Энциклопедический справочник "Латинская Америка"
Аргентина. Архитектура и изобразительное искусство

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Аргентина. Архитектура и изобразительное искусство

Ратуша (кабильдо) в Буэнос-Айресе.

А. Бланки, Х. Б. Примоли.

Ратуша (кабильдо) в Буэнос-Айресе.

1725—65.

Аргентина. Архитектура и изобразительное искусство

Архитектура Аргентины.

Примитивные древние сооружения аборигенов не сохранились. Современный облик городов А. складывался на протяжении четырёх столетий. Большинство городов (Буэнос-Айрес, Кордова, Санта-Фе и др.) основано в период испанской колонизации. Их план разбивался по прямоугольной сетке, на главной площади (Пласа де Армас) возводились собор, ратуша (кабильдо), дворец губернатора, арсенал. Колониальная архитектура в ранний период (XVII в.) отличалась простотой, монументальностью, отсутствием декоративной скульптуры. Для этого периода характерны: здание кабильдо в Буэнос-Айресе (основано в 1608, перестроено в 1725-65, архитекторы А. Бланки, 1677-1740, X. Б. Примоли), миссия и церковь Ла Компаньия в Кордове (1646-90, резные своды из кедрового дерева возведены во второй половине XVII в. инженером Э. Ф. Лемером, 1608-71), собор в Кордове (основан в 1574, строительство в 1680-1758, архитекторы X. Гонсалес Мергельте, А. Бланки) и др. В XVIII в. архитектура А. испытала влияние барокко (церковь Эль Пилар в Буэнос-Айресе, 1716-32, архитекторы X. Б. Примоли и А. Бланки; церковь Санта-Каталина в Буэнос-Айресе, 1737-45). Расцвет аргентинского барокко, характеризующийся большим богатством декоративных элементов, динамикой форм, относится ко второй половине XVIII в. (купол и башни собора в Кордове, 1758, архитектор В. Муньос, 1699-1784). После освобождения от колониальной зависимости преобладало влияние архитектурных течений Франции, Италии, Великобритании. С начала XIX в. в А. господствовал классицизм (фасад собора в Буэнос-Айресе, 1822-63, архитектор П. Кателин). Градостроительные работы прежде всего затронули столицу А. Современный вид Буэнос-Айреса с его расположением улиц, конфигурацией площадей и парков сложился в конце XIX - начале XX вв.: Пласа дель Конгресо, улицы Авенида де Майо (1889-94), Диагональ Порте (1887), Авенида 9 июля (1930-е годы), парки Ретиро, Палермо. В этот период построены многоэтажные дома, банки, государственные учреждения. В архитектуре господствовали эклектика и стилизация: дворец Сан-Мартин и Торговая биржа (1887, архитектор А. Кристоферсен, 1866-1946), Национальный музей декоративного искусства (1912, архитектор Р. Серхент), здание конгресса (начало XX в., архитектор В. Маэно, 1860-1904), театр «Колон» (1905-08, архитекторы В. Маэно, X. Дормаль, 1846-1924) и др.

В 1901 создана Школа архитектуры в Буэнос-Айресе.

В конце 1920-х годов в архитектуре А. зарождаются рационалистические тенденции. Развитие этого направления связано с работами архитекторов А. Вирасоро (р. 1892; Дом театра в Буэнос-Айресе, 1927), А. Пребиша (кинотеатр «Гран Рекс» в Буэнос-Айресе, 1937, жилые дома). Архитектор А. Вилар создал серию станций Автомобильного клуба, появились первые высотные здания (Эль Каванаг в Буэнос-Айресе, 1935, архитекторы Санчес, Лагос, де ла Торре). Исследование архитектора В. Акосты «Жилище и город» (1936), а также построенные им жилые дома в Буэнос-Айресе ставили проблему функций и формы жилища в конкретных климатических условиях. Строились многоэтажные жилые здания («Арройо» в Буэнос-Айресе, 1935, архитектор X. Кальнай). Из градостроительных работ особенно выделяется объездная магистраль - Авенида Хенераль Пас в Буэнос-Айресе с мостами и развязками в разных уровнях (1937-41, инженер П. Паласо). В 40-50-х годах передовые архитекторы объединялись вокруг группы «Аустраль», выступавшей против внешнего модернизма, за чистоту стиля. Наиболее значительные постройки этого времени: жилой дом на улице Виррей дель Пино в Буэнос-Айресе (1941-43, архитекторы X. Феррари Ардой и X. Курчан), здание «ЭССО» в Буэнос-Айресе (1945-51, архитекторы Л. и А. Мореа), виллы в предместьях городов (архитекторы А. Вилар, А. Вильямс). Для последующих лет характерен отход от сухого рационализма. Зодчие обращаются к принципам органичной архитектуры (односемейные дома в Тукумане, Росарио, Санта-Фе, 1950, итальянский архитектор Э. Тедески; виллы в Мартинесе, архитекторы X. Виванко, В. Пелуффо, А. Бонет), а также к развитым пространственным и структурным композициям (средняя школа в провинции Мисьонес, 1962, архитекторы М. Сото и Р. Риварола; детская больница в Тукумане, 1960, архитектор Э. Сакристе; муниципалитет в Кордове, 1953-62, архитекторы С. Санчес Элия, Ф. Перальта Рамос, А. Агостини). Муниципальный театр «Сан-Мартин» в Буэнос-Айресе (1953-60, архитекторы М. Р. Альварес и М. О. Руис) включает, помимо двух театральных залов, библиотеки, кинозал, школу артистического искусства, музейные и выставочные залы. Здание Банк оф Лондон энд Саут Америка в Буэнос-Айресе (1960-66, архитекторы К. Теста, р. 1923, С. Санчес Элия, Ф. Перальта Рамос, А. Агостини) интересно смелым использованием новых конструкций и материалов. Значительны работы архитектора X. Сольсоны в Буэнос-Айресе (здание FATE, 1966; Муниципальный банк, 1968), а также архитекторов К. Тесты, Ф. Росси, А. Гайдо и Б. Дабиновича: Гражданский центр - здание провинциального управления в Санта-Росе (1957-63), Национальная библиотека в Буэнос-Айресе (архитекторы Ф. Бульрич, К. Теста).

Г. Б. Лозинская.

Изобразительное искусство.

Древнее индейское искусство А. - расписная и фигурная керамика, петроглифы, ткани с геометрическим орнаментом, украшения из перьев, культовая скульптура из камня, дерева и глины. В колониальный период искусство А. носило преимущественно религиозный характер, преобладала резная деревянная скульптура (ретабло, кафедры); в живописи появлялись и светские жанры (главным образом портрет). После провозглашения независимости (1816) начинает складываться художественное образование. В 1821 при университете Буэнос-Айреса была открыта Школа рисунка. В первой половине XIX в. в А. работали главным образом европейские мастера: живописцы и графики К. Пельегрини (1800-1875), С. Бакль (1794-1838), Р. Монвуазен, И. М. Ругендас, скульпторы X. А. Г. Эрнандес (1750-1821), К. Ромайроне и др. Одним из первых аргентинских художников был костумбрист К. Морель (1813-94). В середине XIX в. складывается творчество П. П. Пуэйрредона - основателя национальной школы портрета, пейзажа, бытового жанра. Во второй половине XIX в. ведётся борьба за создание национальной художественной школы. Её возглавили художники-реалисты Э. Сивори, Э. Скьяффино (1858-1935), Э. де ла Каркова (1867-1927). При их участии создаются общество поощрения художеств (1878) с художественной школой и Национальный музей изящных искусств (1895). В скульптуре к местной тематике обратился Л. Корреа Моралес (1852-1923). В начале XX в. господствующим направлением в искусстве А. стал импрессионизм, основными представителями которого были М. Мальярро (1865-1911), Ф. Фадер (1882-1935), скульпторы Р. Ируртия (1879-1950), П. Сонса Бриано (1886-1941) и др.; позже развиваются постимпрессионизм (Р. Сильва, 1890-1919), экспрессионизм (Э. Кульен Аерса, 1879-1936). С 1920-х годов, особенно после создания (1929) так называемой авангардистской школы (Р. Сольди, р. 1905), в искусстве А. начинают развиваться модернистские течения - кубизм (Э. Петторути), сюрреализм (Р. Форнер), абстракционизм (скульпторы А. Сибельино, 1891-1960, П. Курателья Манес, 1891-1962), широко распространившиеся после Второй мировой войны. Одновременно достигла расцвета школа современного реалистического искусства А. Её крупнейшие представители: X. К. Кастаньино, А. Берни (в 60-е годы отошедший от реализма), Л. Э. Спилимберго, Б. Кинкела Мартин, С. Б. де Кирос, А. Алисе (1886-1943), Д. Урручуа (р. 1902), скульпторы А. Риганельи, Л. Фальсини и другие многообразно отразили в своих произведениях жизнь народа. На реалистической основе развивалась монументальная живопись (X. К. Кастаньино, Л. Э. Спилимберго и др.) и скульптура (Л. Бадии, р. 1916). К реалистическому направлению тяготели М. К. Викторика (1884-1955), Э. Сентурьон (р. 1894), Р. Гомес Корнет (1898-1964), О. Бутлер (р. 1897) и др., в чьих пейзажах и жанровых сценах декоративная яркость цвета сочетается с пластической выразительностью формы. На позициях реализма стоит и большинство скульпторов: А. Бигатти (1898-1964), X. Фьораванти, Э. Сото Авенданьо и др. Графика А. успешно развивается с 1930-х годов. Социальную тему в графике разрабатывали старейшие художники А. Р. Виго, X. К. Кастаньино, В. Ребуффо (р. 1903) и продолжают мастера последующих поколений - Л. Пельегрини (р. 1911), X. Гнекко (р. 1914), Н. Онофрио (р. 1927), А. Бриес (р. 1933) и др.

В 60-70-е годы в А. распространяются новейшие авангардистские течения: «кинетическое искусство» (X. Ле Парк, р. 1928), «геометрическое искусство» (Э. Мак-Интайр, р. 1929), «поп-арт» (А. Берни, М. Минухин, р. 1941) и др. Как оппозиция абстракционизму развивается течение «новой вещественности» (Р. Максио, р. 1931).

Г. Е. Клеченов.

Литература:

Полевой В. М., Искусство стран Латинской Америки, М., 1967;

Кириченко Е. И., Три века искусства Латинской Америки, М., 1972;

Герреро Л., Заметки об аргентинской живописи и скульптуре, «Искусство», 1957, № 4;

Шелешнева Н. А., Архитектура и изобразительное искусство Аргентины, в сборнике: Культура Аргентины, М., 1977;

Furlong С., Arquitectos argentinos durante la dominación hispánica, B. Aires, 1946;

Nadal Mora V., Estética de la arquitectura colonial у postcolonial argentina, B. Aires, 1946;

его же, La arquitectura tradicional de Buenos Aires, 1536-1870, 2 ed., B. Aires, 1947;

Buschiazzo M. J., Argentina; monumentos historicos у arqueologicos, Méx., 1959;

San Martín M. L., Pintura argentina contemporanea, B. Aires, 1961;

Bullrich F., Arquitectura argentina contemporánea, B. Aires, 1963;

Brughelli R., Historia del arte en Argentina, Méx., 1965.

Собор в Кордове.

А. Бланки, Х. Гонсалес Мергельте, В. Муньос.

Собор в Кордове.

1680—1758.

Церковь в Тилькаре.

Церковь в Тилькаре.

Провинция Жужуй.

Колониальный период.

Портик собора в Буэнос-Айресе.

П. Кателин.

Портик собора в Буэнос-Айресе.

1822—63.

Здание конгресса в Буэнос-Айресе.

В. Маэно.

Здание конгресса в Буэнос-Айресе.

Начало XX в.

Здание «ЭССО» в Буэнос-Айресе.

Л. и А. Мореа.

Здание «ЭССО» в Буэнос-Айресе.

1945—51.

Деревянное блюдо для табака.

Деревянное блюдо для табака.

Искусство индейцев.

Провинция Сальта.

Р. Монвуазен. «Отставка О’Хиггинса».

Р. Монвуазен.

«Отставка О’Хиггинса».

Дворец правительства Сантьяго (Чили).

П. Пуэйрредон. «Мануэлита Росас».

П. Пуэйрредон.

«Мануэлита Росас».

1851.

Национальный музей изящных искусств.

Буэнос-Айрес.

Л. Корреа Моралес. «Пленница».

Л. Корреа Моралес.

«Пленница».

Мрамор.

1905.

С. Б. де Кирос. «Мастер-седельщик».

С. Б. де Кирос.

«Мастер-седельщик».

XX в.

Собрание Кироса.

Р. Ируртия. «Песня труду».

Р. Ируртия.

«Песня труду».

Скульптурная группа в Буэнос-Айресе.

Бронза.

1922.

Большой погребальный сосуд. Амайча (провинция Тукуман).

Большой погребальный сосуд.

1250—1500.

Амайча (провинция Тукуман).

Музей индейца.

Нью-Йорк.

Раскрашенное одеяло из шкуры. Индейцы теуэльче (Патагония).

Раскрашенное одеяло из шкуры.

Индейцы теуэльче (Патагония).

Около 1924.

Музей индейца.

Нью-Йорк.

Церковь Сан-Франсиско в Буэнос-Айресе.

А. Бланки, Х. Б. Примоли.

Церковь Сан-Франсиско в Буэнос-Айресе.

1730—54.

Планетарий «Галилео Галилей» в Буэнос-Айресе.

Планетарий «Галилео Галилей» в Буэнос-Айресе.

Высотное здание Эль Каванаг в Буэнос-Айресе.

Санчес, Лагос, де ла Торре.

Высотное здание Эль Каванаг в Буэнос-Айресе.

1935.

П. П. Пуэйрредон. «Отдых в пути».

П. П. Пуэйрредон.

«Отдых в пути».

Национальный музей изящных искусств.

Буэнос-Айрес.

Л. Э. Спилимберго. «Фигуры».

Л. Э. Спилимберго.

«Фигуры».

1936.

Национальный музей изящных искусств.

Буэнос-Айрес.

А. Берни. «Крестьяне».

А. Берни.

«Крестьяне».

Муниципальный музей пластических искусств «Э. Сивори».

Буэнос-Айрес.

Х. К. Кастаньино. «Помни о Гернике».

Х. К. Кастаньино.

«Помни о Гернике».

Акрилат.

1965.

Театр «Колон». Зрительный зал.

Театр «Колон».

Зрительный зал.

Буэнос-Айрес.

В начало энциклопедии