Энциклопедический справочник "Латинская Америка"
Индейцы

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Индейцы

Индеец племени кофан.

Индеец племени кофан.

инде́йцы (indioŝ), общее название коренного населения Америки (за исключением эскимосов и алеутов), возникшее в результате ошибочного представления первых европейских мореплавателей (X. Колумба и др., конец XV в.), которые приняли открытые ими земли за Индию. По наиболее распространённой в научной литературе гипотезе, предки И. пришли на территорию Америки из северо-восточной Азии через область современного Берингова пролива в эпоху позднего палеолита. Предками некоторых групп И. Латинской Америки (например, арауканов, гуарауно, карибов), по мнению некоторых учёных, могли быть более поздние выходцы из Океании. Перед открытием Америки Колумбом общая численность И. составляла 12-20 млн. человек. Наиболее плотно были заселены районы древних цивилизаций (Месоамерика, Андская область). Физическое уничтожение со времён конкисты и вплоть до конца XIX в., жестокая эксплуатация и национальное угнетение, процессы метисации привели к снижению численности И. В ряде стран Латинской Америки (Куба, Гаити, Доминиканская Республика, Уругвай) И. исчезли полностью. Однако с начала XX в. общая численность И. растёт и на 1970, по разным оценкам, составляла 21-35 млн. человек. Основная масса И. (около 96,7%) живёт в Латинской Америке. Языки И. изучены слабо, их общепринятой классификации нет (см. Индейские языки Латинской Америки). Религия И. в прошлом - различные племенные культы (шаманизм, анимизм, тотемизм), а также земледельческие и астральные культы и др. Большинство И. восприняло христианство (главным образом католицизм). Однако пережитки древних верований встречаются повсеместно (см. Религии индейских племён и народов Латинской Америки). И. внесли большой вклад в мировую цивилизацию, обогатили мир различными материальными и духовными ценностями (см. Индейские культуры доколумбовой Америки).

До европейской колонизации (XVI в.) большинство индейских племён находилось на различных стадиях общинно-родового строя. Наиболее высокого уровня развития достигли И. Центральной Америки и Анд. Здесь преобладало земледельческое хозяйство различных систем - от подсечно-огневой (майя) до сложной оросительной (ацтеки) и террасовой (Древнее Перу); издревле выращивались маис, бобовые, тыква, подсолнечник, какао, агава, табак, хлопчатник, картофель (в Андах). Здесь начали развиваться скотоводство (лама и альпака в Андах) и металлургия. Сложились очаги высокой культуры, возникли раннеклассовые государства (см. Ацтеков царство, Майя, Тауантинсуйу).

В бассейне рек Амазонка и Ориноко и Бразильского плоскогорья обитали племена, занимавшиеся мотыжным земледелием (культивировали преимущественно маниок и маис), а также И., жившие охотой и собирательством (араваки, карибы и др.). Племена пеших охотников Пампы, Аргентины и Патагонского плоскогорья стали в XVII-XVIII вв. конными охотниками. На крайнем юге Южной Америки и на островах Огненной Земли алакалуфы, она, яганы вели полукочевую жизнь примитивных рыболовов, охотников, собирателей моллюсков. Европейская колонизация прервала естественный ход развития И. Она сопровождалась истреблением И., жестокой эксплуатацией, разрушением их древней культуры. Для истории И. колониального периода характерна их неустанная борьба против классового и национального угнетения (Инки Манко восстание 1535-72, Арауканские войны 1536-1882, восстания Куаутемока, Педро Бооркеса, Тупака Амару I и Тупака Амару II, Гуайкайпуро и многих других). Расшатывая устои колониального господства, способствуя зарождению и развитию освободительных традиций в Латинской Америке, борьба И. имела важное история, значение. И. внесли огромный вклад в победу патриотических сил в Войне за независимость испанских колоний в Америке 1810-26. Национально-революционного движения И. продолжались и после войны за независимость («война рас», восстание яков и майо под руководством X. Кахеме и X. Тетабьяте, многочисленные выступления кечуа в Эквадоре, Перу, Боливии, аймара в Перу и Боливии и др.). Индейские национально-революционные движения всё больше вливаются в общее русло борьбы народов Латинской Америки против империализма и внутренней реакции, за глубокие социально-экономические преобразования. Этнические судьбы современных И. в значительной степени определяются соотношением двух противоположных тенденций - ассимиляции И. испаноязычным населением и консолидации отдельных групп индейцев в крупные этнические общности.

Основное занятие современных И. - сельское хозяйство, особенно земледелие. Значительная доля индейского крестьянства всё ещё находится в полуфеодальной зависимости от местных крупных землевладельцев, однако некоторая часть И. уже втянута в капиталистическое производство. У племён бассейна рек Амазонка, Ориноко и других малодоступных районов сохраняются первобытнообщинные отношения. Процесс пролетаризации И. начался примерно в последней четверти XIX в. Часто (Чили, Венесуэла, Мексика, Колумбия) переход индейца в ряды рабочего класса означает разрыв его прежних этнолингвистических связей. С другой стороны, в некоторых странах (Перу, Боливия, Эквадор, Парагвай, частично - Мексика и Гватемала) сложились группы индейского пролетариата, сохраняющего свои этнолингвистические черты (прослойка буржуазии среди И. незначительна). В Латинской Америке насчитываются десятки индейских политических, профсоюзных и культурных организаций, многие из которых выступают в союзе с демократическими силами своих стран, как, например, Федерация индейцев Эквадора. Тысячи И. входят в прогрессивные политические партии, профсоюзные и другие организации.

Литература:

Индейцы Америки, М., 1955;

Народы Америки, т. 1-2, М., 1959;

Культура индейцев. Вклад коренного населения Америки в мировую культуру, М., 1963;

Lipschütz A., Perfil de Indoamérica de nuestro tiempo. Antología 1937-1962, S., 1968;

Parra M. G., Moreno W. J., Bibliografía indigenista de México у Centroamérica (1807-1950), Méx., 1954;

Handbook of South American Indians, v. 1-7, Wash., 1946-59;

Rosenblat A., La población indígena у el mestizaje en América, v. 1-2, B. Aires, 1954;

Biblioteca Indiana, v. 1-4, Madrid, 1957-62.

Ю. А. Зубрицкий.

Индейцы Панамы.

Индейцы Панамы.

Земледельческие работы у индейцев юго-востока Северной Америки.

Земледельческие работы у индейцев юго-востока Северной Америки

(с гравюры XVI в.).

Девушка из племени куна.

Девушка из племени куна.

В начало энциклопедии