Энциклопедический справочник "Латинская Америка"
Кечуа

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Кечуа

Ке́чуа (quechua), кичуа, руна-сими (runa-simi — человеческий язык), язык индейского народа кечуа. Наряду с испанским является официальным языком Перу (с 1975) и Боливии (с 1977, вместе с аймара). Входит в кечумаранскую семью индейских языков. Число говорящих на К. свыше 12,7 млн. человек (1977, оценка). До колонизации Южной Америки был официальным языком государства инков (XV в.). Представлен тремя группами диалектов в Перу, Боливии, Эквадоре, северо-западных районах Аргентины, частично в Чили и Колумбии.

По диалектам отмечается от 3 (a, i, u) до 6 гласных фонем, от 15 до 28 согласных фонем (в основном за счёт наличия или отсутствия серии смычно-гортанных). Основные модели слога CV и CVC. Доминирует двусложная структура именных основ. В просодии — строгие законы ларингальной артикуляции, ударение падает на предпоследний слог. Чётко выдержан агглютинативный принцип суффиксального типа. Сложная грамматическая система (язык номинативной типологии). Развито именное словоизменение: категории числа, падежа (свыше 10 единиц за счёт ряда локативов), притяжательности. Богата и глагольная морфология (лицо, число, время, наклонение, способ действия, версия), характеризующаяся субъективно-объектным спряжением. Глагол — центральная синтаксическая структура предложения. Лексика богата и существенно варьируется по диалектам. Продуктивно именное (конверсия, композиция, деривация) и глагольное (конверсия, деривация) словообразование.

Письменность (иероглифика) на К. предположительно возникла ещё в доинкскую эпоху. В Тауантинсуйу она стала использоваться в качестве тайнописи при дворе Верховного Инки. В деформированном виде иероглифическое письмо на К. используется до сих пор среди незначительного числа индейцев кечуа Боливии. Начиная с XVII в. для записи текстов на К. применяются различные варианты латинского алфавита. 3-й Межамериканский индеанистский конгресс (1954, Ла-Пас) утвердил единый алфавит К., но практически единство кечуанского алфавита утверждено в 1975. Становление литературы К., начавшееся в колониальный период, в силу социально-экономических и политических причин протекает медленно.

Литература:

Валькарсель Г., Возрождение кечуа, «Латинская Америка», 1976, № 2;

Middendorf E. W., Wörterbuch der Runa Simi oder der Keshua Sprache, Lpz., 1890;

Lastra Y., Cochabamba quechua syntax, The Hague—P., 1968;

Parker G. J., Ayacucho quechua grammar and dictionary, The Hague—P., 1969;

Levinsohn S. H., The Inga language, The Hague—P., 1976.

Г. А. Климов, Ю. А. Зубрицкий.

-----------------------------------

Кечуанские вожди из г. Писак.

Кечуанские вожди из г. Писак.

ке́чуа (quechua, kechwa, keshwa, kkechuwa, quichua), самая крупная индейская народность Латинской Америки. К. населяют большую часть горного района современного Перу, Боливии и Эквадора, некоторые районы северо-запада Аргентины и севера Чили. Численность их точно не определена; по некоторым подсчётам, она достигает 8—10 млн. человек, хотя число лиц, владеющих языком К., значительно выше. Несмотря на интенсивные процессы метисации, в 70-х гг. XX в. абсолютная численность К. растёт, одновременно уменьшаясь в процентном отношении к численности креольско-метисного населения соответствующих стран. Говорят на языке кечуа. Племена К. были основателями государства инков Тауантинсуйу. В период его существования шёл процесс слияния различных племён и этнических групп в единую кечуанскую (инкскую) народность. Этому способствовала деспотическая форма организации государства инков, проводимая ими унификация правовых норм, религиозных обрядов, насильственное внедрение языка К. в качестве государственного, переселение племён и народностей. Ареал расселения К. был зоной высокоразвитого орошаемого земледелия с широким применением удобрений. На территории Тауантинсуйу строились каналы, дамбы, плотины, по склонам гор возводились насыпные террасы. До прихода европейцев индейцы К. возделывали множество сортов картофеля, кукурузы, кину а (разновидность проса), хлопчатник, а также различных лекарств, растения (кокаиновый куст, хинное дерево и др.). Испанское завоевание принесло индейцам андской области многочисленные бедствия — разрушение их независимого государства и культуры, физическое истребление населения, эпидемии, тяжелейшие формы феод, эксплуатации. Всё это в сочетании с жестоким национальным гнётом создало реальную угрозу вымирания К. Однако ряд условий содействовал возобновлению прерванного конкистой процесса консолидации кечуанской народности: миграционные процессы, использование языка К. католическими миссионерами, наличие культурных традиций и др. Основным фактором этнического развития К. стала борьба против колонизаторов, тесно связанная с борьбой за землю и нередко выливавшаяся в крупные выступления (восстания Руминьяуи, Кискиса, Уайна Палькона, Манко Капака, Сайри Тупака, Тупака Амару I — в XVI в., заговор Белеса де Кордова, заговор индейцев г. Лима, восстание X. С. Атауальпы и др. — в XVIII в.). Особенно большую роль сыграло Тупака Амару II восстание 1780—83. Эти восстания расшатали основы испанской колониальной системы. К. принимали активное участие в борьбе за освобождение андских стран от испанского ига. Однако Война за независимость испанских колоний в Америке 1810—26 почти не изменила социально-экономическое положение К. Как и в колониальный период, основную массу их составляли бесправные крестьяне, подвергавшиеся феодальной и полуфеодальной эксплуатации и национальному гнёту.

В конце XIX в. в связи с проникновением в андские страны иностранного капитала положение К. ухудшилось; национально-освободительное движение зачастую принимало формы восстаний (Тупак Амару III в 1867; в Эквадор, провинция Лоха в 1882; П. П. Атуспарии в Перу в 1885; Румимаки в Южном Перу в 1914). Большое влияние на развитие национально-освободительного движения К. оказали Октябрьская революция в России и опыт решения национального вопроса в СССР. Качественно новым в движении К. было появление у них первых политических, профсоюзных и культурно-просветительских организаций — Комитета в защиту прав индейцев Тауантинсуйу (1921—25), Региональной индейской рабочей федерации (1923), Группы возрождения (1927). С начала 30-х гг. национально-освободительное движение К. характеризуется слиянием национального движения с общедемократическим и антиимпериалистическим, усилением участия К. в антиимпериалистической борьбе, ростом сознания широких кечуанских масс. Компартии андских стран рассматривают кечуанский вопрос не только как крестьянский, но и как национальный.

В связи с аграрными преобразованиями в кечуанской деревне развиваются капиталистические отношения (Боливия, Эквадор), идёт процесс становления кооперативных форм собственности (особенно в Перу). К середине 20-х гг. выросли ряды промышленного пролетариата К., в частности в горнорудной и текстильной промышленности. Значительная часть пролетариата К. эксплуатируется на предприятиях, принадлежащих иностранным, главным образом американским, монополиям. Появилась и кечуанская буржуазия. Но она слаба, малочисленна и тесно связана с креольско-метисной буржуазией. Основные занятия современных К. — земледелие и частично скотоводство. К. разводят ламу, альпаку, овец, в меньшей степени крупный рогатый скот и лошадей. С древности на территории расселения К. были широко развиты ремёсла: прядение, ткачество, окраска тканей, вышивка, изготовление украшений из меди, серебра и золота, керамическое производство и т. д.

Ярка и своеобразна духовная культура К. Они создали богатый устный фольклор. Народная драма «Апу-Ольянтай» входит в сокровищницу мировой литературы. Существует и письменная литература, хотя многие произведения предыдущих столетий и имена их авторов утеряны. Лучшие образцы литературы К. — «Элегия на смерть Атауальпы» касика Алангаси (Эквадор), стихи классика кечуанской литературы X. Уальпарримачи Майты (Боливия), произведения Л. Кордеро (Эквадор), X. Л. Капаро Муниса (Перу), X. Д. Берриоса (Боливия). Из наиболее крупных современных поэтов выделяются X. де ла Крус Салас Санчес, Ф. Эспиноса, С. Гуардия Майорга, Килько Уарака (Аленкастре Гутьеррес). Вершиной творчества последнего стала поэма о В. И. Ленине (1969). Большого развития достигла музыкальная культура К. В середине XX в. зародилась музыка профессиональных композиторов (А. Гевара Очоа и др.). Самобытно и богато хореографическое искусство К. (известны и исполняются около 200 традиционных танцев). Первые шаги делает кечуанская кинематография (художественные фильмы «Кукули» в Перу и «Кровь Кондора» в Боливии и несколько документальных фильмов). Важная форма проявления самобытной культуры К. — народного празднества. Значительное влияние на развитие современной культуры К. оказывает индеанизм. Религия К. синкретична. Подавляющее большинство народа — католики; сохранились и пережитки древних астральных (Отец — Солнце, Мать — Луна, и др.) и земледельческих (Мать — Земля, Мать — Кукуруза, и др.) культов.

Литература:

Нации Латинской Америки. Формирование. Развитие, М., 1964;

Мариатеги Х. К., Семь очерков истолкования перуанской действительности, [пер. с испанского], М., 1963;

Зубрицкий Ю. А., Инки-кечуа, М., 1975;

Lira J. A., Diccionario kkechuwaespañol, Tucumán, 1944;

Lara J., La literatura de los quechuas, Cochabamba, 1941;

«Ollantay», Cuzco, 1958;

Gonzáles Prada M., Páginas libres, Madrid, 1915;

Núnez Anavitarte C., Aspecto socio-económico de la alfabetización del idioma quechua, Cuzco, 1955;

Ribio Orbe G., Promociones indígenas en América, Quito, 1957;

Valencia Vega A., El indio en la Independencia, La Paz, 1962;

Villavicencio R. G., Relaciones interétnicas en Otavalo, Méx., 1973.

Ю. А. Зубрицкий.

Женщина кечуа из г. Писак.

Женщина кечуа из г. Писак.

В начало энциклопедии