Энциклопедический справочник "Латинская Америка"
Куба. Литература

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Куба. Литература

Куба. Литература

Литература Кубы развивается на испанском языке. Сведений о литературных памятниках доколумбова периода и народном поэтическом творчестве индейцев, населявших К., не сохранилось. Становление кубинской литературы в XVI-XVIII вв. происходило в русле литературы метрополии. Развивалась также креольская народная поэзия, возникшая на основе испанских поэтических форм (особенно популярной была десима - десятистишье). В первом дошедшем до нас литературном произведении - эпико-героической поэме «Зерцало терпения» (1608) С. де Бальбоа (1563 - около 1624) - отразились зачатки национального самосознания. Среди ранних произведений - комедия «Принц-садовник, или мнимый Клоридано» (1733) С. Питы (? - 1755), исторические хроники П. А. Мореля де Санта-Круса (1694-1768), X. М. Ф. Де Аррате-и-Акосты (1701-1765), И. Х. де Уррутии-и-Монтои (1735-1795). Появление в 1723 первой типографии положило начало книгопечатанию; зарождается периодическая печать (1764).

В конце XVIII в. большое влияние на формирование кубинской литературы оказали Великая французская революция и идеи французских просветителей, а также Война за независимость в Северной Америке 1775-1783. Передовые мыслители и публицисты, представители так называемого креольского Просвещения, сгруппировавшиеся вокруг газеты «Папель перьодико де ла Абана» («Papel Periodico de La Habana», 1790) и Экономического общества друзей страны, развивали жанр литературно-философской и политической публицистики, проникнутой идеями свободолюбия и гражданственности (X. А. Кабальеро, Т. Х. Ромай, Ф. Аранго-и-Парреньо). В поэзии распространился неоклассицизм: М. де Секейра-и-Аранго (1764-1846), М. Х. де Рубалькава (1769-1805) и др.

Становление национальной литературы в первой половине XIX в. происходило в обстановке усиления антииспанских настроений и было связано с ростом национального самосознания. Идейной основой её развития стали произведения идеологов креольского Просвещения Ф. Варелы, X. А. Сако, X. де ла Луса-и-Кабальеро и др. Основоположником национальной кубинской литературы является X. М. Эредня (1803-1839). Его поэзия, проникнутая идеалами освободительной борьбы, высоким патриотизмом, знаменовала переход от классицизма к романтизму. Чертами национального своеобразия отмечено творчество драматурга Ф. Коваррубьяса (1775-1850).

Значительную роль в развитии кубинской литературы в 30-40-е гг. XIX в. сыграла деятельность поэта и публициста Д. дель Монте-и-Апонте (1804-1853). В созданный им литературно-общественный кружок входили поэты Пласидо (настоящее имя и фамилия - Г. де ла Консепсьон Вальдес, 1809-1844), X. Ф. Мансано (1797 - 1854 или 1857), X. Х. Миланес (1814-1863) и др., в творчестве которых романтическая поэтика сочеталась с просветительско-классицистическими идеями. Романтическими мотивами проникнуты лирика, проза и драматургия Хертрудис Гомес де Авельянеды (1814-1873), проза Р. де Пальмы (1812-1860), А. Суареса-и-Ромеро (1818-1878).

Романтическое направление, с которым было связано начало художественного освоения национальной действительности, было ведущим в поэзии Кубы. XIX в. вплоть до 80-х гг. В середине XIX в. в русле романтизма возникла школа так называемая сибонеизма - кубинской разновидности индеанизма. Для его представителей (X. Форнарис, 1827-1890; Р. Белес Эррера, 1809-1886, и др.) интерес к историческому прошлому, идиллическое изображение жизни индейцев-сибонеев явились средством выражения национально-патриотических. настроений. С сибонеизмом было связано творчество X. К. Наполеса Фахардо (1829-1862), обратившегося в поисках национальных форм к креольской народной поэзии. Усиление национально-освободительного движения на Кубе начиная с середины XIX в. способствовало утверждению гражданских мотивов в творчестве поэтов-романтиков: Р. М. Мендиве (1821-1886), X. Л. Луасеса (1826-1867), X. К. Сенеа (1832-1871), Луисы Перес де Самбрана (1835-1922) и др. Образцы революционной поэзии создали поэты-эмигранты (сборник «Лютня изгнанника», Нью-Йорк, 1858), а также поэты - участники Десятилетней войны 1868-1878 (их стихи собраны X. Марти в сборник «Поэты войны», 1893).

В прозе с середины XIX в. широко распространился костумбризм. Среди известных костумбристов: Г. Бетанкур Сиснерос (1803-1866), X. М. Карденас-и-Родригес (1812-1882), X. В. Бетанкур (1813-1875), Л. В. Бетанкур (1843-1885) и др. Первый крупный романист - С. Вильяверде (1812-1894), автор романа «Сесилия Вальдес, или Холм Ангела» (1839, ч. 1; 1882, полный текст), в котором выражен протест против рабства и реалистического воссоздана социальная атмосфера колоний Гаваны. Реалистические элементы присущи прозе Р. Месы (1861-1911; сатирический роман «Мой дядя чиновник», 1887), Н. Эредни (1852-1901) и др. В конце XIX в. центральной фигурой кубинской литературы стал X. Х. Марти, новаторская лирика которого внесла решающее обновление в поэзию Кубы (поэтические сборники «Свободные стихи», 1882, опубликованный 1913, «Простые стихи», 1891, и др.). В эссеистике и политической прозе Марти нашли глубокое отражение антиимпериалистические идеи.

В конце XIX в. в кубинской поэзии появились элементы модернизма. В творчестве ведущих поэтов-модернистов X. дель Касаля (1863-1893) и Хуаны Борреро (1877-1896) черты декаданса сочетались с поисками национально-самобытных форм. В начале XX в. некоторые поэты (в том числе Б. Бирне, 1861-1936) под влиянием патриотических настроений, усилившихся в период национально-освободительной борьбы 1895-1898, перешли на позиции социальной поэзии.

В первые годы республики, в условиях усиления политической, экономической, и культурной экспансии США, в литературе сложилось так называемое первое респектабельное поколение, которое представляли поэты и прозаики различных направлений, сгруппировавшиеся вокруг журнала «Куба контемпоранеа» («Cuba Contemporánea», 1913-1927). Творчество поэтов Р. Э. Боти (1878-1954), X. М. Поведы (1888-1926), А. Акосты (р. 1886), Ф. Пичардо Мои (1892-1957) отразило разочарование в национальной действительности. В поздних произведениях Акосты (поэма «Жатва», 1926) и Пичардо Мои («Поэма сахарных плантаций», 1926), усилились социально-критические тенденции. В целом проза первого республиканского поколения развивалась в русле реалистического направления (с очевидными элементами натурализма). В романах X. Кастельяноса (1879-1912), М. де Карриона (1875-1929), К. Ловейры (1882-1928), новеллах А. Эрнандеса Каты (1885-1940), романах и пьесах X. А. Рамоса (1885-1946), романах и рассказах Л. Ф. Родригеса (1888-1947) содержится острая критика политической и социальной действительности на Кубе. В 20-е гг., в условиях борьбы против американского империализма, развернулось передовое идейно-культурное движение. Значительную роль в этом движении сыграли «группа меньшинства» (или «группа минористов», 1923-1929), в которую входили Р. Мартинес Вильена (1899-1934), А. Карпентьер (1904-1980) и др., а также журнал «Ревиста де авансе» («Revista de Avance», 1927-30), основан X. Маринельо и Карпентьером. В конце 20-х гг. отрыв от традиций национальной поэзии проявился в авангардистских тенденциях М. Бруля (1891-1956), Э. Флорита (р. 1903) и Э. Бальягаса (1908 или 1910 - 1954).

Ведущее место в этот период занимали социальная поэзия и афро-кубинская (или негристская) поэзия, развивавшиеся в тесной взаимосвязи. Начало социальной поэзии - поэзии революционного протеста - положили Р. Педросо (р. 1896) и М. Наварро Луна (1894-1966). Первыми представителями афро-кубинской поэзии, в основе которой лежали интерес к негритянскому фольклору, отражение жизни и мировосприятия негров, были Р. Гирао (1908-1949), X. С. Тальет (р. 1893), Бальягас. У истоков этого направления находились также исследователь афро-кубинского фольклора Ф. Ортис Фернандес (1881-1969) и Карпентьер (роман из жизни кубинских негров «Экуэ-Ямба-О», 1933). Творчество крупнейшего кубинского поэта Н. Гильена (р. 1902), воплотившее всё своеобразие афро-кубинской поэзии, постепенно обретало резкую социальную направленность [сборники «Мотивы сона» (1930), «Сднгоро Косонго» (1931), «Вест-индская компания» (1934) и др.]. Активизация классовой борьбы на Кубе в 30-40-е гг. определила и социальную и революционную направленность прозы Л. Ф. Родригеса, Э. Серпы (1899-1968), П. де ла Торриенте Брау (1901-1936), Ф. Питы Родригеса (р. 1909) и др.

В 40-50-е гг., в условиях наступления реакции, особенно после установления диктатуры Р. Ф. Батисты (1952), в поэзии возник так называемый трансцендентализм, представители которого (X. Лесама Лима, 1910-1976; С. Витьер, р. 1921; Э. Диего, р. 1920; Р. Фернандес Ретамар, р. 1930, и др.) объединились вокруг журнала «Орихенес» («Orígenes», 1944-1956). Тяготея к усложнённой системе образов, поэты этого течения тем не менее отражали неприятие ими современной социальной действительности. Развивалась и интимная лирика, в которую А. Аухьер (р. 1910), Мирта Агирре (1912-1980) и др. внесли социальные мотивы.

Проза и драматургия были отмечены мотивами социального критицизма (Пита Родригес; Дора Алонсо, р. 1910; О. Х. Кардосо, р. 1914; Р. Альфонсо Эрнандес, р. 1906; В. Пиньера, р. 1912; Р. Феррер, р. 1915, и др.). В 40-50-е гг. начался новый этап в творчестве Карпентьера - крупнейшего романиста К. и всей Латинской Америки («Царство земное», 1949; «Потерянные следы», 1953, и др.).

После победы Революции 1959 открылись широкие возможности для развития литературы, мощный толчок которому дали мероприятия Революционного производства в области культуры. Были созданы общественно-литературные организация Дом Америк (1959) и Союз писателей и деятелей культуры Кубы (1961). Характерным жанром стала документальная проза (так называемая тестимониос - жанр «свидетельств»). В её развитие большой вклад внесли: Э. Гевара, автор книг «Эпизоды революционной войны» (1963) и «Боливийский дневник» (1968), Р. Роа Гарсия (р. 1909), Р. Гонсалес де Каскорро (р. 1922), С. Леанте (р. 1928), М. Барнет (р. 1940), Г Кабрера (р. 1943), В. Касаус (р. 1944) и др., изобразившие драматические эпизоды революционной борьбы. Тема и образ революции получили широкое воплощение в поэзии Гильена (сборник «Всё моё», 1964, и др.), М. Наварро Луны (сборники «Оды мамби», 1961, «Оды милисьяно», 1961-1962, и др.), Питы Родригеса, Агирре, Аухьера, С. Фейхоо (р. 1914), Феррера, Рафаэлы Чакон Надри (р. 1926) и др. В 1962 вышла первая антология революционной поэзии «В честь 26 июля», составленная А. Альваресом Бараганьо (1932-1962). Для кубинской поэзии 60-70-х гг. характерны поиски новых форм и художественных средств, соответствующих революционной действительности: Л. Суардиас, Р. Бранли, Л. Марре, А. Рокасолано (р. 1936), X. Эррера (р. 1936), Д. Альфонсо (р. 1933), Д. Черисьян (р. 1940), Р. Диас (р. 1940), В. Лейва (р. 1940), Г. Родригес Ривера (р. 1943), О. Наварро (р. 1948). Новые мотивы внесли в поэзию Лесама Лима, Ф. Хамис (р. 1930), Фернандес Ретамар, Диего.

В прозе видное место заняли романы Карпентьера («Век просвещения», 1962, «Превратности метода», 1974, «Весна священная», 1978). Новые произведения создали Алонсо (роман «Беззащитная земля», 1961), Фейхоо (роман «Хуан Кинкин в городе Мочо», 1964), Кардосо, Пита Родригес. В 60-е - начале 80-х гг. прозаики, показывая революционную действительность Кубы, строительство новой жизни, стремятся вскрыть социально-исторические корни революции, запечатлеть процесс формирования нового человека: романисты X. Солер Пуиг (р. 1916; «Бертильон-166», 1960, «В год января», 1964, «Крушение», 1964, и др.), Э. Десноэс (р. 1930; «Воспоминания об отсталости», 1965), Л. Отеро Гонсалес (р. 1932; «Обстановка», 1963, «Такой же город», 1970, и др.), романисты и новеллисты Г. Эгурен (р. 1925; «Тени на белой стене», 1971), М. Кофиньо Лопес (р. 1936; «Последняя женщина и близкий бой», 1971), X. Диас (р. 1941), С. Леанте (р. 1928), У. Чинеа, С. Чапле (р. 1938), Н. Наварро, И. Альварес, X. Травьесо (родились 1940), Д. Бусси (р. 1933), М. Коссио Вудворд (р. 1938) и др. Среди ведущих драматургов - А. Эсторино, X. Р. Брене, Э. Кинтеро, Н. Дорр, Ф. Артилес, Э. Санчес, А. Пас и др.

Литературоведение.

Литературная критика на Кубе, зародившаяся в конце XVIII - начале XIX вв., была непосредственно связана с общественной мыслью эпохи (X. А. Кабальеро). Ведущим в этот период было направление, основанное на принципах просветительского классицизма. Возникновение романтизма в кубинской литературе в 30-40-е гг. XIX в. предопределил формирование новых литературно-критических принципов. Основоположником кубинского литературоведения явился Д. дель Монте-и-Апонте, призывавший к созданию национально-самобытной литературы.

В конце XIX в. в рамках либерально-позитивистского направления, сформировавшегося в общественных науках Кубы, в литературоведении утвердилась культурно-историческая школа (Э. Пиньейро, 1839-1911, Э. Х. Варона, 1849-1933, и др.). Крупнейший вклад в развитие эстетической мысли на Кубе внёс X. Х. Марти, выступавший с революционно-демократических позиций.

В первой половине XX в. фундаментальные труды по истории кубинской и латиноамериканской литературы создали Ф. Ортис Фернандес, X. М. Чакон-и-Кальво (1893-1969), Э. Ройг де Леучсенринг (1889-1964), X. Х. Ремос-и-Рубио (р. 1896), Р. Ласо (р. 1904), продолжавшие традиции культурно-исторической школы. Отдельным проблемам развития кубинской литературы посвящены работы Ф. Лисасо (р. 1891), X. А. Фернандеса де Кастро (1897-1951), X. Маньяча Робато (1898-1961), Ф. Ичасо (1900-1962), X. П. Гонсалеса и др. Марксистская литературно-критическая мысль, начало которой было положено Р. Мартинесом Вильеной и X. А. Мельей, получила развитие в трудах X. Маринельо, X. А. Портуондо (р. 1911) и др.

После Революции 1959 марксистское направление прочно утвердилось в кубинском литературоведении: Маринельо («Творчество и революция», 1973), Портуондо («Эстетика и революция», 1963), А. Аухьер - исследователь творчества Н. Гильена, М. Агирре, Р. Фернандес Ретамар, Р. Роа Гарсия, С. Буэно (р. 1917) и др. Крупнейшие центры литературоведческих исследований - Институт литературы и лингвистики Академии Наук Кубы (с 1965), Центр литературоведческих исследований (с 1969) при Доме Америк.

Основные литературные журналы: «Каса де лас Америкас» («Casa de las Américas», с 1960), «Уньон» («Unión», с 1962), «Кайман барбудо» («Caimán Barbudo», с 1966).

Литература:

Портуондо Х. А., Исторический очерк кубинской литературы, М., 1961;

Кутейщикова В. Н., Социальная тема в кубинской поэзии XX в., в сборнике: Куба. Историко-этнографические очерки, М., 1961;

Винниченко И. В., Современная кубинская проза, в книге: Куба. 10 лет революции, М., 1968;

Мамонтов Е. П., Литература Кубы, в книге: История зарубежной литературы после Октябрьской революции, ч. 1, 1917-1945, М., 1969;

его же, Испаноязычная литература стран Латинской Америки в XX веке, М., 1972;

Земсков В., Негристская поэзия антильских стран: истоки, созидатели, история, в книге: Художественное своеобразие литератур Латинской Америки, М., 1976;

Культура Кубы, М., 1979;

Гончарова Т., Призваны революцией. (Заметки о кубинской литературе 70-х годов), «Литературное обозрение», 1979, № 7;

Remosy Rubio J., Historia de la literature cubana, v. 1-3, [La Hab., 1945];

Vitier C., Lo cubano en la poesia, [La Hab.], 1958;

Henríquez Ureña M., Panorama histórico de la literature cubana, t. 1-2, La Hab., 1967;

Panorama de la literatura cubana, [La Hab.], 1970.

C. Н. Табунов.

В начало энциклопедии