Энциклопедический справочник "Латинская Америка"
Наука и культура. Архитектура и изобразительное искусство

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Наука и культура. Архитектура и изобразительное искусство

Фрагмент стены крепости Саксауаман, близ Куско (Перу). XV в. Культура инков.

Фрагмент стены крепости Саксауаман, близ Куско (Перу).

XV в.

Культура инков.

Наука и культура. Архитектура и изобразительное искусство

Архитектура. История архитектуры стран Латинской Америки расчленяется на 3 периода: древний (доиспанский), колониальный и период после завоевания независимости. Совершенно самобытная в древности латиноамериканская архитектура и в дальнейшем, расширяя связи с другими странами, сохраняет ярко выраженное своеобразие и общность.

Древний период. Древняя цивилизация Западного полушария получила наиболее полное выражение в монументальной архитектуре. Её памятники - важнейший источник сведений о культуре древней Америки в целом. Монументальная архитектура развивалась в двух крупных областях: на территории современной Мексики и в Центральной Америке (территория современных Гватемалы, Гондураса, Сальвадора), а также на западе Южной Америки, в Центральных Андах (территория современного Перу, Боливии, частично также Чили, Эквадора, Колумбии). Архитектура обеих областей имела много общих черт, обусловленных сходством экономических, социальных и религиозных институтов, сходством природных условий; она развивалась в рамках многих одновременно существовавших или сменявших друг друга местных культур.

Архитектура и градостроительство древней Америки характеризуются устойчивостью типов, замедленной эволюцией композиционных, декоративных и особенно технических приёмов. Ведущим типом были культовые комплексы (включавшие ступенчатые пирамиды с храмом или алтарём на верхней площадке, храмы, дворцовые постройки для жрецов и знати, дворы для празднеств, «стадионы» для ритуальных спортивных игр, «обсерватории» для астрономических наблюдений), а также разнообразные инженерные и оборонительные сооружения. Здания ставились на искусственных земляных платформах, складывались из сырцового кирпича (адобов), разных видов камня (мегалитов, тёсаных квадров и т. д.), с использованием примитивного бетона и различных декоративных облицовок. Каменная кладка велась на глиняном растворе или насухо, с применением шипов и (в Южной Америке) металлических креплений. Камень обрабатывался каменными же орудиями (в Южной Америке были и бронзовые инструменты) и транспортировался без помощи колёс. Перекрытия в виде ложного свода (постепенными напусками рядов каменной кладки) или деревянные допускали создание только очень незначительных внутренних пространств по сравнению с наружными массами сооружения и толщиной стен. Часто здание делилось на два узких помещения продольной стеной, иногда применялись квадратные или круглые столбы или даже атланты - столбы в виде статуй воинов (святилище на пирамиде «В» в Туле, древнем Толлане, Мексика). В композиции использовались простые геометрические формы, статичные, симметричные решения. Традиционным было широкое использование орнаментики, скульптуры и живописи. Планировка комплексов и городов имела регулярный характер, обычно ориентировалась по странам света. Крупные города (Теночтитлан, Куско) имели высокий уровень благоустройства (мощёные улицы, наружный водопровод) и развитую систему оборонительных сооружений.

На территории Мексики среди древних культур важное значение имела теократическая теотиуаканская «культура пирамид». В священном городе Теотиуакане, спланированном с учётом математических и астрономических знаний, находились ступенчатые Пирамида Солнца и Пирамида Луны, «Храм Кецалькоатля», декорированный скульптурными головами пернатых змей. Внесли вклад в развитие архитектуры сменявшие друг друга культуры ольмеков с центрами Ла-Вента, Трес-Сапотес и др. (пирамиды, алтари, стелы, гигантские скульптурные головы), уастеков (конусообразные храмы, плотины, водохранилища) и тотонаков с центром Тахин (ступенчатый «Храм с нишами»). Сапотеки на юге современной Мексики основали крупные культовые центры Монте-Альбан и Митла с большими комплексами дворцов и храмов; застройка этих городов позже велась миштеками - мастерами изящного геометрического орнамента. Тольтеки, название которых стало также означать «строители», «художники», создали в своей древней столице Толлане ансамбль культовых зданий с пирамидами, парадными дворами, «стадионом», жилыми сооружениями; они ввели в древнемексиканскую архитектуру опоры в виде столбов, колонн, атлантов. Наибольшей известностью пользуется архитектура майя, которые в «классический период» (I-IX вв. н. э.) создали на территории современной Мексики, Гондураса, Гватемалы величеств, ансамбли Паленке, Тикаль, Копан и многие др. В архитектуре майя большее значение, чем в других культурах, получают внутренние пространства, коридоры, ложные своды («арка майя»); фасады и внутренние стены украшаются росписями, алебастровыми рельефами и рельефными иероглифическими текстами. Лучшие памятники монументальной живописи сохранились в Бонампаке. Архитектура майя отличается известной пышностью. После X в., когда на полуостров Юкатан переселились тольтеки, начался новый подъём архитектуры майя: в Чичен-Ице, Ушмале и других центрах были как бы суммированы и получили дальнейшее развитие принципы древней архитектуры Мексики и Центральной Америки. Её история завершилась ацтекской культурой, крупнейший памятник которой - г. Теночтитлан (основан в 1325) - пример развитого древнеамериканского градостроительства.

В Южной Америке архитектура развивалась в районе Центральных Анд и вдоль узкой прибрежной полосы на западе. Архитектура разных племён здесь отличалась вниманием к утилитарной стороне застройки и распространением инженерных сооружений: мощёных дорог, мостов, крепостей, плотин, водохранилищ, каналов, гаваней, акведуков. Каменная кладка из полигональных (в ранних постройках) и горизонтальных блоков гигантской величины, позже из тёсаного камня правильной формы была доведена в горных районах до виртуозности; в кладке использовались бронзовые скрепы. Широко, особенно на побережье, применялся сырцовый кирпич. Кровли делались из камыша и соломы. Рельефы и росписи в отделке использовались значительно меньше, чем на территории Мексики. Важнейшие здания украшались фризами из золотых пластин. Архитектура Южной Америки отличалась грандиозностью масштабов, простотой крупных форм и деталей, суровостью облика. Её основными центрами были Чан-Чан (культура Чиму), Пачакамак (культура побережья), Тиауанако на озере Титикака, Куско (столица империи инков); важную роль играли города-крепости Парамонга, Мачу-Пикчу, Саксауаман и др.

В ряде районов Латинской Америки (на территории Бразилии, Колумбии, Венесуэлы, Гайаны и др.) многие индейские племена, живущие в джунглях, строят из ветвей и листьев коллективные и односемейные жилища, а также ритуальные постройки традиционных типов, восходящих к доисторическим временам. Висячие мосты, которые индейцы плели из лиан, много лет спустя натолкнули архитекторов на идею использования аналогичной конструкции в металле.

В колониальный период центрами наибольшего развития архитектуры были вице-королевства Новая Испания (в основном на территории современной Мексики, отчасти Гватемалы) и Перу (главным образом на территории современного Перу, северного Чили, отчасти Боливии), то есть те же территории, где развивалась древняя архитектура. Однако местные традиции были прерваны, новые города, монастыри, храмы чаще всего строились на руинах варварски разрушенных и превращённых в каменоломни индейских городов и святилищ. Типы сооружений и их композиция сменились полностью. Архитектура стала средством, укрепляющим политическую, экономическую и духовную власть колонизаторов. Она следовала в основном за архитектурой Испании; строительство городов и многочисленных культовых сооружений отличалось невиданным ранее размахом, нередко превосходя образцы метрополии грандиозностью и великолепием. Строительство строго регламентировалось «Законами Индий»: планировка городов по прямоугольной сетке улиц, с кварталами одной величины, площадью в центре, с одинаковой номенклатурой общественных зданий, с учётом возможного роста, направления ветров и т. д. была церковно-монархической интерпретацией ренессансного учения об «идеальном городе». Во всех испанских колониях получил распространение испанский, заимствованный от арабов тип дома, изолированный снаружи, раскрытый во внутренний двор («патио»), обычно окружённый галереями на колоннах или арках; в крупных домах было несколько дворов. По этой же схеме строились общественные здания. Ведущими архитектурными типами в городах были соборы, церкви, монастыри, открытые капеллы, аюнтамьенто (ратуши). Архитекторами были испанцы: например, Ф. Бесерра, живший в Пуэбле (Мексика), Кито (Эквадор) и Лиме (Перу), проектировал по образцу испанского собора в Хаэне соборы в Пуэбле (1555-1649) и Куско (Перу, 1560-1654). Однако навыки местных мастеров, местные материалы, традиции, природные условия породили многообразие интерпретации общих образцов. Деятельность индейцев в качестве рабочих, резчиков, скульпторов, а позднее и архитекторов способствовала внесению в архитектуру эстетических вкусов, свойственных древнеамериканской художественной культуре, появлению мотивов индейского искусства. Архитектура испанских колоний отличалась традиционализмом, консерватизмом; планировочные, объёмно-пространственные и конструктивные решения были упрощёнными и мало менялись со временем, характерны были симметрия, статичность масс, контраст между суровостью больших поверхностей стен и пышным пластическим декором, сосредоточенным в определённых местах: на портале, главном фасаде в обработке верхних частей колоколен, в интерьере; с декоративной целью широко использовались цвет и фактура материалов. Изменения декора - основной признак эволюции стилей и различия местных школ в колониальной архитектуре. Для декора характерны черты экспрессивности, сближавшие латиноамериканскую архитектуру с европейской поздней готикой и барокко; ему, напротив, чужды рационалистическая ясность и гармония, тектоническая логика ренессанса и классицизма, получившие наиболее законченное выражение в ордерной системе. Поэтому стили ренессанса и классицизма не получили в Латинской Америке большого развития, а архитектурный ордер был воспринят главным образом как декоративная система. Такая концепция позволяла легко ассимилировать декоративные мотивы различных стилей, например арабского стиля «мудехар», завезённого из Испании. В силу этих причин барокко в его различных временных и местных проявлениях стало в XVII-XVIII вв. господствующим стилем и оказало влияние на дальнейшее развитие архитектуры.

Ранний период (конец XV - XVI вв.) характеризуется закладкой большинства ныне существующих городов (Санто-Доминго, 1496; Веракрус, 1519; Мехико, 1521; Буэнос-Айрес, 1536; Сантьяго, 1541; Каракас, 1567, и многие другие), строительством дворцов крепостного типа (замок-дворец Диего Колумба - Каса дель Альмиранте в Санто-Доминго, 1510-14; дворец Эрнана Кортеса в Куэрнаваке, Мексика, 1530-33), оборонных (крепости Эль Морро, Ла Пунта в Гаване, начаты в 1589) и инженерных сооружений (акведуки, каналы) и особенно укреплённых монастырей (Сан-Франсиско в Тепеаке, Мексика, 1543-80). Здания получали романско-готический облик, сочетающийся с декоративными элементами испанского ренессанса (платереско) и мавританской архитектуры. Со второй половины XVI в. велось строительство больших городских соборов по испанским образцам - трёхнефных, прямоугольных в плане, с гранёным алтарём и двумя башнями на главном фасаде; их строительство растягивалось обычно на долгие сроки (соборы в Мехико, 1563-1813, в Лиме, 1572-1625, окончен в 1797). Одновременно строились скромные приходские церкви (первоначальные постройки не сохранились) и гражданские здания.

Второй период (XVII в.) характеризуется влиянием испанского позднего Возрождения, известного под названием эрререско, и является ранней стадией развития латиноамериканского барокко. В этот период несколько снижается интенсивность строительства на территории современной Мексики, но начинается расцвет барочной архитектуры на территории современного Перу и Боливии. На территории современной Венесуэлы, Колумбии, Панамы, Эквадора в это время сооружаются наиболее интересные памятники архитектуры, хотя и уступающие памятникам Мексики, Перу и Боливии. Архитектура двух последних менее изменчива во времени, разрабатывает сходные барочные мотивы вплоть до середины XIX в., отличается торжественностью, грубоватым великолепием, суровой драматичностью; здания здесь массивны (что связано с высокой сейсмичностью), монохромны снаружи, пышны и красочны внутри; в декоре сказалось влияние индейских народных художественных традиций (так называемый метисский стиль). Из светских построек выделяются дворцы знати. На территории современных Аргентины и Парагвая строительство велось монахами-иезуитами (А. Бланки, X. Б. Примоли). Особенно интенсивной была их деятельность в Парагвае, где в XVII-XVIII вв. ими были основаны типовые посёлки миссий-редукций со строгой регламентацией архитектурных объектов. В отличие от испанских колоний. Бразилия колонизовалась значительно медленнее, её города (главным образом на побережье) складывались стихийно, без типовой планировочной сетки. Архитектура была близка провинциальному итальянскому ренессансу и отчасти барокко; преобладали светские мотивы в культовой архитектуре, была распространена яркая полихромия.

В третий период (XVIII в.) с экономическим подъёмом начался расцвет бразильского барокко, отличавшегося изяществом, жизнерадостностью, гармоничностью. Его высшим достижением было направление, сложившееся в штате Минас-Жерайс (Бразилия), где родилась своеобразная интерпретация северо-португальского барокко, превзошедшая метрополию. Постройки этой школы, особенно связанные с именами архитектора М. Ф. Лисбоа и его сына Алейжадинью, отличаются особой поэтичностью, соразмерностью, целостностью, гармоничной связью со скульптурой (церкви Бон Жезус ди Матозиньюс в Конгоньясе, 1757-77; Сан-Франсиску в Ору-Прету, 1766-94). Характерной особенностью бразильской архитектуры была отделка зданий поливными керамическими плитками - «азулежус». На XVIII в. падает расцвет архитектуры в Мексике, получившей назв. «ультрабарокко». Колоссальный объём строительства культовых зданий, значительное увеличение светского строительства (дворцы, таможни, монетные дворы, больницы, жилые дома, административные здания) сопровождается развитием ряда своеобразных местных школ. Типичные примеры ультрабарокко - ризница собора (церковь Саграрио Метрополитано, 1749-68, архитектор Л. Родригес), капелла Посито (1779-91, архитектор Ф. А. де Герреро-и-Торрес) в Мехико, церковь Санта-Мария де Окотлан близ Тласкалы (около 1745-60), фасад собора в Сакатекасе (1734-52), жилые дома в Мехико, Пуэбле, Керетаро. Латиноамериканское барокко в ходе своего развития создало важную самобытную ветвь этого мирового стиля и внесло значительный вклад в историю архитектуры.

Обращение к чуждому национальным художественным традициям классицизму в конце XVIII в. рассматривалось как приобщение к мировой культуре, как преодоление колониальной изоляции, которое способствовало бы идейной подготовке к борьбе за независимость. Лучшие памятники классицизма в колониальный период были созданы в Мексике (Горная школа Ла Минерия в Мехико, 1797-1813, архитектор М. Тольса), большинство из них всё же сохраняло барочные черты. Во время борьбы за независимость достраивались и перестраивались ранее начатые сооружения: собор в Буэнос-Айресе (окончен между 1804 и 1863), собор в Боготе (перестроен в 1807-22, архитектор Д. де Петрес) и др.

Период после завоевания независимости (со второй четверти XIX в.). После освобождения в начале XIX в. почти всех латиноамериканских стран от колониальной зависимости строительство в новых государствах сначала замедлилось. Архитекторы приглашались из Европы или обучались там; подготовка местных кадров организовывалась медленно. В официальной архитектуре укрепился классицизм, запаздывавший по сравнению с европейскими странами и США. Лучшие произведения этого стиля - храм Темплете в Гаване (1827-28, архитектор А. М. де ла Торре), Национальный театр Мехико (1844, архитектор Л. де ла Идальга; разрушен в 19..), Национальный капитолий в Боготе (1847-1926, архитектор Т. Рид), дворец Итамарати в Рио-де-Жанейро (1856, архитектор Ж. М. Ж. Ребелу). Традиции колониального периода продолжались, а в массовой застройке господствовали. Возникновение независимых государств вызвало рост городов, сосредоточение строительства главным образом в столицах, где формировались репрезентативные политические и общественные центры. С переходом стран на капиталистический путь развития усугублялись социальные контрасты. Сложилась характерная структура городов с парадными центрами и обширными стихийно растущими районами трущоб. Возникали проекты генеральных планов крупных городов, предпринимались попытки преодоления схематизма прямоугольной планировки колониальной эпохи. Появились здания новых типов (биржи, банки, универсальные магазины, отели, железнодорожные вокзалы, музеи и др.); менялись традиционные типы (правительственные здания, театры, учебные заведения, больницы и др.). Эти процессы происходили во второй половине XIX в., когда появились новые виды городского благоустройства (общественный транспорт, канализация, водопровод, освещение улиц и др.); увеличилась этажность застройки, в конце XIX в. в Буэнос-Айресе возникли первые многоэтажные здания. В строительстве началось применение бетона, металла, железобетона (перрон вокзала в Асунсьоне, 1854-61; собранные из металлических профилей здания музеев в Мехико и Буэнос-Айресе); на архитектуру оказывали влияние формы и конструкции инженерных и промышленных сооружений.

Во второй половине XIX - начале XX вв. на смену классицизму приходит эклектическое стилизаторство: продолжают сооружаться классицистические правительственные здания (например, в подражание вашингтонскому Капитолию здание Конгресса в Буэнос-Айресе, начало XX в., архитектор В. Маэно; Национальный Капитолий в Гаване, 1925-29, архитектор Р. Отеро, и др.), «неоготические» церкви, «мавританские» общественные и жилые здания, постройки в историческом испанском и португальском стилях, в стиле «модерн» и т. д. К концу XIX в. относятся первые попытки использовать мотивы доиспанской архитектуры (памятник Куаутемоку в Мехико, 1878-87, скульптор М. Норенья, инженер Ф. М. Хименес); в начале XX в. распространился «неоколониальный стиль», рассматривавшийся, в противовес классицизму и эклектике, как возрождение национальных традиций и проявившийся в чисто декоративном использовании на современных фасадах дворцовых порталов и балконов колониального периода (архиепископский дворец в Лиме).

В середине 1920-х гг. в ряде европейских стран возникает интерес к рационалистическому архитектурному движению, и с 1925 в Мексике появляется первая на Американском континенте школа архитектурного функционализма во главе с архитектором X. Вильяграном Гарсией (X. О’Горман, Э. Яньес, X. Легоррета и др.). Функционалисты проектировали и строили жилые дома разных типов, школы, больницы, спортивные сооружения, административные здания профсоюзов и т. д. на основе целеустремлённого изучения утилитарных требований и рациональных технических средств. В Бразилии архитектор Г. Варшавчик построил в конце 20-х гг. несколько особняков с характерными чертами функционализма. Большую роль в распространении в Латинской Америке новых архитектурных идей сыграл французский архитектор Ле Корбюзье, который в 1929-51 составил ряд проектов реконструкции городов (Буэнос-Айрес, Сан-Паулу, Рио-де-Жанейро, Богота и др.) и отд. объектов (в том числе зданий в Чили и Аргентине). В 1937-43 группа бразильских архитекторов (Л. Коста, О. Нимейер, А. Э. Рейди и др.) под руководством Ле Корбюзье построила здание Министерства просвещения и здравоохранения в Рио-де-Жанейро, ставшее провозвестником новой архитектуры для всей Латинской Америки, произведением, сформировавшим блестящую школу современной бразильской архитектуры.

Идеи новой архитектуры особенно распространились в странах Латинской Америки после второй мировой войны; здесь возник яркий вариант «международного стиля», отличающийся отчётливо выраженным своеобразием, эмоциональной и эстетической выразительностью, общими для всех стран чертами; одновременно отличительные особенности присущи ряду национальных школ. Современной архитектуре свойственна тенденция к созданию произведений высокого художественного уровня к отражению архитектурными средствами национальной культуры, к высокому уровню благоустройства и комфорта. Эти задачи неизбежно приходят в противоречие с нуждами социального характера. Считая практически невозможным в короткое время радикально улучшить условия жизни всего населения, архитекторы Латинской Америки полагают, что всё же нужно создавать новаторские образцы современного зодчества, которые служили бы своего рода овеществлённым символом стремления к лучшему будущему. Однако нередко создание таких сооружений ещё более выявляет социальные контрасты, особенно острые в Латинской Америке, где значительная часть городского населения ютится в трущобах и примитивные хижины остаются обычным типом сельского жилища коренного индейского населения. Великолепные современные здания и их новейшие конструкции чаще всего возводятся вручную, с использованием высококачественного и вместе с тем дешёвого труда. В буржуазных странах ведётся незначительное, хотя и расширяющееся в последние годы, строительство жилых комплексов для беднейших слоев населения, школ в сельской местностях и т. д.; отличаются они, как правило, однообразием и крайней аскетичностью. В целом современная латиноамериканская архитектура характеризуется созданием крупных архитектурных ансамблей, таких, как университетские городки в Мехико (1949-54, архитектор М. Пани и др.) и Каракасе (1944-57, архитектор К. Р. Вильянуэва и др.), спортивные комплексы, большие жилые районы, ряд небольших новых городов, новая столица Бразилии г. Бразилия (проект 1957, планировка Л. Косты, застройка О. Нимейера и др.). Наряду с развитием градостроительства, крупнейшими деятелями которого являются Л. Коста в Бразилии, М. Пани в Мексике, К. Р. Вильянуэва в Венесуэле, сложилась своеобразная пейзажная парковая архитектура, представленная в Бразилии Р. Бурле Марксом, в Мексике Л. Барраганом. Проведена большая работа по созданию архитектурных форм, соответствующих местным климатическим условиям: прежде всего солнцезащитных устройств, способствующих вентиляции и служащих вместе с тем композиционной и декоративной организацией фасада. Среди видных мастеров латиноамериканской архитектуры - К. Ласо, А. Прието, П. Рамирес Васкес (Мексика), Г. Серрано Камарго (Колумбия), Э. Сеоане Рос (Перу), X. Виламахо (Уругвай), А. Вильяме (Аргентина), братья Роберту, Ж. Б. Артигас, Э. Э. Миндлин (Бразилия), А. Кинтана (Куба). Деятельность мексиканского архитектора Ф. Канделы оказала серьёзное влияние на современную мировую архитектуру (создание и применение тонкостенных железобетонных оболочек двоякой кривизны, особенно гиперболических параболоидов). Характерная черта латиноамериканской современной архитектуры - синтез искусств, то есть активное композиционное сотрудничество с монументальной живописью и скульптурой. В Мексике, где эта черта выражена наиболее сильно, крупнейшими художниками-монументалистами явились мексиканцы Д. Ривера, X. К. Ороско, Д. Сикейрос, Р. Тамайо, X. О’Горман, X. Чавес Морадо, М. Гёриц, гватемалец К. Мерида, костариканец Ф. Суньига; в Бразилии - К. Портинари, Б. Джорджи; в Аргентине - X. К. Кастаньино, в Колумбии - П. Н. Гомес, в Перу - Т. Нуньес Урета.

Архитектура социалистической Кубы явилась новым словом в современном латиноамериканском строительстве. Она приобрела массовый планомерный характер и направлена на удовлетворение потребностей всего трудового населения. Созданы благоустроенные микрорайоны на месте городских трущоб, комплексы сельскохозяйственных кооперативов и народных имений, здания школ, больниц, клубов; выразительностью архитектурной композиции, пластичностью форм, цветовым разнообразием особенно отличаются комплексы зданий для высших учебных заведений и зон отдыха. Большое внимание уделяется индустриализации массового строительства (архитекторы А. Кинтана, М. Хирона, Р. Каррасана, X. Ребельон, Ф. Салинас).

Изобразительное искусство. Древний период (до европейского завоевания) представлен искусством индейских народов. На огромных территориях Центральной и Южной Америки была распространена первобытная культура, в пределах которой развилось искусство расписной и фигурной керамики, создавались глиняная скульптура, связанная с культами плодородия, каменные изваяния и наскальные росписи. На этой основе на землях современной Мексики и прилегающих к ней с юга стран, а также на территории современных Перу, Боливии и в соседних с ними областях высокого уровня достигло искусство раннеклассовых индейских цивилизаций - или сосуществовавших, или сменявших друг друга. Обладая некоторым типологическим сходством с древними культурами классического Востока, они наделены и ярким своеобразием.

Древнее искусство индейцев отражает мир как напряжённое взаимопроникновение двух начал: жизни и смерти, ему присуще чрезвычайно острое чувство характерного. Стихия первобытных, сказочно-фантастических, нередко устрашающих образов сливается с религиозной символикой, обильный изощрённый орнамент - с возвышенной и суровой силой человеческих образов, воплощавших определённые общественные идеалы.

В статуэтках воинов, земледельцев, рабов и т. д. у народов Мексики, в фигурных и расписных сосудах народов прибрежного Перу человеческие типы воспроизводились во всём их многообразии, включая бытовые, комические и патологические мотивы; изображениям животных также придавалась яркая жизненная выразительность.

Искусство индейских народов развивалось неравномерно. Нередко пришельцы вытесняли носителей более высокой художественной культуры. Так, на территории Мексики древнейшим было искусство ольмеков (1-е тысячелетие до н. э. - начало н. э.), чьи погребальные маски и колоссальные каменные головы поражают свободой пластики, характерностью передачи этнического типа и человечностью выражения; более примитивна тяготевшая к условно-схематическому стилю культура Теотиуакана, а позже - тяжеловесные монументальные статуи тольтеков. Одновременно развивались острохарактерная глиняная скульптура «культур Запада», полная выразительности каменная и керамическая пластика тотонаков, скульптура сапотеков, сочетающая экспрессию с пышной орнаментикой, искусство миштеков, славящееся ювелирными изделиями. В течение примерно двух с половиной тысячелетий процветало богатейшее искусство майя, создавшее жизненно выразительные произведения мелкой пластики, поразительный по декоративной фантазии орнамент, развитые и сложные композиции историко-бытового и ритуального значения (в росписях Бонампака, в ювелирных по тонкости плоских каменных рельефах) и отмеченную общественно-человеческой содержательностью скульптуру, найденную в Паленке.

В Южной Америке в 1-м тысячелетии до н. э. - 1-м тысячелетии н. э., наряду с приморскими культурами Тихоокеанского побережья, получили развитие горные культуры в Андах (в том числе культура Тиауанако, близ озера Титикака). Здесь возникли монолитные геометризованные изваяния, богатая, сурово впечатляющая орнаментика («Монолит Раймонди», Ворота Солнца), поражающие жизненностью и разнообразием керамические сосуды в виде людей и животных, многокрасочные узоры на керамике и тканях. С XI-XIII вв. на территории Перу развивалось искусство инков, особенно интересное скульптурой из драгоценных металлов и художественным ткачеством.

В канун испанского завоевания на территории Мексики господств, значение приобрело искусство ацтеков. Наряду с керамикой, изделиями из драгоценных камней и металлов, узорным ткачеством, изделиями из перьев, здесь развивалось монументальное творчество, проникнутое религиозно-государственными идеями. Об этом позволяет судить скульптура ацтеков - подавляющие своей грозной силой базальтовые культовые статуи, изваяния суровых воинов («Воин-Орёл» и др.).

Завоевание Латинской Америки в конце XV - начале XVI вв. уничтожило монументальное искусство индейцев. Их художественный талант мог проявиться в дальнейшем главным образом в народном творчестве - либо придерживающемся традиционных образцов (керамика Гватемалы, ткачество индейцев в Андах, резьба по дереву обитателей лесов Бразилии и Гайаны и т. д.), либо сливающемся с народным декоративным искусством, занесённым из Европы (поливная керамика, резной каменный декор, обработка металла и т. д. - в ряде стран Латинской Америки), и с творчеством ввезённых из Африки рабов (в Бразилии, на островах Карибского моря).

В колониальный период господствовало искусство европейского типа, которое приобрело вместе с тем яркую местную окраску, особенно в государствах, образовавшихся в областях великих древних культур. Наиболее успешно развивалось декоративное творчество, достигшее подъёма в конце XVII-XVIII вв., когда в Латинской Америке распространился стиль барокко. На это искусство наложили свой отпечаток мотивы индейского творчества. Чрезвычайным богатством отличается резное убранство фасадов церковных зданий, ретабло и многоцветная рельефная лепка в сочетании с яркими изразцами в мексиканских постройках «ультрабарокко» (церкви Саграрио Мотрополитано в Мехико, 1749-68, Санта-Моника в Гвадалахаре, 1720-33), лепной и керамический декор построек Гватемалы и Гондураса, насыщенная местными мотивами резьба по камню на церквах и домах Боливии, Колумбии, горного Перу, декоративная перуанская резьба по дереву, резные изделия индейцев Парагвая, пышная позолоченная и многоцветная отделка интерьеров церковных зданий в Бразилии («Капилья дорада» в Ресифи, 1716; церковь монастыря Сан-Франсиску в Салвадоре, 1710).

Живопись была ограничена церковными жанрами и, как правило, следовала европейским образцам. Таковы росписи храмов в Мексике, картины, создававшиеся местными мастерами, выросшими в крупных колониальных центрах. На рубеже XVII-XVIII вв. на территории многих современных стран Латинской Америки выдвигаются художники, насыщающие картины на религиозные темы яркими жизненными типами (М. Перес де Ольгин в Боливии, Г. Васкес в Колумбии). В XVIII - начале XIX вв. развивается портретная живопись (М. Кабрера в Мексике, А. Сантелисес в Чили). В статуях святых барочная экзальтация соединялась с экспрессией, привнесённой искусством индейцев (X. Т. Туйру Тупак в Перу, XVII в.; М. Чили, прозванный Каспикара, в Эквадоре, XVIII в.). Особенно славились скульптурные школы Эквадора и Гватемалы, где создавались деревянные статуи, покрытые металлом и эмалями. Крупнейший скульптор мулат Алейжадинью работал в Бразилии, в его каменных статуях воплотились яркие характеры, отразился протест против колонизаторов.

Искусство колониального периода подготовило почву для развития национальных школ XIX-XX вв. в странах Латинской Америки. Период после завоевания независимости отмечен решительным поворотом к светскому искусству. Важную роль в этом сыграли приехавшие из Франции и других стран мастера, по-новому поставившие художественное образование и принёсшие с собой стиль классицизма (Р. Монвуазен в Аргентине и Чили; ученики Ж. Л. Давида - Ж. Б. Дебре в Бразилии и X. Б. Вермай на Кубе; испанец П. Клаве в Мексике). В странах с сильными традициями колон. периода этот поворот нередко осуществлялся местными силами (гравёр П. Гарси-Агирре в Гватемале, скульптор Г. Сангурима в Боливии, живописец X. Хиль де Кастро, прозванный Мулато Хиль, в Перу и Чили).

Характерным для многих стран в XIX в. становится подъём портретной живописи, несколько наивной, но проникнутой глубоким вниманием к человеку (Э. Бустос и X. М. Эстрада в Мексике, X. М. Эспиноса в Колумбии, В. Эскобар на Кубе и др.).

Важную роль в приближении искусства к жизни сыграл костумбризм, обратившийся к занимательным бытовым сценам, достоверным этнографическим и пейзажным зарисовкам. Это течение широко распространилось в Колумбии (Р. Торрес Мендес и др.), Уругвае (X. М. Беснес-и-Иригоен), Перу (Панчо Фьерро), Венесуэле, Чили, Аргентине, образовало целую школу на Кубе (В. П. де Ландалусе, Ф. Миале и др.). Немалую роль в развитии костумбризма сыграли европейские художники, принёсшие с собой технику литографии (К. Линати, Ф. Вальдек в Мексике, С. Бакль в Аргентине и др.), которая дала толчок развитию публицистической графики (Г. В. Гаона, псевдоним - Пичета, в Мексике).

Во второй половине XIX в. национальная тематика укрепляется в исторической живописи многих стран (X. Кордеро в Мексике, М. Товар-и-Товар в Венесуэле и др.). Реалистические завоевания всё более теснят академическое течение, живописцы всё шире обращаются к современной жизни, к истории борьбы своих стран за независимость (X. М. Бланес в Уругвае, А. Менокаль и Л. Романьяч на Кубе, П. Пуэйрредон в Аргентине, П. Лира в Чили, Ж. Ф. ди Алмейда в Бразилии, живописцы школы Кито в Эквадоре). Развивается реалистический портрет (Э. Гарай, Р. Асеведо Берналь в Колумбии, К. Ф. Саэс в Уругвае) и пейзажная живопись (X. М. Веласко в Мексике). В конце XIX - начале XX вв. живопись многих стран обогащается достижениями пленэрной живописи (портретисты Э. д’Анджело Висконти в Бразилии, А. де Санта-Мария в Колумбии, венесуэльские пейзажисты Ф. Брандт, Р. Монастерьос). Скульптура в XIX в. также обратилась к патриотической тематике, однако она не смогла выйти за рамки академизма (М. Норенья в Мексике).

В 1910-е гг. в искусстве Мексики после относительного застоя в XIX в. вновь наступает подъём, связанный с демократическими и национально-освободительными идеями, пробудившимися накануне и в годы Мексиканской революции 1910-17. С призывом обратиться к национальной культуре выступает пейзажист X. Мурильо (псевдоним - доктор Атль). Социально-бытовая сатирическая гравюра (X. Г. Посада), многое почерпнувшая из народного творчества, закладывает основу нового мексиканского искусства.

Начиная с 1920-х гг. искусство стран Латинской Америки не только достигает уровня развития мирового художественного творчества, но и порождает течения, ознаменовавшие собой его

В начало энциклопедии