Города России. Энциклопедия.
Статьи на букву "И"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "И"

Ивангород

В Кингисеппском районе Ленинградской области, в 147 км к западу от Санкт-Петербурга. Расположен на Принарвской низменности, на правом высоком берегу р. Нарва, напротив эстонского г. Нарва (с которым соединён мостом). Железнодорожная станция на линии Санкт-Петербург - Таллинн. Население 11,9 тыс. человек (1992).

Основан в 1492 московским великим князем Иваном III Васильевичем. Известен также по немецким документам XV в. как "контр-Нарва". Крепость И., квадратная в плане, с мощными каменными стенами и 10 башнями, - одно из первых русских оборонительных сооружений. В XVI в. И. неоднократно отбивал атаки немцев, шведов и поляков. В 1581-90 и 1612-1704 находился под властью шведов. В 1704 освобождён русскими войсками. В XIX в. близ И. на полуострове Кренгольм была построена одна из самых крупных в России текстильных фабрик - Кренгольмская мануфактура. Город - с 1954. В современном И. - заводы котельновспомогательного оборудования и трубопроводов, льноджутовая фабрика. Нарвская ГЭС.

Литература: Косточкин В. В., Древние русские крепости, М., 1964; Гоголицын Ю. М., Гоголицына Т. М., Памятники архитектуры Ленинградской области, Л., 1987.

Иваново

Статья большая, находится на отдельной странице.

Иваново-Вознесенск

Название города Иваново в Московской области до 1932.

Ивантеевка

В Московской области, областного подчинения, в 41 км к северо-востоку от Москвы. Расположен на Среднерусской возвышенности, на р. Уча (приток Клязьмы). Железнодорожная станция на ветке Болшево - Фрязино от линии Москва - Ярославль. Население 53,0 тыс. человек (1992; 1,2 тыс. в 1897; 22,2 тыс. в 1939; 31,1 тыс. в 1959; 33 тыс. в 1964; 36 тыс. в 1970; 47,2 тыс. в 1979).

Впервые упоминается в 1586 как с. Вантеево, принадлежащее Троице-Сергиевой лавре. Впоследствии сменило несколько владельцев из небогатого дворянства и купечества, получило название И. Здесь существовала первая в России бумажная фабрика ("бумажная мельница") помещика Савина. К середине XIX в. создана бумагопрядильная фабрика Щёкина (около 500 рабочих), а также писчебумажная и обойная фабрики того же владельца (60 рабочих). В 1873 возникла красильно-аппретурная фабрика Ватреме (в 1903 - 750 рабочих, в 1916 - 1000 рабочих). К 1917 в городе действовали 2 текстильные, красильно-аппретурная и шерстопрядильная фабрики. В 1926 бывшая красильно-аппретурная фабрика преобразована в трикотажную фабрику имени Ф. Э. Дзержинского. С 1928 И. - рабочий посёлок. В 1929-30 через посёлок прошла железная дорога Болшево - Фрязино, связавшая его с железнодорожной линией Ярославского направления. В 1931 в И. вошла в строй хлопкопрядильная фабрика. К 1933 на фабриках посёлка было занято 6,6 тыс. рабочих. С 1936 И. - город. Ведущими предприятиями современной И. остаются трикотажная и хлопкопрядильная фабрики, а также завод специальной технологической оснастки (бывший литейно-механический) - опытный завод НИИ тракторно-сельскохозяйственного машиностроения. Развито производство стройматериалов.

Городу свойственна разбросанность застройки. Его западная часть - наиболее старая, находится за р. Уча, на равнине с изредка сохранившимся сосновым лесом. Восточный район города, выросший в советское время, имеет пересеченный рельеф, с глубоко врезанной долиной р. Скалба и ручьем Песочный. Центральная часть города занята промышленными предприятиями, протянувшимися вдоль р. Уча. Здесь на левом берегу Учи (в районе бывшего села Вантеево) сохранилась крещатая в плане, с белокаменными декоративными деталями церковь Иоанна Предтечи в стиле неоготики (1808, архитектор А. Н. Бахарев).

И. - родина актера, рассказчика и писателя Ф. Горбунова.

Литература: Ильин М. А., Подмосковье, 3 изд., М., 1974; Памятник архитектуры Московской области, т. 1. М., 1975; Города Подмосковья, кн. 1. М., 1979.

Иваньково

Образован в 1958, включён в состав города Дубна в 1960.

Ивдель

В Свердловской области, областного подчинения, в 510 км к северу от Екатеринбурга. Расположен у восточного подножия Северного Урала, на р. Ивдель (бассейн Оби), близ впадения её в Лозьву. Узел железнодорожных линий на Серов, Полуночное, Приобье. Население 19,3 тыс. человек (1992; 15,2 тыс. в 1979).

В 1589-98 в устье р. Ивдель находился Лозьвинский городок - первая русская деревянная крепость за Уралом. Село Никито-Ивдель известно с 1831. С 1925 в районе И. начаты лесозаготовки. В 1937 создан Ивдельлаг НКВД. Город И. - с 1943.

В современном И. действуют деревообрабатывающий комбинат, гидролизный завод, предприятия по эксплуатации магистральных газопроводов; управление лесозаготовительных организаций; лесхоз. Историко-этнографический музей.

Город состоит из нескольких посёлков. Промышленные предприятия и современные жилые кварталы расположены в восточной, низменной части города, административные здания и исторический центр - в более высокой, западной. Преобладает деревянная застройка, с 1957 ведётся строительство кирпичных и железобетонных благоустроенных домов. На окраине И. охраняется природный памятник - естественный парк "Кедровник", вокруг города - тайга.

В районе И. - месторождения марганцевой (в 1941 создано Полуночное рудоуправление, сыгравшее значительную роль в снабжении марганцем металлургических предприятий Урала в годы Великой Отечественной войны 1941-45) и железной руд, золота, меди, бокситов.

Литература: Анимица Е. Г., Города Среднего Урала, 2 изд., Свердловск, 1983.

Игарка

В Красноярском крае, краевого подчинения, в 1779 км к северу от Красноярска. Расположен на берегах Игарской протоки Енисея, в 163 км к северу от Полярного круга. Построен на многолетней мерзлоте. Среднегодовая температура воздуха в районе И. - 10,5°C. В течение июня - июля стоит полярный день, в декабре - январе тянутся сумерки и полярная ночь. Крупный порт, доступный для захода морских судов из Енисейского залива. Аэропорт. И. связана водным (во время навигации) и воздушным сообщением с Красноярском, Дудинкой и другими городами края. Население 17,9 тыс. человек (1992; 23,3 тыс. в 1939; 14,2 тыс. в 1959; 16,9 тыс. в 1979).

Впервые Игарскую (Игорскую) глубоководную протоку, защищённую от штормов высоким правым берегом, исследовали и нанесли на карту в середине XVIII в. участники Великой Северной экспедиции офицеры русского флота Фёдор Минин и Харитон Лаптев. Существует версия, что город ведёт своё начало от маленького посёлка Игорки, название которого происходит от искажения имени хозяина охотничьих и рыбных угодий Егора Ширяева. С 1929 здесь строился порт. И. возникла как центр лесопильной промышленности и порт по вывозу леса, город - с 1931. В 1930-50-е гг. И. - место политической и другой ссылки; в основном силами заключённых и построен город. В 1941 сооружены рыбопромышленный комбинат и судостроительная верфь.

Основные предприятие современной И. - лесокомбинат, перерабатывающий в пиломатериалы на экспорт древесину сосны, лиственниц и кедра, сплавляемых по Енисею. Действует рыбозавод. Гидрографическая база Морфлота, геологоразведочные экспедиции. Научно-исследовательская мерзлотная станция Сибирского отделения Российской АН с Музеем вечной мерзлоты. Филиал Института экспериментальной медицины (по изучению и предупреждению цинги). Музей истории освоения Енисейского Севера.

В И. бывали исследователь Арктики О. Ю. Шмидт, полярный исследователь И. Д. Папанин, актриса В. Н. Пашенная (организатор Народного театра в И. в 1936).

Бульшая часть города застроена деревянными домами; из дерева были сооружены также тротуары и мостовые. Среди памятников - Стела морякам-полярникам; обелиск воинам-землякам, погибшим в боях с немецкими фашистами и японскими милитаристами в 1941-45.

Литература: Новиков В. Ф., Трошев Ж. П., Игарка, Красноярск, 1979.

Ижевск

Статья большая, находится на отдельной странице.

Ижма

Название города Сосногорск в Республике Коми до 1957.

Избербаш

В Дагестане, республиканского подчинения, в 56 км к юго-востоку от Махачкалы. Расположен на Приморской низменности, вытянут вдоль берега Каспийского моря, с севера и запада ограждён невысокими грядами предгорий Большого Кавказа. Железнодорожная станция на линии Махачкала - Баку. Близ города проходит автомобильная магистраль Ростов-на-Дону - Баку. Население 31,7 тыс. человек (1992; 22,1 тыс. в 1979).

Возник в 1932 как посёлок нефтяников. С 1948 ведётся добыча нефти со дна моря (с морской эстакады). Город - с 1949. В современном И. - завод электротермического оборудования, добыча минерального строительного сырья, предприятия пищевой промышленности. Даргинский драматический театр.

Изобильный

Районный центр в Ставропольском крае, в 65 км к северо-западу от Ставрополя. Расположен в Предкавказье, на северной окраине Ставропольской возвышенности. Железнодорожная станция на линии Кавказская - Элиста. Узел автодорог. Население 33,6 тыс. человек (1992; 29,1 тыс. в 1979).

В 1965 с. Изобильное преобразовано в город И. Современный И. - центр сельскохозяйственного района. Заводы - консервный, сахарный, маслосыродельный, ремонтно-механический, железобетонных изделий; мясоптицекомбинат.

Иланский

Районный центр в Красноярском крае, в 279 км к востоку от Красноярска. Расположен на юго-востоке края, в Канской лесостепи, на р. Иланка. Железнодорожная станция (Иланская) на Транссибирской магистрали. Автодорога (Красноярск - Бирюсинск). Население 18,0 тыс. человек (1992; 26,5 тыс. в 1959; 19,7 тыс. в 1979).

Основан в 1733 в связи со строительством Сибирско-Московского тракта. В 1734 мореплаватель В. Беринг во время 2-й Камчатской экспедиции обследовал отрезок тракта Красноярск - Канск - Тулун и наметил места 11 почтовых станций-ямов через каждые 25-30 вёрст; на них полагалось строить дом для проезжающих и избу для ямщиков с амбаром и сеновалом. Одной из таких станций стало поселение у р. Иланка. В 1822 Иланское - волостной центр Канского округа. В 1891 началось строительство железной дороги. В 1939 посёлок Иланский преобразован в город.

В современном И. - завод железобетонных изделий, швейная фабрика, предприятия железнодорожного транспорта, лесо- обрабатывающие и др. Музей локомотивного депо (в экспозиции отражена история города). Парк и искусственное озеро (заложены в 1939).

Литература: Вархин Ю. И., Иланский, Красноярск, 1989.

Илецкая Защита

Название города Соль-Илецк в Оренбургской области до 1945.

Иман

Название города Дальнереченск в Приморском крае до 1973.

Инза

Районный центр в Ульяновской области, в 167 км к юго-западу от Ульяновска. Расположен на Приволжской возвышенности, на берегу р. Сюксюмка (басе. Суры). Узел железнодорожных линий на Ульяновск, Сызрань, Рузаевку. Население 24,2 тыс. человек (1992; 17,7 тыс. в 1959; 18,2 тыс. в 1970; 19,0 тыс. в 1979).

Основан в 1897 как пристанционный посёлок, в котором в 1905 открыт лесопильный завод. В 1913 посёлок слился с сёлами Катово (основано в 1676) и Троицкое. Город - с 1946. В современной И.: крупнейший в стране диатомовый комбинат (выпускает трепельный изоляционный кирпич и другие термоизоляционные материалы); заводы - деревообрабатывающий, сухого и обезжиренного молока, крахмалопаточный; мясокомбинат; фабрики - нетканых материалов, первичной обработки шерсти. Среди архитектурных памятников И. - комплекс станционных сооружений конца XIX - начала XX вв. (вокзал, депо, железнодорожная больница и др.).

В 2 км к западу, на берегу р. Инза, сохранилась неолитическая стоянка.

Литература: Фомин Л. Л., Город Инза. Историко-краеведческий очерк, Саратов, 1979; Край Ильича. Памятные места, 2 изд., Саратов, 1985.

Инсар

Районный центр в Мордовии, в 77 км к юго-западу от Саранска. Расположен на левом берегу р. Исса, при впадении в неё р. Инсарка (басс. Оки), в 18 км к югу от железнодорожной станции Кадошкино на линии Рузаевка - Рязань. Население 9,7 тыс. человек (1992; 8,9 тыс. в 1979).

Герб Инсара.

Герб Инсара. "В первой части щита герб Пензенский. Во второй части, в золотом поле, большой лес, окруженный засекою с надолбами и воротами, означающие изобилие лесами и находящуюся при оном городе старинную засеку". Высочайше утверждён 28.5.1781

В 1648 город состоял из крепости и посада, к которому позднее присоединились слободы. Во время крестьянской войны в 1774 И. пострадал от отрядов Е. И. Пугачёва. С 1780 - уездный город Пензенского наместничества, с 1797 - Симбирского, с 1801 - уездный город Пензенской губернии. В 1926 преобразован в сельское поселение, с 1958 - вновь город. В современном И. - лентоткацкая фабрика, пеньковый и маслосыродельный заводы.

Литература: Сыгонин Н. И., Инсар. Документально-исторический очерк о городе и районе, Саранск, 1975.

Инстербург

Название города Черняховск в Калининградской области до 1946.

Инта

В Республике Коми, республиканского подчинения, в 608 км к северо-востоку от Сыктывкара. Расположен в Предуралье, в 50 км к югу от Северного полярного круга, на левом берегу р. Большая Инта (бассейн Печоры), в 12 км от железнодорожной станции Инта-1 на линии Микунь - Воркута. Аэропорт. Население 60,7 тыс. человек (1992).

Посёлок Инта образован в 1940; город - с 1954. Добыча каменного угля. Ремонтно-механический, кирпичный заводы; деревообрабатывающий комбинат.

Литература: Гулецкий Г. П., Инта, Сыктывкар, 1968.

Ипатово

Районный центр в Ставропольском крае, в 120 км к северо-востоку от Ставрополя Расположен в Предкавказье, на р. Кулаус. Железнодорожная станция на линии Ставрополь - Элиста. Автодорога (Ставрополь - Элиста). Население 27,2 тыс. человек (1992; 23,9 тыс. в 1979).

Основан в 1860 как село Чемрек (по имени ногайского князя; позже - Винодельное) переселенцами из Воронежской, Полтавской и Харьковской губерний. Село входило в Новогригорьевский узел Астраханской губернии. В конце XIX в. в селе действовали церковь (деревянная), одноклассное училище, 9 мануфактурных и бакалейных лавок и др. В 1935 переименовано в село Ипатово в честь героя Гражданской войны 1918-20 П. М. Ипатова, погибшего здесь в 1918. С 1979 - город. Современное И. - центр сельскохозяйственного района. Предприятия пищевой, швейной промышленности. Краеведческий музей (филиал Ставропольского объединённого краеведческого музея имени Г. К. Праве).

Ирбит

Статья большая, находится на отдельной странице.

Иркутск

Статья большая, находится на отдельной странице.

Исилькуль

В Омской области, областного подчинения, районный центр, в 145 км к западу от Омска. Расположен на Ишимской равнине, в урочище Камышловский. Железнодорожная станция на Транссибирской магистрали. Узел автомобильных дорог; в 3 км к северу от И. проходит трасса Омск - Челябинск. Население 26,3 тыс. человек (1992; 25,1 тыс. в 1959; 25,7 тыс. в 1979).

В 1894 возникла небольшая железнодорожная станция. Пристанционный посёлок постепенно разрастался из-за притока переселенцев. Был застроен главным образом избами из необожжённого кирпича. Имелись также богатые купеческие деревянные дома, лавки, лабазы. Жители занимались сельским хозяйством или работами на железной дороге. С 1945 - город.

В современном И.: заводы - кирпичный и железобетонных изделий; комбинаты - мясной и маслодельный; трикотажная фабрика, предприятия железнодорожного и автомобильного транспорта; элеватор. Филиал НИИ масличных культур.

Близ И. - Исилькульский плодопитомник, основанный в 1902 лесоводом Жуковым (выращивается более 40 сортов яблонь, груш, вишен, слив).

Литература: Города Омской области, Омск, 1985.

Искитим

В Новосибирской области, областного подчинения, районный центр, в 65 км к югу от Новосибирска. Расположен на юго-востоке Западно-Сибирской равнины, на р. Бердь, близ её впадения в Новосибирское водохранилище. Железнодорожная станция на линии Новосибирск - Барнаул. Автомобильная дорога (Новосибирск - Бийск). Население 69,2 тыс. человек (1992; 14,0 тыс. в 1939; 34 тыс. в 1959; 58,7 тыс. в 1979).

Город - с 1938. В современном И.: заводы - "Теплоприбор", санитарно-технического оборудования, цементный, железобетонных изделий и др.; мебельная фабрика; предприятия лёгкой и пищевой промышленности. Центральная часть города с хорошо спланированными широкими улицами примыкает к железной дороге.

Литература: Максимов Г. Г., Город, строящий города. (История г. Искитима), Новосиб., 1990.

Истра

Статья большая, находится на отдельной странице.

Ишим

В Тюменской области, областного подчинения, районный центр, в 319 км к юго-востоку от Тюмени. Расположен в Западной Сибири, на левом берегу р. Ишим (приток Иртыша). Железнодорожная станция на линии Тюмень - Омск. Аэропорт. Население 65,8 тыс. человек (1992; 8 тыс. в 1893; 48 тыс. в 1959; 56 тыс. в 1970; 63 тыс. в 1979).

Герб Ишима.

Герб Ишима. "В верхней части щита герб Тобольский. В нижней - в синем поле золотой карась: в знак того, что в окружности онаго города находится множество озёр, которыя изобилуют сею рыбою и отменною величиною оных". Высочайше утверждён 17.3.1785

Известен с 1670 как деревня Коркина. С первой четверти XVIII в. - Коркина слобода, с 1782 - город И. К концу XIX в. здесь насчитывалось 867 домов, 80 торговых лавок; действовало 17 предприятий (в том числе паровая мельница; заводы - пивоваренный, кирпичный, мыловаренный, свечной, 4 кожевенных, 4 салотопенных, 2 маслобойни). Ежегодно в декабре в И. проходила Никольская ярмарка, одна из крупнейших в Западной Сибири (оборот достигал 10 млн. рублей), на которую съезжались свыше 2 тыс. торговцев местными салом, маслом, кожами, мехами; основными привозными товарами были мануфактура, бакалея, железо.

В 1829 И. посетил немецкий географ и путешественник А. Гумбольдт; здесь отбывали ссылку декабристы А. И. Одоевский и В. И. Штейнгель, писатель Г. А. Мачтет.

Современный И. - центр сельскохозяйственного района. Заводы - "Ишимсельмаш", машиностроительный, стройматериалов. Предприятия пищевой промышленности (маслосыр- и мясокомбинаты, кондитерская фабрика, пивоваренный завод). Ковровая, швейная, обувная, мебельная фабрики. Педагогический институт.

Ишимбай

В Башкирии, республиканского подчинения, районный центр, в 160 км к югу от Уфы. Расположен у подножия западного склона Южного Урала, на р. Белая (приток Камы). Железнодорожная станция (Ишимбаево) на линии Уфа - Оренбург. Население 71,3 тыс. человек (1992; 47 тыс. в 1959; 57 тыс. в 1979).

Основан в 1932 как посёлок нефтяников, один из первых центров добычи и переработки нефти в Волго-Уральском нефтегазоносном районе. Город - с 1940. В современном И.: заводы - по производству катализаторов, нефте- перерабатывающий, транспортного машино- строения, нефтепромыслового оборудования, машиностроительный; чулочно-носочная и трикотажная фабрики; предприятия пищевой промышленности. ТЭЦ.

Литература: Кутимов Б., Федоров И., Агафонов М., Ишимбай, Уфа, 1968.

Предыдущая страница Следующая страница