Энциклопедический справочник "Латинская Америка"
Бразилия. Архитектура и изобразительное искусство

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Бразилия. Архитектура и изобразительное искусство

Монастырь Сан-Франсиску в Салвадоре.

М. ди Куареи др.

Монастырь Сан-Франсиску в Салвадоре.

Первая половина XVIII в.

Бразилия. Архитектура и изобразительное искусство

Архитектура.

Коренные жители Б. - индейцы жили в землянках и шалашах, строили овальные в плане общинные дома с каркасом из жердей, плетёными стенами, крышей из соломы или пальмовых листьев. Первый каменный дом был построен в 1504 португальцами, первый город - Вила-ди-Сан-Висенти - заложен в 1532. В колониальный период здания возводились неграми-рабами под руководством европейцев в европейских (главным образом португальских) традициях. «Фазенды» (укреплённые сельские поместья) включали дом с колоннадами, верандами, широкими лестницами и внутренним двором, а также церковь, служебные постройки, сараи («сензала») для рабов. В XVII в. было уже много городов, главным образом на побережье. Церкви прибрежных городов имели фланкированные колокольнями плоские фасады и богато отделанные, иногда сплошь позолоченные интерьеры. В XVIII в. в районе добычи золота и алмазов (ныне штат Минас-Жерайс) сложилась национальная школа барокко (видный мастер колониальной церковной архитектуры - М. Ф. Лисбоа), отличавшаяся повышенной пластичностью объёмов, использованием криволинейных планов и обрамлений проёмов, скульптуры и цвета, особенно в работах Алейжадинью. В XIX в. появляются новые типы зданий: вокзалы, научные институты; создаются крупные инженерные сооружения; в городах разбиваются парки, устанавливаются многочисленные памятники. Строятся императорские дворцы, как бело-розовый дворец Итамарати в Рио-де-Жанейро (1856, архитектор Ж. М. Ж. Ребелу). В официальных зданиях преобладает (под французским влиянием) классицизм (старое здание Академии художеств в Рио-де-Жанейро, 1826, архитектор О. Гранжан де Монтиньи, 1776-1850), а с конца XIX в. - тяжеловесная эклектика и позже «модерн», опирающееся на местные традиции, возрождающее формы колониальной эпохи («неоколониальный стиль»), и новое направление, связанное с техническим и социальным прогрессом. В 1929 архитектор Г. Варшавчик строит в Сан-Паулу в лаконичных геометризованных формах первый дом современного типа. В 1937-43 в Рио-де-Жанейро построено здание Министерства просвещения и здравоохранения (архитекторы Л. Коста, О. Нимейер, А. Э. Рейди, Ж. Морейра, р. 1904, К. Леан, р. 1906; художник К. Портинари; ландшафтный архитектор Р. Бурле Маркс; консультант Ле Корбюзье), воплотившее наиболее характерные и прогрессивные черты новой бразильской архитектуры: свободу планировки, которая стала учитывать требования строительства в условиях жаркого климата, необходимость сквозного проветривания и затенения, традиционные национальные особенности бразильского зодчества, синтез искусств. В постройках Пампульи (1942-43, архитектор О. Нимейер), микрорайона Педрегулью в Рио-де-Жанейро (1950-52, архитектор А. Э. Рейди) и выставки в Сан-Паулу (1951-54, архитекторы О. Нимейер, З. Лотуфу, Э. Ушоа, Э. Книзи ди Мелу и др.) архитектурные объёмы приобретают особую пластическую свободу, кривизну формы. В жилых домах Рио-де-Жанейро (1948-54, архитектор Л. Коста, брат Роберту) солнцезащитные устройства, разработанные в Б. и распространившиеся в других странах, орнаментально обогатили ажурные фасадные плоскости. Солнцезащитный навес определяет облик крупнейшего стадиона Маракана в Рио-де-Жанейро (1950-51, архитектор П. П. Бастус и др.). Здания часто окружаются живописными многоцветными садами (Р. Бурле Маркс и др.). В 1957 началось строительство новой столицы Б. - города Бразилия. Город в плане (архитектор Л. Коста) напоминает самолёт, «крылья» которого - жилая зона со строгими жилыми домами, а «фюзеляж» - цепочка площадей, окружённых необычными по пластической форме общественными зданиями, образующими выразительные ансамбли. Главная площадь - треугольная площадь Трёх властей. Построенное О. Нимейером здание Национального конгресса состоит из протяжённого плоского корпуса с залами (перекрытыми куполом и чашей, возвышающимися над крышей-террасой) и двойной высотной башни. Неподалёку - Дворец Рассвета со стреловидными колоннами. В 60-е годы расширяется жилищное и промышленное строительство, в центрах городов растут высотные здания, внедряются индустриальные методы, сборность строительства; ведутся работы по реконструкции крупных городов (прокладка магистралей, строительство виадуков), строятся жилые массивы; в структуре зданий выявляются конструкции, появляются большая замкнутость пространства, строгость форм, массивные, а иногда архаизированные детали, например в яхт-клубе (1966) и факультете архитектуры и градостроительства Университета Сан-Паулу (1969; оба в Сан-Паулу, архитектор Ж. Б. Артигас), но неизменны национальный характер, интерес к форме и цвету, к специфике строительства в тропиках. В целом творческий вклад бразильских архитекторов (кроме названных выше - А. Гарсия Роза, Ф. Р. Карвалью, Ж. М. Кардозу, А. Корреа Лима, Э. Миндлин, П. Антунис Рибейру, р. 1905, П. Мендис да Роша, Ж. Вилеин, Л. Нунис) в мировую архитектуру значителен.

В. Л. Хайт.

Изобразительное искусство.

О культуре индейцев-аборигенов до португальского завоевания свидетельствуют каменная скульптура, наскальные рисунки в Амазонии, керамические сосуды с геометрическим и антропоморфным орнаментом (найденные на острове Маражо и в других районах); разнообразно народное творчество индейцев позднейшего времени - фигурная керамика, резьба по дереву, полихромная роспись, узорное художественное ткачество, плетение, изделия из тыкв и разноцветных перьев. Негры-рабы перенесли из Африки в Б. красочные ткани и костюмы, маски, сосуды. Искусство колониального периода (преимущественно церковное) развивало традиции португальского барокко (в северных районах сказывались также голландское и французское влияния, на юге - испанское), в XVIII в. оно достигло вершин в драматичном творчестве скульптора и архитектора Алейжадинью, отразившего национально-освободительные устремления. Мастером декоративной скульптуры был В. ди Фонсека-и-Силва. В отделке зданий широко применялись резьба по дереву (в том числе позолоченная), росписи и бело-голубые керамические плитки - «азулежус», из которых компоновались стенные сюжетные картины. Красочные росписи церковных плафонов создавал М. да Коста Атаиди. Появилась и станковая живопись. В XIX в. искусство обратилось к светской местной тематике, однако приобрело академический характер, чему способствовали приглашения в 1816 французских художников и основание Академии художеств Бразилии (1816) в Рио-де-Жанейро, где преподавание возглавили члены Французской художественной миссии отец и затем сын Тоне. Появляются парадные портреты, исторические и батальные картины (В. Мейрелис ди Лима, М. ди Араужу Порту-Алегри и др.); в городах устанавливаются помпезные монументы. С начала XIX в. возникает интерес к изображению местной природы, жизни простых людей, особенно усилившийся у Ж. Ферраса ди Алмейды Жуниора. В начале XX в. язык живописных произведений обогащается и становится более тонким (Э. д’Анжелу Висконти). Неделя современного искусства в Сан-Паулу (1922), одним из организаторов которой был Э. ди Кавалканти, положила начало новому направлению. Художники больше обращаются к темам народной жизни и труда, изучают народное искусство и фольклор. К. Портинари в своих картинах и росписях реалистически выразил трагедию обезземеленных крестьян и обитателей «фавел», их созидательную энергию, героизм борцов за народное дело. В конце 30-х годов он выработал принципы бразильской монументальной живописи, использующей традиции плиток «азулежус» (впервые в здании Министерства просвещения и здравоохранения в Рио-де-Жанейро). Ужасы войны и фашизма разоблачал Л. Сегалл. Народностью образов выделяются картины самоучки Джаниры. По-народному декоративны картины Тарсилы ду Амарал. Народное искусство представлено росписью по дереву и тканям, гравюрами, терракотовыми вотивными фигурками и игрушками. В области монументальной живописи работают Р. Бурле Маркс, А. Волпи (р. 1896), А. Булкан (в зданиях города Бразилия) и др. Скульпторы наряду со станковыми произведениями создают памятники - многофигурные, как памятник бандейрантам в Сан-Паулу (1936, В. Брешерет), грандиозный монумент павшим во Второй мировой войне в Рио-де-Жанейро (1960, архитекторы М. Кондер Нету и Э. Маринью, скульпторы А. Сескьяти и Ж. Кателли Филью, художник А. Медейрус), обобщённо-символические, как «Воины» (1960) и «Метеор» (1966, оба - Б. Джорджи) в городе Бразилия. Выразительна отразившая прогрессивные общественные движения бразильская станковая и книжная графика, которая была поддержана демократическими клубами друзей гравюры, - экспрессивная у О. Гоэлди, жанровая и лиричная у К. Склиара и других мастеров из штата Риу-Гранди-ду-Сул, публицистичная у Р. Кац (р. 1927), М. Грубера Корреи (р. 1926), Д. Гонсалвиса (р. 1925). С 50-х годов XX в. в живописи и скульптуре усиливаются абстрактные тенденции, чуждые народным традициям. Параллельно с ними развиваются и местные реалистические течения. В XX в. декоративно-прикладное искусство часто использует традиционные местные мотивы и материалы: керамика, в том числе производство «азулежус» (Р. Осир), стекло, ювелирные изделия (Р. Бурле Маркс, К. Мора) и особенно художественное ткачество и роспись тканей (Т. Магану, И. Голц, Л. Коррея ди Араужу). Своеобразны работы художников-«примитивистов», нередко пользующихся народными материалами: перьями, ракушками и т. п.

Литература:

Выставка современной графики Бразилии, М., 1958;

Нимейер О., Мой опыт строительства Бразилиа, перевод с португальского, М., 1963;

его же, О бразильской архитектуре, в сборнике: Бразилия. Экономика. Политика. Культура, М., 1963;

Кавалканти Э. ди, Художники и общество, там же;

Кампофиорито К., Живопись и скульптура Бразилии в послевоенный период, там же;

Островский Г. С., Об изобразительном искусстве современной Бразилии, там же;

Хайт В., Современная архитектура Бразилии, М., 1973;

Нимейер О., Архитектура и общество, переводы с португальского, английского и французского, М., 1975;

Bardi P. M., The arts in Brazil, Mil., 1956;

его же, New Brazilian art, N. Y., 1970;

Mindlin H., Modern architecture in Brazil, N. Y., 1956;

Pontual R., Dicionário das artes plásticas no Brazil, Rio de J., 1969;

Corona E., Lemos C., Dicionário da arquitetura brasileira, S. Paulo, 1972.

В. Л. Хайт.

Фонтан «Дус Контус» в Ору-Прету.

Ж. Вейга.

Фонтан «Дус Контус» в Ору-Прету.

1745.

Церковь Носа Сеньора ду Розариу в Ору-Прету.

М. Ф. ди Араужу.

Церковь Носа Сеньора ду Розариу в Ору-Прету.

1785.

Общий вид и план.

Муниципальный театр в Рио-де-Жанейро.

Ф. ди Оливейра.

Муниципальный театр в Рио-де-Жанейро.

1911.

Академия художеств Бразилии и национальный музей изящных искусств на Авенида Риу-Бранку в Рио-де-Жанейро.

Академия художеств Бразилии и национальный музей изящных искусств на Авенида Риу-Бранку в Рио-де-Жанейро.

Министерство просвещения и здравоохранения (ныне Дом культуры) в Рио-де-Жанейро.

Л. Коста, О. Нимейер, А. Э. Рейди и др.

Министерство просвещения и здравоохранения (ныне Дом культуры) в Рио-де-Жанейро.

1937—43.

Яхт-клуб в г. Жуис-ди-Фора.

Ф. Болонья.

Яхт-клуб в г. Жуис-ди-Фора.

1954.

Алейжадинью. Статуя пророка Ионы у церкви Бон Жезус ди Матозиньюс в Конгоньясе.

Алейжадинью.

Статуя пророка Ионы у церкви Бон Жезус ди Матозиньюс в Конгоньясе.

Камень.

1800—05.

К. Портинари. «Мальчик из Бродоски».

К. Портинари.

«Мальчик из Бродоски».

Рисунок.

М. Грубер Коррея. «Полицейское насилие».

М. Грубер Коррея.

«Полицейское насилие».

Гравюра на дереве.

1953.

Деревянная чаша в виде статуэтки всадника.

Деревянная чаша в виде статуэтки всадника.

Негритянское искусство.

Здание Университета г. Бразилия.

Здание Университета г. Бразилия.

Расписной конический кубок.

Расписной конический кубок.

Керамика.

Найден на острове Маражо в устье р. Амазонка.

1000—1500.

Музей индейца.

Нью-Йорк.

Алейжадинью. Церковь Сан-Франсиску ди Асис в Ору-Прету.

Алейжадинью.

Церковь Сан-Франсиску ди Асис в Ору-Прету.

1766—94.

Жилая застройка в г. Бразилия.

О. Нимейер, Э. Ушоа.

Жилая застройка в г. Бразилия.

1959.

Дворец Национального конгресса в г. Бразилия.

О. Нимейер.

Дворец Национального конгресса в г. Бразилия.

1960.

Город Бразилия. Эспланада, ведущая к зданию Национального конгресса и площади Трех властей.

Город Бразилия.

Эспланада, ведущая к зданию Национального конгресса и площади Трех властей.

Собор в г. Бразилия.

О. Нимейер, Ж. Кардозу.

Собор в г. Бразилия.

1970.

Б. Джорджи. «Воины».

Б. Джорджи.

«Воины».

Скульптурная группа перед Дворцом юстиции в г. Бразилия.

Бронза.

1960.

Э. ди Кавалканти. «Пейзаж с мулатками».

Э. ди Кавалканти.

«Пейзаж с мулатками».

1969.

Собрание Н. Гейерхан.

Великобритания.

Ж. Ф. ди Алмейда Жуниор. Портрет девушки.

Ж. Ф. ди Алмейда Жуниор.

Портрет девушки.

Музей искусства Сан-Паулу.

Т. ду Амарал. «Продавец фруктов».

Т. ду Амарал.

«Продавец фруктов».

1925.

Собрание С. Лейенрот.

Великобритания.

К. Портинари. «Беженцы».

К. Портинари.

«Беженцы».

1944.

Музей искусства Сан-Паулу.

Э. д’А. Висконти. «Обнаженная».

Э. д’А. Висконти.

«Обнаженная».

Музей искусства Сан-Паулу.

Застройка XVIII в. в Салвадоре.

Застройка XVIII в. в Салвадоре.

В начало энциклопедии