Энциклопедический справочник "Латинская Америка"
Аргентина. Драматический театр

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Аргентина. Драматический театр

Аргентина. Драматический театр

Драматический театр в А. возник на основе индейских обрядовых игр и католических театрализованных действий. В конце XVI - XVII вв. испанские миссионеры устраивали театрализованные представления (танцы, литургии и пантомимы-мистерии) с целью обращения индейцев в христианство. Первый постоянный театр (основан в 1757) повторял испанский репертуар - в пьесах восхвалялись испанская монархия и католицизм. В 1789 поставлена первая национальная трагедия - «Сирипо» М. Х. де Лавардена. В 1804 в Буэнос-Айресе был основан театр «Колисео провисьональ» (с 1838 -театр «Архентино»), в котором преобладал испанский репертуар, но в отдельных пьесах проявлялись и освободительные тенденции. В 1817 возникло так называемое общество ценителей театра с целью содействия развитию национального театрального искусства. Значительной была деятельность национального театра в период Майской революции 1810, в борьбе против тирании X. М. Росаса (особенно в жанре политической сатиры). Постановка драмы Э. Гутьерреса «Хуан Морейра» (1886, режиссер X. Подеста) способствовала формированию романтического жанра драмы гаучо.

Первое десятилетие XX в. ознаменовалось расцветом аргентинского театра. Национальная действительность ярко воплощалась в творчестве драматургов Ф. Санчеса, Р. Х. Пайро, Г. де Лаферрере. В 20-е годы начался острый кризис театра. Ставились развлекательные пьесы. Распространялся малый жанр - сарсуэла и сайнете (короткие, чаще комические пьесы из народной жизни с песнями и танцами). Основоположником этого жанра в А. был Н. Трехо. В 1935 открылись Национальный театр комедии и так называемый Национальный институт изучения театра. В 1935-45 появились многочисленные труппы, боровшиеся за подъём национального искусства. Такие, так называемые независимые, театры противостояли засилью коммерческого театра, они провозглашали народность искусства, не отвергая лучшую мировую драматургию; создавали новый тип актёра, владеющего мастерством перевоплощения. Эти общедоступные театры часто подвергались гонениям, им не предоставлялись государственные субсидии. Наиболее крупные независимые театры работают в Буэнос-Айресе: Народный театр (1930; позже - театр «Сан-Мартин»), Театр X. Б. Хусто (1935), где в 1938 Э. Ахильда создал детскую труппу, и «Маскара» (1939). Среди ведущих руководителей, режиссёров, актёров независимых театров - Л. Барлетта, Ахильда, Р. Пасано, Э. Муиньо, П. Аскини, А. Боэро, М. Села, С. Бенавенте. В 60-70-е годы распространяется движение непрофессионального театра, для которого характерно коллективное творчество, обращённое к актуальным проблемам современности, национальной действительности, агитационная, пропагандистская направленность, непосредственные контакты со зрителем. Политические спектакли трупп «Альянса» (основана в 1967) и «ЛТЛ» (основана в 1969) - значительный вклад в искусство латиноамериканского театра. Современный аргентинский театр использует национальные традиции и опыт мирового театрального искусства для дальнейшего развития национальной культуры. Крупнейшие представители аргентинской драматургии - Б. Каналь Фейхоо, А. Диссеполо, Р. Арльт, О. Драгун, А. Кусани, А. Лисаррага, К. Горостиса, Э. Эйчельбаум.

Литература:

Оводов В. Б., Драматургия и театральное искусство Аргентины, в сборнике: Культура Аргентины, М., 1977;

Marial J., El teatro independiente, В. Aires, 1955; Castagnino R. H., Sociología del teatro argentine, B. Aires, 1963;

его же, Literature dramática argentine, [B. Aires, 1968].

И. В. Соболева.

В начало энциклопедии