Энциклопедический справочник "Латинская Америка"
Негритюд

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Негритюд

Негритю́д в Латинской Америке, философско-политическая доктрина, идейно-теоретическую базу которой составляет концепция «культурной самобытности» чёрной расы, подчёркивающая своеобразие культуры и психического склада негритянских народов. Среди основоположников Н. представители антильской и африканской интеллигенции — Э. Сезер (Мартиника), Л. Сенгор (Сенегал) и Л. Дамас (Гвиана), основавшие в 1934 в Париже газету «Чёрный студент». Н. получил наибольшее распространение в странах Африки, на Французских Антильских островах (Гваделупа, Мартиника) и Гаити; те или иные идеи Н. приобрели влияние среди негритянского населения других стран Латинской Америки.

Возникнув в 30-х гг. как движение культурного возрождения негритянских народов, как одно из средств их духовной деколонизации, Н. выражал идею реабилитации чёрной расы, стремление отстоять самобытные ценности негритянской культуры, явился формой протеста против расизма и колониального угнетения. В антильском варианте Н. в этот период в целом преобладало общедемократическое, антиимпериалистическое содержание, нашедшее отражение в художественном творчестве поэтов и прозаиков: Ж. Прис-Марс, Ж. Румен, Ж. Бриер (Гаити), Сезер, Р. Мениль (Мартиника), Э. Лежитимус, П. Нигер (Гваделупа), К. Мак-Кей, М. Гарви (Ямайка) и др.

В 40—50-х гг. в процессе дальнейшей эволюции Н. от литературно-философского течения к собственно идеологической и философской теории среди сторонников этой концепции произошло размежевание. Прогрессивное крыло антильской интеллигенции, отбросив наиболее крайние националистам, положения, перешло на позиции научного социализма, на путь слияния с массовым антиимпериалистическим и рабочим движением (Румен, Р. Депестр, Ж. С. Алексис в Гаити, Ж. Гратиан, Мениль на Мартинике, и др.). С другой стороны, среди приверженцев консервативного направления усиливается тенденция к расистскому стереотипу мышления и культу «чёрного мессианства», к апологии мнимых психофизиологических особенностей чёрной расы как основы «чёрной культуры», являющейся антиподом «белой европейской цивилизации». В теоретическом обосновании этой философской доктрины заметно влияние экзистенциализма Ж. П. Сартра, сюрреализма А. Бретона, иррационализма А. Бергсона, психоанализа З. Фрейда, «морфологии культур» О. Шпенглера и др.

В 60—70-х гг. в обстановке бурного взрыва национализма и расизма во многих районах мира теория Н. приобретает черты идеологии «чёрного расизма», лежащей в основе политического движения «власть чёрным». Как один из вариантов расово-националистической идеологии «третьего мира» Н. базируется на тезисе о противоборстве и несовместимости «цветного» и «белого» миров, подменяющем теорию классовой борьбы стратегией «расового единства». Политическая идеология «чёрного расизма» испытала влияние, с одной стороны, постулатов маоизма, с другой — так называемых новых теорий революции Г. Маркузе, Ф. Фанона, Р. Дебре и др. В эти годы Н. в Латинской Америке представлен двумя основными течениями: ультралевым и правым. Левацкое течение возникло как гипертрофированная реакция националистически настроенной мелкобуржуазной интеллигенции и студенчества на французскую политику «деколонизации сверху». Призывая к немедленному и полному разрыву с «белой» империалистической Францией, антильские сторонники «чёрной революции» выступают с чисто расовой интерпретацией антиколониальной борьбы, сведённой ими к культу «антибелого бунта» цветных народов. Различные проявления «чёрного расизма» левацкого толка имели место и в странах бывшей британской Вест-Индии, где в силу этнической неоднородности сохраняется почва для расовых антагонизмов.

Разновидностью крайне правого, реакционного Н. является «чёрный расизм» династии диктаторов Дювалье на Гаити. Затемняя реальность классовых отношений мистикой «расовой общности», Н. дювальистского типа служит духовным и политическим орудием классового угнетения негритянских народных масс правящей гаитян, верхушкой.

Учитывая двойственную природу национализма колониальных и зависимых стран и поддерживая лучшие, демократические традиции Н. 30-х гг., антильские коммунисты вместе с тем ведут решительную борьбу против всех проявлений идеологии «чёрного расизма» как правого, так и ультралевого толка, подчёркивая очевидную опасность и историческую несостоятельность всяких попыток грубого раздела мира на «чёрные» и «белые» зоны, создания разного рода «цветных барьеров» на пути развития современного человечества.

Литература:

Мениль Р., Историко-критические заметки о негритюде, в книге: Проблемы идеологии и национальной культуры стран Латинской Америки, М., 1967;

Шульговский А. Ф., Расовые проблемы и идеологическая борьба в Латинской Америке, в книге: Народы против расизма, М., 1970;

Стеценко А. К., Идеология негритюда и проблемы антильского освободительного движения, «Латинская Америка», 1976, № 4;

её же, Национализм и особенности проявления идеологии негритюда на Французских Антиллах и Гаити, в книге: Национализм в Латинской Америке: политические и идеологические течения, М., 1976;

Depestre R., Problemas de la identidad del hombre negro en las literaturas antillanas, «Casa de las Américas», 1969, № 53;

Pierre-Charles G., Radiografía de una dictadura Haiti…, Méx., 1969;

Kesteloot L., Négritude et situation coloniale, Yaoundé, 1970.

А. К. Стеценко.

В начало энциклопедии