Энциклопедический справочник "Латинская Америка"
Религии индейских племён и народов

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Религии индейских племён и народов

Рели́гии инде́йских племён и наро́дов Латинской Америки, верования и обряды, сложившиеся у различных этнических и социальных групп коренного населения Латинской Америки. На территории Латинской Америки к моменту открытия её X. Колумбом существовало множество религиозных культов (за исключением монотеистических). Широкое распространение получил тотемизм — вера в сверхъестественное родство родовых групп с различными животными, растениями, небесными телами, природными явлениями. В тотемизме в искажённом виде отражались также кровнородственные связи внутри индейской первобытной общины. Как пережито с тотемизма сохранилось почитание древними перуанцами пумы, кондора, ястреба, рыб, осьминога, обезьян, кукурузы, картофеля и др. У арауканов зафиксированы в качестве тотемов — солнце, небо, снег, вода, река, море, волна, обсидиан. золото, кондор, серая цапля, попугай, хищная птица Таро, ряд растений. С тотемами у арауканов связано большинство религиозных обрядов, у многих арауканов украшение дома — тотемные символы. Важную роль тотемизм играл также в жизни древних муисков, аймара, гуарани и других этнических групп, находившихся на стадии первобытнообщинного строя. Широкое распространение получили магические обряды — как индивидуальные (например, сохранившийся до сих гор у кечуа обычай перед начало трапезы или утоления жажды часть пищи или напитка жертвовать Матери-Земле, заговаривание амулета у некоторых племён гуарани с целью «привораживания»), так и групповые (пляски или посты перед выходом на охоту у ряда племён, молебствия о ниспослании дождя у арауканов). Усложнение общественных отношений, складывание племенной структуры вело к зарождению культа племенного бога. При образовании союза племён среди богов постепенно выделялся бог племени, занимавшего доминирующее положение в союзе. Этот процесс возвышения богов усилился с перерастанием союзов племён в государство (например, у ацтеков выделились Уицилопочтли и Тескатлипока). Противоречия между отдельными племенами, союзами племён, становление деспотических государств вызывали скрытое и открытое противопоставление культа одних богов культу других. У ацтеков Тескатлипока явно противопоставлялся древнему тольтекскому божеству Кецалькоатлю, в пантеоне богов чибча-муисков Бочики вступил в прямое противоборство с более древним богом Чибчакумом. Постепенно укрепление власти деспота порождало сначала слабую, а затем всё более заметную тенденцию к монотеизму. Так в государстве инков Тауантинсуйу на пути от политеизма к монотеизму происходило слияние богов (Инти, Виракочи. Кона, Пачакамака). возник сложный образ главного, многоликого бога, по отношению к которому все другие многочисленные боги находились в подчинённом положении.

С переходом части индейцев к земледелию складывалась их вера в особых богов и духов, покровительствующих земледельческим работам (иногда препятствующих им): так, у ацтеков Тлалок ведал ростом растений; у майя Чаки управляли климатом и покровительствовали посевам, Юм-Кааш считался покровителем кукурузы, а Эк-Чуах — плантаций какао; у муисков Чакен следил за границами посевов. В пантеоне богов древних мексиканцев имелось несколько богинь, покровительствовавших кукурузе (Чикомекоатль, Шилонен и др.). В религии гуарани сложился образ Каа-Яри, покровительницы сборщиков йерба-мате.

Уподобление плодородия земли женской способности к деторождению у ряда индейских народов привело к появлению женского олицетворения земли, различных вариантов образов Великой Матери. функциями богини плодородия были наделены в религии майя Ишь-Чсль, чибча-муисков — Бачуа и т. п. У древних кечуа, аймара и муисков, особенно среди крестьян-общинников, большое распространение получил культ Матери-Земли.

Появление астральных культов вызывалось стремлением индейцев дать объяснение взаимосвязи периодичности засушливых и дождливых периодов, созревания урожая и др. с расположением небесных светил. Астральные культы засвидетельствованы во всех без исключения государственных образованиях Америки доколониального периода. Большого развития (особенно у майя) достигла астрология.

Завоевание Америки европейцами сопровождалось насильственной христианизацией коренного населения. Для внедрения католической идеологии и обрядности применялись самые крайние меры принуждения. В отдельных случаях католические священники и миссионеры использовали местные религиозные празднества и культы, вкладывая в них новое содержание. Однако официальное принятие католицизма значительной частью индейцев не означало полного отказа от верований и обрядов своих предков. В результате в колониальный период складывались синкретические культы, сохранившиеся и до наших дней. Вместе с тем среди многих групп индейского населения в местностях, оторванных от центров современной цивилизации (бассейны рр. Амазонка и Ориноко, некоторые труднодоступные горные районы), бытуют древние верования и обряды. Во 2-й половине XX в. некоторое распространение среди индейцев Латинской Америки получил протестантизм. Часть индейцев постепенно переходит на позиции атеизма.

Литература:

Народы Америки, т. 2, М.—Л., 1959;

Ваиян Дж., История ацтеков, пер. с англ., М., 1949;

Гарсиласо де ла Вега (Инка), История государства инков, пер. со староисп., Л., 1974;

Ваrrеrа Vázquez A., La religión у la magia entre los mayas, Мéx, 1937;

Ambrosetti J. В., Supersticiones у leyendas, В. Aires, [1947];

Molina C. de, Ritos v fabulas de los incas, В. Aires, 1959;

Latch’am R. E., The totemism of the ancient Andean peoples. «The Journal of the Royal Anthropological Institute of Great Britain and Ireland», 1927, v. 57;

Роsada F., Familia у cullura en las comunidadcs chibchas. «Doeumenios [Yiliticos», 1966, № 56;

Izquierdо Gallо М., Mitologia americana, Madrid. [1957].

Ю. А. Зубрицкий.

В начало энциклопедии