Энциклопедический справочник "Латинская Америка"
Куба. Народное образование

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Куба. Народное образование

«Год просвещения».

«Год просвещения» (1961).

Учитель-доброволец из бригады имени Коирадо Бенитеса обучает грамоте молодую крестьянку.

Куба. Народное образование

Система образования на Кубе начала складываться в XVI в., когда в стране появились первые монастырские и миссионерские школы, обучение в которых имело чётко выраженную религиозную направленность. Наряду со Священным писанием в них преподавались основы испанского письма и арифметики. Начальные и средние школы светского типа стали создаваться в XVII в., но доступ в них для широких слоев населения был крайне ограничен. Большое влияние на обучение в школах оказывала католическая церковь. Первый университет был открыт в 1728 в Гаване по указанию папы римского Иннокентия XV и его главнейшей задачей была подготовка священнослужителей и чиновников королевской администрации. Огромное влияние на демократизацию национальной системы образования оказали идеи Э. Х. Вароны и особенно Х. Х. Марти, которые выступали за отделение школы от церкви, открытие её дверей для представителей народа и более прогрессивные методы обучения. После освобождения страны от испанского колониального господства в 1898 началось усиление зависимости Кубы от империализма США. В кубинских школах были введены американские программы обучения и учебники, переведённые на испанский язык, осуществлялась переподготовка кубинских учителей. Активную помощь в этом США оказывала церковь. До победы Революции 1959 свыше 1 млн. взрослого населения Кубы старше 15 лет было неграмотно, свыше 50% детей младшего школьного возраста не могли учиться (в сельских районах — свыше 70%). Средним образованием была охвачена лишь 1/7, а высшим — 1/20 часть молодёжи соответствующих возрастов. Образование в объёме 4—5 классов начальной школы имело возможность получить только 30% населения страны. Сразу же после революции были приняты законы о реформе начального и среднего образования, о национализации частных школ и переходе к бесплатному обучению на всех ступенях образования. Началась повсеместная компания по ликвидации неграмотности, в ходе которой только в 1961 (объявлен «Годом просвещения») чтению и письму было обучено свыше 707 тыс. человек. Была создана разветвлённая сеть ликбезов, благодаря чему неграмотность среди взрослого населения к 1980 снизилась до 1—2%. В 1963 началась реформа высшей школы, направленная на реорганизацию вузов, интенсификацию научно-исследовательских работ в университетах и увеличению числа специалистов высшей квалификации современного профиля (главным образом технических и сельскохозяйственных наук). При университетах были созданы подготовительные рабоче-крестьянские факультеты с ускоренной программой обучения для детей трудящихся, не имеющих законченного среднего образования, вводится расширенная система государственных стипендий студентам (620 тыс. в 1975). В 1974 принят план совершенствования национальной системы образования, который предусматривает переход в 1975—1980 к новой 12-летней системе образования. Расширяется строительство новых школ и вузов, в т. ч. школ-интернатов, учащиеся которых находятся на государственном обеспечении. Быстро растут расходы на образование, составившие в 1979—80 учебном году 1340 млн. песо, что в абсолютном выражении в 16 раз превышало уровень затрат 1958.

Общее руководство системой национального образования на Кубе осуществляет Министерство образования, в ведении которого находятся учреждения дошкольного воспитания, начальная, средняя и высшая школа. В 1976—77 учебном году всеми видами образования (включая дошкольную подготовку) было охвачено 2,7 млн. человек (в 1958 — 800 тыс.), в том числе 100% детей в возрасте 6—12 лет и свыше 500 тыс. взрослых. За годы народной власти (1959—1977) число учащихся начальных школ увеличилось в 2,7 раза, средних школ — в 9 раз, вузов — в 8 раз. В 1977 на Кубе имелось свыше 38 тыс. различных школ и учебных центров, 70% которых построено после 1959, где работало свыше 150 тыс. преподавателей и учителей. Основной принцип кубинской системы образования — сочетание учёбы и труда. Программой политехнического обучения в 1973 было охвачено свыше 100 тыс. учащихся начальных и средних школ, а также подготовительных курсов вузов.

Дошкольное воспитание детей от 4 до 6 лет осуществляется в детских садах и интернатах, где их обучают письму, чтению и счёту. Большое внимание уделяется нравственному, патриотическому и трудовому воспитанию дошкольников. В 1978 в дошкольных детских учреждениях воспитывалось 160 тыс. детей.

Начальная школа (1—6-е классы) обязательна и бесплатна для детей в возрасте 6—12 лет. В 1976—77 учебном году на Кубе функционировало около 15 тыс. начальных школ (1,8 млн. учащихся, 8,1 тыс. учителей). Отсев учащихся в начальных школах в середине 70-х гг. составил 20—25% поступающих в первый класс (самый низкий в Латинской Америке). В 1975 началась «битва за шестой класс», в ходе которой предполагается поднять к началу 80-х гг. общеобразовательный уровень большинства взрослого населения Кубы до 6-го класса начальной школы. В средние школы ежегодно поступает около 150 тыс. выпускников начальных школ (1975).

Средняя школа (6 лет обучения) подразделяется на базовую неполную среднюю школу (7—9-е классы) и предуниверситетскую полную среднюю школу (10—12-е классы) общеобразовательного или профессионально-технического типа. Средняя школа имеет дневное (для подростков 12—19 лет) и вечернее (для взрослых) отделения. Окончившие полную среднюю школу получают (после сдачи специальных экзаменов) диплом бакалавра гуманитарных или естественных наук и право поступления в университет. В систему среднего профессионально-технического образования входят школы и техникумы (промышленные, сельскохозяйственные, коммерческие, педагогические и др.) с 3—4-летней программой обучения, готовящие специалистов низшей и средней квалификации. В 1976—77 учебном году на Кубе имелась 891 средняя школа различного профиля, в которых обучалось 715,8 тыс. учащихся (в 1958 — 80 тыс.). Ведётся интенсивное строительство средних школ-интернатов в сельских районах («школ в поле»), что позволит уже в ближайшем будущем поэтапно перейти ко всеобщему обязательному 9- и 12-летнему образованию. Расширяется подготовка преподавательских кадров. В стране имелось 21 педучилище, где обучалось 36 тыс. человек (1975).

Основу кубинской системы высшего образования составляют университеты, до 1959 стоявшие в стороне от нужд социально-экономического и культурного развития страны. За 20 лет, предшествовавших победе Революции 1959, кубинские университеты выпустили всего около 2 тысяч инженеров, главным образом электриков, механиков и строителей. Несмотря на аграрный уклад экономики страны, на Кубе почти не готовили агрономов, ветеринаров, механизаторов сельского хозяйства и т. д. Свыше 65% студентов кубинских университетов занимались на гуманитарных факультетах. Качество выпускаемых специалистов не отвечало требованиям времени, а доступ в университеты для трудящихся был практически закрыт. Вклад высшей школы в науку был ничтожно малым. Положение в высшей школе Кубы коренным образом изменилось после победы Революции 1959. На Кубе имелись (1978): 4 университета с филиалами в провинциях и несколько других высших учебных заведений, в которых в 1977—78 учебном году обучалось 125 тыс. студентов (в 1958 — 15 тыс.). Обучение бесплатное, все успевающие студенты обеспечены государственными стипендиями. Значительно увеличен приём учащихся на факультеты точных, естественных, сельскохозяйственных и инженерно-технических наук. Тысячи кубинских студентов направляются государством на учёбу в вузы социалистических стран (СССР, ГДР, ВНР, ПНР и др.). В 1978 в советских вузах обучалось 5,6 тыс. кубинских студентов. В кубинских вузах работают десятки высококвалифицированных специалистов из стран социалистического содружества. Социалистические государства оказывают К. существенную техническую помощь (поставка лабораторного оборудования, строительство новых учебных центров, НИИ и т. д.). При университетах созданы курсы по повышению квалификации дипломированных специалистов, имеются собственные научно-исследовательские центры, играющие важную роль в развитии национальной науки.

Университеты.

Гаванский университет (Universidad de La Habana),. основан в 1728, реорганизован в 1863 и 1960—1962. Факультеты (1979): философии и истории, химический, физико-математический, биологический, экономического права, географический, психологический, подготовительный. Университет имеет библиотеку, 22 школы и 24 НИИ. 53,7 тыс. студентов, свыше 3 тыс. преподавателей (1977). Издаёт журналы: «Universidad de La Habana», «Boletín Universitario» и др.

Университет Орьенте (Universidad de Oriente) в г. Сантьяго-де-Куба, основан в 1947. Факультеты: гуманитарный, технологический, медицинский, научный, экономический, сельскохозяйственный, педагогический и др. Университет имеет библиотеку, 16 школ и 2 научно-исследовательских центра, 16 тысяч студентов и 800 преподавателей (1977). Филиалы — в гг. Ольгин, Никаро и Моа (университетские центры). Издаёт журнал «Mambí».

Центральный университет Лас-Вильяс (Universidad Central de Las Villas) в г. Санта-Клара, основан в 1948. Факультеты: технологический, сельскохозяйственный и ветеринарии, научный, гуманитарный, медицинский и др. Университет имеет 13 школ, библиотеку и 2 научно-исследовательских центра (сельскохозяйственных исследований, экономики). 8,2 тыс. студентов, 400 преподавателей (1977). Издаёт журналы «Islas», «Boletín Informativo» и др.

Университет Игнасио Аграмонте (Universidad Ignacio Agramonte) в г. Камагуэй, основан в 1974 на базе филиала Гаванского университета. К 1975 открыто несколько факультетов (гуманитарный, медицинский, научный и др.), на которых в 1977 обучалось 4,6 тыс. студентов.

Крупнейшая библиотека Кубы — Национальная библиотека имени Хосе Марти (основана 1901), около 550 тыс. томов, каталог технических изданий (1975).

Крупнейшие музеи.

Национальный музей (Museo Nacional), основан в 1913, в экспозиции произведения искусства Египта, Греции, Италии и других стран эпохи Возрождения и XVII—XVIII вв. (полотна Тициана, Ф. Гойи, Б. Э. Мурильо, П. П. Рубенса, И. Сулоаги и др.), богатейшая коллекция кубинской живописи, скульптуры и графики начиная с колониальной эпохи и до наших дней;

Антропологический музей Монтане (Museo Antropológico Montané), основан в 1847, представлены предметы, рассказывающие об этнологии и культуре народов Америки, Азии, Африки, имеется коллекция гончарных изделий тапно;

Наполеоновский музей (Museo Napoleónico), основан в 1961, в экспозиции произведения живописи, скульптура, предметы из бронзы, фарфора, образцы оружия эпохи Великой французской революции, директории и империи;

Музей истории наук «Карлос Х. Финлей» (Museo Histórico de las Ciencias «Carlos J. Finlay»), основан в 1962 (при Академии наук Кубы), экспозиция рассказывает о развитии кубинской естественнонаучной мысли, истории медицины; имеется богатая библиотека (65 тыс. томов);

Музей Революции (Museo de la Revolución), основан в 1963, представлены документы и ценные реликвии Революции 1959;

Музей декоративного искусства (Museo de Artes Decorativas), основан в 1964, содержит коллекцию предметов из фарфора, бронзы, серебра, настенных украшений, мебели XV—XIX вв.;

Музей «Фелипе Поэй» (Museo «Felipe Poey»), основан в 1964, насчитывает 100 тыс. экспонатов; представлены материалы по археологии ацтеков, майя, инков, антропологии, спелеологии, палеонтологии, орнитологии, минералогии и др.;

Музей искусства XVIII в. (Museo de Arte del Siglo XVIII);

Музей народного искусства (Museo de Arte Popular);

Этнологический Музей (Museo de Etnología), содержит коллекцию, показывающую культуру инков;

Музей Хосе Марти (Museo José Martí), основан в 1925, и др. — все в Гаване.

Литература:

Кириллов Н. С., Из истории борьбы за демократизацию народного образования на Кубе, «Новая и новейшая история», 1969, № 3;

Эррера Э., Высшая школа Кубы и социально-экономический прогресс. Доклад Гаванского университета на VI Генеральной конференции МАУ. «Латинская Америка», 1976, № 1;

Колесников Н. С., Куба: народное образование и подготовка национальных кадров (1959—1979 гг.), М., 1980;

Cuba у 1а Conferencia de Educación у Desarrollo Económico у Social, La Hab., 1962;

Varona E. J., Trabajos sobre educación у enseñanza, La Hab., 1961.

В. В. Щербаков.

Школьный городок имени 26 июля в г. Сантьяго-де-Куба.

Школьный городок имени 26 июля (бывшая казарма Монкада) в г. Сантьяго-де-Куба.

Школа профессионального обучения имени В. И. Ленина в Гаване.

Школа профессионального обучения имени В. И. Ленина в Гаване.

Главное здание Гаванского университета.

Главное здание Гаванского университета.

В начало энциклопедии