Энциклопедический справочник "Африка"
Статьи на букву "А" (часть 1, "АБА"-"АВГ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 1, "АБА"-"АВГ")

Аба

Аба́ (Aba), город на юге Нигерии, на р. Аба. 177 тыс. жителей (1980). Транспортный узел на пересечении Восточной железнодорожной магистрали Порт-Харкорт — Кадуна и шоссейных дорог. Маслодельный, пивоваренный, мыловаренный, по изготовлению пластмассовых изделий, шин, фармацевтических товаров заводы; текстильные и трикотажные фабрики. Торговля продуктами переработки масличной пальмы и др. Торговые и технические учебные заведения.

Абако

АБАКО (Association des Bakongo — АВАКО), Альянс народа баконго (Alliance des Bakongo), политическая партия Конго (современный Заир). Основана в 1950 как культурно-просветительная организация, действовавшая среди народа конго; издавала несколько газет на киконго и французском языке. В первые годы существования АБАКО находилась под значительным влиянием католической церкви. В 1956 высказалась за предоставление независимости Бельгийского Конго и превращение его в федерацию в значительной мере автономных провинций («Манифест АБАКО»). С углублением национально-освободительного движения в 1959 была преобразована в политическую партию и признана бельгийскими властями. Отражая интересы традиционной знати и состоятельных слоев, неоднократно призывала к воссозданию государства народа конго в границах средневекового Конго. В конце 1950-х гг. объединила несколько этнорегиональных организаций, возглавив их борьбу против сторонников создания централизованного конголезского государства. В июле 1959 АБАКО выступила за превращение провинции Леопольдвиль в самостоятельную республику Центральное Конго. АБАКО участвовала в Брюссельских конференциях круглого стола 1960; в ходе переговоров о предоставлении независимости Конго раскололась на фракции Ж. Касавубу (возглавлял АБАКО с 1955) и Д. Канзы. В 1-й половине 1960-х гг. (вплоть до её роспуска в 1965) АБАКО всё более ограничивала свою деятельность провинцией Леопольдвиль.

Ю. Н. Винокуров.

Абанкор

Абанко́р, месторождение урана на юге Алжира. Открыто в 1958, разведано в 1968—74. Запасы руды (1982) 3,3 млн. т с содержанием урана 0,29%.

Аббай

Абба́й, название р. Голубой Нил в пределах Эфиопии.

Аббас I

Абба́с I, Аббас Хильми I, Аббас-паша (1813-1854), вали (вице-король) Египта в 1849-54. Внук Мухаммеда Али. Фактически находился у власти с декабря 1848 после смерти Ибрахима-паши. Проводил политику, направленную на сохранение традиционных социальных и политических институтов, выслал из Египта иностранных советников, преследовал либералов и сторонников европеизации Египта - «западников». Как и Мухаммед Али, отказался от распространения на Египет и Судан осуществлявшихся в Османской империи реформ танзимата. Ликвидировал мануфактуры, восстановил ремесленные цехи и мелкое товарное производство (при сохранении внутренних торговых монополий), снизил налоги. Во внешней политике ориентировался на Великобританию. В 1851 предоставил ей концессию на строительство железной дороги Александрия-Каир-Суэц. Выступал против выдвигавшихся французами планов строительства Суэцкого канала. Политика А. I вызвала оппозицию в правящих кругах, особенно среди «западников». Убит в ходе дворцового переворота 13 июля 1854.

Н. А. Иванов.

Аббас Ферхат

Абба́с Ферхат (1899—1985), политический деятель Алжира. Один из основателей и президент (1924—29) Ассоциации студентов-мусульман Северной Африки во Франции. В 1933—39 издавал еженедельник «Антант» («L’Entente») антиколониального содержания. В 1938 основал партию Алжирский народный союз, выдвинувшую требование «ассоциации» Алжира с Францией. В 1942—45 лидер либеральной буржуазии, боровшейся за автономию Алжира. Автор патриотического «Манифеста алжирского народа» (февраль 1943). Один из создателей ассоциации Друзья манифеста и свободы (март 1944). Арестовывался французскими властями в октябре 1943 и мае 1945. В марте 1946 основал и возглавил Демократический союз алжирского манифеста. В августе 1946 выдвинул проект создания автономной Алжирской республики в составе Французского Союза. С апреля 1955 установил тайные связи с Фронтом национального освобождения (ФНО), в 1956 открыто примкнул к нему и вошёл (в августе) в его руководство. В сентябре 1958 — августе 1961 председатель Временного правительства Алжирской Республики в эмиграции. В сентябре 1962 — августе 1963 председатель национального Учредительного собрания Алжира. Ушёл в отставку в связи с разногласиями по проекту конституции, выдвинутому партией ФНО; с тех пор в оппозиции.

Р. Г. Ланда.

Аббуд Ибрахим

Аббу́д Ибрахим (р. 1900), государственный и военный деятель Судана. Окончил военный колледж в Хартуме. С 1925 на военной службе. Во время 2-й мировой войны участвовал в составе английских войск в боевых операциях в Ливии и Эфиопии. В 1956 назначен главнокомандующим суданской армией в чине генерал-майора, с 1957 генерал-лейтенант. В 1958 возглавил военный переворот и сверг правительство. Объявленный высшим органом власти в стране Верховный совет вооружённых сил (ВСВС) передал А. посты президента Судана, председателя ВСВС, премьер-министра, министра обороны и главнокомандующего вооружёнными силами, присвоил ему звание маршала. В октябре 1964 началось широкое народное движение, приведшее в ноябре к свержению диктатуры А.

В. И. Гусаров.

Абд аль-Азиз

Абд аль-Ази́з, Мауля Абд аль-Азиз ибн аль-Хасан (1878—1943), султан Марокко в 1894—1908. Из династии Алауитов (Филалидов). Сын Хасана I, брат Абд аль-Хафиза. Придя к власти (до 1900 страной фактически правил великий везир), наметил план реформ по модернизации армии и государственного аппарата, программу строительных работ. В 1901, отменив ранее существовавшие налоги, пытался ввести новый — тертиб, предусмотренный Мадридской конвенцией 1880, которым бы облагались как марокканцы, так и иностранцы, но потерпел неудачу. В 1903 Марокко оказалось на грани финансового банкротства, А. аль-А. добился получения займа в 22,5 млн. франков у Франции, Великобритании и Испании, в 1904 — нового займа у Франции в 62,5 млн. франков. Пытался заручиться поддержкой Германии, чтобы противодействовать французскому проникновению в Марокко. Разорение страны, оккупация Касабланки и округа Уджды французскими войсками в 1907—08 вызвали восстание племён, поддержанное Абд аль-Хафизом, в ходе которого А. аль-А. был свергнут.

И. С. Луцкая.

Абд аль-Кадира государство

Абд аль-Ка́дира госуда́рство, государство в западной и центральной части Алжира. Создано Абд аль-Кадиром в 1832 в ходе вооруженной борьбы алжирского народа против французских завоевателей. Центр — город Маскара. Потерпев в борьбе с этим государством ряд военных поражений, Франция в 1834 вынуждена была заключить с Абд аль-Кадиром мирный договор и признать его эмират. Нарушение французами договора привело к возобновлению войны.

В июне 1835 войска Абд аль-Кадира разбили у р. Макта французские войска. В 1837 Франция заключила с Абд аль-Кадиром Тафнский договор, по которому его государство включало почти весь западный и центральный Алжир. На востоке страны, в Кабилии, часть племён также признала власть эмира.

Абд аль-Кадир принял титул эмир аль-муминин («повелитель правоверных»), создал совещательный Высший совет из улемов и исполнительный Учредительный совет из везиров. Прежняя турецко-янычарская администрация была упразднена, территория государства разделена на 8 халифалыков (областей) во главе с халифами и ряд агалыков (районов) во главе с ага, имевшими право отменять решения шейхов племён и даже смещать их. Деление племён на привилегированные (ахль аль-махзен — «люди государства») и податные (райя) было ликвидировано, устанавливалось равенство перед законом различных племён и религиозных братств, а также этнических групп (турок, мавров и др.). Была отменена система продажи должностей, упорядочен и строго регламентирован сбор налогов. Судебные дела были изъяты из ведения феодалов, в каждое племя назначался кади (судья), получавший государственное жалованье. Была введена монополия внешней торговли, доходы от которой шли на содержание армии. Наряду с ополчением была создана регулярная армия (около 10 тыс. человек), которую обучали марокканские, тунисские и европейские инструкторы. Формально признав себя вассалом марокканского султана, Абд аль-Кадир получал от него значительную помощь деньгами и оружием. Абд аль-Кадиром было налажено производство оружия и боеприпасов, создано несколько линий обороны, построены литейный и 2 пороховых завода, ткацкая мануфактура. Был заложен ряд новых городов (Сайда, Таза, Тагдам). С мятежами феодальной знати велась неустанная борьба.

В 1839 война возобновилась, к 1843 территория эмирата была завоёвана французами. Абд аль-Кадир отступил в Марокко, однако в 1844 марокканцы, потерпев поражение во франко-марокканской войне 1844, были вынуждены отказать ему в поддержке. Абд аль-Кадир вернулся в Алжир, где в 1845—47 продолжал борьбу с колонизаторами.

Литература:

Богданович М. И., Алжирия в новейшее время, СПБ, 1849;

Ланда Р. Г., Борьба алжирского народа против европейской колонизации, (1830—1918), М., 1976;

Хмелева Н. Г., Государство Абд аль-Кадира Алжирского, М., 1973;

Эгрето М., Алжирская нация существует, [пер. с франц.], М., 1958;

Émerit М., L’Algerie à l’époque d’Abd-el-Kader, P., 1961.

Р. Г. Ланда.

Абд аль-Крим

Абд аль-Крим, Абд аль Керим, Мухаммед ибн Абд аль-Крим аль-Хаттаби (1882—1963), руководитель национально-освободительного движения в Марокко в 1921—26. Родился в области Риф в семье каида (наместника султана) племени бени урийагиль Абд аль-Крима аль-Хаттаби, сыгравшего значительную роль в восстании племён 1907—1908 против султана Абд аль-Азиза. Получил богословское образование в Тетуане и Фесе. С 1910 в Мелилье был преподавателем, затем судьёй, главным судьёй, с 1914 редактор газеты «Телеграма дель Риф» («El Telegrama del Rif»). Был арестован испанскими властями, в 1915—16 в заключении. В 1920, после смерти отца, стал каидом племени бени урийагиль. В 1921 возглавил национально-освободительную борьбу рифов против испанцев, а с 1925 и против французских колонизаторов. В июле 1921 армия А. аль-К. разгромила испанские войска под Анвалем. В 1921 (по другим данным, в 1923) под руководством А. аль-К. была образована Республика Риф (см. Рифская республика). Было избрано Национальное собрание и создано национальное республиканское правительство во главе с президентом — А. аль-К., получившим титул эмира. А. аль-К. был утверждён Национальным собранием в качестве верховного главнокомандующего, разработал тактику ведения партизанской войны. В 1926 А. аль-К. был вынужден капитулировать; сослан французскими властями на остров Реюньон. В 1947 А. аль-К. был разрешён въезд во Францию при условии отказа от политической деятельности, но получив политическое убежище у египетского правительства, он поселился в Каире. Основатель и глава (1948—56) Комитета освобождения Северной Африки в составе представителей национальных политических партий Алжира, Марокко и Туниса. После завоевания Марокко независимости отказался туда вернуться до тех пор, пока последний иностранный солдат не покинет его территории. Умер в Каире.

Сочинения:

Memoires, P., 1927.

Литература:

Gabrielli L, Abd el-Krim et les événements du Rif (1924—1926), Casablanca, 1953;

Abd el-Krim et la République du Rif. Actes du colloque international d’etudes historiques et sociologiques 18—20 janvier 1973, P., 1976;

Furneaux R., Abd el Krim, emir of the Rif, L., 1967;

Woolman D. S., Rebels in the Rif. Ab el Krim and the Rif rebellion, L., 1969.

См. также литетартуру при статье Рифская республика.

Н С. Луцкая.

Абд аль-Латиф

Абд аль-Лати́ф, Муваффак ад-Дин ибн Юсуф аль-Багдади (1162—1231), арабский учёный-энциклопедист, врач. Родился в Багдаде, изучал право, теологию, филологию, естественные науки, особенно медицину. В 1189 покинул Багдад, преподавал в Мосуле, затем жил в Палестине, где пользовался покровительством Салах ад-Дина. Преподавал в одном из медресе Дамаска. В 1197—1205 жил в Каире, где познакомился с трудами античных медиков. Преподавал в медресе аль-Азхар. С 1205 вновь в Палестине. Преподавал в Дамаске. В 1207 жил в Халебе, затем в Малой Азии. В 1228 возвратился в Багдад. Некоторые из писем А. аль-Л. с путевыми впечатлениями вошли в «Словарь стран» Якута. А. аль-Л. — автор 165 сочинений почти по всем существовавшим тогда отраслям знания. Важнейшее — «Китаб аль-ифада ва-л-и’тибар» («Описание Египта», 1204—06), извлечение из не дошедшего до нас труда А. аль-Л. «История Египта», написанное на основании личных впечатлений. Состоит из 2 частей, в 1-й даётся общая характеристика физической географии Египта, во 2-й — водного режима Нила и наиболее подробное описание голода 1200—02.

Сочинения:

Abdollatiphi historiae Aegypti compendium, ed. J. White, Oxonli, 1800;

The eastern Key. Kitāb al-ifādah… of Abd al-Latif al-Baghdadi, trans. by K. N. Zand [a. o.], L., [1965].

Литература:

Крачковский И. Ю., Избр. соч., т. 4, М., 1957, с. 342—45.

О. Г. Большаков.

Абд аль-Хафиз

Абд аль-Хафи́з, Мауля Абд аль-Хафиз ибн аль-Хасан (1875—1937), султан Марокко в 1908—1912. Из династии Алауитов (Филалидов). Сын Хасана, брат Абд аль-Азиза. Наместник в Марракеше, был провозглашён султаном в результате восстания племён против Абд аль-Азиза. Придя к власти, был вынужден признать все неравноправные соглашения, заключённые Марокко с европейскими державами. В 1910 заключил с французскими банками новое соглашение о займе. Введение А. аль-Х. дополнительных налогов, усиление влияния Франции в Марокко вызвали восстание племён, которым воспользовалась Франция для оккупации Феса, Мекнеса и других территорий А. аль-Х. подписал Фесский договор 1912 с Францией о протекторате Франции над Марокко. В 1912 отрёкся от престола.

Н. С. Луцкая.

Абд ар-Рахман

Абд ар-Рахма́н, Абдаррахман, Мауля Абд ар-Рахман бен Хишам (1789/1790 — 1859), султан Марокко с 1822. Из династии Алауитов (Филалидов). Подавил восстания племён и упразднил реформы Слимана. После взятия Францией города Алжир (1830) пытался в 1830—32 занять Тлемсен и другие районы Западного Алжира, впоследствии оказывал поддержку Абд аль-Кадиру, признавшему себя его вассалом и наместником, в 1843 предоставил ему убежище на территории Марокко. Потерпев поражение в ходе франко-марокканской войны 1844, начал проводить курс на модернизацию государства (однако осуществлявшиеся мероприятия не затрагивали интересов Дервишских орденов). Предпринимались попытки создания регулярной армии, была введена система монополий, поставившая под контроль государства всю внутреннюю и внешнюю торговлю. Тем не менее усиление позиций Великобритании в Марокко вынудило А. ар-Р. подписать неравноправный англо-марокканский договор 1856, фактически открывавший Марокко для европейской торговли.

Абд ас-Сабур

Абд ас-Са́бур, Сабур Салах (1927—1981), египетский поэт, литературный критик. Печатался с 1940-х гг. Сборники стихов «Люди страны моей» (1957), «Я обращаюсь к Вам» (1957), сборники «Мечты рыцаря былых времён» (1964), «Размышления о раненом времени» (1970), «Путешествие в ночь» (1970), «Ночные деревья» (1972), «По морю памяти» (1979), а также многие произведения, опубликованные в периодической печати, отмечены поисками гуманистических идеалов, обращением поэта к философской тематике. В поэзии широкое применение нашла техника вольного стиха. Автор стихотворных пьес «Трагедия Халладжа» (1966, постановка 1967), «Ночной скиталец» (1969), «Принцесса ожидает» (1970), «Лейла и Маджун» (1970), «Когда король умрёт» (1973), для которых характерно символическое воплощение философских идей, восходящих как к мусульманской, так и к христианской традициям. Большое влияние на его драматургию, по мнению египетской критики, оказало творчество Т. С. Элиота. А. ас-С. написаны также исследования по вопросам литературы и языка: «Новое прочтение нашей старой поэзии» (1968), книга «Моя жизнь в поэзии» (1969).

Литература:

Гафуров Р., Египетский поэт Салах Абд ас-Сабур, «Восточная филология», в. 1, Душ., 1973;

Коцарев Н. К., Писатели Египта XX в., М., 1975, с. 193—94 (библ.);

Ходжаева Р. У., Очерки развития египетской поэзии (конец XIX — 60-е гг. XX в.), Таш., 1985, с. 132—42;

«Фусул» [Литературно-критический журнал], в. 1, т. 2, Каир, 1981 (посв. С.);

Badawi М. М., An introduction to modern Arabic poetry, Camb., 1975, p. 216—18.

В. В. Сафронов.

Абдалла Исмаил Сабри

Абдалла́ Исмаил Сабри (р. 1923), египетский экономист. Окончил в 1946 юридический факультет Каирского университета. В 1951—54 преподавал в Александрийском университете, в 1954—56 профессор Каирского университета. В 1957—59 руководитель исследовательского отдела государственной Всеобщей экономической организации Египта. В 1959—64 находился в заключении как один из руководителей марксистских групп. В 1965—69 главный редактор издательства «Дар аль-Маариф», в 1969—71 и с мая 1975 директор Института планирования. С 1971 заместитель министра планирования, в 1972—74 министр планирования. Один из основателей (1977) и руководителей Национально-прогрессивной (левой) партии. Член-основатель и председатель (1983) Форума учёных развивающихся стран; президент Совета по социально-экономическим проблемам Африканского континента. Автор работ по социально-экономическим проблемам развивающихся стран.

Сочинения:

Иктисад ва таркиб иктисади (Экономика и экономическая структура), Каир, 1952;

Танзим аль-китаа ад-дауля (Организация государственного сектора), Каир, 1969;

Иштибак ма Исраиль (Конфронтация с Израилем), Каир, 1969;

Нахв-ан-низам ад-дували аль-иктисади аль-джадид (К новому международному экономическому порядку), Каир, 1976.

М. Ф. Гатауллин.

Абдаллах

Абдалла́х Ахмед (Abdallah), Абдаллах Абдереман (Abdallah Abderemane) (р. 1919), политический и государственный деятель Коморских Островов. Из крестьянской семьи с острова Анжуан. В 1959—72 депутат от Коморских островов во французском сенате. В 1972—73 председатель Правительственного совета Коморских Островов. Лидер Демократического союза Коморских Островов (в 1974), Партии за независимость и единство Коморских Островов (в 1974—75). После провозглашения независимости Коморских Островов (июль 1975) А. стал президентом республики, одновременно министром юстиции и министром-хранителем печати. Отстранён от власти в результате государственного переворота в августе 1975. После свержения правительства А. Суалиха в мае 1978 А. — сопрезидент республики вместе с М. Ахмедом. С октября 1978 А. — президент Федеральной Исламской Республики Коморские Острова. Установил в стране авторитарный режим. Крупный землевладелец и коммерсант, А. проводит политику поощрения частного предпринимательства, широкого привлечения иностранного капитала; во внешней политике ориентируется на тесные связи с Францией.

Е. Дмитриев.

Абдаллах вад (ибн) ас-Саид Мухаммед Туршайн

Абдалла́х вад (ибн) ас-Саи́д Муха́ммед Турша́йн (1846 или 1843 — 1899), халиф (правитель) Махдистского государства (на территории современного Судана) в 1885—98. Родился в Турдате (Дарфур) в семье мусульманского проповедника из племени тааиша. В конце 70-х гг. стал учеником Махди Суданского, в конце 1881 — начале 1885 один из его трёх халифов — военных и административных помощников, руководителей махдистов восстания. Деятельность А. в качестве правителя государства была направлена на организацию борьбы махдистов против колонизаторов. Особое покровительство он оказывал своим соплеменникам — арабам племенного союза баггара. Потерпев поражение в Омдурманском сражении 1898, с остатками своих войск отступил в Кордофан и погиб.

Абдальвадиды

Абдальвади́ды, см. Зайяниды.

Абдо Мухаммед

А́бдо Мухаммед (1849—1905), египетский мыслитель и общественный деятель, основоположник течения мусульманского модернизма (реформации ислама), публицист. Родился в деревне Шабшир-эль-Хисса (близ города Танта, провинция Гарбия) в образованной обедневшей семье. Образование получил в медресе Ахмадия (город Танта), затем в богословском университете аль-Азхар в Каире (1869—77). Был преподавателем, с 1876 занимался публицистикой. Опубликовал (1876) серию статей о взаимовлиянии западной и восточной культур. С сентября 1880 начальник департамента публикаций Министерства внутренних дел, с октября 1880 главный редактор правительственного вестника «Аль-Вакаи аль-Мисрия». Религиозно-философские взгляды А. сложились под влиянием идей Джемаль ад-Дина аль-Афгани; А. был его другом, редактором его работ на арабском языке. Активно участвовал в борьбе против колониального порабощения Египта. В декабре 1881 подготовил программу партии батан. Осудил приход армии во главе с А. Ораби-пашой к власти в феврале 1882, отстаивал необходимость политических свобод и парламентских учреждений; отказывался сотрудничать с хедивом Тауфиком и англичанами. После подавления восстания Ораби-паши в сентябре 1882 был арестован, затем выслан из Египта. Жил в Бейруте, Париже, где совместно с аль-Афгани в марте—октябре 1884 издавал газету «Аль-Урват аль-вуска». После её запрещения выехал в Тунис (1884), затем в Бейрут (1885), где читал лекции по религиозно-философским проблемам. В этот период окончательно сложились взгляды А. как реформатора ислама. В политических взглядах разошёлся с аль-Афгани, заняв примиренческую позицию в отношении колониальных держав и выступая за постепенное социальное и политическое преобразование мусульманского мира в буржуазно-либеральном духе. В 1889 вернулся в Египет, занял пост судьи в суде первой инстанции, в 1895 вошёл в совет богословского университета аль-Азхар (добился введения в программу обучения современных курсов математики, географии, лингвистики, литературы и др.). В 1898 основал журнал «Аль-Манар», ставший органом мусульманских реформаторов в Египте. В 1899 назначен муфтием Египта, одновременно член Законодательного совета. В 1900 создал «Общество возрождения арабских наук». Выступал с лекциями в Египте и за рубежом (Тунис, Алжир). Мировую известность приобрели фетвы (юридические заключения) А., разрешавшие мусульманам изображать человека и животных, заниматься процентными операциями, носить европейский головной убор и тому подобное. Разделял религиозно-нравственные взгляды Л. Н. Толстого, о чём писал ему. Основные произведения посвящены теологии: «Пути» (1874), «Трактат о единобожии» (1897), «Комментарий к Корану» (доведённый им до 125-го стиха 4-й суры, 1904). Издал макамы Бади аз-Замана аль-Хамадани (1889) со своими комментариями.

Литература:

Долинина А. А., Мухаммед Абдо, в ее книге: Очерки истории арабской литературы нового времени. Египет и Сирия. Публицистика, М., 1968, с. 19—31;

Левин З. И., Развитие основных течений общественно-политической мысли в Сирии и Египте, М., 1972, с. 148—49, 154—59, 195—203;

Коцарев Н. К., Писатели Египта, XX в., М., 1975, с. 21—24 (библ.);

Тимофеев И. В., Литература Египта, в книге: Литературы Африки, М., 1979 (см. указатель);

Малюковский М. В., Начальный этап мусульманской реформации в Египте, «Ученые записки Института востоковедения», 1959, т. 17;

Adams Ch., Islam and modernism in Egypt, L., 1933;

Hourani A., Arabic thought in the liberal age. 1798—1939, L., 1970.

Н. А. Иванов, З. А. Намитокова.

Абдуллахи дан Фодио

Абдулла́хи дан Фо́дио (Abdullahi dan Fodio) (1756—1829), религиозно-политический деятель Нигерии, мусульманский просветитель; один из руководителей Османа дан Фодио восстания. Родился в семье богослова из знатного фульбского рода торонкава. Получил религиозное образование под руководством старшего брата Османа дан Фодио. Принимал активное участие в свержении правящей верхушки государства Гобир и создании халифата Сокото; являлся главным советником (везиром) Османа дан Фодио. В качестве везира в 1817—27 управлял западной частью халифата. Первый правитель эмирата Гванду.

Литература:

Last M., The Sokoto caliphate, L., 1967.

И. В. Следзевский.

Абеокута

Абео́кута (Abeokuta), город-государство, существовавший на юго-западе современной Нигерии (современный город Абеокута) в XIX — начале XX вв. Основан около 1830 эгба (подразделение йоруба) под руководством Шодеке на месте охотничьей стоянки на восточном берегу р. Огун (А. на языке йоруба — «город под скалами»). В условиях политической нестабильности земель йоруба после распада государства Ойо А. стала убежищем для беглецов из городов и селений Ойо и других государств йоруба. В 50-х гг. XIX в. в А. насчитывалось около 60 тыс. жителей. А. занимал ключевые позиции на торговом пути между побережьем залива Бенин и глубинными областями йорубы. В 1851 и 1864 А. подвергалась нападению со стороны Дагомеи. В 40-х гг. XIX в. в А. европейскими христианскими миссионерами открыта миссионерская станция; была учреждена также торговая фактория. В 1842 в А. переселилась группа освобождённых рабов-христиан из Сьерра-Леоне. В 1848 вмешательство миссионеров во внутренние дела А. привело к их временному изгнанию из города. В 1867 в А. произошёл бунт, направленный против миссионеров и европейских торговцев. Начиная с алаке Окикекуна (1854—62) вождь, носивший титул алаке, считался верховным правителем города. В 80-х гг. XIX в. освобождённый раб из Сьерра-Леоне Дж. У. Джонсон сформировал в А. новый орган управления — «Объединённый совет по управлению Эгба», состоявший из традиционных вождей и представителей освобождённых рабов-христиан, пытавшийся отстоять независимость А. и Эгба в эпоху колониального раздела Африки. По договору 1893, заключённому с А. губернатором английской колонии Лагос Дж. Т. Картером от имени британского правительства, А. гарантировалась неприкосновенность территории при условии поддержки властями А. деятельности христианских миссионеров и установления полной свободы торговли между Лагосом и А. Договор был аннулирован в 1914, и А. объявлена частью британской Колонии и протектората Нигерия.

Литература:

Johnson S., The history of the Yorubas, L., 1966;

Smith R., Kingdoms of the Yoruba, L., 1969.

Н. Б. Кочакова.

-----------------------------------

Абео́кута (Abeokuta), город на юго-западе Нигерии, на р. Огун. Административный центр штата Огун. 253 тыс. жителей. (1975). Транспортный узел на пересечении Западной железнодорожной магистрали Лагос—Кано и шоссейных дорог. Близ А. — цементный и бетонный заводы. Предприятия по производству велосипедных шин, фруктовых и овощных консервов. Торговля пальмовым маслом и ядрами, орехами кола, какао-бобами. Кустарное производство тканей, красок.

Абессомалия

Абессома́лия, природная область на востоке Африки, главным образом в Эфиопии, Сомали и Джибути. Объединяет Эфиопское нагорье, полуостров Сомали и впадину Афар. Характерны сильная тектоническая раздробленность, значительная расчленённость рельефа, проявления высотной поясности и связанное с этим разнообразие ландшафтов (пустыни, полупустыни, саванны, влажные тропические леса, высокогорные кустарники).

Абеше

Абеше́ (Abéché), город на востоке Чада. Административный центр префектуры Вадаи (Ваддай). 32 тыс. жителей (1976). Предприятия по переработке продуктов животноводства.

Абиджан

Схематический план.

Абиджан.

Схематический план.

Абиджа́н (Abidjan), город в БСК (в 1960—83 столица). Административный центр департамента Абиджан. Расположен на полуострове Абиджан, на берегу лагуны Эбрие Атлантического океана. 1,8 млн. жителей (1983, с пригородами). Климат экваториальный. Среднемесячная температура 27—28°С. Осадков 1300—2300 мм в год. Главный морской порт страны. Начальный пункт железной дороги А. — Уагадугу (Буркина-Фасо); узел автодорог. Международный аэропорт. Крупный торговый центр. Пищевкусовая (производство консервов, соков, растворимого кофе и других продуктов), лёгкая (производство тканей, трикотажа, обуви и др.), деревообрабатывающая, металлообработка, химическая, нефтеперерабатывающая и др. Судоверфь.

Основан французами в 1880—90-х гг. на месте нескольких деревень народа эбрие. В 1934—60 административный центр французской колонии БСК. Быстрый рост А. начался после сооружения (1950) канала Вриди, соединившего лагуну с морем, и оборудования глубоководного лагунного порта. В кварталах Трешвиль на юге и Аджаме на севере, в жилищах местного типа живёт в основном африканское население. В непосредственной близости от пригородов — промышленные зоны, близ Трешвиля — главные портовые сооружения. В центре А. — зона парков и многоэтажных зданий, в которых размещаются правительственные учреждения, банки, страховые общества, торговые конторы; Монумент освобождения (1960-е гг.). В восточной части А., на полуострове Кокоди, — благоустроенные кварталы жилых домов для высших правительственных чиновников и школьно-студенческий городок. Университет. Национальный музей.

Центральная площадь в г. Абиджан.

Центральная площадь в г. Абиджан.

Абидос

Стела фараона Джета.

Стела фараона Джета.

Известняк.

Около 3000 до н. э.

Лувр.

Париж.

А́бидос (греч. Ábydos, современный араб. Ара-бет-эль-Мадфунах), один из древнейших городов на левом берегу Нила в Верхнем Египте. Первая столица Древнего Египта при фараонах II династии из Тиниса (со времени III династии столица перенесена в Мемфис). Крупнейший религиозный центр древнеегипетского государства. Считался центром культа бога Осириса (согласно представлениям древних египтян, в А. была похоронена голова бога). Ежегодно в А. происходил праздник Осириса, исполнялись мистерии — его жизнь, смерть, оплакивание, возрождение, сопровождаемые ритуальными обрядами. Существовал обряд посещения могилы Осириса — до погребения ладью с гробом умершего привозили в А. От названия города получила название триада египетских богов (Абидосская триада — Осирис, Исида, Гор). Остатки 2 укрепленных дворцов II династии (начало 3-го тысячелетия до н. э.), некрополи и поминальные царские храмы, в том числе храм Сети I (XIV—XIII вв. до н. э.; 2 двора за пилоном, 2 гипостиля, 7 молелен, залы; рельефы на колоннах и стенах); на храме Сети I — список фараонов — предшественников XIX династии, так называемый Абидосский царский список (в нём указано 76 царей начиная с первых династий, кроме IX, X, XIII и XVII); к западу от храма — «кенотаф Сети I» (подземное сооружение, в которое вёл кирпичный сводчатый переход).

Абинси восстание 1906

Аби́нси восста́ние 1906, выступление тив в бассейне р. Бенуэ (Центральная Нигерия) против английских колонизаторов в январе-марте 1906. Центр А. в. находился в городе Абинси. В ночь на 1 января 1906 население подожгло склады Нигерской компании и стало уничтожать товары и имущество европейских торговцев. Было убито 80 английских торговцев и около 180 служащих компании взято в плен. Английские власти направили против повстанцев карательные экспедиции. Каратели овладели в феврале 1906 Абинси, сожгли селения на правом и левом берегах Бенуэ. В боях за Абинси повстанцы понесли большие потери - было убито 6 тыс. человек. Однако сопротивление продолжалось до конца марта 1906.

Литература:

Ikime O., The British pacification of the Tiv, «Journal of the Historical Society of Nigeria», 1973, t. 7, № 1, December.

Ю. Н. Зотова.

Абиосе Никол

Абио́се Ни́кол (Abioseh Nicol), настоящее имя — Дейвидсон Никол (р. 1924), сьерра-леонский прозаик, дипломат. Учился в Кембриджском, Лондонском университетах. Автор сборников рассказов «Правдивая замужняя женщина» (1965) и «Две африканские истории: Охота на леопарда и Дьявол на мосту Йолэхан» (1965). В 1964 опубликовал книгу лекций «Африка: субъективный взгляд».

Сочинения:

В русском переводе: Дьявол на мосту Йолэхан, М., 1970.

Абиссиния

Абисси́ния (по-видимому, от араб. Хабаш). Термин «А.» происходит в арабском языке от древнего хабаса (хабаша), которым в египетском (с конца XVI в. до н. э.) и других древних источниках обозначались отдельные группы населения красноморских стран. Как синоним названия «Эфиопия» (в виде перевода этого термина на язык геэз) слово «А.» впервые употреблено в одной из надписей аксумского царя Эзаны (IV в.). В VII—XIX вв. термин «А.» широко распространился сначала в арабо-исламском мире, а затем и за его пределами. Ныне он считается устаревшим.

Литература:

Кобищанов Ю. М., На заре цивилизации. Африка в древнейшем мире, М., 1981.

Ю. М. Кобищанов.

Абомей

Кинотеатр «Кокотье» в г. Абомей.

Кинотеатр «Кокотье» в г. Абомей.

Абоме́й (Abomey), город на юге Бенина. Административный центр провинции Зу. 50 тыс. жителей (1979). Станция на железной дороге Котону—Параку. Узел автодорог. Аэропорт. Торговый центр сельскохозяйственного района (арахис, ядра пальмовых орехов, пальмовое масло, хлопок, табак). Ремесленное производство: ювелирное, гончарное, чеканка меди, резьба по дереву и др. Заводы: пивоваренный и по производству безалкогольных напитков.

А. основан в середине XVII в. правителем Уэгбаджи как столица государства Дагомея. Сохранились части дворцового комплекса (площадью около 40 га) с парадными залами, святилищами и гробницами. Стены аудиенц-залов XVIII и XIX вв. украшены рельефами с изображениями исторических событий и животных, символизирующих могущество царской власти. В 1956—57 ряд залов дворца отреставрирован, в них размещён музей. Центр застроен современными административными зданиями, окраины — глинобитными хижинами с соломенными коническими крышами. Национальный исторический музей.

Керамический центр и кафедральный собор в г. Абомей.

Керамический центр и кафедральный собор в г. Абомей.

Начало XX в.

Абояде Оджетунджи

Абоя́де Оджетунджи (Aboyade) (р. 1931), нигерийский экономист. По этнической принадлежности йоруба. Окончил университет в Халле (Великобритания). В 1960 получил степень доктора в Кембриджском университете. В 1966—75 и с 1978 профессор экономики Ибаданского университета, главный редактор журнала «Нигериан джорнал оф экономик энд соушел стадис» («The Nigerian journal of economic and social studies»). С 1975 проректор университета в Ифе. Был консультантом федерального статистического бюро и федерального Министерства экономического развития. Член международной ассоциации исследований доходов и благосостояния. Научные труды посвящены проблемам экономического развития Нигерии.

Сочинения:

Foundations of an African economy. A study of investment and growth in Nigeria, N. Y., 1966.

Л. К. Туманова.

Абрамов Виктор Васильевич

Абра́мов Виктор Васильевич (р. 1932), советский историк. Кандидат исторических наук. Окончил МГИМО. Основное направление научных исследований — политические и социально-экономические проблемы стран Африки.

Сочинения:

Там, где текут два Нила. Республика Судан, М., 1964;

История Африки в ХIХ и XX столетиях, М., 1972;

Гана: поиски путей развития, М., 1981 (совм. с А. М. Светлановым);

История Ганы в новое и новейшее время, М., 1985 (совм. с др.).

Абрамова Светлана Юрьевна

Абра́мова Светлана Юрьевна (р. 1929), советский историк. Кандидат исторических наук. Окончила МГУ. Научный сотрудник ИА АН СССР. Основное направление научных исследований — история работорговли и колониализма в Африке.

Сочинения:

История работорговли на Верхне-Гвинейском побережье. (2-я половина XV — начало XIX в.), М., 1966;

Африка: четыре столетия работорговли М. 1978;

История Ганы в новое и новейшее время, М., 1985 (совм. с др.).

Абраншиш Энрики

Абра́ншиш Энрики (Abranches) (р. 1932), ангольский историк, этнограф. Выходец из Португалии, с 1947 в Анголе. Активно участвовал в национально-освободительной войне ангольского народа 1961—1974. Арестовывался колониальными властями, в 1961 был выслан в Португалию. В 1962 выехал в Алжир, где по поручению руководства Народного движения за освобождение Анголы (МПЛА) основал Центр ангольских исследований. В 1965 опубликовал «Историю Анголы». С 1973 сражался в рядах партизан в провинции Кабинда. После провозглашения независимости Анголы (1975) служил в генштабе Народно-освободительной армии Анголы; был директором музеев Анголы. С 1978 в Государственном секретариате Анголы по культуре.

Сочинения:

Reflexões sobre culture nacional, Lisboa, 1980.

В. В. Кокорев.

Абрахам Рой Клайв

А́брахам Рой Клайв (Abraham) (1890—1963), английский языковед. Окончил колледж Бейлиол (Оксфордский университет), где изучал арабскую филологию; занимался эфиопистикой в Лейпциге. Изучал также китайский и персидский языки. С начала 1-й мировой войны и до 1925 — на военной службе в Индии и Иране, после демобилизации работал в Нигерии, где изучал хауса язык; изучал и описал некоторые другие языки Нигерии: тив, идома, йоруба язык и игбо язык. Во время 2-й мировой войны — в армии в странах Северно-Восточной Африки, изучал амхарский язык и сомали язык. В 1946—52 — доцент Школы восточных и африканских исследований в Лондоне.

Сочинения:

The grammar of Tiv, Kaduna, 1933;

The principles of Idoma, L., 1935;

A dictionary of the Tiv language, L., 1940;

Dictionary of modern Yoruba, L., 1958;

The language of the Hausa people, L., 1959;

Somali—English dictionary, v. 1—2, L., 1964—67;

The principles of Ibo, Ibadan, 1967.

Б. В. Журковский.

Абу Шади Ахмед Заки

Абу́ Ша́ди Ахмед Заки (1892—1955), египетский писатель, филолог, переводчик. Учился в Лондонском университете (1912—22) Основатель литературного кружка «Аполло» в Каире (1931) и одноимённого журнала (1932—34), вокруг которого группировались в основном поэты-романтики. Издавал журнал «Адаби» (с 1939) в Александрии. В 1946 переехал в США. В Нью-Йорке редактировал газеты и журналы арабской колонии, преподавал арабскую литературу в Азиатском институте. Автор лирических стихов (сборники «Росы на заре», 1910, «Лучи и тени», 1931, «Видения весны», 1933), исторических повестей («Ибн Зейдун в заключении», 1925, «Кончина Имру-ль-Кайса», 1925, «Нефертити», 1926), пьес на исторические сюжеты для музыкального театра. Ему принадлежат исследования по арабской поэтике, литературно-критический труд «Современные арабские поэты» (1958), переводы произведений восточных и западноевропейских поэтов, в том числе газелей Хафиза, рубаи Омара Хайяма, трагедий У. Шекспира.

Сочинения:

В русском переводе, в кн.: Новая арабская поэзия, М., 1958.

Литература:

Коцарев Н. К., Писатели Египта, XX век, М., 1975, с. 31—34.

З. А. Намитокова.

Абуджа

Абу́джа (Abuja), государство, существовавшее на территории современной Нигерии. Основано в начале XIX в. в среднем течении р. Гурара представителями древней хаусанской династии государства Зария. После того как в 1804 власть в Зарии была захвачена верхушкой местных фульбе, поддержавшей Османа дан Фодио восстание, Макау, правитель Зарии, бежал с приближёнными на юг страны и укрылся в вассальном городе Зуба, откуда продолжал борьбу с фульбе. В 1828 младший брат и преемник Макау — Абу Джа построил недалеко от Зубы укреплённый лагерь, который со временем превратился в город, названный по имени основателя. А. сохранила независимость от основанного Османом дан Фодио халифата Сокото. В политическом устройстве сохранился ряд доисламских норм и институтов. В начале XX в. А. вошла в протекторат Северная Нигерия.

Литература:

Hogben S. J., Kirk-Greene A. H. M., The Emirates of Northern Nigeria, L., 1966.

И. В. Следзевский.

-----------------------------------

Абу́джа (Abuja), новая столица Нигерии, строящаяся в центральной части страны. Решение о переносе столицы из Лагоса принято в 1976.

Абу-ль-Фида Исмаил ибн Али

Абу́-ль-Фида Исмаил ибн Али (1273—1331), арабский историк и географ. Из рода айюбидских эмиров Хамы (Сирия), состоял на службе у мамлюкских султанов. Основные труды: «Мухтасар фи тарих аль-башар» («Краткая история рода человеческого» — сочинение в жанре «всеобщей истории», в значительной части основанное на труде Ибн аль-Асира, охватывает события по 1329) и «Таквим аль-бульдан» («Упорядочение стран» — космография, содержит таблицы с координатами местностей).

Сочинения:

Abulfedae Annales Moslemici. Latinos ex arabicis fecit J. J. Reiske, Lipsiae, 1794;

Géographie d’Aboulféda. Trad. de l’arabe en français par M. Reinaud, t. 1—2, P., 1848—83;

Китаб аль-Мухтасар фи ахбар аль-башар, 1—4, Каир, 1325 г. х. (1907).

Абусир

Абуси́р (др.-егип., «Дом Осириса»), Абуси́р-эль-Меле́к, населённый пункт в Египте, южнее Каира, к северу от некрополя древнего Мемфиса. Открыты погребальные комплексы фараонов V династии (середина 3-го тысячелетия до н. э.) Сахура (заупокойный храм с 2-колонными портиками, храм пирамиды с открытым двором, окружённый пальмовидными колоннами, небольшая пирамида), Неусерра и Нефериркара (пирамида достигала высоты 70 м, архитектор Уатптах) — все здания из известняка с отделкой базальтом, алебастром, гранитом; фрагменты настенных каменных рельефов (сцены охоты фараона в пустыне, возвращения с добычей из военных походов и др.). К югу от А., в Абу Гуроб, открыт большой храм бога солнца Ра (построенный при Неусерра), соединялся длинным коридором с храмом, расположенным в долине; во дворе храма Ра — монолитный гранитный обелиск, алтарь, мастабы древнеегипетской знати; могильник энеолитической негадской культуры (см. Негада).

Литература:

Müller-Karpe H., Handbuch der Forge-schichte, Bd 3, Т 12, Münch., 1974.

Абу-Тартур

Абу́-Та́ртур, месторождение фосфорита в Египте, расположенное в Западной пустыне, в оазисе Дахла. Выявлено в 1958. Продуктивный фосфоритоносный горизонт (кампан-маастрихт) имеет мощность до 58 м. Разведанные запасы (1983) 987,8 млн. т со средним содержанием Р2О5 25,3%; получен первичный концентрат с содержанием Р2О5 28—30% при извлечении 70%, а с последующим кальцинированным обжигом — при содержании 32—34% Р2О5 с извлечением до 90%.

В. И. Покрышкин.

Абьяд Жорж

Абья́д Жорж (1880—1959), египетский режиссёр, актёр и драматург. Ливанец по происхождению. В 1904—10 учился в Парижской консерватории. В 1910 в Каире играл в местной труппе (на французском языке). В 1912 создал труппу и включил в её репертуар пьесы мировой классики (Софокл, У. Шекспир, Мольер, В. Гюго), произведения арабских драматургов (Наджиб аль-Хаддад, Фарах Антун). В 1914—16 объединился с труппой Хигази, выступал в спектаклях труппы. Его лучшие роли — Макбет и Отелло («Макбет» и «Отелло» У. Шекспира), Эдип («Царь Эдип» Софокла), Кин («Кин, или Гений и беспутство» А. Дюма-отца). В 1920 гастролировал в Северной Африке. Организовал театр в городе Тунис, который возглавлял в 1921—22. В 1926 объединился с Юсефом Вахби в театре «Рамсес». С 1930 председатель Театрального общества Египта, с 1945 председатель Союза деятелей театра и кино. С 1931 снимался в кино. В 1952 возглавил новую египетскую труппу.

Г. А. Путинцева.

Абэ Губэня

Абэ́ Губэ́ня (1934—1980), эфиопский писатель. Писал на амхарском и английском языках. В 1962 опубликовал пьесу «Патрис Лумумба». Автор остросоциальных произведений (пьеса «Дикарка», 1964; роман «Мэлькам — огненный меч», 1964; повесть «Вызов брошен», 1975, русский перевод 1982), в которых отражены настроения радикального крыла эфиопской интеллигенции до национально-демократической революции 1974. Роман «Я не хочу родиться» (1963), обличавший пороки феодально-буржуазного строя, был запрещён императорской цензурой.

Литература:

Вольпе М. Л. Литература Эфиопии, М., 1981, с. 147—52;

Gérard A. S., Four African Literatures, Berk., 1971, p. 361—63.

М. Л. Вольпе.

Авад Луис

Авад Луис (р. 1915), египетский писатель, литературовед, доктор. Окончил Каирский университет. С 1947 преподавал на литературном факультете Каирского университета. С середины 60-х гг. литературный редактор газеты «Аль-Ахрам». Один из зачинателей поэзии «свободного стиха» в Египте (сборник «Плутоленд», 1947). Экспериментировал с использованием египетского диалекта арабского языка в художественной литературе («Воспоминания о годах учения за границей», 1942, опубликованы 1965). Играл видную роль в литературном движении 50—60-х гг. в Египте, выступал за сближение литературы с жизнью, но против превращения её в «трибуну пропаганды идей». А. принадлежат литературно-критические работы («Социализм и литература», 1963; «Революция и литература», 1967, и др.), исследования по древнегреческой, латинской, английской литературам, а также переводы произведений У. Шекспира, О. Уайльда, П. Б. Шелли.

Литература:

Коцарев Н. К., Писатели Египта, XX век, М., 1975, с. 34—35 (библ.).

В. Н. Кирпиченко.

Авадалла Бабикер

Авадалла́ Бабикер (р. 1917), государственный и политический деятель Судана. Окончил юридический факультет Хартумского университета, преподавал там же. В 1954—57 председатель палаты депутатов; с 1957 член Верховного суда в Хартуме, в 1964—69 его председатель. Один из руководителей широкого народного движения в октябре 1964, свергнувшего военную диктатуру И. Аббуда. С 1967 член Юнионистско-демократической партии. В мае—октябре 1969 премьер-министр, в октябре 1969 — июле 1970 заместитель председателя Революционного совета и министерства иностранных дел, в 1969—71 министр юстиции, в октябре 1971 — мае 1972 первый вице-президент Судана, затем ушёл в отставку и эмигрировал в Египет.

А. И. Гусаров.

Авангард Малагасийской революции

Аванга́рд Малагаси́йской револю́ции (Antokon’ny Revolisiona Malagasy, Avantgarde de la Révolution Malagasy — AREMA), политическая партия Мадагаскара. Основана президентом Мадагаскара Д. Рациракой в 1976. В числе других прогрессивных партий, принявших в качестве своей программы Хартию малагасийской социалистической революции (ставит конечной целью построение социализма в стране), вошла в созданный в декабре 1976 Национальный фронт защиты революции. Объединяет представителей государственных служащих, военных, части интеллигенции, рабочих, крестьян. Имеет подавляющее число мест в парламенте (после выборов 1983 — 115 мест из 137). Генеральный секретарь — Д. Рацирака. Печатный орган — «Атрика» («Atrika»).

В. Андреев.

Авангардные партии трудящихся

Статья большая, находится на отдельной странице.

Аварис

Ава́рис (греч. Aváris, егип. Хут-Уарт), древнеегипетский город в северо-восточной Дельте (современный район Катаана-Кантир), административный центр Египта Нижнего эпохи Среднего царства, позднее столица гиксосских фараонов (XV династия). Рамсес II (XIII в. до н. э.) построил на месте А. свою столицу — город Пер-Рамсес Мериамон (егип. «Дом Рамсеса, любимого Амоном»), который стал резиденцией всех фараонов Рамессидов (XIX—XX династии, эпохи Нового царства). До недавнего времени считалось, что А. (Пер-Рамсес) локально идентичен г. Танису — резиденции фараонов XXI династии. Ныне получила распространение точка зрения, что А. (Пер-Рамсес) располагался примерно в 30 км к юго-западу от Таниса, а архитектурные памятники эпохи Рамессидов, обнаруженные в Танисе, были перенесены из Пер-Рамсеса в Танис фараонами XXI династии.

Литература:

Gardiner A. H., Tanis and Pi-Ra’messe; a refractation, «The Journal of Egyptian Archasology», 1933, v. 19;

Selers J. van, The Hyksos. A new investigation, New Haven—L., 1966.

И. А. Стучевский.

Аваш

А́ваш, река в Эфиопии. Длина около 700 км. Берёт начало и протекает по Эфиопскому нагорью, впадает в бессточное солёное озеро Аббе во впадине Афар. В низовьях мелеет, часто теряется в песках.

Августовская революция

А́вгустовская револю́ция 1963, выступление широких народных масс Конго против антинародного неоколониалистского режима президента Ф. Юлу. Диктаторские методы правления Юлу, принятие закона о введении однопартийной системы (апрель 1963), полицейские репрессии (в июне 1963 были арестованы многие профсоюзные деятели, освобождённые позднее под давлением профсоюзов) вызывали нарастание недовольства населения. В июле лидерами профобъединений Конго был создан Национальный комитет объединённых рабочих организаций, потребовавший от правительства восстановления демократических свобод. Комитет назначил на 13 августа всеобщую забастовку. Бастовали рабочие и служащие Браззавиля, Пуэнт-Нуара, Долизи (современный Лубомо), Жакоба (современный Нкайи). Забастовка переросла в общенародное выступление. А. р. (13—15 августа) получила у конголезцев название «Три славных дня». Её участники требовали пресечения коррупции и непотизма в правительственных кругах, принятия неотложных мер для развития экономики страны, улучшения положения трудящихся и сокращения безработицы, отмены закона о создании единой политической партии.

Объявление правительством осадного положения и комендантского часа накалило обстановку. Французское правительство отдало приказ французским войскам, находившимся в Конго, помочь конголезской армии «восстановить порядок». В ночь на 14 августа в Браззавиль из Чада и ЦАР были переброшены дополнительные французские воинские подразделения. Конголезская армия не оказала поддержки Юлу. Французская коммунистическая партия 14 августа призвала французский народ не допустить вооружённой интервенции в Конго и требовать вывода французских войск. 15 августа в ходе демонстрации перед президентским дворцом, в которой участвовало 10 тыс. человек, было выдвинуто требование об отставке Юлу. В тот же день Юлу вышел в отставку. 16 августа 1963 было сформировано временное правительство во главе с А. Массамба-Деба, которое распустило Национальное собрание, объявило амнистию политзаключённым, создало комиссию для выработки новой конституции страны.

А. р. была в истории Тропической Африки первым народным выступлением против неоколониализма, в котором ведущая роль принадлежала рабочим.

Литература:

Стекольщиков В. Я., Народная Республика Конго в борьбе за социалистическую ориентацию, М., 1976, с. 68—75.

В. Я. Стекольщиков.

Следующая страница