Энциклопедический справочник "Латинская Америка"
Боливия. Архитектура и изобразительное искусство

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Боливия. Архитектура и изобразительное искусство

Церковь в Томаве.

Церковь в Томаве.

1733.

Боливия. Архитектура и изобразительное искусство

Архитектура.

К древнему периоду относятся сооружения конца I тысячелетия до н. э. - I тысячелетия н. э., связанные главным образом с культурой Тиауанако: холм-пирамида Акапана, комплекс Каласасая с оградой из монолитных столбов и Воротами Солнца, «Дворец саркофагов». Архитектура колониального периода находилась под влиянием испанского зодчества и характеризовалась строгостью массивных объёмов церквей (из камня и адобов, со сводами из «кинчи» - своеобразной бетонной массы на тростниковом каркасе), широким применением плоской резьбы по камню (украшающей порталы фасадов, стены и своды в интерьерах), пышным декором ретабло, обращением к индейским мотивам. Блестящий расцвет архитектура переживала в XVIII в. В городах Сукре, Потоси, Ла-Пас развивался самобытный вариант барокко; зодчество южных и юго-западных областей, восходившее к европейским прототипам в общей схеме плана и объёмной композиции, по своим стилевым характеристикам было полностью свободно от аналогий с какими бы то ни было европейскими стилями. (церкви из адобов в селениях Томава, Сан-Кристобаль, Кольча). Значительные памятники: собор в Сукре (заложен в 1571, построен около 1686-97), Монетный двор в Потоси (1759-73, архитекторы С. Вилья и Л. Кабельо); церкви Санто-Доминго (1726) и Сан-Франсиско (около 1743-84) в Ла-Пасе; церковь Ла Мерсед (1687) и фасад церкви Сан-Лоренсо (1728-44) в Потоси; дворцы Вилья-верде и Диес де Медина (1775) в Ла-Пасе. С 1840-х годов в Б. начинается период классицизма. Крупными сооружениями XIX в. являются собор в Потоси (1809-36, архитектор М. де Санауха) и Дворец правительства в Ла-Пасе (1853, перестроен в 1883, архитектор X. Нуньес дель Прадо). В XIX - первой четверти XX вв. возводятся общественные здания в духе эклектики, затем «модерна» (Дворец правительства в Сукре, 1892, архитектор X. Пинкас). В середине XX в. появляются здания в духе современной архитектуры из железобетона в столице и других городах (архитекторы X. Мариака Пандо, Э. Вильянуэва); жилищное строительство в целом сохраняет традиции колониального периода.

Е. И. Кириченко.

Изобразительное искусство.

На северо-западе современной территории Б., на берегах озера Титикака, в древнейший период развивалась культура Чирипа (керамические сосуды с росписью и рельефом); в Тиауанако сохранились замечательные памятники скульптуры (рельефы Ворот Солнца, столбы с рельефами), художественная керамика (кубки с полихромной росписью - стилизованные звери, геометрический орнамент), ткани, ювелирные изделия (золотые и серебряные фигурки животных). Традиции древнего искусства отчасти сохранились у индейцев кечуа и аймара.

Для искусства Б. колониального периода характерен «метисский» стиль, сочетающий традиции древнего индейского искусства и черты европейского барокко и классицизма. Наиболее ярко этот стиль проявился в начале XVIII в. в работах мастеров-индейцев (С. де ла Крус, работал в 1700-07), которые широко использовали местные декоративные мотивы, искусно вплетали в пышное скульптурное оформление церквей в Потоси и Ла-Пасе христианские и индейские символические изображения. В колониальный период расцвело искусство резьбы по дереву (резные деревянные балконы, порталы, кафедры, скамьи хора). Это тонкое и изящное искусство было доведено до совершенства мастерами «асамбладорес» - резчиками и сборщиками деревянных ретабло, среди которых наиболее известны братья Эрнандес Гальван (XVI в.), авторы многочисленных ретабло в Сукре, Гаспар де ла Куэва (XVII в.). Живопись Б. колониального периода во многом следовала европейским канонам и носила в основном религиозный характер. В Ла-Пасе до 1683 работал индеец Л. Флорес, в Потоси в 1601-09 - Г. Гамарра. В XVIII в. М. Перес де Ольгин, автор композиций на религиозные темы, был создателем ярких реалистических образов.

В XIX в. формируется новое национальное искусство Б., которое представляют скульптор и живописец X. де ла Крус Тапия (около 1820-1895), живописцы и графики М. Угальде (1817-1881), запечатлевший облик многих современников, С. Порсель (1830-1892) и X. Гарсия Меса (1851-1905), обращавшиеся в своём творчестве к народному быту и национальному пейзажу, портретист и исторический живописец А. Ногалес (1875 -?), внёсший в живопись Б. черты импрессионизма, пейзажист С. Итурральде (1838 - после 1880). Эти художники наметили новые пути развития национального искусства Б. В 1892 основана Академия художеств в Потоси. Однако подлинное становление национальной школы изобразительного искусства начинается в 20-х годах XX в., во многом под влиянием революционного мексиканского искусства. В 1928 основана Высшая школа изящных искусств в Ла-Пасе. С именем С. Гусмана де Рохаса связана целая эпоха в искусстве Б. Его ученики и последователи стали ведущими художниками Б. Одни из них теснее связаны с мексиканской художественной школой (Р. Бердесио), другие использовали методы мексиканской живописи для развития национального боливийского искусства, посвящённого жизни и истории боливийского народа: живописец и график М. Эхидо; В. Солон Ромеро (р. 1925) - автор настенных росписей на темы борьбы за свободу и независимость в Университете Сан-Франсиско Хавьер в Сукре; М. Аландия Пантоха (р. 1914), исполнивший настенные росписи на социальные темы во Дворце правительства в Ла-Пасе и в шахтёрских профсоюзных центрах в Катави и Ла-Пасе. Скульпторы Б., находившиеся в конце XIX - начале XX вв. под влиянием европейского академизма, начиная с 20-х годов XX в. также обращаются к национальным образам, к древним традициям индейского искусства (М. Нуньес дель Прадо, У. Альмарас, Э. Лухан). В середине XX в. распространяется также модернистское, в том числе абстрактное, искусство (А. Пачеко, р. 1910, М. Л. Пачеко, р. 1919, Э. Арналь, р. 1932).

В. С. Синюкова.

Литература:

Кинжалов Р. В., Искусство древней Америки, М., 1962;

Полевой В. М., Искусство стран Латинской Америки, М., 1967;

Кириченко Е. И., Три века искусства Латинской Америки, М., 1972;

Benavides Rodríguez A., La arquitectura en el virreinato del Perú y en la capitanía general del Chile, S., 1941;

Vignale P. J., La Casa real de moneda de Potosí, B. Aires, 1944;

Kirchhoff H., Bolivia en acción, B. Aires, 1949;

Wethey H. E., Arquitectura virreinal en Bolivia, La Paz, 1960.

Церковь Сан-Франсиско в Ла-Пасе.

Церковь Сан-Франсиско в Ла-Пасе.

Около 1743—84.

Интерьер.

Дом маркизов де Отави в Потоси.

Дом маркизов де Отави (ныне здание «Банко сентраль де Боливия») в Потоси.

1750—85.

Монетный двор в Потоси.

С. Вилья, Л. Кабельо.

Монетный двор в Потоси.

1759—73.

Дворец правительства в Ла-Пасе.

Х. Нуньес дель Прадо.

Дворец правительства в Ла-Пасе.

1853.

Перестроен в 1883.

С. Гусман де Рохас. «Индеанка».

С. Гусман де Рохас.

«Индеанка».

Р. Бердесио. «Дровосеки».

Р. Бердесио.

«Дровосеки».

Рисунок.

1946.

М. Эхидо. «Ламы».

М. Эхидо.

«Ламы».

1959.

Здание медицинского факультета Боливийского университета Сан-Андрес в Ла-Пасе.

Здание медицинского факультета Боливийского университета Сан-Андрес в Ла-Пасе.

Каменная статуя. Культура Тиауанако.

Каменная статуя.

Культура Тиауанако.

Шаль из шерсти викуньи.

Шаль из шерсти викуньи.

1550.

Остров Коати на озере Титикака.

Музей индейца.

Нью-Йорк.

Портал церкви Сан-Лоренсо в Потоси.

Х. Кондори.

Портал церкви Сан-Лоренсо в Потоси.

1728—44.

Застройка колониального периода в Потоси.

Застройка колониального периода в Потоси.

На первом плане — крыша Монетного двора.

На втором плане — собор.

С. Гусман де Рохас. Портрет Аиды Куэнка де Бальдивьесо.

С. Гусман де Рохас.

Портрет Аиды Куэнка де Бальдивьесо.

XX в.

В начало энциклопедии