Энциклопедический справочник "Латинская Америка"
Монументальная живопись

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Монументальная живопись

Д. Сикейрос. «Новая демократия».

Д. Сикейрос.

«Новая демократия».

Фрагмент росписи во Дворце изящных искусств в Мехико Пироксилин.

1945.

монумента́льная жи́вопись Латинской Америки, искусство стенных росписей (фреска, мозаика, синтетические материалы), развивающееся в XX в. в ряде стран Латинской Америки. Родоначальниками М. ж. были мексиканские живописцы, вдохновлённые Мексиканской революцией 1910—1917 на создание демократического искусства, понимаемого как общественная, мобилизующая сила и как средство воспитания национально-освободительного самосознания народа. Росписи общественных зданий нарочито противопоставлялись станковой живописи, как искусству «камерному и буржуазному». В 1922 программа этого нового вида искусства была изложена в декларации Синдиката революционных живописцев, скульпторов и гравёров, и в том же году мастера-монументалисты Д. Ривера, X. К. Ороско, Д. Сикейрос вместе с Ф. Ревуэльтасом, Ф. Леалем и другими начали росписи Национальной подготовительной школы в Мехико, положив начало истории М. ж. В этих работах определились содержание живописи и её стиль, впитавший наследие древней индейской культуры, опыт европейского искусства эпохи Возрождения и обретший ярко выраженный современный национальный характер. Различия в стиле отразили убеждения великих мастеров: Риверы, склонявшегося к манере индейского искусства, Сикейроса, искавшего активную пластическую выразительность и новые средства композиции и техники живописи, Ороско, развивавшего экспрессивно-гротескную манеру.

Росписи мексиканских мастеров прозвучали как политические выступления; облечённые в изобразительную форму, они обладали огромной силой идейно-художественного воздействия. Общественный авторитет живописцев был настолько велик, что позволил им создать росписи во многих крупных зданиях — Дворце изящных искусств, Национальном дворце, Министерстве просвещения, Министерстве путей сообщения, Университетском городке в Мехико, в правительственных и учебных зданиях Гвадалахары, в Куэрнаваке и других городах Мексики, а также в ряде городов США. Вместе с тем эти росписи разрушались и запрещались реакционерами, художники подвергались политическим преследованиям. Возникла оппозиция этому реалистическому и демократическому искусству, возглавленная Р. Тамайо.

В первый период росписи исполнялись преимущественно в старых зданиях. После Второй мировой войны росписи создаются главным образом в ансамбле с новой архитектурой. Наряду с идейно-тематической живописью и мозаикой развивается течение, понимающее роспись главным образом как декоративное убранство здания (мозаики X. О’Гормана). Мексиканские мастера разрабатывают новые виды рельефной цветной мозаики, сочетают роспись со скульптурой (Ривера, Сикейрос).

Деятельность первых больших монументалистов послужила школой передового искусства для последующих поколений мексиканских художников (П. О’Хиггинс, X. Чавес Морадо, Г. Чавес Вега, Г. Флорес и многие другие) и оказала революционизирующее воздействие на искусство других стран Латинской Америки, возбудив интерес к национальным демократическим образам, к монументальной живописи. Особенно велики заслуги Сикейроса, исполнившего в 30—40-е годы XX в. антиимпериалистические и антифашистские росписи в Аргентине, Чили, на Кубе.

М. ж. выдвинула в Бразилии выдающегося мастера демократического реалистического искусства К. Портинари (росписи в Министерстве просвещения и здравоохранения в Рио-де-Жанейро, в г. Катагуазис), в Чили — X. Вентурельи и X. Эскамеса, в Аргентине воздействие мексиканцев испытали А. Берни, X. К. Кастаньино, там же выступил с росписями Б. Кинкела Мартин, на Кубе — Р. Портокарреро, М. Карреньо, в Боливии — Р. Бердесио, В. Солон Ромеро. В ряде стран, однако, М. ж. утратила свою боевую, демократическую направленность, склонившись к декоративным композициям на национальные темы (Т. Нуньес Урета в Перу и др.). Влияние латиноамериканской М. ж., ставшей одним из крупнейших явлений в искусстве XX в., распространилось и за пределами Америки, где было воспринято мастерами демократического направления.

Литература:

Полевой В. М., Искусство стран Латинской Америки, М., 1967;

Жадова Л., Монументальная живопись Мексики, М., 1965.

В. М. Полевой.

Д. Ривера. «Город Теночтитлан. Роспись в Национальном дворце в Мехико.

Д. Ривера.

«Город Теночтитлан.

Роспись в Национальном дворце в Мехико.

40—50-е гг. XX в.

Д. Ривера. «Завоевание Мексики».

Д. Ривера.

«Завоевание Мексики».

Фрагмент росписи во дворце Э. Кортеса в Куэрнаваке. 1929—30.

В начало энциклопедии