Энциклопедический справочник "Латинская Америка"
Латинская Америка в современных международных отношениях

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Латинская Америка в современных международных отношениях

Возросшая роль стран Латинской Америки на международной арене, их стремление к проведению независимого внешнеполитического курса - одна из отличительных черт современных международных отношений.

На протяжении десятилетий страны Латинской Америки, опутанные неравноправными экономическими, политическими и военными договорами и соглашениями, являлись объектом экспансии империалистических держав, главным образом США и Великобритании. Грубо вмешиваясь во внутренние дела латиноамериканских стран, неоднократно прибегая к вооруженным интервенциям (с 30-х гг. XIX в.) и экономическому давлению, используя силы местной реакции, США добились в период между 1-й и 2-й мировыми войнами преобладающего влияния в Латинской Америке. В качестве политического прикрытия экспансионистской политики в Латинской Америке США использовали доктрину Монро (см. Монро доктрина), доктрину «панамериканской солидарности» (см. Панамериканизм), доктрину «взаимозависимости» и ряд других «доктрин» и «теорий», призванных «оправдать» вмешательство империализма США в дела Латинской Америки. В ходе 2-й мировой войны США, воспользовавшись ослаблением империалистических конкурентов, ещё больше укрепили свои позиции в Латинской Америке. Развязав в послевоенные годы «холодную войну», они стремились унифицировать внешнюю политику латиноамериканских стран на базе антикоммунизма. Для этого США использовали созданную ими «межамериканскую систему», в том числе Панамериканский союз и другие панамериканские органы. В 1947 США навязали странам Латинской Америки «Межамериканский договор о взаимной помощи» (см. Рио-де-Жанейро пакт 1947), который явился первым звеном в цепи агрессивных военно-политических союзов, созданных США после 2-й мировой войны. Правительство США использовало его как орудие подавления освободительного движения в Латинской Америке. После создания в 1948 Организации американских государств (ОАГ) латиноамериканские страны оказались в значительной мере связанными в решении многих внешнеполитических вопросов позицией США. В начале 50-х гг. тринадцать латиноамериканских республик заключили двусторонние соглашения о военной помощи с США, что ещё больше усилило их зависимость от американского империализма. Диктаторские военные режимы, пришедшие при поддержке США к власти в ряде латиноамериканских стран в конце 40-х - начале 50-х гг., предоставляли новые привилегии американским монополиям, поддерживали политику империализма США на мировой арене, голосовали по указке американских делегатов в ООН и других международных организациях. Латиноамериканские страны, следовавшие в фарватере внешнеполитического курса США, оказывали заметное влияние на расстановку сил в ООН, где им принадлежало около 1/3 голосов. Они голосовали вместе с США по многим вопросам [за одобрение агрессивных действий США в Корее (1950-53) и др.]. Под нажимом США некоторые латиноамериканские государства разорвали дипломатия, отношения с СССР, установленные во время войны. США навязали латиноамериканским странам в ОАГ так называемые «антикоммунистические резолюции» (1948, 1951, 1954), организовали вооруженную интервенцию против Гватемалы (1954), создали Организацию центральноамериканских государств (ОЦАГ), способствовавшую проникновению американских монополий в Центральную Америку, развязали на континенте антикоммунистическую кампанию. Однако попыткам империализма США подавить освободительную борьбу латиноамериканских народов был дан отпор. В 50-х гг. начала нарастать забастовочная борьба рабочего класса, выступавшего не только за повышение зарплаты и улучшение условий труда, но требовавшего также защиты национальных богатств от империалистических притязаний и проведения независимой внешней политики. Всё более широкие слои латиноамериканского общества стали сознавать, что в условиях изменения соотношения сил между двумя мировыми системами в пользу системы социализма возросло значение независимой внешней политики как одного из важных средств обеспечения экономической независимости и защиты национальных интересов. Поэтому движение за независимый внешнеполитический курс латиноамериканских государств, за их активное участие в решении важнейших проблем современности приобрело массовую базу и стало составной частью борьбы латиноамериканских народов за освобождение от гнёта иностранных монополий и сил местной реакции.

Растущая мощь мировой социалистической системы, борьба народов Азии и Африки за свободу и независимость, крушение проамериканских диктаторских режимов в ряде стран Латинской Америки во 2-й половине 50-х гг. и, наконец, победоносное развитие Кубинской революции создали благоприятные условия для дальнейшей активизации освободительной борьбы латиноамериканских народов. Победа революции на Кубе продемонстрировала народам латиноамериканских стран реальную возможность завоевания ими подлинной независимости и проведения независимой внешней политики, выявив полную несостоятельность выдвинутой империалистами теории «географического детерминизма». Всё возрастающее стремление ряда латиноамериканских стран к проведению более независимого внешнеполитического курса нашло проявление в новой расстановке сил в «межамериканской системе», в совместных демаршах латиноамериканских государств против дискриминационных мер США в области торговли, в протестах по поводу проектов создания «межамериканских вооружённых сил», в требованиях о ликвидации кабальных условий, сопровождающих предоставление американской «помощи», в установлении большинством стран Латинской Америки дипломатия, отношений с СССР и другими социалистическими странами, в активизации отношений с развивающимися странами Азии и Африки, в развитии отношений стран Латинской Америки со странами Западной Европы и Японией, в более самостоятельных позициях латиноамериканских представителей в ООН и других международных организациях. Попытки правящих кругов США помешать укреплению экономической и внешнеполитической самостоятельности государств Латинской Америки (в частности, под видом «помощи» на основе программы «Союз ради прогресса») не увенчались успехом. В ОАГ ряд стран начал выступать против диктата США по важнейшим внешнеполитическим вопросам. С середины 60-х гг. ОАГ, которой США в начале 60-х гг. удалось навязать ряд противоправных резолюций и которая под давлением США в январе 1962 исключила Кубу из «межамериканской системы» на основе доктрины «несовместимости» (см. «Несовместимости» доктрина), стала ареной ожесточённой борьбы. Во время интервенции США в Доминиканскую Республику (1965-66) Бразилия была единственной крупной латиноамериканской страной, которая безоговорочно поддержала агрессию и выделила 1200 солдат для межамериканских вооруженных сил («символические» военные контингенты направили в Доминиканскую Республику также Парагвай, Гондурас, Никарагуа). Большинство участников ОАГ отказалось участвовать в североамериканской интервенции. Такие страны, как Мексика, Венесуэла, Колумбия, Перу, Чили, выступили против проектов США о создании постоянных «межамериканских вооружённых сил». Большинство стран Латинской Америки выступило также против включения Межамериканского совета обороны в систему ОАГ и настояло на включении в документ о реформе Устава ОАГ (так называемый «Протокол Буэнос-Айрес», 1967) ряда положений, отвечающих интересам латиноамериканских республик. Координация внешнеполитических акций ряда стран Латинской Америки, их стремление к укреплению самостоятельности, экономическому и политическому сближению в противовес панамериканизму привели к созданию региональных политических и экономических группировок без участия США. В 1964 в Лиме (Перу) был учреждён Латиноамериканский парламент, принявший ряд рекомендаций, служащих единству действий латиноамериканских республик в целях защиты их национальных интересов. Всё большее значение стали приобретать совместные выступления латиноамериканских представителей на различных межгосударственных совещаниях и конференциях, направленные главным образом на противодействие экспансионистским устремлениям монополий США. В 1964 на сессии Межамериканского экономического и социального совета была создана Специальная латиноамериканская координационная комиссия (СЕКЛА), в состав которой не входит представитель США. В 1967 на 3-й чрезвычайной сессии СЕКЛА в Боготе (Колумбия) ей был придан статус постоянного органа, в котором разрабатываются согласованные совместные требования к США в области торговли и финансово-экономических отношений. Наиболее важным документом СЕКЛА явилась принятая в мае 1969 «Декларация Винья-дель-Мар», зафиксировавшая основы общей политики латиноамериканских стран по экономическим и финансовым вопросам и руководящие принципы для осуществления совместных действий по отношению к США. Всё чаще важные проблемы международных отношений становятся предметом обсуждения на латиноамериканских совещаниях и конференциях. Так, в августе 1966 в Боготе состоялось Совещание президентов Венесуэлы, Колумбии, Перу, Чили и Эквадора, где обсуждались пути укрепления экономической независимости стран Латинской Америки. В принятой на этом совещании «Боготинской декларации» его участники высказались за прекращение гонки вооружений и упрочение мира, осудили насаждение диктаторских режимов в Латинской Америке и иностранное вмешательство во внутренние дела латиноамериканских государств, провозгласили солидарность с народами, добивающимися для своих стран возможностей самостоятельного развития. Целям сотрудничества стран континента призвано служить создание таких чисто латиноамериканских организаций, как Андская группа (1969), Латиноамериканская экономическая система (ЛАЭС, 1975), а также ряда региональных институтов [Латиноамериканский институт экономического и социального планирования (ИЛПЭС), Институт латиноамериканской интеграции (ИНТАЛ), Латиноамериканский институт железа и стали (ИЛАФА) и др.], принявших немало рекомендаций, направленных на укрепление единства действия латиноамериканских республик, для защиты их национальных интересов. Вопрос о формировании нового механизма консультаций стран Латинской Америки, независимого от дискредитировавшей себя ОАГ, рассматривался на совещаниях латиноамериканских представителей в Боготе (ноябрь 1973) и в Мехико (февраль 1974).

Ширится борьба за укрепление экономической самостоятельности латиноамериканских государств. В 1968 военное правительство Перу национализировало собственность американской нефтяной монополии «Интернэшонал петролеум компани», а затем приступило к ограничению деятельности иностранного капитала и в других сферах экономики. В 1975-76 национализировала нефтяная промышленность и железорудные предприятия Венесуэла. Национализация иностранной собственности осуществлена и в ряде других латиноамериканских стран (подробнее см. в Экономическом очерке). Требование уважать право каждого народа свободно распоряжаться своими природными богатствами нашло отражение в Хартии экономических прав и обязанностей государств, разработанной по инициативе президента Мексики Л. Эчеверрии Альвареса и принятой 29-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН (1974). Большим успехом прогрессивных сил, выступающих за независимость Латинской Америки, явилась резолюция в защиту неотъемлемого права латиноамериканских государств на их природные ресурсы, одобренная выездной сессией Совета Безопасности ООН, которая состоялась в марте 1973 в Панаме (представители США, Великобритании и Франции воздержались при голосовании).

Важнейшее проявление позитивных сдвигов во внешней политике латиноамериканских стран - широкое движение за отмену антикубинских санкций, навязанных ОАГ империализмом США. На 15-м Консультативном совещании министров иностранных дел американских республик (ноябрь 1974) 12 стран выступили за отмену блокады Кубы; Парагвай, Чили и Уругвай голосовали против, остальные воздержались. Благодаря архаичной процедуре голосования, требующей обязательного большинства в 2/3 голосов, антикубинские санкции не были отменены. Тем не менее Панама, Перу, Венесуэла, Колумбия и Аргентина восстановили, а Ямайка, Тринидад и Тобаго, Барбадос, Гайана, Багамские Острова установили дипломатические отношения с Кубой.

На 16-м Консультативном совещании министров иностранных дел американских республик (июль 1975) 15 латиноамериканских государств проголосовали за резолюцию, которая предоставила свободу действий правительствам стран - членов ОАГ, желающим нормализовать свои отношения с Кубой.

Большой международный резонанс вызвала дипломатическая инициатива (1962) ряда латиноамериканских стран, предложивших объявить Латинскую Америку безъядерной зоной. В результате неоднократных обсуждений этого предложения на сессиях Генеральной Ассамблеи ООН и различных межамериканских совещаниях был заключён договор о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке (см. Тлателолько договор 1967).

Во внешней политике ряда латиноамериканских государств всё более явно обнаруживается (с 60-х гг.) тенденция к расширению связей с СССР и другими социалистическими странами (см. раздел СССР и Латинская Америка). В эти годы между СССР и рядом латиноамериканских республик были установлены (или восстановлены) дипломатические отношения. Происходит обмен визитами парламентских делегаций. Расширяются экономические, культурные, научные, спортивные связи. Куба вступила в 1972 в СЭВ и установила тесное сотрудничество со всеми социалистическими странами. В августе 1975 было подписано соглашение о сотрудничестве между СЭВ и Мексикой. Начало практиковаться создание смешанных обществ с привлечением латиноамериканских капиталов и капиталов европейских социалистических стран по разработке горнорудных богатств, строительству промышленных предприятий, электростанций.

В 60-70-е гг. расширились контакты стран Латинской Америки с молодыми государствами Азии и Африки. Если на 1-й конференции неприсоединившихся стран в Белграде (сентябрь 1961) в качестве полноправного члена участвовала только Куба, то на 5-й конференции в Коломбо (август 1976) с правом решающего голоса присутствовали представители уже 7 латиноамериканских стран: Аргентины, Гайаны, Кубы, Панамы, Перу, Тринидада и Тобаго и Ямайки. На 6-й конференции неприсоединившихся стран в Гаване (сентябрь 1979) полноправными членами стали ещё 4 латиноамериканских государства - Никарагуа, Боливия, Суринам и Гренада.

Проявлением отказа от односторонней ориентации на США является также стремление ряда стран Латинской Америки к более разносторонним и активным отношениям другими развитыми капиталистическими державами. Важная форма участия латиноамериканских государств в международной жизни - их деятельность в ООН. На 1 января 1979 28 стран Латинской Америки были членами ООН. Представители латиноамериканских стран работают в Экономическом и социальном совете ООН, в ЮНЕСКО, ОАО, МОТ и других органах и специализированных учреждениях ООН. В ООН создана специальная латиноамериканская группа. Если в первые послевоенные годы латиноамериканские страны были важнейшей составной частью американской «машины голосования» в ООН, то к началу 60-х гг. многие латиноамериканские страны голосуют при рассмотрении экономических проблем и некоторых вопросов, связанных с поддержанием мира и борьбой против колониализма, вместе с социалистическими странами. На 15-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН (1960) все латиноамериканские страны голосовали за Декларацию о предоставлении независимости колониальным странам и народам (за исключением Доминиканской Республики, которая вместе с США воздержалась при голосовании). Представители стран Латинской Америки неоднократно выступали в ООН по вопросу о невмешательстве во внутренние дела государств. На 20-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН (1965) они внесли проект Декларации о недопустимости вмешательства во внутренние дела государств, об ограждении их независимости и суверенитета. Многие латиноамериканские страны - сторонники всеобщего и полного разоружения, запрещения ядерного оружия и других средств массового уничтожения. Подавляющее большинство латиноамериканских стран одобрило Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в трёх средах (1963) и Договор о нераспространении ядерного оружия (1970). На 25-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН (1970) несмотря на противодействие ряда стран - членов НАТО все латиноамериканские республики, за исключением Гаити, проголосовали вместе с социалистическими странами за резолюцию, призывающую прекратить гонку ядерных вооружений, все испытания, а также развёртывание наступательной и оборонительной систем ядерного оружия. На 26-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН (1971) все латиноамериканские страны высказались в поддержку рассмотрения вопроса о полном запрещении химического и бактериологического оружия. Большинство из них одобрило Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения (1971), Резолюцию о неприменении силы в международных отношениях и запрещении навечно применения ядерного оружия, представленную Советским Союзом на рассмотрение 27-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в ноябре 1972. На 28-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН (1973) большинство латиноамериканских стран поддержало советское предложение о сокращении военных бюджетов государств - постоянных членов Совета Безопасности ООН на 10% и об использовании части сэкономленных средств на оказание помощи развивающимся странам. Широкий отклик и поддержку вызвала в Латинской Америке инициатива СССР, внёсшего на обсуждение 29-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН (1974) вопрос о запрещении воздействия на природную среду и климат в военных и иных целях, не совместимый с интересами международной безопасности, благосостояния и здоровья людей и предложившего включить в повестку дня 30-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН (1975) вопрос о запрещении разработки и производства новых видов оружия массового уничтожения и новых систем такого оружия. Большинство латиноамериканских стран одобрило выдвинутую Советским Союзом на 31-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН (1976) идею заключения Всемирного договора о неприменении силы в международных отношениях, а на 32-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН (1977) выступило в поддержку разработанной на основе советских предложений Декларации об углублении и упрочении разрядки международной напряжённости и внесённой Советским Союзом Резолюции о предотвращении опасности ядерной войны.

Почти все латиноамериканские страны проголосовали за выдвинутые Советским Союзом на рассмотрение 33-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН (1978) предложения «О заключении международной конвенции об укреплении гарантий безопасности неядерных государств» и «О неразмещении ядерного оружия на территориях государств, где его нет в настоящее время».

Особенно активно выступают латиноамериканские республики по экономическим вопросам в Экономической комиссии ООН для Латинской Америки (ЭКЛА). 9 стран Латинской Америки вошли в состав Совета по торговле и развитию, образованного в 1964. В ООН, ЭКЛА, на конференциях ООН по торговле и развитию латиноамериканские делегаты выступали с критикой экспансионистских устремлений империалистических держав, их дискриминационной политики в области торговли, отмечая, что практика постоянного снижения цен на сырьё развивающихся стран и повышения цен на промышленные товары высокоразвитых капиталистических стран является орудием эксплуатации латиноамериканских республик.

Вызвал возмущение в Латинской Америке принятый в США в январе 1975 закон о торговой реформе, ряд положений которого направлен на ограничение импорта в США товаров латиноамериканских стран, стремящихся взять под собственный контроль свои природные ресурсы.

На внешнеполитический курс некоторых из латиноамериканских стран значительное влияние оказывают проимпериалистические группировки латифундистов, местной монополистической буржуазии, реакционная военщина и другие силы местной реакции, которые идут на союз с иностранными монополиями, жертвуя национальными интересами ради сохранения своих привилегий. Но в условиях растущего воздействия антиимпериалистической борьбы народных масс на внешнюю политику латиноамериканских государств развитие позитивных тенденций в этой политике неизбежно. Огромное влияние на укрепление этих тенденций оказывает социалистическая Куба. Страны социалистического содружества поддерживают стремление латиноамериканских стран к упрочению политической самостоятельности и экономической независимости.

Литература:

Иноземцев Н. Н., Внешняя политика США в эпоху империализма, М., 1960;

Гонионский С. А., Латинская Америка и США, 1939-1959. Очерки истории дипломатических отношений, М., 1960;

Королёв Н. В., Страны Латинской Америки в международных отношениях (1898-1962 гг.), Кишинёв, 1962;

Романова З. И., Экономическая экспансия США в Латинской Америке, М., 1963;

Григорьян Ю. М., Экономическая экспансия ФРГ в Латинской Америке, М., 1965;

Гвоздарёв Б. И., Эволюция и кризис межамериканской системы, М., 1966;

Страны Латинской Америки в современных международных отношениях, М., 1967;

Куба. 10 лет революции, М., 1968;

Шейнин Э. Я., Экономическая экспансия государств - членов ЕЭС в Латинской Америке, М., 1969;

Неоколониализм США в Латинской Америке, М., 1970;

Селиванов В. Н., Военная политика США в странах Латинской Америки, М., 1970;

Лазарев М. И., Военные базы США в Латинской Америке - международный деликт, М., 1970;

Тарасов К. С., США и Латинская Америка, М., 1972;

Внешняя политика стран Латинской Америки после Второй мировой войны, М., 1975;

Селиванов В. Н., Экспансия США в Латинской Америке, М., 1975;

Страны СЭВ и Латинская Америка, М., 1976;

Межгосударственные отношения в Латинской Америке, М., 1977;

США и Латинская Америка, М., 1978;

Berle A., Latin America. Diplomacy reality, N. Y., 1962;

Mecham J. L., A survey of United States-Latin American relations, Boston-N. Y., 1965;

Ramírez Necochea H., Estados Unidos у América Latina. 1930-1965, S., 1965;

García Robles A., La desnuclearización en América Latina, Méx., 1965;

Caldera R., El bloque latinoamericano, 2 ed., Car., 1966;

Codovilla V., Como detener los avances de la reacción internacional у nacional, B. Aires, 1966;

Bailey N., Latin America in world politics, N. Y., 1967;

Campos Oliveira R., Reflections on Latin American development, Austin-L., 1967;

Herrera F., Nacionalismo latinoamericano, S., 1967;

Aguilar Monteverde A., Pan-Americanism from Monroe to the present, N. Y., [1968];

Nun В., Integración subregional andina; S., 1971;

México у America Latina, la nueva política exterior, Méx., 1974;

Relaciones interamericanes, Car., 1975.

также литературу к разделу СССР и Латинская Америка.

Б. И. Гвоздарёв.

В начало энциклопедии