Энциклопедический справочник "Латинская Америка"
Население. Регулирование условий труда рабочих и служащих

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Население. Регулирование условий труда рабочих и служащих

Население. Регулирование условий труда рабочих и служащих

Главная роль в регулировании условий труда и социального обеспечения принадлежит трудовому законодательству. В большинстве стран Латинской Америки имеются кодексы законов о труде, за исключением Аргентины и Перу, где нет кодексов, но есть обширное трудовое законодательство. В ряде стран рабочий класс в результате упорной борьбы добился некоторого улучшения законодательства об условиях труда: такие кодексы приняты в Мексике (1969), Эквадоре, Панаме (1971); расширен комплекс трудовых прав трудящихся в Перу. В целом же трудовое законодательство капиталистических стран Латинской Америки не содержит никаких гарантий декларированных им трудовых прав трудящихся, в нём немало норм антирабочего характера (по вопросам прав профсоюзов, заключения коллективных договоров, проведения забастовок и др.). В Чили реакционная хунта запретила в октябре 1978 специальным декретом 7 профсоюзов, лишив 0,5 млн. трудящихся права на объединение в профсоюзы. В странах с диктаторскими режимами забастовки запрещены, в других капиталистических странах право на забастовку весьма ограничено. Коллективно-договорное регулирование условий труда не играет существенной роли. Коллективные договоры не получили широкого распространения, порядок их заключения и содержание жёстко регламентируются законодательством и строго контролируются государством. Предприниматели, особенно иностранные, ожесточённо сопротивляются заключению договоров, выгодных трудящимся, часто нарушают положения действующих договоров и т. п. Вопреки этому в 70-е гг. в ряде стран (например, в Колумбии, Мексике, Венесуэле) был отмечен рост числа коллективных договоров (например, в Колумбии в августе 1970 - ноябре 1972 их было 252, в 1973 - 548).

В связи с усилением борьбы рабочих за решение проблем занятости и сокращения массовой безработицы вопросы найма и увольнения всё чаще становятся объектом законодательного регулирования, хотя в вопросах найма законодательство обычно ограничивается декларациями о запрещении дискриминации, предписаниями о деятельности государственных и частных бирж труда, о порядке и условиях заключения трудовых договоров. В ряде стран устанавливаются «национальные квоты» приёма на работу (например, в Коста-Рике по закону не менее 90% работников предприятия должны быть костариканцами, им должно выплачиваться не менее 85% фонда годовой зарплаты).

Порядок увольнения регулируется во многих латиноамериканских странах нормами гражданского и трудового законодательства, причём трудовой договор традиционно рассматривается как обычный гражданско-правовой. Обычное увольнение допускается без указания оснований [при условии предварит, предупреждения и (или) выплаты выходного пособия], упрощённый порядок увольнения предусматривается в случае виновных действий работника, сокращения производства, закрытия предприятия и других оснований, установленных, как правило, в законе. В некоторых странах (Колумбия, Мексика, Перу, Панама, Аргентина, Венесуэла, Гондурас) были приняты в 60-70-х гг. новые положения, предусматривающие необходимость «законных» или «справедливых» причин для любого увольнения работника, повышение размера выходного пособия с учётом стажа увольняемого, возможность восстановления незаконно уволенного на прежней работе по суду или возмещения предпринимателем понесённых работником убытков в связи с незаконным увольнением. В отдельных странах (Перу, Панама) требуется одобрение властей для любого увольнения, для закрытия предприятий и др.

Однако в целом в Латинской Америке, прежде всего в странах с диктаторскими режимами, действуют антидемократические нормы регулирования условий труда.

В большинстве латиноамериканских стран продолжительность рабочей недели составляет 48 ч (только в Эквадоре с 1971 - 44 ч). В Чили военная хунта декретом от 24 сентября 1973 разрешила произвольно увеличивать продолжительность рабочей недели, демагогически рассматривая это как «вклад в национальное развитие»; в некоторых странах (например, в Аргентине, Венесуэле, Панаме) закон содержит примерный перечень случаев, когда допускаются сверхурочные работы.

Фактическая продолжительность рабочей недели обычно превышает установленную законом норму в результате бесконтрольного применения сверхурочных работ, которые регулируются законодательством весьма ограниченно: как правило, не требуется получения специального предварительного разрешения для их проведения. Официальная статистика даёт обычно среднюю продолжительность рабочей недели; она значительно ниже фактической, так как исчисляется с учётом частичной занятости рабочих в условиях хронической безработицы; так, по официальным данным, в 1977 безработица охватила в Латинской Америке в среднем около 25% трудоспособного населения (в Мексике - около 40%, в Чили - более 20%, Уругвае - 12,8%, Аргентине - 9,4%, Венесуэле - 7,4%).

В результате длительной упорной борьбы (только в 1974 в забастовочном движении латиноамериканских стран принимали участие 23-24 млн. человек, а в 1975 - более 30 млн. человек) трудящиеся многих стран Латинской Америки добились законодательного установления 8-часового рабочего дня, продолжительность ночных работ сокращена до 6-7 ч, рабочее время подростков 12(14)-16(18)-летнего возраста также составляет 6-7 часов. В некоторых странах (Мексика, Колумбия, Венесуэла) коллективные договоры устанавливают более короткий рабочий день, нежели это определено законом.

Заработная плата. Законодательство устанавливает, как правило, обязательный минимум заработной платы или порядок его определения. Формально гарантированный минимум заработной платы должен устанавливаться специальными государственными органами с участием представителей профсоюзов (региональных и центральных) и дифференцируется по зонам, отраслям, профессиям. В некоторых странах законодательство провозглашает принцип равной оплаты труда женщин (например, закон 1975 в Перу), введены семейные надбавки (например, с 1968 в Аргентине), выплата дополнит, заработной платы по итогам работы за год (например, с 1970 в Эквадоре).

В большинстве стран Латинской Америки проводится политика «замораживания» заработной платы, в некоторых странах - на основании специальных законов (например, в Бразилии, Аргентине). В 60-70-е гг. в латиноамериканских странах наблюдалась устойчивая тенденция понижения реальной заработной платы большинства трудящихся. Особенно это характерно для середины 70-х гг. в связи с глубоким экономическим кризисом и инфляцией, в результате чего резко возрастает стоимость жизни (например, она возросла в 1970-77 в Аргентине на 273%, Чили на 191%, Бразилии на 140%, Перу на 138%, Колумбии на 130%, Мексике на 131%). Несмотря на периодические повышения как минимумов заработной платы по законам, так и номинальных размеров оплаты по коллективным договорам, во многих странах темпы роста инфляции и стоимости жизни значительно опережают темпы увеличения заработной платы. Как следствие, реальная заработная плата подавляющего большинства трудящихся сокращается (например, в Чили в январе 1977 имело место падение заработной платы более чем на 50% по сравнению с 1973; в Аргентине - на 50% за один только 1976). Обычно реальная заработная плата ниже номинальной на 20-30%. Требование повышения заработной платы - одно из основных в забастовочном движении трудящихся капиталистических стран Латинской Америки.

В странах латиноамериканского региона (кроме Кубы) практически не обеспечена охрана труда, нет достаточной системы обеспечения и контроля за безопасностью условий труда. В условиях постоянного роста интенсификации труда это влечёт за собой рост производств, травматизма (например, в Мексике - 377896 травм в 1974, 390878 в 1975 и 439927 в 1976).

Социальное страхование как форма материального обеспечения наёмных работников при утрате ими заработка получило в латиноамериканских странах известное развитие только в 40-70-е гг. Единая система социального страхования отсутствует; оно организуется по профессиональным или территориальным принципам и охватывает определённые категории работающих (например, государственных служащих, военнослужащих, работников отдельных профессий или категорий - шахтёров, железнодорожников, работников столичных городов, крупных административных центров или районов). Из сферы социального обеспечения исключены, как правило, сельскохозяйственные рабочие, надомники, лица, занятые на временных и сезонных работах. По данным Международной ассоциации социального обеспечения, социальным страхованием в латиноамериканских странах в первой половине 70-х гг. в среднем было охвачено около 20% экономически активного населения, в Панаме - 28, в Гондурасе - 8, в Венесуэле - 6,9, в Бразилии - 6,6, в Мексике - 6,1% всего населения.

Законодательство о социальном обеспечении предусматривает далеко не все виды социального обеспечения. Только в трёх странах Латинской Америки (Бразилия, Уругвай, Эквадор) установлена выплата пособий по безработице, лишь в 6 странах - семейных пособий детям. В ряде государств не выплачиваются пособия по болезни, по беременности и родам. В Латинской Америке нормы социального страхования значительно ниже, чем в развитых капиталистических странах. Во многих странах пенсионный возраст 65 лет для мужчин и 60 лет для женщин (Сальвадор, Гондурас, Ямайка), 60 лет для мужчин и для женщин (Коста-Рика, Доминиканская Республика, Никарагуа, Парагвай). Получение пособия по временной нетрудоспособности ограничивается определённым сроком (обычно не более 26 недель), при этом закон предусматривает так называемый период ожидания (первые 3-4 дня болезни не оплачиваются). Размеры пенсий и пособий формально устанавливаются в пределах 40-70% заработной платы. Финансирование социального обеспечения осуществляется за счёт взносов самих работников (от 3-4% заработной платы в Барбадосе, Боливии, Колумбии до 9-19% в Аргентине, Бразилии, Уругвае) и предпринимателей. В 1971-74 в Перу была создана единая для всех работников государственная система социального страхования, расширена сфера его действия.

Медицинское обслуживание во многих латиноамериканских государствах является частью системы социального обеспечения. Это означает, что право на лечение на льготных условиях имеют только застрахованные работники.

В начало энциклопедии