Энциклопедический справочник "Латинская Америка"
Наука и культура. Кино

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Наука и культура. Кино

Кадр из кинофильма «Северный ветер».

Кадр из кинофильма «Северный ветер».

Режиссёр М. Соффичи.

Аргентина.

1937.

Наука и культура. Кино

Первые в Латинской Америке фильмы появились в Аргентине (1897), затем Бразилии и Мексике (1898). В ряде других стран производство фильмов возникло в начале XX в., а в отдельных - значительно позднее (в Перу в 1913, в Уругвае и Венесуэле в конце 20-х - начале 30-х гг.). Первые кинофильмы были, как правило, короткометражными хроникальными. Для их показа приспосабливались помещения театров (кинозалы открылись позже), демонстрировались главным образом североамериканские, немецкие и французские фильмы. Основные центры кинопроизводства (Аргентина и Мексика) стали складываться на рубеже 10-20-х гг. Для периода немого кино в Латинской Америке (до начала 30-х гг.) характерны фильмы, посвящённые национально-освободительному движению, мелодрамы, комедии, фарсы. Большинство из этих картин создавалось на национальном материале, в некоторых использовались сюжеты классической литературы и драматургии. Латиноамериканская кинематография этого периода была в общем изолирована от мировых кинематографических процессов и лишь в незначительной степени испытывала влияние западноевропейского кино. Фильмы лишь в редких случаях демонстрировались за пределами континента и были почти неизвестны в Северной Америке и Европе. Из массового потока коммерческих лент в период 20-х - начала 30-х гг. выделялись фильмы, поставленные в Бразилии У. Мауру и М. Пейшоту (в фильме последнего «Предел» было заметно несомненное знакомство с работами С. М. Эйзенштейна), Р. Пеона на Кубе, М. Контрераса Торреса и Э. Росаса в Мексике, П. Сьенны и X. Делано в Чили.

Появление звукового кино вызвало острый кризис в кинематографии многих стран латиноамериканского региона, которые не могли противостоять возросшему натиску Голливуда. Американские фирмы не только «наводняли» Латинскую Америку своей продукцией, но и создавали варианты американских фильмов на испанском языке с участием популярных латиноамериканских актёров. Особенно остро кризис отразился на бразильском кино, хотя в Бразилии и были приняты законы в защиту национального кино. Не могла изменить этого положения и деятельность бразильской фирмы «Атлантида» (основана в 1941), выпустившей фильмы «Негритёнок Тиау» (1943), «Роман вымогателя» (1944), «Одинокие жизни» (1945). Резко сократилось производство художественных фильмов на Кубе, не получила значительного развития кинопромышленность в Перу, где в 40-х гг. работали три кинокомпании - «Каса аманта фильм», «Синемографика эральдо» и «Уаскаран», а также в Уругвае и Чили. Единств, страной, кинопромышленность которой смогла в известной степени противостоять экспансии Голливуда, была Мексика. Производство фильмов здесь увеличивалось (один фильм в 1930, 81 - в 1945). В конце 30-х гг. мексиканское правительство приняло ряд мер по развитию национальной кинематографии (освобождение кинопромышленности от налогов, помощь кинопрокату, открытие национального кинематографического банка). В постановке ряда мексиканских фильмов 30-40-х гг. принимали участие фирмы США. Так, режиссер М. Контрерас Торрес поставил с помощью американской фирмы «Коламбия» национальный «супер-боевик» «Революция» (1932). В создании картины из жизни мексиканских рыбаков «Сети» (1934, режиссер Э. Гомес Мурьель) принимали участие американский режиссер Ф. Циннеман и оператор П. Стренд. В середине 40-х гг. мексиканская кинематография резко выделилась среди других латиноамериканских кинематографий благодаря сотрудничеству прославленной тройки - режиссера Э. Фернандеса, оператора Г. Фигероа и сценариста М. Магдалено. Их фильмы («Мария Канделария», 1944; «Жемчужина», 1946; «Рио Эскондидо», 1948; «Макловия», 1948) демонстрировались во многих странах мира и принесли Мексике ряд наград на международных фестивалях. Несмотря на некоторую ограниченность социально-политических позиций, произведения этих мастеров несли в себе мощный заряд социального протеста, изобличали невежество, предрассудки и жестокость. В эти годы приобрели известность мексиканские актёры М. Феликс, X. А. Негрете, П. Инфанте, П. Армендарис, Д. дель Рио и др. Многие из них снимались за пределами Мексики. В Аргентине лишь немногие фильмы поднимались выше среднего уровня. Это работы М. Соффичи («Северный ветер», 1937) и Л. Демаре («Война гаучо», 1942). Основными жанрами латиноамериканского кино в 30-40-х гг. оставались мелодрама, комедия, фарс, музыкальные фильмы (в частности, о карнавалах). Подавляющее большинство фильмов носило откровенно коммерческий характер.

В 50-е гг. в латиноамериканское кино развивались тенденции, наметившиеся в 30-е и 40-е гг. Среди потока серийной развлекательной продукции выделялись отдельные картины аргентинцев У. дель Карриля, поставившего в 1952 социально-обличительный фильм «Текут мутные воды» по книге А. Варелы «Тёмная река», Л. Торре Нильсона и Р. Виньоли Баррето, а также работавшего с 1950 на бразильской студии «Вера-Крус» А. Кавалканти («Песнь моря», 1954) и мексиканца Б. Алазраки («Корни», 1953). В Мексике плодотворно работал испанец Л. Бюнюэль, который в своих фильмах (в том числе «Забытые», 1950, «Назарин», 1958) обличал цинизм и жестокость буржуазного общества.

Мощный подъём национально-освободительного движения на континенте в конце 50-х - начале 60-х гг., победа Кубинской революции (1959) вызвали оживление в киноискусстве Латинской Америки. Наряду с коммерческим кинематографом во многих странах возникли независимые группы; сценаристы и режиссёры стали отходить от традиционных жанров, обратились к острым социальным и политическим проблемам современности. Молодое поколение кино осваивало достижения мировой кинематографии, искало новые пути в киноискусстве.

Особенно плодотворной была деятельность созданного в Гаване Кубинского института киноискусства и кинопромышленности, выпустившего несколько интересных фильмов, посвящённых революции, а также ряд короткометражных лент. Для нового этапа кубинское кино, оказавшего несомненное влияние на кинематограф Латинской Америки в целом, характерны коренное обновление тематики (революция, история, современная жизнь народа), отказ от шаблонных кинематографических приёмов, участие кинематографистов, учившихся и работавших в Италии и воспринявших уроки прогрессивного итальянского кино. Среди ведущих кубинских режиссёров - X. Гарсия Эспиноса, Т. Гутьеррес Алеа, X. Фрага. В Бразилии в конце 50-х - начале 60-х гг. в кинематограф пришла талантливая молодёжь, которая обратилась к проблемам современной жизни страны. Творчество этих режиссёров, испытавших влияние итальянского неореализма и французской «новой волны», получило название «нового кино». Представителями этого направления стали Н. Перейра дус Сантус, Г. Роша, Р. Герра, а также в известной степени К. Диегис, Р. Фариас, А. Дуарти, П. С. Сарасени, А. К. Фонтура. Оживление после длительного застоя наблюдалось в Чили, где в конце 60-х гг. ставили остросоциальные ленты М. Литтин и Э. Сото. В Перу выдвинулся и приобрёл международную известность режиссер А. Роблес Годой, в Боливии - X. Санхинес, в Венесуэле - К. Ребольедо и М. Бенасерраф. Произведения этих режиссёров получали премии на различных международных фестивалях. В Уругвае была экранизирована повесть писателя-коммуниста А. Гравины «Глаза горы» (режиссеры О. Капосоли и X. Боусас). Были созданы социальные и политические фильмы в Колумбии. Мексиканское кино в этот период переживало кризис, вызванный мощным напором отечеств, и зарубежной развлекательной продукции. Из общей массы выделялись отдельные работы Р. Гавальдона, X. Ибаньеса, С. Вехара, К. Вело, А. Арау.

В 70-х гг. в Латинской Америке были созданы значительные произведения, свидетельствующие о формировании передовой кинематографии континента. Это направление характеризуется обращением к народной жизни, постановкой острых политических проблем (например, борьба с расовой нетерпимостью, религиозными предрассудками, классовая борьба), антиимпериалистической направленностью, призывом к борьбе за национальную независимость и социальный прогресс. Складывается определённый стиль латиноамериканское кино, в котором органически объединяются художественные приёмы с социологическим исследованием, репортажем, журналистской хроникой. Передовые художники стремятся противопоставить развлекательному коммерческому кино, ещё господствующему в большинстве стран Латинской Америки, серьёзный, проблемный кинематограф. Художественный уровень фильмов повышается. Вместе с тем в ряде латиноамериканских стран усиление реакционных тенденций как в политической, так и в культурной жизни привело многих деятелей кино к творческому простою, некоторые из них вынуждены были пойти на уступки коммерческому кинематографу или эмигрировать.

Как и в 60-е гг., в авангарде латиноамериканского кинематографа в 70-х гг. находится кубинское кино. Отмеченные глубиной социального анализа и художественной зрелостью фильмы создали У. Солас, Э. Пинеда Барнет, М. О. Гомес, С. Хираль и др. В годы пребывания у власти правительства Народного единства начался расцвет кино в Чили. Чилийские кинематографисты выступили с призывом работать для народа. Резко повысилось количество выпускаемых на экран художественных и документально-хроникальных фильмов. Фирма «Чиле-фильм» перешла под контроль государства, была перестроена система проката. Плодотворно работали режиссеры М. Литтин, Э. Сото, П. Гусман, П. Часкель, Р. Руис. Однако военно-фашистский переворот в Чили в 1973 привёл практически к свёртыванию национального кино. Многие работники кинематографии были репрессированы или покинули страну. Э. Сото работал во Франции, П. Гусман - на Кубе, М. Литтин - в Мексике, ряд режиссёров - в Москве. Попытки чилийской хунты стимулировать национальное кинопроизводство успеха не имели. На экранах страны демонстрируются в основном американские фильмы. Прогрессивные тенденции в кинематографе развиваются в Колумбии, где работает группа передовых кинематографистов. В составе - М. Родригес, X. Сильва, Г. Сампер, Л. А. Санчес, Ф. Норден, X. М. Арсуага, К. Альварес. В Венесуэле работают прогрессивные режиссёры X. Борхес, X. Соле, Р. Чальбауд (фильм последнего «Сожжение Иуды», 1975, на тему молодёжной преступности с успехом демонстрировался на 9-м международном кинофестивале в Москве). В трудных условиях в конце 70-х гг. работала группа прогрессивных киноработников в Боливии, в том числе О. Сория, А. Эгино, Р. Рада, Ф. Гомес. В 1975 А. Эгино поставил фильм «Тихая деревушка» о трагическом положении индейцев. Ведущий режиссер X. Санхинес, создавший ряд смелых обличительных лент, работает в эмиграции. В Аргентине в середине 70-х гг. под нажимом правых сил многие режиссёры уклоняются от острых политических тем. Л. Торре Нильсон работает в привычных коммерческих жанрах, талантливый Л. Фавио обратился к национальному фольклору. Прогрессивные тенденции нашли отражение в отдельных работах У. Риоса (например, «Крик народа», 1972, - о пробуждении революционного сознания в Боливии и росте революционного движения), Р. Вуличера («Кебрачо», 1974), Э. Оливеры («Восставшая Патагония», 1974). Проблемы нищеты остро ставит фильм Г. Вальехо «Дорога старого Реалеса к смерти» (1971). В 1973 группа аргентинских прогрессивных киноработников выпустила фильм «Предатели» из истории национального рабочего движения. В Бразилии появился ряд интересных работ (А. Фария, В. ди Карвалью, У. Сантиагу - «Вторжение», 1970, М. Каповильи - «Пророк голода», 1970, Л. Хиршмана - «Сан-Бернарду». 1972. по роману Г. Рамуса), однако в целом активность прогрессивных режиссёров не велика Основная масса фильмов - коммерческая продукция, сделанная в подражание главным образом итальянским лентам. Производство фильмов резко сократилось. Некоторые режиссёры длительное время работали за границей (Г. Роша, Р. Герра). В Уругвае многие прогрессивные кинодеятели были репрессированы (среди них Э. Терра, У. Ачугар). Созданная ими «Синематика третьего мира», в которой были собраны многие фильмы латиноамериканских стран, ликвидирована. Возникшая в начале 70-х гг. в Мексике школа независимых кинематографистов (Ф. Касальс, А. Исаак, А. Рипстейн, А. Хоскович, С. Ольхович, С. Лейтер, Р. Коркиди) не смогла преодолеть всесилия коммерческого кино. Многие из кинематографистов вынуждены идти на уступки продюсерам, требующим создания развлекательных кинолент. На новое мексиканское кино большое влияние оказывает творчество режиссёров среднего поколения - Л. Алькорисы и А. Галиндо.

Документальная кинематография существует в большинстве стран Латинской Америки. В Аргентине Институт аргентинского кино (основан в 1933) выпустил ряд значительных документальных фильмов. Здесь работали М. Сане («Буэнос-Айрес и Марель-Плата», 1940) и др. В Бразилии в 20-х гг. добились успеха режиссеры А. Кемени и Р. Р. Люстиг («Сан-Паулу, симфония большого города»). В 50-60-е гг. появились фильмы режиссеров П. Г. Филью, М. Р. Ферейры, В. Ж. Дуарти («Анкета о большом городе», 1952), Ж. Мануона («Вода для миллионов»). На Кубе подъём документального кино наступил после победы революции. Среди фильмов - «Смерть агрессору», «Сделано в США» (оба - 1961), «Помните Хирон» и «Холм Ленина» (1962) и др. В документальном кубинском кино работают режиссеры С. Альварес («Теперь», 1966; «Ханой, вторник 13-го», 1967; «Зачем и почему убили генерала?», 1971), О. Кортасар («До Люмьера», 1968), X. Эррера Лопес, М. Эррера («Хирон», 1973), X. Диас и Ф. Перес («Пуэрто-Рико», 1975), X. Масип («Ангола - победа надежды», 1976), П. Вега («Да здравствует республика!», 1973, «Пятая граница», 1976).

Литература:

Грибанов А., Бунтующее искусство, «Иностранная литература», 1968, № 2;

Меламед Л. М., «Новое кино» Латинской Америки, «Латинская Америка», 1971, № 6;

Быкова И., Главная тема - революция, «Советский экран», 1976, № 10;

Силюнас В. Ю., От иллюзии к фактам, в сб.: Искусство и общество, М., 1978;

García Riera E., El cine mexicano, Méx., 1963;

Rocha G., Revisao critica do cinema brasileiro, Rio de J., [1963];

Godoy Quezada M., Historia del cine chileno. [1902-1966], S., 1966;

Agramonte A., Cronología del cine cubano, La Hab., 1966;

Di Nubila D., Historia del cine cubano, La Hab., 1967;

Hepnerová E., Latinská America v hodinách výhnĕ, «Film a doba», 1971, r. 17, č. 5.

В. И. Кривуля.

Кадр из кинофильма «Война гаучо».

Кадр из кинофильма «Война гаучо».

Режиссёр Л. Демаре.

Аргентина.

1942.

Кадр из кинофильма «Мария Канделария».

Кадр из кинофильма «Мария Канделария».

Режиссёр Э. Фернандес.

Мексика.

1944.

Кадр из кинофильма «Макловия».

Кадр из кинофильма «Макловия».

Режиссёр Э. Фернандес.

Мексика.

1948.

Кадр из кинофильма «Рио, 40°».

Кадр из кинофильма «Рио, 40°».

Режиссёр Н. Перейра дус Сантус.

Бразилия, 1954.

Кадр из кинофильма «Рассказы о революции».

Кадр из кинофильма «Рассказы о революции».

Режиссёр Т. Гутьеррес Алеа (совместно с Г. Аскотом).

Куба.

1960.

Кадр из кинофильма «Шакал из Науэльторо».

Кадр из кинофильма «Шакал из Науэльторо».

Режиссёр М. Литтин.

Чили.

1969.

Кадр из кинофильма «Шакал из Науэльторо».

Кадр из кинофильма «Шакал из Науэльторо».

Режиссёр М. Литтин.

Чили.

1969.

Кадр из кинофильма «Земля в трансе».

Кадр из кинофильма «Земля в трансе».

Режиссёр Г. Роша, Бразилия.

1967.

Кадр из кинофильма «Мужество народа».

Кадр из кинофильма «Мужество народа».

Режиссёр Х. Санхинес.

Боливия.

1971.

Кадр из кинофильма «Шика да Силва».

Кадр из кинофильма «Шика да Силва».

Режиссёр К. Диегис.

Бразилия.

1976.

В начало энциклопедии