Энциклопедический справочник "Латинская Америка"
Гватемала. Литература

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Гватемала. Литература

Гватемала. Литература

Из древних литературных памятников индейцев майя-киче, населявших территорию современной Г., сохранились народный эпос «Пополь-Вух» (записан латиницей около 1554-58, русский перевод 1959), «Анналы какчикелей» (известны по записи XVII в.), «Родословная владык Тотоникапана» (русский перевод 1959), драма-балет «Рабиналь-Ачи» (записана в XIX в.), созданные на языке киче. Некоторые сведения о древней литературе содержат хроники конкистадоров. Период конкисты отражён в «Правдивой истории завоевания Новой Испании» (написана в 1545-68) Б. Диаса дель Кастильо.

С XVI в. литература Г. развивается главным образом на испанском языке. В колониальный период (XVI - начало XIX вв.) литература представлена поэмой «Мексиканская сельская жизнь» (1781, на латинском языке) поэта-иезуита Р. Ландивара (1731-93), который воспел Г., поэтическими произведениями С. Берганьо-и-Вильегаса (1781-1828), ставшего жертвой испанской инквизиции в 1808, и др.

Основы национальной литературы заложили в период борьбы за независимость философ и сатирик X. А. де Ирисарри (1786-1868), поэт-романтик X. Батрес Монтуфар (1809-44), сборник «Гвательмальские традиции» (1843-44), автор исторических романов X. Милья-и-Видаурре (1822-1882), который позднее положил начало костумбризму в литературе Г. (сборник нравоописательных очерков, изображающих реальный быт страны, «Картины нравов», 1865, и др.). Ведущим направлением до 70-х гг. XIX в. был романтизм, в русле которого формировалось творчество поэтов братьев Хуана (1813-66) и Мануэля (1821-61) Диегес Олаверри, Д. Эстрады (1850-1901) и других.

После государственного переворота 1871, осуществлённого либералами, утверждается реализм. К социальным проблемам обратились Ф. Лаинфьеста (1837-1912; антиклерикальная повесть «С птичьего полёта», 1879), Р. А. Саласар (1852-1914), М. Сото Холл (1871-1944), автор первого в Центральной Америке антиимпериалистического романа «Проблема» (1899). Падение либеральных режимов в конце XIX в. способствовало распространению модернизма, к которому в своём творчестве обратились Д. Эстрада, Э. Гомес Каррильо (1873-1927), М. Сото Холл. Однако в модернистской литературе не было полного единства. Одни его представители встали на путь декаданса, другие, испытав частично влияние упадочнической литературы, искали пути к созданию национальной по форме и содержанию литературы. Р. Аревало Мартинес (1884-1973) придал своим фантастическим романам политическую окраску, К. Вильд Оспина (1891-1956) создал остросоциальные романы с антиимпериалистической направленностью, поэты Ф. Эррера (1895-1968) и А. Веласкес (1891-1968) выдвинули на первый план трагическое положение индейцев, Ф. Кальдерой Авила (1891-1924) выступил с антиимпериалистическими стихами (сборники «Гордая лира», 1924, и «Песни Америки», опубликованы посмертно, 1926). Задачу просвещения народных масс выдвигала группа писателей, объединённая в 20-е гг. журналом «Ренасимьенто» («Renacimiento»); её представители М. А. Астуриас (1899-1974) и Л. Кардоса-и-Арагон (р. 1904) участвовали в движении против диктатуры М. Эстрады Кабреры. В 30-е гг. возникла группа «Тепеус» («Tepeus») регионалистского и индеанистского направления. В 40-х гг. представители группы «Асенто» («Acento») P. Лейва (1916-1974), О. Р. Гонсалес (р. 1921) и другие выступали в защиту национальных интересов.

Гватемальская революция 1944-1954 укрепила позиции прогрессивной литературы, внесла в неё новые темы. Были созданы объединения писателей: группа «Каса де культура», молодёжное объединение «Сакер-ти», куда вошли лучшие представители групп «Асенто» и «Тепеус». Появились демократические журналы «Ревиста де Гуатемала» («Revista de Guatemala»), «Ревиста Сакер-ти» («Revista Saker-ti»), «Вьенто нуэво» («Viento Nuevo») и др. Центральное место в литературе Г. занимает творчество М. А. Астуриаса: романы «Сеньор президент» (1946), «Маисовые люди» (1949), «Сильный ветер» (1950), «Зелёный Папа» (1954), в которых показаны жизнь и борьба гватемальского народа. На свержение демократического режима в 1954 Астуриас ответил сборником рассказов «Уикэнд в Гватемале» (1956) и романом «Глаза погребённых» (1960). Л. Кардоса-и-Арагон опубликовал книги очерков «Гватемала: линии её руки» и «Гватемальская революция» (обе - 1955). Известность получила также проза X. М. Лопеса Вальдисона (1929-1975) и М. Галича (р. 1913). К героической борьбе гватемальцев за свободу обратились поэты Р. Лейва, автор эпической поэмы «Ода Гватемале» (1953), и О. Р. Гонсалес.

После 1954 большинство видных национальных писателей оказалось в изгнании, прогрессивная литература в подполье продолжает борьбу за свободу и мир.

Значительный вклад в революционную поэзию внесли О. Р. Кастильо (1936-1967: «Тронемся, Родина, в путь», 1965), Р. Обрегон Моралес (1940-1970; сборники «Стихи из глины», русский перевод 1967, «Кодексы», 1968). В жанре эссе выступали Э. Муньос Меанн (1909-1951) и автор марксистских литературоведческих работ У. Альвара до Арельяно (1927-1974). В 70-е годы выдвинулась литературная группа «Нуэво сигно» («Nuevo Signo»), объединившая прогрессивных гватемальских поэтов X. Ф. Агилеру (р. 1929), Л. А. Аранго (р. 1935), Ф. Моралеса Сантоса (р. 1940), Делию Киньонес и др., издающая журнал «Гран флаута» («La Gran Flauta»).

Ю. В. Дашкевич.

В начало энциклопедии