Энциклопедический справочник "Латинская Америка"
Мифология индейских племён и народов Латинской Америки

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Мифология индейских племён и народов Латинской Америки

Мифоло́гия инде́йских племён и наро́дов Лати́нской Аме́рики, совокупность мифологических представлений индейцев на территории Латинской Америки. Некоторые мифологические сюжеты сохранились в памятниках древней письменности майя, ацтеков, инков. Условно индейские мифы можно разбить на 5 групп.

К 1-й группе относятся так называемые этиологические мифы — о происхождении озёр, гор, рек, ветра, землетрясения и других явлений природы, а также антропогонические, космогонические и космологические мифы, предания и пророчества эсхатологического характера.

Во 2-ю группу входят этнологические мифы, отражающие древние кровнородственные и семейные связи, происхождение рода, борьбу между материнским и отцовским правом, пережитки матриархата и т. д.

3-я группа — мифы о героях (в частности, о культурных героях), в которых отражён процесс развития производительных сил родового общества, выражающие мечту о победе человека над силами природы.

4-я группа — мифы о богах, их возникновении, их взаимоотношениях (теогонические мифы).

5-ю группу составляют мифы более позднего происхождения: в них нашли отражение отношения между этническими группами Латинской Америки ко времени завоевания Америки европейцами, события колониальной эпохи, война за независимость и столкновение первобытнообщинного строя с современной цивилизацией.

Мифы 1-й группы представляют собой попытку человека найти объяснение явлениям окружающей его природы. Например, появление залива Гуанарока (Куба) связывалось в мифах сибонеев со следами первой женщины по имени Гуанарока, оплакивающей своего сына. Возникновение остроконечных горных вершин в Неукене (Аргентина) в мифологии пуэльчей объясняется так: владычица вод, змея Кай-Кай, решила погубить человеческий род: по её желанию воды вышли из берегов и начался всемирный потоп. Змея Трэн-Трэн, владычица и покровительница людей, стремясь спасти своих подопечных, велела им подняться в горы. Однако вода неумолимо наступала, и тогда Трэн-Трэн превратила часть людей в рыб, а часть — в вершины и пики. Специфической особенностью индейской мифологии является наличие множества мифов о старой и новой родине, обусловленных многочисленными миграциями индейских племён и соответствующими процессами этногенеза. Таково ацтекское предание об исходе ацтеков (теночков) из мифической родины Астлан. По указанию бога Уицилопочтли, ведомые своими «пророками» ацтеки отправлялись в долгое странствие, чтобы обрести новую родину в том месте, где встретят орла, сидящего на кактусе и пожирающего змею. Достигнув через несколько поколений мексиканской долины, они увидели на одном из островов горного озера Тескоко предсказанные знамения и основали Теночтитлан, ставший столицей могущественного царства ацтеков. Нередко в мифах поиски новой родины связаны с морскими и даже заокеанскими плаваниями. Подобные мифы имелись у кара (Эквадор), гуарауно, тукано и др. Иногда (например, в мифах тукано, киче и др.) поиски, новой родины приводят к распаду единого человечества на отдельные народы. В космогонических мифах Месоамерики (у майя, тольтеков, ацтеков и др.) проводится идея о многократности акта сотворения мира (в том числе земли и светил), в большинстве мифов индейцев Южной Америки — идея о единовременном акте создания мира. Например, по преданиям матако, Земля была создана могучим человеком по имени Хохнат-Левук. Некоторые космогонические мифы содержат, хотя и в примитивной форме, концепцию о Вселенной как о явлении, возникающем в определённый момент и развивающемся по определённым законам, которые воспринимаются как воля богов. Таково предание индейцев Северо-Восточной Бразилии (карири и других племён, почти полностью исчезнувших): сначала существовал лишь My — бездна (то есть пространство). Богиня великой темноты Нут стала его женой и породила бога света Иту, но сама скончалась от родов. Плач My по своей супруге, а Иту — по своей матери вызвал богиню темноты из мира духов. Чтобы не мешать свиданию родителей, Иту на время удалился спать, накрывшись чёрным покрывалом. Но сквозь бахрому и вышивки покрывала местами просвечивало тело Иту — и появились Луна, звёзды и кометы. Когда Иту ворочается во сне, Луна, звёзды и кометы движутся по небу. Эта же концепция проявляется в мифологии народов Месоамерики, в частности в мифе киче, зафиксированном в книге «Пополь-Вух».

У многих индейских народов существуют мифы об устройстве мира. В мифах матако Земля покоится на стволе огромного дерева или на нескольких деревьях-подпорках, которые охраняются двумя чудовищами, отпугивающими мышей, стремящихся подточить подпорки. Если подпорки рухнут, земля, небо, люди потонут в бездонном океане, находящемся под землёй. Мифы гуайкуру рисуют Вселенную в виде перемежающихся слоев, состоящих из бесчисленного количества небесных и земных миров. Сходны представления некоторых племён гуарани, в мифах которых вышерасположенный мир (в частности, наша Земля) является небом по отношению к нижерасположенному. В мифологии древних майя Вселенная состоит из 13 небес («слоев неба») и 9 подземных миров. У чибча-муисков Земля покоится на плечах бога Чибчачума. Когда Чибчачум устаёт и перекладывает Землю с одного плеча на другое, происходит землетрясение. В мифологии инков Вселенная делится на три мира: Верхний, Средний и Внутренний (или Нижний). В религиозной космологии наиболее развитых индейских обществ возникали понятия, близкие к концепциям ада и рая. К космогоническим и космологическим мифам примыкают эсхатологические мифы и пророчества о конечной судьбе человечества, гибели миров, царств и народов. У многих индейских народов зафиксированы мифы о гибели человечества, предшествовавшего современному. В мифологии киче Великий отец и Великая мать трижды пытаются создать человечество. Первое человечество, сотворённое из земли, было затем уничтожено его создателями из-за того, что оно, хотя и обладало речью, не могло мыслить. Второе человечество, изготовленное из дерева, Великий отец и Великая мать утопили в потоках «смолы, пролившейся с неба», так как деревянные люди также не имели ни души, ни разума и бесцельно бродили по земле. Часть этих людей была превращена в обезьян. Лишь человечество, созданное из кукурузы, было оставлено богами жить. В мифологии древних мексиканских народов (тольтеков, ацтеков и др.) история делится на эры; каждая из эр заканчивается гибелью Солнца, Земли и человечества. В мифологии ацтеков во время 1-й эры Солнцем был бог Тескатлипока, а Земля была населена гигантами. Эта эра закончилась истреблением гигантов оцелотами. 2-я эра, когда Солнцем был бог Кецалькоатль, завершилась ураганами, разрушившими мир, и превращением людей в обезьян. В конце 3-й эры мир и люди были уничтожены гигантским пожаром. Потоп разрушил 4-й мир, превратив людей в рыб.

5-я (современная) эра завершится землетрясением, от которого погибнут Земля, Солнце, люди. По другому варианту ацтекских мифов, царство ацтеков будет разрушено вследствие возвращения Кецалькоатля. И у андских народов, в том числе у инков, существовали предания о гибели человечества, одно из пророчеств предсказывало разрушение и падение Тауантинсуйу. В мифологиях индейцев нашли отражение пережитки матриархата, что проявилось в значительном количестве богинь и женщин-прародительниц. У ацтеков — это богиня вод Чальчиутликуэ (правившая миром в 4-ю эру), владычица существования Тонакасиуатль, богиня урожаев и пищи Чикомекоатль («семь змей»), мать молодой кукурузы Шилонен и др.; у майя — богиня плодородия Иш-Чель и др.; у киче — мать братьев-героев Шкик; у гуарани — Каа-Яри, бабушка йерба-мате; у уичоль — первая женщина Татуци-Имуана; у муисков — Бачуэ, богиня — прародительница, человеческого рода; у яруро — Кума, женский дух Луны (создательница мира и людей), а также женский злой дух Киберот, правящий подземным миром, и т. д. Борьба между отцовским и материнским правом отражена в мифах многих индейских племён ориноко-амазонской области: о борьбе Луны и ягуара, в предании сибонеев об Амао, сыне Солнца, женатом на Гуанароке, дочери Луны, в котором Амао похищает ребёнка, родившегося от этого брака, и уносит в горы с целью лишить ласки и заботы матери.

Часто в индейских мифологиях фигурируют в качестве культурных героев братья-близнецы. Одни герои побеждают и сокрушают силы зла, другие несут людям знания и конкретный трудовой опыт; нередко они сочетают в своей деятельности и то, и другое. Так, в мифах киче братья-близнецы Хун-Ахпу и Шбаланка побеждают воплощение надменности и гордыни Вукуб-Кашиша и его сыновей и сокрушают царство демонов и злых богов (владык) подземного мира Шибальбы. Одолев силы зла, братья превращаются в Солнце и Луну. В мифах бороро (тропические леса области Амазонки) братья-близнецы Бакороро и Итубори побеждают животных-людоедов, запрещают им питаться людьми, находя для них новую пищу. В мифе óна герой Тайин (Колибри) убивает злую и могущественную женщину Таиту, закрывшую людям доступ к воде. Героем второго типа является в инкском сказании сын Солнца и Луны, первый инка Манко Капак. Посланный вместе с Мамой-Оклью (женой и сестрой) Солнцем на Землю, чтобы спасти индейцев от варварства и взаимного истребления, Манко Капак отправился в путь, неся в руках золотой жезл. Там, где жезл вошёл в землю, первый инка основал г. Куско, научил индейцев земледелию, искусству и ремёслам. Распространён и другой миф о Манко Капаке, в котором он появляется вместе с тремя своими братьями. Сходными чертами наделён герой мифа яганов (Огненная Земля) Йоалох — один из братьев-близнецов. Он научил людей добывать огонь и трудиться.

Образ культурного героя, сочетающего в себе черты победителя зла и наставника людей, воплощён в мифологии чибча-муисков — в предании о Бочике. Явившись к людям на радуге, Бочика спас мир от наводнения, которое ему уготовил бог Чибчачум. Затем он вступил в борьбу с носителем зла — демоном Чиа (или Уитака) и превратил его в сову. Победив противников, герой дал людям законы, научил их правилам поведения и многим ремёслам. В мифах индейцев бакаири (Бразилия) повествуется о братьях-близнецах Кери и Каме, которые, мстя за смерть своей матери, побеждают ягуаров, а затем достают для людей солнце, месяц, сон, утреннюю зарю, огонь, реки, учат людей земледелию.

Завоевание европейцами Латинской Америки и насильственное насаждение католицизма оказали влияние на индейские мифологии. Часть мифов (например, эсхатологическое пророчество о возвращении Кецалькоатля или миф о боге Виракоче) была использована европейскими колонизаторами, которых принимали за богов или их посланцев, что облегчало покорение индейцев. В индейские мифологии стали проникать элементы христианской мифологии; в результате синкретизации изменялись индейские мифологические персонажи. У племён майя, например, Чультотик (бог Солнца) стал идентифицироваться с Иисусом Христом. Сближению библейских и индейских мифологических персонажей иногда способствовала католическая церковь, которая стремилась таким образом внедрить христианство. Так, в мифах о божественном герое Тунапе, появившихся в эпоху Тиауанако, католические богословы старались обнаружить воспоминания о евангелистической деятельности апостола Фомы. Однако в целом католическая церковь выступала преимущественно в роли гонителя и разрушителя местных религий и мифологических представлений, в результате чего большая часть индейских мифов оказалась навсегда утраченной. После завоевания Америки у ряда индейских племён возникли мифы, в которых отразилось героическое сопротивление индейцев колонизаторам. Так, среди эквадорских кечуа сложился миф, утверждающий, вопреки истории, фактам, что вождь антииспанской войны Руминьяуй не умер под пытками испанцев и даже не был захвачен в плен; после поражения индейской армии Руминьяуй сбросил всё золото царства Киту в бездонную пропасть, а сам, неуязвимый для пуль и снарядов врага, шагая по воздуху, скрылся. Заметный след в мифологии Латинской Америки оставила героическая борьба кечуа во главе с Инкой Манко (см. Инки Манко восстание), Сайри-Инкой и Тупаком Амару I против испанских конкистадоров в области Вилькабамба. Согласно мифам анти (Восточное Перу), Инка до сих пор правит где-то в горах и в конце концов принесёт всем индейцам счастливую жизнь. В позднейших индейских мифах нашли отражение, жестокие формы угнетения местного населения колонизаторами. В современных мифах некоторых племён майя в роли чулеля (животного-двойника и покровителя белого человека) всегда выступает тигр или лев, символизирующие кровожадность и беспощадность. Как память о тяжёлых временах иезуитского господства в Парагвае в мифологии ряда племён гуарани злой дух представляется в обличье иезуита. Вместе с тем на позднюю мифологию повлияла внедрявшаяся господствующими классами Латинской Америки идея о «законности» господства белых над индейцами, идея о «справедливости» страданий коренного населения в качестве «наказания за грехи». Примером отражения этой идеи может служить предание тукано, согласно которому предки тукано не выполнили приказа бога Епа-Уаке и не искупались, в отличие от белых, в волшебной реке Дьяохпекодихтаре. За это тукано должны вечно быть в подчинении у белых. Мифы подобного рода, утверждающие незыблемость неравенства среди людей и эксплуатации человека человеком, играют реакционную роль и препятствуют распространению прогрессивных идей среди индейцев Латинской Америки.

Сюжеты индейских мифологий лежат в основе индейского искусства — живописи, скульптуры, драматургии, поэзии, хореографии и т. д. Мифич. Манко Капак воплощён в Перу в названиях улиц, площадей, колледжей, в скульптуре и литературе. Мотивы мифологии ацтеков, майя и др. народов Месоамерики отражены в монументальной живописи Д. Риверы, X. К. Ороско, в настенной каменной мозаике X. Чавеса Морадо, в работах художников Л. Мендеса, X. Сабогаля, М. Ф. Лиры (Перу), К. Канедо и X. Иманы (Боливия) и многих других. Изображение одушевлённого Солнца, возникшее на основе инкских мифов о боге Солнца и Солнце-отце, стало составной частью эквадорского государственного герба и уругвайского знамени. Одной из высших перуанских военных наград является орден Солнца. Изображение орла, сидящего на кактусе и пожирающего змею, — образ из ацтекской мифологии — украшает государственный герб и государственный флаг Мексики. Широко отразились мотивы индейской мифологии в литературе латиноамериканских стран, в частности в творчестве П. Неруды, С. Алегрии, М. А. Астуриаса, Р. Гальегоса, О. Кироги, А. Роа Бастоса и др.

Литература:

Штейнен К., Среди первобытных народов Бразилии, [пер. с нем.], 3 изд., М., 1935;

Вайян Дж., История ацтеков, пер. с англ., М., 1949;

Пополь-Вух, М.—Л., 1959;

Леон-Портилья М., Философия нагуа, пер. с исп., М., 1961;

Кинжалов Р. В., Мифологические системы Месоамерики, в сб.: Краткое содержание докладов годичной научной сессии Института этнографии АН СССР. 1969 г., Л., 1970, с. 83—85;

его же, Культура древних майя, Л., 1971;

Легенды и сказки индейцев Латинской Америки, составление, комментарии и вступительная статья Э. Зиберта, Л., 1972;

Robelo С. A., Diccionario de mitología náhuatl, Méx., 1911;

Spence L., The myths of Mexico and Peru, L., 1913;

Latcham R. E., La organización social у las creencias de los antiguos araucanos, S., 1924 (Publicaciones del Museo de etnología у antropología, t. 3);

Dieseldorff E. P., Kunst und Religion der Mayavölker, [Bd 1]—3, B.—Hamb., 1926—33;

Serrano A., Los aborígenes argentinos, B. Aires, 1947;

Cruz Rolla J., Folklore, ritos y costumbres del pueblo guaraní, B. Aires, 1954;

Feijoó S., Mitos y leyendas en las Villas, Las Villas, 1965;

Osborne H., South American mythology, Feltham (Middlesex), 1968;

Metraux A., Ensayos de mitología comparada sudamericana, «América Indigena», 1948, v. 8, № 1, p. 9—30.

Ю. А. Зубрицкий.

В начало энциклопедии