Статьи на букву "И"
В Кингисеппском районе Ленинградской области, в 147 км к западу от Санкт-Петербурга. Расположен на Принарвской низменности, на правом высоком берегу р. Нарва, напротив эстонского г. Нарва (с которым соединён мостом). Железнодорожная станция на линии Санкт-Петербург - Таллинн. Население 11,9 тыс. человек (1992). Основан в 1492 московским великим князем Иваном III Васильевичем. Известен также по немецким документам XV в. как "контр-Нарва". Крепость И., квадратная в плане, с мощными каменными стенами и 10 башнями, - одно из первых русских оборонительных сооружений. В XVI в. И. неоднократно отбивал атаки немцев, шведов и поляков. В 1581-90 и 1612-1704 находился под властью шведов. В 1704 освобождён русскими войсками. В XIX в. близ И. на полуострове Кренгольм была построена одна из самых крупных в России текстильных фабрик - Кренгольмская мануфактура. Город - с 1954. В современном И. - заводы котельновспомогательного оборудования и трубопроводов, льноджутовая фабрика. Нарвская ГЭС. Литература: Косточкин В. В., Древние русские крепости, М., 1964; Гоголицын Ю. М., Гоголицына Т. М., Памятники архитектуры Ленинградской области, Л., 1987. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Название города Иваново в Московской области до 1932. |
В Московской области, областного подчинения, в 41 км к северо-востоку от Москвы. Расположен на Среднерусской возвышенности, на р. Уча (приток Клязьмы). Железнодорожная станция на ветке Болшево - Фрязино от линии Москва - Ярославль. Население 53,0 тыс. человек (1992; 1,2 тыс. в 1897; 22,2 тыс. в 1939; 31,1 тыс. в 1959; 33 тыс. в 1964; 36 тыс. в 1970; 47,2 тыс. в 1979). Впервые упоминается в 1586 как с. Вантеево, принадлежащее Троице-Сергиевой лавре. Впоследствии сменило несколько владельцев из небогатого дворянства и купечества, получило название И. Здесь существовала первая в России бумажная фабрика ("бумажная мельница") помещика Савина. К середине XIX в. создана бумагопрядильная фабрика Щёкина (около 500 рабочих), а также писчебумажная и обойная фабрики того же владельца (60 рабочих). В 1873 возникла красильно-аппретурная фабрика Ватреме (в 1903 - 750 рабочих, в 1916 - 1000 рабочих). К 1917 в городе действовали 2 текстильные, красильно-аппретурная и шерстопрядильная фабрики. В 1926 бывшая красильно-аппретурная фабрика преобразована в трикотажную фабрику имени Ф. Э. Дзержинского. С 1928 И. - рабочий посёлок. В 1929-30 через посёлок прошла железная дорога Болшево - Фрязино, связавшая его с железнодорожной линией Ярославского направления. В 1931 в И. вошла в строй хлопкопрядильная фабрика. К 1933 на фабриках посёлка было занято 6,6 тыс. рабочих. С 1936 И. - город. Ведущими предприятиями современной И. остаются трикотажная и хлопкопрядильная фабрики, а также завод специальной технологической оснастки (бывший литейно-механический) - опытный завод НИИ тракторно-сельскохозяйственного машиностроения. Развито производство стройматериалов. Городу свойственна разбросанность застройки. Его западная часть - наиболее старая, находится за р. Уча, на равнине с изредка сохранившимся сосновым лесом. Восточный район города, выросший в советское время, имеет пересеченный рельеф, с глубоко врезанной долиной р. Скалба и ручьем Песочный. Центральная часть города занята промышленными предприятиями, протянувшимися вдоль р. Уча. Здесь на левом берегу Учи (в районе бывшего села Вантеево) сохранилась крещатая в плане, с белокаменными декоративными деталями церковь Иоанна Предтечи в стиле неоготики (1808, архитектор А. Н. Бахарев). И. - родина актера, рассказчика и писателя Ф. Горбунова. Литература: Ильин М. А., Подмосковье, 3 изд., М., 1974; Памятник архитектуры Московской области, т. 1. М., 1975; Города Подмосковья, кн. 1. М., 1979. |
Образован в 1958, включён в состав города Дубна в 1960. |
В Свердловской области, областного подчинения, в 510 км к северу от Екатеринбурга. Расположен у восточного подножия Северного Урала, на р. Ивдель (бассейн Оби), близ впадения её в Лозьву. Узел железнодорожных линий на Серов, Полуночное, Приобье. Население 19,3 тыс. человек (1992; 15,2 тыс. в 1979). В 1589-98 в устье р. Ивдель находился Лозьвинский городок - первая русская деревянная крепость за Уралом. Село Никито-Ивдель известно с 1831. С 1925 в районе И. начаты лесозаготовки. В 1937 создан Ивдельлаг НКВД. Город И. - с 1943. В современном И. действуют деревообрабатывающий комбинат, гидролизный завод, предприятия по эксплуатации магистральных газопроводов; управление лесозаготовительных организаций; лесхоз. Историко-этнографический музей. Город состоит из нескольких посёлков. Промышленные предприятия и современные жилые кварталы расположены в восточной, низменной части города, административные здания и исторический центр - в более высокой, западной. Преобладает деревянная застройка, с 1957 ведётся строительство кирпичных и железобетонных благоустроенных домов. На окраине И. охраняется природный памятник - естественный парк "Кедровник", вокруг города - тайга. В районе И. - месторождения марганцевой (в 1941 создано Полуночное рудоуправление, сыгравшее значительную роль в снабжении марганцем металлургических предприятий Урала в годы Великой Отечественной войны 1941-45) и железной руд, золота, меди, бокситов. Литература: Анимица Е. Г., Города Среднего Урала, 2 изд., Свердловск, 1983. |
В Красноярском крае, краевого подчинения, в 1779 км к северу от Красноярска. Расположен на берегах Игарской протоки Енисея, в 163 км к северу от Полярного круга. Построен на многолетней мерзлоте. Среднегодовая температура воздуха в районе И. - 10,5°C. В течение июня - июля стоит полярный день, в декабре - январе тянутся сумерки и полярная ночь. Крупный порт, доступный для захода морских судов из Енисейского залива. Аэропорт. И. связана водным (во время навигации) и воздушным сообщением с Красноярском, Дудинкой и другими городами края. Население 17,9 тыс. человек (1992; 23,3 тыс. в 1939; 14,2 тыс. в 1959; 16,9 тыс. в 1979). Впервые Игарскую (Игорскую) глубоководную протоку, защищённую от штормов высоким правым берегом, исследовали и нанесли на карту в середине XVIII в. участники Великой Северной экспедиции офицеры русского флота Фёдор Минин и Харитон Лаптев. Существует версия, что город ведёт своё начало от маленького посёлка Игорки, название которого происходит от искажения имени хозяина охотничьих и рыбных угодий Егора Ширяева. С 1929 здесь строился порт. И. возникла как центр лесопильной промышленности и порт по вывозу леса, город - с 1931. В 1930-50-е гг. И. - место политической и другой ссылки; в основном силами заключённых и построен город. В 1941 сооружены рыбопромышленный комбинат и судостроительная верфь. Основные предприятие современной И. - лесокомбинат, перерабатывающий в пиломатериалы на экспорт древесину сосны, лиственниц и кедра, сплавляемых по Енисею. Действует рыбозавод. Гидрографическая база Морфлота, геологоразведочные экспедиции. Научно-исследовательская мерзлотная станция Сибирского отделения Российской АН с Музеем вечной мерзлоты. Филиал Института экспериментальной медицины (по изучению и предупреждению цинги). Музей истории освоения Енисейского Севера. В И. бывали исследователь Арктики О. Ю. Шмидт, полярный исследователь И. Д. Папанин, актриса В. Н. Пашенная (организатор Народного театра в И. в 1936). Бульшая часть города застроена деревянными домами; из дерева были сооружены также тротуары и мостовые. Среди памятников - Стела морякам-полярникам; обелиск воинам-землякам, погибшим в боях с немецкими фашистами и японскими милитаристами в 1941-45. Литература: Новиков В. Ф., Трошев Ж. П., Игарка, Красноярск, 1979. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Название города Сосногорск в Республике Коми до 1957. |
В Дагестане, республиканского подчинения, в 56 км к юго-востоку от Махачкалы. Расположен на Приморской низменности, вытянут вдоль берега Каспийского моря, с севера и запада ограждён невысокими грядами предгорий Большого Кавказа. Железнодорожная станция на линии Махачкала - Баку. Близ города проходит автомобильная магистраль Ростов-на-Дону - Баку. Население 31,7 тыс. человек (1992; 22,1 тыс. в 1979). Возник в 1932 как посёлок нефтяников. С 1948 ведётся добыча нефти со дна моря (с морской эстакады). Город - с 1949. В современном И. - завод электротермического оборудования, добыча минерального строительного сырья, предприятия пищевой промышленности. Даргинский драматический театр. |
Районный центр в Ставропольском крае, в 65 км к северо-западу от Ставрополя. Расположен в Предкавказье, на северной окраине Ставропольской возвышенности. Железнодорожная станция на линии Кавказская - Элиста. Узел автодорог. Население 33,6 тыс. человек (1992; 29,1 тыс. в 1979). В 1965 с. Изобильное преобразовано в город И. Современный И. - центр сельскохозяйственного района. Заводы - консервный, сахарный, маслосыродельный, ремонтно-механический, железобетонных изделий; мясоптицекомбинат. |
Районный центр в Красноярском крае, в 279 км к востоку от Красноярска. Расположен на юго-востоке края, в Канской лесостепи, на р. Иланка. Железнодорожная станция (Иланская) на Транссибирской магистрали. Автодорога (Красноярск - Бирюсинск). Население 18,0 тыс. человек (1992; 26,5 тыс. в 1959; 19,7 тыс. в 1979). Основан в 1733 в связи со строительством Сибирско-Московского тракта. В 1734 мореплаватель В. Беринг во время 2-й Камчатской экспедиции обследовал отрезок тракта Красноярск - Канск - Тулун и наметил места 11 почтовых станций-ямов через каждые 25-30 вёрст; на них полагалось строить дом для проезжающих и избу для ямщиков с амбаром и сеновалом. Одной из таких станций стало поселение у р. Иланка. В 1822 Иланское - волостной центр Канского округа. В 1891 началось строительство железной дороги. В 1939 посёлок Иланский преобразован в город. В современном И. - завод железобетонных изделий, швейная фабрика, предприятия железнодорожного транспорта, лесо- обрабатывающие и др. Музей локомотивного депо (в экспозиции отражена история города). Парк и искусственное озеро (заложены в 1939). Литература: Вархин Ю. И., Иланский, Красноярск, 1989. |
Название города Соль-Илецк в Оренбургской области до 1945. |
Название города Дальнереченск в Приморском крае до 1973. |
Районный центр в Ульяновской области, в 167 км к юго-западу от Ульяновска. Расположен на Приволжской возвышенности, на берегу р. Сюксюмка (басе. Суры). Узел железнодорожных линий на Ульяновск, Сызрань, Рузаевку. Население 24,2 тыс. человек (1992; 17,7 тыс. в 1959; 18,2 тыс. в 1970; 19,0 тыс. в 1979). Основан в 1897 как пристанционный посёлок, в котором в 1905 открыт лесопильный завод. В 1913 посёлок слился с сёлами Катово (основано в 1676) и Троицкое. Город - с 1946. В современной И.: крупнейший в стране диатомовый комбинат (выпускает трепельный изоляционный кирпич и другие термоизоляционные материалы); заводы - деревообрабатывающий, сухого и обезжиренного молока, крахмалопаточный; мясокомбинат; фабрики - нетканых материалов, первичной обработки шерсти. Среди архитектурных памятников И. - комплекс станционных сооружений конца XIX - начала XX вв. (вокзал, депо, железнодорожная больница и др.). В 2 км к западу, на берегу р. Инза, сохранилась неолитическая стоянка. Литература: Фомин Л. Л., Город Инза. Историко-краеведческий очерк, Саратов, 1979; Край Ильича. Памятные места, 2 изд., Саратов, 1985. |
Районный центр в Мордовии, в 77 км к юго-западу от Саранска. Расположен на левом берегу р. Исса, при впадении в неё р. Инсарка (басс. Оки), в 18 км к югу от железнодорожной станции Кадошкино на линии Рузаевка - Рязань. Население 9,7 тыс. человек (1992; 8,9 тыс. в 1979).
Герб Инсара. "В первой части щита герб Пензенский. Во второй части, в золотом поле, большой лес, окруженный засекою с надолбами и воротами, означающие изобилие лесами и находящуюся при оном городе старинную засеку". Высочайше утверждён 28.5.1781
В 1648 город состоял из крепости и посада, к которому позднее присоединились слободы. Во время крестьянской войны в 1774 И. пострадал от отрядов Е. И. Пугачёва. С 1780 - уездный город Пензенского наместничества, с 1797 - Симбирского, с 1801 - уездный город Пензенской губернии. В 1926 преобразован в сельское поселение, с 1958 - вновь город. В современном И. - лентоткацкая фабрика, пеньковый и маслосыродельный заводы. Литература: Сыгонин Н. И., Инсар. Документально-исторический очерк о городе и районе, Саранск, 1975. |
Название города Черняховск в Калининградской области до 1946. |
В Республике Коми, республиканского подчинения, в 608 км к северо-востоку от Сыктывкара. Расположен в Предуралье, в 50 км к югу от Северного полярного круга, на левом берегу р. Большая Инта (бассейн Печоры), в 12 км от железнодорожной станции Инта-1 на линии Микунь - Воркута. Аэропорт. Население 60,7 тыс. человек (1992). Посёлок Инта образован в 1940; город - с 1954. Добыча каменного угля. Ремонтно-механический, кирпичный заводы; деревообрабатывающий комбинат. Литература: Гулецкий Г. П., Инта, Сыктывкар, 1968. |
Районный центр в Ставропольском крае, в 120 км к северо-востоку от Ставрополя Расположен в Предкавказье, на р. Кулаус. Железнодорожная станция на линии Ставрополь - Элиста. Автодорога (Ставрополь - Элиста). Население 27,2 тыс. человек (1992; 23,9 тыс. в 1979). Основан в 1860 как село Чемрек (по имени ногайского князя; позже - Винодельное) переселенцами из Воронежской, Полтавской и Харьковской губерний. Село входило в Новогригорьевский узел Астраханской губернии. В конце XIX в. в селе действовали церковь (деревянная), одноклассное училище, 9 мануфактурных и бакалейных лавок и др. В 1935 переименовано в село Ипатово в честь героя Гражданской войны 1918-20 П. М. Ипатова, погибшего здесь в 1918. С 1979 - город. Современное И. - центр сельскохозяйственного района. Предприятия пищевой, швейной промышленности. Краеведческий музей (филиал Ставропольского объединённого краеведческого музея имени Г. К. Праве). |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
В Омской области, областного подчинения, районный центр, в 145 км к западу от Омска. Расположен на Ишимской равнине, в урочище Камышловский. Железнодорожная станция на Транссибирской магистрали. Узел автомобильных дорог; в 3 км к северу от И. проходит трасса Омск - Челябинск. Население 26,3 тыс. человек (1992; 25,1 тыс. в 1959; 25,7 тыс. в 1979). В 1894 возникла небольшая железнодорожная станция. Пристанционный посёлок постепенно разрастался из-за притока переселенцев. Был застроен главным образом избами из необожжённого кирпича. Имелись также богатые купеческие деревянные дома, лавки, лабазы. Жители занимались сельским хозяйством или работами на железной дороге. С 1945 - город. В современном И.: заводы - кирпичный и железобетонных изделий; комбинаты - мясной и маслодельный; трикотажная фабрика, предприятия железнодорожного и автомобильного транспорта; элеватор. Филиал НИИ масличных культур. Близ И. - Исилькульский плодопитомник, основанный в 1902 лесоводом Жуковым (выращивается более 40 сортов яблонь, груш, вишен, слив). Литература: Города Омской области, Омск, 1985. |
В Новосибирской области, областного подчинения, районный центр, в 65 км к югу от Новосибирска. Расположен на юго-востоке Западно-Сибирской равнины, на р. Бердь, близ её впадения в Новосибирское водохранилище. Железнодорожная станция на линии Новосибирск - Барнаул. Автомобильная дорога (Новосибирск - Бийск). Население 69,2 тыс. человек (1992; 14,0 тыс. в 1939; 34 тыс. в 1959; 58,7 тыс. в 1979). Город - с 1938. В современном И.: заводы - "Теплоприбор", санитарно-технического оборудования, цементный, железобетонных изделий и др.; мебельная фабрика; предприятия лёгкой и пищевой промышленности. Центральная часть города с хорошо спланированными широкими улицами примыкает к железной дороге. Литература: Максимов Г. Г., Город, строящий города. (История г. Искитима), Новосиб., 1990. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
В Тюменской области, областного подчинения, районный центр, в 319 км к юго-востоку от Тюмени. Расположен в Западной Сибири, на левом берегу р. Ишим (приток Иртыша). Железнодорожная станция на линии Тюмень - Омск. Аэропорт. Население 65,8 тыс. человек (1992; 8 тыс. в 1893; 48 тыс. в 1959; 56 тыс. в 1970; 63 тыс. в 1979).
Герб Ишима. "В верхней части щита герб Тобольский. В нижней - в синем поле золотой карась: в знак того, что в окружности онаго города находится множество озёр, которыя изобилуют сею рыбою и отменною величиною оных". Высочайше утверждён 17.3.1785
Известен с 1670 как деревня Коркина. С первой четверти XVIII в. - Коркина слобода, с 1782 - город И. К концу XIX в. здесь насчитывалось 867 домов, 80 торговых лавок; действовало 17 предприятий (в том числе паровая мельница; заводы - пивоваренный, кирпичный, мыловаренный, свечной, 4 кожевенных, 4 салотопенных, 2 маслобойни). Ежегодно в декабре в И. проходила Никольская ярмарка, одна из крупнейших в Западной Сибири (оборот достигал 10 млн. рублей), на которую съезжались свыше 2 тыс. торговцев местными салом, маслом, кожами, мехами; основными привозными товарами были мануфактура, бакалея, железо. В 1829 И. посетил немецкий географ и путешественник А. Гумбольдт; здесь отбывали ссылку декабристы А. И. Одоевский и В. И. Штейнгель, писатель Г. А. Мачтет. Современный И. - центр сельскохозяйственного района. Заводы - "Ишимсельмаш", машиностроительный, стройматериалов. Предприятия пищевой промышленности (маслосыр- и мясокомбинаты, кондитерская фабрика, пивоваренный завод). Ковровая, швейная, обувная, мебельная фабрики. Педагогический институт. |
В Башкирии, республиканского подчинения, районный центр, в 160 км к югу от Уфы. Расположен у подножия западного склона Южного Урала, на р. Белая (приток Камы). Железнодорожная станция (Ишимбаево) на линии Уфа - Оренбург. Население 71,3 тыс. человек (1992; 47 тыс. в 1959; 57 тыс. в 1979). Основан в 1932 как посёлок нефтяников, один из первых центров добычи и переработки нефти в Волго-Уральском нефтегазоносном районе. Город - с 1940. В современном И.: заводы - по производству катализаторов, нефте- перерабатывающий, транспортного машино- строения, нефтепромыслового оборудования, машиностроительный; чулочно-носочная и трикотажная фабрики; предприятия пищевой промышленности. ТЭЦ. Литература: Кутимов Б., Федоров И., Агафонов М., Ишимбай, Уфа, 1968. |