Энциклопедический справочник "Латинская Америка"
Аргентина. Литература

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Аргентина. Литература

Аргентина. Литература

Литература А. развивается на испанском языке Фольклор и литературные памятники индейских племён, населявших А., не сохранились. Литература колониального периода (начало XVI - начало XIX вв.) представлена поэмой «Паломник в Вавилоне» Л. де Техеды (1604-80), стихотворной хроникой «Аргентина и завоевание Рио-де-Ла-Платы» (1602) М. дель Барко Сентенеры, исторической хроникой «Рукописная Аргентина» (1612) Р. Диаса де Гусмана, и др. В годы Войны за независимость испанских колоний в Америке 1810-26 и национально-освободительного движения преобладал революционно-патриотический классицизм: публицистика Б. де Монтеагудо (около 1785 - 1825), стихи В. Лопеса-и-Планеса (1785-1856), Э. Де уки (1786-1824), X. Круса Варелы (1794-1839).

В становлении национальной литературы важная роль принадлежит устному народному творчеству, возникшему на основе жанров испанской народной поэзии. После завоевания независимости в начале XIX в. были популярны песни-импровизации (видала, тристе и др.) гаучо (скотоводов), которые легли в основу собственно аргентинского явления - литературы гаучо. Её зачинатель - первый национальный поэт Б. Идальго (1788-1822), оставивший также заметный след в уругвайской литературе. В своих «Патриотических диалогах» (1821-22) и куплетах (так называемое сьелито) он обратился к народной тематике. О жизни обитателей пампы писал и поэт И. Аскасуби (1807-1875). В 30-е годы развитие национальной литературы значительно ускорилось. Д. Ф. Сармьенто (1811-88), используя традицию анонимного рассказа, воссоздал жизнь аргентинской пампы в художественно-философском эссе «Факундо» (полное название «Факундо, или Цивилизация и варварство в аргентинской пампе», 1850) - одном из основных сочинений, подготовивших традицию оригинального национального романа. Писатель и философ Э. Эчеверрия (1805-1851) -основоположник романтического направления, идеологической базой которого были ярко выраженные антииспанские настроения, идеи Великой французской революции. Поэма Эчеверрии «Пленница» (1837) стала первым произведением романтической поэзии, затронувшей национальные темы. Начало художественной романтической прозе А. положил роман «Амалия» (1855) X. Мармоля (1817-1871), а основы реалистических традиций заложены в новелле «Бойня» Эчеверрии.

Последняя четверть XIX в. ознаменована расцветом прозы и поэзии. В прозе конца XIX в. выделяется социальный роман о городе, отмеченный чертами натурализма: «Попурри», «Без руля» и др. Э. Камбасереса (1843-1888), «Большая деревня» Л. В. Лопеса (1848-1894), «Биржа» (1890) X. Мартеля (настоящее имя - X. Миро, 1868-1896). Костумбризм, связанный в основном с сельской тематикой, нашёл выражение в поэзии Э. дель Кампо (1834-1880; поэма «Фауст», 1866), Р. Облигадо (1851-1920; поэма «Сантос Вега», 1885). Вершиной литературы гаучо и всей реалистической литературы А. XIX в. стала эпическая поэма X. Р. Эрнандеса (1834-86) «Мартин Фьерро» (ч. 1-2, 1872-79) - история свободолюбивого гаучо, ставшего в условиях развивающихся капиталистических отношений жертвой социальной несправедливости.

Начало XX в. характеризуется усилением позиций реализма. Вместе с тем заметную роль начинает играть модернизм: исторический роман «Слава дона Рамиро» (1908) Э. Ларреты (1875-1961), поэзия Л. Лугонеса (1874-1938) и Р. Гуиральдеса (1886-1927). К концу 20-х годов влияние модернизма стало менее ощутимым. Среди писателей-реалистов начала XX в., отразивших специфику национальной жизни, - Р. Х. Пайро (1867-1928), автор романа «Забавные приключения внука Хуана Морейры», 1910), Б. Линч (1885-1951; романы «Стервятники «Флориды»», 1916, «Англичанин - искатель костей», 1924, в русском переводе - «Мистер Джеймс ищет черепа», 1969), М. Гальвес (1882-1962). Роман Р. Гуиральдеса «Дон Сегундо Сомбра» (1926) наряду с костумбристскими тенденциями обнаруживает черты романтизма. К так называемым поэтам-постмодернистам относятся Э. Карриего (1883-1912), Б. Фернандес Морено (1886-1950), Э. Банчс (р. 1888), поэтесса А. Сторни (1892-1938). В становлении реалистической драматургии этого периода большую роль сыграли Ф. Санчес, Г. де Лаферрере и др.

В середине 20-х годов в условиях подъёма демократического движения возникли эстетско-формалистская группа «Флорида» (В. Окампо, 1891-1978; X. Л. Борхес, р. 1899; Л. Маречаль, 1900-70, Э. Мальеа, р. 1903) и критико-реалистическая группа «Боэдо», сплотившая писателей, которые посвятили своё творчество социальным проблемам национальной действительности: А. Юнке (р. 1890), Э. Кастельнуово (р. 1893), Л. Гудиньо Крамер (р. 1900), Р. Арльт (1900-1942), Л. Барлетта (1902-1975), Р. Гонсалес Туньон (1905-1974), оказавшие заметное влияние на дальнейшую литературную жизнь А. Для лирики 40-х годов характерно существование модернистских и реалистических тенденций, смешение их, нередко в творчестве одного и того же писателя (Э. Вернике, 1915-68). В русле критического реализма созданы произведения Э. Кастро (р. 1902; роман «Островитяне», 1944), Б. Вербитского (р. 1907), К. Р. Доде (1901-1974), Р. Ларры (р. 1913), X. Х. Манауты (р. 1920), X. Мурильо и др. В романе А. Варелы (р. 1914) «Тёмная река» (1943) заметны тенденции социалистического реализма. Эстетическим концепциям «Флориды» следуют М. Мухика Лайнес (р. 1910), А. Бьой Касарес (р. 1914), С. Бульрич (р. 1915).

В творчестве многих писателей отмечаются попытки синтеза реалистического анализа и символических обобщений, стремление сочетать национальную конкретность с универсальностью подхода к социальным явлениям действительности. Эти тенденции наиболее глубокое выражение нашли в прозе X. Кортасара (р. 1914; романы «Премии», 1960, «Игра в классы», 1963, рассказы). Пороки буржуазного мира обличаются в романах «Те, кто на коне» (1967) Д. Виньяса (р. 1920), «Туннель» (1948) и «О героях и могилах» (1961) Э. Сабато (р. 1911), в публицистике Марии Росы Оливер (1898-1977).

Развивается литературоведение: работы А. Н. Понсе (1898-1938), Э. П. Агости (р. 1911), а также сочинения А. Л. Паласьоса (1876-1965), Р. Рохаса (1882-1957), Э. Мартинеса Эстрады (1895-1964), Э. Андерсона Имберта (р. 1910). Аргентинское общество писателей (основано в 1928) занимает либерально-буржуазные позиции.

Литература:

Торрес-Риосеко А., Большая латиноамериканская литература, пер. с исп., М., 1972;

Мамонтов С. П., Испаноязычная литература стран Латинской Америки в XX в., М., 1972;

Земсков В. Б., Эволюция поэзии гаучо и её роль в формировании литературы Аргентины, в книге: Формирование национальных литератур Латинской Америки, М., 1970;

его же, Народно-демократическая традиция танго и поэзия Аргентины, в книге: Художественное своеобразие литератур Латинской Америки, М., 1976;

Тертерян И., Аргентинская проза: особый путь?, там же;

Культура Аргентины, М., 1977;

Rojas R., Historia de la literatura argentine, v. 1-8, B. Aires, 1948-49;

García G., La novela argentine, В. Aires, 1952; Yunque A., Síntesis histórica de la literatura argentine, B. Aires, 1957.

М. И. Былинкина.

В начало энциклопедии