Энциклопедический справочник "Латинская Америка"
Мексика. Просвещение

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Мексика. Просвещение

Мексиканский национальный автономный университет в г. Мехико.

Мексиканский национальный автономный университет в г. Мехико.

Мексика. Просвещение

В М. 17,6% населения старше 14 лет неграмотно (1978). Система образования складывается из дошкольного воспитания, начальной, средней, профессионально-технической и высшей школы, принадлежащих государству, частному сектору и церкви. В 1976/77 учебном году всеми видами школ было охвачено около 16,5 млн. молодёжи. Начальное обучение в государственных школах (1-6-е классы) бесплатное и формально обязательно для детей 6-14 лет, однако лишь 66% детей младшего школьного возраста посещают начальную школу и 25% приступающих к учёбе заканчивают 6 классов. Свыше 70% сельских начальных школ - однокомплектные, с 4-5-летним сроком обучения. Система занятий двухсменная. В 1976/77 учебном году в 56 тыс. начальных школ (90% которых государственные) обучалось 12,1 млн. учащихся (имелось 275 тыс. учителей).

Средняя школа подразделяется на 5-летнюю общеобразовательную с двумя циклами обучения (3 и 2 года):

первый - базовый (7-9-й классы),

второй - подготовительный (10-11-й классы для желающих поступить в вуз)

и 4-летнюю профессионально-техническую школу (промышленную, сельскохозяйственную, педагогическую, коммерческую и др.). Обучение платное. В 1976/77 учебном году в М. было свыше 9 тыс. средних школ, в том числе свыше 2 тыс. профессионально-технических (40% которых государственные). В 1976/77 учебном году в средних школах обучалось свыше 3,2 млн. человек, в том числе 2,8 млн. в общеобразовательных, 400 тыс. в профессионально-технических и других школах. Полный курс средней школы (11 классов) ежегодно оканчивает 4% поступающих в 1-й класс. Развита система вечернего, заочного и так называемого «неформального» обучения (курсы по радио, телевидению и пр.). Имелось свыше 25 тыс. центров по ликвидации неграмотности среди взрослого населения (1975).

Завершена реформа образования (1959-70), предусматривавшая расширение сети общеобразовательных и профессионально-технических школ, снижение процента неграмотности и т. п. Планируется постепенное введение 9-летнего обязательного обучения, включающего 5-летнюю начальную и 4-летнюю среднюю школы.

Высшее образование в М. начало складываться в колониальный период (середина XVI в.). Его основу составляют университеты. В 1976/77 учебном году в 330 вузах М., в том числе 70 университетах, обучалось 539 тыс. студентов. На инженерно-технические факультеты в среднем поступает 30% абитуриентов, и ежегодный прирост численности студентов технических вузов в 70-х годах составил 10%, что не соответствует структуре экономики и не удовлетворяет потребностей страны в квалифицированных кадрах современного профиля. Обучение в вузах платное. Свыше 60% студентов - выходцы из обеспеченных слоев населения. Помимо специалистов с высшим образованием мексиканские университеты готовят специалистов среднего звена, которым после сдачи специальных экзаменов присваивается учёная степень бакалавра наук. Университеты являются крупными центрами научной жизни страны. Общее руководство системой образования в М. осуществляют федеральное министерство образования и Национальный совет образования. В 60-70-х годах государственные расходы на образование в среднем ежегодно увеличивались на 11% и в 1978 составляли около 8,4% федерального бюджета страны.

Крупнейший университет - Мексиканский национальный автономный университет (Universidad Nacional Autónoma de México) в г. Мехико, один из старейших в Латинской Америке. Основан в 1551, автономный с 1929, имеет 20 факультетов и национальных школ (юридический, философии и литературы, точных и естественных наук, инженерный, архитектурный, экономики, политических и общественных наук, медицинский, химический и др.), а также 9 подготовительных колледжей, 13 НИИ и аспирантуру. Студентов 271 тыс., преподавателей свыше 20 тыс. (1980). Центральная библиотека университета насчитывает свыше 200 тыс. томов и 1500 периодических изданий (библиотеки имеются также при факультетах, национальных школах и НИИ). Периодические издания: «Universidades», «Revista Mexicana de Ciencia Política», «Revista Mexicana de Sociología», «Investigación Económica», «Anuario de Letras», «Estudios de Historia Novohispana» и др.

Среди других вузов наиболее значительны: Университет штата Нуэво-Леон (Universidad Autónoma de Nuevo León) в г. Монтеррей (основан в 1933). Студентов 80 тыс., преподавателей 1,4 тыс. (1980). Университет Гвадалахары (Universidad de Guadalajara) в г. Гвадалахара (основан в 1792). Студентов 120 тыс., преподавателей свыше 4 тыс. (1980). Автономный университет Пуэблы (Universidad Autónoma de Puebla) в г. Пуэбла (основан в 1937). Студентов свыше 10 тыс., преподавателей свыше 1 тыс. (1980). Национальный политехнический институт (Institute Politécnico Nacional) в г. Мехико (основан в 1936). Студентов 110 тыс., преподавателей 11 тыс. (1980). Заметную роль в научной и культурной жизни М. играет «Эль колехио де Мехико» («El Colegio de México») - учебное и научное учреждение в области гуманитарных и общественных наук. Основано в 1940, университетский статус с 1962. Состоит из 6 центров: исторический, лингвистический и литературоведческий, международный, экономический и демографический, социологических исследований, изучения Азии и Северной Африки. Студентов 250, преподавателей и исследователей 146 (1980). Библиотека насчитывает 200 тыс. томов. Вузы страны объединены в Национальную ассоциацию университетов и институтов высшего образования. Большинство университетов М. является членами различных международных союзов и поддерживает связи со многими зарубежными вузами (особенно США).

Крупнейшие музеи. В Мехико - Музей живописи и скульптуры «Сан-Карлос» (Museo de Pintura у Escultura de San Carlos), основан в 1785, коллекции произведений европейских мастеров. Национальный музей антропологии (Museo Nacional de Antropología), основан в 1825, содержит свыше 600 тыс. экспонатов. Национальный музей истории (Museo Nacional de Historia), основан в 1825, в 1941 переведён в замок Чапультепек и вновь открыт в 1944, экспонирует материалы по истории М. со времён испанского завоевания до революции 1910-17 (свыше 7,5 тыс. единиц хранения). Национальный музей народных искусств и ремёсел (Museo Nacional de Artes e Industrias Populares), основан в 1951, в экспозиции представлены образцы популярного мексиканского искусства всех периодов. Музей современного искусства (Museo de Arte Moderno), основан в 1964, организует постоянные международные выставки современного искусства. Этнографический музей восковых скульптур (Museo Etnográfico de Esculturas de Cera), основан в 1964, экспонирует восковые фигуры туземных танцовщиков, идолов и др. Музей культур (Museo de las Culturas), основан в 1965, представлены археологические и этнологические экспонаты различных стран мира. В Мериде - Музей археологии Юкатана (Museo de Arqueología de Yucatán), основан в 1920, реорганизован в 1959. Музей религиозного искусства (Museo de Arte Religiose), художественные ценности из Мексиканского национального собора и других церквей, золотые предметы доколониального периода, картины и скульптура М., Европы и Азии. В Пуэбле - Музей искусств «Хосе Луис Бельо-и-Гонсалес» (Museo de Arte «José Luis Bello у González»), основан в 1938, открыт в 1944, и другие музеи.

Крупнейшие библиотеки. Мексиканская национальная библиотека (основана в 1833; свыше 1 млн. томов в 1980). Библиотека в Мехико (основана в 1946; 114 тыс. томов в 1980) и др.

Литература:

Шульговский А. Ф., Борьба за прогрессивное антиимпериалистическое образование в Мексике. (К вопросу о мексиканской «социалистической школе»), в кн.: Проблемы идеологии и национальной культуры стран Латинской Америки, М., 1967;

Гарса M., Заметки о высшем образовании в Мексике, «Вестник высшей школы», 1958, № 5;

La política científica en América Latina, P., 1969;

Balance de la obra educative reciente, «Comercio Exterior», 1970, № 12;

López Enrique L. G., La educación técnica en el año 1980, «Acta Politécnica Mexicana», 1969, v. 10, № 48;

The World of learning. 1975-1976, v. 1, L., 1975;

Statistical yearbook 1974, N. Y., 1975.

В. В. Щербаков.

В начало энциклопедии