бюджета страны.

В системе высшего образования в 1980/81 учебном году было 684 преподавателя и 13580 студентов. Крупнейший вуз - Дакарский университет (основан в 1949; университетский статус с 1957); в 1981/82 учебном году 11870 студентов, 604 преподавателя; факультеты экономико-юридический, медико-фармацевтический, естественных наук и гуманитарных наук; в его составе Высшая нормальная (педагогическая) школа и Высшая национальная школа технологии, а также 17 центров и институтов. Университет мутации в Горе (основан в 1978; в 1981/82 учебном году 30 студентов, 13 преподавателей). Оба университета - государственные учебные заведения. Срок обучения от 4 до 6 лет. Имеются высшие коллежи (школы): Школа ветеринарной медицины, Национальная административная школа - в Дакаре (основана в 1959); Политехническая школа в Тиесе (основана в 1973; в 1981/82 учебном году 175 студентов) и др.

Архив С. в Дакаре с библиотекой (основан в 1913, свыше 22 тыс. томов в 1982); библиотека Фундаментального института Чёрной Африки (основана в 1938; более 61 тыс. томов); библиотека университета (основана в 1952; более 275 тыс. томов) - в Дакаре; библиотека Политехнической школы в Тиесе (более 20 тыс. томов).

Музей африканского искусства (основан в 1936), Музей Фундаментального института Чёрной Африки - в Дакаре; Исторический музей, Морской музей (основан в 1959) - в Горе.

Большинство научных учреждений входит в состав Дакарского университета, крупнейшее - Фундаментальный институт Чёрной Африки (основан в 1936). Национальный архив (основан в 1913), Национальный институт искусств (основан в 1972), Бюро научно-технических исследований, Институт сельского хозяйства (основан в 1974), которому подчиняется 10 научных центров и лаборатории; Пастеровский институт (основан в 1896), Африканский региональный центр технологии (основан в 1977), Африканский институт по проблемам развития экономики и планирования (основан в 1963), Центр по изучению тропического леса (основан в 1966) и другие, научные общества - в Дакаре.

В. З. Клепиков.

Сенегал. Население

Деревня сусу.

Деревня сусу.

Большинство населения (свыше 87%) составляют народы, говорящие на западно-атлантических языках, - волоф, фульбе, серер, диола и др. На юго-западе страны живут народы, говорящие на манде языках, - малинке, сонинке и др. Арабы и европейцы (в основном французы) живут преимущественно в городах. Официальный язык - французский, распространены языки волоф и фульбе. По религии большинство населения (85%) - мусульмане, есть христиане (главным образом католики) и приверженцы традиционных верований.

За 1950-80 (оценка ООН) численность населения С. возросла более чем в 2 раза. Среднегодовые темпы общего прироста населения в 1975-82 - 2,6%. Средняя плотность населения 30 человек на 1 км2, в западных земледельческих районах плотность колеблется от 75 до 150 человек на 1 км2, в восточных районах - менее 5 человек на 1 км2. Значительны миграции населения из периферийных районов, особенно из долины р. Сенегал, в арахисопроизводящую зону и в города на заработки. Городское население 34% (1980). Быстрыми темпами (6% в год) растёт население Дакара. Важнейшие города: Дакар, Тиес, Каолак, Сен-Луи, Зигиншор, Диурбель, Рюфиск.

Деревня серер.

Деревня серер.

Горожанки серер.

Горожанки серер.

Округ Тиес.

На улице Дакара.

На улице Дакара.

В предместьях Дакара.

В предместьях Дакара.

Народное жилище западных районов Сенегала.

Народное жилище западных районов Сенегала.

Сенегал. Печать, радиовещание, телевидение

В 1985 в Сенегале издавались 1 ежедневная газета и свыше 30 других периодических изданий. Важнейшие из них (все - в Дакаре): «Солей» («Le Soleil»), ежедневная газета, с 1970, тираж 15-20 тыс. экземпляров, на французском языке, выражает взгляды правящей Социалистической партии С. (СПС); «Юните африкен» («L’Unité Africaine»), ежемесячная газета, с 1974, тираж около 7 тыс. экземпляров, орган СПС; «Даан дооле» («Daan Doole»), ежемесячная прогрессивная газета, с 1982, тираж 3-4 тыс. экземпляров, орган Партии независимости и труда С. (ПНТС); «Гесту» («Gëstu»), прогрессивный журнал, издаётся 1 раз в 2 мес, теоретический орган ПНТС; «Фагару» («Fagaru»), прогрессивная газета, издаётся 1 раз в 3-4 мес, с 1981, орган Демократической лиги - Движения за создание партии труда; «Этиопик» («Ethiopique»), ежемесячный общественно-политический и литературный журнал, с 1975, орган Сенегальской демократической партии; «Ренуво» («Renouveau»), ежеквартальный журнал, с 1982, орган Национальной конфедерации трудящихся С.

Агентство печати С., правительственное информационное агентство, основано в 1959, в Дакаре. Радиопередачи с 1926, ведутся на французском, английском, арабском, португальском и 6 местных языках. Телевидение с 1964. Работой радио и телевидения руководит Управление радиовещания и телевидения С.

М. А. Шлёнова.

Сенегал. Театр

История развития театра Сенегала связана с творчеством гриотов, которые, часто объединяясь в бродячие труппы, устраивали импровизационные представления на деревенских площадях. В С. раньше, чем в других колониальных странах, появился театр в школах. В Дакаре в школе им. Уильяма Понти с 1933 ставились спектакли на французском языке, рассказывающие о современной жизни Африки. Учащиеся собирали также материал по истории и фольклору страны и на этой основе создавали пьесы. Так, было показано свыше 50 пьес, некоторые из них (историческая драма «Биголо», бытовая драма «Претенденты-соперники» и др.) были напечатаны в журналах, издававшихся колониальными властями. В Дакаре в 50-е гг. существовала Консерватория музыки и драматического искусства. Но в период колониализма её деятельность не способствовала развитию национального театра, так как ориентировалась на французского зрителя.

После достижения независимости (1960) С. сохранил ведущее положение в развитии театрального искусства всей Западной Африки. В 1961 был создан государственный Национальный ансамбль балета С. под руководством Мориса Сонара Сенгора. Его представления основывались на традиционном искусстве, в программе - танцы, пантомимы («Капкуран»), музыкально-драматические («Синдьели») и музыкально-вокальные («Сценки из народной жизни») сценки. Ансамбль неоднократно выезжал в Западную Европу, в том числе в 1965 и в 1970 в СССР. Значительное развитие получил любительский театр. С. был инициатором и организатором 1-го Всемирного фестиваля негритянского искусства (1966, Дакар). В связи с подготовкой к фестивалю в 1965 в Дакаре было построено помещение Национального театра (зрительный зал на 1200 мест). Одновременно формировалась профессиональная труппа - театр им. Даниеля Сорано, под руководством М. С. Сенгора. В неё вошли выпускники дакарской Драматической школы. Отсутствие национального репертуара затрудняло работу труппы (созданное в 1959 «Ателье авторов» не оправдало возложенных на него надежд). Новый театр открылся пьесами «Фальшивый марабут» (переделка «Лекаря поневоле» Мольера) и «Негро спиричуэл» И. Жамнарка - резонёрской драмой из жизни американских негров. До начала 70-х гг. репертуар составляли пьесы, отображающие героическую борьбу народов С. против французских завоевателей второй половины XIX в. («Последние дни Лата Диора» Амаду Сиссе Диа, «Изгнание Албури» Шейха Ндао). Спектакли ставил режиссёр Р. Эрмантье. В 1969 на Панафриканском фестивале культуры в Алжире спектакль «Изгнание Албури» был отмечен как один из лучших. Среди других работ театра: бытовая комедия «Кость Mop-Лама» (по рассказу Бираго Диопа), «Макбет» У. Шекспира и «Ревизор» Н. В. Гоголя. В 1972 театр показал историческую драму «Амазулу» Абду Анта Ка о легендарном герое Африки XIX в. Чаке, пытавшемся объединить африканские племена. Высокая цена на билеты, увлечённость историческими пьесами, нежелание выезжать на гастроли по стране сделали театр им. Даниеля Сорано оторванным от сенегальской жизни. Медлительность в подготовке репертуара сказалась на материальном положении театра. Назревала необходимость создания новой труппы, близкой народным массам. Основой такого театра должен был стать любительский театр, который в независимой стране получил широкое развитие и пользовался поддержкой правительства. В 1965 в С. были организованы курсы для руководителей самодеятельных коллективов, лучшие коллективы стали получать дополнительную материальную поддержку и инструкторов, знающих театральное дело. В том же году начала работать Национальная федерация любительских театров, которая в 1969, когда на смену любительским коллективам пришёл демократический народный театр, ставящий целью воспитание широких масс и приобщение их к искусству, стала называться Федерацией народного театра. В 1969 и 1970 Федерация провела фестивали народного театра.

Н. И. Львов.

Сенегал. Экономико-географический очерк

Статья большая, находится на отдельной странице.

Сенегамбия

Сенега́мбия (Senegambia), 1) распространённое название района Западной Африки в междуречье Сенегала и Гамбии. Название восходит к первой половине XVII в., когда начались попытки проникновения европейцев во внутренние области континента. В северных и западных районах С. в 1-м —середине 2-го тысячелетия н. э. существовали государственные образования Текрур, Фута-Торо, Джолоф, Кайор, Баол, Вало, Салум, Син и др. К концу XIX в. территория С. была захвачена французскими и английскими колонизаторами. 2) Конфедерация Сенегала и Гамбии. Создана 1 февраля 1982. В ноябре сформировано правительство конфедерации (5 представителей Сенегала и 4 Гамбии). В январе 1983 подписаны протоколы с Гамбией по вопросам обороны, безопасности и интеграции вооруженных сил и сил безопасности в рамках конфедерации. Высшими органами власти и управления являются президент (президент Сенегала), вице-президент (президент Гамбии), Совет министров, Конфедеральная ассамблея и арбитражный суд.

Е. Н. Кальщиков.

Сен-Луи

Сен-Луи́ (Saint-Louis), город на северо-западе Сенегала. Административная центральная область Сен-Луи. 114 тыс. жителей (1981). Речной порт в устье р. Сенегал. Железной дорогой и автодорогой соединён с г. Дакар. Предприятия по производству консервов; швейная и полиграфическая промышленность. Скотобойня. Кустарные промыслы. Основан в 1659 как опорный пункт для французский колониальных захватов внутренних областей континента. В течение XVII—XVIII вв. — важнейший пункт афро-европейской торговли (в том числе и рабами) по р. Сенегал; до конца XIX в. — крупнейший город на западно-африканском побережье.

Сеннар

Сенна́р, султанат, существовавший в XV—XIX вв. на юге современного Судана. С. был создан фунгами, возглавившими объединение племён хамег в верховьях Голубого Нила. Основная территория султаната — суданская Гезира. В период расцвета (XVII в.) власть фунгских султанов распространялась на севере до 3-го порога, на западе — до Кордофана, на востоке — до Красного моря. Столица государства — Сеннар. Султанат представлял собой конфедерацию племён и племенных объединений, находившихся в разной степени зависимости от фунгских правителей; его население состояло, в частности, из беджа, арабов. Султаны С. выбирали и назначали правителей на местах из числа наследников племенных вождей. Принципы административного устройства и правовой системы С. были установлены в третьей четверти XVI в. пятым султаном Декином. Начиная с первого султана — Умары Дункаса (первая четверть XVI в.), фунги вели широкую завоевательную политику. Управление завоёванными территориями и сбор дани на юге осуществляли сами фунги, на севере — их вассалы, племена конфедерации Абдаллаб. Значительную часть доходов султаны С. получали от продажи рабов, захватываемых во время специальных регулярных рейдов на юге. В конце XVII в. племенное объединение Шаигия (шаигия жили в излучине Нила у 4-го порога) начало борьбу за освобождение от власти султанов С. К ним присоединились племена Абдаллаб. В конце 70-х гг. XVIII в. фунги утратили контроль над северными территориями. В 1776 фунгский султан был низложен своим хамегским визирем, и с этих пор султаны С. стали марионетками в руках верховных представителей администрации. В 1821 последний султан фунгов Бади VI сдался без сопротивления армии Исмаила-паши, сына Мухаммеда Али. Территория С. стала частью владений Египта. В современном Судане С. является частью провинции Голубой Нил.

Литература:

Adams W. Y. Nubia: corridor to Africa, L., 1977;

Crawford O. G. S., The Fung Kingdom of Sennar, Gloucester, 1951.

С. Я. Берзина.

Сен-Поль

Сен-Поль (Saint-Paul), город на острове Реюньон. 54 тыс. жителей (1981). Производство сахара и рома.

Сен-Пьер

Сен-Пьер (Saint-Pierre), город на острове Реюньон. 45 тыс. жителей (1981). Порт на Индийском океане. Производство сахара и рома.

Сенусерт

Сенусе́рт (греч. Сесострис), египетские фараоны XII династии эпохи Среднего царства. С. I правил в 1970—34 до н. э., второй царь династии, сын Аменемхета. Организовал экспедиции в Большой оазис (Харга) и золотоносные области Аравийской пустыни, возобновил добычу меди в рудниках Синайского полуострова. Установил дипломатические и торговые связи с вождями племён страны Речену (вероятно, Южная Сирия или Палестина). Наиболее активную наступательную политику вёл на юге, продвинувшись в Нубию до Вади-Хальфы (южного 2-го порога). Стремился к централизации и усилению царской власти, но сохранял и привилегии номовой знати, покровительствовал жречеству, особенно фиванскому и гелиопольскому. Сохранился папирус с текстом коронационных мистерий С. I (так называемый драматический папирус Рамессеум), являющийся важным источником для изучения древне-египетской религии; С. II, правил около 1897 — 79 до н. э. Вёл энергичную политику по укреплению царской власти и ограничению прав и привилегий номовой знати. Провёл реформу номового деления страны (уменьшил территории номов, превратив их в небольшие округа с одним городским центром). Проводил работы по благоустройству Файюмского оазиса; С. III, правил около 1878 — 43 до н. э. Сын С. II. Завершил реформу номового управления, окончательно отстранив номовую знать и сделав опорой фараона зависимое от него чиновничество. Совершил несколько походов в Нубию. При нём был пробит в скале обводной канал, позволивший кораблям обходить 1-й порог Нила. Установлена прочная граница южнее Вади-Хальфы, основаны крепости на западном и восточном берегах Нила. С. III совершал походы вплоть до 3-го порога. Поддерживал торговые контакты с Библом, Кипром, Критом и другими центрами средиземноморской торговли. При жизни С. III воздавались божеские почести (гимны на кахунских папирусах), а в покорённой египтянами Нубии он был официально при жизни обожествлён и вошёл в триаду богов Семны наряду с богами Дедуном и Хнумом.

Литература:

Авдиев В. И., Военная история Древнего Египта, т. 1, М., 1948, гл. 2;

Jmlin J., Amenemhet I und Sesostris I. Die Begründer der XII. Dynastie, Heidelberg, 1962;

Lange K., Sesostris. Ein ägyptischer König in Mythos, Geschichte und Kunst, Münch., 1954.

С. С. Соловьёва.

Сенуфо

Изготовление хлопковой пряжи.

Изготовление хлопковой пряжи.

Сенуфо.

Мали.

сену́фо, сене, сиена, народ на севере Кот-Дивуар (1,3 млн. человек), на юго-востоке Мали (0,9 млн. человек) и в пограничных районах Буркина-Фасо (0,35 млн. человек, 1983, оценка). Говорят на одном из гур языков. Основное занятие — тропическое земледелие (просо, сорго, кукуруза, рис, фасоль, арахис, ямс, батат, маниок и др., из товарных культур — рис и хлопчатник). Держат небольшое количество крупного и мелкого рогатого скота. Развиты ремёсла — кузнечное, кожевенное, гончарное, ткачество из шерсти и хлопка. Большинство С. сохраняет традиционные верования (культы духов, составляющих сложный пантеон во главе с создателем мира Туоло и его супругой — «матерью прародительницей» Туолео), часть — мусульмане.

Сенуфо искусство

Статья большая, находится на отдельной странице.

Сервал

Серва́л (Felis serval), хищное млекопитающее семейства кошачьих. Эндемик Африки. Ареал разорван: горные леса Атласа и почти повсеместно к югу от Сахары (исключая область дождевых лесов бассейна Конго). Длина тела до 1 м, масса 10—18 кг. С. предпочитает влажную саванну, встречается в кустарниковых зарослях и редколесьях. Ведёт одиночный образ жизни. Питается грызунами, зайцами, пресмыкающимися, при случае — мелкими антилопами. В национальном парке Серенгети основа питания С. — травяная мышь (длина тела до 20 см). Длинные ноги помогают С. обнаруживать добычу в высокотравье, позволяют совершать длинные и очень высокие прыжки. Может извлекать добычу из узких полостей и ниш передними лапами с помощью острых когтей. Преследуя жертву, например древесного дамана, иногда взбирается на деревья. Движения С. чрезвычайно быстры и манёвренны. Самки рождают 2—4 детёнышей в норах, вырытых другими млекопитающими, или среди высокотравья. В Африке к югу от Сахары С. обычен. В Южной Африке ареал С. сокращается. Подвид, обитающий в горных лесах Атласа (F. s. constantina), находится под угрозой исчезновения, внесён в Красную книгу Международного союза охраны природы.

Е. Н. Матюшкин.

Сере-мунду

Се́ре-му́нду, бака, мамбу, группа родственных народов на северо-востоке Заира и юге Судана. Численность 375 тыс. человек (1983, оценка). Языки принадлежат к адамауа-восточным языкам. Основное традиционное занятие — мотыжное земледелие переложного типа (сорго, просо, кукуруза, арахис, маниок, ямс, овощи и др.). Ремёсла: гончарство, обработка дерева — вытесняются промышленным производством. Сохраняют в основном традиционные верования. Развит музыкальный фольклор.

Серенгети

Серенге́ти (Serengeti), национальный парк на севере Танзании, на плато Серенгети. Его территория простирается от границы с Кенией на севере до озера Эяси на юге и от Олдувайского ущелья на востоке до озера Виктория на западе. Основан в 1940 как резерват, с 1951 — национальный парк, в современных границах с 1976. Площадь 1,3 млн. га. В 1959 из С. выделен особый резерват Нгоронгоро (свыше 800 тыс. га), охватывающий гигантский кратер Нгоронгоро и прилегающие участки плато. Сохраняются ландшафты травянистых и древеснокустарниковых саванн — местообитания более 1,5 млн. голов крупных млекопитающих, главным образом копытных (антилопы гну, газели Гранта и Томсона, зебры, носороги, кафрские буйволы, жирафы и многие другие); обычны: африканский слон, лев, гепард, леопард. Обилие птиц, в том числе фламинго, венценосные журавли, аист-ябиру. Международный научно-исследовательский институт и мемориальная лаборатория им. М. Гржимека. Туризм.

Литература:

Гржимек Б., Гржимек М., Серенгети не должен умереть, пер. с нем., М., 1976.

Сероте Монгане Уолле

Серо́те Монгане Уолле (Serote) (р. 1944), зулусский поэт. Пишет на английском и зулу языках. За участие в антирасистских выступлениях был заключён в тюрьму (1969). Автор сборников «Крик скота на бойне» (1972), «Маленькая птичка» (1974), «Дети не должны плакать» (1975) и «Смотри, мама, цветы» (1978). Его реалистические стихи вводят читателя в мир африканцев — обитателей цветных гетто.

Предыдущая страница Следующая страница