Энциклопедический справочник "Латинская Америка"
Наука и культура. Юридическая наука

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Наука и культура. Юридическая наука

Наука и культура. Юридическая наука

Юридическая мысль в странах Латинской Америки имеет многовековую традицию. В государствах майя, ацтеков, инков существовали сравнительно развитые правовые системы. Колониальный период характеризуется сложной и громоздкой системой испанского и португальского законодательств. Появление юридической науки как самостоятельной отрасли связано с национально-освободительным движением и образованием национальных государств в начале XIX в. Идеологи национально-освободительного движения Латинской Америки находились под сильным влиянием политико-правовых идей европейского и американского просвещения. В их социально-политических доктринах значительное место занимали идеи естественного права (например, Т. А. Гонзага «Естественное право»), «правления закона», конституционализма (X. Б. Альберди «Вводные фрагменты в изучении права», 1836). В распространении этих идей большую роль играли юридические факультеты первых светских университетов Латинской Америки. Эти идеи нашли известное отражение в конституциях стран Латинской Америки, принятых в первые десятилетия XIX в.

В этот же период со стабилизацией национальной государственности в политико-правовой мысли усиливаются позитивистские тенденции. Юридическая наука развивалась под влиянием господствовавшей в Европе позитивистской юриспруденции, преимущественно французской. Это было связано главным образом с тем, что все основные отрасли права (за исключением государственного) - гражданское, торговое, уголовное - создавались путём рецепции европейских моделей законодательства, и прежде всего французских кодификаций. Вместе с европейскими законодательными моделями утверждалась и господствующая в Европе позитивистская юриспруденция. Хотя государственное (конституционное) право латиноамериканских стран в значительной мере копировало модель США - президентскую республику, эти страны благодаря исторической традиции, сложившейся в силу длительного действия испанского и португальского права, не восприняли англо-американской прецедентной системы. Отсюда и сравнительно незначительное влияние американской правовой доктрины. В сравнении с европейским правовым позитивизмом для латиноамериканской позитивистской юриспруденции характерны более сильные клерикальные акценты и, как следствие этого, достаточно активное использование идеи естественного права в её томистском варианте. Крупнейшим представителем юридической науки XIX в. является латиноамериканский просветитель А. Бельо, автор фундаментального труда «Принципы международного права» (1832), составитель Гражданского кодекса Чили (1855). Известен также чилиец В. Летельер, автор книги «Генезис права и основных гражданских институтов».

На рубеже XIX и XX вв. вслед за упадком влияния позитивизма в европейской юриспруденции тот же процесс происходил в Латинской Америке. В области философии права господствующее положение занимало неокантианство, что было связано с усилением немецкого влияния на латиноамериканскую правовую мысль. Вместе с тем цивилистика восприняла ряд положений дюгизма («право как социальная функция», «собственность обязывает» и др.), что нашло своё отражение и в законодательстве (например, Гражданский кодекс Мексики, 1932). В области уголовного права совершился переход от позитивистской «классической школы» к так называемой социологической юриспруденции (наиболее видный представитель - аргентинец К. О. Бунхе). В сфере международно-правовой проблематики наибольшую известность получили труды А. Бустаманте (Куба), на основе которых им был составлен кодекс (так называемый Кодекс Бустаманте).

Хотя в середине XX в. в латиноамериканской университетской юридической науке появляются работы, ориентированные на социологическую юриспруденцию США (бразилец ди Миранда), доминирующую роль в ней играет нормативистская теория австрийского юриста-кантианца X. Кельзена - так называемая чистая теория права. На соединении «чистого учения» о праве с философией Э. Гуссерля, Н. Гартмана, М. Шелера построены концепции таких авторитетов латиноамериканских университетской науки, как Э. Майниц и Л. Сичес (Мексика), Э. Асеведо (Уругвай), К. Косио (Аргентина) - автора так называемого экологического учения о праве. В то же время непрекращающееся движение за политическую и экономическую независимость стран Латинской Америки способствовало развитию прогрессивной политико-правовой мысли. В конце XIX в. она особенно ярко была представлена X. Марти, идеи которого сыграли важную роль в выработке стратегии и тактики последующей антиимпериалистической борьбы и, в частности, Кубинской революции (1959). Усиление влияния марксизма находит своё отражение и в государственно-правовой мысли. Ряд важных принципиальных положений, выражающих специфику континента, сформулирован в документах коммунистических партий латиноамериканских стран. Выходят в свет марксистские исследования по теории государства и права, в том числе обобщающие чилийский опыт (работы Л. Корвалана, В. Тейтельбойма и др.). На Кубе принятие конституции и нового законодательства сопровождается развитием юридической науки, разрабатывающей не только общетеоретические, но и многие научные практико-юридические вопросы. Существенна в этой связи роль журнала «Ревиста кубана де деречо» («Revista Cubana de Derecho»), выходящего под редакцией известного политического деятеля Бласа Роки. С 1950-х гг. появляются работы, ставящие целью разоблачение антикоммунистической правовой пропаганды, первые переводы на испанский язык юридических работ советских авторов. Ряд марксистских публикаций по проблемам права был осуществлён в Чили в период правительства Народного единства (например, «Революция и законность. Проблемы государства и права в Чили», специальный номер журнала «Cuadernos de la Realidad Nacional», 1972).

В Латинской Америке издаётся большое количество юридической литературы по всем отраслям права, в том числе периодические издания. Функционирует ряд юридических научных обществ (например, Центр по изучению философии права при университете Сулия, Венесуэла). Латиноамериканские правоведы активно участвуют в деятельности международных научных организаций и юридических учреждений ООН.

Литература:

Жидков О. А., История государства и права стран Латинской Америки, М., 1967.

В. А. Туманов.

В начало энциклопедии