Энциклопедический справочник "Латинская Америка"
Протестантизм

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Протестантизм

Протестанти́зм в Латинской Америке, по числу приверженцев второе после католицизма вероисповедание (протестанты составляют около 6% населения). Наиболее сильные позиции протестантизма в Бразилии, Чили, Мексике, странах Вест-Индии.

В XVI—XVIII вв. протестантские общины (первые из них были организованы переселенцами из Голландии и Англии) в испанских и португальских колониях подвергались гонениям со стороны властей и католической церкви, отстаивавшей своё монопольное положение. После освобождения колоний в первой четверти XIX в. от зависимости Португалии и Испании католическая церковь утратила безраздельное господство в Латинской Америке; уже первые конституции латиноамериканских республик гарантировали свободу вероисповедания. Позиции протестантских общин упрочились после установления дипломатических и торговых отношений молодых государств с европейскими державами (особенно с Великобританией), причём подданные последних получили беспрепятственное право публично отправлять в латиноамериканских государствах свой культ и строить там церкви. Первые англиканские церкви появились в 1819 в Рио-де-Жанейро и в 1829 в Буэнос-Айресе. В конце XIX в. в Аргентину, Бразилию, Чили, Уругвай прибыли тысячи иммигрантов-лютеран из Германии. Организованные иммигрантами церкви носили замкнутый характер и пополнялись только за счёт вновь прибывавших из Европы единоверцев. После испано-американской войны 1898 активизировали пропагандистскую деятельность американские миссионеры (преимущественно баптисты). Они вербовали последователей в среде мелкой и средней буржуазии, служащих, технических специалистов, занятых на предприятиях иностранных компаний. Возникавшие протестантские церкви в Латинской Америке возглавляли пасторы-иностранцы. С начала XX в. в развитии П. в Латинской Америке происходят качественные изменения: церкви и общины создаются независимо от иностранных миссий, на национальной основе во главе с местными пасторами. До 1914 число протестантов в Латинской Америке не превышало 100 тыс. человек, в 1937 их было 632 тыс. В 50—60-х гг. число протестантов резко увеличилось; к началу 70-х гг. оно достигло 15 млн. Адептами П. становились представители интеллигенции, мелкие торговцы, рабочие (особенно городские подённые рабочие) и земледельцы. Изменение соотношения сил в мире после 2-й мировой войны в пользу социализма, национально-освободительное движение вынуждают все христианские церкви, в том числе и протестантскую, приспосабливать свою политику к современной эпохе. Наиболее демократические слои протестантского духовенства стали выступать за обновление церкви, за необходимость проведения социальных преобразований. В результате их объединённых усилий была создана в 1961 (официально утверждена в феврале 1962) континентальная организация «Церковь и общество в Латинской Америке» (ИСАЛ), которая приняла на себя функции руководящего центра обновленческого движения. Повсеместно были организованы комиссии ИСАЛ или группы её сторонников. ИСАЛ выступила в роли организатора на континенте экуменического движения, которое возглавил «Совет евангелического единства в Латинской Америке» (латиноамериканские протестанты называют себя евангелистами). В рядах протестантов с начала 60-х гг. определились 3 направления, выражающие различные классовые интересы верующих: буржуазно-националистическое, левонационалистическое и леворадикальное. Сторонники буржуазно-националистического направления (доминирует в Бразилии, Аргентине, Мексике, Венесуэле, Перу, Эквадоре), отстаивая интересы господствующих классов, не принимают участия в антиимпериалистической борьбе и требуют лишь модернизации капиталистического развития латиноамериканских стран. Представители левонационалистического направления (преимущественно из кругов интеллигенции, студенчества) поддерживают тезис о необходимости поисков самостоятельных национальных путей развития. Отвергая «иностранные модели», они занимают активные антиимпериалистические позиции. Эти позиции занимает большинство групп ИСАЛ, активно действующих в Бразилии, Перу (их деятельность в Чили и Уругвае, где они ранее занимали доминирующее положение среди протестантов, с установлением реакционных режимов была резко ограничена). Приверженцы леворадикального направления выступают за некапиталистическое развитие латиноамериканских государств, некоторые из них открыто высказываются за социалистическое переустройство. Наиболее ярко это проявилось в деятельности экуменической группы ИСАЛ в Боливии.

Литература:

Encyclopedia of Latin America, N. Y., 1974, p. 500—504;

América Hoy. Acción de Dios у responsabilidad del hombre, Mont., 1966;

Houtart F., Pin E., The church and the Latin American revolution, N. Y., 1965.

И. Ф. Глушко.

В начало энциклопедии