Петербург в названиях улиц
Статьи на букву "Г"

В начало словаря

По первой букве
0-9 А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Г"

Гаванская улица

Улица начинается от Большого проспекта Васильевского острова, пересекает Малый проспект и теряется в жилом квартале между ним и улицей Нахимова. Первоначальное ее название - Офицерская - известно с 1790 года и связано с тем, что здесь жили офицеры Морского ведомства. Тогда улица брала начало от Большого и доходила только до современного Малого проспекта. В 1829 году ее продлили дальше на север; нынешняя нечеткая ее граница - это как раз граница селения Галерной Гавани.

В конце XVIII века была предпринята попытка пронумеровать улицы Гавани подобно линиям Васильевского острова. Соответственно Офицерская стала 4-5-й линиями Галерной Гавани. Номерные названия не прижились, улицы сохранили прежние наименования.

Однако, поскольку своя Офицерская улица была в каждом районе города, наполовину заселенного военными, Офицерская улица в Гавани 5 марта 1871 года стала Гаванской. На то были причины - тогда это была главная улица Гавани, недаром вскоре по ней прошла конка, затем трамвай, а в советское время - автобус. Лишь в 1960-е годы она уступила первенство реконструированной Наличной улице.

Гаврская улица

Улица возникла в 1908 году и первоначально называлась Ильинской - по фамилии домовладельца. Она проходила от Выборгского шоссе (проспект Энгельса) до Старопарголовского проспекта (проспект Тореза). Нынешнее имя улица получила 27 мая 1968 года в честь французского города Гавра - побратима Ленинграда. Вскоре после этого был закрыт выезд на проспект Тореза.

Гагаринская улица

Эта улица проходит от Дворцовой набережной до улицы Пестеля. Название известно с 1776 года. Прямо напротив улицы, на Петербургской стороне, располагался Гагаринский пеньковый буян со своей Гагаринской (ныне Мичуринской) улицей, а здесь, на левом берегу Невы, находилась Гагаринская пристань.

В советское время улицу пытались переименовать трижды. Сначала, в октябре 1918 года - в улицу Герцена. Однако двумя годами позже, в январе 1920-го, в честь А. И. Герцена назвали Большую Морскую улицу. Затем, 24 апреля 1925 года - в Наримановскую.

Нариман Кербалай Наджаф оглы Нариманов (1870-1925) - азербайджанский писатель и политический деятель. В 1920 году Н. Нариманов возглавил Совет народных комиссаров Азербайджана, а в 1922 году - Союзный совет Закавказской федерации, объединившей Грузию, Армению и Азербайджан и существовавшей до 1936 года.

Название не привилось, еще почти 30 лет улица оставалась Гагаринской. 15 декабря 1952 года произошло самое удавшееся переименование - в улицу Фурманова. Дмитрий Александрович Фурманов (1891-1926) больше всего известен своим романом «Чапаев», но самое интересное его произведение, пожалуй, - роман «Мятеж», рассказывающее о малоизвестных событиях, произошедших в 1920 году в Средней Азии. К сожалению, талант Д. А. Фурманова не успел раскрыться - он очень рано умер от менингита.

13 января 1998 года Гагаринской улице вернули историческое название.

Газовая улица

Газовая улица находится на Петроградской стороне. Она начинается от Пудожской улицы и идет в тупик за Левашовский проспект. До 1950-х годов она доходила до реки Карповки. Название присвоено 16 апреля 1887 года и связано с тем, что в конце улицы (дом № 10) располагался Газовый завод. Он был открыт в 1877 году для обеспечения уличного освещения Петербургской и Выборгской сторон и принадлежал французскому акционерному обществу.

Гаккелевская улица

Улица проходит в Приморском районе от Сестрорецкой железнодорожной линии до Комендантской площади, хотя участка от улицы Оптиков до Ситцевой улицы пока не существует. Нет и запроектированного начала улицы - от Приморского проспекта до железной дороги.

Название дано 4 апреля 1988 года в честь двух представителей семьи Гаккелей, давшей стране много выдающихся людей - конструктора Якова Модестовича (1874-1945) и его сына, полярного исследователя Якова Яковлевича (1901-1965).

Я. М. Гаккель за участие в революционной деятельности был сослан в Сибирь, где спроектировал и построил одну из первых в России гидроэлектростанций на Ленских приисках в Якутии. Вернувшись в Петербург, занялся строительством и эксплуатацией городского трамвая, позже разработал проект одного из первых в мире магистральных тепловозов, построенного в 1924 году. С 1909 года Яков Модестович занимался конструированием самолетов. Среди его разработок - первый в России гидросамолет-амфибия Г-IV, биплан Г-VIII, на котором был совершен первый в стране междугородный перелет Царское Село - Красное Село и был установлен национальный рекорд высоты (1350 метров), и первый в мире подкосный моноплан Г-XI. Именно эта сторона деятельности Я. М. Гаккеля и послужила основанием для выбора улицы - здесь, вблизи бывшего Комендантского аэродрома, откуда взлетали созданные им самолеты, многие проезды носят имена летчиков и конструкторов: улицы Поликарпова, Ильюшина, Уточкина и даже целый проспект Авиаконструкторов. Яков Яковлевич Гаккель долгие годы руководил отделом географии Ленинградского института Арктики и Антарктики. Участвовал в полярных экспедициях «Сибирякова» и «Челюскина» в 1930-е годы, создал первую батиметрическую карту Арктики. Его именем назван подводный хребет в Северном Ледовитом океане.

Галерная улица

Галерная улица находится в Адмиралтейском районе, в самом центре Петербурга. Она проходит от площади Декабристов до набережной НовоАдмиралтейского канала.

Эта улица за свою историю неоднократно меняла название.

В первой половине XVIII века она именовалась 1-й Галерной, по Галерному двору, как тогда называли ряд домов, расположенных между улицей и берегом Невы, - из-за близости их к Галерной верфи, которая располагалась за каналом.

20 апреля 1738 года улице было официально присвоено наименование Исакиевской, именно в таком написании, принятом в XVIII - первой половине XIX столетий. Название объяснялось тем, что она брала начало у Исаакиевской церкви, которая стояла гораздо ближе к берегу Невы, чем нынешний Исаакиевский собор, возведенный в 1818-1858 годах по проекту Огюста Монферрана. Та Исаакиевская церковь строилась по проекту Иоганна Матарнови.

Исакиевской улица была вплоть до 1801 года, хотя с 1768 года стало употребляться параллельное наименование Старая Исакиевская. Прилагательное «старая» появилось в связи с тем, что возникла Новая Исакиевская улица (ныне улица Якубовича), которая выводила к Исаакиевскому собору, строившемуся по проекту Антонио Ринальди вместо разобранной Исаакиевской церкви Матарнови.

Существовали в XVIII веке и другие названия улицы: Задняя, Задняя Галерная и даже Задняя Галерная Старая Исакиевская улица. Задней она была в связи с тем, что на нее выходили задние дома сквозных дворовых участков, главные фасады которых были обращены к Неве.

С 1785 по 1800 год участок между современными площадью Декабристов и улицей Труда именовался Канатной улицей или Канатной линией, поскольку между нею и нынешним Конногвардейским бульваром находилась Адмиралтейская канатная фабрика. Другое имя конца XVIII века - Морская Исакиевская, по параллельным ей Большой и Малой Морской улицам.

И наконец, было еще одно название улицы, которое появилось в 1758 году и впоследствии вытеснило все остальные, - Галерная.

В октябре 1918 года ее переименовали в Красную улицу. В этом названии выразился революционный пафос того времени, тем более что улица начиналась от места, где в декабре 1825 года произошло событие, вошедшее в историю как «восстание декабристов», во время которого молодой офицер Павел Каховский убил генерал-губернатора Петербурга графа Михаила Андреевича Милорадовича. То есть пролилась первая кровь за дело свободы.

Историческое наименование Галерной улице было возвращено 4 октября 1991 года.

Галерный проезд

29 декабря 1972 года в Ленинграде появился Галерный проезд. Он получил свое название по Галерной гавани - местности, которая, в свою очередь, именовалась по гавани, устроенной при Петре I для галерного флота. В этой гавани стояли галеры - небольшие гребные судна. Название же самой Галерной гавани известно с 1728 года.

Галерный проезд проходит от Шкиперского протока до улицы Нахимова, а гавань, по которой он получил название, вытянулась вдоль проезда с западной стороны.

Гамбургская площадь

Круглая, как почти все новые площади, площадь на пересечении проспекта Славы и Софийской улицы сформировалась в середине 1960-х годов, но название получила только 20 октября 1997 года. Оно дано по немецкому городу Гамбургу, побратиму Петербурга. В этом районе есть два названия улиц в честь городов-побратимов - Пловдивская улица и Загребский бульвар. В Петербурге имеется еще одна улица в честь немецкого города-побратима - Дрезденская: до объединения Германии Ленинград имел побратимов в обоих немецких государствах.

Гангутская улица

Эта небольшая улица проходит от набережной реки Фонтанки до Гагаринской улицы. На плане 1798 года она обозначена как улица бывшего Пустого рынка или переулок Пустой Рынок. Рынок на месте нынешнего сквера по нечетной стороне в конце улицы появился почти сразу после основания города; в 1730-е годы большая часть торговцев перебралась к церкви Воскресения Христова на углу нынешних Шпалерной улицы и проспекта Чернышевского, и старый рынок опустел. Тем не менее худобедно, но торговля здесь продолжалась вплоть до 1920-х годов, столько же держалось и название.

Проходивший вдоль рынка переулок с начала XIX века стал именоваться Рыночным, а с 1836 года - Рыночной улицей. 31 июля 1950 года, когда рынка уже не было, улицу переименовали в Гангутскую.

У полуострова Гангут на выходе из Финского залива в 1714 году русский флот под командованием генерал-адмирала Ф. М. Апраксина и при личном участии Петра I разгромил шведские силы, уничтожив 10 кораблей и взяв в плен контр-адмирала Эреншельда. Это была первая морская победа России такого масштаба, после которой шведские войска были вынуждены покинуть Финляндию и перестали угрожать Петербургу.

После советско-финляндской войны 1939-1940 годов согласно мирному договору полуостров Гангут (тогда он уже назывался по-фински - Ханко) был передан Советскому Союзу в аренду сроком на 30 лет под военно-морскую базу. Сразу после начала Великой Отечественной войны немецкие войска попытались овладеть полуостровом, но сделать этого не смогли. Упорные бои продолжались несколько месяцев, и только 2 декабря 1941 года советские войска оставили Ханко, чтобы сосредоточиться на обороне Ленинграда. В 1947 году полуостров был досрочно возвращен Финляндии.

Улица для переименования была выбрана не случайно. Совсем рядом, на улице Пестеля, находится церковь Святого Пантелеймона, строившаяся в 1735-1739 годах как мемориал Гангутской победы. В 1903 году, к двухсотлетию Петербурга, на ее фасаде были установлены мемориальные доски, посвященные этому событию. Еще в 1915 году Пантелеймоновский мост через Фонтанку собирались переименовать в Гангутский, но тогда это решение не было выполнено. Большевики не посмели уничтожить мемориал, а после Великой Отечественной войны к нему добавилась памятная доска, установленная на торце расположенного напротив дома № 11 по улице Пестеля в честь защитников Ханко.

Гапсальская улица

Эта небольшая улица находится на Гутуевском острове. Она соединяет Екатерингофку и Межевой канал.

Когда-то эта улица была длиннее. Она тянулась от Двинской улицы до Невы. Но в 1899 году был закрыт участок между Двинской улицей и Межевым каналом, а в 1963-м - участок между Межевым каналом и Невой. Направление нумерации домов в 1980 году поменяли на противоположное.

Название же улица носит с 14 июля 1859 года. Его она получила по городу Гапсалю, в ряду близлежащих проездов, названных по городам прибалтийских губерний России (Двинская, Виндавская улицы, Либавский переулок). Гапсаль в середине XIX столетия был уездным городом Эстляндии. Он возник как гавань Хаапсалу, что с эстонского переводится как «осиновая роща». Немцами это название было усвоено как Хапсал, отсюда и пошло русское Гапсаль. Ныне это эстонский город Хаапсалу.

Гаражный проезд

Проезд находится в промышленной зоне «Обухово»; он начинается от проспекта Девятого Января, пересекает Складской проезд и выходит к Грузовому проезду. Проезд ничем не примечателен, как и его название. Оно присвоено 19 мая 1975 года одновременно с наименованиями двух других проездов.

Гатчинская улица

Гатчинская улица проходит от Большой Пушкарской улицы до Чкаловского проспекта.

Первоначальное ее название, если его можно считать названием, - Безымянная. Оно известно с 1798 года. В начале XIX века была предпринята попытка присвоить улицам этой части города номерные названия, тем более что первые семь (от современной Мончегорской до Стрельнинской) действительно были номерными. Безымянная улица стала 10-й. Наименования не прижились, и еще полвека улица оставалась Безымянной.

20 января 1858 года ее переименовали в Гатчинскую. Тогда многие улицы Петербургской стороны получили названия по пригородам Петербурга. До 1908 года Гатчинская улица упиралась в огороды севернее Малого проспекта и лишь затем была продлена до Геслеровского переулка (ныне Чкаловский проспект).

Гданьская улица

История этой улицы очень похожа на историю параллельной ей Гаврской улицы. Она появилась в 1912 году, первое ее название - Осиповский проезд, по фамилии землевладельца И. А. Осипова. Современное наименование улица получила 17 августа 1964 года в честь побратима Ленинграда - польского города Гданьска. До конца 1960-х годов улица проходила от проспекта Энгельса до проспекта Тореза, но затем выезд на проспект Тореза был закрыт.

Гдовская улица

Эта маленькая улочка идет от улицы Красного Курсанта до Пионерской улицы параллельно Новоладожской. Первоначальное ее название, известное с 1798 года, - 6-я улица. Из восьми параллельных номерных улиц Колтовской слободы сейчас остались две - Новоладожская (бывшая 5-я) и Гдовская, остальные в 1950-1970-е годы попали в промышленную застройку.

В первой половине XIX века это была 6-я Спасская или 6-я Колтовская улица. Спасскими улицы Колтовской слободы стали по церкви Спаса Преображения, стоявшей на углу современных улицы Красного Курсанта (именовавшейся тогда Большой Спасской) и Новоладожской улицы как раз напротив 6-й Спасской. Церковь снесли в 1930-е годы (подробнее см. Новоладожская улица).

20 января 1858 года многие улицы Петербургской стороны, в том числе и все восемь Спасских, получили названия по городам Петербургской губернии. 6-я Спасская была переименована в Гдовскую. Крепость Гдов была основана в 1431 году на реке Гдовке, впадающей в Чудское озеро. В 1780 году Гдов получил права города, в 1944 году был передан из Ленинградской в Псковскую область.

Гельсингфорсская улица

Эта улица проходит в Выборгском районе от Большого Сампсониевского проспекта до Выборгской набережной.

Первое ее название - Крусов переулок. Оно существовало с 1798 года и происходило от фамилии надворного советника Якова Семеновича Крузе, владельца дома. В этот же период встречаются и другие варианты того же названия - Крузова улица, Крузов переулок, Грузов переулок, а в течение шести лет, с 1829 по 1835 год, на некоторых планах переулок именовался Кожевенным. Это объясняется тем, что в нем находился кожевенный завод.

Первоначально переулок начинался от засыпанной позже речки Негодяевки и упирался в Глухой переулок (не существующее ныне продолжение Зеленкова переулка). В 1828 году через Негодяевку построили мост, и переулок вышел к Большому Сампсониевскому проспекту.

В 1849 году район подвергся перепланировке, и, несмотря на то, что переулок сохранил направление и границы, все предыдущие наименования были забыты, а проезд получил совсем другое имя. Фактически - никакое, ибо название Новый переулок или Вновьпроложенная улица после имен, существовавших до этого, нельзя принимать всерьез.

Наконец, 14 июля 1859 года Вновьпроложенная улица стала Гельсингфорсской - по прежнему, шведскому названию нынешней столицы Финляндии Хельсинки. Тогда же улица была продлена до Большой Невки.

Герасимовская улица

Улица начинается от Кондратьевского проспекта между домами № 83 и 85 и доходит до Замшиной улицы. Название, по-видимому, происходит от фамилии домовладельца; оно известно с 1939 года, но, скорее всего, появилось раньше. Застройка на улице относится к первым послевоенным годам, поэтому при тотальной реконструкции Пискаревки в 1960-е годы она не изменила своих границ.

Гжатская улица

Эта улица идет от проспекта Непокоренных и упирается в территорию предприятия «Водоканал» севернее улицы Гидротехников. Первоначально, с 1894 года, она называлась Беклешовской и заканчивалась тупиком, не доходя до современной улицы Фаворского. Имя улицы было дано по находившемуся почти напротив нее Беклешову парку, составлявшему часть имения землевладельцев Беклешовых, до 1883 года владевших Кушелевкой.

Парк занимал территорию между современными улицей Карбышева и проспектом Непокоренных, Полюстровским и не существующим ныне Реймеровским проспектами. Южный участок парка исчез в 1913 году при сооружении Соединительной железнодорожной линии, а оставшаяся часть была вырублена в 1916 году новым владельцем А. В. Ратьковым-Рожновым под дачное строительство. Это последнее, что успел сделать Ратьков-Рожнов перед революцией; застраивалась освободившаяся территория уже в 1920-е годы.

В 1914 году Беклешовскую улицу продлили до Петровского переулка (улица Фаворского), а 15 декабря 1952 года переименовали в Гжатскую, в честь освобождения города Гжатска Смоленской области в 1943 году от немецко-фашистских захватчиков. В 1968 году Гжатск, близ которого родился первый космонавт Земли, стал Гагарином. Улица, однако, осталась Гжатской.

В 1960-е годы улица обрела современные границы.

Гимназический переулок

Переулок соединяет Ждановскую улицу и улицу Красного Курсанта. Первоначально, с 1849 года, он именовался Манежным, поскольку его нечетную сторону занимал манеж 2-го Кадетского корпуса, построенный в 1803 году по проекту Федора Демерцова. Сейчас здания Кадетского корпуса занимает Военная инженерно-космическая академия имени А. Ф. Можайского, а манеж переоборудован под спортивный зал.

Поскольку в Литейной части города был (и сейчас есть) еще один Манежный переулок, переулок на Петербургской стороне 5 марта 1871 года переименовали в Гимназический. Это название сохраняет память о неудавшейся реформе 1863 года, когда старшие классы кадетских корпусов были преобразованы в военные училища, а младшие - в военные гимназии, воспитанники которых получали среднее образование по программе, близкой к программе реального училища, но не с коммерческим, а с военным уклоном.

Таким образом, 2-й Кадетский корпус был разделен на Павловское военное училище, занявшее здание на противоположной стороне Большой Спасской улицы (ныне улица Красного Курсанта, 17), и 2-ю Военную гимназию, оставшуюся в старом здании корпуса. Вскоре после прихода к власти Александра III в 1883 году реформа была отменена, и 2-й Кадетский корпус восстановлен в прежнем статусе. Павловское училище, однако же, сохранилось, после Октябрьской революции оно стало Военно-топографическим, и лишь в 2007 году это здание перешло к Академии имени А. Ф. Можайского.

Со времени переименования и до 1929 года переулок начинался от Ждановской набережной.

Главная улица

Эта улица находится в Коломягах. Она проходит от Поклонногорской улицы до стыка 1-й и 2-й Никитинских улиц, хотя в последнее время из-за новой застройки участок от Поклонногорской до Вербной улицы стал не вполне очевидным.

Первоначальное название улицы - Елизаветинская - возникло в 1840-е годы. Оно происходило от имени владелицы 2-й (западной) половины Коломяг графини Елизаветы Алексеевны Никитиной, вышедшей замуж за графа Орлова-Денисова, которому принадлежали земли севернее поселка с деревней Графской (Мартыновкой). Усадебный дом Никитиных-Орловых-Денисовых располагался здесь же, сейчас это дом № 32 по Главной улице. Остатки усадебного парка Орловых-Денисовых с прудом существуют между Главной и Березовой улицами до сих пор.

В начале ХХ века Елизаветинская улица начиналась от железнодорожной станции Графская не существующей ныне Приморской железной дороги (у пересечения с нынешней Вербной улицей). Дорога, которая вела к станции со стороны Поклонногорской улицы, долго оставалась безымянной и вошла в состав улицы лишь в 1950-е годы.

Поскольку совсем рядом, в Шувалове, имеется еще одна Елизаветинская улица, улица в Коломягах 22 февраля 1939 года стала Главной. При наименовании, видимо, сыграло роль то, что улица проходит мимо бывшей графской усадьбы.

Глазурная улица

Улица проходит между улицами Профессора Качалова и Книпович. Ее вторая половина (южнее Слободской улицы) с единственным домом № 32 представляет собой скорее аллею в парке и часто не воспринимается как составная часть улицы.

С 1849 года она именовалась улицей Задней Слободы, так как находилась «на задворках» селения стеклянного завода, в то время вытянутого вдоль Шлиссельбургского проспекта (проспект Обуховской Обороны).

Когда же селение стало разрастаться вширь, имевшиеся в нем проезды получили имена по материалам, из которых изготавливалась продукция Императорского стеклянного завода - Глиняная, Стеклянная, Хрустальная, Фаянсовая и среди них - Глазурная. Это название было присвоено 16 апреля 1887 года.

Глиняная улица

Так называется улица, проходящая от набережной Обводного канала в тупик в направлении Глухоозёрского шоссе.

Это имя она получила 16 апреля 1887 года в ряду близлежащих улиц, наименованных по материалам, из которых изготавливалась продукция находившегося поблизости Императорского стеклянного завода. В этой части Невского района есть также Глазурная, Стеклянная, Фаянсовая и Хрустальная улицы.

Первоначально Глиняная улица была короче, чем теперь. Она доходила только до поворота, а следующий участок относился к проезду, дважды менявшему название и в конце концов ставшему Глухоозёрским шоссе. В 1964 году шоссе получило новое направление, а старый участок присоединили к Глиняной улице. Но впоследствии, в 1980-е годы, западная часть нового участка Глиняной улицы, примыкавшая к Глухоозёрскому шоссе, была упразднена и улица стала существовать с одной четкой границей - у Обводного канала.

Глухарская улица

29 апреля 1994 года новая улица в Каменке, проходящая поблизости от реки Глухарки, получила название Глухарской. Вначале Глухарская улица шла от Планерной улицы до проспекта Авиаконструкторов, а 24 ноября 1999 года ее продлили до Нижне-Каменской улицы.

Глухоозёрское шоссе

Когда-то между современными Мельничной улицей и улицей Книпович располагалось обширное Глухое, или Волковское, озеро, а земли вокруг него занимала Глухоозёрская ферма. Границами ее территории служили Обводный канал, Николаевская (Московская) железная дорога, Хрустальная улица и северная окраина села Смоленского (сейчас по ней проходит железнодорожная ветка к Невскому заводу севернее Большого Смоленского проспекта). В северной части фермы существовала дорога; она начиналась от Безымянной (Нефтяной) дороги, переходила через железнодорожную линию, шла далее на восток до Глиняной улицы и, повернув на юго-восток, упиралась в Глухоозёрскую (Мельничную) улицу. Именно эта дорога, ныне частично входящая в состав Глиняной улицы, именовалась с 1889 года дорогой на Глухоозёрскую ферму, а затем Глухоозёрской дорогой.

В 1882 году Глухое озеро было засыпано, а затем и сама ферма отдана под застройку. Здесь, на землях, перешедших в казну, предполагалось возвести новый жилой район с радиально-кольцевой планировкой, получивший название Царский городок. Застройка, однако, почти не велась, и вплоть до 1950-х годов в этом месте практически ничего не было. Но это не мешало заниматься постоянными перепланировками.

В 1912 году участок Глухоозёрской дороги от Глиняной до Глухоозёрской улицы отошел к Лавровской улице, позже упраздненной. В 1929 году был закрыт переезд через железнодорожную линию, и дорогу развернули углом к Обводному каналу в створ Атаманского моста, в ту пору находившегося западнее нынешнего, против западного крыла улицы Красного Электрика (Атаманской). В 1933 году дорогу повысили в статусе - Глухоозёрское шоссе. Наконец, в 1964 году большую часть старой дороги присоединили к Глиняной улице (позже этот участок был частично закрыт), а шоссе продлили на юг по давно существовавшему проезду до улицы Бехтерева.

На этом злоключения Глухоозёрского шоссе не кончились. В 1970-е годы западный участок улицы Бехтерева вошел в территорию завода турбинных лопаток, и шоссе сократилось до улицы Книпович. В это же время в связи с переносом на нынешнее место Атаманского моста передвинули и начало шоссе. Наконец, с того же времени фактически нет и проезда на участке южнее улицы Седова, так что в действительности шоссе состоит из двух частей - от Обводного канала до Фаянсовой улицы и севернее улицы Книпович.

Гнилой ручей

Ручей начинается на территории Серафимовского кладбища и впадает в Черную речку. Название его впервые встречается на плане 1817 года.

Гомельская улица

В отличие от соседних проездов Сосновки, эта улица возникла после 1917 года. Она была проложена в 1936 году от Яшумова переулка (улица Курчатова) до дороги в Сосновку (Политехническая улица) и первоначально так и именовалась - Новопроложенная. Современное название было дано улице 27 февраля 1941 года. Белорусский город Гомель выбрали случайно, просто потому, что такого имени еще не было в городе. Первая половина улицы в 1970-е годы вошла в территорию завода «Магнетон».

Гончарная улица

Улица проходит от площади Восстания до Полтавской улицы. По плану Комиссии о санктпетербургском строении она должна была стать частью Новой Першпективной улицы - новой прямой дороги к Александро-Невскому монастырю взамен делавшей в этом месте поворот Невской перспективы, современного Невского проспекта. Этот участок Невского даже стали именовать Старой Невской перспективой, затем Старо-Невским проспектом и называют так до сих пор. Но план остался только на бумаге, среднюю часть несостоявшейся перспективы перекрыли, а начальный и конечный ее участки стали носить разные имена - Гончарная и Тележная улицы.

Название Гончарной улицы известно с 1782 года. Вдоль нее располагалась Гончарная слобода, в которой жили работники находившегося поблизости и существовавшего с 1747 года «гончарного завода многих лиц». Первое время улица не доходила даже до современной Полтавской, поворачивая углом к Невскому проспекту, и лишь 12 октября 1842 года обрела современные границы.

Горелый ручей

Ручей течет из-за городской черты в реку Луппу. Название возникло в конце XVIII века и связано, видимо, с темным цветом воды в ручье. Существует еще одно наименование - река Ржевка, по Ржевской слободе, стоявшей на левом берегу (см. Ржевская улица).

Сейчас через ручей перекинуто восемь мостов, но названия имеют три - 3-й Ржевский, в створе Ковалевской улицы; 4-й Ржевский, по Ржевской улице; и 5-й Ржевский, южнее железнодорожной линии. 1-й и 2-й Ржевские находились на территории Пороховского кладбища, мосты есть и сейчас (теперь их даже три), но названия их потеряны. Все мосты наименованы по второму названию ручья, первые четыре - в 1950-е годы, пятый - несколько позже.

Горная улица

Эта улица находится в Коломягах, она начинается от Солунской улицы как продолжение Поклонногорской и идет до 3-й линии 1-й половины. Первое ее название, известное с 1896 года, - Парголовская; по-видимому, оно было связано с тем, что улица служила началом дороги из Коломяг в Парголово (Парголовская - Поклонногорская - Выборгское шоссе). Парголово было самым большим селом в округе, и многие топонимы XIX века ориентировались именно на него, так же как в другой части Выборгской стороны более десятка топонимов ориентировались на Мурино.

Поскольку на Выборгской стороне есть еще одна Парголовская улица, улицу в Коломягах переименовали в 1955 году в Горную. Название ничего особенного не выражает, кроме того факта, что Коломяги находятся на горе, да еще того, что улица служит продолжением Поклонногорской.

Горохов переулок

Небольшой переулок начинается от Приморского проспекта, пересекает улицу Савушкина и упирается в станцию технического обслуживания № 3 (улица Савушкина, 87). Раньше вдоль станции проходила не существующая ныне 1-я Стародеревенская улица, на ней и заканчивался переулок. Никаких домов по нему не числится, и единственным напоминанием об имени переулка служит название трамвайной остановки.

Название возникло в 1940-е годы и происходило от наименования Гороховой улицы, как в то время называлась эта часть улицы Савушкина. Улица же получила имя в 1883 году по фамилии жившего здесь старосты Старой и Новой Деревни Петра Евгеньевича Горохова.

Гороховая улица

Это средняя часть «петербургского трезубца» - трех улиц, расходящихся веером от Адмиралтейства, одна из старейших магистралей города. Она проходит от Адмиралтейского проспекта до Пионерской площади. Первое ее название, присвоенное в 1738 году, соответствует местоположению - Средняя Проспективая улица, сокращенно Средняя перспектива. Поскольку указом от 20 апреля 1738 года давались имена только улицам Адмиралтейской части, первое время улица официально доходила только до Мойки, и лишь 20 августа 1739 года была продлена до Фонтанки, а некоторое время спустя - до Загородной улицы (ныне Загородный проспект), у которого заканчивается и сейчас.

Среди 16 названий улицы, встречающихся в источниках XVIII и первой половины XIX века, упомянем следующие.

Семеновская перспектива или Семеновский проспект. Так именовалась последняя часть улицы, от Фонтанки до Загородного проспекта, которая вела в расположение Семеновского полка. Полк занимал всю территорию между современными Загородным, Московским проспектами, Звенигородской улицей и Обводным каналом (см. Пионерская площадь).

Графский пролом - единственный «пролом» за всю историю города - от Мойки до Екатерининского канала (канал Грибоедова). Проезд был проложен - «проломан» - через владения графа П. И. Мусина-Пушкина, отсюда и его название.

Адмиралтейская улица или Адмиралтейский проспект - с 1751 по 1846 год официальное наименование магистрали. Современный Адмиралтейский проспект получил свое название лишь в 1880 году.

2-я Адмиралтейская перспектива или улица. 1-й и 3-й Адмиралтейскими в этом случае считались соответственно Невский и Вознесенский проспекты.

И, наконец, Гороховая улица. Это имя впервые появляется в «Санктпетербургских ведомостях» в 1770 году. Происхождение его не вполне ясно. Часто встречается легенда, что это переделанное на русский лад название Гаррахова улица, по фамилии английского купца Гарраха, но существование такого купца и такого названия никакими источниками не подтверждается. Более правдоподобная версия - по фамилии купца Никиты Горохова, однако он жил на Малой Миллионной улице, то есть в той части нынешней Большой Морской, которая примыкает к Дворцовой площади, не очень близко к Гороховой улице.

Первое время Гороховой чаще называли участок улицы от Мойки до Загородного, а первая часть магистрали - от Адмиралтейства до Мойки - обычно именовалась Адмиралтейской. На планах первой половины XIX века, как правило, встречается двойное название - Адмиралтейский проспект или Гороховая улица. Лишь после 1846 года Гороховая становится официальным именем магистрали.

Название совершило злую шутку над составителями двуязычного русско-немецкого плана Петербурга 1821 года. По-немецки они обозначили улицу Erbsenstrasse, то есть «Гороховая улица» в прямом смысле.

В октябре 1918 года улицу переименовали в Комиссаровскую, поскольку здесь в доме № 2 с декабря 1917 года до переезда в Москву в марте 1918 года располагалась Всероссийская чрезвычайная комиссия (ВЧК) - прообраз ОГПУ - КГБ - ФСБ. Безликое название вызвало возмущение членов городской Комиссии по наименованиям, работавшей в 1925 году: «Комиссары и у короля бывают». Предлагалось даже переименовать Комиссаровскую в улицу Урицкого, а площадь Урицкого (Дворцовую) - в площадь 9 января 1905 года. Городские власти к мнению Комиссии прислушались, и через два года, 13 января 1927-го, улица получила новое имя - правда, не Урицкого, а Дзержинского.

Феликс Эдмундович Дзержинский (1877-1926) больше всего известен как первый председатель ВЧК, но в действительности его биография гораздо сложнее и разнообразнее. Сын обедневшего польского дворянина, он в 19 лет выбрал путь профессионального революционера. Семь раз был арестован и провел в общей сложности 11 лет в тюрьмах и ссылке. Один из организаторов Октябрьского вооруженного восстания, он в декабре 1917 года по предложению В. И. Ленина стал председателем ВЧК.

В 1921 году Дзержинский сдал руководство ВЧК своему заместителю В. Р. Менжинскому, хотя формально оставался председателем ВЧК - ОГПУ до самой смерти, и переключился на хозяйственную работу. В январе этого года он возглавил Комиссию по улучшению жизни детей, которой удалось неслыханное - в сравнительно короткий срок покончить с беспризорностью и вырастить из беспризорных детей полноправных членов общества, а в апреле Дзержинский встал во главе наркомата путей сообщения. В феврале 1924 года он занял пост председателя Верховного Совета народного хозяйства, говоря современным языком - стал первым вице-премьером по экономике.

4 октября 1991 года улице Дзержинского было возвращено историческое название - Гороховая.

Госпитальная улица

Первоначально, с 1798 года, эта улица называлась Гофшпитальным, затем Госпитальным переулком и проходила от Знаменской улицы (ныне улица Восстания) до современной улицы Радищева, тогда тоже именовавшейся Госпитальной. Здесь находился госпиталь лейб-гвардии Преображенского полка, поэтому переулок иногда так и называли - Преображенский Госпитальный переулок или же 1-й Госпитальный, для отличения от других Госпитальных переулков, в изобилии имевшихся в городе.

Только в 1825 году переулок продлили до Конногвардейской улицы (современный Суворовский проспект). А 7 марта 1858 года разделили - первая половина переулка, находившаяся в Литейной части, стала Виленским переулком, вторая же половина, от Парадной до Конногвадейской улицы, проходившая в Рождественской части, осталась Госпитальным переулком. В 1872 году переулок превратился в улицу. С тех пор название и границы его не менялись, только нумерацию домов перенаправили в противоположную сторону - от Суворовского проспекта до Парадной улицы, да большая часть проезда в 1962 году вошла в территорию Училища связи имени А. Н. Комаровского (ныне Военный университет связи).

Гражданская улица

Эта улица начинается у пересечения набережной канала Грибоедова и переулка Гривцова и идет до пересечения того же канала Грибоедова и Вознесенского проспекта.

Первоначально она именовалась 3-й Переведенской или 3-й линией Переведенской слободы. Оба названия относятся ко времени правления Анны Иоанновны и происходят от имени существовавшей здесь слободы, в которой жили переведенцы, то есть люди, переведенные в Петербург из других губерний России.

Однако эти названия существовали недолго. При той же Анне Иоанновне 20 августа 1739 года улице присвоили новое название - Средняя Мещанская, в связи с тем, что эту часть города занимали, в основном, люди мещанского сословия. При этом Малой Мещанской стала современная Казначейская, а Большой Мещанской - нынешняя Казанская улица. Полвека, с 1756 по 1806 год употреблялся вариант 2-я Мещанская. Интересно, что если Казначейская в этом случае именовалась 3-й Мещанской, то Большая Мещанская так и оставалась Большой, без номера.

После того как в 1873 году Малая Мещанская стала Казначейской, а Большая Мещанская - Казанской, Средняя Мещанская потеряла определение «средняя». Оно ей больше не требовалось, и 15 мая 1882 года улице официально было дано имя Мещанская.

Под этим названием она просуществовала до 1918 года. В октябре, незадолго до первой годовщины Октябрьской революции, она стала Гражданской, «в пику» прежнему названию, поскольку советская власть отменила сословное деление.

Гражданский проспект

Первоначально здесь проходила дорога в деревню Горожанку, начинавшаяся от современного Полюстровского проспекта приблизительно там, где к нему выходит Новолитовская улица. Сама деревня располагалась на дороге примерно от нынешней улицы Фаворского до дома № 80; далее начиналась деревня Ручьи, которая переходила через Муринский ручей и тянулась до деревни Мурино, то есть до современной улицы Руставели и железной дороги. Обратим внимание, что после ручья дорога отклонялась от своего нынешнего направления на восток и выходила прямо на центральную улицу деревни Мурино там, где сейчас построен путепровод.

Названия Горожанки, Ручьев, равно как и название дороги, впервые встречаются на карте 1817 года. К 1887 году Горожанка превратилась в Гражданку, соответственно изменилось и наименование дороги - дорога в Гражданку или Гражданская дорога. В том же 1887 году участок от Полюстровского проспекта до Пискаревской дороги (ныне проспект Непокоренных) выделился в Кушелевскую дорогу.

Сама деревня Гражданка состояла из двух частей - колонии Гражданки, где селились немцы, и Русской Гражданки, граница между которыми проходила примерно по нынешней улице Гидротехников. Нумерация домов в каждой из частей была своя, а собственно на дороге в Гражданку (до Петровского переулка, современной улицы Фаворского) - своя. В деревне Ручьи, естественно, тоже была самостоятельная нумерация домов, и фактически дорога распалась на четыре проезда.

Так продолжалось до 12 ноября 1962 года, когда вся магистраль от Большой Спасской улицы (проспект Непокоренных) до дороги на Озерки (Северный проспект) была объединена под общим именем Гражданский проспект. 27 июля 1970 года его продлили, уже по нынешней трассе, до Суздальского проспекта. Деревня Ручьи была окончательно уничтожена к 1971 году.

Гранитная улица

26 декабря 1940 года новая улица на Малой Охте получила название Гранитной. Это был один из немногих случаев для того времени, когда улице дали не идеологизированное название, не мемориальное, в честь какого-то человека или памятного события, а по местному признаку.

Улица проходит вдоль полотна Финляндской соединительной линии железной дороги. Рядом с дорогой в 1930-е годы производилась разгрузка гранита, который привозили в Ленинград с Карельского перешейка. Вдоль проезда возвышались кучи гравия, штабелями лежали гранитные плиты. Оттого эта окраинная улица и получила название Гранитной.

Уже в послевоенные годы на одной стороне улицы стали появляться жилые дома. Однако гранит в облике этих домов не использовался, поскольку строились типовые крупнопанельные дома, без каких-либо архитектурных излишеств и даже без особых удобств. Название оказалось гораздо красивей самой улицы.

Первоначально Гранитная улица проходила от Малоохтинского до Дальневосточного (Новочеркасского) проспекта, а в 1962 году была продлена до реки Оккервиль. Сейчас, после открытия Ладожского вокзала, название иногда распространяют на проезд вдоль железнодорожной линии под зданием вокзала.

Графский переулок

Переулок проходит от набережной реки Фонтанки до Владимирского проспекта. Первое его название, известное с 1776 года, - Троицкий. Поблизости находилось подворье Троице-Сергиевой Лавры (современный адрес: Фонтанка, 44 - улица Рубинштейна, 3).

С 1798 года Троицким переулком стала именоваться современная улица Рубинштейна, а бывший Троицкий переулок превратился в Графский. Это было логично - подворье в переулок не выходило, зато левую его сторону от Фонтанки до угла с нынешней улицей Рубинштейна занимала усадьба графов Головиных. Усадебный дом (Фонтанка, 46) был в 1843 году капитально перестроен Василием Лангвагеном для нового владельца Н. В. Зиновьева (сейчас здесь размещается библиотека имени В. В. Маяковского), а вот службы (дом № 2/48 по переулку) дошли до наших дней почти без изменений.

6 октября 1923 года «в пику» старому названию переулок был переименован в Пролетарский, а 16 января 1964 года в попытке возродить интерес к революционному прошлому его переименовали в улицу Марии Ульяновой - в честь сестры В. И. Ленина Марии Ильиничны Ульяновой (1878-1937). Тогда же Полозова улица на Петроградской стороне стала улицей Анны Ульяновой.

Как и ее брат, М. И. Ульянова рано стала профессиональной революционеркой. Не окончив Брюссельского университета, она с 1899 года окунулась в партийную работу. После Февральской революции она стала ответственным секретарем «Правды», с 1924 года - редактором журнала «Рабоче-крестьянский корреспондент». В 1929 году она была направлена в Институт Ленина-Сталина, где работала до самой смерти.

4 октября 1991 года Графскому переулку (как и Полозовой улице) было возвращено историческое название.

Графский проезд

Этот проезд находится в Апраксином дворе, он идет от Александровской линии до Михайловского проезда за домами № 4-16 по Апраксину переулку. Название проезда возникло в начале XX века, происхождение его установить не удалось.

Гребной канал

Канал прорыт в 1960-е годы по руслу реки Винновки, вытекавшей из Средней Невки и впадавшей в Большую. Речка отделяла Бычий остров от Крестовского, происхождение ее названия неизвестно.

Старое устье реки - это протока, выходящая к Большой Невке западнее яхт-клуба. Канал же идет дальше на запад почти до стрелки Крестовского острова. Здесь сделан проток, соединяющий канал с Финским заливом.

Гренадерская улица

В конце XVIII века от Самсониевского (ныне Большой Сампсониевский) проспекта на восток отходили три Бутыркиных переулка, названные так, скорее всего, по фамилии домовладельца. Один из них соответствует современной улице Смолячкова, второй - Гренадерской улице, а третий шел между ними. Так они изображены на плане 1798 года.

С 1828 по 1853 год на месте Гренадерской улицы проходил еще один переулок - Глухой, он шел от Большого Сампсониевского на запад в тупик. В середине XIX века все эти переулки исчезли, и более ста лет здесь никакого проезда не было.

В 1975 году Гренадерский мост, ранее находившийся в створе улицы Братства (Малый Сампсониевский проспект), перенесли ниже по течению. В створе нового моста от Выборгской набережной до Лесного проспекта пробили новую магистраль, которую 15 июня 1976 года назвали Гренадерской улицей.

Греческие площадь и проспект

Греческая площадь расположена между Лиговским проспектом, 4-й и 5-й Советскими улицами. Первоначально она была намного больше и занимала все пространство между современными Лиговским, Греческим проспектами, продолжением 1-й Советской улицы и Прудковским переулком.

С 1788 по 1822 год площадь именовалась Конной. Другой вариант названия: Летняя Конная площадь - просуществовал до 1875 года. На этом месте летом торговали лошадьми. Зимой конный торг перебирался на Зимнюю Конную площадь, располагавшуюся на месте Овсянниковского сада. С 1812 до 1821 года иногда употреблялось название Александровская площадь, которое было связано с относительной близостью ее к Александро-Невской Лавре.

В 1846 году началось строительство нового корпуса гостиницы Стенбок-Фермора, занявшего южную часть площади между 1-й и 2-й Рождественскими (Советскими) улицами. А к середине 1860-х годов от площади остался лишь нынешний участок.

Как раз в это время площадь стали именовать Греческой. В центре ее по проекту архитектора Романа Кузьмина была построена Греческая церковь, освященная во имя святого великомученика Дмитрия Солунского.

После Крымской войны в Петербурге заметно увеличилось количество греков. В 1859 году они попросили отвести место под храм в районе их расселения у Лиговского канала. В ту пору на месте Лиговского проспекта еще существовал канал, прорытый в первой четверти XVIII века для питания фонтанов Летнего сада.

Большую сумму на постройку церкви внес грек-предприниматель Дмитрий Георгиевич Бенардаки, и 25 мая 1861 года митрополит Санкт-Петербургский, Новгородский и Финляндский Исидор (Никольский) заложил на Летней Конной площади церковь. Архитектор Роман Кузмин, долгое время живший в Греции, почему выбор и пал на него, возвел ее за четыре года в византийском стиле. 31 сентября 1865 года церковь Дмитрия Солунского была освящена.

В 1938-м Греческую церковь закрыли. Обветшавший храм снесли в 1964-м, освободив место для постройки большого концертного зала. Он строился по проекту тогдашнего главного архитектора Ленинграда Валентина Каменского. Открытый в пятидесятилетнюю годовщину Великой Октябрьской социалистической революции, концертный зал получил название «Октябрьский».

Но название Греческой площади, оставшееся здесь как память, сыграло свою роль в том, что на ней в 1990-е годы был установлен памятник Иоанну Каподистрия, который изваял скульптор Вячеслав Клыков.

О Греческой церкви напоминает также и Греческий проспект, который идет за концертным залом «Октябрьский» между 2-й Советской улицей и Виленским переулком. Это название проспекту, прошедшему по восточной границе застроенной площади, было официально присвоено 5 марта 1871 года.

Гродненский переулок

Этот переулок выходит из тупика, пересекает улицу Восстания и заканчивается у улицы Радищева. Первое его название, зафиксированное в «Санктпетербургских ведомостях» в 1778 году, - 3-я Рота Преображенского полку (именно в такой форме!). В отличие от слобод Измайловского и Семеновского полка, все улицы в которых последовательно именовались Ротами, в слободе Преображенского полка, располагавшейся между Малой Итальянской (ныне улица Жуковского) и Кирочной улицами, такие названия зафиксированы всего для нескольких проездов. А после того, как в начале XIX века полк перевели в казармы, построенные вдоль Госпитальной улицы (улица Радищева), эти имена и вовсе стали неактуальными.

Поэтому 3-я Рота становится Кузнечным переулком - название, имеющееся уже на плане 1798 года. Это был очень распространенный топоним в городе, поскольку спрос на услуги кузнецов был велик, и кузницы находились чуть ли не на каждом углу. С 1821 года переулок был Глухим - еще более распространенное название, ибо так именовались проезды, идущие в тупик или просто захолустные. Всего в XIX веке в Петербурге имелось 38 Глухих переулков. Чтобы как-то отличать от других, переулок в Литейной части иногда называли 4-м Глухим или Глухим Спасским, как находящийся вблизи Спасо-Преображенского собора.

Помогало это мало, и 7 марта 1858 года переулок переименовали в Гродненский. Тогда несколько проездов в Литейной части получили названия по губернским городам запада Российской империи. С 1944 года Гродно - областной центр Белоруссии.

Громовская улица

Название известно с 1887 года (до 1917 года - Громовский переулок). Здесь, на углу Выборгского шоссе (ныне проспект Энгельса), располагалась дача Громовского приюта Святого Сергия, основанного известным русским благотворителем Василием Федуловичем Громовым.

Сын богатейшего купца и лесоторговца Федула Григорьевича Громова, Василий Громов в 1832 году на свои деньги построил трехмачтовый корабль «Григорий Богослов», а через четыре года - корабль «Василий Великий», назвав их в честь небесных покровителей своего отца. Постройкой этих кораблей Громов значительно усилил военно-морской флот России. Во время Крымской войны в 1854 году на принадлежавшей ему лесной бирже у Смольного было построено десять гребных канонерских лодок и десять четырехвесельных финок, которые были переданы гребной флотилии Кронштадтского отряда.

По воспоминаниям современников, Василий Федулович был из тех людей, которые не отказывали никому из просителей, поэтому поток людей, идущих за помощью к дому № 22 на Фонтанке, где он жил, никогда не иссякал.

Приют Святого Сергия, в котором содержались сироты и дача которого находилась у Поклонной горы, - одно из многих учреждений, на которые жертвовал немалые средства В. Ф. Громов.

Василий Федулович Громов удостоился звания почетного гражданина Санкт-Петербурга. В 1866 году на Всемирной выставке в Париже, где он представлял русскую делегацию, Наполеон III лично вручил В. Ф. Громову орден Почетного легиона.

Здание приюта, как и участок улицы от проспекта Энгельса до Ярославского проспекта, не сохранилось; сейчас улица проходит от Ярославского (севернее дома № 78) до Костромского проспекта. Название было упразднено 15 мая 1965 года, а 7 июля 1999 года восстановлено.

Грузинская улица

3 августа 1940 года Безымянная улица, возникшая в 1896 году в Волковой деревне, получила название Грузинской. Оно было дано в честь Грузинской Советской Социалистической республики. Тогда же еще две улицы в городе были наименованы в честь республик СССР - Эстонская и Белорусская.

Грузинская улица проходит от Соединительной линии Октябрьской железной дороги до улицы Салова. С 1911 года до 1960-х годов улица была длиннее, продолжаясь на север до Андреевской улицы, а на юг - дугой до Волковского проспекта.

Грузовой проезд

Грузовой проезд расположен в промзоне «Обухово», во Фрунзенском районе. Он проходит от Карпатской улицы до проспекта Девятого Января. Формально ему принадлежит и небольшой тупик, отходящий на юг от стыка проезда с проспектом Девятого Января, а также участок в промзоне между двумя железными дорогами, до сих пор не имеющий прямого соединения с основной частью проезда.

С 1960-х до 1975 года он назывался Промышленной улицей и начинался от Софийской. Название соответствовало действительности - улица находилась в промышленной зоне.

19 мая 1975-го ее переименовали в Грузовой проезд и продлили до Карпатской улицы. Тупик в конце проезда ранее входил в состав Полевой улицы, часть которой вошла в проспект Девятого Января, а еще одна часть, которая шла наискось почти до пересечения современных Карпатской и Малой Балканской улиц, исчезла в 1981 году.

Новое название проезда объясняется тем, что для промышленной зоны характерно грузовое движение и перемещение различных грузов. Однако адреса по Промышленной и Полевой улицам сохранялись вплоть до начала XXI века.

Грязный остров

Грязный остров находится на реке Екатерингофке южнее реки Таракановки. В переписной книге 1500 года он вместе с Гутуевским фигурирует под названием Малый Галтеев остров.

Современное же название в форме Большой Грязный известно с 1838 года. Слово «Большой» было утрачено в 1920-е годы в связи с исчезновением Малого Грязного острова. В 1960-е годы северная часть острова была присоединена к материку.

Гусева улица

Название Гусевой улицы, отходящей от Среднеохтинского проспекта в направлении Большеохтинского проспекта, известно с 1828 года. Оно происходит от фамилии домовладельца, писаря конторы охтинских плотников Ивана Александровича Гусева.

Первоначально улица была намного длинней - она начиналась от Невы. Но послевоенная малоэтажная застройка перегородила часть улицы у Большеохтинского проспекта, а затем исчез и участок, примыкавший к Неве. Поскольку сохранившийся участок был последним, на улице изменили направление нумерации домов - теперь она идет от Среднеохтинского проспекта.

Гутуевский остров

Гутуевский остров расположен между рекой Екатерингофкой, Морским каналом и Финским заливом. В переписной книге 1500 года он числится как Малый Галтеев остров, причем вместе с современным Грязным. Видимо, Екатерингофка тогда текла восточнее последнего. Следующее название острова - Витсасаари, по-фински «кустарниковый остров». Впервые это имя появляется на шведской карте 1675 года. Употреблялся и русский перевод названия - Кустарниковый остров.

Впоследствии, с 1737 по 1793 год остров назывался Круглым, а с 1764 по 1801 год - Приморским, по причине его близости к Финскому заливу. Современное название известно с 1798 года в форме Гуттуев остров. Происходит оно от фамилии владельца острова, олонецкого купца и фабриканта Конона Гуттуева (Хуттунена).

С 1800 года это Гуттуевский остров, а впоследствии название стало писаться с одной буквой «т» - Гутуевский. Иногда в начале XIX столетия употреблялись и смешанные названия - Приморский Гуттуев или Приморский Гуттуевский остров.

Раньше Гутуевский остров отделялся от Канонерского рекой Батарейкой, но в 1874-1885 годах при строительстве Морского порта она была частично засыпана и на ее месте построен Морской канал, кроме того, была намыта значительная территория на северо-западе и присоединен Подбатарейный остров, располагавшийся между Гутуевским и Канонерским.

В 1870-1920-е годы остров разделялся надвое засыпанным позже Межевым каналом. В течение 1920-1960-х годов были засыпаны река Ольховка, Внутренний и часть Нового канала, в результате чего к Гутуевскому острову были присоединены Вольный и Большой Резвый острова.

Предыдущая страница Следующая страница