Энциклопедический справочник "Латинская Америка"
Католицизм

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Католицизм

Католици́зм в Латинской Америке, наиболее распространённое в Латинской Америке вероисповедание. Католики составляют подавляющее большинство населения. В 1978 в латиноамериканских странах числилось около 290 млн. католиков. Католическое духовенство состояло из 23 кардиналов, около 47 тыс. священников, 170 тыс. монахов и монахинь. Монашеские ордена управляли 14,5 тысячами общеобразовательных школ первой ступени и примерно 7 тысячами школ второй ступени. Многие из священников — лица, приехавшие из-за границы (США, Испании, Португалии, ФРГ, Канады, Франции, Нидерландов и др.). Распространение К. в Латинской Америке началось с конца XV в. вместе с испано-португальским завоеванием Нового Света. Первые монахи-миссионеры прибыли на Антильские острова в составе второй экспедиции X. Колумба (1493); первая церковь была построена францисканцами в 1502 в Санто-Доминго. В течение XVI в. деятельность миссионеров распространилась на все завоёванные испанцами и португальцами земли. Миссионеры находились на службе у колониальных властей; их задача состояла в обращении индейцев в христианство. Миссионерство было эффективным средством создания и укрепления колониальной системы в странах Латинской Америки. Проникая в глубь территорий, населённых индейцами, миссионеры подготавливали почву для дальнейшей экспансии колонизаторов. Как правило, христианизация осуществлялась насильственно и сопровождалась уничтожением части местного населения, ограблением и закабалением индейцев. Первыми из католических орденов послали миссионеров в Новый Свет доминиканцы, за ними последовали францисканцы. Оба ордена активно участвовали в колонизации Мексики и Перу. Францисканцы основали миссии на севере территории современной Мексики, в Калифорнии и Техасе, в Санто-Доминго, Бразилии и на территории современного Уругвая. Монашеские ордена создавали спец. поселения-миссии. На территории современной Венесуэлы резервация индейцев, основанная францисканцами, насчитывала 25 тыс. человек. В больших масштабах организовывали миссии иезуиты. Многие современные города Латинской Америки выросли из населённых пунктов, основанных миссионерами. Наибольшую активность иезуиты проявили в начале XVII в. В 1608 испанский король Филипп III поручил им обратить в христианство индейцев гуарани. В 1610 на территории современного Парагвая и отчасти Аргентины они основали государство иезуитов (см. Иезуитов государство 1610—1767). Иезуиты энергично действовали также на территории Бразилии, на юге Чили среди индейцев арауканов и племён кечуа. Проводя политику в интересах испанских завоевателей, миссионеры овладевали местными языками, изучали местные обычаи, оставили после себя описания истории и культуры ацтеков, майя и инков и др. индейских народов (сочинения Б. де Лас Касаса, Б. де Саагуна, X. де Акосты и др.), создавали словари и грамматику индейских языков. В испанских и португальских колониях К. стал единственной обязательной религией. В 1569 был официально учреждён инквизиторский трибунал, хотя фактически инквизиция начала действовать несколькими десятками лет раньше. Инквизиция преследовала и жестоко карала за принадлежность к другим религиям, осуществляла цензуру печати. Насильственно обращённых в христианство индейцев пытали и казнили по подозрению в отступлении от веры, за «идолопоклонство» и несоблюдение церковных обрядов. Образование на всех ступенях находилось под эгидой католической церкви. Начальные школы для индейцев, духовные семинарии, колледжи, университеты создавались и контролировались церковниками. Обладая большой властью и будучи важнейшим участником колонизации, церковь превратилась в крупного земельного собственника и эксплуататора. Она владела огромной недвижимостью, получала десятину, производила большие сборы с населения за отправление религиозного культа. В сельском хозяйстве и на рудниках ею использовался принудительный труд индейцев. На протяжении всего колониального периода истории Латинской Америки духовенство в колониях состояло почти исключительно из европейских (в основном испанских и португальских) священников и монахов. Даже креолам было крайне трудно сделать церковную карьеру. Метисы получили допуск к духовному званию только в конце XVIII в. Лишь с начала XX в. католическая церковь стала ориентироваться на миссионеров из местного населения. В 1927 впервые в Латинской Америке, в Колумбии, учредили высшую семинарию по подготовке миссионеров.

Войны французских, испанских и португальских колоний за независимость в конце XVIII — начале XIX вв. и становление латиноамериканских республик внесли существ, перемены в политическое положение католической церкви, в значительно меньшей степени затронув её экономической позиции. В течение XIX в. между церковью и государством велась острая борьба за политическую власть. В этот период были заложены основы современного правового положения католической церкви в Латинской Америке. С конца 30-х гг. XIX в. всё более активно начинают действовать протестантские миссии. Тем самым была подорвана в Латинской Америке монополия К. Свобода вероисповедания конституционно была закреплена лишь в конце XIX — начале XX вв. Тогда же было оформлено в ряде государств (Мексика, Бразилия и др.) и отделение церкви от государства. К середине 1970-х гг. конституционно церковь отделена от государства в Бразилии, Гватемале, Гондурасе, на Кубе, в Мексике, Никарагуа, Панаме, Сальвадоре, Уругвае, Чили, Эквадоре. Право патроната, унаследованное со времени испанской колонизации и позволяющее правительству вмешиваться во внутренние дела церкви, а также предусматривающее в большинстве случаев помощь церкви со стороны государства, остаётся в силе в Аргентине, Боливии, Венесуэле, Гаити, Доминиканской Республике, Колумбии, Коста-Рике, Парагвае, Перу. Почти все латиноамериканские республики имеют дипломатические отношения с Ватиканом. Колумбия (с 1887) и Доминиканская Республика (с 1954) связаны с Ватиканом конкордатом.

В первые десятилетия XX в. католическая церковь в Латинской Америке активно выступала против рабочего и освободит, движения, против коммунистических партий и демократических организаций, в поддержку внутренней реакции и империализма США. В годы национально-революционной войны 1936—39 в Испании значительная часть латиноамериканского духовенства поддерживала франкистских мятежников. Во время Второй мировой войны высшее католическое духовенство не скрывало своих симпатий к гитлеровской Германии, а после её разгрома содействовало натурализации в Латинской Америке военных преступников, бежавших из Европы. После Второй мировой войны с началом «холодной войны» высшее католическое духовенство активно выступило на стороне империализма США; содействовало разрыву дипломатических отношений ряда стран Латинской Америки с СССР. В этот период усилилось сотрудничество высшего духовенства с диктаторскими режимами в странах Латинской Америки. Латиноамериканский совет епископов (основан в 1955), осуществляющий координацию деятельности национальных церквей, выступал с нападками на коммунизм. Высшее духовенство встретило в штыки победу Кубинской революции.

Распространение влияния К. на население осуществляется и в результате деятельности монашеских орденов (в первую очередь иезуитов и салезианцев), и через светские католические организации (Католическое действие, Рабочая христианская молодёжь, Федерация католических университетов Латинской Америки, Межамериканская федерация католического социального действия, Межамериканский католический союз отцов семейств и др.). Большую роль в политической и общественной жизни ряда стран Латинской Америки играют связанные с католической церковью христианско-демократические партии.

Официально деятельностью католической церкви в Латинской Америке руководит Ватикан. В 1958 с целью повышения эффективности управления была создана Папская комиссия по делам Латинской Америки. В состав комиссии входят представители тех ватиканских конгрегации и учреждений, которые связаны в той или иной степени с деятельностью католической церкви в латиноамериканских странах. Наблюдение за деятельностью католической церкви в Латинской Америке осуществляется Ватиканом в 19 латиноамериканских странах (1977) через папских нунциев, которые одновременно являются дипломатическими представителями Ватикана при правительствах этих стран. О значении, которое придаёт Ватикан Латинской Америке, можно судить по тому, что в 1939—69 Ватиканом было опубликовано 80 документов, посвящённых К. в Латинской Америке. В 1968 папа римский Павел VI (впервые в истории Ватикана) посетил Латинскую Америку. В 1979 папа Иоанн Павел II посетил Доминиканскую Республику и Мексику, присутствовал на 3-й ассамблее Латиноамериканского совета епископов.

На деятельность латиноамериканской католической церкви большое влияние оказывает высшее католическое духовенство США. Комиссия епископата США для Латинской Америки организует конференции католиков стран Западного полушария, региональные совещания с участием высшего духовенства стран Латинской Америки, финансирует деятельность католической церкви США в Латинской Америке, направляет туда миссионеров и т. д. Католические организации США выдвинули в начале 60-х гг. так называемую Межамериканскую программу сотрудничества, направленную на укрепление связей между церквами Латинской Америки и США. В 1969 Комиссия епископата США для Латинской Америки учредила так называемый Корпус папских добровольцев — граждан США католического вероисповедания, направляемых в латиноамериканские страны. В середине 70-х гг. стали известны факты использования католических священнослужителей Центральным разведывательным управлением. Католической церковью США вложены капиталы в национальную экономику ряда латиноамериканских стран. Латиноамериканская католическая церковь непосредственно связана с американскими монополиями. Она располагает пакетом акций «Юнайтед Брэндс компани», «Американ энд форин пауэр компани», «Лайм компани» и др.

До начала 50-х гг. XX в. в Латинской Америке фактически не было организационно оформленного католического профсоюзного центра. В 1951 в Чили было создано региональное бюро Международной конфедерации христианских профсоюзов для координации деятельности возникших к этому времени клерикальных профсоюзов в Эквадоре (1938), Чили (1947), Венесуэле (1948), Уругвае (1949). В 1954 учреждена Латиноамериканская конфедерация христианских профсоюзов (КЛАСК), которая на 6-м съезде в 1971 переименована в Латиноамериканский центр трудящихся.

С 60-х гг. XX в. начался новый этап в истории католической церкви в Латинской Америке. Он явился отражением кризиса B во всемирном масштабе и развивался под непосредственным воздействием обострения социально-экономических противоречий, политической неустойчивости, массового подъёма антиимпериалистического и рабочего движения в Латинской Америке. В клерикальной среде нарастает стремление к «обновлению» — модернизации церкви и всей системы католических организаций. «Обновление» коснулось не только вопросов культа, но и основных направлений социальной политики. Начинают создаваться центры социально-религиозных исследований, большое внимание уделяется факультетам теологии в университетах, с тем чтобы приспособить теологию к современным условиям, публикуются крупные исследования и многочисленные статьи христианских философов, социологов, экономистов по вопросам социально-экономического развития Латинской Америки. Церковное руководство, вырабатывающее общую политику, а также христианской социологи, изучающие проблемы современности, испытывают на себе влияние буржуазного социал-реформизма. Большую роль в выработке социальной политики церкви сыграла Вторая ассамблея латиноамериканского Совета епископов, состоявшаяся в сент. 1968 в г. Медельин (Колумбия). Участники этой ассамблеи высказались против диктаторских режимов, против политики неоколониализма; в то же время осуждению подверглись «насильственные» методы освободит, борьбы. Третья ассамблея этого совета (1979) заняла более консервативную позицию. Большое место в новой социальной политике католическое духовенство отводит реформе образования с тем, чтобы использовать её для распространения своего идейного влияния. Стремясь завоевать на свою сторону трудящихся, клерикалы высказываются в ряде случаев в поддержку рабочих профсоюзов, сельскохозяйственных кооперативов, требуют улучшения условий жизни трудящихся, но хотя официальная церковь и критикует отдельные черты капитализма, она по-прежнему стоит на страже частной собственности, а социальное переустройство предусматривает в рамках капитализма.

Одним из лидеров обновленческого движения выступает бразильский архиепископ Д. Э. Камара Песоа, стоящий в оппозиции по отношению к остальным иерархам Бразилии. Он осуждает как капитализм, так и социализм, является сторонником «мирной революции», которую следует осуществить путём организованного участия самих трудящихся в движении за социальные реформы. В большинстве стран Латинской Америки (в том числе в Аргентине, Колумбии, Гватемале) католическое руководство остаётся на консервативных и антикоммунистических позициях. В то же время оно стремится отмежеваться в ряде стран (Парагвай, Чили) от насилий военно-диктаторских режимов. Появление внутри католического духовенства левых течений различных направлений характерно для многих латиноамериканских стран. Левые священники подвергаются преследованиям полиции, их лишают сана, высылают из страны. В ряде стран они имеют свои организации. Это — Движение священников «третьего мира» в Аргентине, группа «Голконда» в Колумбии и др.

В 60—70-х гг. близкие к народу круги духовенства Колумбии, Мексики, Чили и др. латиноамериканских стран выступали с индивидуальными и массовыми протестами против консерваторов-иерархов, с осуждением империализма, публично высказывались за революционные средства осуществления социальных и политических изменений. Широкое распространение получило движение «Христиане за социализм». В большинстве случаев левые католики сохраняют мелкобуржуазные иллюзии, некоторые из них становятся на позиции крайнего экстремизма.

Стремлению буржуазии разъединить трудящихся по религиозному признаку коммунисты Латинской Америки противопоставляют политику укрепления единства всех антиимпериалистических сил. Программа Коммунистической партии Колумбии, принятая на 12-м съезде (1975), отмечает, что среди духовенства Колумбии появляются новые течения, выступающие за радикальные преобразования. Бразильская коммунистическая партия обращает внимание на то, что деятельность католического духовенства в защиту интересов народа и демократических свобод облегчает борьбу с реакцией. На открывающиеся возможности сотрудничества христиан и марксистов указывает Манифест Коммунистической партии Чили (1977).

Литература:

Андреев М. В., Католицизм и проблемы современного рабочего и национально-освободительного движения, М., 1968;

Андронова В. П., Колумбия: церковь и общество, М., 1970;

Великович Л. Н., Религия и политика в современном капиталистическом обществе, М., 1970;

Лаврецкий И. Р., Колонизаторы уходят — миссионеры остаются, М., 1963;

Ковальский Н. А., Ватикан и мировая политика. Организация внешнеполитической деятельности католического клерикализма, М., 1964;

Семенов С. И., Христианская демократия и революционный процесс в Латинской Америке, М., 1971;

Григулевич И. Р., «Мятежная» церковь в Латинской Америке, М., 1972;

его же, Крест и меч, М., 1977;

Кондратьева А. В., Латинская Америка: проблемы борьбы за единство профсоюзного движения, М., 1976;

Houtart F. and Pin E., The Church and the Latinamerican revolution, N. Y., 1965;

História de la iglesia en América española desde el descubrimiento hasta comienzos del siglo XIX, v. 1—2, Madrid, 1965—66;

Mecham J. L., Church and state in Latin America, Chapel Hill, 1966;

Gheerbrant A., L’église rebelle de l’Amérique Latine, P., 1969;

Rosales J., Los cristianos, los marxistas у la revolución, B. Aires, 1970;

Katholizismus in Lateinamerika, Wien, 1973;

Dussel E. D., História de la iglesia en América Latina, Barcelona, 1974;

Condal E., El Vaticano у el Tercer mundo, в книге: La iglesia, el subdesarrollo у la revolución, Méx., 1968;

The church and social change in Latin America, 1970;

Múñoz R., Nueva conciencia de la iglesia en América Latina, Salamanca, 1974;

Turner F. C., Catholicism and political development in Latin America, Chapel Hill, 1971;

Hackethal E., Kreuzweg Chile: Christen Kirche und Klassenkampf vor und nach dem Militarputsch, В., 1976.

В. П. Андронова, Н. А. Ковальский, А. В. Кондратьева.

В начало энциклопедии