Энциклопедический справочник "Латинская Америка"
Бразилия. Драматический театр

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Бразилия. Драматический театр

Национальный театр в г. Бразилия.

Национальный театр в г. Бразилия.

Бразилия. Драматический театр

Мотивы индейской мифологии, старинные португальские «ауто», обрядовые игры африканского происхождения оказали влияние на формирование бразильского театра и драматургии. Элементы драматического действия содержались в афро-бразильских ритуальных зрелищах. Первым бразильским драматургом был Ж. ди Аншиета (1534-1597), по инициативе которого было построено первое театральное здание (Рио-де-Жанейро). Большую роль в формировании национальной светской драматургии сыграло творчество А. Ж. да Силвы (1705-1739). Республиканскими освободительными идеями была проникнута драматургия представителей бразильского классицизма К. М. да Косты и И. Ж. ди Алваренги Пейшоту. В XVII в. предпринимались попытки создать постоянные театры.

Завоевание независимости (1822) способствовало подъёму театрального искусства и драматургии. Характерные особенности творчества представителей бразильского романтизма Д. Ж. Гонсалвиса ди Магальяйнса, А. Гонсалвиса Диаса, Ж. М. ди Аленкара - интерес к историческому прошлому страны, к индейскому фольклору, пафос утверждения национальной самобытности искусства. Реалистические тенденции преобладали в народных по характеру и языку произведениях крупнейшего комедиографа Л. К. Мартинса Пены. Среди выдающихся бразильских актёров XIX в. - Ж. Каэтану дус Сантус. Во второй половине XIX в. возникло много театральных трупп, было организовано драматическое общество(1855).

В начале XX в. на бразильской сцене часто ставилась бытовая комедия. Наиболее видные драматурги этого периода - А. Гонзага, В. Коррея, О. Виана. В 30-е годы преобладали пьесы с социально-политической тематикой (драматурги Ж. Камаргу, Э. Понжетти и др.). С деятельностью режиссёра З. Зембиньского, возглавившего в 40-х годах труппу «Комедианты» (основана в 1938), а также трупп под руководством А. Морино, А. Чели, Дж. Ратто, студенческого театра Пернамбуку связано повышение художественного уровня спектаклей, освоение техники сцены. В 50-е годы наметился подъём бразильского театрального искусства, были созданы новые коллективы: Бразильский театр комедии, «Театру ди арена» и др. Идеями гуманизма и свободолюбия проникнуты лучшие произведения драматурга Г. Фигейреду, получившие международное признание. Новое поколение драматургов - Ж. Андради, С. Сашпету, А. В. Суасуна, А. Каладу, Ж. Ренату, Ж. Гуарньери, А. Диас Гомис и др. - часто обращается к народному искусству. Их творчество связано с именами актёров и режиссёров Ф. Ранжела, П. Феррейры, К. Беккера, С. да Ф. М. Кардозу, Т. Карреру, П. Аутрана. Оскариту (Оскар Диас), Д. Гонсалвиса, А. Филью, А. Гарриду и др. С 1960-70-х годов в Рио-де-Жанейро и Сан-Паулу проводятся международные и национальные театральные фестивали. В середине 70-х годов появилось новое поколение драматургов: П. Маркус, П. Понти, А. Бивар, Ж. Висенти, Л. Асумпсан, Ф. Марсиу. Продолжаются поиски новых путей развития бразильского театра и драматургии. В Рио-де-Жанейро работают Драматическая школа, Консерватория драматического искусства, школы имеются также в Сан-Паулу, Салвадоре (штат Баия), Порту-Алегри (штат Риу-Гранди-ду-Сул).

Литература:

Гомес Д., Современный театр, в сборнике: Бразилия. Экономика. Политика. Культура. М., 1963;

Oliveira V. de, О teatro brasileiro, [Salvador], 1958;

Sousa J. G. de, О teatro no Brasil, t. 1-2, Rio de J., 1960.

В. Б. Оводов.

Театр «Эйс». Сан-Паулу.

Театр «Эйс».

Сан-Паулу.

Сцена из спектакля «Жимба — предводитель храбрецов».

Сцена из спектакля «Жимба — предводитель храбрецов» по пьесе Ж. Гуарньери и М. Делла Косты.

Режиссёр Ф. Ранжел.

В начало энциклопедии