Энциклопедический справочник "Латинская Америка"
Аргентина. Кино

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Аргентина. Кино

Сцена из спектакля «Мартин Фьерро» по Х. Эрнандесу.

Сцена из спектакля «Мартин Фьерро» по Х. Эрнандесу.

Режиссёр Э. Алиппи.

Аргентина. Кино

Создателем первого национального фильма «Аргентинское знамя» (1897) считается французский оператор Э. Пи. В числе режиссёров первых художественных лент - М. Гальо, Ф. Валье, А. Липицци, в основном посвящавшие свои произведения экзотике жизни пастухов-гаучо и природе «дикой пампы». Один из немногих ранних фильмов, который по праву относится к киноклассике, - романтическая мелодрама «Благородство гаучо» (1915, режиссёр Э. Мартинес де ла Пера, Э. Гунче, У. Кайро), отличавшийся достоверным изображением аргентинской деревни. Успехом пользовались «Прибой» (1916, режиссёр Липицци) из жизни предместья большого города, «Сантос-Вега» (1917, режиссёр К. де Паоли) об известном гаучо, исполнителе песен под гитару, и первая экранизация «Цветок персика» (по новелле У. Весты; режиссёр Ф. Дефилиппис Новоа). К началу 20-х годов наибольшую известность получили режиссёр X. Ирригоен и X. А. Феррейра, создавшие мелодраматические кинокартины «Вечеринка» (1915), «Танго смерти» (1917), «Белые голубки» (1920), «Малютка с улицы Флорида» (1921), «Буэнос-Айрес - город грёз» (1922) и многие другие. С 20-х годов наблюдается активное вторжение продукции Голливуда на кинорынок Латинской Америки и, в частности, А.

По свидетельству историка национального кино Д. Ди Нубилы, кино 30-х годов представляло собой серию музыкальных мелодрам с вставными номерами «короля танго» К. Гарделя либо комика Л. Сандрини. В 1932 были открыты студии «Лумитон» и кинофирма «Архентина соно фильм», где работали режиссёры Л. Х. Молья Барт, Л. Заславский, Ф. Мухика, М. Ромеро, Л. С. Амадори, снимались популярные певцы и актёры Л. Ламарк, Т. Мерельо, Ф. Петроне. Аргентинские фильмы стали распространяться и в других странах Латинской Америки (в некоторых из них аргентинские фильмы заняли до 70% экранного времени). Лишь в отдельных фильмах делались попытки отразить жизнь народа («Северный ветер», 1937; «111-й километр», 1938; «Пленники земли», 1939, все три - режиссёра М. Соффичи). Конец 30-х - 40-е годы отмечены влиянием течения, получившего в латиноамериканской литературе и искусстве название костумбризма. В творчестве режиссёра Л. Торреса Риоса костумбризм был обогащён широкими социальными и общественными темами («Возвращение в гнездо», 1938). В 40-х годах создавались в основном экранизации известных литературных произведений («Война гаучо», 1942, режиссёр Л. Демаре; «Кукольный дом», 1943, режиссёр А. Савалия; «Кармен», 1943, режиссер Амадори и др.) либо музыкальные коммерческие комедии (режиссёр К. Боркоске). К фильмам на социальные темы относятся «Трое с реки» (1943) Соффичи, «Его лучший ученик» (1944) и «Дикая пампа» (1945) Демаре, «Тряпичный мяч» (1948) Торреса Риоса.

В конце 40-х годов в качестве режиссёра выступил известный певец и драматический актёр Уго дель Карриль, создавший ряд фильмов, в том числе о тяжёлой жизни аргентинских батраков («Кровавые борозды», 1949; «Текут мутные воды», 1952, по роману А. Варелы «Тёмная река», - один из лучших национальных фильмов). С социальными фильмами Карриля перекликается творчество Л. Торре Нильсона («Стена», 1947; «Преступление Орибе», 1950). Однако в целом до 1955 преобладали коммерческие ленты на детективные и любовные сюжеты. Большой популярностью в середине 50-х годов пользовались музыкальные фильмы с участием Л. Торрес.

Во второй половине 50-х годов представители передовой интеллигенции положили начало так называемому новому кино, имевшему острую социальную направленность и облечённому в метафорические поэтические формы, свойственные традициям народного искусства. Режиссёр Демаре поставил фильмы «После тишины» (1956) о преследованиях рабочих-демократов, «За длинной стеной» (1958) о жизни пригородов Буэнос-Айреса, «Сафра» (1959) об эксплуатации сезонных рабочих на тростниковых плантациях севера А., «Площадь Уинкуль» (1960) о первых аргентинских нефтяниках-изыскателях; Карриль - фильмы «Свидание с жизнью» (1958), «Белые земли» (1959) о нищете жителей провинции Сантьяго-дель-Эстеро, «Эта земля моя» (1960) о мелких земледельцах, попавших в кабалу к помещикам. Особенно плодотворно работал в конце 50-х годов Торре Нильсон, снявший «Дитя краха» (совместно с отцом - Торресом Риосом), «Дни ненависти» (1954), «Тигрица», «Чтобы одеть святых» (1955), «Грасиела» (1956), «Дом ангела» (1957), «Рука в ловушке» (1961) - фильмы, развенчивающие фарисейство, коррупцию, религиозный фанатизм аргентинской буржуазии. В 1958 возник Союз аргентинского кино, по инициативе которого в 1959 создан Национальный институт кинематографии.

Начало 60-х годов отмечено заметными сдвигами в развитии национального кино. В 1958-62 начали работать молодые режиссёры, пришедшие в основном из киноклубов и так называемых групп независимых. Среди них: Д. Х. Коон («Пленники ночи», 1960; «Три раза Анна», 1961), Р. Кун («Молодые старики», 1961; «Непостоянные», 1962; «Пташечка Гомес», 1965, и др.), показывающие в своих фильмах упадок буржуазной морали. В этот же период в аргентинской кинематографии появились остросоциальные фильмы режиссёра Л. Муруа, чилийца по национальности: «Шунко» (1960), «Алиас Гарделито» (1961) и др. В середине 60-х годов наступил кризис. Национальный институт кинематографии перестал предоставлять кредиты, которые до этого поддерживали отечественную киноиндустрию. Наиболее значительными фильмами этих лет явились «Хроника одинокого ребёнка» (1965, режиссёр Л. Фавио), «Узкая полоска неба» (1968, режиссёр Коон), «Дон Сегундо Сомбра» по роману Р. Гуиральдеса (1969, режиссёр М. Антин) и экранизация поэмы X. Эрнандеса «Мартин Фьерро» (1969, режиссёр Торре Нильсон). В 1968 возникли две группы, внёсшие оживление в аргентинское кино: «Группа пяти» в составе А. Фишермена, Н. Патерностро, Р. Бехера, Х. Х. Стагнаро и Р. де ла Торре выступала за некоммерческое экспериментальное кино, но фильмы их отличались чрезмерной усложнённостью («Мозаика», 1968, режиссёр Патерностро; «Хуан Ламаглия и сеньора», 1968, режиссёр де ла Торре и др.). Киногруппа «Освобождение», в которую вошли Ф. Э. Соланас, О. Хетино и X. Вальехо, сложилась на левой политической платформе. В 1968 Хетино и Соланас создали длящийся четыре с половиной часа документально-публицистический фильм «Час огней», разделённый на 3 части: «Неоколониализм и насилие», «Действие ради освобождения», «Насилие и освобождение». Социологический анализ жизни аргентинских рабочих в 60-е годы осуществил Вальехо в документальном фильме «Путь к смерти старого Реалеса» (1969).

В начале 70-х годов, несмотря на продолжающийся кризис аргентинского кино, появляется ряд фильмов, отмеченных высокими художественными достоинствами и социальной значимостью и получивших широкое международное признание: «Ни победители, ни побеждённые» (1970) режиссёров А. Кабадо и Н. Сполиански, «Гуэмес» (1971), «Накрашенные губки» (1974) и «Камень свободы» (1976) режиссёра Торре Нильсона, «Вторжение» (1971) режиссёра У. Сантьяго, «Передышка» (1974) режиссёра С. Ренана по роману М. Бенедетти о судьбах современной латиноамериканской интеллигенции, «Восставшая Патагония» (1974) режиссёра Э. Оливеры о кровавой расправе над бастующими рабочими А., социально-бытовая драма «Что такое осень» режиссёра Д. Х. Коона и др. Темпераментной публицистичностью отличаются документальные фильмы «Крик этого народа» У. Риоса (1971), «Кровавая операция» X. Седрона (1972). В 1977 в А. был выпущен 21 полнометражный художественный фильм. В А. ежегодно присуждаются премии Национального института кинематографии. В 1954-70 в городе Мар-дель-Плата проводились международные кинофестивали.

Литература:

Ростоцкая Л. В., Из истории кинематографии Аргентины, в сборнике: Культура Аргентины, М., 1977;

Di Nubilda D., Historia del cine argentine, v. 1-2, B. Aires, [1960].

Л. С. Новикова.

Кадр из фильма «Текут мутные воды».

Кадр из фильма «Текут мутные воды».

Режиссёр У. дель Карриль.

1952.

Кадр из фильма «Путь к смерти старого Реалеса».

Кадр из фильма «Путь к смерти старого Реалеса».

Режиссёр Х. Вальехо.

1969.

Кадр из фильма «Замороженная революция».

Кадр из фильма «Замороженная революция».

Режиссёр Р. Глейзер.

1971.

Кадр из фильма «Кровавая операция».

Кадр из фильма «Кровавая операция».

Режиссёр Х. Седрон.

1972.

Кадр из фильма «Насарено Крус и волк».

Кадр из фильма «Насарено Крус и волк».

Режиссёр Л. Фавио.

1975.

В начало энциклопедии