Доминиканская Республика. Архитектура и изобразительное искусство
Башня Торре дель Оменахе в г. Санто-Доминго.
150307.
Доминиканская Республика. Архитектура и изобразительное искусство
Древнее искусство индейцев (до конца XV в.) представлено керамикой (в том числе лицевыми сосудами), ритуальными сидениями, фигурами и утварью из дерева, каменной скульптурой. Изобразительное искусство колониального периода не сохранило выдающихся произведений. Архитектура переживала недолгий подъём в первой половине XVI в., начало которого совпадает с основанием (1496) и застройкой г. Санто-Доминго и других городов. Наиболее интересное сооружение Санто-Доминго - первый в Латинской Америке собор (1512-41; архитектор Р. де Льендо, Л. де Моя), соединяющий в себе особенности испанского средневекового храма-крепости времени Реконкисты (толстые стены, окна, похожие на бойницы, увенчанный звонницей бастион перед главным фасадом) и соборов в стиле поздней готики и Раннего Возрождения (интерьер с тремя нефами равной высоты и с капеллами по бокам). Другие примечательные здания - сторожевая башня Торре дель Оменахе (1503-07), госпиталь и церковь Сан-Николас де Бари (1502-08), дворец Диего Колумба - Каса дель Альмиранте (1510-14), дворец Каса де Энгомбе (1535), монастыри, двухэтажные дома с внутренними дворами. Собор в Санто-Доминго и многочисленные церкви соединяют особенности национального и испанского стилей («исабелино» - поздняя готика, и «платереско» - Раннее Возрождение) с чертами крепостного строительства. Появились также религиозная живопись и скульптурные надгробия. Современная архитектура, связанная с восстановлением столицы после урагана 1930, находится под влиянием архитектуры США, широко использует железобетон.
Зарождавшееся в начале XX в. новое искусство связано с творчеством А. Р. Урданеты (1870-1932), Л. Десанглеса, Э. Гарсии Годоя - авторов исторических картин, пейзажей, портретов. В изобразительном искусстве 50-60-х гг. XX в. распространены кубизм, абстракционизм, сюрреализм (X. М. Кольсон, р. 1904; Д. Суро, р. 1917; X. Эрнандес Ортега, р. 1923; К. Ледесма, р. 1924; Э. Пичардо, р. 1930). Реалистические произведения создают С. Вос-и-Хиль (р. 1925), А. Бонилья, X. О. Морель, отчасти Д. Суро. Художественные учебные заведения: Национальная школа изящных искусств в Санто-Доминго, школы изящных искусств в Сан-Франсиско-де-Макорис и Сан-Хуане, школы пластических искусств в Сантьяго и Ла-Веге.
Литература:
Горохов Ю. П., Доминиканская Республика и американский империализм, М., 1970;
Bosch J., The unfinished experiment. Democracy in the Dominican Republic, N. Y., 1965;
Ortega G., Santo Domingo. 1965, La Hab., 1966;
Pattee R., La República Dominicana, Madrid, 1967;
Logan R. W., Haiti and the Dominican Republic, L., 1968;
Balaguer J., Historia de la literatura dominicana, Ciudad Trujillo, 1958;
Olivera O., Breve historia de la literatura antillana, Méx., 1957;
Полевой В. М., Искусство стран Латинской Америки, М., 1967;
Кириченко Е. И., Три века искусства Латинской Америки, М., 1972;
Florén Lozano L., Bibliografía de las bellas artes en Santo Domingo, Bog., 1956.
Р. де Льендо, Л. де Моя.
Собор в г. Санто-Доминго.
151241.
Г. и А. Гонсалес.
Отель «Ярагуа» в г. Санто-Доминго.
1943.
Крытый рынок в Санто-Доминго.
Середина XX в.
Д. Суро.
«Лихорадка».
Керамическая фигурка горбатого человека.
Около 10001500.
Музей индейца.
Нью-Йорк.
Гробница Христофора Колумба в соборе в г. Санто-Доминго.