Энциклопедический справочник "Латинская Америка"
Аргентина. Музыка

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Аргентина. Музыка

Аргентина. Музыка

В народной аргентинской музыке преобладает креольский фольклор. Музыка аборигенов сохранилась только в северо-западных провинциях А. Её стилистические особенности, песенные и танцевальные жанры (багуала, видала, ярави, уайно) и инструменты (духовые - кена, эрке, эркенчо, пинкильо, сику или антара; различные ударные) преимущественно те же, что в индейской музыке Боливии и Перу. Под влиянием испанцев индейцы начали использовать некоторые европейские инструменты (скрипка, арфа), а также применять в своей традиционной музыке трёхдольные метры и элементы диатоники.

Из старинных креольских песен и танцев (расцвет относится к концу XVIII - первой половине XIX вв.) сохраняются тристе, эстило, тоно, куэка (см. Самакуэка), гато, чакарера, фирмеса, байлесито, маламбо, перикон, сьелито, куандо, медия-канья, ранчера; из более поздних - милонга, танго. Основной инструмент - гитара; широко распространён также аккордеон (главным образом в восточных провинциях и на побережье А.).

Изучением и систематизацией музыкального фольклора А. занимался К. Вега, основавший в 1931 институт музыковедения при Министерстве народного просвещения. Существен вклад в аргентинскую фольклористику его ученицы - И. Аретс-Тьеле.

Становление профессиональной музыки (XVII в.) связано с деятельностью католических миссионеров и музыкантов (X. Васео, Л. Бержер, А. Сеп и др.). Первые национальные композиторы были главным образом любителями, среди них - публицист и общественный деятель X. Б. Альберди, А. Алькорта, X. П. Эснаола. Композиторы следующего поколения, получившие наименование «первых профессионалов», создавали произведения академических жанров и форм - от камерных сочинений до первых опытов симфонии, и оперной музыки: Д. Коста, X. Гутьеррес, Л. Х. Бернаскони, М. Рохас, С. Берон, Ф. Харгривс.

Родоначальником профессиональной композиторской школы А. явился А. Вильямс, основавший одну из первых в А. консерваторий (1893), музыкальное издательство «Кена» и музыкальный журнал того же названия; многие годы он возглавлял Национальную комиссию по делам изящных искусств и Национальную концертную ассоциацию, вёл большую педагогическую работу.

В конце XIX - начале XX вв. большое внимание уделялось оперному жанру, однако композиторы находились под значительным влиянием итальянской оперы. Один из зачинателей национального направления в оперном искусстве - Ф. Боэро (1884-1958) был автором первой аргентинской оперы на испанском языке «Тукуман» (1918). Первая национальная симфония создана А. Берутти (1862-1938) («Аргентинская симфония», 1890). К серьёзной разработке аргентинского музыкального фольклора обратился X. Агирре (1868-1924), стиль которого отличается яркой самобытностью. Народная музыка служит основой многих произведений Ф. Угарте (симфоническая поэма «Среди гор», 1922; «Танго» для оркестра, 1950, и др.), К. Лопеса Бучардо (1881-1948) («Аргентинские сцены» для оркестра, 1922).

В 1929 сложилась «Группа музыкального обновления», ставившая своей задачей создание современного музыкального искусства. В неё вошли композиторы национальной ориентации: братья X. М. Кастро, Х. Х. Кастро и В. Кастро, X. Хиларди (1889-1963), X. Фишер, Л. Джаннео, О. Сиккарди. Среди них выделяется Х. Х. Кастро, творчество которого сформировалось под воздействием французского импрессионизма и национальных аргентинских традиций («Аргентинская симфония», 1936; опера «Прозерпина и чужестранец», 1952). Некоторое время к этой группе примыкал X. К. Пас (вскоре отошёл от национального направления, стал последователем додекафонной системы австрийского композитора А. Шёнберга).

В 1940-х годах выдвигается новое поколение аргентинских композиторов: Р. Гарсия Морильо (р. 1911), автор театральной, симфонической и камерной музыки, монографий о М. П. Мусоргском (1943), Н. А. Римском-Корсакове (1945), К. Чавесе (1960); К. Гуаставино, А. Хинастера, в 1950-х годах занявший ведущее положение в аргентинской музыке; Р. Арисага (р. 1926), автор многочисленных камерных инструментальных и вокальных сочинений (в том числе на тексты Ф. Гарсиа Лорки).

Музыкальный центр А. - Буэнос-Айрес. Здесь находится один из крупнейших и единственный постоянный в Латинской Америке оперный театр «Колон» (1857-88, вторично открыт в 1908), функционируют оркестры - Филармонический (основан в 1946), Национальный симфонический (основан в 1949) и Национальное радио (основано в 1950); музыкальные общества, организующие концерты («Вагнеровская ассоциация», «Друзья музыки», «Группа новой музыки», «Аргентинский Моцартеум», Ассоциация камерных концертов и др.). Кадры профессиональных музыкантов готовят Национальная консерватория имени К. Лопеса Бучардо (основана в 1924) и Муниципальная консерватория имени М. Де Фальи, имеются консерватории в Кордове, Ла-Плате, Мендосе (Высшая школа музыки) и др.

Научно-исследовательскую работу ведут кафедра истории музыки университета Буэнос-Айреса, институт музыковедения, Латиноамериканский центр музыкальных исследований при институте «Торкуато ди Телья» (основан в 1965). Издаются газета «Буэнос-Айрес мусикаль» («Buenos Aires Musical», с 1957), журнал «Мундо мусикаль» («Mundo Musical», с 1938).

Литература:

Пичугин П. А., Народная музыка Аргентины, М., 1971;

Струйский П. А., Национальная музыкальная культура Аргентины, в сборнике: Культура Аргентины, М., 1977;

Vega С., Danzas у canciones argentinas, В. Aires, 1936;

его же, Panorama de la música popular argentina, B. Aires, [1944];

его же, Los instrumentos musicales aborígenes у críollos de la Argentina, B. Aires, 1946;

его же, Las danzas populares argentinas, B. Aires, 1952;

его же, El origen de las danzas folklóricas, B. Aires, 1956;

Arefz J., El folklore musical argentine, B. Aires, 1952;

Gesualdo V., Historia de la música en la Argentina, v. 1-3, B. Aires, 1961;

Garcia Acevedo M., La música argentina contemporánea, B. Aires, 1963.

В начало энциклопедии