Энциклопедический справочник "Латинская Америка"
Куба. Архитектура и изобразительное искусство

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Куба. Архитектура и изобразительное искусство

Крепость Кохимар близ Гаваны.

Крепость Кохимар близ Гаваны, 1646.

Куба. Архитектура и изобразительное искусство

Архитектура.

В 1492 X. Колумб нашёл на Кубе хижины с деревянным каркасом и кровлей из листьев пальмы -- «боио» (типичные народные жилища, сохранившийся до XX в.). Важное стратегическое расположение Кубы обусловило возникновение на берегах бухт гг. Баракра (1512), Сантьяго-де-Куба (1514), Тринидад (1514), Гавана (основана около 1515 на южном побережье; в 1519-1521 перенесена на северо-западный берег) и др. Гавана стала главной базой испанского флота, крупнейшим городом Нового Света в XVII - начале XVIII вв. Строившиеся города имели квадратную сетку улиц; на главной площади возводили кабильдо (городскую управу), собор или церковь, особняки знати. Позже в центрах площадей разбивали скверы с фонтанами, скульптурой: Пласа де Армас (Гавана), Парке Сеспедес (Сантьяго-де-Куба), Пласа де Марти (Тринидад), Парке Хосе Марти (Сьенфуэгос). Укрепления XVI-XVII вв. имеют суровый, лаконичный облик: в Гаване - крепости Ла Реаль Фуэрса (одна из самых древних в Латинской Америке, 1558-1577), Ла Пунта и Эль Морро (1589-1630, архитектор Б. Антонельи и др.; маяк - 1845), городские стены (1675); в Сантьяго-де-Куба - крепость Эль Морро (1633-1639, перестроена в XVIII-XIX вв.). Церкви невелики, чаще однонефные, с одной или двумя башнями по бокам гладкого фасада с фронтоном и порталом; в интерьере - резьба по дереву на алтаре и на потолке, гладкие стены. Таковы церкви Эспириту-Санто (1638) и Санта-Клара (1644-1648) в Гаване, приходские церкви в гг. Санкти-Спиритус и Ремедьос (1620). Экономическое развитие К. вызвало в XVIII в. бурный рост гражданской архитектуры (с сильным влиянием испанского стиля «мудехар»). Росли города, строились жилые дома, рынки, больницы, учебные заведения. В Гаване прокладывались улицы-бульвары Аламеда де Паула, Пасео дель Прадо, были построены театр «Колисео» (1773-1776), монастыри Сан-Франсиско (1718-1738) и Санто-Доминго (1728-1748) в Гуанабакоа. церкви Сан-Франсиско де Асис (1719-1737), Сан-Франсиско де Асис (1719-1737), Сан-Франсиско де Паула (1730-1745); в Камагуэе - церковь Ла Мерсед (1756); в Тринидаде - церковь Сан-Франсиско де Паула (начало XIX в.). Продолжали строиться крепости: в Гаване - Ла Кабанья (1763-1774), Эль Принсипе (1767-1779), Атарес (1763-1767, все три - при участии архитектора С. Абарки, 1707-1784, и др.); на южном побережье - Хагуа (1742-1745). Богатый жилой дом в 1-2 (позднее в 3) этажа строился вокруг дворика (патио) с фонтаном или колодцем, с навесом или аркадой, с отделкой цветными глазурованными плитками. Резьба по дереву на потолках и мебели, цветные каменные полы, цветные стёкла окон, металлические или стеклянные люстры, ажурные деревянные или кованые металлические решётки окон и балконов и другие детали выделялись на фоне гладких стен. Сдержанный декор фасадов позднее сменился колоннадами или аркадами. К XVI в. относится дом Д. Веласкеса на центральной площади г. Сантьяго-де-Куба, к XVII в. - дом Васконселоса и М. Де ла Торре в Гаване. К XVIII в. относятся в Гаване - дворцы Ломбильо и Аркос (оба перестроены в 1746), Агуас Кларас (1775), Байона (начало XVIII в.) - все на Пласа де ла Катедраль, Харуко (1753), Педросо (1780); в Тринидаде - дворец Брунет (1795-1812); крупнейшими являются дворцы на Пласа де Армас в Гаване: Капитанес Хенералес (1777-1791) и Сегундо Кабо (1772-1776, оба - архитектора П. Медина, 1738-1796, А. Фернандес Тревехос). Национальное своеобразие кубинского барокко XVIII в. отчасти обусловлено тропическим климатом и местным хрупким камнем (пористый ракушечник); для него характерны богатые светотеневые эффекты, мягкие, сочные очертания выступающих и широко применяемых врезанных форм (оконные и дверные портальные откосы сложных профилей). Лучший образец барокко - собор Гаваны (1748-1789, архитектор П. Медина, А. Фернандес Тревехос). Динамикой и богатой пластичностью отличается изогнутый в плане фасад, украшенный двумя ярусами раскрепованных колонн, криволинейным по очертаниям фронтоном, массивными обрамленьями дверей, окон и ниш; по сторонам фасада - различные по толщине трёхъярусные башни с пирамидальными кровлями сложной формы. Классицизм XIX в. больше всего затронул Гавану, которая начала расти за пределы снесённых городских стен на юг и юго-запад: районы Серро и Ведадо (планировка А. М. де ла Торре-и-Карденаса). Примеры классицизма: в Гаване - дорический храм Темплете на Пласа де Армас (1827-1828, архитектор. А. М. де ла Торре-и-Карденас), театр Такой (1834-1838), дворец Альдама (около 1840, архитектор М. Х. Каррера). В начале XX в. влияние эклектичной архитектуры Европы и США выражено в постройках Гаваны (Галисийский центр, 1915; Президентский дворец, ныне музей Революции, 1920; Национальный капитолий, ныне Академия Наук, 1925-1929, архитектор Р. Отеро). Одновременно отмечается застой строительства на остальной территории Кубы. В этот же период создаётся тип плантационно-промышленного комплекса по производству сахара со своими системой расселения и транспортными связями (в основном принадлежали монополиям США). С середины 40-х гг. в Гаване начал развиваться функционализм: Радиоцентр (1947-48, архитектор Э. Хунко, М. Гастон, М. Домингес), высотное здание Фокса (1956, архитектор Э. Гомес Сампера), здания Финансового арбитража, ныне министерства внутренних дел (1951-1954, архитектор А. Капабланка), медицинского центра (1956-1958), Общества стоматологов (1952-1954, оба - архитектор А. Кинтана), частные жилые дома в Ведадо и новых аристократических районах Марьянао (архитекторы Ф. Салинас, Р. Гонсалес Ромеро, М. Хирона).

После Революции 1959 направленность строительства соотнесена с интересами народных масс, усилены черты функциональной логики и конструктивной ясности архитектуры, увеличено внимание к национальной культуре. Потребность искоренить трущобы, развить социалистическую культуру и быт вызвала строительство городских жилых массивов (Гавана-дель-Эсте и Аламар, начат в 1971, архитектор X. Рамирес, - в Гаване; Хосе Марти в Сантьяго-де-Куба, начат в 1965, архитектор X Деан, Э. Ассе и др.; Сан-Рафаэль в Матансасе, начат в 1967, архитектор X. Гутьеррес, и др.), сельских посёлков (Менелао-Мора, 1961, Эрманос-Сайнс, 1962, Вахай, 1963, Мачурукуту, 1969, Лас-Террасас, 1978), школ и специальных учебных заведений (учебный городок Камило Сьенфуэгос, 1961-1964, медицинский факультет в Сантьяго-де-Куба, 1964, архитектор Р. Таскон, политехнический факультет в Гаване, 1961-1964, архитектор Ф. Салинас и др., школа профессионального обучения имени В. И. Ленина в Гаване, 1964, архитектор А. Гаррудо, школы-интернаты в сельских районах), поликлиник и больниц (в Колоне, Сагуа-ла-Гранде; больница им. В. И. Ленина, 1965, архитектор М. Меса и др., и детская, 1970, архитектор Р. Моро, - в Ольгине), спортивных комплексов («Хосе Марти» в Гаване, 1961; бейсбольные стадионы в Сьенфуэгосе, Сантьяго-де-Куба, Санта-Кларе, «Латиноамерикано» в Гаване, 1973, - все архитектор Э. Кастро и др.), пляжных и горных туристских центров (Мегано, Хибакоа, Плая-Хирон, Плая-Ларга, Сороа, Гран-Пьедра, Эль-Каней; центр «Гуама» на озере Эль-Тесоро, построенный в 1960 М. Хироной с использованием доколумбовых архитектурных традиций), крупных столовых и кафе («Коппелия» в Гаване, 1966, М. Хирона, М. Исоба). Создаются и новые типы зданий - детские сады и рабочие клубы; построен ряд научных учреждений (исследовательские центры Академии наук К., 1965-1966) и административных зданий. Районной планировкой определены промышленные зоны (Гавана - Мариель, Санта-Клара - Сьенфуэгос, Нуэвитас, Никаро - Моа) и районы развития сельскохозяйственного производства. С разработкой индустриальных методов возведения зданий (сборный железобетон, монолитный железобетон в передвижной опалубке) связаны работы архитектор Р. Гонсалеса Ромеро, Ф. Салинаса, X. Ребельон, X. Э. Форнеса Бонавии и др. В 1970-е гг. были построены жилые дома на окраинах Гаваны (район Аламар, с 1971); в столице создан парк им. В. И. Ленина (А. Кинтана, X. Гальбан, X. Тоска, У. д’Акоста и др.), сооружены здания сельскохозяйственного института (X. Тоска, Сельма Сото), школа им. Володи (1978, Э. Дуверхер) и Дворец пионеров им. Эрнесто Гевары (1979, Н. Гармендия); в Камагуэе - училище им. Максиме Гомеса (Р. Тогорес). Стремлением органично вписать архитектурные сооружения в окружающий пейзаж, синтезом искусств отмечены здание посольства К. в Мехико (1977, Ф. Салинас), гостиница «Паса-Кабальос» в Сьенфуэгосе (1977, М. Хирона), Дом космонавтов в Варадеро (1976) и Дворец конгрессов в Гаване (1979) - оба А. Кинтана и др. Современная архитектура К. находится на подъёме и принадлежит к числу наиболее передовых в Латинской Америке. Вопросы архитектуры освещаются в журнале «Архитектура/Куба» («Arquitectura/Cuba»), а также в журнале «Боэмия» («Bohemia»).

Н. М. Филиповская.

Изобразительное искусство.

От древнего периода сохранились пещерные росписи индейцев, керамика с росписью и лепными украшениями, каменные и деревянные изображения духов («семи»). В колониальный период искусство развивалось слабо. Лишь на рубеже XVIII-XIX вв. выступили основоположник кубинской гравюры Ф. Х. Базе (1748 - 1828 или 1838), религиозный живописец X. Н. де ла Эскалера (1734-1804), портретисты, сочетавшие в своих произведениях приёмы парадного портрета с точностью и достоверностью изображения лиц, - В. Эскобар (1757-1834) и X. Б. Вермай (1784 или 1786 - 1833), писавший также картины на исторические темы. Вермай был одним из основателей Академии Сан-Алехандро в Гаване (1817-1818). В первой половине XIX в. выдвигается большая группа представителей костумбризма, обратившихся к изображению природы и городов Кубы (И. Гарнерай, 1783-1858; Э. Лапланте), к характерным сценам местного быта (Ф. Миале, 1800-1868; В. П. де Ландалусе). Костумбристы внесли в искусство Кубы множество мотивов, почерпнутых из реальной жизни, а в ряде работ обратились к социальным проблемам. Во второй половине XIX в. преобладало академическое искусство главным образом выпускников Академии Сан-Алехандро (пейзажист Э. Чартранд, 1825-1889). На рубеже XIX-XX вв. национально-освободительное движение пробудило новые силы в искусстве. Значительно возрастает число художников, расширяется круг жанров их творчества. А. Менокаль изображает сцены революционной войны. Л. Романьяч обращается к темам народной жизни, используя опыт реалистической европейской живописи XIX в. В XX в. прочные связи с европейскими художественными школами (главным образом Испании и Италии) обнаруживает живопись М. Веги (р. 1892), Р. Лоя, автора жанровых сцен, исполненных пластичной силы, и других художников. Живопись Э. Каравии (р. 1905) испытывает влияние прогрессивного искусства Мексики.

Важным этапом в середины 1920-х гг. явилась деятельность группы учеников Л. Романьяча, основателей новой кубинской живописи. Эти художники творчески претворили опыт многих новейших течений мирового искусства (в том числе приёмы неоклассицизма, кубизма, фовизма), дав ему глубоко национальное истолкование. Тонкое ощущение национального своеобразия мотива, яркая эмоциональность образов объединяют художников этой группы, каждый из которых нашёл свою тему и свою манеру живописи. Картины В. Мануэля одухотворены лирическими размышлениями о красоте земли и людей. В. Э. Абела пишет сцены народной жизни, трактуя их в наивно-лубочном духе. Глубоким вниманием к человеку отмечены жанровые картины А. Гатторно и портреты X. Арче. Живопись К. Энрикеса проникнута острой трагической экспрессией. Ф. Понсе де Леон (1895-1949) склоняется к символической фантастике. А. Пелаэс воссоздаёт узоры традиционных кубинских витражей. Особое место заняло творчество М. Поголотти, выступавшего в годы жизни в Париже (1928-1940) с картинами, посвящёнными классовой борьбе пролетариата. В XX в. появляется группа выдающихся скульпторов, главным образом портретистов и монументалистов: Э. Бетанкур (1893-1942), Х. Х. Сикре, Т. Рамос Бланко (р. 1902), Ф. Боада. К середине XX в. искусство Кубы испытывает всё усиливающуюся экспансию модернизма США, против которой выступает марксистская критика (X. Маринельо, X. А. Портуондо). Значительное место в живописи Кубы занимают декоративные тенденции (Р. Портокарреро; Марьяно Родригес, р. 1912; Л. Мартинес Педро, р. 1910).

Революция 1959 застала кубинское искусство в сложном и противоречивом состоянии. В ходе революционных преобразований меняется весь строй художественной жизни. Создаются новые учебные заведения, организуется Союз деятелей искусств, развивается выставочная и музейная деятельность. Формируются новые связи искусства с жизнью и борьбой народа. Достигает подъёма новое для Кубы искусство политического плаката (К. Гонсалес; О. Янес, р. 1926; художники, работающие в мастерских плаката и наглядной агитации, обширная группа молодых мастеров), пережившее особенно яркую вспышку в дни боёв на Плая-Хирон. В живописи и станковой графике развивается несколько течений (в том числе фольклорно-сказочное); выдвигаются художники, обратившиеся к новой жизни народа (А. Поссе, р. 1917; С. Кабрера Морено, р. 1923; А. Бенитес, р. 1924). Наибольшего подъёма достигают графика, тяготеющая к публицистической остроте выражения, и политическая, особенно монументальная живопись, проникнутая призывными или обличительными интонациями. В произведениях К. Гонсалеса, Р. Мартинеса (р. 1927), А. Акосты Леона (1932-1964), Э. Аялу, Ф. Бельтрана (р. 1938), А. Ростгарда (р. 1943), Э. Муньоса Бакса, Р. Аркуя, А. Фернандеса Ребойро, Р. де Ораа, Н. Домингеса (р. 1948) ряд приёмов новейших течений подчиняется выражению чёткой политической программы, характерной для наиболее активной идейной линии в современном изобразительном искусстве. Развитию графики, особенно гравюры, способствует создание многочисленных школ-студий. Наряду с гравюрами Поссе выделяются работы X. Л. Посады (р. 1929), X. Фремеса, Л. М. Вальдеса, У. Пеньи (р. 1938), X. Контино, А. Сосабраво.

Высокого уровня достигло искусство керамики (Сосабраво, Р. Кальво, X. Гонсалес, Фустер), развиваются кустарно-художественные промыслы, где работают и некоторые профессиональные художники (А. Эйрис и др.).

Осваивая технические достижения новейших художественных течений, мастера кубинского изобразительного и декоративно-прикладного искусства уделяют особое внимание творческому развитию традиций национального искусства. В широкой панораме мирового социалистического искусства художественная культура Кубы заняла одно из ведущих мест.

В. М. Полевой.

Литература:

Полевой В. М., Искусство стран Латинской Америки, М., 1967;

его же, О кубинской живописи, в сборнике: Куба. Историко-этнографические очерки, М., 1961;

его же, Ангажированная реалистическая живопись, в книге: Советское искусствознание ‘73, М., 1974;

Кириченко Е. И., Три века искусства Латинской Америки, М., 1972;

Филиповская Н., Архитектура революционной Кубы, М., 1965;

ее же, Заметки о современной архитектуре, «Латинская Америка», 1973, № 4;

ее же, Архитектура Кубы - первой социалистической страны Америки, «Архитектура СССР», 1974, № 4;

ее же, О современной кубинской архитектуре, в сборнике: Культура Кубы, М., 1979;

Плакаты Кубы, «Художник», 1963, № 5;

Иконников А., Новая архитектура Кубы, «Декоративное искусство», 1964, № 6;

Хуан А. де, Живопись и графика социалистической Кубы, в сборнике: Культура Кубы, М., 1979;

Mañach J., La pintura en Cuba, La Hab., 1926;

Soto у Sagarra L. de, La escultura en Cuba, La Hab., 1927;

его же, La escultura cubana contemporánea, La Hab., [1945];

Weiss у Sanchez J. E., Arquitectura cubana contemporánea, La Hab., 1947;

его же, Arquitectura cubana del siglo XIX, La Hab., 1960;

его же, La arquitectura colonial cubana. Siglos XVI-XVII, La Hab., [1973];

Torriente L. De la, Estudio de las artes plásticas en Cuba, La Hab., 1954;

VaIderrama y Peña Е., La pintura у la escultura en Cuba, La Hab., 1952;

Pérez Cisneros G., Características de la evolución de la pintura en Cuba, La Hab., 1959;

Juan A. de, Las artes plásticas, La Hab., 1968;

Segre R., Diez años de arquitectura en Cuba revolucionaria, La Hab., 1970;

Aguirre Y., Vidriería cubana, La Hab., 1971;

Weiss K. E., Techos coloniales cubanos, La Hab., 1978.

Крепость Эль Морро в Гаване 1589—1630. Маяк — 1845.

Б. Антонельи, М. Асеитуно, Ф. Калона.

Крепость Эль Морро (Трее Рейес) в Гаване 1589—1630.

Маяк — 1845.

Аэрофотоснимок.

Церковь Санто-Кристо дель Буэн Вьяхе в Гаване.

Церковь Санто-Кристо дель Буэн Вьяхе в Гаване.

1640.

Фасад 1752.

Церковь Сан-Франциско де Асис в Гаване.

Церковь Сан-Франциско де Асис в Гаване.

1719—37.

Собор в Гаване.

П. Медина, А. Фернандес Тревехос.

Собор в Гаване.

1748—89.

Дворец Капитанес Хенералес (ныне Исторический муниципальный музей Гаваны) на Пласа де Армас в Гаване.

П. Медина, А. Фернандес Тревехос.

Дворец Капитанес Хенералес (ныне Исторический муниципальный музей Гаваны) на Пласа де Армас в Гаване.

1777—91.

Дом начала XVIII в. в Гаване.

Дом начала XVIII в. в Гаване.

Застройка XVIII в. в Тринидаде.

Застройка XVIII в. в Тринидаде.

Храм Темплете в Гаване.

А. М. Де ла Торре-и-Карденас.

Храм Темплете в Гаване.

1827—28.

Башня Иснага в бывшем инхенио Манакас близ Тринидада.

Башня Иснага в бывшем инхенио Манакас близ Тринидада (служила сигнальной вышкой и пожарной каланчой).

1848.

Фигурные оконные решетки жилых домов.

Фигурные оконные решетки жилых домов в г. Санкти-Спиритус.

XIX в.

Монумент Хосе Марти на Пласа де Революсьон в Гаване.

Х. Х. Сикре, А. Меса. Монумент Хосе Марти на Пласа де Революсьон в Гаване.

1943 — начало 1960-х гг.

Дачи пансионата на народном пляже Хибакоа.

А. Кинтана.

Дачи пансионата на народном пляже Хибакоа.

1960.

Сельский поселок Вахай в провинции Гавана.

Сельский поселок Вахай в провинции Гавана.

1963.

Национальная школа искусств в Кубанакане в Гаване.

Национальная школа искусств в Кубанакане в Гаване. 1962—65.

Район Хосе Марти в Сантьяго-де-Куба.

Х. Деан, Э. Ассе.

Район Хосе Марти (бывший Сан-Педрито) в Сантьяго-де-Куба.

Начат в 1965.

Сельский поселок Мачурукуту в провинции Гавана.

Ф. Монтальер. Х. Фернандес.

Сельский поселок Мачурукуту в провинции Гавана.

1969.

Жилой дом на набережной Малекон в Гаване.

А. Кинтана, А. Родригес, Л. Руис.

Жилой дом на набережной Малекон в Гаване.

1971.

В. Эскобар. Портрет Акилины Бермудес-и-Эскобар.

В. Эскобар. Портрет Акилины Бермудес-и-Эскобар.

Первая половина XIX в.

Национальный музей.

Гавана.

Дом Диего Веласкеса в Сантьяго-де-Куба.

Дом Диего Веласкеса в Сантьяго-де-Куба.

XVI в.

Дворик.

Р. Отероидр. Национальный Капитолий (ныне Академия наук).

Р. Отероидр.

Национальный Капитолий (ныне Академия наук Республики Куба) в Гаване.

1925—29.

Высотные здания Фокса.

Высотные здания Фокса (1956, архитектор Э. Гомес Сампера) и Сомельян (1957) в районе Ведадо в Гаване.

Микрорайон 1 жилого массива Гавана-дель-Эсте в Гаване.

Р. Каррасана, Р. Эстевес и др.

Микрорайон 1 жилого массива Гавана-дель-Эсте в Гаване.

1959—61.

Кафе-мороженое «Коппелия» в Гаване.

М. Xирона, М. Исоба.

Кафе-мороженое «Коппелия» в Гаване.

1966.

Детский сад в районе Ве-дадо в Гаване.

Детский сад в районе Ве-дадо в Гаване.

1974.

Национальный центр научных исследований Академии наук.

Х. Гальвани др.

Национальный центр научных исследований Академии наук Республики Куба в Кубанакане в Гаване.

1966.

Э. Лапланте. «Тринидад, вид на город с холма Вихия».

Э. Лапланте.

«Тринидад, вид на город с холма Вихия».

Национальный музей, Гавана.

1852.

Э. Чартранд. «Пейзаж».

Э. Чартранд.

«Пейзаж».

Национальный музей, Гавана.

1880.

Л. Романьяч. «Морской пейзаж».

Л. Романьяч.

«Морской пейзаж».

Национальный музей, Гавана.

В. Мануэль. «Цыганка из тропиков».

В. Мануэль.

«Цыганка из тропиков».

Национальный музей, Гавана.

1929.

Х. Арче. Портрет Аристидеса Фернандеса.

Х. Арче.

Портрет Аристидеса Фернандеса.

Национальный музей, Гавана.

1933.

Э. Абела. «Крестьяне».

Э. Абела.

«Крестьяне».

Национальный музей, Гавана.1938.

К. Энрикес. «Похищение мулаток».

К. Энрикес.

«Похищение мулаток».

Национальный музей, Гавана.

1938.

А. Бенитес. «Раненый рабочий».

А. Бенитес.

«Раненый рабочий».

Национальный музей, Гавана.

1957.

С. Кабрера Морено. «Сбор народного урожая».

С. Кабрера Морено.

«Сбор народного урожая».

Национальный музей, Гавана.

1961.

Р. Мартинес. «Феникс».

Р. Мартинес.

«Феникс».

Национальный музей, Гавана.

1968.

Марьяно Родригес. «Фрукты и действительность».

Марьяно Родригес.

«Фрукты и действительность».

1970.

Л. Мартинес Педро. «Эритрина».

Л. Мартинес Педро.

«Эритрина».

Национальный музей, Гавана.

1975.

М. Xирона. Туристский центр «Гуама» на озере Эль-Тесоро (провинция Матансас). 1960.

М. Xирона.

Туристский центр «Гуама» на озере Эль-Тесоро (провинция Матансас).

1960.

В начало энциклопедии