Статьи на букву "А" (часть 3, "АЛЕ"-"АПР")
Внешнее укрепление Петропавловской крепости, в западной её части, перед Васильевской куртиной. Назван в честь царя Алексея Михайловича - отца Петра I и деда царствовавшей в 1730 х гг. Анны Ивановны. Построен в 1733-40 (инженер Б. X. Миних). Со второй половины XVIII в. в А. р. находилась деревянная тюрьма для содержания политических заключённых. В 1796- 97 в А. р. сооружена каменная одноэтажная тюрьма на 20 одиночных камер («Секретный дом»), режим которой был рассчитан на медленное умирание узников. В 1825-26 в А. р. содержались 25 декабристов (в их числе П. И. Пестель, К. Ф. Рылеев, П. Г. Каховский и др., декабрист Г. С. Батеньков провёл в А. р. около 20 лет), позднее - 13 петрашевцев (М. В. Петрашевский, Ф. М. Достоевский, Ф.-Э. Г. Толь и др.). В 1851-54 в А. р. был заключён М. А. Бакунин. 20 лет (1861-81) в А. р. провёл без суда М. С. Бейдеман. В 1860 х гг. в А. р. были заключены Н. Г. Чернышевский (в 1862-64, написал в камере роман «Что делать?»), Н. В. Шелгунов, В. А. Обручев, Н. А. Серно-Соловьевич и др., в 1866 - Д. В. Каракозов. Около 10 лет (1873-82) провёл в равелине С. Г. Нечаев. В начале 80 х гг. в А. р. содержались руководители и видные деятели «Народной воли» (многие из них умерли, не вынеся жестокого режима; воспоминания об А. р. оставили Н. А. Морозов, П. С. Поливанов, М. Ф. Фроленко). В 1884 тюрьма в А. р. упразднена, узники переведены в Шлиссельбургскую крепость. В 1895 «Секретный дом» снесён, на его месте построено здание Военно-исторического архива (ныне в нём редакция и типография газеты ЛВО «На страже Родины»). |
Алексей Петрович (1690-1718), царевич, старший сын Петра I от первой жены - Е. Ф. Лопухиной. До 8 лет воспитывался у матери во враждебной Петру I среде, впоследствии боялся и ненавидел отца, неохотно исполнял его поручения. В 1705-06 вокруг А. П. сгруппировалась оппозиция духовенства и бояр, противившихся реформам Петра I. Угрожая лишением наследства и заточением в монастырь, Пётр I неоднократно требовал, чтобы А. П. изменил своё поведение. В 1711 А. П. по приказанию Петра I женился на принцессе Софье Шарлотте Брауншвейг-Вольфенбюттельской, от которой имел сына Петра (см. Пётр II). В Петербурге для царевича и его семьи был построен каменный дом (в районе современной набережной Кутузова). В конце 1716, опасаясь гнева отца, А. П. бежал в Австрию. Угрозами и обещаниями Пётр I добился возвращения А. П. в Россию в январе 1718. В Петербурге царевич был заключён в Трубецкой бастион Петропавловской крепости, в июне 1718 Верховным судом приговорён к смертной казни. По существующей версии, 26 июня 1718 А. П. был тайно задушен в камере приближёнными Петра I. Похоронен под лестницей колокольни Петропавловского собора. |
Частное издательство в Петербурге в 1918-23. Название по имени сказочной птицы. Основано С. М. Алянским. Выпускало главным образом произведения писателей-символистов. Опубликовало почти все послереволюционными произведения А. А. Блока, в том числе 1 е отдельное издание поэмы «Двенадцать» с иллюстрациями Ю. Анненкова (1918), книги А. Белого, Вяч. И. Иванова, Ф. К. Сологуба и др., альманах «Записки мечтателей» (1919-22, № 1-6) (художники Анненков, А. Я. Головин, Н. Н. Куприянов и др.), сборник «Серапионовы братья», а также произведения А. А. Ахматовой, А. М. Ремизова, К. И. Чуковского, М. С. Шагинян. Издания «А.» отличались оригинальностью оформления. Книжная лавка и контора издательства помещались на Колокольной улице (ныне улица Рубинштейна, 11). |
Ежегодный праздник выпускников школ и профтехучилищ Ленинграда Проводится с 1968 в конце июня после выпускных экзаменов. Первоначально - на набережных Невы и прилегающих к ним улицах и площадях от моста Лейтенанта Шмидта до Кировского моста, в 1974-79 - во Дворцах спорта и на стадионах, с 1980 - в районных ДК, парках, садах. Название праздника связано с одноименной феерией А. С. Грина; в первые годы проведения неотъемлемой частью его был приход в Неву шхуны под алыми парусами. В празднике участвуют творческие и спортивные организации, самодеятельные и профессинальные советские и зарубежные артисты. Среди режиссёров-постановщиков - Г. А. Товстоногов, И. Я. Рахлин, А. В. Орлеанский. |
Альтман Натан Исаевич (1889-1970), живописец, скульптор и график, заслуженный художник РСФСР (1968). Учился в Одесском художественном училище (1902-07) и в Париже (1910-11). Жил в Петербурге (Ленинграде) (1912-21 и с 1936). Преподавал в Петроградских государственных свободных художественных учебных мастерских (1918-21). В 1918. участвовал в оформлении площади Урицкого к первой годовщине Октябрьской революции. В 1920 выполнил с натуры скульптурный портрет (бронза, Ленинградский филиал ЦМЛ) и серию зарисовок (кармин, ЦМЛ, издание 1921) В. И. Ленина. Произведения: графически острый, эффектный по композиции портрет А. А. Ахматовой (1914, ГРМ); иллюстрации к «Петербургским повестям» Н. В. Гоголя (издание 1937); декорации к «Отелло» (1944), «Гамлету» (1954) У. Шекспира - в Ленинградском театре драмы имени А. С. Пушкина. Похоронен на Комаровском кладбище. |
Аммерман Пётр Кириллович (1891-1919), участник обороны Петрограда. Член Коммунистической партии с мая 1919. Окончил портовую школу в Кронштадте. Капитан торгового парохода. После Октябрьской революции работал в морской конторе Кронштадтского торгового порта, руководил местным профсоюзом моряков торгового флота. С июля 1919 член исполкома Кронштадтского совета. Председатель ревтрибунала. В октябре 1919 в составе коммунистического отряда ушёл добровольцем на фронт; 21 октября погиб в бою у деревни Усть-Рудица близ Ораниенбаума. Похоронен у поселка Большая Ижора. Именем А. В 1920 названа улица (бывшая Десочная) в Кронштадте. |
Ампир (от французского empire, буквально - империя), стиль в архитектуре первой четверти XIX в., завершивший эволюцию классицизма. Ориентируясь на образцы античного искусства, опирался на художественное наследие архаической Греции, императорского Рима, черпая из него мотивы для воплощения величественной мощи: монументальные, массивные портики (главным образом дорического и тосканского ордеров), военная эмблематика в архитектурных деталях и декоре (ликторские связки, воинские доспехи, лавровые венки, орлы и т. п.). А. впитал в себя также древне-египетские архитектурные и пластические мотивы (большие нерасчленённые плоскости стен и пилонов, массивные геометрические объёмы, египетский орнамент, стилизованные сфинксы и т. д.). Первоначально сложился во Франции на рубеже XVIII -XIX вв. В России, главным образом в Петербурге, А. стал в 1810-30 е гг. выразителем идей независимости и величия русского государства и проявился в крупнейших градостроительных ансамблях (Зодчего Росси улица, Стрелка Васильевского острова, Островского площадь, Искусств площадь), общественных зданиях (Казанский собор, Адмиралтейство, Биржа, Большой драматический театр, главного штаба здание, Павловского полка казармы, Спасо-Преображенский собор, Троицкий собор, Московские триумфальные ворота, Нарвские триумфальные ворота), монументальтальной скульптуре и декоративно-прикладном искусстве. В стиле А. работали выдающиеся зодчие: A. Н. Воронихин, А. Д. Захаров, Ж. Б. Тома де Томон, К. И. Росси, В. П. Стасов и др. |
Амундсен Руаль (1872-1928), норвежский полярный путешественник и исследователь. Неоднократно выступал в Ленинграде на заседаниях Географического общества с сообщениями о своих экспедициях в Арктику. В связи со столетием со дня рождения А. правительство Норвегии подарило Арктическому и Антарктическому институту бронзовый бюст А., отлитый в 1938 по модели норвежского скульптора К. Паульсена. В 1974 бюст А. установлен на тогдашней территории этого института (набережная р. Фонтанки, 34) на гранитном постаменте (архитектор В. С. Васильковский). |
Ананьев Борис Герасимович (1907-1972), психолог, член АПН СССР (1968). С 1928 в Ленинграде. Профессор ЛГУ (1944-72), в 1967-72 декан факультета психологии. В 1946-60 работал также в Ленинградском НИИ педагогики АПН РСФСР. Автор работ по возрастной, дифференциальной и прикладной психологии, по истории русской психологии. На доме, где в 1949-72 жил А. (Дибуневская улица, 31), - мемориальная доска. |
Англетер (проспект Майорова, 10/24), гостиница. Здание построено в начале XIX в. (архитектор неизвестен) как доходный дом, в 1876 переоборудовано под гостиницу (называлась «Т. Г. Шмидт-Англия», затем «Англия», в 1920 х гг. «Интернационал», затем «А.»), неоднократно перестраивалось. В «А.» в декабре 1925 оборвалась жизнь поэта С. А. Есенина. После Великой Отечественной войны «А.» переименован в гостиницу «Ленинградская» и вскоре включён в состав гостиницы «Астория». В марте 1987 обветшавшее здание «А.» разобрано, в 1989 восстановлено в прежнем виде (составляет единый комплекс с соседней гостиницей «Астория»). |
Английская церковь (набережная Красного Флота, 56), памятник архитектуры классицизма. Построена в 1814 (архитектор Дж Кваренги) с использованием части существовавшего жилого дома 1730 х гг. по типичной композиционной схеме: центр выделен ризалитом, обработан полуколоннами и пилястрами коринфского ордера и завершён фронтоном с 3 статуями. Интерьеры выполнены по рис. Кваренги (центральный зал декорирован колоннами коринфского ордера). В 1876 перестроена архитектором Ф. К. Болтенгагеном. Роспись плоского перекрытия и витражи - вторая половинаXIX в. Ныне в здании городского Экскурсионное бюро. |
Через р. Фонтанка, против проспекта Маклина (бывший Английский проспект, отсюда название), пешеходный мост-теплопровод. С 1910 здесь был 5-пролётный деревянный мост. В 1962-63 построен 3 пролётный металлический мост на железобетонных опорах с гранитной облицовкой (инженер А. А. Керликов, архитекторы П. А. Арешев, В. С. Васильковский). По концам моста лестничные спуски. Длина моста 60,8 м, ширина 4,7 м. |
Андреев Василий Васильевич (1861-1918), музыкальный деятель, исполнитель на балалайке. Первый публичный концерт А. дал в Петербурге в 1886. Музыкант-виртуоз, он способствовал утверждению балалайки как концертного инструмента. Организатор и руководитель первого оркестра народных инструментов: в 1888 «Кружок любителей игры на балалайке», с 1896 Великорус, оркестр (с 1923 имени А., в 1936-41 Оркестр русских народных инструментов имени А.). Автор многих пьес для балалайки. Похоронен в Некрополе мастеров искусств. На домах, где в 1912-18 жил А. (набережная р. Мойки, 64) и где в 1888 состоялся первый концерт оркестра А. (ныне улица Островского, 7), - мемориальные доски. Имя А. присвоено в 1951 Оркестру русских народных инструментов Ленинградского радио (с 1960 Русский народный оркестр имени А. Ленинградского ТВ и радио). |
Андреев Павел Захарович (1874-1950), певец (бас-баритон), народный артист СССР (1939). В 1903 окончил Петербургскую консерваторию. В том же году дебютировал в партии Демона на сцене Петербургского Народного дома. Пел в ряде петербургских театров, в том числе в «Новой опере» А. А. Церетели. В 1909-48 солист Мариинского театра (Театра оперы и балета). В годы Великой Отечественной войны, оставшись в блокадном Ленинграде, участвовал в концертах для воинов Советской Армии. В 1919-29 и 1934-50 преподавал в консерватории (с 1926 профессор). Похоронен в Некрополе мастеров искусств. На доме, где в 1917-50 жил А. (улица Писарева, 18), - мемориальная доска. Имя А. присвоено классу Ленинградской консерватории. |
Андреевский собор (6 я линия Васильевского острова, 11), памятник архитектуры. Построен в 1764-80 (архитектор А. Ф. Вист) на месте сгоревшей церкви (1728). 3 лепестковый объём храма в переходных от барокко к классицизму формах увенчан одним большим и четырьмя малыми куполами на высоких гранёных 2 ярусных барабанах. К низкой трапезной с запада примыкает 2 ярусная башня колокольни со шпилем. В 1848-50 к трапезной пристроены боковые приделы, что усложнило первоначальную композицию храма (архитектор Н. П. Гребёнка). Внутренняя отделка выполнена в 1858 (архитектор А. М. Горностаев). Сохранился резной деревянный иконостас, представляющий большую ценность. Ныне в здании научные отделы института этнографии АН СССР. |
Революционный псевдоним П. А. Моисеенко. В 1925 фабрика Новая бумагопрядильня, где он работал в 1870 х гг., переименована в ткацкую фабрику имени П. Анисимова, на её территории (набережная Обводного канала, 60) в 1972 установлен бюст революционера с надписью: «Петр Анисимов (Моисеенко)». |
Аничков дворец (Аничковский дворец) (Невский проспект, 39), памятник архитектуры, комплекс в центре Ленинграда В прошлом городская усадьба на месте бывшего Преображенского полкового двора. А. д. построен в 1741-50 (архитекторы М. Г. Земцов, Г. Д. Дмитриев; завершён в 1754, архитектор В. В. Растрелли) в стиле барокко. Нарядный главный фасад был обращён к р. Фонтанка, от которой к А. д. был прорыт канал. В 1778-79 перестроен архитектором И. Е. Старовым в формах классицизма; над боковыми крыльями по сторонам центрального объёма возведён 3 й этаж, изменена обработка фасадов, луковичные завершения заменены куполами с главками. Здание А. д. имеет чёткое поэтажное членение, северный боковой фасад акцентирован пилястрами композитного ордера; в интерьерах сохранился классицистический декор. К А. д. примыкал регулярный сад с павильонами, трельяжами, беседками и скульптурой. В 1803-06 архитектор Дж Кваренги выстроил со стороны Фонтанки так называемый Кабинетский корпус с ионической колоннадой. В 1808-10 архитектор Л. Руска перестроил дворец изнутри и возвёл здания служб и конюшен. В 1817-18 архитектор К. И. Росси выстроил 2 небольших павильона в саду и металлическую ограду. Первый владелец А. д. - фаворит императрицы Елизаветы Петровны граф А. К. Разумовский. В конце 70 х гг. XVIII в. императрица Екатерина II подарила А. д. князю Г. А. Потёмкину. В конце XVIII в. дворец перешёл в казну, в начале XIX в. в нём разместился Кабинет его императорского величества (государственное учреждение, ведавшее имуществом императора). С середины 60 х гг. XIX в. дворцом владел великий князь Александр Александрович (будущий император Александр III). В 1878 у А. д. прошла своеобразная демонстрация: около 200 бастовавших рабочих Новой бумагопрядильни собрались перед зданием с целью подать наследнику престола петицию с протестом против произвола предпринимателей. В 1881-94 А. д. - резиденция императора Александра III, который не любил Зимний дворец, позднее - вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны. В 1918 -35 в здании Музей города (предшественник Музея истории Ленинграда). В 1936-37 А. д. реконструирован под Дворец пионеров (архитекторы А. И. Гегелло и Д. Л. Кричевский). |
Аничков мост (в 1739 Невский мост, название не прижилось), через р. Фонтанка, на Невском проспекте. Первый деревянный мост построен на этом месте в 1715 под руководством подполковника (по другим данным, майора) М. О. Аничкова (отсюда название), в 1721 мост сделан подъёмным (мастер X. Ван Болес), в 1749 перестроен (архитектор С. Волков) и декорирован «под гранит». около 1783-85 перестроен в камне по типовому проекту (см. Белинского мост), в 1841 реконструирован (инженеры И. Ф. Буттац, А. X. Редер, А. Д. Гетман; перила - архитектор К. Ф. Шенкель): 3 пролётный, с кирпичными сводами и фасадными арками из розового гранита, опоры старые, бутовой кладки с массивной гранитной облицовкой. В 1849-50 на устоях А. м. установлены скульптурные группы П. К. Клодта «Укрощение коня». В 1906-08 А. м. перестроен (инженеры С. П. Бобровский, Н. Г. Кривошеий, архитектор П. В. Щусев; по требованию АХ архитектурные и конструктивные формы моста сохранены, лучковые своды заменены коробовыми). В ноябре 1941 скульптурные группы с А. м. сняты и зарыты в саду Аничкова дворца (торжественно возвращены на прежнее место 30 апреля 1945). В 1941-44 район А. м. подвергался интенсивным артобстрелам (блокадники называли его «пронеси, господи»). На пьедестале одной из конных групп, где сохранились сколы от осколков снарядов и бомб, - мемориальная доска. Длина А. м. по створу набережных - 54,6 м, ширина 37,9 м. |
Аничков Николай Николаевич (1885-1964), патолог, академик АН СССР (1939), президент АМН СССР (1946-53), генерал-лейтенант медицинской службы. Родился в Петербурге Окончил ВМА (1909), работал там же и одновременно (с 1920) в институте экспериментальной медицины. В 1933 создал кафедру патологической анатомии в Ленинградском медвузе-больнице имени И. И. Мечникова (ныне Санитарно-гигиенический институт). Разработал холестериновую теорию патогенеза атеросклероза. Труды по патологии ретикуло-эндотелиальной системы; аутоинфекции. Депутат ВС СССР в 1946-50. государственная премия СССР (1942). Похоронен на Богословском кладбище На зданиях кафедры патологической анатомии ВМА (улица академика Лебедева, 37а) и института экспериментальной медицины АМН СССР (улица академика Павлова, 9а) - мемориальные доски. |
Анна Ивановна (1693-1740), императрица (с 1730), племянница Петра I. В 1710 выдана замуж за герцога Курляндского, вскоре овдовела, жила в Митаве (ныне Елгава Латвийской ССР). После смерти в Москве, куда была перенесена столица, императора Петра II члены Верховного тайного совета пригласили А. И. на престол, планируя ограничить самодержавие в пользу аристократической олигархии. Опираясь на дворянство и гвардию, А. И. отвергла их попытку и вскоре распустила Совет. В 1732 А. И. вместе с двором и высшими государственными учреждениями вернулась из Москвы в Петербург. Недалёкого ума, ленивая, необразованная, А. И. мало занималась государственными делами, главное её увлечение - грандиозные балы. Вся власть была сосредоточена в руках фаворита А. И. - выходца из Курляндии Э. И. Бирона и его ставленников. Попытки бороться с немецким засильем жестоко подавлялись (в 1740 казнены члены Волынского кружка). В 1739 А. И. выдала свою племянницу Анну Леопольдовну за принца Антона Ульриха Брауншвейг-Люнебургского (их сын - будущий император Иван VI). В царствование А. И. В Петербурге открыты Сухопутный шляхный корпус (1731), Медицинско-хирургическая школа (1733), создана Комиссия о Санкт-Петербургском строении (1737), в Петропавловской крепости были построены Алексеевский равелин и Иоанновский равелин, названные в честь деда и отца А. И.; начаты работы по перепланировке центра города. А. И. похоронена в Петропавловском соборе. |
Анна Леопольдовна (1718-1746), «правительница» (1740-41) при малолетнем сыне Иване VI Антоновиче, дочь царевны Екатерины Ивановны (племянницы Петра I) и герцога Карла Леопольда Мекленбургского. В 1722 А. Л. вместе с матерью прибыла в Россию, в правление Анны Ивановны приближена ко двору, в 1739 вышла замуж за принца Антона Ульриха Брауншвейг-Люнебургского. Их сын Иван по завещанию императрицы Анны Ивановны после её смерти провозглашён императором при регентстве Э. И. Бирона, после свержения которого регентшей («правительницей») стала А. Л. Фактически вся власть находилась в руках фаворитов - Б. X. Миниха, затем А. И. Остермана. Распри среди временщиков, непрочность власти А. Л., рост патриотических настроений в среде дворянства привели к свержению 25 ноября 1741 А. Л. и Ивана VI Антоновича Елизаветой Петровной. А. Л. вместе с семьёй отправлена в ссылку, умерла в Холмогорах. Похоронена в Александро-Невской лавре. |
Анненский Иннокентий Фёдорович (1855-1909), поэт, переводчик, критик, педагог. Окончил историко-филологический факультет Петербургского университета (1879). Преподавал древние языки, античную литературу, русский язык на Высших женских (Бестужевских) курсах в 1879-90, в гимназиях, на Высших женских историко-литературных курсах Раева (1909). В 1893- 96 директор 8 й Петербургской гимназии. В 1896-1906 директор Царскосельской Николаевской гимназии. С 1906 инспектор Петербургского учебного округа. В Петербурге вышла первая книга стихов и переводов А. «Тихие песни» (1904) и сборник «Посмертные стихи» (1923). В 1909 участвовал в подготовке издания журнала «Аполлон», входил в Общество ревнителей художественного слова при редакции журнала. В стихотворении «Петербург» (опубликовано 1910) создал символическую концепцию «петербургского периода» истории России - страны деспотической и рабской, символом которой стала не раздавленная «Медным всадником» змея. Ощущением особого петербургского колорита, «нерва» города проникнуты статьи А. о Н. В. Гоголе и Ф. М. Достоевском в его сборниках критической прозы «Книга отражений» (издано в Петербурге, 1906, 1909), стихи сборника «Кипарисовый ларец» (1910). Похоронен на Казанском кладбище в г. Пушкин. |
Училище при Лютеранской церкви святой Анны, немецкая школа. Основана 3 января 1736 для обучения элементарной грамоте. С 80 х гг. XVIII в. преподавание велось по учебному плану немецкого реального училища. А. содержалась на средства прихожан церкви св. Анны. Принимались дети различных вероисповеданий (мужское и женское отделения). Мальчики обучались профессиям ремесленника, торговца, фармацевта, хирурга и др. В 1785 было выстроено новое (каменное) здание (Кирочная улица, 7); в 1786 А. включена в систему народных училищ. В первой половине XIX в. образование в А. постепенно приобрело классическое направление. В 1852 школе, отличавшейся высоким уровнем преподавания, был присвоен статус государственной гимназии, а выпускникам - право поступления в университет. В 1868 для А. возведено 3 этажное здание; в 1889 пристроен гимнастический зал (архитектор В. А. Шрётер, золотая медаль Всероссийской гигиенической выставки 1893). В начале XX в. А. состояла из мужских и женских гимназий, реального училища, элементарной и подготовительной школ Сиротского дома (всего 1800 учащихся). В 1906 школа получила новое, 5 этажное здание с отдельными выходами для мальчиков и девочек (архитекторы А. Ф. Бубырь и Л. А. Ильин). Среди учеников - К. Я. Люгебиль, Э. Э. Эйхвальд, Н. Н. Миклухо-Маклай, П. Ф. Лесгафт, А. Ф. Кони, р. Р. Бах, В. В. Струве, С. А. Мартинсон. После Октябрьской революции преобразована в единую трудовую школу № 11; с 1975 в её здании школа № 239 (улица Салтыкова-Щедрина, 8а). |
Всесоюзный научно-исследовательский технологический (ВНИТИАФ) Минмедпрома СССР (проспект Огородникова, 41), основан в 1956 как Ленинградский институт антибиотиков, с 1975 современное название. Разрабатывает проблемы технологии промышленного производства противогрибковых антибиотиков и ферментов, продуцируемых микроорганизмами. Расположен в здании бывшей Калинкинской больницы - первой Петербургской больницы по лечению венерических заболеваний. Главное здание института построено в 1832 (архитектор Л. И. Шарлемань). Сохранились больничные ворота - образец русского литья XVIII в.. |
Антипов Николай Кириллович (1894-1938), партийный и государственный деятель. Член Коммунистической партии с 1912. В 1909-13 слесарь на Адмиралтейском заводе, в 1912-13 секретарь 2 го городского РК Союза металлистов. В 1914 слесарь на заводе «Новый Айваз», член ЦК РСДРП, участник партийной конференции совместно с членами большевистской фракции 4 й государственной думы в Озерках. В 1916 член ЦК РСДРП, руководитель агитпропколлегии ПК. В 1917 член ЦК РСДРП(б), депутат Петросовета; вёл революционную работу в Гельсингфорсе; делегат 7 й (Апрельской) Всероссийской конференции и 6 го съезда партии. В Октябрьскую революцию член Президиума Центрального совета фабзавкомов Петрограда, делегат 2 го Всеросийского съезда Советов. С 1918 член Президиума ВСНХ, в августе 1918 - марте 1919 заместитель председателя, председатель Петроградского ЧК. С 1919 на партийной и государственной работе. В 1926-28 секретарь Ленинградского обкома и Северо-западного бюро ЦК ВКП(б). С 1935 председатель Комиссии советского контроля и одновременно заместитель председателя СНК и СТО СССР. Член ЦК ВКП(б) в 1924-38. Член ВЦПК, ЦИК СССР. Необоснованно репрессирован; реабилитирован посмертно. |
Существовал в 1930-37. Помещался в здании Исаакиевского собора. Был одним из главных центров атеистической пропаганды в СССР. В ночь на 12 апреля 1931 в А. м. продемонстрирован опыт с маятником Фуко, подтверждающий учение Н. Коперника о вращении Земли (присутствовало свыше 7 тыс. человек). После ликвидации А. м. его материалы переданы в Истории религии музей. |
Антокольский Марк Матвеевич (1843-1902), скульптор. В 1862-71 жил в Петербурге, затем большей частью за границей. Окончил АХ (1868), академик с 1871. Под воздействием В. В. Стасова и И. Н. Крамского сблизился с передвижниками. Мастер исторического портрета, в котором отразились его патриотические устремления и философской взгляды; произведения А. отличаются ёмкой психологической трактовкой образов, точностью в изображении исторических деталей: «Иван Грозный» (бронза, 1871, ГРМ; мрамор, 1875, ГТГ), «Пётр I » (гипс, 1872, утрачен; бронза, ГТГ; мрамор, 1873, ГРМ, по этому оригиналу отлит памятник для Петродворца, открыт в 1883, похищен фашистами, восстановлен в 1953), «Нестор-летописец» (мрамор, 1889, ГТГ, ГРМ), «Ермак» (бронза, 1891, ГРМ); произведения на морально-философские темы, в том числе «Христос перед судом народа» (бронза, 1874, ГРМ). Жил в Академическом перелок, 1/4. Похоронен на Еврейском кладбище |
Антонов-Овсеенко Владимир Александрович (1883-1938), государственный и военный деятель, дипломат. Член Коммунистической партии с июня 1917 (в РСДРП с 1903). В 1904 окончил Владимирское пехотное училище. В 1905 участвовал в организации военого восстания в Польше, в подготовке восстания в гарнизоне Петербурга (член ЦК РСДРП), в 1906 - в Севастополе; приговорён к смертной казни, заменённой 20 годами каторги, бежал. С 1910 в эмиграции. С мая 1917 в Петербурге, работал в Военной организации при ЦК РСДРП(б). Летом 1917 арестован Временным правительствомом, заключён в тюрьму «Кресты». В Октябрьскую революцию секретарь и член Бюро ПВРК, один из руководителей штурма Зимнего дворца и участник ареста Временного правительства. На 2 м Всероссийском съезде Советов вошёл в СНК - член комитета по военным и морским делам. В ноябре-декабре 1917 командовал войсками Петроградского ВО. В 1918-19 Верховный главнокомандующий советскими войсками юга России, командир Украинского фронта, член РВС Республики. В 1922-24 начальник Политуправления РВС и член РВС СССР. С 1924 на дипломатической работе. Необоснованно репрессирован; реабилитирован посмертно. Именем А. О. В 1970 названа новая улица (на правом берегу Невы, в районе Дальневосточного проспекта). |
Имени Петра Великого (МАЭ) института этнографии имени Н. Н. Миклухо-Маклая АН СССР (Университетская набережная, 3), образован в 1879 объединением Этнографического музея и Музея соматической антропологии и доисторической археологии, выделившихся в 1836 из Кунсткамеры. Располагает коллекциями Кунсткамеры, помещается в её здании и специально выстроенном в 1887 3 этажном корпусе. Первоначальное название «Музей по этнографии и антропологии по преимуществу России» (переименован и получил имя Петра I в 1902 в связи с 200 летием со дня основания Петербурга). В фондах МАЭ около 1 млн. предметов: около 300 тыс. этнографических, около 500 тыс. археологических, около 200 тыс. антропологических). Этнографические фонды имеют богатейшие собрания по культуре и быту народов Сибири, Индии и Индонезии, Передней и Средней Азии, Китая, Японии, Кореи, Австралии, Океании, Африки, Северной и Южной Америки, многие из которых являются уникальными. В археологическом отделе - собрания по палеолиту, ашельской культуре, в антропологическом - коллекции черепов и костных останков человека, проживавшего на территории СССР с периода палеолита. Помимо вещественных фондов МАЭ располагает богатым научным архивом и негатекой. Издаёт «Сборник Музея антропологии и этнографии» (с 1900), имеет ряд постоянных экспозиций. Ежегодно музей посещает свыше 500 тыс. человек |
Анцелович Наум Маркович (1888-1952), партийный, государственный и профессор деятель. Член Коммунистической партии с 1905. Родился в Петербурге. Рабочий-электрик. В 1913-15 вёл революционную работу в Петербурге, затем в ссылке. После Февральской революции в Петербурге, агитатор Военной организации при ЦК РСДРП(б), член Исполкома Петроградского совета профсоюзов, председатель правления Союза рабочих-электриков; делегат 7 й (Апрельской) Всероссийской конференции РСДРП(б); один из организаторов Красной Гвардии в Петроградском районе. В дни Октябрьской революции член ПВРК, комиссар над учреждениями интендантства. В ноябре 1917 направлен ПВРК в Вологодскую и Вятскую губернию для обеспечения Петрограда хлебом. В 1918-19 председатель Петроградского совета профсоюзов, член бюро ЦК РКП(б), Исполкома Петросовета, председатель горпотребкооперации; участник обороны Петрограда. С осени 1919 на политработе в Красной Армии. С 1920 председатель Петроградского губпрофсовета. С 1923 на другой профсоюзной и государственной работе. Участник Великой Отечественной войны. Член ЦК ВКП(б) с 1939 (кандидат в 1927-34). Член ВЦИК, ЦИК СССР. Депутат ВС СССР в 1937-46. |
Анциферов Николай Павлович (1889-1958), историк, краевед, один из организаторов экскурсионного дела в СССР, кандидат филологических наук (1944). С 1908 в Петербурге. Окончил историко-филологический факультет Петроградского университета (1915), ученик профессора И. М. Гревса, до 1919 состоял при кафедре всеобщей истории. В 1910 А. и А. А. Гизетти создали при Эрмитаже кружок по подготовке руководителей для экскурсионной работы. С 1918 А. работал в Экскурсионной секции Музейного отдела, в 1921-24 - в Петроградском научно-исследовательском экскурсионном институте, с 1921 член общества «Старый Петербург», где вёл семинары по изучению Петербурга, Павловска, Царского Села, сотрудник журналов «Педагогическая мысль» (1918-24) и «Экскурсионное дело» (1921-23), преподавал в школе при бывшем Тенишевском училище (1912-25), в колонии для беспризорных в Славянке (1919-20), институте истории искусств (с 1925). А. - автор ряда работ по методике и организации экскурсионного дела. В 1929 арестован по сфабрикованному обвинению, заключение отбывал в Соловецких лагерях и на строительстве Беломорканала. После освобождения (1934) жил и работал в Москве. В работах по истории Петербурга (Ленинграда) выступил основоположником комплексного («цельнокупного») метода изучения городской среды, особое внимание уделял взаимовлиянию исторической среды и культурной жизни города. Введя в научный оборот обширный фактический материал, А. первым в научно-краеведческой литературе создал художественный образ Петербурга, трактуя его как «русские Афины», «стольный город русской духовной культуры». Труды А. по истории Петербурга. (Ленинграда) и ныне сохраняют научную ценность. Соч.: Душа Петербурга, П., 1922; новое издание- Л., 1990; Петербург Достоевского, П., 1923; Быль и миф Петербурга, Л., 1924; Пушкин в Царском Селе, Л., 1929; Пригороды Ленинграда. Города: Пушкин, Павловск, Петродворец, М., 1946; Петербург Пушкина, М., 1950; Из воспоминаний, «Звезда», 1989, № 4. |
Ежемесячный (с 1911 - 10 номеров в год) иллюстрированный журнал по вопросам изобразительного искусства, литературы, театра и музыки. Издано в 1909-17. Редакция - на набережной р. Мойки, 29. Редактор С. К. Маковский (в 1911-12 совместно с Н. Н. Врангелем). Публиковались материалы по истории русского и европейского искусства, обзоры выставок, сведения о событиях культурной жизни в России и за рубежом, ставились вопросы изучения и охраны памятников (печатались В. Я. Брюсов, И. Ф. Анненский, А. А. Ростиславов, Я. А. Тугендхольд, Н. Н. Пунин, М. А. Кузмин). Выпускались приложения «Литературный альманах» (1909-10), «Русская художественная летопись», (1911-12). Закрыт в 1918. |
Апраксин двор (Апраксин рынок) (Садовая улица, 28-30), комплекс административных, складских, торговых зданий между набережной р. Фонтанки, улицей Садовой, улицей Ломоносова, Апраксиным переулком. Обширный участок к северу от Фонтанки, на котором расположен А. д., в 1739 пожалован графу Ф. А. Апраксину. С 1754 производилась застройка участка лавками, которые отдавались внаём для торговли и продавались с землёй (с 1802 - и пустые места для образования толкучего рынка). Одновременно с середины 1750 х гг. часть расположенной рядом усадьбы Г. П. Чернышёва, ограниченную Чернышёвым перелком, приобрёл купец И. М. Щукин. Он построил 3 этажное каменное здание с торговыми помещениями вдоль Садовой улицы и 2 этажный дом «для личного проживания» и трактира в Чернышёвом переулке (в начале XIX в. называется Старо-Щукинский трактир, в начале XX в. здесь находилась Мариинская гостиница и ресторан, ныне столовая по улице Ломоносова, 3). В 1777 купец разорился, и Щукин двор перешёл к образованной в 1783 Комиссии об учреждении народных училищ, которая выстроила каменные и деревянные здания (к 1794 - 462 лавки, к 1802 - 579). В А. д. с 1783 также осуществлялось строительство деревянных (преимущественно) и каменных (по Садовой улице и частично в Апраксином перелке) зданий. Торговля в них началась в 1802. В 1818 составлен проект симметричной каменной застройки А. д. (архитектор А. Модюи), к 1828 построено шесть 2 этажных корпусов внутри А. д. В дальнейшем осуществлялась частичная каменная застройка (в 1860-61 - корпуса для ягодников; верхний ярус ворот, ведущих в А. д. с Садовой улицы; архитектор И. Д. Корсики), на свободной территории появлялись временные деревянные лавки. Велась рыночная торговля разнообразными товарами, до начала 1860 х гг. - почти вся букинистическая торговля в Петербурге. Пожар 28 мая 1862 уничтожил большинство строений А. д. и Щукина двора. В 1863 построена Александровская линия А. д. (2 здания с лавками по Садовой улице, начиная от Щукина двора до Апраксина перелка), главные ворота (на Садовой улице) с мелкими лавками по сторонам и двумя этажами кладовых, ряд других строений (архитектор Корсики), в 1864 - главный корпус Щукина двора (архитектор А. И. Кракау), который стал называться Мариинской линией. Толкучий торг переведён на Ново-Александровский рынок. К началу 1870 х гг. возведено 45 торговых корпусов (на средства арендаторов-торговцев). Велась в основном оптовая торговля с оборотом 100 млн. руб. в год (железные и мануфактурные товары, инструменты, машины, оружие, фрукты, бакалейные товары и др.). В 1876-78 графом А. С. Апраксиным по проекту архитектора Л. Ф. Фонтана построен Малый театр (так называемый Апраксинский театр) (ныне БДТ) фасадом на набережную р. Фонтанки. В 1883-94 в А. д. построена церковь Воскресения Христова на Фонтанке (архитектор Фонтана); рядом находилось здание богадельни для вдов нижних чинов Кавалергардского полка и бесплатной Комиссаровской 3 классной школы. В начале XX в. торговцы надстраивали свои лавки 3 ми и 4-ми этажами. В 1907 в А. д. учреждена фруктовая, чайная и винная биржа, при ней открыты общество взаимного кредита и отделение агентства страхового общества «Россия». В 1915 в А. д. 664 лавки. В 1930 х гг. в зданиях на внутренней территории устроены склады. В остальных помещениях ведётся комиссионная торговля, находится ряд торгов. Вблизи - станция метро «Гостиный двор». |