Петербург в названиях улиц
Статьи на букву "Н" (часть 2, "НЕВ"-"НОВ")

В начало словаря

По первой букве
0-9 А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Н" (часть 2, "НЕВ"-"НОВ")

Невельская улица

Нынешняя трасса Невельской улицы - результат нескольких перепланировок Гутуевского острова. Фактически улица состоит из трех участков, ранее принадлежавших разным проездам.

Первый из них - бывшая Резвая улица, получившая свое название 16 апреля 1887 года. Улица шла от Екатерингофки до не существующего ныне Безымянного переулка, немного не доходя до нынешнего поворота на Невельской улице. Проезд находился на территории Большого Резвого острова, ограниченного с севера рекой Ольховкой, а с юга - Пекезой; обе впоследствии были засыпаны.

Вторая часть, проходившая параллельно Екатерингофке, с середины XIX века именовалась Глухим переулком. Переулок соединял Внутренний канал, рассекавший остров надвое, с Пекезой; 16 апреля 1887 года, когда уничтожались последние Глухие переулки в городе, он стал Пекезским, а в 1911 году был продлен на север до Ольховки.

Наконец, третий участок Невельской, от Шотландской улицы на запад, - это бывшая западная часть набережной Внутреннего канала, существовавшей с 1892 года на всем протяжении канала - от Екатерингофки до впадения Ольховки в Пекезу.

Улица объединилась не сразу. Сперва, в конце 1940-х годов, к Резвой улице присоединили часть Пекезского переулка до Внутреннего канала, другая часть переулка тогда же была упразднена. 15 декабря 1952 года Резвая улица была переименована в Невельскую в память об освобождении города Невеля Ленинградской (теперь Псковской) области от немецко-фашистских захватчиков в 1943 году. В 1960-е годы засыпали Внутренний канал, как и Ольховку, а вскоре и Пекезу, после чего восточная часть набережной исчезла, а западная начиная от Шотландской улицы также вошла в состав Невельской. До недавнего времени Невельская улица упиралась в ворота Лесного порта, и лишь 8 октября 2007 года ее продлили на запад до Двинской улицы.

Невский проспект

Главная магистраль города, соединяющая Дворцовую площадь с площадью Александра Невского. Первое ее название, зафиксированное в указе Петра I от 2 октября 1718 года, - дорога к Невскому монастырю. Дорога была платной, о чем и говорилось в указе. До конца XVIII века встречаются наименования перспективная дорога к Невскому монастырю, прешпективая к Невскому монастырю и просто - Невская дорога.

Другой вариант, возникший в 1730-е годы, - Большая перспективая или Большая дорога, также Большая прешпективая дорога, просто перспективая дорога, Большая улица либо Перспективая улица. Появившееся уже в 1780-е название Большой проспект держалось вплоть до 1820 года.

Официально же указом от 20 апреля 1738 года магистрали было присвоено имя Невская Проспективая улица, опять же по Александро-Невскому монастырю, а вовсе не по реке Неве. Тем указом назывались только улицы Адмиралтейской части, поэтому формально улица доходила только до Мойки. Следующим указом, от 20 августа 1739 года, ее продлили до современной площади Восстания, а вскоре название распространилось на весь проезд. Обычно, впрочем, употреблялся сокращенный вариант - Невская или Большая Невская перспектива.

В середине XVIII века возник план спрямить магистраль и перенести ее на новое место - там, где сейчас проходят Гончарная и Тележная улицы. Этот проезд на картах стали обозначать как Новая Першпективная улица, а соответствующий участок Невской перспективы между будущими площадями Восстания и Александра Невского - как Старая Невская Першпективая улица или Старая Невская перспектива. Проект не был осуществлен, но до сих пор в народе эта часть Невского называется Старо-Невским проспектом. Вопреки распространенным легендам, официальным это имя не было никогда, и собственной нумерации домов этот участок тоже не имел.

В 1770-е годы слово «перспектива» или «проспектива» превратилось в «проспект». Название Невский проспект впервые появляется на плане 1776 года.

В конце XVIII столетия существовало еще несколько вариантов: Большой Невский проспект, 1-я Адмиралтейская перспектива и 1-я Адмиралтейская улица. 2-й и 3-й Адмиралтейскими считались Гороховая улица и Вознесенский проспект. На плане 1812 года Невский проспект обозначен как Знаменский. Знаменскими в то время были современные улица и площадь Восстания.

В октябре 1918 года, к первой годовщине революции, Невский переименовали в проспект Двадцать Пятого Октября в честь дня (по старому стилю) победы большевиков. 13 января 1944 года, в первый день операции по снятию блокады, проспекту вернули историческое название.

Нежинская улица

Наименование этой улицы известно с 1887 года. Оно присвоено по городу Нежину Черниговской губернии. Первоначально улица проходила от Выборгского шоссе (проспект Энгельса) до Ярославского проспекта; в 1914 году ее продлили на запад до территории Удельного парка. Сейчас она упирается в железнодорожную ветку, ведущую к объединению «Светлана».

Нейшлотский переулок

Этот переулок проходит в Выборгском районе от Большого Сампсониевского проспекта до Финляндской линии Октябрьской железной дороги.

С момента своего возникновения, когда железной дороги еще не было и в помине, переулок вел в тупик, как, собственно, и сейчас. Оттого первое его название, появившееся на карте 1798 года, - Глухой переулок. Современное имя присвоено 14 июля 1859 года указом, по которому многие петербургские улицы, носившие дублирующие названия, получали новые, оригинальные. Как и другие улицы и переулки Выборгской стороны (Гельсингфорсская, Ловизский), переулок получил имя по городу Великого Княжества Финляндского, входившего в состав Российской империи, - Нюслотту. В России это шведское название употреблялось в искаженной форме - Нейшлот. Оттого и переулок стал Нейшлотским. После обретения Финляндией независимости город стал именоваться по-фински Савонлинна. К счастью, финское переименование никак не отразилось на петербургском переулке. Он так и остался Нейшлотским.

Неманский переулок

Небольшой переулок проходит от 15-й до 16-й линии Васильевского острова параллельно Среднему проспекту. Первое его название - Безымянный - возникло в начале XIX века. Иногда его включали в Узенькую слободку (ныне Донская улица) либо объединяли с ней под общим именем Грязный переулок.

14 июля 1859 года переулок стал Неманским по реке Неман. Тогда многие проезды Васильевского острова получили названия по рекам Российской империи - Волжский, Бугский переулки, Донская улица.

Нефтяная дорога

Дорога идет от набережной Обводного канала до улицы Самойловой западнее Московской железнодорожной линии. Первое ее название - Безымянная - известно с 1889 года. Тогда дорога была длиннее и доходила до железнодорожного моста у нынешней станции 5-й километр. Здесь был переезд через Московскую железнодорожную линию на не существующую ныне Заводскую улицу, которая вела на восток к Невскому заводу.

В начале XX века Безымянная дорога стала Нобельской или Нобелевской, так как шла мимо керосиновых складов товарищества братьев Нобель. Нефтехранилище на этом месте находится и сейчас; его современный адрес - улица Салова, 34.

Нобели - знаменитая семья шведских предпринимателей. Первым из них предприятие в Петербурге построил в 1842 году Эммануэль Нобель (1801-1872), изобретатель подводных мин, поставлявший их русской армии во время Крымской войны. Его сын Альфред Нобель (1833-1896) - наиболее известный представитель фамилии, изобретатель динамита и учредитель Нобелевских премий, но в России он работал мало. Дело отца в Петербурге продолжил брат Альфреда, Людвиг Нобель (1831-1888), открывший в 1862 году завод «Людвиг Нобель» на Выборгской стороне (ныне «Русский дизель»). В 1876 году он вместе с Альфредом и третьим братом, Робертом, занялся добычей нефти в Баку, а три года спустя основал товарищество братьев Нобель, ставшее крупнейшей нефтедобывающей компанией в России; ему и принадлежали склады на Нобельской дороге. В 1888 году руководителем товарищества стал сын Людвига - Эммануэль II Нобель (1859-1932). В начале 1918 года предприятия Нобелей были национализированы, а Э. Нобель уехал в Швецию. 10 сентября 1935 года изменили наименование дороги, убрав фамилию прежнего хозяина, но сохранив суть - Нефтяная. Участок дороги южнее улицы Самойловой исчез в 1950-е годы.

Нижне-Каменская улица

Название этой улицы, находящейся на крайнем северо-западе городской застройки, присвоено 24 ноября 1999 года. Улица идет от Комендантского проспекта до Глухарской улицы под уступом в направлении поселка Большая Каменка. Сверху некогда шла дорога из Коломяг в Каменку; сейчас она начинается от Шуваловского проспекта и давно стала непроезжей.

Никитинские улицы

Название 1-й и 2-й Никитинской улиц в Коломягах возникли в 1840-е годы и происходят от фамилии землевладельца, генерала от кавалерии, графа Алексея Петровича Никитина.

Номера улиц говорят о том, что они находились соответственно в первой и второй половинах Коломяг, поскольку поселок делился на две части (подробнее см. Алексеевские улицы).

1-я Никитинская первоначально шла от Земледельческого переулка до Николаевской улицы, ныне - Березовой. В 1930-е годы к ней присоединили участок, примыкающий к церкви Святого Димитрия Солунского, так что теперь улица начинается от церкви.

2-я Никитинская проходила в створе 1-й Никитинской. Она начиналась от Елизаветинской (Главной) улицы, пересекала Общественный переулок, позже вошедший в состав Репищевой улицы, и сразу за ним сходилась со 2-й Алексеевской улицей. В 1962 году к ней присоединили часть Коломяжского шоссе (ныне проспект) от современной Парашютной улицы, а в 1980-е годы продлили ее до улицы Маршала Новикова.

Никольская улица

Эта улица находится в Шувалове, она отходит на юг от Елизаветинской улицы, затем поворачивает на восток вдоль Среднего озера и заканчивается у стыка Первомайской улицы и Славянской набережной. Ее название известно с 1889 года и происходит от имени одного из членов семьи графов Шуваловых, владевших этой местностью.

Никольские площадь и переулок

Никольская площадь сформировалась вокруг собора Святого Николая и Богоявления - замечательного памятника русского барокко, возведенного в 1753-1762 годах по проекту Саввы Чевакинского. Собор принадлежал морскому ведомству, да и площадь первоначально представляла собой плац Морского полкового двора, окруженный казармами моряков, потому храм часто называют Николой Морским. Сам полковой двор должны были построить с южной стороны площади, между Глухой речкой (ныне канал Грибоедова) и Фонтанкой.

Еще по плану Комиссии о санктпетербургском строении, закрепленному указом Анны Иоанновны от 20 августа 1739 года, на месте будущей Никольской должна была находиться Адмиралтейская сборная площадь, предназначавшаяся «для сбора людей» Адмиралтейского морского ведомства. Название осталось только на бумаге, и первое реально существовавшее имя площади появилось только в 1820 году - площадь перед Никольской церковью. А уже со следующего года за площадью закрепилось название Никольская.

Проезд, соединяющий площадь с Фонтанкой, с 1776 года именовался Большой Полковой улицей по тому же полковому двору. Малая Полковая улица, проходившая с другой стороны отведенной под него территории, позже вошла в состав набережной Крюкова канала. Однако полковой двор так и не был сооружен; в 1789 году в северной части предназначенного для него участка построили Никольский рынок (Садовая, 62), тоже получивший имя по собору и занимающий всю южную сторону площади. Соответственно и Большая Полковая улица в 1821 году стала Рыночным переулком, а в 1870-м с целью борьбы с одинаковыми названиями - Никольским.

Во время Гражданской войны в сквере у Никольского собора похоронили нескольких погибших ее участников - Г. И. Астахова, В. С. Мясникова, П. М. Войтика и других. В их честь Никольскую площадь 6 октября 1923 года переименовали в площадь Коммунаров. А 23 июля 1939 года, по случаю Дня Военно-Морского Флота, имя одного из них получил Никольский переулок, ставший улицей Мясникова. Тогда около десятка улиц города были названы в честь революционных матросов.

Василий Спиридонович Мясников (1893-1918) в октябре 1917 года возглавил отряд революционных матросов, который разгонял Предпарламент - выборный совещательный орган при Временном правительстве, в котором большевики имели чуть больше 10 процентов, затем участвовал в штурме Зимнего. В декабре отряд Мясникова занимался национализацией, а проще - захватом частных банков в Петрограде. После победы большевиков Мясников был членом Военно-морского революционного комитета, руководил военным отделом Морского комиссариата, где организовал и возглавил отряд по борьбе с контрреволюцией и саботажем - «матросскую ЧК». 12 марта 1918 года он был убит одним из тех, с кем боролся.

Историческое название Никольской площади было возвращено 4 октября 1991 года, а переулку - 13 января 1998-го.

Новая улица

Название этой улицы, проходящей в Пороховых между улицей Коммуны и Лесной улицей, возникло в 1950-е годы. Оно объясняется тем, что эта часть Пороховых застраивалась позже других.

При возникновении Новая улица была длиннее - она начиналась от засыпанной позже реки Жерновки. Участок западнее улицы Коммуны официально упразднен 16 октября 1978 года, поскольку вошел в кварталы жилой многоэтажной застройки, развернувшейся в те годы в Красногвардейском районе.

Новгородская улица

Улица идет от проспекта Бакунина до Тульской улицы. Первоначальное ее название - Новопроложенная - известно с 1836 года, тогда она проходила от Большой Болотной (ныне улица Моисеенко) до Калашниковского проспекта (проспект Бакунина). Современное имя присвоено 14 июля 1859 года в ряду других улиц Рождественской части, названных по губернским городам Центральной России (Ярославская, Костромская, Тверская).

7 марта 1880 года в состав Новгородской включили Ивановскую (ныне Исполкомскую) улицу, но семь лет спустя, 16 апреля 1887-го, это решение было отменено. В том же 1880 году было решено продлить улицу на север и вывести ее с двумя поворотами к Калашниковской (Синопской) набережной. Проект не был осуществлен; лишь в 1952 году Новгородская улица прошла на север до Тульского переулка (ныне улица) уже по другой трассе. В 1964 году направление нумерации домов по улице изменили на противоположное.

Ново-Адмиралтейский канал

Канал, соединяющий Неву с Мойкой, был прорыт в 1716-1717 годах; он отделил Галерный двор (Галерную верфь) от Адмиралтейского острова. 20 апреля 1738 года ему было присвоено название Галерный канал.

С начала XIX века Галерный двор стал называться Новым Адмиралтейством, соответственно изменилось и имя канала: с 1828 года - 1-й Адмиралтейский, для отличия от просто Адмиралтейского, а с 1836-го - Ново-Адмиралтейский.

Единственный мост через Ново-Адмиралтейский канал - Адмиралтейский, в створе Галерной улицы. 20 апреля 1738 года, одновременно с каналом, он получил название Галерный. Современное имя появилось в 1829 году, вскоре после того, как канал стал 1-м Адмиралтейским.

Ново-Адмиралтейский остров

Ново-Адмиралтейский остров находится между Невой, Ново-Адмиралтейским каналом и Мойкой. До прокладки в 1717 году Галерного (ныне Ново-Адмиралтейского) канала он входил в состав Адмиралтейского острова. Современное название возникло в XIX веке по располагавшемуся на острове Новому Адмиралтейству (бывшему Галерному двору), ныне это завод «Адмиралтейские верфи».

Ново-Александровская улица

Эта улица проходит в Невском районе от проспекта Обуховской Обороны до улицы Бабушкина. В своем названии, появившемся в 1896 году, она хранит память о селе Александровском, которое находилось за Невской заставой, и о его владельце князе Александре Алексеевиче Вяземском, по имени которого село и стало Александровским.

Князь Вяземский был известнейшим вельможей екатерининской эпохи. Около десяти лет он занимал одну из высших должностей в государстве - генерал-прокурора Правительствующего Сената - и пользовался доверием императрицы. Он был организатором работы Уложенной комиссии, которая занималась составлением нового свода законов Российской Империи - Уложения. Многое из того, что обсуждалось на комиссии, руководимой князем Вяземским, было впоследствии реализовано Екатериной II во время ее государственных реформ. После роспуска Уложенной комиссии на плечах князя Вяземского остались заботы о благоустройстве Петербурга и о судьбах иностранных подданных. Он следил за осушением болот под Петербургом, руководил сооружением гранитных набережных и мостов через Фонтанку и Екатерининский канал, надзирал за строительством Большого Каменного театра, на месте которого сейчас расположена Консерватория. В круг интересов Вяземского входили и вопросы государственной безопасности. При генерал-прокуроре Вяземском был упразднена печально известная Тайная канцелярия.

Новоалександровская улица

Улица находится в Шувалове (раньше этот район западнее железной дороги относили к Озеркам), она выходит из тупика севернее Дерновой улицы и тянется параллельно Новоорловской улице до реки Каменки. Первое ее название - Новоникитинская - возникло в 1901 году и происходило, скорее всего, от фамилии землевладельца. Фактически улица существовала тогда лишь на бумаге, а когда в 1920-е годы ее начали наконец застраивать, то она получила имя уже от другого земле- или домовладельца - Новоалександровская.

Новобелицкая улица

Эта улица Красносельского района начинается от улицы Тамбасова, идет севернее территории «Ленфильма» и выходит к улице Летчика Пилютова между домами № 14 и 16. Прежнее ее название - улица Мира. Оно возникло в 1920-е годы.

В 1976 году имя улицы Мира было упразднено, однако проезд продолжал существовать. 19 августа 2002 года по просьбе представителей Гомельской области Белоруссии - побратима Красносельского района - ему присвоили название Новобелецкая улица по одноименному району Гомеля. Тогда же два соседних проезда получили имена по городам Гомельской области - Добрушская улица и Рогачевский переулок. Через четыре года представители Гомельщины вдруг обнаружили, что по-белорусски название района пишется через «и» - Новобелицкий - и попросили исправить наименование улицы. Просьбу уважили, и 30 июня 2006 года проезд получил современное название.

Новоизмайловский проспект

Официально этот проспект, проходящий от Благодатной улицы до площади Конституции, получил свое название 12 ноября 1962 года, но адреса по нему начали появляться уже в 1961-м. Наименование же связано с тем, что магистраль собирались продлить на север и соединить с Измайловским проспектом.

Новоколомяжский проспект

Проспект идет от Вербной до Афанасьевской улицы, а по плану должен продолжаться дальше, до не существующего пока в этом месте Шуваловского проспекта. Имя магистрали присвоено 7 июля 1993 года. Через Солунскую улицу проспект является продолжением Коломяжского проспекта. В состав магистрали вошла Пилотная улица. С 1910 года она называлась Владимирской, видимо, по имени кого-то из родственников владельца этой местности Н. П. Граббе, а 26 декабря 1940 года была переименована в Пилотную - с целью устранения одинаковых названий и в ознаменование успехов советской авиации. Официально эту улицу упразднили лишь 31 января 2000 года, а дом № 26 по ней стоит на проспекте и сейчас.

Новоладожская улица

Улица проходит от Ждановской до Пионерской улицы в створе МалоПетровского моста. Исторически она состоит из двух частей. Первая, от реки Ждановки до Спасской улицы (ныне улица Красного Курсанта), с 1793 года называлась Церковным переулком, а с 1849-го - Церковной улицей по церкви Спаса Преображения, которой была обязана своим именем Спасская улица. Церковь находилась на углу двух улиц и была снесена в 1930-е годы; сейчас на ее месте школа № 54.

Вторая половина - это пятая из восьми номерных улиц Колтовской слободы, из которых кроме Новоладожской сохранилась еще только шестая (ныне Гдовская) улица. Сперва, с 1798 года, она так и называлась - 5-я улица, а с 1822 года - 5-я Спасская, по той же самой церкви Спаса Преображения, либо 5-я Колтовская улица.

20 января 1858 года, когда проезды Петербургской стороны получали названия по городам и селениям Петербургской губернии, были переименованы и все Спасские улицы. 5-я Спасская стала Ново-Ладожской; этот вариант быстро был вытеснен более правильным - Новоладожская. 16 апреля 1887 года в ее состав вошла Церковная улица.

Новолитовская улица

Проезд идет от Лесного до Полюстровского проспекта параллельно Литовской улице. Он возник в 1933 году при строительстве Батенинского жилмассива на Лесном проспекте. До 1960-х годов Новолитовская улица доходила только до нынешней улицы Грибалевой, а затем была продлена до Полюстровского проспекта.

Новомалиновская дорога

Ново-Малиновская дорога (именно в этой форме) выделилась в 1906 году из Георгиевской (ныне Шепетовской) улицы, она шла по южной границе Большеохтинского кладбища, от современного проспекта Металлистов до реки Охты. На другом берегу реки, примерно между нынешними проспектами Ударников и Энтузиастов, находилась деревня Малиновка. В том же направлении проходила еще одна дорога - Старо-Малиновская, современная Якорная улица.

В 1909 году из Ново-Малиновской дороги выделилась Единоверческая (ныне Партизанская) улица. Тогда она заканчивалась у современного проспекта Энергетиков, но 15 мая 1965 года в нее вошел участок Ново-Малиновской до Салтыковской дороги, а в 1998 году - и до Бокситорской улицы.

В конце 1960-х годов Новомалиновская дорога (с этого времени ее название пишется так) была укорочена и с другой стороны - выезд к Охте перекрыл деревообрабатывающий завод № 2. Теперь от нее остался лишь небольшой проезд от Бокситогорской улицы до заводских ворот.

Ново-Никитинская улица

Улица проходит в промзоне Коломяги от Долгоозерной улицы до Шуваловского проспекта. Она получила свое название 2 июля 1998 года в связи с тем, что находится в створе 2-й Никитинской улицы.

Новоовсянниковская улица

Улица проходит от проспекта Стачек до Баррикадной улицы, это последняя улица в бывшей Волынкиной деревне. Название ее известно с 1896 года и дано по располагавшемуся на углу Петергофского шоссе Овсянниковскому хлебозаводу (ныне хлебозавод «Заря»).

Степан Тимофеевич Овсянников, крупнейший производитель муки и хлеба, поставщик российской армии, был одним из богатейших людей страны второй половины XIX века. Недалеко от своего особняка на Калашниковском проспекте (проспект Бакунина), 19-25, он на свои средства устроил сад, долго называвшийся Овсянниковским, а в народе именующийся так и теперь (официально - сад Чернышевского). Один из принадлежавших ему заводов и находился в Волынкиной деревне. Существующее сейчас здание построено в 1900-е годы; это редкий образец промышленной архитектуры в стиле модерн. В конце XIX века еще два дома на Новоовсянниковской улице принадлежали наследникам Овсянникова - № 7 и 13. До наших дней они не сохранились.

Первоначально улица доходила лишь до современной Турбинной улицы, а в 1914 году выросла до нынешних границ.

Новоорловская улица

Новоорловской с 1882 года называется улица в Озерках (сейчас эту часть Озерков обычно относят к Шувалову). Ее имя ведется по фамилии землевладельцев Орловых-Денисовых.

В то время, когда появилась улица, этой местностью владели граф Алексей Федорович Орлов-Денисов-Никитин (1841-1907) и его мать Елизавета Алексеевна Орлова-Денисова (урожденная Никитина) (1817-1898). Поскольку с середины 1870-х годов с другой стороны железной дороги существовала Орловская улица, эта улица стала именоваться СтароОрловской, а новый проезд - Ново-Орловской.

В 1920-е годы улицу попытались переименовать в проспект Урицкого в память об участнике революционного движения в России, председателе Петроградской чрезвычайной комиссии Моисее Соломоновиче Урицком (1873-1918). Это решение не было выполнено.

Тогда улица была короче, чем сейчас. Она шла от изгиба (у современного дома № 12) до речки Каменки. Начальный участок с 1920-х годов именовался Ново-Орловским переулком, а некоторое время до того - Неизвестным (то же, что Безымянный). 3 декабря 1956 года переулок вошел в состав улицы. Примерно в это же время название стало писаться без дефиса.

Ныне Новоорловская улица проходит от Озерковского проспекта до реки Каменки.

Новороссийская улица

С 1833 по 1917 годы здесь проходила граница города, а по границе шла Новая Граничная дорога, с 1849 года - Граничная улица, которая начиналась от стыка Большого Сампсониевского проспекта и Выборгского шоссе (проспект Энгельса), проходила вдоль территории Лесного института по современному Новосильцевскому переулку (южнее современных домов № 1-5 по проспекту Энгельса), далее выходила на нынешнюю трассу и продолжалась до Средней Муринской дороги (позже Малая Спасская улица, ныне улица Карбышева). С 1860 года планы фиксируют и другое название магистрали - Садовая улица.

5 марта 1871 года проезду присвоили наименование Новосильцевская улица, связанное с трагической историей, произошедшей в последние месяцы правления Александра I. 10 сентября 1825 года в парке Лесного института произошла дуэль между флигель-адьютантом императора В. Д. Новосильцевым и поручиком лейб-гвардии Семеновского полка К. П. Черновым. Дуэль произошла из-за сестры Чернова, хотя правильнее будет сказать, из-за матери Новосильцева, запретившей сыну вступать в брак с невестой, с которой уже состоялось обручение. Невеста была дочерью генерал-майора Чернова. Владимир Новосильцев послушался мать, но за честь сестры вступился ее брат Константин Чернов. Дуэль закончилась смертью обоих участников. Новосильцев скончался 14 сентября, Чернов - 22 сентября.

Место дуэли Чернова и Новосильцова позже было отмечено круглыми гранитными плитами, а в 1834 году мать Новосильцева Екатерина Владимировна (урожденная Орлова) на месте корчмы, в которой скончался ее сын, на свои средства начала строить каменную церковь во имя святого князя Владимира. Впоследствии рядом с церковью были построены дома богадельни. Все постройки производились по проекту архитектора Иосифа Шарлеманя 1-го с 1834 по 1842 год, после чего здесь было устроено Орлово-Новосильцевское благотворительное заведение. Им Е. В. Новосильцева руководила до своей смерти, последовавшей в 1849 году. Потом заботы о заведении взяли на себя ее наследники.

Церковь была снесена в июне 1932 года, а вот богаделенские здания дошли до наших дней. Их современный адрес: проспект Энгельса, 1-5.

В 1917 году улица была продлена от Малой Спасской улицы на восток к железнодорожной линии. 15 декабря 1952 года она стала Новороссийской, официально - в честь освобождения Новороссийска от немецко-фашистских захватчиков в 1943 году, фактически же с целью стереть память об уничтоженной церкви и закрытом благотворительном заведении.

Современное направление улица обрела при реконструкции района в 1960-е годы, став продолжением Ланского шоссе. Прежний начальный ее участок долгое время оставался безымянным; 7 июля 1999 года ему было дано название Новосильцевский переулок. В 2007 году улица была соединена проездом с продолжением Гражданского проспекта - Кушелевской дорогой.

Ново-Рыбинская улица

Эта улица идет от Черниговской улицы до Лиговского проспекта; она возникла в 1916 году как продолжение Рыбинской улицы, хотя находится несколько не в створе последней. Продлить ее напрямик помешал существующий и сейчас дом № 27 по Черниговской улице. Интересно, что Рыбинская и Ново-Рыбинская улицы имеют общую нумерацию домов.

Новосельковская улица

Первоначально, с 1880-х годов, эта улица именовалась Новоселковской дорогой. Она начиналась от Елизаветинской (Главной) улицы в Коломягах, проходила почти по трассе современного Новоколомяжского проспекта вдоль Приморской, позже Детской, железной дороги, поворачивала по современному направлению, затем шла к Успенскому кладбищу и далее в деревню Новоселки. В 1950-е она стала Новосельковской улицей.

В 1970-х годов в конце улицы началось строительство промзоны Коломяги. Но еще около двух десятилетий остальные проезды промзоны названий не имели, потому все дома на ее территории получали адреса по Новосельковской улице, даже отстоящие от нее на несколько километров. Лишь в 1993 году получили имена Автобусные улица и переулок и Макулатурный проезд, а пять лет спустя - Ново-Никитинская улица, тогда же продлили улицу Маршала Новикова. Сейчас западнее улицы Маршала Новикова адресов по Новосельковской уже не осталось.

Новосибирская улица

В 1907 году нескольким новым улицам в районе Ланской были даны имена по уездным городам Тверской губернии. Проезд, проходивший от Торжковской улицы до Ланского шоссе, был назван Старицкой улицей по городу Старице. Вплоть до 1930-х годов наименование улицы часто писалось с ошибкой - Старецкая.

16 января 1964 года улицу продлили до улицы Матроса Железняка и переименовали в Новосибирскую, «в честь Новосибирска».

Новосильцевский переулок

Переулок проходит между территорией Лесотехнической академии и домами № 1 и 3 по проспекту Энгельса и выходит к Новороссийской улице. До 1960-х годов он составлял ее начальный участок; 7 июля 1999 года ему было присвоено название в память о прежнем наименовании улицы.

Новосмоленская набережная

Набережная проходит по обоим берегам реки Смоленки от Наличной улицы до улицы Кораблестроителей, а по проекту должна идти дальше, до Финского залива. 15 июня 1976 года ее наименовали Октябрьским проспектом. Здесь, на берегу залива, предполагалось соорудить грандиозный монумент в честь Октябрьской революции.

4 мая 1987 года, когда стало ясно, что никакого монумента не будет, проезд включили в состав набережной реки Смоленки. Однако поскольку старая часть набережной заканчивается задолго до этого места, у Смоленского кладбища, и пробивка соединяющей их магистрали вдоль берега не предполагалась, два года спустя, 27 февраля 1989 года, бывшему проспекту присвоили новое название - Новосмоленская набережная.

Новоутиная улица

Эта улица находится в Озерках, она идет от Озерковского проспекта до Малой Десятинной улицы.

Название известно с 1955 года и связано с тем, что поблизости уже существовали 1-я и 2-я Утиные улицы.

Новочеркасский проспект

Это главная магистраль Малой Охты, соединяющая Красногвардейскую площадь и Гранитную улицу. Самая старая ее часть - от Огородной (улица Помяловского) до не существующей ныне Оградной улицы, находившейся чуть южнее современной Республиканской, - с 1836 года называлась Средним проспектом, так как шла между Малоохтинским и упраздненным позже Малым проспектами (последний проходил вдоль Малоохтинского кладбища). Иногда Средний проспект именовали Новым Средним или Средним Мало-Охтенским. В 1909 году его укоротили до Мариинской (Республиканской) улицы.

Собственно Новочеркасский проспект появился 18 октября 1887 года. Он начинался от реки Охты и шел до Суворовской улицы, как к тому времени стала называться Огородная. Имя свое он получил по казармам 145-го пехотного Новочеркасского полка, располагавшимся в доме № 4. В состав проспекта вошла существовавшая с 1849 года Портовая улица, проходившая от Охты до Комаровского переулка, ныне ставшего западной частью Красногвардейской площади. Своим названием она была обязана находившейся на ней Охтенской корабельной верфи (впоследствии Петрозавод).

Третья часть магистрали, от Республиканской до Гранитной улицы, возникла в конце 1930-х годов как Глубинная магистраль, то есть шедшая в глубине от Невы. С 26 декабря 1940 года она именовалась Дальневосточным проспектом. Тогда несколько улиц города получили названия по районам Советского Союза; сейчас из них осталась одна Забайкальская.

3 декабря 1956 года три проспекта объединили в один - Новочеркасский. Имя Дальневосточный проспект позже получила другая магистраль - продолжение Новочеркасского проспекта в Невском районе. В 1960 году в связи с разборкой моста Воровского через Охту и созданием Красногвардейской площади был закрыт начальный участок проспекта, бывшая Портовая улица. 14 февраля 1983 года Красногвардейскую площадь переименовали в площадь Брежнева, и, чтобы не потерять, как считалось, особо ценное название, Новочеркасский проспект стал Красногвардейским. В 1988-м, однако, площади было возвращено прежнее наименование, а 27 марта 1990 года восстановили и название проспекта.

Новый канал

Канал из Пекезы в Екатерингофку на территории Лесного порта был прорыт в 1870-е годы. Сто лет спустя река Пекеза была засыпана, и теперь канал представляет собой проток, глухой с одной стороны.

Предыдущая страница Следующая страница