Петербург в названиях улиц
Статьи на букву "В"

В начало словаря

По первой букве
0-9 А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "В"

Вагонный проезд

Этот проезд находится в промышленной зоне Рыбацкого. Современное название дано 23 февраля 1987 года. Оно связано с тем, что проезд идет вдоль Московской железнодорожной линии.

Между тем, это не первое наименование проезда. С начала 1980-х годов это был тупик Юннатов. Хотя официально такое имя проезду не присваивалось, оно бытовало достаточно широко и даже сейчас периодически встречается. Его возникновение связано с улицей Юннатов, продолжением которой и был тупик. Помимо современного Вагонного проезда, в него включались еще 3-й Рыбацкий проезд и безымянный проезд вдоль железной дороги от переезда в створе улицы Юннатов до станции Рыбацкое.

Сейчас Вагонный проезд проходит от 3-го Рыбацкого проезда на восток в тупик. По проекту он должен быть гораздо длиннее - начинаться от Окружной железнодорожной линии и идти до границы поселка Петро-Славянка.

Вазаский переулок

Переулок идет от набережной Черной речки до Земледельческой улицы. Первоначально он был совсем коротким, доходя только до Чернореченского переулка (ныне Лисичанская улица), и с 1849 года именовался сначала Земледельческим, а затем - Нейшлотским, по городу Нейшлоту (ныне Савонлинна) в Финляндии. Многие проезды на Выборгской стороне в 1859 году получили названия по финским городам, но Нейшлотских переулка почему-то оказалось два. Поэтому, когда 16 апреля 1887 года по городам Финляндии называли еще несколько улиц и переулков близ Черной речки, тамошний Нейшлотский переулок переименовали еще раз - в Вазаский, по городу Ваза (сейчас его название произносится по-фински - Васа). Другой Нейшлотский переулок именуется так и сейчас.

В 1960-е годы в связи с закрытием участка Лисичанской улицы у Белоостровской Вазаский переулок был продлен на север и соединен с Земледельческой улицей.

Варваринская улица

Варваринская улица находится в Шувалове, она проходит от Александровской до Петровской улицы параллельно Выборгскому шоссе. Название известно с 1889 года и происходит от имени Варвары Шуваловой - одного из членов семьи графов Шуваловых, владевших этими землями до второй половины XIX века и позже распродавших их под дачи.

Варфоломеевская улица

Улица начинается от улицы Седова почти в створе Фарфоровской улицы и идет до Московской железнодорожной линии. Ее название известно с 1903 года и дано по фамилии потомственного почетного гражданина С. Г. Варфоломеева, владевшего домом недалеко отсюда, на месте современного дома № 35 по улице Дудко.

Первоначально улица начиналась немного восточнее, чем сейчас, от несуществующей ныне Ново-Михайловской улицы, но этот участок исчез в 1930-е годы при прокладке улицы Седова. 15 июня 1976 года название улицы было официально упразднено, но решение выполнено не было - адреса по Варфоломеевской улице сохранялись. 7 июля 1999 года это решение отменили.

Варшавская площадь и Варшавский проезд

Площадь перед зданием Варшавского вокзала и проезд восточнее него появились в 1859 году после того, как архитектор Петр Сальмонович и французский инженер Ю. Фляша капитально перестроили прежнее здание вокзала, существовавшее с 1853 года. Однако название проезда возникло лишь в 1939 году в форме проезд Варшавского вокзала, а название площади - и того позднее, в 1950-е годы. 7 июля 1999 года проезд получил современное имя.

В 2004 году вокзал был закрыт. Когда-то предполагалось его снести и соединить Измайловский проспект с Новоизмайловским, но потом было принято решение сохранить здание как памятник архитектуры. Сейчас в нем размещается торговый центр; сюда же из-под Пушкина переведен Музей железнодорожной техники.

Варшавская улица

Улица проходит от Соединительной железнодорожной линии до стыка улиц Костюшко и Галстяна вдоль бывшей Варшавской железнодорожной линии. Название она получила 14 июля 1954 года. Поезда по середине улицы ходили до 1969 года, позже участок железной дороги между станциями Корпусное шоссе и Шоссейная (Аэропорт) был разобран и поезда переведены на Балтийскую линию.

Первоначально Варшавская улица шла от не существующего ныне Корпусного проезда (проходившего между современными домами № 5 и 7) до Южного шоссе (Краснопутиловская улица). Начальный участок улицы появился в 1989 году, конечный - в 1970 году.

Васильевский остров

Васильевский остров расположен между Большой и Малой Невой, Смоленкой и Финским заливом. Название его упоминается уже в переписной книге Водской пятины 1500 года. Наиболее убедительная версия происхождения его наименования - по фамилии владельца острова новгородского посадника Василия Селезня. Много позже, в XVIII веке, появилась легенда о том, что «сей остров получил свое название от Артиллерии капитана Василия Корчмина, имевшего команду в шанце на том острову и получавшего приказы всегда с надписью: к Василью на остров». Финское имя острова - Хирвисаари, в переводе «лосиный остров», оно впервые встречается на шведской карте 1643 года. Употреблялся и русский перевод - Лосиный остров.

В первые годы после основания Петербурга параллельно с Васильевским существовали названия Княжеский и Меншиков остров. Первое из них автор немецкого описания города 1720 года объясняет так: «…его царское величество повелел всем знатным, живущим в этой местности, строить каменные дома на Васильевском острове, как на Княжеском». Второе наименование велось от фамилии князя А. Д. Меншикова (см. Меншиковский проспект), которому остров был подарен сразу после закладки города. Впрочем, уже в 1714 году Петр I решил сделать на острове центр Петербурга и отобрал его в казну. 20 мая 1727 года указом Петра II остров наименовали Преображенским, поскольку предполагалось перевести сюда Преображенский полк. Но инициатор этого указа Меншиков скоро попал в опалу, полк на остров не перевели, и название, как и два предыдущих, забылось.

В 1710-1720-е годы были проведены каналы по современным Менделеевской, Биржевой и 1-13-й линиям, разделившие остров на девять частей. Эти каналы засыпали в конце 1760-х годов. В 1770-1930-е годы Масляным каналом был отделен остров Масляный Буян. В 1970 году в результате прокладки нового русла реки Смоленки значительная часть Васильевского острова отошла к острову Декабристов.

Васильковая улица

В начале ХХ века дорога в деревне Мартыновке, проходившая по северному краю Коломяжского поля, стала называться Полевой дорогой. В 1915 году она стала Полевой улицей.

По мере роста города, включавшего в себя окраинные районы, деревни и поселки, количество Полевых улиц в нем увеличивалось. Для ликвидации дублирующих названий 16 января 1964 года Полевую улицу в Мартыновке переименовали в Васильковую, по полевым цветкам - василькам.

Васильковая улица проходит от Новосельковской до Репищевой улицы. До 1987 года она включала в себя небольшой участок западнее Репищевой улицы.

Введенская улица

Введенская улица находится на Петроградской стороне. Она соединяет Кронверкский и Большой проспекты.

Первоначально, в 1730-е годы, она именовалась 2-й Большой Белозерской, поскольку находилась в слободе Белозерского полка. Второй номер предназначался для отличения ее от просто Большой Белозерской (ныне улица Воскова). С 1738 года она стала 2-й Введенской улицей. 1-й Введенской в те годы именовалась современная улица Лизы Чайкиной.

Наконец в 1771 году Введенская улица получила название, которое существовало без изменения до октября 1923 года и велось, как и предыдущее, от церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы. Этот храм стоял на углу Введенской и Большой Пушкарской улиц.

Первая деревянная церковь была освящена на этом месте 30 января 1732 года. В 1793-м вместо обветшавшей деревянной была заложена каменная церковь с тремя приделами, проект которой составил архитектор Иван Лейм. В течение XIX века церковь неоднократно претерпевала изменения, расширялась, в начале ХХ столетия живописец Павел Вечтомов украсил интерьер росписью. Но в богоборческий период нашей истории храм по решению президиума Ленсовета был снесен. Это случилось весной 1932 года. В это время Введенская улица называлась уже иначе.

Вообще в советское время Введенская меняла название пять раз. 6 октября 1923 года она стала улицей Розы Люксембург, в честь деятеля германского, польского и международного рабочего движения, одной из основательниц коммунистической партии Германии. Вместе с Карлом Либкнехтом она основала «Союз Спартака». В январе 1919 года Роза Люксембург и Карл Либкнехт были убиты германскими офицерами. После этого во многих городах Советской России стали появляться улицы и предприятия, носящие имена Розы Люксембург и Карла Либкнехта. Как правило, либо увековечивались две улицы, расположенные рядом, либо одному объекту присваивались сразу два имени.

В Петрограде произошло и то и другое. Народный дом имени Николая II в Александровском саду, построенный архитектором Григорием Люцедарским, после Октябрьской революции стал называться Народным домом имени Карла Либкнехта и Розы Люксембург, а улица Розы Люксембург вела от проспекта Карла Либкнехта (Большого) как раз к Народному дому их имени.

13 января 1944 года Введенской улице в ряду других улиц Ленинграда было возвращено историческое название, однако уже 15 декабря 1952 года церковное имя вновь пришлось не по вкусу тогдашней власти. Улице присвоили имя Олега Кошевого, одного из руководителей подпольной организации «Молодая гвардия».

Олег Васильевич Кошевой участвовал в создании в оккупированном фашистскими войсками городе Краснодоне подпольной комсомольской организации «Молодая гвардия» (подробнее см. Краснодонская улица), был ее комиссаром и членом штаба, организатором и руководителем многих диверсий против оккупантов. В январе 1943 года фашисты раскрыли подпольную организацию. Кошевой был схвачен и после пыток расстрелян. 13 сентября 1943-го Олегу Кошевому и нескольким другим погибшим молодогвардейцам было присвоено звание Героев Советского Союза.

Стоит, однако, отметить, что ни Роза Люксембург, ни Олег Кошевой не имели ни к этой улице, ни к Петроградской стороне, ни вообще к городу на Неве никакого отношения. Увековечение их имен носило исключительно идеологический характер.

4 октября 1991 года улица вновь стала Введенской.

Введенский канал

Сейчас так называется улица, соединяющая набережные Фонтанки и Обводного канала у Витебского вокзала, но совсем недавно здесь действительно протекал канал. Он был прорыт в 1803 году после завершения прокладки восточной части Обводного канала и получил название по стоявшему на его берегу Введенскому собору. Собор был снесен в 1930-е годы; сейчас на его месте одноименный сквер между Загородным проспектом и Лазаретным переулком, напротив Витебского вокзала.

Еще раньше, до прокладки канала, на плане 1798 года на его месте показана 7-я улица, начинавшаяся от Загородного проспекта и немного не доходившая до строившегося Обводного канала. Так в направлении, обратном порядку размещения рот, иногда нумеровались улицы в слободе лейбгвардии Семеновского полка. В действительности здесь квартировала 6-я рота, и в более поздних справочниках мы встречаем название 6-я линия или 6-я линия Московской части. Регулярно употреблялись наименования первых пяти линий; ныне это улицы от Серпуховской до Рузовской.

В первой половине XIX века канал иногда называли Новым или Семеновским. В 1836 году появляется имя набережной Введенского канала. В 1935 году идеологически неуместное название канала было заменено на Витебский, по Витебскому вокзалу, соответственно изменилось и наименование набережной.

В 1967 году канал был засыпан, бывшая набережная стала называться улицей Витебского канала. А 29 декабря 1980 года вдруг было принято решение вернуть ей историческое наименование в форме улица Введенского канала или просто - Введенский канал. По существу, это единственное возвращение исторического названия проезда за период с 1958 по 1987 год.

Вербная улица

Эта улица находится в Коломягах. Она идет от улицы Маршала Новикова до пересечения Афонской и Главной улиц.

Название, присвоенное 7 июля 1993 года, продолжило традицию наименований улиц этого района по породам деревьев, растущих здесь. Начало было положено в 1939 году, когда Николаевская улица в Коломягах стала Березовой. В 1962 году поблизости, в Мартыновке, появилась Рябиновая улица, в 1987-м в районе Долгого озера - Ольховая и наконец Вербная. Последнее наименование опосредованно связано с церковным праздником - Вербным воскресеньем, поскольку улица проходит неподалеку от церкви Дмитрия Солунского, в которую жители Мартыновки и Коломяг ходили с веточками верб, сорванными там, где сейчас проходит улица. Одновременно рядом появились Афонская и Солунская улицы.

До этого некоторое время, примерно с 1984 года, часть Вербной улицы от улицы Маршала Новикова до Репищевой улицы неофициально именовалась Нагорной, поскольку она находится на возвышенности по отношению к Комендантскому аэродрому.

Верейская улица

Это одна из шести параллельных улиц в бывшей слободе лейб-гвардии Семеновского полка, соединяющая Загородный проспект и набережную Обводного канала. В XVIII веке солдаты жили в домах деревенского типа, как правило, по 15-20 человек в каждом, и сами обеспечивали себя и офицеров пропитанием, в промежутках между военными кампаниями занимаясь сельским хозяйством. Для каждой роты было отведено по улице; всего рот в полку было двенадцать. 3-я рота квартировала на нынешней Верейской улице.

Уже к концу XVIII века свободные участки в расположении полка занимались «обывательскими» домами, а в начале следующего столетия, когда такое использование дорогой городской земли было признано расточительством и солдат перевели в специально построенные на Загородном проспекте казармы, бывшие Роты превратились в обычные городские улицы. Однако их еще долго называли по-прежнему: в нашем случае - 3-я Рота Семеновского полка. Постепенно это название было вытеснено другим - 3-я линия, с вариантами: 3-я линия Московской части и 3-я линия лейб-гвардии Семеновского полка. На плане 1835 года счет улиц велся от современной Бронницкой улицы, обычно не входившей в число линий, и 3-я линия на нем обозначена как 4-я улица.

В конце XVIII - начале XIX века существовали еще два названия: Чижев переулок, по фамилии домовладельца, и 10-я улица, поскольку иногда улицы слободы нумеровали в другом порядке, от центра города.

В 1857 году многие проезды Московской части получили имена по городам Московской губернии. 3-я линия стала Верейской улицей. Город Верея был основан в 1371 году; до 1486 года был столицей удельного княжества.

В декабре 1952 года улицу попытались переименовать в улицу Мамина-Сибиряка, к столетию со дня рождения русского писателя Дмитрия Наркисовича Мамина (1852-1912), взявшего себе псевдоним Мамин-Сибиряк. Однако из-за произошедшей вскоре смерти И. В. Сталина и последовавших за ней событий о решении благополучно забыли.

Вертолётная улица

Эта улица находится в Авиагородке между улицей Пилотов и Взлетной улицей. Она наименована 15 июня 1976 года в связи с тем, что проходит вблизи завода по ремонту вертолетов.

Верхняя улица и Верхние переулки

Все эти проезды находятся на Парнасе, на северной окраине города, то есть на самом верху карты. Отсюда и их названия.

Верхняя улица идет от проспекта Культуры до Домостроительной улицы вдоль Окружной железнодорожной линии. По плану она должна идти дальше, до проспекта Энгельса, но на самом деле этого участка нет.

В отличие от большинства номерных проездов, проходящих параллельно друг другу, первые два Верхних переулка идут с юга на север, остальные - с востока на запад. 1-й Верхний переулок проходит от Верхней улицы до проспекта Культуры, 2-й Верхний переулок - от Верхней улицы до 5-го Верхнего переулка, 3-й и 4-й Верхние переулки начинаются от проспекта Культуры, пересекают проспект Энгельса и заканчиваются уже на территории Парголова, 5-й и 8-й Верхние переулки идут от проспекта Культуры до проспекта Энгельса, 6-й Верхний переулок - от Домостроительной улицы до проспекта Энгельса. 7-й Верхний переулок должен был идти так же, как и 8-й Верхний, между ним и 6-м, но фактически его не существует.

Названия Верхней улицы и 1-6-го Верхних переулков присвоены 4 июля 1977 года, 8-го и несуществующего 7-го Верхних переулков - в 1993 году. До этого улицу неофициально именовали Железнодорожной, переулки - просто номерными проездами. На территории Парголова есть и 9-й проезд, он соединяет 3-й и 4-й Верхние переулки западнее проспекта Энгельса, но официального имени у него пока нет. 3-й и 4-й Верхние переулки официально были продлены на запад от проспекта Энгельса 8 октября 2007 года.

Весельная улица

Улица проходит в Гавани, от Большого до Среднего проспекта. Ее имя - одно из самых старых названий в Петербурге. Оно известно с 1751 года как Вёсельная линия и дано по находившимся здесь весельным складам. В 1821 году наименование становится современным.

В первой половине XIX века была предпринята попытка уподобить названия улиц Гавани именам линий Васильевского острова, соответственно Вёсельную вместе с находившейся в ее створе Мостовой (ныне Остоумовой) улицей объединили под названием 8-9-я линии Галерной Гавани. 1-й линией должна была стать Наличная улица. Идея не удалась; улицы Гавани сохранили свои прежние наименования.

До 1882 года улица была длиннее и заканчивалась у Шкиперского протока. Впрочем, этот участок так ничем и не застроен и, видимо, не может быть застроен из-за слабого грунта.

Весенняя улица

Эта улица начинается от Малоохтинского проспекта севернее дома № 28 и выходит к Новочеркасскому проспекту севернее дома № 25. Происхождение ее названия неясно, причем первым в 1835 году появляется другой вариант: Весёлая, и лишь в следующем году - Весенняя. План 1835 года вообще изобилует ошибками, но имя Весёлая упорно встречается вплоть до 1903 года. На плане 1916 года имеется еще один вариант - Весельная.

Первоначально Весёлая-Весенняя улица начиналась от Невы; в 1896 году она прошла дальше на восток от Новочеркасского до Малого проспекта (название последнего упразднено), заканчиваясь у нынешнего второго корпуса дома № 18 по Республиканской улице. В 1950-е годы исчез ее участок от Невы до Малоохтинского проспекта, а в 1970-е годы - восточнее Новочеркасского проспекта.

Взлётная улица

Одна из улиц Авиагородка, получивших имя 15 июня 1976 года по авиационной тематике - вместе со Стартовой, Штурманской, Вертолётной и улицей Пилотов. По проекту Взлётная улица должна начинаться от Стартовой улицы, пересекать улицу Пилотов и идти дальше на север. Фактически существует только средний участок - параллельно улице Пилотов в конце Штурманской и Вертолётной улиц.

Виленский переулок

Переулок проходит от улицы Восстания до стыка Парадной улицы и Греческого проспекта.

До этого с конца XVIII века в течение шестидесяти лет у будущего Виленского переулка не было устойчивого названия. Все употреблявшиеся имена так или иначе были связаны с госпиталем расквартированного в этой части города лейб-гвардии Преображенского полка. Первое название, появившееся на карте в 1798 году, - Гофшпитальный переулок. А затем - Госпитальный, Гошпитальный, Преображенская Госпитальная улица, Преображенский Гошпитальный переулок и другие. К середине XIX века название упростилось до 1-го Госпитального переулка. Единичка перед топонимом предназначалась для отличения переулка от другого Госпитального в Семенцах (ныне это Дойников переулок).

Первоначально переулок заканчивался у нынешней улицы Радищева, тогда тоже именовавшейся Госпитальной. В 1825 году его продлили до Конногвардейской улицы (современный Суворовский проспект). Когда в целях упорядочения названий половина переулка, находившаяся в Литейной части, получила название Виленского, вторая половина, попавшая в Рождественскую часть, осталась Госпитальным. Позже она стала Госпитальной улицей и остается ею и поныне.

Название Виленский переулок было присвоено 7 марта 1858 года по городу Вильно, как в середине XIX века именовался нынешний Вильнюс - столица Литвы. 29 сентября 1922 года переулку повысили статус и назвали улицей Красной Связи. В это время в конце переулка, в доме № 8 по Парадной улице, находились казармы подразделений военных связистов. Поскольку в молодой советской республике буквально все должно было быть красным, в революционном смысле этого определения, то и улица получила соответствующее название.

Это название оказалось неудобным в употреблении, оно не стало исторически ценным и обоснованным, поэтому 13 января 1998 года оно было отменено. Вместо улицы Красной Связи вновь появился Виленский переулок.

Виндавская улица

Эта небольшая улица находится на Гутуевском острове. Она проходит от Межевого канала до Двинской улицы. Название присвоено 16 апреля 1887 года по латвийскому городу Виндаве вслед за соседними проездами (Двинской, Гапсальской улицами, Рижским проспектом), получившими в 1859 году имена по прибалтийским городам. Виндава - это польский вариант латышского топонима Вентспилс - «город на реке Венте».

В 1896 году (официально - 22 мая 1900-го) улица была продлена на юг до не существующего ныне Сельдяного канала, но в 1969 году в связи со строительством новых домов по Двинской улице этот участок был упразднен.

Винокурцевский проезд

До 1988 года проезд, который отходит от Загородного проспекта и идет параллельно Подъездному переулку и Витебской железнодорожной линии, оставался безымянным.

С наименованиями ему вообще со времени своего возникновения не везло. На карте 1798 года он обозначен как 6-я улица, в соответствии с применявшейся тогда нумерацией проездов в слободе Семеновского полка. Вскоре этот номер был утрачен, и улица превратилась в безымянный проезд. 16 апреля 1887 года ему присвоили название Егерский переулок, по лейб-гвардии Егерскому полку, казармы которого, построенные в 1815 году по проекту Александра Штауберта, находились неподалеку, на Рузовской улице, 16-18. Однако из-за того, что казармы находились не в самом переулке, а с противоположной стороны железной дороги за Введенским каналом, да и полк после Октября 1917-го был расформирован, название просуществовало сравнительно недолго и к 1929 году было окончательно утрачено.

Наконец, 4 апреля 1988 года была предпринята третья попытка дать проезду имя. Он стал Винокурцевским.

Новое название дано в честь участкового уполномоченного 13-го отделения милиции Ленинского района Ленинграда Павла Дмитриевича Винокурцева (1905-1941). 8 ноября 1941 года, находясь в зоне обстрела, Павел Винокурцев обеспечивал общественный порядок, помогал гражданам укрываться в бомбоубежищах. Когда на улице разорвалось несколько снарядов, он заметил около стены дома девочку, которая в ужасе металась возле убитой матери. Схватив ребенка на руки, Винокурцев побежал к ближайшему укрытию, но в это время разорвался очередной фашистский снаряд. Спасая ребенка, участковый успел прикрыть девочку своим телом, но сам погиб. К сожалению, не удалось узнать ни имени девочки, ни ее дальнейшую судьбу.

Однако в истории Ленинграда-Петербурга сохранилось имя Павла Дмитриевича Винокурцева. И хотя по проезду не числится ни одного дома и название практически не употребляется, о подвиге милиционера напоминает мемориальная доска. Она установлена на стене наземного вестибюля станции метро «Пушкинская», со стороны Винокурцевского проезда.

Витебская площадь

Площадь перед Витебским вокзалом появилась одновременно со строительством в 1837 году первого здания вокзала, но до 1930-х годов главной архитектурной доминантой здесь был вовсе не вокзал, а стоявший на противоположной стороне Загородного проспекта Введенский собор лейб-гвардии Семеновского полка, возведенный в 1837-1842 годах по проекту Константина Тона. Соответственно, и площадь с 1843 года именовалась Введенской. Мимо площади протекал Введенский канал, называвшийся так еще с 1803 года по предыдущей Введенской церкви, находившейся на том же месте. Канал был засыпан в 1967 году, но его имя сохраняет проходящая на его месте улица.

В начале 1930-х годов собор был уничтожен, и, чтобы окончательно стереть о нем память, площадь и канал 10 сентября 1935 года переименовали в Витебские. Одно время существовало еще название площадь Детскосельского вокзала. Дело в том, что первоначально железная дорога шла только до Царского Села, это вообще была первая железная дорога в России, потому и вокзал строился как Царскосельский. Хотя железнодорожную линию затем продлили до Витебска и дальше, до Одессы, вокзал до 1918 года оставался Царскосельским. Когда Царское Село переименовали в Детское, переименовали и вокзал. Витебским он стал уже в 1930-е годы.

Современное здание вокзала построено в 1901-1904 годах по проекту Станислава Бржозовского. Рядом, на углу Введенского канала, находится монументальное здание, не уступающее по размерам вокзалу. Это императорский железнодорожный павильон. При строительстве вокзала очень удачно был утилизован мусор, собранный со всего города, - его утрамбовали в высокую железнодорожную насыпь, которая тянется до самой Соединительной линии (в конце Воздухоплавательной улицы) и благодаря которой поезда на Витебский вокзал прибывают на второй этаж.

В 1980 году Введенскому каналу (уже как улице) вернули историческое название. Площадь так и осталась Витебской.

Витебская Сортировочная улица

Улица проходит между Витебской железнодорожной линией и рекой Волковкой от Соединительной линии до улицы Салова в створе Белградской улицы. Название возникло в 1950-е годы и связано с тем, что на улице стояли дома, принадлежавшие одноименной железнодорожной станции. Иногда улицу так и называли - станция Витебская-Сортировочная.

Этим история улицы, вообще говоря, исчерпывается, но история ее последнего участка - от того места, где кончается жилая застройка, до улицы Салова - гораздо богаче. Южная его часть, проходящая вдоль Волковки, с 1908 года входила в состав ее набережной. В 1950-е годы, когда набережная по левому берегу исчезла, участок оказался в составе Алмазной улицы.

Эта улица возникла в 1910-е годы; считается, что ее имя представляло собой насмешку над состоянием прилегающей территории. Наряду с несколькими другими такими же пустырями к югу от города эта местность называлась Горячим полем, поскольку здесь прятались уголовники и сходились «стенка на стенку» жители окрестных деревень. В 1913 году началась прокладка улиц и застройка территории, но шла она очень вяло, и даже в начале 1960-х годов домов здесь было немного.

Алмазная улица шла от границы города (современная улица Салова) на юг до Благовещенской улицы (примерно соответствует проспекту Славы). В 1950-е годы ее северной границей стал дом № 30 по Витебской Сортировочной. При застройке северной части Купчина и прокладке Белградской улицы в конце 1960-х годов исчез участок Алмазной улицы южнее улицы Фучика (небольшая его часть за домами № 6 и 10 по Белградской улице сохранилась как проезд без названия), а 14 января 1974 года - и от улицы Салова до улицы Фучика. Оставшаяся часть сохраняла название до 1998 года, после чего была присоединена к Витебской Сортировочной улице.

Витебская улица

Проходящий в Коломне от Дровяного переулка до Лоцманской улицы проезд много раз менял имена. Данное при рождении 20 августа 1739 года имя Смольная - по находившейся здесь смольне, в которой варили смолу, - он практически не носил. В 1780 году у него появилось несколько странное название - Упраздненная улица. Это было связано с неосуществленным проектом перепланировки района, по которому эта улица в ряду других упразднялась, то есть должна была исчезнуть. Такое имя в то время носили все четыре улицы вокруг Козьего болота (нынешняя площадь Кулибина).

В 1801 году у проезда появилось третье название - Хлебная слободка. Слободка превратилась в 1821 году в Хлебную улицу. Название объяснялось тем, что проезд вел к хлебным провиантским магазинам, располагавшимся на месте современного Кораблестроительного института.

14 июля 1859 года улице дали новое имя - Витебская - по белорусскому городу Витебску, в ряду других проездов, наименованных тем же указом по губернским городам запада Российской империи (Псковская улица, Минский переулок).

Наконец, 1 февраля 1922 года улицу переименовали в очередной раз, присвоив ей имя Павла Михайловича Войтика (1892-1921), участника революционного движения в России, жившего на этой улице в доме № 15. В его квартире рабочие собирались на читку запрещенной литературы. В подпольных заводских кружках он был известен под кличками Пан и Горник. Первая объяснялась его польскими корнями, вторая - тем, что Войтик был студентом Горного института. 18 марта 1921 года Павел Войтик был тяжело ранен в рукопашной схватке при ликвидации так называемого Кронштадтского мятежа и умер 5 апреля. Его похоронили в сквере на Никольской площади.

4 октября 1991 года улице Войтика возвратили последнее дореволюционное название - Витебская.

Витебский проспект

Этот проспект начинается от Парковой улицы у Артиллерийского путепровода и тянется вдоль Витебской за Окружную железнодорожную линию до развязки с кольцевой автодорогой и Московским шоссе на территории поселка Шушары.

Когда-то это были два проезда. Первый участок, от Рощинской примерно до современной Бассейной улицы, с начала XX века именовался дорогой в Купчино. В 1908 году ее продлили до Парковой улицы, а в 1915 году появился второй вариант наименования - Купчинская дорога. Оба названия употреблялись параллельно, пока 10 сентября 1935 года не было официально закреплено одно из них, а именно - Купчинская дорога.

Тем же постановлением к ней присоединили продолжавшую ее Детскосельскую улицу. Эта улица возникла в 1914 году и первоначально называлась Царскосельской, поскольку шла вдоль железнодорожной ветки, ведущей в Царское Село. 7 ноября 1918 года, ровно через год после Октябрьской революции, ее переименовали в Детскосельскую, поскольку и само Царское Село стало Детским Селом. Она заканчивалась у современной улицы Орджоникидзе.

Наконец, 12 ноября 1962 года последовало еще одно переименование - Купчинскую дорогу сделали Витебским проспектом. Это было связано с тем, что трасса проспекта проходит вдоль Витебской линии железной дороги. В 1963-м проспект был продлен до станции Купчино, а в 2005 году его довели до Московского шоссе.

Владимирская площадь и Владимирский проспект

Владимирский проспект проходит от Невского до Загородного проспекта. Первоначально, с 20 августа 1739-го, Владимирский проспект входил в состав Литейного. Официально так было вплоть до 1858 года, но уже в 1764 году у него появилось параллельное название Владимирская улица, по церкви Владимирской Божией Матери. Проспектом эта улица стала лишь в 1860 году.

Устройство площади в конце проспекта, долгое время остававшейся безымянной, также было запланировано в 1739 году. В докладе Комиссии о санктпетербургском строении говорилось: «Посреди тех придворных команд мест <Дворцовой слободы>, где Литейная и, позади набережных по Фонтанке дворов, перспективая улица <Загородный проспект> сойдутся вместе, сделать торговую площадь, на которой против обеих этих улиц построить церковь».

История Владимирской церкви началась в 1746 году, когда служитель Дворцовой слободы Федор Якимов устроил церковь с походным иконостасом, правда, не на площади, а в своем доме на углу современных улицы Марата и Колокольной улицы. Через два года на площадь была перенесена из Литейной части деревянная церковь, которую 25 августа 1748 года освятил во имя иконы Владимирской Божией матери архиепископ Санкт-Петербургский и Ревельский Феодосий (Янковский).

Возведение современной постройки началось в 1761 году, вероятно, по проекту Пьетро Трезини. Название Владимирская площадь впервые появляется в 1844 году.

В октябре 1918-го Владимирский проспект получил имя проспект Нахимсона, в честь Семена Михайловича Нахимсона (1885-1918), председателя Ярославского губернского исполкома, расстрелянного эсерами в 1918 году во время Ярославского мятежа. До Февральской революции он был членом Бунда, организации, объединявшей полупролетарские слои еврейских ремесленников западных областей России. Позднее, порвав с Бундом, Семен Нахимсон стал членом Петербургского комитета РСДРП(б) и председателем 1-го городского района, членом Военной секции Петроградского совета. 6 октября 1923 года вслед за проспектом в площадь Нахимсона была переименована и Владимирская площадь.

13 января 1944 года проспекту было возвращено историческое название. Через шесть с половиной лет, в разгар «борьбы с космополитизмом», 10 июля 1950 года вернулось имя и Владимирской площади.

Внуковская улица

20 мая 2002 года четыре улицы Авиагородка получили названия по московским аэропортам. Одна из них - Внуковская. Она проходит от Стартовой улицы до Пулковского шоссе.

Водопроводная улица

Эта улица находится в той небольшой части Пороховых, которая сохранила сельскую застройку. Она начинается от улицы Коммуны против дома № 36 и идет до Лесной улицы.

Название возникло в 1950-е годы; происхождение его неясно, возможно, вдоль улицы проходил сельский водопровод. До 16 октября 1978 года улица была длиннее - она начиналась от засыпанной позже реки Жерновки западнее улицы Коммуны.

Водопроводный переулок

В отличие от Водопроводной улицы, одноименный переулок расположен в центре города. Он проходит от Шпалерной улицы до стыка набережной Робеспьера и Смольной набережной. Название он получил 7 марта 1880 года по Центральной водопроводной станции, занимающей целый квартал между переулком, Смольной набережной, Шпалерной и Таврической улицами.

Комплекс водопроводной станции строился в течение 1860-1890-х годов. Главная его достопримечательность - водонапорная башня, сооруженная в 1863 году по проекту Ивана Мерца и Эрнеста Шуберского.

Воздухоплавательная улица

Воздухоплавательная улица проходит в Московском районе от Лиговского проспекта до Соединительной линии Октябрьской железной дороги. Название ее известно с 1908 года. Оно происходит от Учебного воздухоплавательного парка, в сторону которого вела улица.

В феврале 1885 года на территории Волкова поля впервые в России была сформирована кадровая команда военных воздухоплавателей. В 1890 году здесь образовался Учебный воздухоплавательный парк, ставший научным центром российского воздухоплавания.

В русско-японскую войну воспитанники этого центра проводили наблюдения за неприятелем с воздушных шаров (аэростатов). В 1910 году Учебный воздухоплавательный парк был преобразован в Офицерскую воздухоплавательную школу, в которой прошли подготовку первые русские летчики.

Основателем и начальником парка с 1885 по 1918 год был подвижник российского воздухоплавания Александр Матвеевич Кованько, под руководством которого здесь был построен первый русский дирижабль, а затем пять самолетов.

На территории воздухоплавательного парка постоянно проводились испытания новых технических средств, кроме того, существовала голубятня, на которой выращивали почтовых голубей для использования их во время военных действий.

После Октябрьской революции Офицерская воздухоплавательная школа вновь была преобразована. Она стала Высшей военной воздухоплавательной школой, а затем часть территории парка была передана под авиаремонтный завод № 138, а часть отошла под промышленную застройку.

Вознесенский проспект

Наряду с Невским проспектом и Гороховой улицей это одна из составляющих «петербургского трезубца» - трех магистралей, веером расходящихся от Адмиралтейства. Вознесенский проспект заканчивается у Фонтанки, далее его продолжает Измайловский проспект.

Название проспекту было присвоено указом Анны Иоанновны от 20 апреля 1738 года в форме Вознесенская Перспективая улица, правда, лишь на участке от Адмиралтейства до Мойки. Комиссия о санктпетербургском строении предполагала наименовать сразу всю магистраль до границы города, то есть до Фонтанки, но по бюрократическим соображениям указ 1738 года распространялся только на Адмиралтейскую часть. В итоге церковь Вознесения Господня, по которой и была названа улица, оказалась далеко за ее пределами - храм стоял на берегу Глухой речки (ныне канал Грибоедова) на месте современного дома № 34а/76.

До Фонтанки улицу официально продлили лишь через полтора года, 20 августа 1739 года. Обычно употреблялась сокращенная форма наименования - Вознесенская перспектива, а с 1775 года - Вознесенский проспект. Во второй половине XVIII века встречаются еще два названия - 3-я Адмиралтейская улица (1-й и 2-й Адмиралтейскими именовались соответственно Невский проспект и Гороховая улица) и Красная улица. Происхождение последнего имени установить не удалось.

9 июня 1923 года Вознесенский проспект переименовали в проспект Майорова. Считается, что так увековечили Петра Васильевича Майорова (1889-1919), рабочего завода Лесснера (ныне объединение имени Карла Маркса), члена Всероссийского центрального исполнительного комитета, политработника, погибшего во время Гражданской войны. Однако это поздняя версия, а в 1925-1927 годах попытки члена городской Комиссии по наименованиям Шидловского и секретаря губисполкома Кондратьева установить личность Майорова (ибо был провокатор с такой фамилией) к успеху не привели. В архиве Ленинградского военного округа сведений о нем не оказалось. Шидловский даже предлагал переименовать проспект Майорова в Красноармейский.

В начале 1930-х годов снесли церковь и построили на ее месте здание школы.

Историческое название проспекту вернули 4 октября 1991 года одновременно с восстановлением исторических имен еще 42 городских объектов.

Вокзальный проезд

Этот проезд начинается от станции Шувалово, пересекает Новоорловскую (между домами № 27 и 29), Новоалександровскую улицы и упирается в Ново-Орловский парк. Название возникло в 1910-е годы, но до 1957 года это был не проезд, а переулок. До этого же времени он заканчивался у Новоалександровской улицы.

Сам вокзал станции Шувалово находится на другой стороне железной дороги несколько ближе к городу. Его построил в 1898 году замечательный финский архитектор Б. Гранхолм, создавший несколько десятков станций на Финляндской железнодорожной линии. К сожалению, не все они сохранились до наших дней.

Волго-Донской проспект

Проспект проходит южнее Шафировского проспекта от Пискаревского проспекта до дороги в Рыбацкое, дважды прерываясь железнодорожными линиями и один раз - развязкой в конце Индустриального проспекта. До 1960-х годов Волго-Донской проспект шел несколько дальше, до реки Охты.

Первоначальное название проспекта - Беляевская дорога. Оно известно с 1900 года и происходит от фамилии купца П. Н. Беляева, владевшего несколькими несохранившимися домами в конце магистрали. От его же фамилии пошло и название местности, где эти дома находились, - Беляевка, у пересечения Беляевской дороги и дороги в Рыбацкое. Беляевы владели в Петербурге лесной биржей и мебельной фабрикой на Смольном проспекте, 17, и кирпичным заводом в Уткиной заводи.

В 1909 году дорога стала проспектом, а 15 декабря 1952 года его переименовали в Волго-Донской, в ознаменование окончания строительства Волго-Донского судоходного канала. Встречающееся иногда написание названия проспекта «Волгодонской», якобы по городу Волгодонску - неправильно.

Волжский переулок

Один из самых коротких и неприметных переулков Петербурга носит название Волжского. Он проходит от Большого проспекта Васильевского острова в сторону Среднего и теряется за первым же домом. Но таким он был не всегда.

С 1821 года он начинался от 5-й линии между набережной Невы и Большим проспектом, потом поворачивал, проходя вдоль Андреевского рынка, и назывался Рыночным. Его часть, перпендикулярная Большому проспекту, в 1859-м стала Волжским переулком. Начальный участок, продленный до 6-й линии, согласно тому же указу от 14 июля 1859 года, получил наименование Бугский переулок. Тогда еще несколько проездов Васильевского острова были названы по рекам Российской империи.

Вплоть до 1876 года переулок иногда именовался по рынку Андреевским. Участок от Бугского переулка до Большого проспекта в 1960-е включили в территорию рынка, и Волжский переулок приобрел современные границы.

Волковский проспект

Это главная магистраль бывшей Волковой деревни, проходящая от Мгинской улицы до улицы Салова. Название проспекта известно с 1896 года, а деревни - с XVIII века. Это русский перевод финского топонима Сутела.

Первоначально проспект шел только до нынешней Касимовской улицы. В 1909 году, с началом застройки находившегося южнее деревни Волкова поля, его продлили до границы города, проходившей по современной улице Салова. В 1917 году граница отодвинулась далеко на юг, и к проспекту присоединили продолжавшую его дорогу, которая шла по северному берегу Черной речки (сейчас на ее месте находится улица Турку) и выходила к Куракиной дороге (Южное шоссе) у нынешней Софийской улицы. В 1960-е годы при застройке северной части Купчина (бывшие село Рылеево и поселок Шаумяна) этот последний участок был упразднен.

Волоколамский переулок

Переулок соединяет Боровую улицу с улицей Константина Заслонова. Он появился позже других улиц в этом районе, и его первое название, известное с 1849 года, - 2-я Вновьпроведенная Болотная улица. Первый номер имел примыкающий к проезду участок современной Коломенской улицы. Улица, проложенная по болоту, долго оставалась непроезжей, отсюда вариант - 2-я Непроводная улица.

9 декабря 1857 года, когда улицы Московской части получали имена по городам Подмосковья (Звенигородская, Рузовская, та же Коломенская), 2-я Непроводная стала Волоколамской. Улица сохраняла свой статус вплоть до 1969 года, а после превратилась в переулок.

Волховский переулок

14 июля 1859 года несколько переулков на Васильевском острове получили наименования по городам России. Переулок, расположенный между Тучковой набережной (ныне набережная Макарова) и Тучковым переулком, частично входивший с 1798 до 1821 года в Биржевой переулок, а с 1821 до 1859 года - в состав Загибенина (ныне Тучкова) переулка, стал именоваться Волховским. Волхов - важнейшая водная артерия на севере России. Через нее проходил древний торговый путь из варяг в греки.

Волынский переулок

Этот переулок проходит от набережной реки Мойки до Большой Конюшенной улицы. Его название известно с 1798 года и дано, как это часто бывало в конце XVIII века, по находившемуся здесь Волынскому питейному дому. Последний же хранил в своем имени память о некогда владевшем этим участком русском государственном деятеле и дипломате А. П. Волынском.

Артемий Петрович Волынский (1689-1740) с 1719 года был астраханским, затем казанским губернатором. Находясь в Астрахани, стал одним из главных организаторов Персидского похода, в результате которого Россия получила западное и южное побережье Каспия (позже вновь возвращенное Персии в обмен на союз против Турции). С 1738 года А. П. Волынский - кабинет-министр при Анне Иоанновне. Он собрал кружок единомышленников, разрабатывавших проекты реформ общества в интересах мелкого и среднего русского дворянства против иностранцев; для выполнения своих планов Волынский стремился стать не просто премьер-министром, а фактическим правителем страны при безвластном монархе. Здесь его интересы столкнулись с интересами немецкой (точнее курляндской) партии при дворе, возглавлявшейся Э. Бироном и А. И. Остерманом. Волынский и его сторонники (среди них выдающийся русский архитектор, глава Комиссии о санктпетербургском строении Петр Еропкин) были обвинены в измене и казнены.

Воронежская улица

Она проходит между улицей Константина Заслонова и Расстанной улицей.

Первоначальное ее наименование - Средняя - известно с 1798 года. Оно возникло из-за среднего положения проезда между Боровой улицей и Лиговским каналом (на его месте сейчас Лиговский проспект).

7 марта 1858 года улице было присвоено современное название по городу Воронежу, в ряду близлежащих улиц, названных по губернским городам Центральной и Средней России (Курская, Тамбовская, Рязанский переулок).

Воронинский проезд

Воронинский проезд находится в Апраксином дворе, он идет от Чернышевского проезда до Апраксина переулка. Название возникло в 1860-е годы и происходит от фамилии владельца лавок в Апраксином дворе заводчика М. С. Воронина.

Воронцов переулок

Переулок проходит от проспекта Тореза (между домами № 37 и 39) до улицы Жака Дюкло. Название известно с 1896 года и дано по фамилии землевладельца. 15 мая 1965 года наименование было упразднено, а 7 июля 1999 года восстановлено.

Воскресенский проезд

Один из двух десятков проездов Апраксина двора. Он начинается от дома № 3 по улице Ломоносова, идет вдоль корпуса № 41 и заканчивается у Суконной линии, упираясь в корпус № 15. На некоторых современных планах проезд обозначен как Часовенный.

Название возникло в начале XX века и связано с церковью Воскресения Христова при богадельне графов Апраксиных, построенной в 1894 году по проекту Людвига Фонтана и находившейся на Фонтанке, 59. Здание не сохранилось, сейчас на его месте корпус Лениздата. В проезде находилась часовня этой церкви (отсюда второе название), тоже уничтоженная.

Восточный канал

Канал был вырыт в 1720-е годы, он соединяет Крюков канал с центральным бассейном Новой Голландии, подходя к нему с востока. Во второй половине XIX века он иногда объединялся с Южным каналом под общим названием Ново-Голланский канал (в распространенном тогда написании).

Всеволожская улица

Эта улица находится на Ржевке. Она выходит из тупика и упирается во Всеволожскую железнодорожную линию. Попасть на улицу можно только с упирающейся в нее Ковалевской улицы. Название улица получила, однако, не по железной дороге, а в связи с тем, что она находится почти у самой границы с Всеволожским районом Ленинградской области. Произошло это 14 августа 1958 года; ранее здесь был просто безымянный проезд на территории 1-го и 2-го Рабочих поселков. Тогда улица была длиннее и доходила до Поселковой улицы, но после закрытия в 1960-е годы железнодорожного переезда этот участок исчез.

Выборгская набережная

Набережная по правому берегу Большой Невки, на Выборгской стороне, несколько раз меняла свои границы. С середины XVIII века название относилось ко всему участку берега между современными Сампсониевским и Ушаковским мостами, хотя проезда здесь, по существу, не было вплоть до 2-й половины XIX века. В середине XIX столетия участок от Батенинского переулка (ныне улица Александра Матросова) до Черной речки иногда включали в состав Загородного (позже Свеаборгского) переулка, выходившего к набережной у Батенинского переулка и впоследствии упраздненного.

16 апреля 1887 года набережную официально разделили на три: Сампсониевскую (от Сампсониевского до Гренадерского моста), собственно Выборгскую (от Гренадерского моста до Черной речки) и Строгановскую (от Черной речки до Строгановского, ныне Ушаковского, моста). Заметим, что Гренадерский мост до 1975 года находился выше по течению, в створе Малого Сампсониевского проспекта, чем и обусловлена нынешняя граница набережной. Сампсониевская набережная в советское время стала набережной Фокина, Строгановская - набережной Адмирала Ушакова.

А 28 мая 1979 года эти набережные вновь объединили в одну - Выборгскую, присоединив к ней и Пироговскую набережную, проходившую от Литейного моста до моста Свободы (так в то время назывался Сампсониевский мост). Но и это еще не все. 22 сентября 1989 года набережные опять разделяют, правда, не до конца - бывшая набережная Фокина остается в составе Пироговской. Бывшая набережная Адмирала Ушакова стала Ушаковской, Выборгская же, ни разу не менявшая названия, вернулась в свои прежние границы - от Малого Сампсониевского проспекта до Черной речки. До сих пор дома № 25 и 27, официально находящиеся теперь на Пироговской набережной, сохраняют нумерацию по Выборгской.

Выборгская улица

25 июня 1882 года новая улица на Выборгской стороне получила название Выборгской. В этой части города многие улицы и переулки еще в середине XIX века получили наименования по городам Великого княжества Финляндского - Нейшлотский, Ловизский, Гельсингфорсская.

Выборгская улица стала продолжением этого ряда. Само же название Выборга переводится со шведского языка как «святая крепость».

Выборгская улица соединяет Большой Сампсониевский и Лесной проспекты.

Выборгское шоссе

Дорога на Выборг существовала еще до основания Петербурга. Она начиналась на Березовом (Петроградском) острове, переходила через Большую Невку по перевозу в районе нынешнего Гренадерского моста и далее шла на север по материку. С 1742 года устанавливается название Выборгская дорога с началом у Сампсониевского собора. Существовали варианты: Старая Выборгская дорога, дорога в город Выборг, дорога из Выборга и Большая Выборгская дорога. С середины XVIII вплоть до конца XIX века дорогу иногда называли Парголовской, по наиболее известному населенному пункту, через который она проходила. Еще в 1738 году Комиссия о санктпетербургском строении предполагала включить участок дороги до современной улицы Александра Матросова в состав Самсоньевской Перспективой улицы, но фактически это произошло лишь в 1776 году. Теперь это Большой Сампсониевский проспект.

В николаевские времена по всей стране развернулись работы по благоустройству и спрямлению старых дорог. Новые магистрали стали называть французским словом «шоссе». В 1832 году в шоссе превратилась и Выборгская дорога. Был еще вариант Выборгский тракт, но слово «тракт» в России не прижилось. По-прежнему шоссе иногда именовали дорогой в Парголово и даже Парголовским проспектом.

В 1833 году границу города определили по северному краю участка Лесного института (сейчас здесь проходит Новосильцевский переулок), соответственно передвинулась и граница между шоссе и Большим Сампсониевским проспектом. Часто эту границу проводили по Ланскому шоссе, но это неправильно.

В 1917 году городская черта отодвинулась к Поклонной горе. А в 1925 году часть Выборгского шоссе, попавшую в состав города, переименовали в проспект Энгельса. Граница между проспектом и шоссе долго проходила по Поклонногорской улице, но в связи с продлением проспекта Энгельса на север 12 июня 1972 года в него включили еще один участок Выборгского шоссе - от Поклонногорской улицы до улицы Сикейроса.

Сейчас Выборгское шоссе начинается от проспекта Энгельса у улицы Сикейроса, проходит через Озерки, Шувалово, Парголово и Осиновую Рощу и заканчивается у границы с Ленинградской областью.

Вытегорский переулок

Этот небольшой переулок идет от Саблинской улицы до улицы Маркина. В 1828-1849 годах он входил в состав Глухого переулка (современная улица Маркина); позже последний продлили дальше на север, и проезд остался без названия.

Современное имя переулку присвоено 16 апреля 1887 года по городу Вытегре (сейчас он в Вологодской области), в ряду других проездов Петербургской стороны, получивших названия по городам Олонецкой губернии.

Вяземский переулок

В XIX веке этот проезд несколько раз менял названия. Сначала, с 1836 года, это была Лавалева улица. Здесь находились владения графа А. Г. Лаваля. Улица начиналась от Песочной улицы (ныне улица Профессора Попова) и завершалась тупиком, не доходя до Большой Невки.

С 1849 года проезд именовался Задним переулком, а с 1868 года - Глухим. 5 марта 1871 года его назвали Вяземским. В то время многие улицы Петербурга получали имена по городам разных областей Российской империи, но Вяземский переулок к городу Вязьме прямого отношения не имел - название было связано с располагавшимися здесь Вяземскими банями, бани же именовались по фамилии землевладельцев князей Вяземских. Поныне сохранился принадлежавший им Вяземский сад на левой стороне переулка у Песочной набережной.

9 мая 1915 года переулок переименовали в Котлинский. Название имело глубокий смысл - поблизости находился Иоанновский монастырь, имя которого связывали со скончавшимся в 1908 году Иоанном Кронштадтским (хотя в действительности монастырь был освящен в честь святого Иоанна Рыльского - небесного покровителя отца Иоанна), а Кронштадт находится на острове Котлин. Непосредственно Кронштадтским переулок называть было нельзя - совсем рядом, в конце Большой Колтовской (Пионерской) улицы, проходила исчезнувшая позже Кронштадтская улица. Впрочем, из-за последовавшей вскоре революции решение выполнено не было, переулок остался Вяземским.

В 1951 году в связи с прокладкой трамвайной линии в обход Кировского (Каменноостровского) проспекта переулок был продлен в одну сторону до Карповки и в другую - до Песочной набережной. 3 января 1996 года участок от Карповки до улицы Профессора Попова был выделен в Иоанновский переулок.

Вязовая улица

Эта улица на Крестовском острове проходит между проспектом Динамо и Спортивной улицей. Название ее известно с 1911 года. Оно было дано по местному признаку, поскольку на улице росли вязы.

Первоначально улица шла от Петроградской до Катавской улицы. Последняя исчезла в 1930-е годы в связи со строительством стадиона «Динамо», тогда же исчез и участок Вязовой западнее Андреевской (Спортивной) улицы. В 1950-е годы Вязовая улица была продлена от Петроградской улицы до проспекта Динамо.

Предыдущая страница Следующая страница