Энциклопедический справочник "Латинская Америка"
Боливия. Драматический театр

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Боливия. Драматический театр

Боливия. Драматический театр

Среди немногих образцов доиспанской культуры до нашего времени дошла кечуанская драма «Апу-Ольянтай». Первые театраальные представления связаны с правлением Пачакутека (1438-1471), по приказу которого ставились сценки из жизни инков. В театре инков сформировалось два жанра: уанка (wanka) - представления на исторические сюжеты (жизнеописания инков и их вождей) и арануай (aronway) - сценки из обыденной жизни инков, часто комедийного содержания. В 1617-19 в Ла-Пасе были открыты два театра. Здесь же предпринималась единственная в колониальный период попытка постановки национальной пьесы «Хвала достоинству бригадира дона Себастьяна де Сегуролы, сочинённая в форме эпиталамы доном Педро Ноласко Креспо» (1781), посвященная подавлению народного восстания под руководством братьев Катари (1780-81). Театральное искусство XIX в. развивалось под значительным влиянием европейского романтизма. Первой боливийской драмой, поставленной после завоевания независимости, была пьеса М. Мендеса «Предупреждение девицам» (1834, город Кочабамба). Во второй половине XIX в. признанием пользовались драмы X. Гусмана, Э. Хофре, Н. Агирре, X. Поля, X. Р. Гутьерреса и особенно Ф. Рейеса Ортиса («Комическая пьеска», 1857; «План одного представления», 1857; «Ненависть и любовь», 1875), драматургия которого отличалась ярко выраженной политической направленностью. В конце XIX - начале XX вв. ставились пьесы Р. Мухии («Драматические зарисовки», 1882), Э. Кабальеро и др. Среди драматургов первой половины XX в., отстаивавших социально-критическую линию, - Н. Ортис Пачеко и А. Диас Вильямиль («Голос кены», 1922; «Тупак Катари», 1923; «Цена марионетки», 1924; «Ла Росита», 1934). Профессиональное театральное искусство в Б. не получило развития. Исключением была деятельность театральных трупп «Тиауанако» и «Лира инков». Особой популярностью пользуются театрализованные шествия во время карнавала (этой традиции свыше 400 лет). Наиболее интересно карнавальные представления проходят в городе Оруро (его называют столицей боливийского фольклора), на улицах и площадях которого разыгрываются хореографические сценки, в аллегорической форме изображается далёкое прошлое из жизни народа. Некоторые хореографические миниатюры («Кульягуас» - танец ткачей, «Льямерос» - танец погонщиков лам, «Кальяуайос» - танец врачей и жрецов и т. д.) восходят к древним индейским обрядам, другие («Лос инкас» - фольклорная драма о пленении и смерти инки Атауальпы, «Лос моренос» - танец чёрных рабов, завезённых конкистадорами, «Лас вакас» - пародия на корриду и др.) - возникли позднее. В Оруро созданы специальные карнавальные группы «Дьябладас», «Ла гран традисьональ аутентика дьяблада Оруро», «Конхунто традисьональ фольклорико дьяблада Оруро» и др. Каждая из них насчитывает от 50 до 200 танцовщиков, которые выступают в масках, изображающих дьяволов, в ярких, расшитых серебром и золотом костюмах, украшенных широким поясом с набором серебряных монет, в накидках с вышитыми на них драконами.

В 1949 создано Общество деятелей театра и радио, издающее (с перерывами) журнал «Маскара» («Máscara»). Много любительских трупп существует в университетах, которые на протяжении всей истории Б. играли и продолжают играть значительную роль в её культурной жизни. С 60-х годов в Боливийском техническом университете Оруро работает «Театро насьональ Кольясуйо» (режиссёр Г. Мартинес Сото Агилар), ставивший спектакли, основанные на индейском фольклоре, и знакомивший зрителей с народными представлениями - «Майта пурисанчех» (на языке кечуа), «Атох Хуансито» и др. В 70-е годы любительские театральные труппы организовывались в Ла-Пасе («Театро эксперименталь де Ла-Пас» при Боливийской конфедерации студентов), в Бени («Театро эксперименталь дель Бени», основан Р. Карвальо, с 1971 руководитель Ч. Уртадо), в Санта-Крусе («Групо эксперименталь "Акуариус"», режиссёры А. Чисака и А. Хальдин; ставит спектакли в стиле дадаизма - «Франс Тамайо», 1977) и других городах. Среди известных актёров: А. Сааведра, В. Монрой, Р. Сальмон, У. Ронкаль. В Ла-Пасе организована Академия сценического искусства и декламации.

А. В. Синявский.

В начало энциклопедии