Аргентина. Архитектура и изобразительное искусство
А. Бланки, Х. Б. Примоли.
Ратуша (кабильдо) в Буэнос-Айресе.
172565.
Аргентина. Архитектура и изобразительное искусство
Архитектура Аргентины.
Примитивные древние сооружения аборигенов не сохранились. Современный облик городов А. складывался на протяжении четырёх столетий. Большинство городов (Буэнос-Айрес, Кордова, Санта-Фе и др.) основано в период испанской колонизации. Их план разбивался по прямоугольной сетке, на главной площади (Пласа де Армас) возводились собор, ратуша (кабильдо), дворец губернатора, арсенал. Колониальная архитектура в ранний период (XVII в.) отличалась простотой, монументальностью, отсутствием декоративной скульптуры. Для этого периода характерны: здание кабильдо в Буэнос-Айресе (основано в 1608, перестроено в 1725-65, архитекторы А. Бланки, 1677-1740, X. Б. Примоли), миссия и церковь Ла Компаньия в Кордове (1646-90, резные своды из кедрового дерева возведены во второй половине XVII в. инженером Э. Ф. Лемером, 1608-71), собор в Кордове (основан в 1574, строительство в 1680-1758, архитекторы X. Гонсалес Мергельте, А. Бланки) и др. В XVIII в. архитектура А. испытала влияние барокко (церковь Эль Пилар в Буэнос-Айресе, 1716-32, архитекторы X. Б. Примоли и А. Бланки; церковь Санта-Каталина в Буэнос-Айресе, 1737-45). Расцвет аргентинского барокко, характеризующийся большим богатством декоративных элементов, динамикой форм, относится ко второй половине XVIII в. (купол и башни собора в Кордове, 1758, архитектор В. Муньос, 1699-1784). После освобождения от колониальной зависимости преобладало влияние архитектурных течений Франции, Италии, Великобритании. С начала XIX в. в А. господствовал классицизм (фасад собора в Буэнос-Айресе, 1822-63, архитектор П. Кателин). Градостроительные работы прежде всего затронули столицу А. Современный вид Буэнос-Айреса с его расположением улиц, конфигурацией площадей и парков сложился в конце XIX - начале XX вв.: Пласа дель Конгресо, улицы Авенида де Майо (1889-94), Диагональ Порте (1887), Авенида 9 июля (1930-е годы), парки Ретиро, Палермо. В этот период построены многоэтажные дома, банки, государственные учреждения. В архитектуре господствовали эклектика и стилизация: дворец Сан-Мартин и Торговая биржа (1887, архитектор А. Кристоферсен, 1866-1946), Национальный музей декоративного искусства (1912, архитектор Р. Серхент), здание конгресса (начало XX в., архитектор В. Маэно, 1860-1904), театр «Колон» (1905-08, архитекторы В. Маэно, X. Дормаль, 1846-1924) и др.
В 1901 создана Школа архитектуры в Буэнос-Айресе.
В конце 1920-х годов в архитектуре А. зарождаются рационалистические тенденции. Развитие этого направления связано с работами архитекторов А. Вирасоро (р. 1892; Дом театра в Буэнос-Айресе, 1927), А. Пребиша (кинотеатр «Гран Рекс» в Буэнос-Айресе, 1937, жилые дома). Архитектор А. Вилар создал серию станций Автомобильного клуба, появились первые высотные здания (Эль Каванаг в Буэнос-Айресе, 1935, архитекторы Санчес, Лагос, де ла Торре). Исследование архитектора В. Акосты «Жилище и город» (1936), а также построенные им жилые дома в Буэнос-Айресе ставили проблему функций и формы жилища в конкретных климатических условиях. Строились многоэтажные жилые здания («Арройо» в Буэнос-Айресе, 1935, архитектор X. Кальнай). Из градостроительных работ особенно выделяется объездная магистраль - Авенида Хенераль Пас в Буэнос-Айресе с мостами и развязками в разных уровнях (1937-41, инженер П. Паласо). В 40-50-х годах передовые архитекторы объединялись вокруг группы «Аустраль», выступавшей против внешнего модернизма, за чистоту стиля. Наиболее значительные постройки этого времени: жилой дом на улице Виррей дель Пино в Буэнос-Айресе (1941-43, архитекторы X. Феррари Ардой и X. Курчан), здание «ЭССО» в Буэнос-Айресе (1945-51, архитекторы Л. и А. Мореа), виллы в предместьях городов (архитекторы А. Вилар, А. Вильямс). Для последующих лет характерен отход от сухого рационализма. Зодчие обращаются к принципам органичной архитектуры (односемейные дома в Тукумане, Росарио, Санта-Фе, 1950, итальянский архитектор Э. Тедески; виллы в Мартинесе, архитекторы X. Виванко, В. Пелуффо, А. Бонет), а также к развитым пространственным и структурным композициям (средняя школа в провинции Мисьонес, 1962, архитекторы М. Сото и Р. Риварола; детская больница в Тукумане, 1960, архитектор Э. Сакристе; муниципалитет в Кордове, 1953-62, архитекторы С. Санчес Элия, Ф. Перальта Рамос, А. Агостини). Муниципальный театр «Сан-Мартин» в Буэнос-Айресе (1953-60, архитекторы М. Р. Альварес и М. О. Руис) включает, помимо двух театральных залов, библиотеки, кинозал, школу артистического искусства, музейные и выставочные залы. Здание Банк оф Лондон энд Саут Америка в Буэнос-Айресе (1960-66, архитекторы К. Теста, р. 1923, С. Санчес Элия, Ф. Перальта Рамос, А. Агостини) интересно смелым использованием новых конструкций и материалов. Значительны работы архитектора X. Сольсоны в Буэнос-Айресе (здание FATE, 1966; Муниципальный банк, 1968), а также архитекторов К. Тесты, Ф. Росси, А. Гайдо и Б. Дабиновича: Гражданский центр - здание провинциального управления в Санта-Росе (1957-63), Национальная библиотека в Буэнос-Айресе (архитекторы Ф. Бульрич, К. Теста).
Г. Б. Лозинская.
Изобразительное искусство.
Древнее индейское искусство А. - расписная и фигурная керамика, петроглифы, ткани с геометрическим орнаментом, украшения из перьев, культовая скульптура из камня, дерева и глины. В колониальный период искусство А. носило преимущественно религиозный характер, преобладала резная деревянная скульптура (ретабло, кафедры); в живописи появлялись и светские жанры (главным образом портрет). После провозглашения независимости (1816) начинает складываться художественное образование. В 1821 при университете Буэнос-Айреса была открыта Школа рисунка. В первой половине XIX в. в А. работали главным образом европейские мастера: живописцы и графики К. Пельегрини (1800-1875), С. Бакль (1794-1838), Р. Монвуазен, И. М. Ругендас, скульпторы X. А. Г. Эрнандес (1750-1821), К. Ромайроне и др. Одним из первых аргентинских художников был костумбрист К. Морель (1813-94). В середине XIX в. складывается творчество П. П. Пуэйрредона - основателя национальной школы портрета, пейзажа, бытового жанра. Во второй половине XIX в. ведётся борьба за создание национальной художественной школы. Её возглавили художники-реалисты Э. Сивори, Э. Скьяффино (1858-1935), Э. де ла Каркова (1867-1927). При их участии создаются общество поощрения художеств (1878) с художественной школой и Национальный музей изящных искусств (1895). В скульптуре к местной тематике обратился Л. Корреа Моралес (1852-1923). В начале XX в. господствующим направлением в искусстве А. стал импрессионизм, основными представителями которого были М. Мальярро (1865-1911), Ф. Фадер (1882-1935), скульпторы Р. Ируртия (1879-1950), П. Сонса Бриано (1886-1941) и др.; позже развиваются постимпрессионизм (Р. Сильва, 1890-1919), экспрессионизм (Э. Кульен Аерса, 1879-1936). С 1920-х годов, особенно после создания (1929) так называемой авангардистской школы (Р. Сольди, р. 1905), в искусстве А. начинают развиваться модернистские течения - кубизм (Э. Петторути), сюрреализм (Р. Форнер), абстракционизм (скульпторы А. Сибельино, 1891-1960, П. Курателья Манес, 1891-1962), широко распространившиеся после Второй мировой войны. Одновременно достигла расцвета школа современного реалистического искусства А. Её крупнейшие представители: X. К. Кастаньино, А. Берни (в 60-е годы отошедший от реализма), Л. Э. Спилимберго, Б. Кинкела Мартин, С. Б. де Кирос, А. Алисе (1886-1943), Д. Урручуа (р. 1902), скульпторы А. Риганельи, Л. Фальсини и другие многообразно отразили в своих произведениях жизнь народа. На реалистической основе развивалась монументальная живопись (X. К. Кастаньино, Л. Э. Спилимберго и др.) и скульптура (Л. Бадии, р. 1916). К реалистическому направлению тяготели М. К. Викторика (1884-1955), Э. Сентурьон (р. 1894), Р. Гомес Корнет (1898-1964), О. Бутлер (р. 1897) и др., в чьих пейзажах и жанровых сценах декоративная яркость цвета сочетается с пластической выразительностью формы. На позициях реализма стоит и большинство скульпторов: А. Бигатти (1898-1964), X. Фьораванти, Э. Сото Авенданьо и др. Графика А. успешно развивается с 1930-х годов. Социальную тему в графике разрабатывали старейшие художники А. Р. Виго, X. К. Кастаньино, В. Ребуффо (р. 1903) и продолжают мастера последующих поколений - Л. Пельегрини (р. 1911), X. Гнекко (р. 1914), Н. Онофрио (р. 1927), А. Бриес (р. 1933) и др.
В 60-70-е годы в А. распространяются новейшие авангардистские течения: «кинетическое искусство» (X. Ле Парк, р. 1928), «геометрическое искусство» (Э. Мак-Интайр, р. 1929), «поп-арт» (А. Берни, М. Минухин, р. 1941) и др. Как оппозиция абстракционизму развивается течение «новой вещественности» (Р. Максио, р. 1931).
Г. Е. Клеченов.
Литература:
Полевой В. М., Искусство стран Латинской Америки, М., 1967;
Кириченко Е. И., Три века искусства Латинской Америки, М., 1972;
Герреро Л., Заметки об аргентинской живописи и скульптуре, «Искусство», 1957, № 4;
Шелешнева Н. А., Архитектура и изобразительное искусство Аргентины, в сборнике: Культура Аргентины, М., 1977;
Furlong С., Arquitectos argentinos durante la dominación hispánica, B. Aires, 1946;
Nadal Mora V., Estética de la arquitectura colonial у postcolonial argentina, B. Aires, 1946;
его же, La arquitectura tradicional de Buenos Aires, 1536-1870, 2 ed., B. Aires, 1947;
Buschiazzo M. J., Argentina; monumentos historicos у arqueologicos, Méx., 1959;
San Martín M. L., Pintura argentina contemporanea, B. Aires, 1961;
Bullrich F., Arquitectura argentina contemporánea, B. Aires, 1963;
Brughelli R., Historia del arte en Argentina, Méx., 1965.
А. Бланки, Х. Гонсалес Мергельте, В. Муньос.
Собор в Кордове.
16801758.
Церковь в Тилькаре.
Провинция Жужуй.
Колониальный период.
П. Кателин.
Портик собора в Буэнос-Айресе.
182263.
В. Маэно.
Здание конгресса в Буэнос-Айресе.
Начало XX в.
Л. и А. Мореа.
Здание «ЭССО» в Буэнос-Айресе.
194551.
Деревянное блюдо для табака.
Искусство индейцев.
Провинция Сальта.
Р. Монвуазен.
«Отставка ОХиггинса».
Дворец правительства Сантьяго (Чили).
П. Пуэйрредон.
«Мануэлита Росас».
1851.
Национальный музей изящных искусств.
Буэнос-Айрес.
Л. Корреа Моралес.
«Пленница».
Мрамор.
1905.
С. Б. де Кирос.
«Мастер-седельщик».
XX в.
Собрание Кироса.
Р. Ируртия.
«Песня труду».
Скульптурная группа в Буэнос-Айресе.
Бронза.
1922.
Большой погребальный сосуд.
12501500.
Амайча (провинция Тукуман).
Музей индейца.
Нью-Йорк.
Раскрашенное одеяло из шкуры.
Индейцы теуэльче (Патагония).
Около 1924.
Музей индейца.
Нью-Йорк.
А. Бланки, Х. Б. Примоли.
Церковь Сан-Франсиско в Буэнос-Айресе.
173054.
Планетарий «Галилео Галилей» в Буэнос-Айресе.
Санчес, Лагос, де ла Торре.
Высотное здание Эль Каванаг в Буэнос-Айресе.
1935.
П. П. Пуэйрредон.
«Отдых в пути».
Национальный музей изящных искусств.
Буэнос-Айрес.
Л. Э. Спилимберго.
«Фигуры».
1936.
Национальный музей изящных искусств.
Буэнос-Айрес.
А. Берни.
«Крестьяне».
Муниципальный музей пластических искусств «Э. Сивори».
Буэнос-Айрес.
Х. К. Кастаньино.
«Помни о Гернике».
Акрилат.
1965.
Театр «Колон».
Зрительный зал.
Буэнос-Айрес.