Энциклопедический справочник "Латинская Америка"
Гватемала. Архитектура и изобразительное искусство

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Гватемала. Архитектура и изобразительное искусство

Храм № 1 («Храм гигантского ягуара») в Тикале.

Храм № 1 («Храм гигантского ягуара») в Тикале.

Около 700.

Культура майя.

Гватемала. Архитектура и изобразительное искусство

В древний период в Г. процветали архитектура и искусство майя классического периода (III-IX вв.); их памятники (пирамиды, храмы, дворцы, склепы, стелы с рельефами и надписями) сохранились в Тикале, Каминальгую, Киригуа, Пьедрас-Неграс. Художественная культура позднего периода майя (IX-XVI вв.) охватила лишь горные районы.

В колониальный период города сооружались по обычному для испанских колоний прямоугольному плану. Из-за сейсмической опасности строились приземистые, массивные здания с толстыми стенами (из камня или адобов) и низкими аркадами. Во второй половине XVIII в. фасады украшались пышным лепным декором. Главные архитектурные памятники сохранились в г. Антигуа (Антигуа-Гватемала, основан в 1542-43), опустевшем после землетрясения 1773: дворец Паласио де лос Капитанес Хенералес (1763-64, архитектор Л. Диес Наварро), ратуша (аюнтамьенто; 1739-43, архитектор Д. де Поррес), университет Сан-Карлос (1763-73, архитектор X. М. Рамирес, 1703 -?). монастырь с церковью Нуэстра Сеньора де ла Мерсед (XVII-XVIII вв.), собор (1669-80, архитектор М. де Андухар). Своеобразная скульптурная школа Г. славилась в XVI-XVIII вв. церковными статуями из дерева, покрытого металлом, эмалями и лаком. Религиозный характер носила и живопись (А. де Мантуфар, 1627-65). Основоположником нового светского течения стал в конце XVIII в. гравер П. Гарси-Агирре (1750? - 1809). XIX в. характеризуется застоем искусства. Архитектурная деятельность XIX-XX вв. сосредоточивалась главным образом в столице Г. - г. Гватемала, застроенном в XIX в. общественными зданиями в стиле классицизма и 1-2-этажными жилыми домами. Город заново отстроен после землетрясений 1917-18. Дворец Паласио Насьональ (1919, архитектор Р. Перес Леон) - характерный образец архитектуры первой половины XX в. Новые архитектурные течения распространяются в Г. с середины XX в. (здание банка в г. Гватемала со стилизованными декоративными рельефами). В XX в. выдвигаются мастера, обратившиеся к жизни и истории индейцев (живописцы А. Гальвес Суарес, 1899-1946, У. Гаравито, р. 1897, Т. Фонсека, р. 1908, X. Сисай, р. 1923), к политическим темам (график Р. Ласо, р. 1928). Известный живописец и график К. Мерида в начале творчества был близок к Д. Ривере, затем склонился к условно-символическому искусству. Среди современных гватемальских скульпторов: Р. Йела Гюнтер (1888-1942), X. Урруэла (р. 1910), Р. Галеоти Торрес (р. 1912). Национальная школа изящных искусств в г. Гватемала (основана в 1920); в Кесальтенанго - Местная школа изящных искусств (основана в 1963).

В. М. Полевой.

Литература:

Ториэльо Г., Битва за Гватемалу, пер. с исп., М., 1956;

Диас Россотто Х., Характер гватемальской революции, пер. с исп., М., 1962;

Villacorta С. J., Historia de la capitanía general de Guatemala, Guatemala, 1942;

Kelsey V., Osborne L. de J., Four keys to Guatemala, N. Y.-L., 1943;

Cardoza y Aragón L., La revolucion Guatemalteca, Méx., 1955;

Osequeda R., Operación Guatemala SS ok SS, Méx., 1955;

Тенденции экономического развития стран Латинской Америки, М., 1969;

Solórzano F. Evolución económica de Guatemala, Guatemala, 1963;

Guatemala. Tenencia de la tierra y desarrollo socio-económico del sector

agrícola, Wash., 1965;

Galich M., Guatemala, La Hab., 1968;

World health statistics report, 1973, v. 26, № 3, 9;

América en cifras 1972, Situación culturàl: educación y otros aspectos culturales, Wash., 1973;

The world of learning. 1977-78, v. 1, L., 1977;

Batres Montúfar J., Poesías, Guatemala, 1952;

Alvarado Arellano H., Por un arte nacional democrático y realista, Guatemala, 1953;

его же, Preocupaciones, Guatemala, 1967;

Martí J., Guatemala, Guatemala, 1953;

Cardoza y Aragón L., Guatemala, las líneas de su mano, Méx., 1955;

Díaz Rozzotto J. Orígenes y originalidad de la literatura guatenalteca, «Cuadernos Americanos», 1969, N. 3;

González O. R., Poesía contemporánea de Guatemala, «Cuadernos Americanos», 1978, № 6;

Кинжалов Р. В., Искусство древней Америки, М., 1962;

Полевой В. М., Искусство стран Латинской Америки, М., 1967;

Кириченко Е. И., Три века искусства Латинской Америки, М., 1972;

Hoppenot H., Guatemala, Laussanne, 1955;

Chinchilla Aguilar E., Historia del arte en Guatemala, 2 ed., Guatemala, 1965;

Markman S. D., Colonial architecture of Antigua Guatemala, Phil., 1966.

Три стелы с мифологическими изображениями.

Три стелы с мифологическими изображениями.

Камень.

Культура майя, позднеклассический период.

Санта-Лусия-Коцумальгуапа.

Полихромная ваза из Вашактуна.

Полихромная ваза из Вашактуна.

Керамика.

Культура майя.

Церковь Нуэстра Сеньора де ла Мерсед в г. Антигуа.

Церковь Нуэстра Сеньора де ла Мерсед в г. Антигуа.

XVII в., перестроена в 1760.

«Мадонна дель Росарио».

«Мадонна дель Росарио».

Серебро.

Первая половина XVII в.

Церковь Санто-Доминго.

Город Гватемала.

К. Мерида. Деталь центральной панели в городском центре «Президент Хуарес» в г. Мехико.

К. Мерида.

Деталь центральной панели в городском центре «Президент Хуарес» в г. Мехико.

К. Мерида. «Мальчики».

К. Мерида.

«Мальчики».

Акварель.

Х. Сисай. «Рынок в Сантьяго».

Х. Сисай.

«Рынок в Сантьяго».

Середина XX в.

Погребальная маска из нефрита, железного колчедана и перламутра.

Погребальная маска из нефрита, железного колчедана и перламутра.

Тикаль.

599.

Культура майя.

Стела «Д» в Киригуа.

Стела «Д» в Киригуа.

Камень.

766.

Культура майя.

Пест из диорита.

Пест из диорита.

100—300.

Культура ольмеков.

Музей индейца.

Нью-Йорк.

Керамическая статуэтка с процарапанным орнаментом из Вашактуна.

Керамическая статуэтка с процарапанным орнаментом из Вашактуна.

250—750.

Культура майя.

Национальный музей археологии и этнографии.

Город Гватемала.

В начало энциклопедии