Петербург в названиях улиц
Статьи на букву "Т"

В начало словаря

По первой букве
0-9 А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Т"

Таврическая улица и Таврический переулок

Таврическая улица проходит от Суворовского проспекта до Таврического переулка по восточной границе Таврического сада, переулок - перпендикулярно улице до площади Растрелли. Первое название Таврической улицы, известное с 1798 года, - проспект к Таврическому дворцу или Таврический проспект. Он шел по современной Кирочной улице, поворачивал на современную трассу и доходил до Воскресенской (ныне Шпалерной) улицы. С начала XIX века улица, уже в современных границах, именовалась Садовой; в 1836 году ее продлили до Невы, но в 1925-м этот участок вошел в территорию Водоканала. 14 июля 1859 года улица стала Таврической.

Будущий Таврический переулок с 1800 года был Подгорной улицей. Проезд идет по скату высокого берега Невы. В «Санктпетербургских ведомостях» конца XVIII века встречаются описания: «в конной гвардии на погорке» и «в улице под горкою». Улица заканчивалась у современной Ставропольской улицы; вторая ее половина, от Кавалергардской до Ставропольской, в конце XIX столетия иногда называлась Безымянной.

Продолжение Подгорной улицы, от Ставропольской улицы до Екатерининской площади (площадь Растрелли), с 1828 года обычно включавшееся в ее состав, 16 апреля 1887 года получило самостоятельное наименование - Чесменская улица. Оно было дано в память о победе русского флота над турецким в Чесменском сражении 26 июня 1770 года, в связи с тем, что рядом проходит Орловская улица. Граф А. Г. Орлов-Чесменский, которому она обязана своим названием, получил вторую часть своей фамилии именно за победу под Чесмой, хотя в действительности русским флотом командовал адмирал Г. А. Спиридов.

3 декабря 1956 года Подгорная улица была переименована в Таврический переулок, поскольку Подгорная улица есть в Озерках. В 1984 году к нему присоединили Чесменскую улицу. 26 июня 1985 года исполком Ленсовета разрешил перекрыть участок переулка, примыкавший с запада к улице Красной Конницы (ныне Кавалергардской), и здесь вырос дом (Шпалерная ул., 64).

Таллинская улица

Проезд, фигурировавший в проектной документации как 3-я прорезка, 26 декабря 1940 года был назван Таллинской улицей, в честь столицы Эстонской Советской Социалистической республики, незадолго до этого присоединенной к СССР. Этим и последующим постановлением от 27 февраля 1941 года нескольким улицам Ленинграда присвоили названия по столицам союзных республик.

Первоначально Таллинская улица шла от Малоохтинского до Дальневосточного проспекта (ныне Новочеркасского), а в 1957 году была продлена до проспекта Шаумяна.

Тамбовская улица

Сначала эта улица называлась Безымянной. Впервые проезд появился на карте Петербурга в 1821 году. 7 марта 1858-го, когда в городе проводилась первая большая кампания по ликвидации дублирующих названий, улицу наименовали Тамбовской, в ряду близлежащих проездов, которым присваивались имена городов Центральной России. Это фактически первое настоящее имя улица ни разу не меняла, как не меняла и границ. Как и почти двести лет назад, она проходит от набережной Обводного канала до Расстанной улицы.

Таможенный переулок

Таможенный переулок, соединяющий Университетскую набережную и Биржевой проезд, невелик по размеру, но названием своим напоминает о существовании в районе Стрелки Васильевского острова старейшего государева ведомства. Название это, однако, не первое, с 1849 года переулок именовался Академическим, так как проходил мимо здания Императорской Санкт-Петербургской Академии наук. Обращенное главным фасадом на Университетскую набережную (дом № 5), это здание, построенное в 1789 году по проекту Джакомо Кваренги, представляет собой замечательный памятник архитектуры классицизма. Позже название переулка было потеряно, и какое-то время он оставался безымянным.

Таможня возникла в Петербурге при основателе города и первоначально находилась на Петербургском острове, рядом с Троицкой площадью. В 1733 году, при императрице Анне Иоанновне, торговую пристань, биржу и таможню перевели на Стрелку Васильевского острова. Таможня и склады располагались вдоль Большой и Малой Невы. Ведомство росло, помещений становилось мало. И в 1832 году на Тучковой набережной (ныне набережная Макарова, 4) архитектор Иван Лукини построил для таможни специальное здание. А в 1877 году переулок получил имя Таможенного.

При этом он заметно вырос, включив в себя часть современного Биржевого проезда, Тифлисский переулок и часть Тифлисской улицы от последнего до Университетской (Менделеевской) линии. Тем самым переулок прошел мимо трех таможенных складов и совсем недалеко от здания таможни. Однако 16 апреля 1887 года при создании Тифлисской улицы переулок укоротили. Теперь, выходя на нынешний Биржевой проезд, он сразу поворачивал налево, проходил за зданием Академии наук и упирался в Университетскую линию.

В конце XIX века, когда заработал морской порт на Гутуевском острове, туда же перевели с Васильевского острова и таможню, и склады, а после того, как по проекту Николая Бенуа на площади перед зданием Двенадцати коллегий выросло массивное здание Гинекологического института, переулок и вовсе оказался оторванным от ведомственной принадлежности. Более того, в 1957 году его еще раз укоротили, присоединив вторую половину к Биржевому проезду, тем самым вернув его в исходное состояние.

Тем не менее, на название переулка никто никогда не покушался с целью изменить его как устаревшее. Само же слово «таможня» происходит от тюркского «тамга», что означает «знак, клеймо». В Древней Руси «тамгой» называлась пошлина на товар, которую взимали с купцов при наложении особого клейма.

Тарасова улица

Улица находится на Большой Охте, она идет от Большеохтинского до Среднеохтинского проспекта. Название ее известно с 1828 года и дано по фамилии одного из старост Охтинской слободы, купца 1-й гильдии Николая Степановича Тарасова (1800-1870). Выходцы из костромских плотников, переселенных сюда в петровские времена, Тарасовы к XIX веку стали одной из богатейших купеческих фамилий Петербурга. Н. С. Тарасов в 1850 году в память своей дочери Анастасии на свои средства основал богадельню при Большеохтинском кладбище (современный адрес - Партизанская, 13), а в 1868-м пристроил к ней храм во имя Алексия человека Божия, сооруженный по проекту Ивана Штрома (церковь не сохранилась).

Первоначально улица шла от Невы до современного Среднеохтинского проспекта. В 1902 году ее продлили на восток примерно до нынешней улицы Пугачева, но в конце 1940-х годов этот участок был упразднен. В 1960-е годы исчез и начальный участок улицы, от Невы до Большеохтинского проспекта.

Татарский переулок

Название этого переулка известно с 1798 года. Сама же Татарская слобода, по которой он получил название, возникла вскоре после основания Петербурга. В 1710 году Петром I был издан указ о высылке «на вечное житье» работных людей из Казанской губернии. Татар присылали, в основном, на строительные работы, причем только мусульман. Крещенных в православие оставляли на местах их жительства. Так первые татары появились в Петербурге.

Нынешний Татарский переулок - это тихое, уютное место. Он проходит от Кронверкского проспекта до Съезжинской улицы.

Ташкентская улица

Это название было присвоено 27 февраля 1941 года Старообрядческой улице, именовавшейся так с 1887 года по расположенному на ней Громовскому старообрядческому кладбищу и проходившей от Московских ворот до Балтийской железнодорожной линии. В то время несколько улиц города получили названия по столицам союзных республик; кроме Ташкентской сейчас из них существуют Таллинская, Тбилисская и Эриванская.

7 декабря 2006 года Старообрядческой улице вернули историческое название, но участок от Московских ворот до бывшей Варшавской железнодорожной линии остался Ташкентской. К тому есть все основания, поскольку фактически это два разных проезда, соединенные путепроводом, который находится даже не в их створе.

Тбилисская улица

Улица идет в Коломягах, от Солунской до Горной улицы. Она была наименована 27 февраля 1941 года по одной из столиц союзных республик, в данном случае - столице Грузии Тбилиси. Интересно, что Тифлисская улица, по старому названию города, в Петербурге тоже есть. До этого с 1890 года Тбилисская улица именовалась Новой.

Тверская улица

Тверская улица проходит от Таврической улицы до площади Пролетарской Диктатуры. Первое ее название, известное с 1764 года, - Офицерская линия, затем Офицерская улица. Здесь квартировали офицеры лейб-гвардии Конного полка. Улица вела к Смольному монастырю, потому в конце XVIII века ее иногда именовали Смольной.

Поскольку своя Офицерская улица была почти в каждой части Петербурга, и даже у Смольного кроме Офицерской существовала еще Старая Офицерская (ныне Одесская), то 14 июля 1859 года улице дали новое название - Тверская. Этим указом еще несколько проездов Рождественской части были наименованы по губернским городам Центральной России.

Театральная аллея

Театральная аллея находится на Каменном острове. Она идет от площади Старого Театра до 2-й Березовой аллеи.

Первоначальное ее название - Сквозной проезд - присвоено в 1909 году. Современное наименование появилось в 1930-е годы после того, как Сквозным стал называться другой, не существующий ныне проезд, а Театральной аллея стала потому, что начинается у здания деревянного Каменноостровского театра, построенного в 1827 году по проекту Смарагда Шустова.

Театральная площадь

Площадь между современными улицей Декабристов, Крюковым каналом и продолжением улицы Союза Печатников в 1760-е годы называлась Брумберговой, по фамилии владельца пильных мельниц голландского купца Семена Брумберга, жившего недалеко от площади, на Провиантской улице (ныне Конногвардейский переулок). В 1770 году появилось наименование Карусельное место - единственное «место» за всю историю Петербурга, не считая нескольких «парадных мест». Каруселями тогда назывались пришедшие в Россию из Франции конные игры на круглой арене наподобие цирковых. Для них на площади был построен деревянный «амфитеатр» со скамьями для зрителей.

К началу 1770-х годов этот амфитеатр пришел в ветхость, и на его месте по проекту Антонио Ринальди начали строить Большой или Каменный театр, завершенный в 1783 году. В начале XIX века театр был перестроен Жаном Тома де Томоном. Соответственно и площадь с 1790-х стала называться площадью Каменного театра или Большой площадью перед Каменным театром. Современное наименование известно с 1812 года.

В 1896 году архитектор Владимир Николя перестроил здание театра для Петербургской консерватории, основанной в 1862 году Антоном Рубинштейном. Но название площади не потеряло свой смысл - еще в 1847-м между проходящей через площадь Никольской улицей и Крюковым каналом Альберт Кавос построил театр-цирк. Через двенадцать лет, после пожара, здание было им же перестроено, и в нем открылся Мариинский театр. Современный облик театру придал в 1895 году архитектор Виктор Шретер. На площади установлены памятники Михаилу Глинке работы Р. Баха и Николаю Римскому-Корсакову работы В. Боголюбова и В. Ингала.

Телеграфная улица

Эта небольшая улочка проходит в Шувалове, от Семеновской до Первомайской улицы, выходя к последней между домами № 12 и 16. Первое ее имя - Михайловская - возникло в конце XIX века и происходило, по-видимому, от имени землевладельца.

С целью борьбы с повторяющимися названиями 27 февраля 1941 года улицу переименовали в Телеграфную. Происхождение названия очевидно - совсем рядом, на Елизаветинской, 10, вплоть до 1990-х годов находилось 37-е отделение связи. 12 июня 1972 года наименование было упразднено, а 7 июля 1999 года восстановлено.

Тележные улица и переулок

Тележная улица идет от Харьковской улицы до Чернорецкого переулка. В XVIII веке вместе с современной Гончарной она должна была составить новую, выпрямленную трассу Невской перспективы; на плане 1753 года этот проезд именуется Новой Першпективой улицей. Однако проект не осуществился, и улица долго еще оставалась без названия. Лишь в 1821 году появляется имя Малая Невская улица.

В 1836 году улица становится Тележной. Тогда все пространство между ней и Невским проспектом занимали тележные ряды Александровского рынка. В 1860-е годы рынок, занимавший слишком много городской земли, было решено убрать под крышу, и на Невском проспекте возвели Тележные ряды (дом № 148) и Железные ряды (дом № 150). Два образовавшихся при этом переулка, проходившие от Невского до Конной улицы слева и справа от Железных рядов, 7 марта 1880 года получили названия соответственно Тележный и Железный. Однако в мае 1929 года кому-то не понравилось имя Железного переулка, и его сделали Тележным, а прежний Тележный переулок остался и вовсе без названия. В 1896 году Тележную улицу продлили до Чернорецкого переулка.

Тепловозная улица

Эта улица находится в Рыбацком. Она отходит от улицы Юннатов и идет вдоль Северной железнодорожной линии за Прибрежную улицу. Это один из немногих проездов, которые сохранились еще от старого Рыбацкого, большая часть которого в 1987 году попала под застройку.

С конца XIX столетия это была 4-я линия, в ряду пяти линий в селе Рыбацком, шедших параллельно Неве. В 1930-е годы ей присвоили имя Николая Васильевича Гоголя.

12 ноября 1962 года улица Гоголя стала Тепловозной. Этим постановлением убиралось дублирующее название - улица Гоголя существовала в центре города (ныне Малая Морская), было также несколько улиц Гоголя в пригородах Ленинграда. Новое имя объяснялось тем, что улица проходит вдоль железной дороги и, согласно постановлению, «на ней расположены жилые дома тепловозостроительного завода» (из них остались два - № 50 и 52). Тем не менее, вплоть до конца 1980-х годов на многих картах города Тепловозная улица обозначалась как улица Гоголя.

23 февраля 1987 года, когда в Рыбацком появилось сразу несколько новых названий, Тепловозная улица была продлена. Но только по документам. Запланированного участка западнее улицы Юннатов нет до сих пор.

Технологическая площадь

Название небольшой площади, расположенной на пересечении Московского и Загородного проспектов, известно с 1891 года. Оно дано по выходящему на площадь Технологическому институту, здание которого было возведено в 1831 году А. П. Постниковым.

Тимуровская улица

Тимуровская улица проходит от улицы Демьяна Бедного до улицы Ушинского.

2 октября 1970 года новая улица в Калининском районе была наименована Тимуровской. «В честь патриотического воспитания пионеров», - указывалось в решении.

В Советском Союзе в начале 1940-х годов появилось тимуровское движение, которое заключалось в помощи семьям фронтовиков, престарелым людям и детям-сиротам. В ленинградскую блокаду в осажденном городе тоже существовали тимуровские отряды. Это движение возникло под влиянием повести Аркадия Гайдара «Тимур и его команда», на которой воспитывалось не одно поколение советских людей.

Тифлисская улица и Тифлисский переулок

Тифлисская улица проходит на Васильевском острове от площади Академика Сахарова до набережной Макарова, Тифлисский переулок - от Биржевого проезда до Тифлисской улицы.

Название улице присвоено 16 апреля 1887 года в ряду других улиц Васильевской части, получивших имена по городам Кавказа. Тогда улица проходила иначе: она огибала здание Новобиржевого гостиного двора (ныне это исторический факультет Университета) и возвращалась к Университетской (ныне Менделеевской) линии. Ранее некоторое время первые два участка улицы входили в состав Таможенного переулка.

Тифлис - название столицы Грузии, которое официально употреблялось до 1936 года. В такой форме в русский язык наименование пришло из греческого. В 1936-м, когда была принята так называемая сталинская Конституция, в качестве официальной стала употребляться форма, более близкая к грузинскому произношению имени города - Тбилиси.

Примечательно, что после принятия новой официальной формы названия грузинской столицы улица в городе на Неве не претерпела изменения названия, зато в другом районе Ленинграда появилась Тбилисская улица. Более того, в 1939 году ранее безымянный проезд от Тифлисской улицы до набережной Макарова стал Тифлисским переулком. А в 1957-м улица с переулком поменялись местами: Тифлисская улица пошла напрямик, к набережной, а прежний ее участок восточнее здания исторического факультета получил название Тифлисский переулок.

Тихая улица

Тихая улица начинается у улицы Бабушкина и идет в южном направлении вдоль ограды Еврейского Преображенского кладбища. Первое ее название - Николаевская - велось с 1907 года от Николаевской железной дороги, а та, в свою очередь, называлась по имени Николая I, волею которого строилась. Тогда улица была длиннее и проходила от НовоАлександровской улицы до железнодорожной линии.

22 февраля 1939 года улицу переименовали в Тихую в связи с тем, что прежнее имя, по мнению партийных вождей, было «созвучно с именем врага народа»: фамилию Николаев носил убийца Сергея Мироновича Кирова. Этим же постановлением были переименованы и другие Николаевские проспекты, улицы и переулки, общим числом восемь, а также Зиновьевская и Смирновская улицы, которые тоже носили имена известных людей, числившихся тогда «врагами народа».

И все же с Тихой улицей, можно сказать, угадали. Нейтральное название как нельзя лучше подходит проезду, расположенному в малолюдном уголке города. В 1960-е годы он сократился до современных границ.

Тихомировская улица

Эта улица проходит по южной границе парка имени Девятого Января от проспекта Стачек до улицы Маршала Говорова; до 1962 года она продолжалась на восток почти до железной дороги. Первое название проезда - улица Шнейдера. Оно известно с 1914 года и происходило от фамилии делового партнера Путиловского завода, владельца фирмы Шнейдер-Крезо. В 1916 году, в разгар Первой мировой войны, немецкое имя поменяли на русское - Тихомировская улица, тоже по фамилии домовладельца Е. П. Тихомирова.

Тихорецкий проспект

Проспект возник в 1909 году. Первоначально он доходил от Политехнической улицы только до Ананьевской улицы (Светлановский проспект) и именовался проспектом Бенуа, поскольку в его конце располагалась Лесная ферма, устроенная в конце XIX столетия академиком архитектуры Ю. Ю. Бенуа для разведения породистых коров. Сейчас из строений фермы сохранились только два здания (дома № 9в и 9 г) постройки 1890-х годов. Зеленый массив, ограниченный с востока Светлановским проспектом, улицей Веденеева и проспектом Науки, с июня 2006 года называется садом Бенуа.

15 декабря 1952 года проспект переименовали в Тихорецкий. Новое название было выбрано совершенно произвольно, официально - в честь освобождения Тихорецка от немецко-фашистских захватчиков в 1943 году.

Продолжением проспекта служила Полевая дорога (она же - дорога в Бугры). Ее участок до дороги на Озерки (Северный проспект) вошел в состав Тихорецкого проспекта в 1964 году, следующий участок с 1972 года именуется проспектом Культуры.

Тобольская улица

Эта небольшая улица в Выборгском районе проходит от Большого Сампсониевского до Лесного проспекта.

Свое наименование она получила 6 февраля 1905 года по городу Тобольску. Этим же постановлением перпендикулярной ей улице было присвоено название другого сибирского города Томска. Впоследствии Томская улица была упразднена, а Тобольская благополучно сохранилась.

Товарищеский проспект

Проспект с таким названием появился в городе на Неве 2 октября 1970 года. Здесь, в правобережной части Невского района, названия большинства проездов связаны с революционным прошлым России. В постановлении указывалось, что «слово „товарищ" приобрело революционный смысл в годы Октябрьской революции».

Первоначально проспект шел от улицы Коллонтай до улицы Крыленко, 3 марта 1975 года был продлен от улицы Коллонтай до современной Зольной улицы, но уже 6 декабря 1976 года большая часть этого участка - от Российского проспекта до Зольной улицы - была выделена в улицу Латышских Стрелков.

Ныне Товарищеский проспект проходит от Российского проспекта до улицы Крыленко, хотя просеку между улицами Дыбенко и Крыленко проспектом можно назвать с большим трудом.

Токсовская улица

Токсовская улица проходит от Гражданского проспекта до улицы Руставели. Свое название она получила 3 марта 1975 года. В решении говорится, что «проезд расположен в направлении поселка Токсово (Всеволожский район Ленинградской области)». Поблизости есть еще две улицы, наименованные по населенным пунктам Ленинградской области, - Лужская и Киришская.

Толмачёвская улица

Улица находится в Авиагородке, она соединяет Домодедовскую и Стартовую улицы. Название, присвоенное ей 20 марта 2002 года, многогранно - здесь и авиабаза Толмачево в Ленинградской области, и аэропорт Толмачево под Новосибирском, и, наконец, деревня Толмачево, существовавшая до 1930-х годов на месте аэропорта «Пулково-1».

Торговый переулок

Переулок, идущий от площади Ломоносова до Степановского проезда в Апраксином дворе, получил свое название в 1872 году. Образовался же он раньше этой даты, некоторое время не имел никакого названия, несколько лет (1849-1853) вместе с нынешним Степановским проездом именовался Вновьпроложенной улицей.

Переулок появился на месте прохода к внутренним помещениям Апраксина рынка, в котором велась торговля буквально всеми промышленными и продовольственными товарами. В то время, когда возникло название переулка, он кончался у железных и посудных рядов, рядом с которыми находился «лоскутный торг», где продавались различные обрезки и ветошь. У входа висела надпись «Торговый двор». Несмотря на то, что переулок короток и ведет в столь злачное место, как Апраксин двор, он весьма примечателен, ведь дома, стоящие на нем, строили великий Карл Росси и Александр Кракау - любимый архитектор известного банкира и благотворителя, барона Александра Людвиговича Штиглица.

Торжковская улица

Торжковская улица проходит от набережной Черной речки до стыка Омской и Сердобольской улиц. Эта улица при рождении получила «неправильное» название. Она была наименована 20 марта 1903 года по городу Торжку в ряду нескольких проездов Ланской, получивших названия по городам Тверской губернии (не сохранился больше ни один). Но прилагательное от Торжка было образовано неверно - проезд стал не Торжокским, а Торжковским проспектом, однако в обиход вошел сразу как Торжковская улица. А вот ошибки при наименовании не заметили.

Первоначально Торжковская улица проходила между Языковым переулком (ныне Белоостровская улица) и Сердобольской улицей. 16 января 1964 года к ней присоединили часть Белоостровской улицы между Новосибирской улицей и Черной речкой. К тому времени этот участок уже довольно долго именовался в обиходе Ново-Торжковской улицей.

Торфяная дорога

Название Торфяной дороги известно с 1900 года. Оно связано с тем, что дорога идет по торфяникам. С 1914 года параллельно стало употребляться название Каменная дорога, которое официально отменили 10 сентября 1935 года.

В отличие от названия, границы дороги менялись. Первоначально она проходила между современной Дибуновской и 2-й Никитинской улицами. Участок между Дибуновской улицей и железной дорогой в 1950-е включили в Липовую аллею, а в 1972 году с началом застройки Комендантского аэродрома исчез участок между Богатырским проспектом и 2-й Никитинской улицей. Предполагалось ликвидировать и оставшуюся часть дороги, в связи с чем 12 июня 1972 года ее название было упразднено. Но дорога сохранилась, и 7 июля 1999 года ее восстановили в правах. 8 октября 2006 года участок, примыкавший к Богатырскому проспекту, отнесли к Гаккелевской улице. Теперь Торфяная дорога идет от Сестрорецкой линии Октябрьской железной дороги до Гаккелевской улицы.

Тосина улица

Тосина улица берет начало от Лиговского проспекта южнее Расстанной улицы, поворачивает на юго-восток и заканчивается тупиком; раньше она упиралась в не существующий ныне Московско-Ямской проспект. Хотя улица сама по себе и невелика, но прежде она состояла из двух частей. Участок от Лиговского проспекта до поворота 22 мая 1900 года получил название Виндавская улица, как проходившая вдоль территории товарной станции Виндаво-Рыбинской (ныне Витебской) железной дороги. В 1917 году ее попытались переименовать в Полоцкую, по городу Полоцку Витебской губернии. Тогда многие проезды Волкова поля хотели назвать по-новому, но из этого почти ничего не вышло. Виндавская улица, во всяком случае, еще на тридцать лет осталась Виндавской.

Собственно Тосина улица - это участок после поворота. Наименование известно с 1908 года и происходит от фамилии землевладельца (а не от имени землевладелицы, как можно было бы подумать). Лишь в 1939 году наконец вспомнили, что на Гутуевском острове аж с 1859 года есть еще одна Виндавская улица, и присоединили Виндавскую улицу у Лиговки к Тосиной.

Травяная улица

Название этой улочки, идущей от Челябинской улицы (севернее дома № 103) в тупик в направлении Горелого ручья, дано в 1940-е годы по местному признаку.

Тракторная улица

В выставочном центре Кировского завода стоит трактор «Фордзон-Путиловец». Выпуск этой первой сельскохозяйственной машины, положившей начало отечественному тракторостроению, начался на «Красном путиловце» (ныне Кировский завод) в 1924 году, а 2 апреля 1926 года новая улица у Нарвских ворот в память об этом событии была названа Тракторной. Она проходит от проспекта Стачек до Сивкова переулка.

Трамвайный проспект

Название этого проспекта появилось в 1909 году, когда в Петербурге возникло Общество Ораниенбаумской электрической железной дороги, сокращенно Оранэла. Оранэла открыла движение от Нарвских ворот до Путиловского завода, а впоследствии до Стрельны.

Этот трамвайный парк в годы Великой Отечественной войны был законсервирован, поскольку находился на переднем рубеже обороны Ленинграда, в то время как другие трамвайные парки работали. Но именно у этого парка, находившегося ближе всех к фронтовой полосе, в год столетия петербургского трамвая был установлен памятник блокадному трамваю, единственному транспорту, работавшему практически весь блокадный период. У ворот парка появился вагон модели МС-29. Именно эти вагоны в основном курсировали по осажденному Ленинграду. Оттого название проспекта стало еще более соответствовать его местонахождению.

Трамвайный проспект однажды попытались переименовать. 25 октября 1982 года ему присвоили имя умершего незадолго до этого члена Политбюро ЦК КПСС, идеолога партии Михаила Андреевича Суслова. В обосновании говорилось, что «с 1966 года М. А. Суслов постоянно избирался трудящимися Ленинграда депутатом Верховного Совета СССР по Кировскому избирательному округу».

Имя «серого кардинала», однако, не прижилось, и через три месяца, 1 февраля 1983 года, его перенесли на улицу Третьего Интернационала (ныне Дачный проспект), но впоследствии убрали и оттуда.

Первоначально Трамвайный проспект шел от Петергофского шоссе (ныне проспект Стачек) прямо на юго-восток и выходил к железнодорожной линии южнее современного Ленинского проспекта. Изгиб у пересечения с бульваром Новаторов появился при реконструкции района в 1962 году, тогда же магистраль стала заканчиваться на проспекте Народного Ополчения. Решение об этом подписано 12 ноября.

30 октября 2001 года, когда в Петербурге вовсю шла ликвидация трамвайных путей, Трамвайный проспект, словно сопротивляясь этому процессу, вырос. К нему присоединили участок между проспектом Народного Ополчения и железной дорогой.

Транспортный переулок

Транспортный переулок проходит от Лиговского проспекта до Днепропетровской улицы. С 1798 года это был Чубаров переулок. Название его велось по фамилии домовладельца, ямщика Кобыльей (Ямской) слободы. В 1821-1844 годах параллельно употреблялось название Моховой переулок, по пересекавшей его Моховой Каретной улице (ныне улица Черняховского), а на плане 1828 года переулок обозначен как Хмелев, тоже, вероятно, по фамилии домовладельца.

10 сентября 1935 года его переименовали в Транспортный, в связи с тем что переулок расположен вблизи главного хода Октябрьской железной дороги. Небезынтересно отметить, что этим постановлением 1935 года в основном переименовывались проезды с дублирующимися названиями. Чубаров переулок был единственным, выпадавшим из этого ряда. Его переименование связано, по-видимому, с тем, что название вызывало ассоциации с «чубаровцами», как прозвали группу преступников, совершавших изнасилования и убийства в этом переулке в 1926 году. По «чубаровскому делу», вызвавшему широкий общественный резонанс и негодование среди горожан, проходило более двадцати человек.

Троицкие площади

Троицких площади в Петербурге две. Одна - на Петроградской стороне у Троицкого моста, вторая - у пересечения Троицкого и Измайловского проспектов. Обе они обязаны своими названиями стоявшим на них церквам Святой Троицы.

Деревянная церковь на Петербургской стороне была возведена в 1746 году по проекту Семена Волкова, тогда же появилось и название площади, а до этого на плане 1717 года она обозначалась Большой. В XIX веке площадь иногда именовали Петровской, поскольку поблизости находится домик Петра I.

Деревянный Троицкий собор в слободе Измайловского полка построили в 1756 году, а в 1828-1835 годах на его месте Василий Стасов соорудил каменный храм. Название площади известно с 1857 года, первоначально как Соборная Троицкая площадь. Слово «Соборная» было добавлено специально для того, чтобы отличать ее от площади на Петербургской стороне, но из этого ничего не вышло: к 1868 году площадь тоже стала просто Троицкой.

После Октябрьской революции обе площади переименовали. Площадь на Петроградской стороне в октябре 1918 года получила сразу два названия - площадь Коммунаров и площадь Тринадцатого Июля.

13 июля 1917 года силы, верные Временному правительству, разгромили размещавшийся во дворце Кшесинской Центральный комитет партии большевиков. Его члены - Л. Д. Троцкий, Л. Б. Каменев и А. В. Луначарский (Ленин и Зиновьев уже скрывались в Разливе) - были заключены в Петропавловскую крепость. Там они просидели до начала сентября, когда Керенский, боявшийся генерала Корнилова больше, чем большевиков, попросил их помощи и всех выпустил.

Оба наименования не прижились; позже площадью Коммунаров стала Никольская площадь и оставалась ею вплоть до 1991 года. О событиях 13 июля предпочли больше не вспоминать. Троицкая же площадь на Петроградской стороне 6 октября 1923 года получила название площадь Революции, а площадь близ Фонтанки - площадь Красных Командиров.

Троицкая церковь на площади Революции была снесена в начале 1930-х годов, несмотря на только что проведенную реставрацию. После Великой Отечественной войны на ее месте по проекту Олега Гурьева, Якова Лукина и Алексея Щербенка был возведен жилой дом № 5/1.

13 января 1944 года Измайловскому проспекту вернули историческое название. Площадь вновь сделать Троицкой не решились и наименовали ее Измайловской. Но Троицкий собор, даже закрытый и превращенный в склад, был настолько мощной доминантой, что в 1963 году прежнее название площади вернулось стихийно. 4 октября 1991 года восстановили историческое имя и другой Троицкой площади, на Петроградской стороне.

Троицкий проспект

Троицкий проспект идет от Измайловского до Лермонтовского проспекта.

С 1776 года он вместе с нынешней 1-й Красноармейской улицей иногда включался в состав Большой Загородной улицы - нынешнего Загородного проспекта, с 1783 года именовался Измайловской улицей или Измайловским проспектом - по квартировавшему в этой части города лейб-гвардии Измайловскому полку, и, уже в современных границах, просто 1-й улицей, поскольку с нее начинался счет улиц в западной части территории квартирования измайловцев.

В 1821 году появляется название Троицкая улица - по деревянной Троицкой церкви, поставленной в расположении Измайловского полка в 1756 году и серьезно пострадавшей при наводнении 1824 года.

Троицкая улица стала проспектом в 1828 году. 13 мая того же года на месте церкви в присутствии императрицы Марии Федоровны и цесаревича Александра был заложен полковой Троицкий собор. Освящение собора, построенного по проекту архитектора Василия Стасова, произошло 25 мая 1835 года.

6 октября 1923 года название Троицкого проспекта в Петрограде исчезло. Вместо него появился проспект Москвиной.

Вся короткая жизнь Нины Михайловны Москвиной (1899-1923) была связана с Петербургом-Петроградом. В 1915 году она принимала непосредственное участие в создании политического женского кружка Петрограда. После Великой Октябрьской революции Москвина работала секретарем Железнодорожного районного комитета РСДРП(б), часто посещала Главные мастерские Северо-западных железных дорог на набережной Обводного канала (впоследствии - завод подъемно-транспортного оборудования имени Кирова), налаживая организацию ремонта паровозов; занимала ответственные партийные и профсоюзные посты в районе за Нарвской заставой. После ее скоропостижной смерти, последовавшей 16 февраля 1923 года от туберкулеза, было принято решение назвать в честь Москвиной одну из улиц города, поближе к местам, связанным с ее жизнью и деятельностью. Выбрали Троицкий проспект. 13 января 1998 года проспекту было возвращено историческое наименование.

Троллейбусный проезд

Небольшой проезд, примыкающий с севера к Ленинскому проспекту западнее Балтийской железнодорожной линии, именуется с 30 октября 2001 года Троллейбусным.

До этого много лет он не имел названия. Проезд открылся 1 февраля 1972 года одновременно с 4-м троллейбусным парком. Этот парк впервые в нашей стране возводился по индивидуальному проекту.

Проезд к троллейбусному парку долгие годы не нуждался в названии, он был обычным рабочим проездом для троллейбусов, выезжающих из парка и возвращающихся в него. Лишь к концу 1990-х, после того, как между проспектом Народного Ополчения и этим проездом были построены здания, местный проезд оформился в полноценную улицу.

К 65-летию открытия троллейбусного движения в Ленинграде, которое отмечалось 21 октября 2001 года, проезд получил название Троллейбусного.

Тульская улица

Улица, идущая от Суворовского проспекта до Синопской набережной в створе Большеохтинского моста, называется Тульской с 6 октября 1975 года.

До этого на ее месте были два проезда. Между Суворовским проспектом и Ярославской улицей с 24 февраля 1894 года существовал крохотный Тульский переулок, названный так по городу Туле. Несколько улиц Рождественской части еще в 1859 году получили имена по губернским городам Центральной России. Тульским переулком должна была стать современная улица Смольного, но тогда это решение претворено в жизнь не было. 14 сентября 1944 года Тульский переулок продлили до Новгородской улицы.

Участок же между Новгородской улицей и Синопской набережной был проложен в начале 1950-х годов и с 1952 года неофициально именовался Охтенской прорезкой, поскольку вел к Большеохтенскому мосту. С 1956-го в названии проезда, как, собственно, и в названии моста, поменялась одна буква (по новым правилам русской орфографии следует писать не Охтенская, а Охтинская прорезка).

Когда в 1975 году два проезда объединили, не стало ни переулка, ни прорезки, вместо них появилась Тульская улица. Надо, правда, сказать, что Тульской улицей переулок иногда называли еще с 1939 года.

Туполевская улица

Эта улица идет полукругом от Богатырского проспекта до проспекта Сизова, пересекая Комендантский проспект. Название ей присвоили 7 июля 1993 года в честь выдающегося русского авиаконструктора Андрея Николаевича Туполева (1888-1972). Тем самым был продолжен ряд наименований улиц Комендантского аэродрома в честь конструкторов авиационной и космической техники.

Ученик основоположника современной аэродинамики Н. Е. Жуковского, Туполев сразу после окончания Московского высшего технического училища в 1918 году вместе с Жуковским создал Аэрогидродинамический институт и стал заместителем директора. Свою деятельность Туполев начал с того, что впервые в стране внедрил в самолетостроение алюминий, что позволило ему перейти от биплана к моноплану. Уже в 1924 году он создал первый в СССР цельнометаллический самолет АНТ-2. За ним последовали АНТ-3, а потом АНТ-4 и АНТ-25, на которых летали В. П. Чкалов, М. М. Громов и другие советские летчики - герои 1930-х. Самолеты Туполева спасали челюскинцев, высаживали на Северный полюс папанинцев, летали через Северный Ледовитый океан в Америку.

В середине 1930-х Туполев разработал проект истребителя, не имеющего аналогов в мире. Но тогдашнее руководство Красной Армии во главе с К. Е. Ворошиловым посчитало этот проект излишне затратным. Проект был выброшен в корзину; оттуда его выудила германская разведка, после чего на его основе был создан «Мессершмитт-109». Туполеву эта история стоила свободы - в октябре 1938 года он был арестован и отправлен в «шарашку», откуда его выпустили только после начала Великой Отечественной войны. Проект Туполева лег в основу и советских истребителей времен войны - Ла-5 С. А. Лавочкина и Як-1 А. С. Яковлева.

Основу бомбардировочной авиации во время войны составили самолеты Туполева - созданный в заключении Ту-2 и Ту-4. В конце 1940-х годов Туполев создает первый в стране реактивный бомбардировщик Ту-12, Ту-16 и, наконец, лучший в мире дальний бомбардировщик Ту-95, до сих пор остающийся на вооружении российской армии. Его гражданская модификация - легендарный Ту-104, запущенный в производство в 1954 году, долгие годы был основным пассажирским самолетом Советского Союза, а последующие версии - Ту-134 и Ту-154 - летают в российском небе и сейчас.

Последним детищем Туполева стал сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144. Увы, он опередил свое время - эпоха сверхдальней авиации еще не наступила, в СССР не оказалось подходящих для него аэропортов, а за рубежом такие самолеты, как выяснилось, себя не окупали. Та же судьба постигла и другие аналогичные модели - французский «Конкорд» и американский «Боинг-747».

Туполев был трижды Героем Социалистического Труда, лауреатом Ленинской, четырех Сталинских и Государственной премий, а также почетным членом Королевского авиационного общества Великобритании и Американского института авиации и космонавтики.

Турбинная улица

Турбинная улица проходит от Промышленной улицы за Новоовсянниковскую улицу до бывшей Новопроложенной, упраздненной в 1979 году.

Первоначально, с 1930-х годов, этот проезд, шедший тогда лишь до современной улицы Зои Космодемьянской, был 2-й Турбинной улицей. Три новые улицы за Нарвской заставой, где жили рабочие-путиловцы, назвали 1-й, 2-й и 3-й Турбинными, в честь организации производства паровых турбин на заводе «Красный путиловец» (Кировский завод).

Поскольку в 1950-м 1-я и 3-я Турбинные получили новые названия - улица Косинова и Севастопольская улица, 2-я Турбинная с 1955 года стала просто Турбинной. Тогда же она была продлена до своих нынешних границ.

Тургеневский переулок

Этот переулок находится в Кировском районе.

В 1900 году несколько проездов в районе Тентелевки получили названия в честь русских писателей. Тургеневу, в отличие от Крылова, Лермонтова и Майкова, которым достались переулки, и Некрасова, в честь которого назвали улицу, посвятили проспект. Был он, правда, длинней, чем нынешний переулок, поскольку проходил от Лермонтовского до Михайловского переулка.

Однако на проспект этот проезд все равно не тянул, поэтому с начала 1920-х Тургеневский проспект стал переулком, а 6 октября 1923-го его переименовали в честь рабочего «Путиловской верфи» Василия Урюпина. Отчество и даты жизни Урюпина не установлены. О нем известно лишь то, что он был революционным пропагандистом, участником освобождения из тюрем политзаключенных и бойцом подразделения, разбившего отряд юнкеров, охранявших Аничков дворец.

В 1957 году вдруг решили, что Тургенева обидели незаслуженно. Поскольку переулок состоял из двух колен, одно из них выделили, вновь присвоив ему имя Ивана Сергеевича Тургенева. Правда, нумерацию домов почему-то направили в противоположную сторону. Ныне Тургеневский переулок проходит между Майковым и Лермонтовским переулками.

Туристская улица

Туристская улица проходит от Приморского проспекта до Камышовой улицы. Среднего ее участка, от железной дороги до улицы Оптиков, пока не существует.

Она была наименована 27 марта 1990 года. В том же году еще двум улицам в этом районе были присвоены названия, связанные со спортивной тематикой: Беговая и Яхтенная улицы. Это, в свою очередь, было обусловлено близостью района к Елагину и Крестовскому островам, на которых расположен ряд спортивных объектов и традиционно культивируется физическая культура и спорт.

Тучков переулок

Переулок проходит от Двинского переулка до набережной Макарова. На плане 1798 года его участок от Среднего проспекта до Малой Невы обозначен как Глухой переулок, а предыдущий участок - от современного Волховского переулка до Среднего - включен в Биржевой переулок, куда в то время входил и почти весь Волховский.

С 1802 года за переулком закрепляется название Загибенинов, позже Загибенин или Загибенев. Имя, надо сказать, вполне подходящее - в состав переулка, помимо нынешней трассы, входили еще современные Волховский, Кубанский, а с 1828 года - и Двинский переулок (проезд между Двинским и Кубанским переулками появился тоже лишь в 1828 году). Тем не менее, в действительности название было дано не по форме переулка, а по фамилии купца Астафия Загибенина, владевшего в переулке двумя домами. Один из них (современный № 6) был перестроен в 1852 году по проекту Людвига Бонштедта, другой, на месте дома № 11, не сохранился.

14 июля 1859 года Волховский, Кубанский и Двинский переулки получили свои нынешние наименования. А 15 мая 1882-го Загибенин переулок стал Тучковым - по находящемуся рядом Тучкову мосту.

Тютчевская улица

Название Тютчевской улицы, проходящей на Ржевке от Пороховского кладбища до Кохановского переулка, появилось в начале ХХ века. Оно дано в честь русского поэта Федора Ивановича Тютчева (1803-1873). Вероятней всего, имя поэта к столетию со дня его рождения присвоили жители Ржевки, поскольку на этой окраине, еще не вошедшей в начале ХХ века в городскую черту, названия давались стихийно, да и нумерации домов еще не было.

Предыдущая страница Следующая страница