Гватемала. Архитектура и изобразительное искусство
Храм № 1 («Храм гигантского ягуара») в Тикале.
Около 700.
Культура майя.
Гватемала. Архитектура и изобразительное искусство
В древний период в Г. процветали архитектура и искусство майя классического периода (III-IX вв.); их памятники (пирамиды, храмы, дворцы, склепы, стелы с рельефами и надписями) сохранились в Тикале, Каминальгую, Киригуа, Пьедрас-Неграс. Художественная культура позднего периода майя (IX-XVI вв.) охватила лишь горные районы.
В колониальный период города сооружались по обычному для испанских колоний прямоугольному плану. Из-за сейсмической опасности строились приземистые, массивные здания с толстыми стенами (из камня или адобов) и низкими аркадами. Во второй половине XVIII в. фасады украшались пышным лепным декором. Главные архитектурные памятники сохранились в г. Антигуа (Антигуа-Гватемала, основан в 1542-43), опустевшем после землетрясения 1773: дворец Паласио де лос Капитанес Хенералес (1763-64, архитектор Л. Диес Наварро), ратуша (аюнтамьенто; 1739-43, архитектор Д. де Поррес), университет Сан-Карлос (1763-73, архитектор X. М. Рамирес, 1703 -?). монастырь с церковью Нуэстра Сеньора де ла Мерсед (XVII-XVIII вв.), собор (1669-80, архитектор М. де Андухар). Своеобразная скульптурная школа Г. славилась в XVI-XVIII вв. церковными статуями из дерева, покрытого металлом, эмалями и лаком. Религиозный характер носила и живопись (А. де Мантуфар, 1627-65). Основоположником нового светского течения стал в конце XVIII в. гравер П. Гарси-Агирре (1750? - 1809). XIX в. характеризуется застоем искусства. Архитектурная деятельность XIX-XX вв. сосредоточивалась главным образом в столице Г. - г. Гватемала, застроенном в XIX в. общественными зданиями в стиле классицизма и 1-2-этажными жилыми домами. Город заново отстроен после землетрясений 1917-18. Дворец Паласио Насьональ (1919, архитектор Р. Перес Леон) - характерный образец архитектуры первой половины XX в. Новые архитектурные течения распространяются в Г. с середины XX в. (здание банка в г. Гватемала со стилизованными декоративными рельефами). В XX в. выдвигаются мастера, обратившиеся к жизни и истории индейцев (живописцы А. Гальвес Суарес, 1899-1946, У. Гаравито, р. 1897, Т. Фонсека, р. 1908, X. Сисай, р. 1923), к политическим темам (график Р. Ласо, р. 1928). Известный живописец и график К. Мерида в начале творчества был близок к Д. Ривере, затем склонился к условно-символическому искусству. Среди современных гватемальских скульпторов: Р. Йела Гюнтер (1888-1942), X. Урруэла (р. 1910), Р. Галеоти Торрес (р. 1912). Национальная школа изящных искусств в г. Гватемала (основана в 1920); в Кесальтенанго - Местная школа изящных искусств (основана в 1963).
В. М. Полевой.
Литература:
Ториэльо Г., Битва за Гватемалу, пер. с исп., М., 1956;
Диас Россотто Х., Характер гватемальской революции, пер. с исп., М., 1962;
Villacorta С. J., Historia de la capitanía general de Guatemala, Guatemala, 1942;
Kelsey V., Osborne L. de J., Four keys to Guatemala, N. Y.-L., 1943;
Cardoza y Aragón L., La revolucion Guatemalteca, Méx., 1955;
Osequeda R., Operación Guatemala SS ok SS, Méx., 1955;
Тенденции экономического развития стран Латинской Америки, М., 1969;
Solórzano F. Evolución económica de Guatemala, Guatemala, 1963;
Guatemala. Tenencia de la tierra y desarrollo socio-económico del sector
agrícola, Wash., 1965;
Galich M., Guatemala, La Hab., 1968;
World health statistics report, 1973, v. 26, № 3, 9;
América en cifras 1972, Situación culturàl: educación y otros aspectos culturales, Wash., 1973;
The world of learning. 1977-78, v. 1, L., 1977;
Batres Montúfar J., Poesías, Guatemala, 1952;
Alvarado Arellano H., Por un arte nacional democrático y realista, Guatemala, 1953;
его же, Preocupaciones, Guatemala, 1967;
Martí J., Guatemala, Guatemala, 1953;
Cardoza y Aragón L., Guatemala, las líneas de su mano, Méx., 1955;
Díaz Rozzotto J. Orígenes y originalidad de la literatura guatenalteca, «Cuadernos Americanos», 1969, N. 3;
González O. R., Poesía contemporánea de Guatemala, «Cuadernos Americanos», 1978, № 6;
Кинжалов Р. В., Искусство древней Америки, М., 1962;
Полевой В. М., Искусство стран Латинской Америки, М., 1967;
Кириченко Е. И., Три века искусства Латинской Америки, М., 1972;
Hoppenot H., Guatemala, Laussanne, 1955;
Chinchilla Aguilar E., Historia del arte en Guatemala, 2 ed., Guatemala, 1965;
Markman S. D., Colonial architecture of Antigua Guatemala, Phil., 1966.
Три стелы с мифологическими изображениями.
Камень.
Культура майя, позднеклассический период.
Санта-Лусия-Коцумальгуапа.
Полихромная ваза из Вашактуна.
Керамика.
Культура майя.
Церковь Нуэстра Сеньора де ла Мерсед в г. Антигуа.
XVII в., перестроена в 1760.
«Мадонна дель Росарио».
Серебро.
Первая половина XVII в.
Церковь Санто-Доминго.
Город Гватемала.
К. Мерида.
Деталь центральной панели в городском центре «Президент Хуарес» в г. Мехико.
К. Мерида.
«Мальчики».
Акварель.
Х. Сисай.
«Рынок в Сантьяго».
Середина XX в.
Погребальная маска из нефрита, железного колчедана и перламутра.
Тикаль.
599.
Культура майя.
Стела «Д» в Киригуа.
Камень.
766.
Культура майя.
Пест из диорита.
100300.
Культура ольмеков.
Музей индейца.
Нью-Йорк.
Керамическая статуэтка с процарапанным орнаментом из Вашактуна.
250750.
Культура майя.
Национальный музей археологии и этнографии.
Город Гватемала.