Энциклопедический справочник "Латинская Америка"
Бразилия. Литература

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Бразилия. Литература

Бразилия. Литература

Литература Б. развивается на португальском языке. Первые литературные памятники относятся к колониальному периоду (XVI-XVII вв.): трактаты и письма миссионеров-иезуитов, хроники и описания путешествий. В богатом фольклоре (песни, сказки) объединились три поэтические основы: португальская, негритянская и индейская. Бразильская поэзия до середины XVIII в. оставалась в русле португальского барокко - «Прозопопейя» (1601) Б. Тейшейры Пинту (1545-1605), «Музыка Парнаса» (1705) М. Ботелью ди Оливейры (1636-1711). Получила известность ораторская и морализаторская проза А. Виейры (1608-1697). Сатирические стихи Г. ди Матуса (1633-1696) запечатлели остроту социальных противоречий колониального общества. В поэзии конца XVIII в. соединились классицистические устремления, влияние Просвещения и эстетики Аркадии (итальянской литературной академии, провозгласившей своими принципами простоту и непосредственность). Просветительские идеи в Б. приняли специфический характер: идея «естественного» человека воплотилась в образе индейца. Эпические поэмы «Уругвай» (1769) Ж. Б. да Гамы (1741-1795) и «Карамуру» (1781) Ж. ди Санта-Риты Дурана (1722-1784), сочувственно изображавших коренных жителей Б., положили начало собственно национальной литературе. Классицистический идеал простоты, культ природы осуществлялся в пасторальной лирике, часто сохранявшей народный песенный колорит: поэмы «Глаура» (1798) М. да Силвы Алваренги (1749-1814), «Скрипка Лерено» (ч. 1-2, 1798-1826) Д. Калдаса Барбозы (1738-1800), стихи Т. А. Гонзаги (1744-1810). Поэты «минасской школы» (классицисты) Гонзага, К. М. да Коста (1729-1789), И. Ж. ди Алваренга Пейшоту (1744-1793) были связаны с антипортугальским «инконфидентов» заговором 1789 и подверглись репрессиям. В поэме Косты «Вила Рика» (1773), стихах Гонзаги и его сатирическом сочинении «Чилийские письма» (1788-89) сказался просветительский реализм.

С провозглашением национальной независимости (1822) ускорилось развитие бразильской культуры. В 30-70-е годы XIX в. в литературе Б. господствовал романтизм, для которого характерны национальная самобытность тематики и языка, поэтизация бразильской природы и истории. Одно из основных течений романтизма - индеанизм, выдвигавший индейца в качестве идеального героя, широко использовавший индейский фольклор и этнографические сведения: поэзия А. Гонсалвиса Диаса (1823-1864) и Д. Ж. Гонсалвиса ди Магальяйнса (1811-1882), романы Б. Гимарайнса (1825-1884), Ж. М. ди Аленкара (1829-1877). В конце романтического периода индеанизм сменяется так называемым сертанизмом - поэтизацией патриархального уклада сельской жизни: романы Ф. Таворы (1842-1888), «Иносенсия» (1872) А. Тауная (1843-1899). Поэты середины XIX в. остро ощущали противоречия складывавшегося в Б. буржуазного общества и его провинциальность: тоска и одиночество - главные мотивы лирики М. А. Алвариса ди Азеведу (1831-1852), К. Ж. ди Абреу (1837-1860), Л. Н. Фагундиса Варелы (1841-1875). Общественный подъём в эпоху борьбы за отмену рабства вызвал к жизни поэзию А. ди Кастру Алвиса, исполненную высокого гражданского пафоса. Бытописательское крыло романтизма представлено комедиями Л. К. Мартинса Пены (1815-1848), романом М. А. ди Алмейды (1830-1861) «Воспоминания сержанта полиции» (1854-55), связанным с традицией европейского плутовского романа. Поэзия конца XIX в. развивалась под сильным французским влиянием. Парнасская школа (О. Билак, 1865-1918: А. ди Оливейра, 1859-1927; Р. Коррея, 1859-1911) сменилась символистской: Ж. ди Крус-и-Соза (1861-1898), А. ди Гимарайнс (1870-1921), А. дус Анжус (1884-1914). В прозе символизм отразился в романах Ж. П. ди Грасы Араньи (1868-1931).

В 70-80-е годы господство католической ортодоксии в бразильской философии подрывается деятельностью так называемой ресифской школы философов, пропагандировавшей идеи Ч. Дарвина, Г. Спенсера, немецкого материалиста Э. Геккеля. Один из основных её представителей - С. Ромеру, автор капитальной «Истории бразильской литературы», собиратель фольклора. Под влиянием творчества Э. Золя зародилась натуралистическая школа (Э. Инглес ди Соза, 1853-1918; Ж. С. Рибейру, 1845-1890), которую возглавил А. Азеведу (1857-1913). Лучшие социальные романы Азеведу выходят за пределы натурализма и способствуют становлению реалистического метода. В романе «Атенеу» (1888) Р. Помпейи (1863-1895) наряду с натурализмом заметны черты импрессионизма. Реалистическая драматургия представлена комедиями на современные темы Ж. Франсы Жуниора (1838-1890) и пьесами А. ди Азеведу (1855-1908).

Крупным мастером критического реализма явился Ж. М. Машаду ди Асис, обогативший бразильскую литературу психологизмом. Дальнейшее развитие бразильского реализма шло по пути художественной передачи особенностей жизни крестьянских масс. На рубеже XIX-XX вв. появились рассказы «регионалистов», изображавших природу различных районов страны и нравы их жителей: «По сертану» (1898) А. Аринуса ди Мелу Франку (1868-1916), «Легенды гаушу» (1912) Ж. Симоинса Лописа Нету (1865-1916). Огромное влияние на литературу Б. оказали «Сертаны» (1902) Э. да Куньи - художественно-документальные произведения о труде крестьян и их борьбе за землю. Основная тема литературы после «Сертанов» - трагическая борьба крестьян со стихией: сборник рассказов «Зелёный ад» (1908) А. Ранжела (1871-1945), рассказы К. ди Васконселуса (1881-1923), А. Майи (1878-1944). Против приукрашивания сельской жизни направлены рассказы 20-х годов Ж. Б. Монтейру Лобату (1883-1948). Новой ступенью в развитии реализма стало творчество А. Э. ди Лимы Баррету, сочетавшего психологизм с гротескной сатирой. Неделя современного искусства (1922) в Сан-Паулу открыла наступление авангардистов на традиционную поэзию. Увлечение формой стало определяющим в творчестве М. Р. ди Андради (1893-1945), Ж. О. ди Андради (1890-1954). Многие модернисты, стремясь найти национальный стиль, обращались к фольклору: М. Бандейра (1886-1969), Р. Бопп (р. 1898), А. Феррейра (р. 1895). В поэзии Ж. ди Лимы, пронизанной неприятием буржуазной действительности, также заметна фольклорная основа.

Классовая, антиимпериалистическая борьба 30-40-х годов XX в. нашла отражение в литературе, исследующей острые социальные проблемы Северо-Востока - самого отсталого района страны: Г. Рамус, Ж. Линс ду Регу, Ракел ди Кейрос, Ж. Амаду, «Северо-восточный» роман - вершина бразильского реализма. В годы после Второй мировой войны продолжают выступать мастера бразильской прозы Ж. Амаду, творчество которого явилось значительным вкладом в литературу социалистического реализма, Э. Верисиму (1905-1975). Прозаики Ж. Ж. Виейра (р. 1897), С. дус Анжус (р. 1906), Маркис Ребелу (псевдоним Э. Круса Диаса, р. 1907) придерживаются традиционного социально-психологического реализма. Регионалистическая традиция возрождена и углублена в рассказах Ж. Гимарайнса Розы (1908-1968) и его романе «Пути по большому сертану» (1956). Значительные социальные романы создали А. Шмидт (1890-1964), Д. Журандир (р. 1909), С. Мартинс («Новая дорога», 1954), М. Палмериу (р. 1916), А. Каладу (р. 1917; «Вознесение Салвиану», 1954; «Кваруп», 1967), Ф. Жулиан, М. Лопис, М. А. Баррозу, А. Паин. Среди поэтов выделяются К. Друммонд ди Андради (р. 1902), В. ди Морайс (р. 1913), Ж. Кабрал ди Мелу Нету (р. 1920). В центре внимания новеллистов - быт и психология «маленького человека»: А. Машаду (p. 1895), M. Алкантара Машаду (1901-1935), О. Леса (р. 1903), Р. Рамус (р. 1929) и др.

Существуют Ассоциация писателей города Сан-Паулу и Ассоциация драматических писателей.

Литература:

Пина Р. ду, Национальная литература, в сборнике: Бразилия. Экономика. Политика. Культура, М., 1963;

Тертерян И. А., Бразильский роман XX века, М., 1965;

её же, Образы фольклора в современном реализме Бразилии и модернизм, в книге: Современные проблемы реализма и модернизм, М., 1965;

её же, Бразильская литература в СССР, в книге: Бразилия. Экономика. Политика. Культура, М., 1965;

Художественное своеобразие литератур Латинской Америки, М., 1976;

Soares Amora A., História da literature brasileira, 4 ed., S. Paulo, 1963;

Sodre N. W., História de literatura brasileira, 4 ed., Rio de J., [1964].

И. А. Тертерян.

В начало энциклопедии