Энциклопедический справочник "Латинская Америка"
Латинская Америка под колониальным гнётом (до подъёма освободительного движения в конце XVIII в.)

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Латинская Америка под колониальным гнётом (до подъёма освободительного движения в конце XVIII в.)

Колониальные захваты в Америке в конце XV — середине XVII вв. (Размер иллюстрации 166 KB)

Колониальные захваты в Америке в конце XV — середине XVII вв.

Латинская Америка под колониальным гнётом (до подъёма освободительного движения в конце XVIII в.)

Говоря об исторических судьбах американских индейцев, Ф. Энгельс отмечал, что «испанское завоевание оборвало всякое дальнейшее самостоятельное их развитие» (Маркс К. и Энгельс Ф., Сочинения, 2 изд., т. 21, с. 31).

Завоевание и колонизация Америки были обусловлены сложными социально-экономическими процессами, происходившими в европейском обществе; среди них немалую роль играли рост городов, развитие торговли, вызревание в недрах феодального общества капиталистических отношений. Колониальные захваты в Новом Свете, как и в других местах, сопровождались ограблением, порабощением и истреблением местного населения. Из колоний потоком хлынули в Европу золото, серебро, пряности, добываемые дешёвым трудом крепостных и рабов. Хищническая эксплуатация колониальных народов была для нарождавшейся европейской буржуазии одним из источников первоначального накопления капитала. Проникновение завоевателей во внутренние области Америки продолжалось и во второй половине XVI в., а завоевание и колонизация многих районов затянулись на гораздо более длительный период, так как коренное население (особенно арауканы, населявшие Южную Чили и горные районы Перу) оказывало упорное сопротивление колонизаторам. В середине 30-х гг. XVI в. происходили массовые восстания в Перу, в конце XVI в. беглые рабы (симароны) удерживали в своих руках обширные земли на Карибском побережье Центральной Америки и Тихоокеанском побережье Перу. Яркой страницей антиколониальной борьбы негров-рабов было образование так называемой Палмарис республики (1630-97). Пытаясь укрепить своё господство па захваченных землях, колонизаторы усиленно насаждали свои религии (главным образом католицизм), языки. Поскольку большинство завоевателей говорило на романских языках, имеющих латинскую основу, и колонизаторы перенесли их в свои владения в Америке, возникло название - Латинская Америка. Открытие и колонизация Америки европейцами способствовали развитию феодального строя в странах американского региона, оказали влияние на формирование психического склада и культуры народов Америки. Вместе с тем эти события значительно ускорили процесс развития капитализма в Европе и вовлечения в его орбиту необъятных пространств Америки. По словам Маркса и Энгельса, открытие Америки подготовило создание всемирного рынка (см. там же, т. 4, с. 425).

В 1535 из испанских владений в Северной и Центральной Америке было сформировано вице-королевство Новая Испания. В его состав к концу XVIII - началу XIX вв. входила вся территория современной Мексики (кроме Чьяпаса) и южная часть нынешних США. Колонии Испании в Южной Америке, за исключением её Карибского побережья, и юго-восточная часть Центрального Америки были объединены в 1542 в вице-королевство Перу. Некоторые области, номинально подвластные вице-королю, фактически являлись самостоятельными политико-административными единицами, которыми управляли генерал-капитаны, подчинявшиеся непосредственно мадридскому правительству. Так, большую часть Центральной Америки занимало генерал-капитанство Гватемала. Испанские владения в Вест-Индии и на побережье Карибского моря составляли (до второй половины XVIII в.) генерал-капитанство Санто-Доминго. В состав вице-королевства Перу входило генерал-капитанство Новая Гранада. В ходе завоевания в наиболее крупных колониальных центрах учреждались административно-судебные коллегии, обладавшие консультативными функциями (см. Аудьенсия). Границы территории, находившейся под юрисдикцией каждой аудьенсии, в некоторых случаях совпадали с границами соответствующего генерал-капитанства. В XVIII в. административно-политическое устройство испанских колоний претерпело изменения. Новая Гранада была в 1718 преобразована в вице-королевство. Куба в 1764 выделилась в генерал-капитанство. В 1776 было создано вице-королевство Ла-Плата, куда вошли Буэнос-Айрес и другие провинции современной Аргентины, Парагвай, Верхний Перу (нынешняя Боливия), Восточный берег (как называли в то время территорию Уругвая). В 1777 статус генерал-капитанства получила Венесуэла, в 1778 - Чили. В 1795 Испания уступила Санто-Доминго Франции.

Высшую власть в колониях Испании осуществляли вице-короли и генерал-капитаны. Им подчинялись губернаторы провинций. Городами и сельскими округами правили коррехидоры и старшие алькальды, индейскими селениями - наследственные старейшины - касики, а в дальнейшем выборные старосты. В 80-х гг. XVIII в. в Испанской Америке было введено административное деление на интендантства, состоявшие из округов. Вице-короли были подотчётны в своих действиях лишь королевскому правительству и Совету по делам Индий (основан в 1511) в Мадриде, который с начала XVI в. фактически управлял колониями в Америке. Решения и рекомендации Совета по делам «Индий» подлежали утверждению короля. В городах Испанской Америки существовали муниципальные органы - кабильдо или аюнтамьенто, деятельность которых контролировалась колон. администрацией. Они занимались вопросами местного благоустройства, городскими финансами, разбором уголовных и гражданских дел. Управление португальской колонией Бразилия, главным городом которой была Баия, а с 1763 - Рио-де-Жанейро, осуществлял первоначально генерал-губернатор, а со второй половины XVII в. - вице-король, которому были подчинены капитанства.

Экономическая жизнь Латинской Америки полностью определялась интересами метрополий, рассматривавших колонии прежде всего как источник получения драгоценных металлов и продуктов плантационного хозяйства. Обрабатывающая промышленность была развита чрезвычайно слабо. Колон, власти тормозили развитие промышленности в Америке, чтобы сохранить за метрополией монополию на ввоз готовых изделий. Политика колониальных держав определяла и положение в сельском хозяйстве колоний. Опасаясь конкуренции, власти запрещали выращивать виноград, оливы, лён, разводить шелковичных червей. Внутренняя торговля в колониях развивалась слабо, что объяснялось низкой покупательной способностью основной массы населения, а также государственной монополией на продажу соли, спиртных напитков, табачных изделий, игральных карт, гербовой бумаги, пороха и других товаров. На протяжении большей части колониального периода экономические связи стран Латинской Америки ограничивались лишь торговлей с метрополией. Товары из Испании в Америку и обратно вплоть до последней четверти XVIII в. перевозили специальные флотилии, периодически отплывавшие под усиленной охраной первоначально из Севильи, а с 1717 - из Кадиса. В 70-х гг. XVIII в. испанским колониям было разрешено торговать между собой.

Колонизаторы грабили и истребляли коренное население, захватывали его земли, порабощали и угнетали индейцев, которые миллионами гибли от непосильного труда, голода и болезней. На островах Вест-Индии они были почти полностью уничтожены уже к середине XVI в. В Мексике и Перу численность индейского населения также резко сократилась. В Бразилии к концу XVI в. большая часть индейцев была истреблена либо укрылась в труднодоступных глубинных районах. В связи с массовым уничтожением индейцев и нехваткой рабочих рук в Америку с начала XVI в. начали ввозить негров-рабов из Африки. Они составляли главную массу непосредственных производителей на островах Вест-Индии, в прибрежных районах Новой Гранады и Венесуэлы, в Бразилии, где трудились на плантациях, в горнодобывающей промышленности, мануфактурах. Там, как писал К. Маркс, был создан «…соответствующий рабскому труду способ производства» (там же, т. 12, с. 724). Его специфической формой стало плантационное рабство, своего рода синтез архаичной формы эксплуатации с производством на рынок. В континентальной части Испанской Америки, за исключением южного побережья Карибского моря, основной рабочей силой оставались индейцы, система эксплуатации которых к концу XVI - началу XVII вв. приняла преимущественно феодально-крепостнический характер. Значительная часть индейцев была прикреплена к поместьям, владельцам которых они передавались на «попечение» якобы с целью приобщения к европейской цивилизации и привития христианских добродетелей. Индейцы должны были платить оброк (золотом, одеждой, продовольствием) или отбывать барщину в рудниках и поместьях своих владельцев (см. Энкомьенда). Часть индейцев находилась под непосредственной властью короны. С них взималась подушная подать. Индейцы обязаны были жить в своих селениях и не могли менять место жительства без разрешения властей. Они отбывали трудовую повинность: работали на рудниках и плантациях, на строительстве дорог, мостов и т. п. В Перу эта повинность называлась мита, в Мексике - репартимьенто.

В процессе захвата земель коренных жителей многие из них сгонялись со своих участков и вынуждены были наниматься к помещикам в качестве батраков. Некоторым индейцам оставлялись их наделы на правах так называемой аренды, причём за пользование землёй так называемые арендаторы обязаны были работать на её нового владельца и отдавать ему часть урожая, таким образом они превращались со временем, как правило, в наследственных долговых рабов-пеонов (см. Пеонаж). Пеонаж широко распространился в XVII в. и особенно в XVIII в. Индейцы прикреплялись также к обширным владениям духовных миссий - так называемым редукциям. Особенно много редукций насчитывалось в Парагвае, где в начале XVII в. обосновался иезуитский орден (см. Иезуитов государство 1610-1767). Церковь облагала индейцев всевозможными поборами, получала большие доходы от сбора десятины, платежей за требы, от ростовщичества, «добровольных» пожертвований населения. Духовенство пользовалось различными привилегиями, было освобождено от налогов и повинностей. К концу XVIII - началу XIX вв. большинство коренного населения Латинской Америки, лишившись личной свободы, а зачастую и земли, оказалось фактически в кабальной зависимости. Однако в некоторых труднодоступных районах оставались независимые племена, не признававшие власти захватчиков. В отдельных областях существовало свободное крестьянство: льянерос - на равнинах (льяносах) Венесуэлы и Новой Гранады, гаучо - в южной Бразилии и на Ла-Плате. В Парагвае основной формой землевладения являлись мелкие и средние хозяйства (чакра) свободных и полусвободных крестьян; в Мексике имелись мелкие земельные владения хуторского типа - ранчо.

Привилегированную верхушку колониального общества составляли уроженцы метрополии - испанцы и португальцы, занимавшие почти все высшие административные, военные и церковные должности. Обладая номинально равными с ними правами, потомки европейцев, родившиеся в Америке (креолы), на деле подвергались дискриминации и лишь в виде исключения назначались на высокие посты. Они пополняли ряды колон. интеллигенции и низшего духовенства, занимали второстепенные должности в административном аппарате и армии. Среди них были также мелкие землевладельцы, ремесленники, хозяева небольших предприятий, рудников. Кроме того, в Латинской Америке имелось многочисленное население, образовавшееся в результате смешения разных этнических элементов - метисы, мулаты, самбо, ладино и др. Они были лишены гражданских прав: не допускались на административные и военные должности, к участию в выборах муниципальных органов и т. д. Представители этой категории занимались ремеслом, розничной торговлей, служили управляющими и надсмотрщиками у богатых помещиков, составляли большинство мелких землевладельцев.

Политика колонизаторов вызывала недовольство широких слоев населения (включая креольских помещиков, купцов, владельцев рудников и промышленных предприятий). На протяжении XVI-XVIII вв. не прекращались народные восстания, которые приобрели особый размах во второй половине XVIII в.: выступления индейцев Новой Испании (1761, 1767), восстание под руководством Тупак Амару II в Перу (1780-83), комунерос восстания в Новой Гранаде и Парагвае, «заговор трёх Антонио» в Чили (начало 80-х гг.), заговор Тирадентиса в Бразилии (конец 80-х гг.), заговор Гуаля и Эспаньи в Венесуэле (1797) и др. Значит. воздействие на рост патриотических настроений и пробуждение национального самосознания оказали выдающиеся просветители X. И. Бартолаче, X. А. Альсате, X. Б. Диас де Гамарра-и-Давалос (Мексика), Ф. Э. де Санта-Крус-и-Эспехо (Эквадор), С. Родригес (Венесуэла). Частичные реформы, проведённые в 60-80-х гг. XVIII в. испанским правительством (разукрупнение вице-королевств, отмена некоторых монополий, предоставление ряду портов Латинской Америки права свободной торговли с метрополией, изгнание иезуитов и др.), не устранили основных препятствий, тормозивших развитие производительных сил колоний. Некоторые представители имущих классов колониального общества рассчитывали добиться отделения от метрополии при помощи враждебных ей держав. Позицию этих кругов наиболее ярко выражал Ф. Миранда, на протяжении 80-90-х гг. безуспешно пытавшийся в борьбе с испанскими колонизаторами заручиться поддержкой США, России, Великобритании, Франции. Подъёму освободительного движения народов Латинской Америки способствовала Война за независимость английских колоний в Северной Америке 1775-83 и Великая французская революция.

Колониальные владения в Латинской Америке в конце XVIII в. (Размер иллюстрации 196 KB)

Колониальные владения в Латинской Америке в конце XVIII в.

Крепость Ла Фуэрса в Гаване — одна из старейших в Латинской Америке.

Крепость Ла Фуэрса в Гаване — одна из старейших в Латинской Америке.

Построена в 1558—89.

Архитекторы Б. Санчес, М. Асейтуно.

Сторожевая башня в Ла-Гуайре (Венесуэла).

Сторожевая башня в Ла-Гуайре (Венесуэла).

XVII в.

Укрепленная асьенда в Центральной Мексике.

Укрепленная асьенда в Центральной Мексике.

Захват Гаваны англичанами в 1763.

Захват Гаваны англичанами в 1763.

Гравюра Дж. Серреса.

XVIII в.

В начало энциклопедии