Энциклопедический справочник "Латинская Америка"
Каудильизм

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Каудильизм

Каудильи́зм, в Латинской Америке социальный феномен, связанный с выдвижением на политической арене вождя (каудильо) — «сильной» личности, пользующейся неограниченной властью в вооруженном отряде, партии, в том или ином регионе, государстве. К. получил распространение в странах Латинской Америки после завоевания ими политической независимости в первой четверти XIX в., в обстановке усиления в этих странах центробежных тенденций (их носителями нередко были каудильо), порождаемых борьбой различных соперничавших социальных группировок, и прежде всего борьбой за власть среди латифундистов. В конце XIX — начале XX вв. усиление тенденции к консолидации латиноамериканских государств, связанное с процессами формирования наций, привело к появлению нового типа каудильо, выступавших за централизацию политической власти и ликвидацию сепаратистских тенденций. К. приобрёл черты особой системы организации государственного правления, характеризующейся персонализацией политической власти.

Как социально-политическое явление К. нельзя оценивать однозначно. Обладая известной самостоятельностью в политике, выполняя роль своего рода «арбитров» в условиях ожесточённой борьбы за власть различных политических группировок, каудильо в то же время в конечном счёте становятся на сторону тех или иных интересов. В одних случаях это интересы торгово-земледельческой олигархии, клерикальных кругов, верхушки реакционной военщины, т. е. наиболее консервативных сил, в других, как подчёркивал X. К. Мариатеги, — стихийные устремления городского «демоса» и даже угнетённых крестьянских масс. Консервативными каудильо, известными своей враждой ко всякому проявлению свободомыслия, социальному прогрессу, были аргентинский диктатор X. М. Росас, гватемальский каудильо М. Эстрада Кабрера, боливийский каудильо М. Мельгарехо, венесуэльский диктатор X. А. Паэс. Прогрессивные тенденции в политике с ярко выраженными чертами социального реформаторства были характерны для перуанского каудильо Р. Кастильи, боливийского каудильо М. Бельсу, гватемальского каудильо X. Р. Барриоса, Эквадор, политического деятеля Э. Альфаро. В современной политической жизни, как правило, на первый план выдвигаются консервативные, охранит, функции К. Правящие классы стран Латинской Америки активно использовали каудильистские методы в политике для того, чтобы воспрепятствовать борьбе трудящихся масс, росту их социального самосознания. Один из факторов, способствующих сохранению каудильистских традиций, — влияние латифундизма с его системой патриархально-авторитарных отношений на положение и психологию народных масс, сохраняющих наивно-патриархальную веру в «провиденциальные», «избранные» личности. Сильное воздействие идеи К. оказывали на массовые политические движения националистического типа (перонизм, варгасизм и т. д.), проникнутые мессианским культом «харизматических», т. е. «избранных», лидеров. В результате обострения классовой борьбы, роста самосознания трудящихся масс каудильистские методы в политике постепенно изживают себя. Этому в определённой степени способствует и переориентация правящих кругов ряда латиноамериканских стран на использование «модернизированных» политических методов, методов «неокапиталистической» политики социального маневрирования. Однако влияние каудильистских методов в политической жизни латиноамериканских стран чувствуется и поныне. Большую роль в разъяснении трудящимся массам сущности К. играют коммунисты и другие прогрессивные силы стран Латинской Америки.

Литература:

Мариатеги Х. К., Семь очерков истолкования перуанской действительности, [пер. с испанского], М., 1963;

Ayarragaray L., Cuestiones у problemas argentinos contemporáneos, 3 ed., B. Aires, 1937;

Vallenilla Lanz L., Cesarismo democrático. Estudios sobre las bases sociológicas de la constitutión efectiva de Venezuela, 3 ed., Car., 1952;

Sarmiento D. F., Facundo, Мéx., 1957;

Paso L., Los caudillos у la organización nacional, B. Aires, 1965;

Mercier Vega L., Mecanismos del poder en América Latina, B. Aires, 1967;

Solari A. E., Lipset S. U., Elites у desarrollo en Améca Latina, B. Aires, 1967.

А. Ф. Шульговский.

В начало энциклопедии